Апелляционное определение Калининградского областного суда от 9 октября 2013 г. N 33-4423/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании 09 октября 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Следственного управления Следственного комитета РФ по Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 30 июля 2013 г., которым заявление И.О. прокурора Калининградской области удовлетворено.
Решение и.о. руководителя следственного управления Следственного комитета России по Калининградской области С.А.Ю., об отказе в предоставлении сведений в отношении сотрудников управления, членов их семей в целях проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год признано незаконным.
На должностных лиц следственного управления Следственного комитета России по Калининградской области возложена обязанность по предоставлению в прокуратуру Калининградской области сведений в отношении государственных служащих, их супругов (супруги) и несовершеннолетних детей, представивших сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год:
- фамилия, имя отчество;
- дата и место рождения;
- место регистрации, жительства и (или) пребывания;
- должность и место работы (службы);
- вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность;
- идентификационный номер налогоплательщика.
Заслушав доклад судьи З.А.М., объяснения представителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Калининградской области - О.Ю.М., поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения прокурора Р.В.А., возражавшего против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия установила:
И.о. прокурора Калининградской области обратился в суд с заявлением, указав, что прокуратурой области проводится проверка соблюдения законодательства по организации профилактики коррупционных нарушений, в том числе обеспечения обязанности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудниками следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области.
В целях проверки достоверности представленных сотрудниками следственного управления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своих супругов (супруги) несовершеннолетних детей 08.05.2013 в порядке статей 6, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в адрес следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области направлено требование о предоставлении в срок до 17.05.2013 сведений в отношении сотрудников управления, членов их семей, а также по иным вопросам, связанным с исполнением требований действующего законодательства.
В предоставлении указанных сведений в части указа выходных данных сотрудников управления, членов их семей для проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и.о. руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области письмом от 14.05.2013 прокурору области было отказано со ссылкой на ст. 88 ТК РФ о запрете работодателю сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Данный отказ полагает несостоятельным и противоречащим требованиям Федеральных законов "О прокуратуре Российской Федерации", "О следственном комитете Российской Федерации", "О противодействии коррупции", Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы", утвержденному Национальному плану противодействия коррупции на 2012-2013 годы. Просил признать отказ И.О. руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области А.Ю.С., выразившийся в отказе в предоставлении сведений в отношении сотрудников управления, членов их семей в целях проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год, незаконным. Понудить должностных лиц следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области предоставить в прокуратуру Калининградской области сведения в отношении государственных служащих, их супругов (супруги) и несовершеннолетних детей, представивших сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год, а именно:
- фамилия, имя, отчество;
- дата и место рождения;
- место регистрации и место работы (службы);
- вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность;
- идентификационный номер налогоплательщика.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Следственного управления Следственного комитета РФ по Калининградской области просит решение суда отменить. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с. внесенными изменениями и дополнениями) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 данной статьи в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, Субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, а также надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Согласно ч. 2.1. ст. 4 данного Закона органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
В силу ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ст. 21 ФЗ "О прокуратуре РФ" предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Содержащаяся в апелляционной жалобе ссылка на то, что в части 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не указаны Следственный комитет РФ и входящие в его структуру следственные органы, несостоятельна, поскольку данная норма не содержит перечень конкретных органов, организаций и лиц, в отношении которых прокуратурой осуществляется надзор. Из положений указанной нормы и содержания ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" следует, что прокуратурой осуществляется надзор за соблюдением и исполнением законов всеми государственными органами федерального уровня, к которым, безусловно, относится Следственный комитет РФ и его территориальные подразделения.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Таким образом, Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам предоставлено право при осуществлении возложенных на них полномочий, осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации, а также, проверять исполнение законодательства как при наличии сообщения о его нарушениях, так и самостоятельно выявлять нарушения в целях проверки соблюдения законодательства. С этой целью прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц вышеуказанных органов, представления необходимых документов и сведений, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Следовательно, в рамках проведения проверок исполнения законодательства, в том числе, о противодействии коррупции, генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры вправе требовать и получать доступ к личным делам, в том числе к сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемым работниками проверяемых органов, а также к иным необходимым материалам и сведениям независимо от наличия информации о конкретных нарушениях.
При этом, в системе государственных органов Российской Федерации отсутствуют органы, в отношении которых законодательно установлена невозможность надзора за их деятельностью со стороны органов прокуратуры.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" (с внесенными изменениями и дополнениями) следует, что Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Из положений, содержащихся в ст. 44 Федерального закона "О следственном комитете Российской Федерации", следует, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Таким образом, в указанной статье прямо указано об использовании прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов Следственным комитетом, полномочий, предоставленных федеральным, а не только уголовно-процессуальным законодательством. При этом, круг вопросов, по которым осуществляется прокурорский надзор, законодательством не ограничен.
В связи с чем, доводы заинтересованного лица об отсутствии у Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров полномочий на осуществление надзорной деятельности в отношении органов Следственного комитета РФ, за исключением осуществления надзорных полномочий в раках уголовно-процессуального законодательства не состоятельны и прямо противоречат, в том числе, требованиям Федерального закона "О следственном комитете Российской Федерации".
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться суд в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Отказ следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области в предоставлении в прокуратуру Калининградской области сведений в отношении государственных служащих, их супругов (супруги) и несовершеннолетних детей, представивших сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год, препятствует осуществлению прокуратурой области полномочий, установленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", по установлению конкретных нарушений закона и затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, вытекающие из, охраняемых законом публичных интересов, связанных с противодействием коррупции.
Решение суда соответствует закону. Оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 30 июля оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Калининградского областного суда от 9 октября 2013 г. N 33-4423/2013
Текст определения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании