Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Главы администрации области
от 11 апреля 1997 г. N 290
Программа
создания государственной автоматизированной системы
земельного кадастра в Калининградской области
(1997-2000 гг.)
1. Введение
Программой ставится задача завершения в течение 1996-2000 гг. работ по созданию в Калининградской области Государственной автоматизированной системы земельного кадастра (ГАС ЗК).
Создание системы обусловлено необходимостью привести сферу регулирования земельных ресурсов в соответствие с потребностями рыночной экономики.
Объектом автоматизации является технология ведения земкадастра на областном, районном и городском уровнях.
По содержанию Программа включает в себя комплекс землеустроительных, правовых, экономических, производственных и организационно-управленческих мероприятий.
Пользователями системы являются:
- органы федеральной исполнительной власти;
- администрации и органы исполнительной власти субъекта федерации
- местные администрации и муниципальные органы;
- судебные органы и нотариаты;
- граждане и юридические лица;
- банковские структуры, агентства оценки земли и недвижимости, страховые компании и другие коммерческие организации и предприятия;
- общественные организации и отдельные граждане.
С 1991 года на территории Калининградской области идет процесс реформирования земельных отношений. За период осуществления земельной реформы гражданам передано для ведения крестьянских хозяйств 59,9 тыс.га, личных подсобных хозяйств - 13,6 тыс.га, индивидуального жилищного строительства - 958 га. В коллективную долевую собственность сельхозпредприятий закреплено 506,7 тыс.га.
За это время создано 3798 фермерских хозяйств, 142 тысячи граждан имеют садовые и огородные участки, 11052 граждан получили участки для строительства индивидуальных домов.
Документы, удостоверяющие права на земельные участки, выданы 167 тыс. юридических и физических лиц, в их числе 8 тыс. договоров аренды.
Для создания налогооблагаемой базы необходимо провести инвентаризацию земель городов и поселков, являющихся основной территорией сбора налогов.
Земельные ресурсы вовлечены в систему новых экономических отношений. С 1992 года введена платность землепользования. Суммы сбора платежей за землю представлены в таблице N 3.
Активизируется земельный рынок. За 3 последних года зарегистрировано 4500 сделок с земельными участками.
2. Цели и задачи создания автоматизированной системы
земельного кадастра области
Программа (ГАС ЗК) разработана комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области (облкомзем) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 932 "Об утверждении федеральной целевой Программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.92 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами.
Автоматизированная система земельного кадастра области создается как современная многоцелевая инфраструктура регулирования земельных отношений и поддержки земельного рынка, контроля за эффективностью хозяйственного использования и оборота земель.
Главная цель ГАС ЗК - обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления необходимой для распоряжения и управления земельными ресурсами информацией, а также защиту прав собственников, владельцев и пользователей земли.
Программа подготовлена с учетом рекомендаций Государственного Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзема), российского и зарубежного опыта организации кадастра, а также фактического состояния службы регулирования земельных отношений в области.
Основу Программы составляет концепция проекта по поддержке земельной реформы в России (проект ЛАРИС) и ранее принятые областной администрацией и областной Думой решения.
Реализация программы позволит обеспечить выполнение следующих основных задач:
- учет количества и качества земель, создание банка данных о наличии и состоянии земельных ресурсов области, информационно-аналитическое обеспечение задач управления землями, находящимися в федеральной, областной и муниципальной собственности;
- предоставление юридически обоснованных и достоверных данных о правах на землю и недвижимость для органов власти и управления, финансово-кредитных учреждений, юридических и физических лиц;
- обеспечение государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей земли и прочно связанной с ней недвижимости, стимулирующей более эффективное производство и инвестиции;
- обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней;
- обеспечение сбора земельных платежей и налогов на прочно связанную с землей недвижимость;
- информационную и правовую поддержку функционирования рынка земли и недвижимости;
- поддержку и упрощение операций с недвижимостью, обеспечение получения заемных средств под залог земли и недвижимости;
- обеспечение определения залоговой стоимости земли и недвижимости, установление ставок земельного налога и иных платежей в бюджет;
- информационное обеспечение и поддержку разработки программ по рациональному использованию земельных ресурсов и регулированию развития территорий;
- создание условий для установления территорий с особым правовым режимом, включая природоохранный, рекреационный и др.;
- обеспечение управления государственным земельным резервом;
- ведение государственной статистики о земле и землепользованиях.
В итоге эффективность земельной политики в области значительно возрастет.
3. Основные направления реализации государственной
автоматизированной системы земельного кадастра
области
3.1. Нормативно-правовое обеспечение.
Для функционирования ГАС ЗК необходимо принятие на федеральном уровне ряда основополагающих законов, в том числе Земельного кодекса Российской Федерации "О государственном земельном кадастре", "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним", "О федеральных землях", "О государственных и муниципальных землях", "О землеустройстве".
3.2. Организационное обеспечение.
Организацию работ по созданию ГАС ЗК обеспечивают, в основном, действующие на территории области структуры Госкомзема и органы местного самоуправления.
Заказчиком Программы в соответствии с п.2 постановления Правительства Российской федерации от 3 августа 1996 года N 932 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" является комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Он отвечает за развертывание системы, ведет ее техническое оснащение и сопровождение, доработку до рабочего режима и последующую эксплуатацию.
При городских и районных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству действуют 19 кадастровых бюро, которые осуществляют регистрационные функции и оказывают платные услуги юридическим и физическим лицам.
В штатах сельских и поселковых администраций области работает 73 специалиста-землеустроителя. Их общая потребность составляет 97 человек. Стоимость затрат на содержание этих специалистов составит около 500 млн.рублей за счет средств местных бюджетов.
Программой предусмотрено также завершение разработки, изготовления и внедрения Поземельной книги для регистрации земель и связанной с ней недвижимости, сделок с ними, а также земельно-кадастровых книг по учету земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления городов и районов, решение других вопросов по формированию земельно-кадастровой информации.
На эти цели планируются затраты в сумме 0,5 млрд. рублей за счет средств областного и местного бюджетов.
4. Развертывание государственной автоматизированной
системы земельного кадастра области
4.1. Этапы создания и развертывания ГАС ЗК.
Развертывание ГАС ЗК пройдет в несколько этапов с учетом организационно-технической готовности базовых мероприятий Программы.
Первый этап предусматривает переподготовку кадров специалистов комитетов по земельным ресурсам, приобретение и установку технических средств. На этом этапе необходимо обучить на курсах повышения квалификации и других видах обучения 50 специалистов. В 11 комитетах необходимо установить комплекты геодезического и компьютерного оборудования.
На втором этапе при условии принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации и области ГАС ЗК вводится в рабочий режим функционирования.
4.2. Информационное обеспечение создания и функционирования ГАС ЗК.
Основу информационного обеспечения ГАС ЗК составляют материалы инвентаризации земель городов и поселков и других категорий земель.
Инвентаризация земель городов и поселков области, площадь которых составляет 57,6 тыс.га, проводится с 1993 года. Завершение инвентаризации земель планируется до 2000 года.
Программой намечено также обновление топографической и картографической базы. Имеющиеся на земли области планово-картографические материалы получены по результатам аэрофотосъемок 1980-1990 гг., актуальность их утрачена и не отвечает требованиям современного кадастра.
Сложившаяся практика проведения аэрофотосъемок (2-3 административных района в год) неприемлема для новых условий хозяйствования на земле.
В Программе предусмотрено обновление всего планово-картографического материала области до 2000 года. Затраты на выполнение этих работ составляют 91,5 млрд. рублей по всем источникам финансирования (приложение N 4.).
Материалы по оценке земель сельхозназначения также потеряли актуальность и требуют корректировки. Последний тур был проведен в 1990 году по данным агрохимического и почвенного обследования 1980-1986 гг. Затраты на проведение корректировки материалов оценки составят 2,5 млрд. рублей (приложение N 6).
4.3. Техническое обеспечение ГАС ЗК.
Создание системы ГАС ЗК связано с поставкой значительного количества технических средств и технического оборудования, поставкой программного обеспечения, объединением баз данных через компьютерные сети и др. техническими мероприятиями.
В область предполагается поставить 11 современных программно-технических комплексов, спутниковую геодезическую систему, автомобильный комплекс для кадастровых съемок, электронные тахеометры, картографические плоттеры.
Поступление комплекта компьютерной техники в соответствии с федеральной целевой программой предусмотрено в 1997 году по программе проекта ЛАРИС (приложение N 1).
ГАЗ ЗК должна быть объединена компьютерной сетью, охватывающей все городские и районные территории с подключением ее к системе управления в области.
Затраты на эти работы составят 500 млн. рублей из средств областного и местного бюджетов (приложение N 2).
4.4. Кадровое обеспечение.
Структуры регулирования земельных отношений области укомплектованы кадрами на 01.01.97 г. на 92%.
Из 122 специалистов комитетов всех уровней 78 имеют высшее и 36 среднее образование.
5. Финансовое обеспечение
Финансирование Программы обеспечивается за счет средств, поступающих от платежей за землю и централизуемых в федеральном, областном и местном бюджетах, от хозрасчетной деятельности кадастровых бюро комитетов, а также из средств международных проектов, реализуемых на территории области.
Общая сумма расчетных затрат составляет 149,5 млрд. руб., в том числе 62% из федерального бюджета
25% из областного бюджета
13% из местного бюджета.
В результате внедрения проектов по созданию земельной информационной системы шведской стороной было поставлено геодезическое оборудование в 5 комитетов области на общую сумму 460 млн.рублей.
Наибольшие финансовые затраты приходятся на проведение инвентаризации, кадастровых съемок земель и изготовление планово-картографических материалов (88% от общих затрат).
Вместе с тем, поступления в бюджеты всех уровней платежей за землю позволят компенсировать затраты, связанные с ее развертыванием.
Планируемое поступление платежей за землю составляют за расчетный период 394,5 млрд. рублей (приложение N 3), что в 2,7 раза превышает расходы на ее создание.
Окупаемость ГАС ЗК может быть дополнительно увеличена за счет расширения и совершенствования системы платных услуг, организации агентств по оценке земель, создания специальных фондов, участия в международных проектах, разработки других внебюджетных механизмов поддержки работ по созданию и эксплуатации ГАС ЗК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.