Некоторые вопросы исчисления налога
на добавленную стоимость
Условия для развития конкуренции в сфере бытового обслуживания населения и улучшения обеспечения населения услугами появились после принятия Указа Президента РСФСР от 28.11.91 г. N 240 "О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР".
Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и районов в городах было предложено при условии сохранения профиля деятельности и производственно-технического цикла оказания услуг, а также выполнения всех ранее заключенных хозяйственных договоров реорганизовывать государственные (муниципальные) предприятия и организации бытового обслуживания населения независимо от ведомственной принадлежности путем выделения из их состава в установленном порядке структурных единиц (ателье, мастерских, бань, прачечных, химчисток, фотоателье, парикмахерских, ателье проката и др.) и предоставления указанным структурным единицам прав юридического лица.
Взаимоотношения, возникающие между реорганизуемым и вновь созданным юридическим лицом, регулируются налоговым законодательством.
В соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации не признается реализацией товаров, работ, услуг. Таким образом, при осуществлении указанных операций не возникает объекта обложения налогом на добавленную стоимость.
Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 57 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме преобразования (изменения организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица по передаточному акту. Поэтому при реорганизации юридического лица не облагается налогом на добавленную стоимость часть имущества, отраженная в передаточном акте, утвержденном учредителями (участниками) и представленном вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Реорганизация, проводимая юридическим лицом и вызвавшая количественные и качественные структурные изменения в составе налогоплательщиков, не должна отражаться на их взаимоотношениях с государством за период, предшествующий изменениям. Это положение закреплено в ст. 50 Налогового кодекса, согласно которой обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняет его правопреемник (правопреемники). При присоединении одного юридического лица к другому правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
Если в процессе оптимизации деятельности организация бытового обслуживания сохранила в своем составе структурные подразделения без образования юридического лица, необходимо учитывать некоторые особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренные действующим законодательством для таких предприятий.
До 1 января 1999 г. филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги), с отражением на своем балансе бухгалтерских операций, связанных с учетом и реализацией товаров, работ, услуг, в соответствии с п.п. "г" п. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) являлись плательщиками налога на добавленную стоимость при условии наличия расчетных и других счетов в учреждениях банков.
Законодательством не был предусмотрен особый порядок отражения в налоговых декларациях оборотов по реализации и сумм начисленного налога на добавленную стоимость филиалами, являющимися самостоятельными налогоплательщиками.
Таким образом филиал, являвшийся до 1 января 1999 г. плательщиком налога на добавленную стоимость, в расчетах, представляемых налоговому органу по месту регистрации, должен был отражать выручку от реализации товаров и сумму начисленного налога в полном объеме (без распределения по бюджетам).
Однако на практике нередко возникали ситуации, когда обороты по реализации товаров филиалом были отражены в налоговых расчетах только в части размера отчислений налога на добавленную стоимость в местный бюджет, а обороты по реализации в сводном расчете, представленном по месту регистрации головной компании, - в доле отчислений в федеральный бюджет. В таком случае, если было установлено, что ущерб консолидированному и федеральному бюджетам в части полноты взимания налога не нанесен, налоговыми органами могло быть принято решение о том, что его перераспределение в федеральный и местные бюджеты производиться не должно. При отсутствии этих условий налог на добавленную стоимость должен был уплачиваться вышестоящей (головной) организацией.
С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации филиалы и другие обособленные подразделения организаций перестали быть налогоплательщиками. Одновременно в ст. 19 части второй Кодекса (в редакции Федерального закона от 9.07.99 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации") установлено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Соответственно после введения части первой Кодекса филиалы и другие обособленные подразделения организаций, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности этих организаций по уплате налога на добавленную стоимость применительно к оборотам по реализации, возникающим по месту осуществления их хозяйственной деятельности, с учетом интересов консолидированного бюджета.
Деятельность предприятий и их филиалов в сфере оказания услуг населению регламентируется Законом Российской Федерации от 7.02.92 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9.01.96 г. N 2-ФЗ). Отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания, возникающие в рамках договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг, регулируются разработанными в соответствии с этим Законом Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 г. N 1025.
Согласно указанным Правилам под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Под исполнителем понимаются организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:
наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
вид услуги (работы);
цена услуги (работы);
точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (вещи) потребителя;
отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
даты приема и исполнения заказа;
гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;
другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.
Цена услуги (работы) в договоре определяется соглашением сторон. При этом она не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.
Особенности исчисления налога организациями (предприятиями), оказывающими бытовые услуги населению, зависят от формы заключаемого договора (с оформлением или без оформления квитанций) и метода формирования цены в зависимости от вида оказываемых услуг (с включением или без включения стоимости материалов и запасных частей), а также вида применяемых цен (свободные или регулируемые).
(Продолжение следует)
М.Н. Охлопкова,
советник налоговой службы I ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71