Банки и налог на прибыль
Кредитная организация просит разъяснить: можно ли воспользоваться льготой по налогу на прибыль в соответствии с п.4.1.3 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций" в случае перечисления средств в негосударственные пенсионные фонды?
Распространяется ли на коммерческие банки действие постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.98 N 509 "О внесении изменения в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" в части платежей в негосударственные пенсионные фонды?
В соответствии с пп."в" п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) при исчислении указанного налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели учреждениям и организациям социального обеспечения, но не более 3% облагаемой налогом прибыли.
При применении данной льготы необходимо исходить из того, для каких целей создана организация, которой направляются средства в порядке благотворительности.
Согласно Федеральному закону от 07.05.98 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения (ст.2). Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и на пенсионные резервы. Одним из источников формирования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, являются благотворительные взносы (ст.17). Формирование пенсионных резервов за счет благотворительных взносов не предусмотрено (ст.18).
Кроме того, благотворительной деятельностью является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки, осуществляемая организациями в целях, определенных п.1 ст.2 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Следовательно, при направлении кредитной организацией денежных средств негосударственному пенсионному фонду в качестве пенсионного взноса по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении указанная выше льгота по налогу на прибыль не применяется. Льгота предоставляется только предприятиям, направившим прибыль в негосударственные пенсионные фонды для формирования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.
Что касается источника финансирования взносов по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении, осуществляемых коммерческими банками, то платежи по заключенным в пользу своих работников договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, учитываются в составе расходов, включаемых в себестоимость оказываемых банками услуг, в порядке, установленном в пп."р" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (письмо Минфина России N 24, Госналогслужбы России N НП-4-05/21н от 13.03.96).
Следует ли относить на расходы банка в соответствии с п.42 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490, расходы за услуги подразделения Российского объединения инкассации по сбору денежной выручки клиентов и сдаче ее в кассу в случае отсутствия у банка собственного подразделения инкассации?
Согласно п.42 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490 (далее - Положение), к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относятся суммы платы за инкассацию банкнот, монет, чеков, других расчетно-платежных документов, а также расходы по упаковке ценностей, включая комплектование наличных денег, по перевозке, пересылке и доставке ценностей, принадлежащих банку и его клиентам.
На основании изложенного расходы за услуги управления Российского объединения инкассации по сбору денежной выручки клиентов и сдаче ее в кассу относятся на себестоимость банковских услуг в соответствии с п.42 вышеуказанного Положения и учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли коммерческого банка.
Коммерческий банк арендует помещение для ведения банковской деятельности. Арендная плата вносится как за офисные помещения, так и за гараж, который, поскольку парковка в центре города затруднена, используется и для клиентов, посещающих банк. Следует ли в целях налогообложения относить на затраты банка расходы по аренде указанного гаража?
В соответствии с п.34 Положения к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относятся расходы банка по аренде основных фондов, включая их отдельные части, используемых для осуществления банковской деятельности.
При этом следует иметь в виду, что указанные затраты относятся на себестоимость в случае оформления договора аренды в соответствующем порядке, поскольку в соответствии со ст.26 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, расходы, связанные с арендой гаража для стоянки служебных автомобилей, а также автомобилей клиентов, посещающих банк, относятся на затраты в соответствии с п.34 Положения, при условии оформления договора аренды в установленном порядке и при наличии первичных оправдательных документов, обосновывающих совершение указанных расходов.
Кто должен удерживать налог на доходы по облигациям государственного сберегательного займа - источник выплаты дохода (в соответствии с п.6.1 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций") или источник возникновения дохода (согласно письму Банка России N 408, Минфина России N 10, Госналогслужбы России N ВЕ-6-05/103 от 04.02.97 "О порядке применения статей 2, 9 и 10 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при совершении операций с государственными ценными бумагами")? Нет ли здесь противоречия?
Согласно ст.9 Закона N 2116-1 предприятия, кроме налога на прибыль, уплачивают налог с доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления. Согласно п.2 указанной статьи налог с данного вида дохода взимается по ставке 15% у источника выплаты этих доходов.
Ответственность за удержание и перечисление указанного налога в бюджет несет предприятие, выплачивающее доход. Расчеты по налогу с этого вида дохода предприятия представляют в налоговые органы по месту своего нахождения в 5-дневный срок со дня начисления доходов акционерам, учредителям, но не позднее 10 дней после распределения этих доходов. Уплата налога в бюджет производится в 5-дневный срок со дня, установленного для представления расчета.
Кроме того, согласно п.3 указанного в вопросе совместного письма налог с доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления удерживается у источника возникновения этого дохода и подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Поскольку обращающиеся на вторичном рынке облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) являются купонными ценными бумагами, по которым накопленный купонный доход рассчитывается как разница между купонным доходом, уплаченным при приобретении ценной бумаги, и купонным доходом, полученным при ее реализации, то источником выплаты дохода по ОГСЗ является покупатель ценной бумаги, а получателем дохода - продавец ценной бумаги (владелец ценной бумаги). Поэтому исчисление и уплата налога на доход в этом случае осуществляется продавцом ценной бумаги (владельцем ценной бумаги).
Отсюда следует вывод, что положения указанного письма не противоречат Закону N 2116-1.
Просим разъяснить: следует ли исключать из налогооблагаемой базы кредитной организации сумму переплаты по налогу на прибыль, возникшей в связи с п.1 ст.1 Федерального закона от 03.03.99 N 45-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"?
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 03.03.99 N 45-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога по фактической прибыли за 1998 г. курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшиеся за период с 1 августа 1998 г. по 31 декабря 1998 г., независимо от применяемой учетной политики отражения этих курсовых разниц на счетах бухгалтерского учета учитываются в следующем порядке:
- в случае если у предприятий и организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы положительных курсовых разниц над суммой отрицательных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога уменьшается на сумму указанного превышения;
- в случае если у предприятий и организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы отрицательных курсовых разниц над суммой положительных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога определяется в общем порядке без дополнительной корректировки, а указанное превышение признается убытком по курсовым разницам.
Согласно п.1 письма Банка России от 26.03.99 N 111-Т "О порядке отражения в бухгалтерском учете кредитными организациями образовавшейся суммы переплаты налога на прибыль" кредитные организации вправе отнести сумму указанной переплаты на доходы текущего 1999 года следующей проводкой:
Дебет счета 603 "Расчеты с бюджетом по налогам" Кредит счета 70107 "Другие доходы" (отдельный лицевой счет), в Отчете о прибылях и убытках (ф. N 102) данная сумма отражается по символу 17316 "Другие доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году".
Отнесенные на доходы банков суммы переплаты налога на прибыль за 1998 г. не принимаются в расчет налогов 1999 г., так как представляют собой нераспределенную прибыль прошлого года, которая подлежит распределению в соответствии с решением собрания акционеров (участников) банка (см. письмо МНС России от 08.07.99 N АС-6-05/543).
В.Е.Мурзин,
советник налоговой службы I ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99