Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации МО "Город Саратов"
от 21 октября 2013 г. N 2604
Примерная программа
обучения должностных лиц и работников гражданской обороны муниципального образования "Город Саратов"
1. Общие положения
Примерная программа обучения должностных лиц и работников гражданской обороны (далее - Примерная программа) является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны.
Примерная программа регламентирует обучение должностных лиц и работников, на которых возложена ответственность за организацию и выполнение всего комплекса мероприятий ГО и задач по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий по вопросам гражданской обороны (далее - ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В Примерной программе изложены вопросы организации обучения и методика его проведения, требования к уровню знаний, умений и навыков слушателей, прошедших обучение, наименования тем занятий и их содержание, количество часов, отводимых на ее изучение в целом и каждой темы в отдельности.
2. Организация обучения
2.1. Обучение должностных лиц и работников ГО организуется на основании Федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", приказов и указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и осуществляется в муниципальном казенном образовательном учреждении дополнительного профессионального обучения "Курсы гражданской обороны муниципального образования "Город Саратов" (далее - курсы ГО).
2.2. Перечень должностных лиц и работников ГО, подлежащих обучению на курсах ГО, определен приказом МЧС России от 13 ноября 2006 г. N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".
2.3. Количество слушателей в группе не должно превышать 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек.
2.4. Продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 учебных часов (по 45 минут). Кроме того, ежедневно (кроме предвыходных и предпраздничных дней) предусматривается 3 часа на самостоятельную работу слушателей. Часы самоподготовки используются для изучения учебно-методических пособий, работы с приборами, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.
2.5. В целях сокращения материальных затрат и времени на проезд обучаемых разрешается проводить их обучение методом сбора с выездом преподавателей курсов ГО.
2.6. Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) по специальной подготовке могут готовиться методом сборов, которые организуются и проводятся соответствующими вышестоящими руководителями обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны. Для каждого сбора разрабатываются специальные программы. Занятия проводятся непосредственно на объектах.
2.7. На всех занятиях с использованием имитационных средств и радиоактивных источников руководитель несет ответственность за соблюдение мер безопасности.
2.8. В целях усиления практической направленности обучения темы 18, 20, 22, 32 Примерной программы рекомендуется отрабатывать на учебно-материальной базе объектов. Объекты определяются решением главы администрации муниципального образования "Город Саратов" (председателем комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации муниципального образования "Город Саратов").
2.9. Обучение слушателей завершается сдачей зачета. Прием зачетов проводится комиссией, назначаемой в составе: председателя - директора курсов ГО; членов комиссии - преподавателя, закрепленного за учебной группой, работников управления защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - УЗНТ ЧС г. Саратова).
2.10. Должностные лица и работники ГО, прошедшие обучение, должны:
2.10.1. Знать:
- требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- структуру и задачи ГО, подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и РСЧС муниципального образования "Город Саратов" (организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
- виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, характерные особенности экологической и техногенной обстановки на территории Саратовской области и муниципального образования "Город Саратов", порядок проведения специальной обработки, дозиметрического и химического контроля;
- порядок создания в целях выполнения мероприятий и задач по защите населения и территорий от ЧС запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
- организацию и порядок взаимодействия между органами управления и силами ГО и РСЧС;
- организацию и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации ЧС мирного и военного времени;
- организацию и порядок обучения населения в области ГО;
- организацию, формы и методы пропаганды знаний в области гражданской обороны среди населения.
2.10.2. Уметь:
- разрабатывать планирующие документы в области ГО и защиты от ЧС;
- анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области ГО и защиты от ЧС в объеме занимаемой должности;
- организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами при выполнении работ;
- организовывать и обеспечивать выполнение мер пожарной безопасности;
- организовывать проведение мероприятий по предоставлению населению убежищ, средств индивидуальной защиты, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, первоочередному обеспечению пострадавшего населения;
- организовывать и осуществлять безопасную эксплуатацию опасных производственных систем и объектов;
- организовывать и проводить подготовку подчиненных органов управления, должностных лиц, сил ГО и РСЧС, а также обучение населения в области ГО;
- осуществлять меры по выполнению заданий мобилизационного плана в области ГО.
2.10.3. Быть ознакомленными с:
- деятельностью органов управления ГО и РСЧС при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
- принципами построения и функционированием систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
- организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;
- реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;
- организацией проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также обобщения и распространения передового опыта в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2.11. Директору курсов ГО предоставляется право включать в содержание тем новые вопросы, перераспределять учебное время на изучение отдельных тем исходя из степени подготовленности обучаемых, уточнять формы и методы проведения занятий, а также последовательность изучения тем без сокращения общего количества часов, определенных Примерной программой.
3. Наименование тем, виды занятий и количество часов, рекомендуемое для изучения тем
Номер темы |
Наименование темы |
Вид занятия |
Количество часов |
1. |
Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
лекция |
1-2 |
2. |
Организация обеспечения, требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению |
групповое упражнение |
1-2 |
3. |
Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах |
лекция |
1 |
4. |
Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма |
групповое упражнение |
1-2 |
5. |
Нормативно-правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
лекция |
1 |
6. |
Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий и ЧС |
лекция |
1 |
7. |
Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана ГО и защиты населения |
практическое занятие |
2 |
8. |
Перевод объекта с мирного на военное положение |
практическое занятие |
1-2 |
9. |
ЧС природного характера, присущие городу Саратову. Возможные последствия их возникновения |
семинар |
1 |
10. |
Техногенные ЧС, возможные на территории города. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта Российской Федерации. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов |
групповое упражнение |
1-2 |
11. |
Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС |
практическое занятие |
2 |
12. |
Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС |
практическое занятие |
1-2 |
13. |
Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности |
практическое занятие |
1-2 |
14. |
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и защиты населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС |
практическое занятие |
1-2 |
15. |
Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля |
практическое занятие |
1-2 |
16. |
Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС |
групповое упражнение |
2-4 |
17. |
Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени |
групповое упражнение |
1-2 |
18. |
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность |
групповое упражнение |
1-2 |
19. |
Порядок создания и применения спасательных служб и НАСФ |
лекция |
1 |
20. |
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС |
практическое занятие |
1-2 |
21. |
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации последствий ЧС) |
лекция |
1 |
22. |
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности |
практическое занятие |
1-2 |
23. |
Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ |
практическое занятие |
1-2 |
24. |
Действия руководителей НАСФ по организации и проведению АСДНР |
практическое занятие |
1-2 |
25. |
Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР |
практическое занятие |
1-2 |
26. |
Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач |
практическое занятие |
1-2 |
27. |
Организация и проведение специальной обработки |
практическое занятие |
1-2 |
28. |
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки НАСФ |
практическое занятие |
1-2 |
29. |
Организация и проведение учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
практическое занятие |
1-2 |
30. |
Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности. Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей |
лекция |
1 |
31. |
Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов |
лекция |
1 |
32. |
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения |
групповое упражнение |
1 |
33. |
Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения |
лекция |
1 |
34. |
Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели |
лекция |
1 |
35. |
Подведение итогов обучения |
семинар |
1 |
4. Содержание тем
Тема N 1. Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Требования законодательства, правовых и нормативных актов организации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Организационные основы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Структура и основные функции ГО, РСЧС, государственной противопожарной службы МЧС России и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Состав сил и средств ГО, территориальной подсистемы РСЧС, муниципальной и ведомственной пожарной охраны. Их возможности, порядок подготовки и применения.
Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, их назначение, задачи, структура и порядок работы.
Тема N 2. Организация обеспечения, требования пожарной безопасности и задачи руководителей организации по их выполнению.
Законодательство Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности. Виды и основные задачи пожарной охраны. Цели, порядок создания и организация муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны.
Сертификация и лицензирование в области пожарной безопасности.
Организация пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности организаций. Противопожарный режим организации и его установление. Система оповещения работников о пожаре. План (схема) эвакуации работников в случае пожара. Порядок учета пожаров и их последствий.
Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. Особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей. Административная ответственность руководителей организации за нарушения в области пожарной безопасности.
Тема N 3. Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Нормативное регулирование использования водных объектов. Требования Правил охраны жизни людей на водных объектах. Организация общего водопользования и использования водных объектов на территории муниципального образования для рекреации.
Организация и осуществление технического освидетельствования переправ, пляжей и других мест массового отдыха людей на водных объектах. Порядок регистрации и эксплуатации маломерных судов.
Тема N 4. Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Правовые, нормативные и организационные основы противодействия терроризму. Общественная опасность терроризма.
Виды террористических актов, их общие и отличительные черты, возможные способы осуществления. Оценка риска их возникновения, материальный и моральный ущерб. Мероприятия по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Получение информации об угрозе террористического акта, порядок действия должностных лиц ГО и РСЧС, дежурно-диспетчерских служб.
Порядок и рекомендуемая зона эвакуации персонала организации (объекта). Правила и порядок поведения населения при угрозе или осуществлении террористического акта.
Организация мероприятий по снятию возникшего стресса, выработке психологической устойчивости и социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта.
Тема N 5. Нормативное правовое регулирование организации и осуществления обучения населения в области ГО и защиты от ЧС.
Сущность и задачи обучения населения города Саратова в области безопасности жизнедеятельности. Нормативная правовая база по организации и осуществлению обучения населения в области безопасности жизнедеятельности. Основные положения нормативных документов.
Структура единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Формы обучения и перечень групп населения, подлежащих подготовке.
Состав учебно-материальной базы для обучения различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности, назначение основных элементов и требования, предъявляемые к ней.
Тема N 6. Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий и чрезвычайных ситуаций.
Поражающие факторы ядерного оружия, их воздействие на объекты и человека. Понятие о дозах излучения и мощности дозы.
Поражающие факторы химического оружия. Характеристика зон химического заражения и очагов химического поражения. Предельно допустимые и поражающие концентрации, пороговые и смертельные токсодозы.
Проблемы хранения и уничтожения запасов отравляющих веществ.
Поражающие факторы биологического оружия. Классификация инфекционных болезней, действие на людей болезнетворных микробов и токсинов. Способы массового заражения населения. Характеристика очагов биологического поражения.
Воздействие поражающих факторов обычных средств нападения.
Возможные последствия радиационных аварий и катастроф на потенциально опасных объектах. Допустимые дозы облучения для людей, допустимые уровни загрязнения различных объектов и поверхностей, продуктов питания, фуража и воды.
Номенклатура аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), используемых в опасных производствах, их классификация. Воздействие токсических свойств основных АХОВ на производственный персонал и население в санитарно-защитной зоне.
Воздействие поражающих факторов при ЧС природного характера.
Тема N 7. Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана гражданской обороны и защиты населения.
Назначение плана гражданской обороны и защиты населения. Требования, предъявляемые к его разработке, исходные данные для планирования мероприятий ГО и этапы разработки плана, порядок утверждения.
Корректировка, хранение и порядок работы с документами плана гражданской обороны и защиты населения.
Изучение и обсуждение одного из вариантов плана гражданской обороны и защиты населения (на примере одной из существующих организаций).
Тема N 8. Перевод объекта с мирного на военное положение.
Основные нормативные правовые документы, регламентирующие перевод объекта с мирного на военное положение. Порядок и последовательность перевода объекта с мирного на военное положение.
Основные мероприятия ГО, выполняемые по степеням готовности. Организация и временные показатели их выполнения. Работа должностных лиц при переводе объекта с мирного на военное положение.
Тема N 9. ЧС природного характера, присущие городу Саратову. Возможные последствия их возникновения.
ЧС природного характера, характерные для территории города, их возможные последствия и основные поражающие факторы. Основные меры по предупреждению или смягчению возможных последствий ЧС природного характера.
Тема N 10. Техногенные ЧС, возможные на территории города Саратова. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории города. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов.
Техногенная безопасность как состояние защищенности населения и территорий от последствий ЧС техногенного характера. Внутренние и внешние источники техногенных угроз, характерных для города Саратова.
Нормативное правовое регулирование промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Виды потенциально опасных объектов и характер опасных производств, расположенных на территории города. Возможные причины и последствия возникновения аварий и катастроф на них.
Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера.
Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию и к эксплуатации опасного производственного объекта. Разработка декларации промышленной безопасности. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта.
Типовой паспорт безопасности территории муниципальных образований.
Тема N 11. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Цели и виды планирования. Требования к планированию мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Структура и содержание основных планирующих документов.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС, порядок его разработки, согласования и доведение плана до сведения исполнителей.
Тема N 12. Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС.
Режимы функционирования РСЧС, их установление и основные мероприятия, проводимые по ним.
Обязанности и действия председателя и членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) при различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия председателя и членов комиссии по эвакуации населения в различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия председателя и членов комиссии по устойчивости функционирования отраслей экономики, организаций жизнеобеспечения населения (работников организаций) в различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия работников органа управления ГО и РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС.
Тема N 13. Организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
Назначение, задачи и состав КЧС. Правовые основы деятельности КЧС. Примерное положение о КЧС.
Планирование работы КЧС (перспективное и текущее). Перечень разрабатываемых документов и их содержание.
Тема N 14. Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и защиты населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.
Сущность, порядок и методика прогнозирования и оценки обстановки. Исходные данные для прогнозирования и оценки обстановки в интересах защиты населения и территорий.
Задачи, силы, средства и организация разведки в очагах поражения и районах ЧС.
Оценка радиационной обстановки.
Оценка химической обстановки.
Оценка инженерной и пожарной обстановки.
Оценка медицинской обстановки.
Оценка обстановки при аварии на химически (радиационно) опасном объекте.
Тема N 15. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
Классификация приборов радиационной разведки (РР) и дозиметрического контроля (ДК). Принцип действия и основные характеристики приборов РР и ДК, состоящих на оснащении сил ГО и РСЧС, подготовка их к работе, проверка работоспособности. Практическая работа с приборами РР и ДК.
Приборы химической разведки (ХР), их принцип действия и основные характеристики. Подготовка приборов ХР к работе, определение в атмосфере отравляющих веществ и аварийных химически опасных веществ. Практическая работа с приборами химической разведки.
Тема N 16. Основное принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС.
Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты (РХБЗ) населения
Общие понятия, основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС.
Защита от ионизирующих излучений, режимы радиационной защиты. Организация дозиметрического контроля.
Защита от АХОВ. Организация химического контроля в очаге заражения.
Биологическая защита населения. Осуществление санитарно-эпидемиологического надзора на территории (объекте).
Медицинская защита производственного персонала и населения в ЧС.
Классификация средств индивидуальной защиты, организация хранения и поддержания в готовности к выдаче населению.
Инженерная защита населения и работников организаций
Инженерная защита. Современная нормативная правовая база в области инженерной защиты. Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС.
Классификация защитных сооружений (ЗС), их устройство и внутреннее оборудование. Убежища. Противорадиационные укрытия. Простейшие укрытия. Порядок приведения ЗС ГО е готовность к приему укрываемых.
Порядок укрытия населения и работников организации в военное время. Содержание и использование ЗС ГО в мирное время. Организация укрытия населения в ЧС природного и техногенного характера.
Защита населения путем эвакуации
Организация эвакуации населения. Планирование эвакомероприятий. Эвакуационные комиссии, их задачи, состав и порядок создания.
Обеспечение эвакомероприятий - транспортное, медицинское, охраны общественного порядка, связи и оповещения, организации питания и обогрева.
Организация работы сборного (приемного) эвакуационного пункта, его оборудование, распределение обязанностей, порядок регистрации и отправки населения.
Организация и поддержание взаимодействия эвакоорганов территорий, отнесенных к группам по ГО, и сельских районов. Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС природного и техногенного характера.
Тема N 17. Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы или возникновении ЧС в мирное и военное время.
Основные мероприятия, проводимые органами управления ГО и РСЧС в случае угрозы или возникновения ЧС в мирное и военное время.
Порядок оповещения населения (работников) об угрозе возникновения ЧС в мирное и военное время.
Очередность и порядок проведения инженерных, медицинских и эвакуационных мероприятий защиты населения (работников) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС.
Обязанности руководителей, а также должностных лиц органов управления ГО и РСЧС по организации оповещения и выполнения инженерных, медицинских и эвакуационных мероприятий защиты.
Тема N 18. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность.
Понятие о готовности органов управления, сил ГО и РСЧС, степени их готовности, порядок приведения в готовность.
Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения.
Обязанности председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления, руководителя органа управления ГО и РСЧС, руководителей спасательных служб и НАСФ при приведении сил ГО и РСЧС в готовность.
Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления, сил ГО и РСЧС.
Практические действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность.
Тема N 19. Порядок создания и применения нештатных аварийно-спасательных формирований.
Нормативное правовое регулирование по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований. Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура. Комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом.
Тема N 20. Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.
Порядок работы должностных лиц и органов управления ГО и РСЧС по организации управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.
Пункты управления, их предназначение, оборудование, размещение и организация работы на них. Порядок работы дежурных смен, их обязанности. Меры, повышающие устойчивость управления ГО.
Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах управления ГО.
Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения.
Тема N 21. Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
Виды, номенклатура и объем резервов (запасов) материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также выполнения мероприятий ГО и РСЧС. Проведение контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением.
Силы ГО и РСЧС, предназначенные для материального обеспечения, их состав и задачи.
Медицинские средства защиты, их состав, порядок накопления, хранения и выдачи.
Порядок создания, использования и восполнения резервов (запасов) финансовых, материально-технических, продовольственных и иных средств в интересах ГО, а также для предупреждения и ликвидации ЧС.
Перечень имущества ГО, хранящегося на складах. Организация количественного и качественного учета. Техническое обеспечение, консервация при длительном хранении. Сроки освежения, проведения лабораторных испытаний.
Тема N 22. Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности.
Основные нормативные правовые документы, определяющие порядок работы органов управления ГО и РСЧС. Задачи и основные функции органов управления ГО и РСЧС.
Планирующие и отчетные документы, разрабатываемые органами управления ГО и РСЧС, их содержание и предъявляемые к ним требования.
Практическая разработка документов соответствующего уровня.
Тема N 23. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Общие положения по организации и проведению АСДНР. Обязанности должностных лиц ГО и РСЧС по организации и ведению АСДНР.
Организация и ведение разведки в очагах поражения и районах ЧС.
Оценка обстановки и принятие решения об организации АСДНР. Определение состава и численности группировки сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР, организация управления. Организация комендантской службы в очагах поражения и в пострадавших от ЧС районах.
Организация взаимодействия между силами ГО и РСЧС, воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для проведения АСДНР.
Тема N 24. Действия руководителей НАСФ по организации и проведению АСДНР.
Получение и уяснение задач, оценка обстановки, принятие решения, распределение основных сил и средств.
Порядок разработки и содержание приказа (распоряжения) на выполнение задач. Доведение задач до сведения исполнителей. Выбор маршрута движения, порядок построения колонны, организация движения, управление на марше.
Организация выдвижения НАСФ в район выполнения задачи.
Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Смена и вывод подразделений НАСФ из очага поражения. Организация и проведение специальной обработки. Восстановление готовности НАСФ к дальнейшим действиям.
Тема N 25. Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР.
Основные составляющие всестороннего обеспечения действий сил ГО и РСЧС в ходе АСДНР и их краткая характеристика.
Особенности организации материально-технического обеспечения при проведении АСДНР.
Определение основ взаимодействия при проведении АСДНР, оформление решения о порядке взаимодействия на картах и в других документах по взаимодействию. Практическое доведение намеченного порядка взаимодействия до сведения подчиненных.
Тема N 26. Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач.
Цель и основные мероприятия по защите личного состава. Обязанности руководителей спасательных служб и руководителей НАСФ по организации и выполнению мероприятий по защите личного состава.
Порядок и способы рассредоточения личного состава и техники в загородной зоне, инженерное оборудование районов, занимаемых силами ГО и РСЧС. Организация разведки.
Использование защитных свойств местности, коллективных и индивидуальных средств защиты, средств связи и оповещения. Организация дозиметрического, химического и биологического контроля.
Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.
Тема N 27. Организация и проведение специальной обработки.
Сущность и способы частичной и полной специальной обработки. Понятие о дезактивации, дегазации и дезинфекции. Вещества, растворы и технические средства, применяемые для этих целей.
Действия спасательных служб и НАСФ при проведении обеззараживания. Меры безопасности.
Санитарная обработка личного состава сил ГО и населения. Действия спасательных служб и НАСФ по организации и проведению полной санитарной обработки.
Тема N 28. Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС.
Планирование и организация обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, руководителей и личного состава спасательных служб и НАСФ, а также производственного персонала организации. Документы по планированию и учету обучения, их содержание и порядок ведения.
Оценочные показатели состояния обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС.
Тема N 29. Организация и проведение учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Виды учений и тренировок, основы их организации и проведения.
Сущность и цели командно-штабных учений. Подготовка учений, разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.
Сущность и цели тактико-специальных учений. Подготовка учений. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.
Сущность и цели комплексного учения. Подготовка комплексного учения. Руководство комплексным учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения. Критерии оценки комплексного учения. Разбор комплексного учения.
Сущность и цели объектовых тренировок. Подготовка объектовой тренировки. Руководство тренировкой. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения объектовой тренировки.
Сущность и цели проведения Дня защиты детей в учреждениях среднего общего и профессионального образования, соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель". Планирование и подготовка. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения.
Тема N 30. Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности. Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей.
Задачи и содержание пропаганды и информирования в области безопасности жизнедеятельности. Организация пропаганды и информирования населения.
Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей.
Тема N 31. Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов.
Понятие устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера и основные пути ее повышения. Факторы, влияющие на устойчивость объектов в условиях военного времени, а также при ЧС природного и техногенного характера.
Основные направления деятельности руководства организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения.
Организация и порядок проведения исследования устойчивости работы объекта.
Тема N 32. Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения.
Исходные положения для прогнозирования и оценки устойчивости функционирования объекта.
Методика оценки устойчивости объекта к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва.
Методика оценки устойчивости объекта к воздействию обычных средств поражения.
Методика оценки устойчивости объекта к воздействию вторичных поражающих факторов.
Оценка химической обстановки при разрушении (аварии) объектов, имеющих АХОВ.
Методика оценки устойчивости объекта при ЧС природного и техногенного характера.
Тема N 33. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения.
Комплекс заблаговременных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости объектов экономики. Защита производственного персонала объекта, оценка надежности его защиты.
Рациональное размещение объектов экономики (здания и сооружения).
Повышение устойчивости зданий и сооружений. Защита технологического оборудования.
Повышение надежности систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения.
Повышение противопожарной устойчивости зданий, коммуникаций, технологического процесса.
Специальные мероприятия по повышению устойчивости объекта при воздействии вторичных поражающих факторов.
Обеспечение надежности и оперативности управления и материально-технического снабжения. Светомаскировка объекта.
Подготовка объекта к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы.
Тема N 34. Порядок финансирования мероприятий ГО, защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели.
Планирование бюджетных и иных финансовых средств, выделенных на выполнение мероприятий ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Порядок выделения финансовых средств на выполнение мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС.
Перечень, порядок разработки и представления необходимых документов, подтверждающих факт чрезвычайной ситуации и размер затрат на ликвидацию ее последствий.
Ведение учета, отчетности и финансового контроля за расходованием средств по мероприятиям гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС.
И.о. начальника управления защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций администрации муниципального образования "Город Саратов" |
Ю.И.Нуколов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.