Современный российский лоббизм и налоги
Проблемы налогообложения профессиональной лоббистской деятельности
Легитимность лоббистской деятельности во многом зависит от того, насколько законны и легальны источники ее финансирования.
Наличие лоббистского воздействия на власть в России со стороны крупных промышленно-финансовых компаний, олигархов и олигархический структур, политических и религиозных объединений и других групп давления не вызывает сомнения. Однако более или менее открыто о лоббировании как об одной из основных целей своей деятельности заявляют лишь некоммерческие организации союзы, ассоциации, объединения*(1). В настоящее время отсутствует продуманная стратегия, ставящая целью введение правового регулирования лоббизма в России. Соответствующие действия ограничиваются пассивным продвижением законопроекта на данную тему в Государственной Думе и робкой инициативой Президента РФ, связанной с выявлением лоббистов в Правительстве РФ*(2).
Стремление придать любому проявлению лоббизма форму бескорыстного движения "за справедливость" часто связано с необходимостью не привлекать внимания к источникам финансирования лоббистов, скрыть возможные факты коррупции при продвижении лоббируемых вопросов, уйти от налогообложения этого вида деятельности и получить определенные политические и экономические дивиденды, особенно в области бюджетных отношений и налогов. При существующем законодательстве наиболее простой и доступный способ достижения льготного налогообложения (вплоть до полного освобождения от налогов) - это отстаивание интересов отдельных групп юридических или физических лиц силами лоббистов, объединенных в некоммерческие организации - фонды, союзы, ассоциации. При организации такого рода некоммерческой структуры предполагается, что ее первоначальная деятельность будет строиться в основном на безвозмездной основе, официальные финансовые источники формирования уставного капитала - членские взносы, пожертвования. Дальнейшее расширение и углубление лоббистской деятельности неминуемо приводит к привлечению дополнительных средств, поступающих от заинтересованных субъектов для реализации конкретных проектов.
Лоббизм на безвозмездной основе, конечно же, имеет право на существование, однако его широкое, массовое распространение вряд ли реально. Он возможен скорее со стороны отдельных граждан, в форме обращений.
Защита индивидуальных и групповых интересов, т.е. лоббистская деятельность с целью оказать влияние на разработку и осуществление определенных законодательных актов, административных решений, как правило, имеет долгосрочный характер и невысокую результативность. Она требует достаточно больших свободных денежных средств для оплаты работы лидеров, аналитиков, экономистов, различных экспертов, юристов, разработчиков проектов и других привлекаемых высококвалифицированных специалистов и лоббистов. Очевидно, что возможностью финансировать такого вида деятельность обладают в основном крупные коммерческие организации и предприятия, а также другие структуры с устойчивым финансовым положением монополии, высокодоходные (и поэтому иногда криминализированные) виды бизнеса.
Вопрос налогообложения деятельности лоббистских организаций напрямую связан со статусом последних.
Тот факт, что подготовку проекта закона о регулировании лоббистской деятельности поручено вести специалистам Комитета по делам общественных организаций, говорит о том, что, по-видимому, предполагается отнести лоббизм к сфере деятельности некоммерческих организаций.
Необходимо отметить, что некоммерческими считаются как негосударственные, так и государственные (бюджетные) организации. Финансирование, налогообложение и отчетность этих двух форм некоммерческих организаций имеют принципиальные отличия. Однако говорить об организации лоббистской деятельности в рамках бюджетной организации преждевременно. Поэтому в дальнейшем речь будет идти об аспектах регулирования лоббистской деятельности негосударственной некоммерческой организации.
В соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" (вступившим в силу 24 января 1996 г.)*(3) для негосударственных некоммерческих организаций предусмотрены следующие организационно-правовые формы:
а) общественные и религиозные организации (объединения);
б) общественные фонды;
в) общественные учреждения;
г) некоммерческие партнерства;
д) автономные некоммерческие организации;
е) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и другие предусмотренные законом формы.
Негосударственные некоммерческие организации могут иметь исключительно непредпринимательские источники доходов и вести свою деятельность только в пределах целевых пожертвований. При осуществлении предпринимательской деятельности они становятся субъектами налогообложения.
Действуя в рамках некоммерческих организаций, лоббисты имеют право на льготное налогообложение. В случае признания деятельности некоммерческой организации предпринимательской необходим строгий контроль за целевым использованием получаемых средств и соответствием проводимых операций уставной предпринимательской деятельности, учет целевых поступлений и целевых расходов. Выборочные проверки налоговых органов показывают, что нецелевое использование средств имеет большое распространение.
Механизм влияния на власть действующих в настоящее время лоббистов, объединенных в некоммерческие организации мелких собственников, образно описан в интервью И.М.Хакамады, председателя Государственного комитета по малому предпринимательству: "Они создают организацию, изучают законодательство в части, касающейся их рынка, и после этого начинают организованно лоббировать свои интересы Они пишут соответствующие письма, напирая на то, что уже есть организация, ведут переговоры с лидерами парламентских фракций, с представителями ведущих комитетов, с департаментами в правительстве, добиваясь, чтобы их информировали, как меняются, например, конкурсы на предоставление государственных гарантий, какие существуют уполномоченные банки, имеющие доступ к западной помощи"*(4).
Приходится верить на слово госпоже Хакамаде видимо, она хорошо знает лоббистов и может за них поручиться в том, что "представители таких организаций ведут себя вполне цивилизованно. Они никогда не приходят и не говорят: мы вас просим, вот вам cash, а вы нас быстренько от таможенных пошлин освободите - конечно, они хотят денег - но при этом все-таки в большей степени они хотят быть включенными в систему информации о ресурсах"*(5).
Лоббисты, действуя в рамках некоммерческих организаций, имеют ряд преимуществ и льгот, о целесообразности которых применительно к такой специфической деятельности следует поговорить отдельно. Например, согласно нормативным документам*(6), некоммерческие организации могут получать средства от иностранных организаций для осуществления целевых программ по уставной деятельности или в рамках безвозмездной помощи, и эти средства не облагаются налогами.
Таким образом, в настоящее время существует официальный канал финансирования иностранными юридическими и физическими лицами уставной деятельности общественных организаций, ассоциаций, фондов, союзов.
Если ввести лоббирование как законный вид уставной деятельности некоммерческих организаций, то это можно будет рассматривать как возможность законного лоббизма зарубежных компаний.
Средства, полученные от юридических лиц (в том числе иностранных организаций) по направлениям уставной деятельности, подлежат налогообложению лишь в том случае, если налоговая проверка обнаружит нецелевое их использование или отсутствие раздельного учета по коммерческим и предпринимательским оборотам. Некоммерческая организация может не представлять расчетов по налогам, а ограничиться сдачей в налоговую инспекцию бухгалтерского баланса, отчетов и справки о соответствии совершаемых ею финансово-хозяйственных операций уставной деятельности*(7). При формальном выполнении этих условий некоммерческая организация может и не стать объектом налогообложения.
Федеральное законодательство*(8) предусматривает следующие источники формирования имущества некоммерческих организаций:
а) поступления от учредителей;
б) добровольные имущественные пожертвования, взносы;
в) выручка от реализации работ, услуг;
г) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
д) доходы от участия в хозяйственных обществах и товариществах;
е) доходы от реализации и сдачи в аренду собственного имущества;
ж) доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных некоммерческой организацией;
з) доходы от проведения кампаний по привлечению ресурсов, массовых мероприятий, аукционов;
и) поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Согласно существующему в настоящее время порядку, некоммерческие организации после оформления документов в органах юстиции должны зарегистрироваться в налоговой инспекции, территориальном управлении государственной статистики, а также в государственных внебюджетных социальных фондах: Пенсионном фонде, Фонде занятости, Фонде социального страхования, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Постановка на учет во всех этих органах обязательна для всех некоммерческих организаций независимо от того, будут они вести предпринимательскую деятельность или нет.
Формирование статей непредпринимательских источников доходов некоммерческих организаций может осуществляться за счет вступительных и членских взносов, а также добровольных целевых взносов физических и юридических лиц*(9). При этом для подтверждения целевого характера этих поступлений часто бывает достаточно соблюсти некоторые формальности: например, заменить в платежных документах формулировку "оплата услуг" на "спонсорский взнос", а "безвозмездная материальная помощь" на "целевой благотворительный взнос" и т.д.
Важный признак некоммерческой государственной организации независимость от государственного финансирования. Закон допускает лишь "экономическую поддержку" со стороны государства, которая может принимать следующие виды*(10):
а) предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей;
б) частичное или полное освобождение от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом;
в) размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;
г) предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
Законное включение лоббизма в сферу уставной деятельности некоммерческих организаций даст возможность использовать экономическую поддержку государства в целях оказания влияния на властные структуры.
Таким образом, действуя в рамках некоммерческих организаций (общественных объединений, фондов, союзов, ассоциаций), лоббисты будут иметь (а в отдельных случаях уже имеют) широкие возможности для регулирования финансовых потоков, и с помощью этого механизма оказывать влияние на властные структуры или даже внедряться в них. При этом финансирование лоббизма будет находиться в льготном налоговом режиме.
Анализ зарубежного законодательства, а также опыта лоббистской деятельности показывает, что в ряде стран отдельные направления лоббистского воздействия освобождается от налогообложения. Так, в США группы "общественных интересов", например "Сьерра-клуб" (защитники окружающей среды) и "Коммон коз" (борцы с правительственными злоупотреблениями), занимающиеся лоббированием и финансируемые исключительно за счет членских взносов и пожертвований, имеют ряд налоговых льгот*(11). Перечень льготируемых направлений деятельности и размер ограничений на налоговые удержания строго определен и ограничен*(12). Этот режим не распространяется автоматически на всю лоббистскую деятельность (как это предполагается в проекте разрабатываемого в настоящее время в Государственной Думе федерального закона о регулировании лоббистской деятельности).
Вместе с тем, подавляющая часть лоббистской деятельности за рубежом - это высокодоходная область. Об этом можно судить даже по косвенным данным, например, по сведениям о финансовых средствах, используемых только в сфере так называемого непрямого лоббизма (лоббизма неорганизованных граждан, членов какой-либо организации), который составляет незначительную часть от оборотов лоббистских фирм. Так вот, по данным аналитиков, непрямой лоббизм в США в 19931994 гг. поглотил внушительные финансовые средства - 790 млн долларов*(13).
Анализ источников финансирования и объемов средств, находящихся в обороте российских организаций, занимающихся лоббированием, в настоящее время не проведен. Но судя по тому, что об увеличении своего лоббистского потенциала заявляют такие организации, как Ассоциация приватизируемых и частных предприятий (включающая более 2000 предприятий)*(14) и Союз нефтегазопромышленников*(15), на лоббирование в России тратятся немалые деньги.
Эксперты Ассоциации приватизируемых и частных предприятий занимаются подготовкой законопроектов, например, о национализации, а также по другим ключевым экономическим проблемам. Сорок девять отделений Ассоциации активно взаимодействуют с властями, чтобы улучшить экономическое положение входящих в Ассоциацию предприятий, и пытаются реально увеличить прибыльность их деятельности. Рост влияния Ассоциации говорит о том, что ее лоббистская деятельность результативна.
Лоббистские интересы нефтегазопромышленников связаны в основном с разработкой механизма федеральных законов "О соглашениях о разделе продукции", "О нефти и газе", а также со снижением общего налогового бремени российских компаний нефтегазового комплекса. Они уже начали подготовку к выборам новой Государственной Думы и надеются провести в ее состав максимальное число депутатов, способных отстаивать интересы нефтяной и газовой промышленности.
Для подобного вида лоббистской деятельности, осуществляемого в основном в рамках некоммерческих организаций, льготный налоговый режим, с точки зрения автора, неприемлем.
Конечно, для обеспечения законности лоббизма с точки зрения его финансирования, а также чтобы установить контроль за движением денежных средств и соблюдением порядка налогообложения лоббистских организаций (или физических лиц), необходимо принятие целого пакета законодательных актов. Эта работа потребует привлечения серьезных экономистов, финансистов, специалистов в области налогообложения и права.
Вопрос о возможных источниках доходов и способах оплаты лоббистской деятельности подводит к другой проблеме: как отделить плату за оказание лоббистских услуг от взятки?
Речь ведь идет о значительных средствах, вращающихся в сферах, имеющих прямое отношение к лоббистской деятельности. Так, 24 февраля 1998 г. на заседании комиссии по оперативным вопросам при обсуждении проекта Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса глава федерального Государственного комитета по малому предпринимательству И.М.Хакамада предложила внедрить новую форму оплаты законотворческих работ: платить разработчикам необходимых предпринимателям законов не только из бюджета, но и по коммерческим ценам: от 300 тыс. до 1 млн руб. (с учетом деноминации). Данные расценки законодателей, по словам И.М.Хакамады, подтверждены существующей практикой разработки и успешного принятия законов в Государственной Думе. В интересах объективности следует заметить, что это заявление главы Комитета является пока лишь голословным утверждением, не подкрепленным фактами.
Вместе с тем принятие нового закона может повлечь за собой непредвиденные последствия: разрешив деятельность лоббиста без одновременного введения в меру жесткого и гибкого контроля за движением средств, не легализуем ли мы тем самым деятельность посредника при получении и даче взяток? Это абсурдное, на первый взгляд, предположение имеет под собой почву - реальные "теневые" механизмы хозяйствования, действующие в большинстве сфер экономики в настоящий период развития рыночных отношений. Схема легализации взяток проста и уже сейчас напрашивается сама собой (а ведь над дальнейшим ее совершенствованием будут работать лучшие "криминальные умы"): клиент оплачивает лоббисту его услуги настолько щедро, что лоббист, в свою очередь, получает возможность из этих средств "профинансировать" конкретного государственного чиновника или представителя власти, от которого зависит необходимое решение. Если получение положительного результата деятельности лоббиста дополнительно не оплачивается, в его действиях можно и не усмотреть корысти. Клиент-заказчик же вообще никакого отношения к перераспределению денег формально не имеет - он лишь оплатил деятельность лоббиста.
Кстати, отметим еще один важный аспект этой проблемы, относящийся к области налогового регулирования: если лоббистскую услугу рассматривать (оформлять) как консультационную или информационную, что представляется достаточно логичным, то оплату подобных услуг организации заказчики лоббистских услуг, в соответствии с Положением о составе затрат 16, смогут включать в себестоимость работ и, таким образом, значительно снижать размер налогооблагаемой прибыли. То есть при таких условиях организациям, заказывающим лоббистские услуги, будет даже выгодно с точки зрения налогообложения завысить плату лоббисту и в результате избежать налога на прибыль.
В словаре иностранных слов "лоббизм" (от английского "lobby" - кулуары) трактуется как "кулуарное" воздействие на законодателей и государственных чиновников. В свою очередь, "кулуары" (от французского "couloirs" - коридоры) - помещения (в парламенте, на съезде и т.п.), расположенные вне зала заседания, служащие для отдыха, неофициальных встреч, обмена мнениями. Получается, что методы работы лоббиста (если исходить из буквального толкования терминов) заключаются в основном в организации и проведении неофициальных встреч заинтересованных сторон (т.е. званых обедов, зарубежных поездок развлекательного характера, встреч в престижных клубах и т.п.). Все это требует средств. Применительно к лоббистской деятельности они могут быть отнесены не только к представительским расходам (которые включаются в себестоимость работ лишь в пределах достаточно жестких норм), но могут рассматриваться заинтересованными лицами и как затраты, непосредственно связанные с производством работ, услуг по основному виду деятельности, и полностью включаться в себестоимость. Следствие очевидно практически стопроцентный уход от всех налогов и легализация взяток. Заметим, что во всем мире подобные "развлечения" государственных чиновников и государственных должностных лиц за счет заинтересованной стороны в счет ожидаемых дополнительных льгот и тому подобных услуг считаются фактом коррупции. Вспомним недавний скандал в Министерстве финансов Японии, в результате которого исполнительный директор Центрального банка страны покончил с собой (с марта 1998 г. он возглавлял комиссию по расследованию коррупции в собственном ведомстве). Исполнительный директор Банка стал шестым японским финансистом высшего эшелона власти, который свел счеты с жизнью вследствие скандалов, связанных с коррупцией. По данным прокуратуры, около 600 сотрудников Центрального банка получали от крупнейших инвестиционных и коммерческих банков страны взятки в форме оплаты развлечений, поездок и занятий гольфом. По версии следственных органов, взяточники оповещали своих благодетелей о намечающихся тенденциях валютного курса и фондового рынка, а также о возможности участия в торгах самого Центрального банка (имея подобную информацию, опытный игрок на биржевых торгах за несколько часов вполне мог создать капитал в миллиарды иен)17.
Таким образом, если закон о регулировании лоббистской деятельности будет введен в действие без предварительных изменений, то он станет не просто "мертворожденным" федеральным законом, но может найти в сферах теневой экономики и незапланированное законодателем применение.
Закон о регулировании лоббистской деятельности должен вводиться только после тщательной всесторонней проработки всех основополагающих механизмов и в комплексе с соответствующими подзаконными актами, иначе будет лишь легализовано и расширено криминальное, коррумпированное взаимодействие общества и власти. Бороться с последствием этого непродуманного, поспешного шага будет еще сложнее, чем сейчас с выявлением фактов коррупции и злоупотребления служебным положением. Не помогут никакие депутатские комиссии и прокуратура, а институт лоббизма будет окончательно дискредитирован.
Перспективы налогообложения лоббизма
Во избежание возможности коррумпированного воздействия общества на власть необходимо при разработке законодательных актов, регулирующих лоббизм, с особой тщательностью проанализировать все аспекты работы лоббистов на возмездной основе, обеспечить прозрачность прохождения финансовых потоков, гарантировать контроль за законностью указанной деятельности, в том числе и в сфере финансовой отчетности и налогообложения доходов. Для этого в законе о раскрытии и регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах власти главное внимание следует уделить четкому определению законного порядка и источников финансирования, финансовой отчетности, учету расходов и доходов, разработке механизма применения санкций за несоблюдение порядка выполнения федерального законодательства, норм о регистрации лоббистов и налогообложения. При этом нет необходимости в создании новой, специальной системы регистрации, отчетности и налогообложения для лоббистов, а также особых (льготных) условий ее функционирования, за исключением случаев добровольной дополнительной открытости лоббистов в части низкого регистрационного сбора.
Возмездная лоббистская деятельность, независимо от того, осуществляется она юридическим или физическим лицом, должна быть оформлена и зарегистрирована в общем порядке в регистрационных учреждениях (палатах), налоговых инспекциях, фондах социального страхования, статистических управлениях и т.п., как это предусмотрено законом для других видов деятельности. В проекте закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти", разработанном Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (в редакции от 26 января 1995 г. и 10 октября 1996 г.), предлагается производить регистрацию и представлять отчетность по финансовым и материальным средствам и производимым расходам исключительно в Министерство юстиции Российской Федерации (ст. 7 "Отчетность лоббистов", п. 7.1). Тем самым Министерству юстиции предлагается выполнять не свойственные ему функции обеспечивать контроль за расходованием финансовых средств и налогообложением деятельности "лоббистов" организаций и физических лиц.
Так как в стране уже существует установленный законом механизм учета и контроля в сфере предпринимательской и общественной деятельности юридических и физических цен, то, по нашему мнению, делать исключение для лоббистской деятельности нет оснований.
В упомянутом проекте федерального закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти" допущены некоторые логические противоречия. Так, регистрировать организации лоббистов предлагается в Министерстве юстиции Российской Федерации (видимо, подразумевается, что лоббистские структуры будут иметь лишь статус общественных организаций), в то же время предусматривается "налогообложение доходов", что подразумевает деятельность организаций и физических лиц на коммерческой основе. Очевидно, что принципиальным моментом при разработке названного закона является установление возможного статуса данных структур, однако не похоже, что разработчики разделяют это мнение.
Особые условия функционирования лоббистских организаций отмечены и в ст.11 указанного законопроекта: предполагается, что налоги, получаемые с доходов лоббистов, будут "взиматься по завершении календарного года" (так записано в редакции от 26 января 1995 г., не измененной к июню 1998 г.).
Действующая в настоящее время система налогообложения предусматривает различные сроки уплаты налогов: от подекадного до ежеквартального, но ни один вид деятельности не облагается налогом только по завершении календарного года. Установление законодательным актом такого порядка уплаты налогов для лоббистских организаций ставит их в исключительно привилегированное положение. Следовательно, требуются веские доказательства (в настоящее время отсутствующие) необходимости таких льгот.
Возможна следующая формулировка этого положения ст.11 проекта: "Уплата налогов физическими и юридическими лицами, занимающимися лоббистской деятельностью, производится в порядке, на условиях и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации". Такой подход, видимо, следует предусмотреть и в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Признание лоббизма законной деятельностью требует проработки комплекса вопросов по налогообложению. Необходимо законодательно закрепить правовое положение лоббистских организаций и лоббистов физических лиц как плательщиков налогов, определить объекты налогообложения лоббизма, виды налогов и сборов, а также порядок осуществления налогового контроля, установить ответственность за нарушение налогового законодательства. Отдельного рассмотрения заслуживает порядок взимания и установления налогов на лоббистскую деятельность, виды налогов и направления их использования: отнесение в федеральные, региональные или местные бюджеты, распределение сумм федеральных и региональных налогов между федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями на их территории в зависимости от масштаба и направления лоббируемого вопроса.
Основные принципы налогообложения лоббизма должны соответствовать общим принципам налогообложения законной экономической деятельности в России. Сформулируем их: обязательность уплаты установленных законом налогов и сборов, соразмерность налогового бремени финансовым возможностям плательщиков налогов и сборов, дифференцированный учет имущественного положения и направлений деятельности в сфере лоббизма и др.
В зависимости от видов лоббируемых вопросов (социальное, экологическое направление, вопросы развития крупного финансово-промышленного предпринимательства и т.д.) нормативные правовые акты должны включать деление плательщиков налогов на категории, для которых следует предусматривать различные ставки налогов и сборов, особенности их исчисления и уплаты, налоговые льготы. При этом недопустимо делить лоббистов на категории по национальному признаку или принадлежности к политическим партиям и иным организациям, а также другим условиям, учет которых может привести к нарушению прав и свобод гражданина и любых организационно-правовых форм их объединений.
Объектами налогообложения лоббистской деятельности могут быть:
а) имущество, находящееся в собственности лоббистских организаций;
б) выполнение работ или оказание услуг (составление аналитических записок, подготовка экспертных заключений, разработка законопроектов, организация рабочих групп и т.п.);
в) любая другая деятельность профессиональных лоббистов, связанная с получением доходов;
г) расходы на оплату труда профессиональных лоббистов (отчисления во внебюджетные фонды, уплата подоходного налога и т.п.);
д) деятельность лоббистских организаций, связанная с использованием государственных символов, проведением массовых кампаний, рекламной деятельностью.
Отдельные направления лоббистской деятельности могут быть выделены как специальные с одновременным введением обязательного лицензирования и, соответственно, уплатой установленного лицензионного сбора.
По отдельным видам лоббистской деятельности могут предоставляться льготы. Форма их может быть различной:
а) полное или частичное освобождение от уплаты налогов (сборов) - при лоббировании вопросов социального характера (например, защита интересов обществ инвалидов, благотворительных организаций, учреждений образования, культуры, искусства, народных промыслов);
б) установление пониженных ставок налогов (сбора) для отдельных направлений лоббистской деятельности;
в) предоставление отсрочки или возможности рассрочки налоговых платежей при некоторых (четко обусловленных в законе) условиях проведения лоббирования.
За нарушение налогового законодательства лоббистские организации, предприятия и профессиональные лоббисты - юридические лица должны нести материальную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.
Для отдельных направлений лоббистской деятельности (например, имеющих социальную, экологическую направленность) целесообразно упростить систему отчетности лоббистов и предоставить им право отчитываться по итогам финансового года посредством деклараций. Такой подход можно реализовать путем законодательного закрепления предельной численности таких лоббистов (и суммы их доходов) для различных организаций, предприятий, направлений деятельности.
Проанализировав существующие и возможные проблемы лоббизма, приходим к выводу о том, что одним из основных условий эффективности будущего закона о регулировании лоббистской деятельности является четко проработанная система регистрации, отчетности и налогообложения лоббизма. По-видимому, целесообразно будет установить ежеквартальную отчетность лоббистских организаций с условием обязательно указывать источники финансирования, размеры доходов и расходов (общих и по зафиксированным в законе статьям). Это позволит обеспечить необходимую гласность в вопросах лоббирования, прозрачность прохождения финансовых потоков при лоббировании того или иного вопроса. В свою очередь, это поможет в дальнейшем высветить возможные криминальные пути "теневого" лоббизма, снизить уровень коррупции, ввести лоббизм в законное русло.
Из изложенного следует, что вопросы налогообложения лоббизма могут иметь неоднозначные ответы. Результат во многом зависит от того, какую концепцию регулирования лоббистской деятельности предпочтут законодатели. Если в качестве основы регулирования лоббизма в России они выберут регистрационный принцип, то, видимо, будет целесообразно остановиться на законодательно обусловленной необходимости получения лицензий на данный вид деятельности с соответствующей уплатой лицензионного сбора. Если же отдельные виды лоббизма будут признаны разновидностью коммерческой деятельности, то это, безусловно, повлечет за собой необходимость распространения на лоббистов всей системы налогообложения, действующей в стране.
В любом случае при разработке нового Налогового кодекса законодателям придется иметь в виду, что лоббизм в России есть, а следовательно, этот факт надо учитывать при разработке системы налогов и сборов.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Медведев В. Так ли страшно лобби, как его малюют? // Фактор. 1998. N 2. С. 47.
*(2) Кузнец Д. Президент раскрыл заговор замминистров-вредителей. Пятеро чиновников обвинены в "возмутительном лоббизме" // Русский телеграф. 1998. 20 марта. С. 1.
*(3) СЗ РФ. 1996. N 3. С. 145.
*(4) Гурова Т. В народ // Эксперт. 1998. N 9(126). 9 марта. С. 70.
*(5) Там же.
*(6) См., напр.: Письмо Министерства финансов и Госналогслужбы РФ от 11 июня 1993 г. N ЮУ-4-06/88-Н; инструкция Госналогслужбы РФ N 37 р 2. П. 2.7.
*(7) См.: Письмо Госналогслужбы РФ от 25 апреля 1996 г. N НП-4-02/40-Н.
*(8) См.: Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. "О некоммерческих организациях".
*(9) Там же.
*(10) Там же. Гл. 4. П. 1. Ст. 31.
*(11) Уэнди Росс. Лоббисты в Конгрессе // США: Экономика. Политика. Идеология. 1994. N 4. С. 9195.
*(12) The Library of Congress. Congressional Research Service. Lobbing Expenses: Restricting the Tax Deduction / G.Mayer. Washington, 1993. Р. 9.
*(13) Зяблюк Н.Г. Лоббизм в политической системе США: Автореф. дис. _ докт. полит. наук. М., 1997. С. 61.
*(14) Предприниматели вынуждены идти во власть // Коммерсант-daily. 1998. N 72. 23апреля. С. 2.
*(15) Нефтяники идут во власть // Коммерсант-daily. 1998. N 75. 28 апреля. С. 5.
*(16) См.: постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552. П.2 "и".
*(17) Максименко Е. Директор Центробанка Японии не вынес позора своих подчиненных // Коммерсант-daily. 1998. 5 мая. N 78. С. 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Современный российский лоббизм и налоги
Автор
А.П. Любимов
Практический журнал для руководителей и менеджеров "Законодательство", 1999, N 2