Местные налоги и сборы с юридических лиц
на территории Московской области
Развитие местного самоуправления предусматривает создание финансово-экономической основы муниципальных образований, важнейшим звеном которой являются местные налоги и сборы с юридических лиц.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по введению местных налогов и сборов определены Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Налоговым кодексом Российской Федерации. В ст.20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) определены виды местных налогов и сборов, права органов местного самоуправления по их введению, даны общие представления о плательщиках, предельные размеры ставок, источники уплаты.
В то же время данный Закон предоставил право местным органам самоуправления определять конкретных плательщиков местных налогов и сборов, устанавливать их ставки, порядок исчисления, сроки уплаты, зачисления средств, а также решать вопрос о предоставлении льгот отдельным категориям налогоплательщиков. К сожалению, при этом не всегда соблюдается установленный законодательством порядок введения местных налогов и сборов. Это касается порядка определения категорий плательщиков, включая представительства зарубежных фирм, предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий и другие обособленные структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной муниципальному образованию; исчисления и уплаты налогов и сборов; распределения средств от налогов и сборов между бюджетами разных уровней; установления прав, обязанностей и ответственности плательщиков; предоставления льгот отдельным категориям плательщиков.
Работа налоговых органов, осуществляющих контроль за полным и своевременным поступлением в бюджет местных налогов и сборов, в значительной степени зависит от решений по местным налогам и сборам, принимаемых органами местного самоуправления.
Конфликтные ситуации с налогоплательщиками чаще всего возникают из-за слабого знания ими действующего законодательства и юридически неграмотно оформленных решений и положений по местным налогам и сборам. В первую очередь это касается предприятий с иностранными инвестициями, представительств зарубежных фирм.
Следует иметь в виду, что никакие другие виды местных налогов и сборов кроме указанных в ст.20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) местные органы самоуправления принимать не вправе.
На территории Московской области в 1999 г. взимались следующие местные налоги и сборы: сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования, другие цели; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; сбор на нужды образовательных учреждений; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов.
В бюджет Московской области от введения всех местных налогов и сборов за 9 месяцев 1999 г. поступило 1879,5 млн.руб., что на 53% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольший удельный вес заняли поступления по местным налогам и сборам с юридических лиц - 1747,4 млн.руб. (93% общего объема поступлений по местным налогам и сборам).
Поступления по сбору за право торговли составили 1,6% общего объема налоговых платежей в областной бюджет; целевым сборам на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели - 0,3%; налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 15,4%; лицензионному сбору за право торговли винно-водочными изделиями - 0,3%; сбору за уборку территорий населенных пунктов - 0,2%; сбору на нужды образовательных учреждений - 5,6%.
Поступления других местных налогов и сборов с юридических лиц, действующих на территории Московской области, незначительны.
Таким образом, основную долю в общем объеме поступлений местных налогов и сборов с юридических лиц занимает налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. По сравнению с аналогичным периодом 1998 г. поступления этого налога возросли на 62,9%. Это произошло благодаря увеличению выручки от реализации продукции, работ, а также числа плательщиков на 4,8%. Так, в Ступинском и Щелковском районах по указанным причинам поступления от этого налога возросли соответственно на 83,4 и 96,7%.
Кроме того, в отдельных муниципальных образованиях на ряде предприятий активизировалась производственная деятельность и появились новые плательщики - предприятия с иностранными инвестициями. Например, в Озерском районе благодаря улучшению работы на текстильной фирме "Ока", в компаниях "Молочные братья" и "Смайл Интернэшнл", перечисляющих 47,4% общего объема поступлений от налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, этот показатель возрос с 1284 тыс.руб. до 12822 тыс.руб., или в 9 раз. За счет развертывания производственной деятельности в 1999 г. предприятия с иностранными инвестициями ООО "Данон-Индустрия" поступления этого налога увеличились в Чеховском районе на 103,9%.
Во всех муниципальных образованиях введены сбор за право торговли; сбор на нужды образовательных учреждений; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор за уборку населенных пунктов введен в городах Долгопрудный, Железнодорожный, Зарайск, Ивантеевка, Красноармейск, Лыткарино, Люберцы, Наро-Фоминск, Ногинск, Одинцово, Орехово-Зуево, Пушкино, Щелково, Щербинка, Электросталь, Дзержинский и Лотошинском, Подольском, Рузском и Талдомском районах.
Целевые сборы с граждан и организаций на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели не введены в городах Видное, Жуковский, Зарайск, Ступино, в Лотошинском и Шаховском районах.
Налог на рекламу не введен в следующих муниципальных образованиях: Краснознаменск, Дмитров, Дубна, Зарайск, Ивантеевка, Истра, Клин, Можайск, Озеры, Павлово-Посад, Сергиев Посад, Ступино, Троицк, Чехов, Рошаль, в Лотошинском, Луховицком, Подольском, Рузском, Серебряно-Прудском, Серпуховском, Талдомском и Шаховском районах.
Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров не введен в городах Бронницы, Краснознаменск, Домодедово, Дубна, Жуковский, Звенигород, Ивантеевка, Истра, Климовск, Красноармейск, Красногорск, Лобня, Лыткарино, Люберцы, Озеры, Павлово-Посад, Протвино, Пушкино, Раменское, Сергиев Посад, Троицк, Химки, Шатура, Щербинка, Фрязино, Электросталь, Рошаль, в Коломенском, Луховицком, Серпуховском, Талдомском, Шаховском районах.
Сбор за парковку автотранспорта введен в 11 муниципальных образованиях: Дмитров, Звенигород, Королев, Мытищи, Наро-Фоминск, Молодежный, Ногинск, Одинцово, Пущино, Можайск. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей введен в городах Железнодорожный, Королев, Кашира, Клин, Мытищи, Наро-Фоминск, Одинцово, Пущино, Юбилейный, Красногорск, Серпухов, сбор за право использования местной символики - в Егорьевске, Зарайске, Кашире, Мытищах, Серпухове, Юбилейном, Долгопрудном, сбор за право проведения кино- и телесъемок - в Кашире, Наро-Фоминске, Пущино, Серпухове, Долгопрудном, Подольске, сбор со сделок, совершаемых на биржах, - в Химках, Подольске.
Расскажем о наиболее распространенных налогах и сборах с юридических лиц, взимавшихся на территории Московской области в 1999 г.
Сбор за право торговли и лицензионный сбор
на подакцизные товары
Сбор за право торговли вводится органами местного самоуправления муниципального образования в соответствии с п.п."е" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Плательщиками сбора являются предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, их дочерние образования и филиалы, а также граждане Российской Федерации и других государств (физические лица), осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами власти.
Следует иметь в виду, что поскольку сбор за место на рынке - это плата за услуги, оказанные рынком, а не за право торговли товарами, то с продавца должен взиматься как сбор за право торговли, так и рыночный сбор.
Законом не устанавливаются размеры ставок сбора за право торговли - это относится к компетенции местных органов самоуправления. При этом учитываются расположение мест торговли, торговые площади, объем и виды товаров. В основном сбор устанавливается за осуществление мелкорозничной торговли, главным образом на рынках. Между тем местные органы вправе устанавливать сбор и с предприятий государственной, кооперативной, коммерческой торговли, осуществляющих торговлю товарами на постоянной основе.
Лица, осуществляющие торговлю, приобретают разовый талон или временный патент на право торговли, в котором указываются срок его действия, наименование товара, наименование организации, юридический адрес, место осуществления торговли. Реализация разовых талонов и сбор платежей за право торговли по решению местных органов самоуправления могут осуществляться специально уполномоченными на это организациями, т.е. сборщиками налогов, работа которых оплачивается за счет средств, поступающих в бюджет от этих сборов.
Расходы по уплате сбора за право торговли относятся предприятиями за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).
Указом Президента Российской Федерации от 29.10.92 г. N 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции" и постановлением главы администрации Московской области от 6.01.93 г. N 1 было введено лицензирование торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми акцизами. Лицензированию подлежала торговля (включая посредничество) подакцизными товарами как отечественного, так и импортного производства.
Сумма лицензионного сбора устанавливалась по отдельным видам товаров. При получении лицензиатом более двух лицензий по сопряженным видам деятельности за каждую последующую лицензию сбор взимался в размере 50%.
Указом Президента Российской Федерации от 13.09.99 г. N 1207 "О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Указ Президента Российской Федерации от 29.10.92 г. N 1311 признан утратившим силу.
Целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций
на содержание милиции, благоустройство территории,
нужды образования и другие цели
Данный вид сборов устанавливается в соответствии с п.п."ж" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями). Поступления от этих сборов обеспечивают финансирование некоторых отраслей хозяйства.
Плательщики сбора определяются в каждом муниципальном образовании местными органами самоуправления самостоятельно. Общий размер ставки целевых сборов для юридических лиц не может превышать 3% годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленной законом минимальной месячной оплаты труда, т.е. сбор определяется расчетным путем, для этого необходимо знать только численность работающих. Расходы по уплате сбора юридическими лицами относятся на финансовые результаты деятельности.
Сроки уплаты, порядок внесения, ведение учета поступающих сумм, представление налоговых деклараций определяются в решениях местных органов самоуправления.
Налог на рекламу
Налог на рекламу вводится местными органами самоуправления на основании п.п."з" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Плательщиками его являются рекламодатели (категории плательщиков оговорены в решениях местных органов самоуправления), рекламирующие свою продукцию при помощи средств массовой информации (телевидение, радиовещание, печатные издания, а также изготовление справочников, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей и др.) на территории муниципального образования.
Ставка налога не может превышать 5% от стоимости услуги, оказываемой предприятию по рекламированию продукции. Налог на рекламу, как правило, уплачивают рекламные агентства, осуществляющие работу по рекламированию продукции.
Плательщики налога представляют в налоговый орган декларацию о суммах налога и уплачивают его в сроки, определенные решениями местных органов самоуправления.
Сумма налога может непосредственно перечисляться на счет рекламного агентства при оплате рекламных услуг не позднее дня размещения (опубликования) рекламы на рекламных носителях, а агентство перечисляет его в доход бюджета в срок, установленный решением местного органа самоуправления. Расходы по уплате налога относятся на финансовые результаты деятельности.
За объявление, изготовление афиши о демонстрации кинофильмов не облагаются налогом на рекламу кинотеатры, так как речь идет не об информации, а о проводимой работе.
Не облагаются налогом на рекламу (при наличии соответствующего решения местного органа самоуправления):
реклама благотворительных мероприятий;
информационные вывески, размещаемые в помещениях, которые используются для реализации товаров, включая витрины;
объявления и извещения о местонахождении предприятий, номерах телефонов и т.д.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы
Данный налог был введен на основании п.п."ч" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Категории плательщиков определяются местными органами самоуправления в решениях и постановлениях. Налог имеет строго целевое назначение и направляется на финансирование объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы, укрепление ее материально-технической базы.
Особенность налога заключается в том, что предприятия, имеющие на балансе жилье, дома культуры, клубы, детские сады и другие объекты социально-культурной сферы, которые несут расходы по их содержанию, фактически не будут являться плательщиками налога, так как их расходы на эти цели по нормам, утвержденным местными органами власти, исключаются из начисленной суммы налога. Предприятия, не имеющие на балансе таких учреждений, будут платить налог в полной сумме.
Ставка налога не может превышать 1,5% от объема реализации продукции (работ, услуг). В принимаемых местными органами самоуправления решениях, постановлениях, как правило, дается понятие объема реализации продукции (работ, услуг) по отдельным отраслям: для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность; заготовительных, торговых, снабженческо-сбытовых организаций; банков и других кредитных учреждений; страховых организаций; бирж.
Расходы по уплате налога относятся на финансовые результаты деятельности. Исчисление налога производится плательщиком нарастающим итогом с начала года в сроки, оговоренные в решении местного органа самоуправления.
Сбор на нужды образовательных учреждений
В соответствии с Законом Московской области от 18.11.98 г. N 9/35 "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц на территории Московской области", принятым решением Московской областной Думы от 3.12.98 г. N 57/98-03 на территории области взимается сбор на нужды образовательных учреждений. Согласно ст. 1 указанного Закона плательщиками сбора являются состоящие на учете в налоговых органах Московской области организации, которые являются:
юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
организациями, образованными в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Московской области через постоянные представительства (филиал, бюро, контору, отделение, агентство и любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности);
филиалами и обособленными подразделениями юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не являются плательщиками сбора бюджетные учреждения и некоммерческие организации, не занимающиеся предпринимательской деятельностью. В случае получения последними доходов от данной деятельности уплата сбора производится в части средств по оплате труда, относящихся к предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности определено в ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации: это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно ст. 4 указанного Закона расходы налогоплательщиков по уплате сбора относятся на финансовые результаты их деятельности.
Статьей 3 данного Закона установлено, что льготы по уплате сбора предоставляются плательщикам в соответствии с Законом Московской области от 28.07.97 г. N 39/93-03 "О льготном налогообложении в Московской области". Статьей 22 Закона (в редакции от 19.04.99 г.) для образовательных учреждений, оказывающих платные образовательные услуги, льготы не предусмотрены.
Решением Московской областной Думы от 1.04.98 г. N 14/12 "О толковании пункта 2 статьи 22 Закона Московской области N 39/97-03 от 28 июля 1997 года "О льготном налогообложении в Московской области" определено, что средства плательщиков сбора на нужды образовательных учреждений, направленные в финансовые фонды, аккумулирующие средства для финансирования образовательных учреждений Московской области, считаются платежами по сбору на нужды образовательных учреждений.
Решением Московской областной Думы от 13.10.99 г. N 20/70 принят Закон Московской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области", утвержденный губернатором Московской области 3.11.99 г. N 75/99-03, который вступил в силу с 1 января 2000 г. На основании ст.22 данного Закона образовательные учреждения освобождаются от уплаты сбора на нужды образовательных учреждений.
В таблице приведены данные по уплате местных налогов и сборов с юридических лиц на территории Московской области.
N п/ п |
Налог, сбор | На основа- нии чего введен (За- кон Россий- ской Феде- рации от 27.12.91 г. N 2118-1) |
Налогообла- гаемая база |
Ставка налога |
Срок уплаты | Срок пред- ставления деклараций |
Зачис- ление налога, сбора |
Корреспонди- рующие счета |
|
Дебет | Кредит | ||||||||
1 | Сбор за пра- во торговли |
Подпункт "е" п.1 ст.21 |
Устанавлива- ется местными органами са- моуправления |
Законом не определена |
При приобре- тении патен- та |
Не предус- мотрен |
Местный бюджет |
81 | 68 |
2 | Целевые сбо- ры на содер- жание мили- ции, благо- устройство территории, на нужды об- разования и другие цели |
Подпункт "ж" п.1 ст.21 |
Годовой фонд заработной платы рассчи- тывается от установлен- ного размера минимальной месячной оп- латы труда |
Не более 3% на все виды целевых сбо- ров по сово- купности |
Устанавли- вается мест- ными органа- ми |
Устанав- ливается местными органами |
То же | 80 | 68 |
3 | Налог на рекламу |
Подпункт "з" п.1 ст.21 |
Стоимость ус- луг, оказан- ных предпри- ятию по реа- лизации его продукции |
Не более 5 % | То же | То же | " | 80 | 68 |
4 | Налог на содержание жилищного фонда и об- ъектов соци- ально-куль- турной сферы |
Подпункт "ч" п.1 ст.21 |
Объем реали- зации (без НДС, акциза) |
Не более 1,5% объема реализации продукции (работ, ус- луг) |
" | " | " | 80 | 68 |
5 | Налог на перепродажу автомобилей, вычисли- тельной тех- ники и пер- сональных компьютеров |
Подпункт "и" п.1 ст.21 |
Сумма сделки (купли-про- дажи) |
Не более 10% | В сроки со- вершения сделки |
" | " | 81 | 68 |
6 | Сбор на нуж- ды образова- тельных уч- реждений |
Подпункт "г" п.1 ст.20 |
Фонд заработ- ной платы |
1% | Ежемесячно не позднее 20 числа месяца, сле- дующего за отчетным |
Сроки, ус- тановлен- ные для представ- ления кварталь- ной отчет- ности на- растающим итогом |
Област- ной бюджет |
80 | 68 |
7 | Лицензионный сбор за пра- во проведе- ния аукцио- нов и лоте- рей |
Подпункт "м" п.1 ст.21 |
Стоимость товаров на аукционе или сумма, на которую выпу- щены лотерей- ные билеты |
Не более 10% | Устанавли- вается мест- ными органа- ми власти |
Не предус- мотрен |
Местный бюджет |
81 | 68 |
8 | Лицензионный сбор за пра- во торговли винно-во- дочными из- делиями |
Подпункт "л" п.1 ст.21 |
Право юриди- ческого лица на торговлю |
50 размеров минимальной месячной оп- латы труда в год |
То же | То же | То же | 81 | 68 |
9 | Сбор за пар- ковку автот- ранспорта |
Подпункт "о" п.1 ст.21 |
Право на пар- ковку автомо- биля в специ- ально обору- дованных мес- тах |
В размерах, установлен- ных местными органами власти, за один час парковки |
На месте парковки в момент пос- тановки транспорта на стоянку |
Устанав- ливается местными органами власти |
" | 80 | 68 |
10 | Сбор за пра- во использо- вания мест- ной символи- ки |
Подпункт "п" п.1 ст.21 |
Стоимость ре- ализованной продукции с символикой |
До 0,5% | Устанавли- вается мест- ными органа- ми власти |
То же | " | 81 | 68 |
11 | Сбор со сде- лок, совер- шаемых на биржах |
Подпункт "у" п.1 ст.21 |
Сумма сделки (за исключе- нием операций с ценными бумагами - облагаются другим нало- гом) |
Не более 0,1% |
То же | " | " | 81 | 68 |
12 | Сбор за пра- во проведе- ния кино- и телесъемок |
Подпункт "ф" п.1 ст.21 |
Сбор за раз- решение про- ведения |
Устанавли- вается мест- ными органа- ми власти |
" | " | " | 80 | 68 |
13 | Сбор за уборку тер- риторий на- селенных пунктов |
Подпункт "х" п.1 ст.21 |
Объем выпол- ненных работ в стоимостном выражении, определенный исходя из убираемой площади и нормативных расценок по ее оплате |
Исходя из нормативов и расценок убираемой площади (1 м2 на 1 че- ловека) |
" | " | " | 80 | 68 |
На территории Московской области был принят решением Московской областной Думы от 29.12.98 г. N 4/40 и утвержден губернатором Московской области 31.12.98 г. N 67/98-03 Закон Московской области "О налоге с продаж". В ст.16 Закона указано, что он вводится в действие на территории области Законом "О введении в действие Закона Московской области "О налоге с продаж". С введением Закона "О налоге с продаж" будут отменены следующие местные налоги и сборы с юридических лиц: сбор за право торговли; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за парковку автотранспорта; сбор за использование местной символики; сбор со сделок, совершаемых на бирже; сбор за уборку населенных пунктов; сбор за проведение кино- и телесъемок; сбор на нужды образовательных учреждений.
А.Ус
Управление МНС России
по Московской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71