Пеня в Налоговом и Бюджетном кодексах
Российской Федерации
Статьей 13 "Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства" Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" было установлено, что налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных Законом случаях несет ответственность в виде взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если Законом не предусмотрены иные размеры пени, и взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности. Таким образом, пеня (при этом определения понятия этого термина не давалось) рассматривалась как вид ответственности за налоговое правонарушение.
Однако в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.96 г. N 20-П предусматривается, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный Законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога, и поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу Закона. Таким образом, Конституционный суд Российской Федерации определил, что пеня не рассматривается как мера ответственности, а носит компенсационный характер, а также подтвердил бесспорный порядок списания указанных сумм с юридических лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определение понятия "пеня" дается в ст. 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 9.07.99 г. N 154-ФЗ). Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 2 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (ст. 72 НК РФ), а также мер ответственности (штрафа) за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (сбора); при этом процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня не начисляется на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены его операции в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика, но подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Как предусмотрено НК РФ, пени могут быть взысканы принудительно (с организаций - в бесспорном порядке, а с физических лиц, в том числе налоговых агентов, - в судебном порядке) за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного его имущества в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК РФ.
Все вышесказанное, как уже отмечалось, относится к уплате (взысканию) пени налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом. Однако следует обратить внимание, что в НК РФ предусматривается взыскание пени и в других случаях. Так, глава 18 НК РФ определяет виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, а также ответственность за их совершение. Статьей 133 НК РФ установлено, что нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки, а ст. 135 предусматривается взыскание пени в таком же размере за неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени. Остальные статьи указанной главы НК РФ (ст. 132, 134, часть вторая ст. 135, 135-1) предусматривают ответственность в виде наложения штрафа. И в таком случае возникает вопрос о том, как следует рассматривать пени, уплачиваемые банком, - как меру ответственности или как компенсационную меру. Статьей 60 НК РФ (п. 4) установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных указанной статьей обязанностей банки несут ответственность в соответствии с НК РФ. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты (внебюджетные фонды) сумму налога и уплатить соответствующие пени (т.е. в данном случае пени рассматривается не как мера ответственности). Рассматривать эту меру как компенсационную тоже вряд ли возможно, поскольку определение пени, данное в ст. 75 НК РФ, в данном случае не применимо (банк в данном случае не является налогоплательщиком или налоговым агентом), а позиция Конституционного суда Российской Федерации была определена при рассмотрении иных (налоговых) правоотношений. Тем не менее законодатель установил эту меру, применяемую к банку, и в ст. 136 определил порядок ее взыскания.
Что же касается Бюджетного кодекса Российской Федерации, то следует иметь в виду следующее. Статья 6 Кодекса, в которой определяется понятийный аппарат, применяемый в Бюджетном кодексе, термина "пеня" не содержит. Однако часть четвертая "Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации" в качестве меры, применяемой к нарушениям бюджетного законодательства, предусматривает начисление пени (ст. 282) по основаниям, указанным в ст. 283 Кодекса. Пеня взыскивается в следующих случаях.
В части получателей бюджетных средств:
статья 290 - невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, - в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
статья 291 - неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, - в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
В части кредитных организаций:
статья 304 - несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов, - в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
статья 305 - несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств - в указанном выше размере.
В соответствии со ст. 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители органов федерального казначейства и их заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право взыскивать в бесспорном порядке пени как с получателей бюджетных средств (ст. 290, 291), так и с кредитных организаций (ст. 304, 305).
Хотелось бы обратить внимание читателей еще на один вопрос, связанный с начислением пеней, а именно на вопрос о зачислении указанных сумм. В НК РФ этот вопрос не рассматривается, поскольку он не является вопросом налогового законодательства.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации предусматривается следующее. В соответствии со ст. 41 "Виды доходов бюджетов" (п. 2) к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (видимо, налагаемые за нарушение налогового законодательства), но в ст. 50 Кодекса при определении налоговых доходов федерального бюджета пени уже не упоминается. Кроме того, несколько федеральных налогов носят регулирующий характер и подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в соответствии с установленными нормативами. Возникает вопрос, должны ли в этом случае в таком же порядке распределяться суммы пеней, налагаемые в соответствии со ст. 75 НК РФ, а также в соответствии с главой 18 НК РФ. Что же касается пеней, взыскиваемых за нарушение бюджетного законодательства, то вопрос о зачислении этих сумм в Кодексе также не нашел отражения. Возможность применения в данном случае ст. 46 Кодекса, в соответствии с которой предусматривается, что суммы конфискаций, компенсаций и иные средства (относятся ли к ним и пени?), в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе и с Бюджетным кодексом Российской Федерации) и решениями судов, по мнению автора, вызывает сомнение.
Г. Титова,
Минфин России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71