Все ли у вас есть, чтобы сдать годовой отчет?
В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих оборотов по реализации товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества, состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
При этом согласно пп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом N 129-ФЗ.
Какие организации должны проходить аудиторскую проверку
в соответствии с законом?
Основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.94 N 1355. Под экономическими субъектами понимаются - независимо от организационно-правовых форм и видов собственности - предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность (п.2 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации"; далее - Временные правила). При этом организации достаточно удовлетворять хотя бы одному из критериев.
Экономический субъект подлежит обязательному аудиту:
1. Если он имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.
2. Если это:
- банк или другое кредитное учреждение;
- страховая организация или общество взаимного страхования;
- товарная или фондовая биржа;
- инвестиционный институт (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);
- внебюджетный фонд, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
- благотворительный или иной (неинвестиционный) фонд, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
- один из тех экономических субъектов, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст.32 Федерального закона от 07.05.98 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" бухгалтерская отчетность фонда по итогам отчетного года подтверждается заключением независимого аудитора.
3. Если в его уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
4. Если в его деятельности наличествует хотя бы один из следующих финансовых показателей (за исключением экономических субъектов, полностью находящихся в государственной или муниципальной собственности):
- объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) (в течение 1999 г. МРОТ составлял 83 руб. 49 коп., поэтому необходимо проходить аудиторскую проверку, если объем выручки составляет сумму более 41 млн. 745 тыс. руб.);
- сумма активов баланса на конец отчетного года превышает МРОТ в 200 тыс. раз (это свыше 16 млн. 698 тыс. руб.).
Административная ответственность
за уклонение от аудиторской проверки
Уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствование ей влечет взыскание штрафа с руководителя (руководителей)* экономического субъекта в сумме от 50 до 100 МРОТ и с самого экономического субъекта в сумме от 100 до 500 МРОТ (п.7 Временных правил).
Взыскание за данное нарушение должно производиться на основании решения суда (для руководителей) или арбитражного суда (для организаций) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, налоговыми органами или органами налоговой полиции.
Налоговая ответственность за непредставление
итоговой части аудиторского заключения
В соответствии с п.18 Временных правил заключение аудитора (аудиторской фирмы) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой. При этом экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения.
Принятие части первой Налогового кодекса дало возможность привлекать нерадивых налогоплательщиков, не представляющих итоговые части аудиторских заключений, не только к административной, но еще и к налоговой ответственности. В соответствии с пп.1 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков или иных обязанных лиц документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. А к таким документам можно отнести и аудиторское заключение.
Кроме того, налогоплательщики согласно пп.4 п.1 ст.23 НК РФ обязаны представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом N 129-ФЗ. При этом, как было сказано выше, если предприятие подлежит обязательному аудиту, то в состав бухгалтерской отчетности организации должна входить итоговая часть аудиторского заключения.
В соответствии со ст.93 НК РФ отказ налогоплательщика или иного обязанного лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленный срок признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, установленную ст.126 НК РФ. А в соответствии с этой статьей налоговые санкции, которые могут быть применены к налогоплательщику, установлены в размере 5 тыс. руб.
Следует подчеркнуть, что в случае отказа представить итоговую часть аудиторского заключения должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку (если, конечно, имеется информация о том, что предприятие прошло аудиторскую проверку), может произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст.94 НК РФ.
А.А.Баландин,
научный редактор "РНК"
-------------------------------------------------------------------------
* Об ответственности, наступающей в случаях, если организация прошла аудиторскую проверку и получила заключение, но отказалась представить его итоговую часть в составе бухгалтерской отчетности, см. в статье А.А.Баландина "Административная ответственность должностных лиц организации за нарушения в налоговой сфере" в "РНК" N 10, 1999.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99