Порядок уплаты страховых взносов в государственный фонд
занятости населения российской федерации в 2000 г.
В конце предыдущего и начале нынешнего годов были приняты нормативные правовые акты, регулирующие вопросы формирования и расходования средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в 2000 г.
Федеральным законом от 20.11.99 г. N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" определены тариф, порядок, условия уплаты и освобождения от уплаты страховых взносов в Фонд занятости. Указанным Законом сохранен тариф страховых взносов, действовавший в 1999 г., и составляет 1,5% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Таким образом, страховые взносы начисляются на все выплаты, осуществляемые работодателями работникам как в денежной, так и в натуральной форме. При этом не имеет значения источник указанных выплат.
Следует обратить внимание на то, что объектом начисления страховых взносов являются все виды выплат, начисленных работодателем в пользу работника, а не только выплаты, носящие характер оплаты труда. К выплатам в пользу работника следует относить все выплаты, начисленные ему, в том числе по предоставлению соответствующих услуг членам его семьи.
По-прежнему плательщиками страховых взносов в Фонд занятости остаются только работодатели-организации. Физические лица и предприниматели без образования юридического лица, использующие наемный труд граждан, плательщиками взносов в Фонд занятости не являются.
Объектом начисления страховых взносов в Фонд занятости определены вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. При этом субъектом указанных выплат являются только работодатели-организации. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, выплачивающие вознаграждения по указанным договорам, плательщиками страховых взносов не являются.
Плательщики страховых взносов в Фонд занятости, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", уплачивают страховые взносы в Фонд занятости по ставкам и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом. При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, страховые взносы в Фонд занятости не уплачивают.
Законом N 197-ФЗ определены перечень плательщиков, освобождаемых от уплаты страховых взносов в Фонд занятости, а также виды выплат, на которые страховые взносы не начисляются. К первым относятся, в частности, организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп, получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом основания для начисления и источники финансирования указанных выплат значения не имеют. Не начисляются страховые взносы и на вознаграждения, выплачиваемые инвалидам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
Первоначально законодательством было установлено, что от уплаты страховых взносов в Фонд занятости освобождаются только общественные организации инвалидов, имеющие статус общероссийских, их региональные и территориальные организации. Данное положение было практически полностью воспроизведено из Федерального закона от 4.01.99 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год". Однако Конституционный суд Российской Федерации постановлением от 23.12.99 г. N 18-П признал не соответствующим Конституции Российской Федерации п. "б" ст.6 Закона N 1-ФЗ в той части, в какой он не освобождал от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов. Кроме этого признан не соответствующим Конституции Российской Федерации п. "в" ст. 6 Закона N 1-ФЗ в той части, в какой он не освобождал от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по старости.
В соответствии с частью третьей ст.79 и частью второй ст. 87 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.07.94 г. N 1-фкз "О Конституционном Суде Российской Федерации" положения Закона N 197-ФЗ как воспроизводящие нормы Закона N 1-ФЗ, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, подлежат пересмотру в установленном порядке.
Среди членов указанных организаций инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80%. К законным представителям могут относиться один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель.
Освобождаются от уплаты страховых взносов также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. При этом численность инвалидов среди их работников должна составлять не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Еще одним субъектом, освобождаемым от уплаты страховых взносов в Фонд занятости, являются организации, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов.
Кроме этого в соответствии с Федеральным законом от 4.05.99 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" страховые взносы в Фонд занятости не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в части оплаты труда, осуществляемой за счет средств такой помощи (такого содействия).
В 2000 г. освобождены от уплаты страховых взносов в Фонд занятости Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Российской Федерации с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.99 г. N 1193 был утвержден Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в этот Фонд, вступил в силу и применяется с 1 ноября 1999 г. После истечения срока уплаты страховых взносов за ноябрь 1999 г. не начисленные на выплаты, не предусмотренные Перечнем и неуплаченные страховые взносы считаются недоимкой и взыскиваются с начислением пени.
Соответственно до 1 ноября 1999 г. страховые взносы в Фонд занятости не начислялись на выплаты, не предусмотренные ст. 3 Федерального закона от 4.01.99 г. N 1-ФЗ.
Порядок уплаты страховых взносов в Фонд занятости кроме указанных нормативных правовых актов, регулируется также Федеральным законом от 2.01.00 г. N 7-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год". В соответствии с указанным Законом работодатели уплачивают страховые взносы ежемесячно в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены страховые взносы. Еще жестче сроки уплаты для работодателей, не имеющих счетов в учреждениях банков, а также выплачивающих суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), - до 10-го числа. По истечении указанных сроков уплаты страховых взносов неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков с начислением пени. Размер пени на сумму недоимки составляет одну трехсотую действующей в это время ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Установлена ответственность в отношении банков и иных кредитных организаций, несвоевременно зачисляющих или перечисляющих страховые взносы, пени, штрафы и иные финансовые санкции на счета территориальных органов службы занятости. В случае установления таких нарушений территориальные органы службы занятости взыскивают с них пеню за каждый день просрочки в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России. Предельная сумма пени в этом случае не может превышать 0,2% общей суммы.
Все больше и больше внимания законодатель уделяет нормам, посвященным вопросам реструктуризации задолженности по страховым взносам в Фонд занятости.
Определенный режим благоприятствования установлен для бюджетных организаций, выполняющих работы (услуги) по государственному, в том числе оборонному, заказу в соответствии с заключенными договорами (контрактами). В случае недоимки, образовавшейся вследствие задержек финансирования из бюджетов всех уровней или задержек оплаты указанных работ (услуг), пеня на недоимку начисляется со дня фактического поступления денежных средств на счета таких организаций. При этом названные организации должны иметь подтверждение государственных заказчиков наличия задолженности.
Минтруду России и его территориальным органам службы занятости разрешено предоставлять организациям рассрочку погашения недоимки по страховым взносам и начисленной пене с учетом их финансового состояния на основе заключаемых соглашений. Указанные соглашения могут заключаться на срок не более одного года. При этом организации обязаны своевременно уплачивать текущие страховые взносы в полном объеме. В случае заключения такого соглашения организациям может быть приостановлено начисление пени на сумму недоимки на период действия указанных соглашений.
Убыточным по результатам деятельности за 1999 г. сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим предприятиям и организациям агропромышленного комплекса пеня по страховым взносам может быть списана. Сумма списания определяется в объеме задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2000 г.
Работодатели, погасившие в течение 2000 г. задолженность по страховым взносам, образовавшуюся по состоянию на 1 января 2000 г., также могут расcчитывать на списание пени в следующих размерах:
при погашении задолженности до 1 июля 2000 г. - в размере 100%;
при погашении задолженности до 1 октября 2000 г. - в размере 70%;
при погашении задолженности до 31 декабря 2000 г. - в размере 50%.
Если работодатели не успеют в полном объеме погасить задолженность в указанные сроки, пеня может быть списана пропорционально сумме погашенной задолженности по страховым взносам.
И. И. Шкловец,
заместитель руководителя
Правового департамента
Минтруда России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а