Учет и налогообложение деятельности средств
массовой информации и книгоиздателей
Бесплатные экземпляры
Передача обязательных экземпляров периодических печатных изданий регламентируется ст.29 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации". Эта статья четко определяет круг лиц, которым направляются обязательные бесплатные экземпляры. Мининформпечати России вправе обязать редакции направлять платные экземпляры также в другие учреждения и организации.
Согласно п.1.2.17 Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях издательской деятельности, утвержденной приказом Мининформпечати России от 28.12.93 N 259, себестоимость обязательных бесплатных экземпляров включается в статью "Коммерческие расходы". В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (далее - План счетов), утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, данные расходы учитываются по счету 43 "Коммерческие расходы" с последующим отнесением на себестоимость реализованной печатной продукции.
Морально устаревшая печатная продукция
Практически все печатные средства массовой информации знакомы с проблемой списания устаревшей и при этом нереализованной продукции. Порядок ее списания должен быть отражен в приказе об учетной политике организации, занимающейся производством и (или) реализацией печатных изданий.
Морально устаревшую готовую продукцию следует оприходовать на счете 10 "Материалы". На этом счете она может числиться в качестве макулатуры. В учете организации в соответствии с Планом счетов такая операция может быть отражена следующим образом:
Дебет счета 10 Кредит счетов 20 "Основное производство", 40 "Готовая продукция" или 41 "Товары" (для распространителей, которые приобрели печатные издания для продажи).
Выбытие следует отражать через счет 48 "Реализация прочих активов". Однако при этом отрицательный результат от реализации не будет уменьшать налогооблагаемую прибыль для целей налогообложения. Дело в том, что суммы убытков от не пользующейся спросом (или морально устаревшей) готовой печатной продукции не входят в перечень внереализационных расходов, на суммы которых разрешено уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п.15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552).
Отметим, что списание продукции может производиться так часто, как это закреплено в приказе об учетной политике. Например, ежедневные газеты устаревают уже через несколько дней, поэтому списание нереализованной части ежедневных тиражей можно производить, скажем, один раз в две недели.
Возможен вариант, когда учетной политикой организации или внутренним распорядительным документом не предусмотрено списывать морально устаревшую продукцию в течение года как макулатуру. Тогда согласно п.62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, такая продукция должна отражаться в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если эта цена ниже первоначальной стоимости заготовления или приобретения. Возникающая разница относится на финансовые результаты.
В учете организации в соответствии с Планом счетов эта операция должна отражаться следующим образом:
Дебет счета 80 "Прибыли и убытки" Кредит счета 40 "Готовая продукция" - на сумму уценки.
При этом на сумму уценки не уменьшается величина налогооблагаемой прибыли.
Льготы для комиссионеров
Если издательство (комитент) заключило договор комиссии на реализацию принадлежащего ему тиража периодического печатного издания или книжной продукции, не являющихся в соответствии с законодательством рекламными или эротическими, то организация-распространитель (комиссионер) имеет право на сохранение льготы по налогу на прибыль* в части, зачисляемой в федеральный бюджет, при обложении этим налогом суммы комиссионного вознаграждения, полученной за оказание услуги по реализации продукции СМИ.
Это следует из п.6 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Согласно положениям этого пункта не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями СМИ, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Отметим, что такого мнения придерживается Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и в ответах на частные запросы.
Советник налоговой службы III ранга О.Б.Жукова
-------------------------------------------------------------------------
* Об исчислении НДС комиссионерами см. ниже в статье В.Т.Прохорова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99