Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Главы администрации области
от 22 апреля 1997 г. N 333
Региональная целевая
программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств
и кооперативов в Калининградской области на 1997-2000 годы
Паспорт
региональной целевой программы развития крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов на 1997-2000 годы
Наименование Программы - Региональная целевая Программа развития
крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов на 1997-2000 годы
Основание для разработки - Указ Президента Российской Федерации от
Программы 16 апреля 1996 года N 565 "О мерах по
стабилизации экономического положения и
развития реформ в агропромышленном
комплексе и постановление Правительства
Российской Федерации от 18 декабря 1996
года N 1499 "О Федеральной целевой
программе развития крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов
на 1996-2000 годы".
- Концепция развития агропромышленного
комплекса Калининградской области
Заказчик Программы - Администрация Калининградской области
Основные разработчики - Агропромышленный комитет администрации
Программы области
- Комитет по земельным ресурсам и
землеустройству Калининградской области
- Союз фермеров Калининградской области
Цели Программы - Обеспечение устойчивого развития и
повышения эффективности работы фермерского
сектора, как составной части многоукладной
аграрной экономики, насыщение
сельскохозяйственного рынка области
продукцией собственного производства,
социальная защита крестьянства в условиях
рыночных отношений
Основные программные - Создание организационных, экономических
мероприятия (включая внешнеэкономические), правовых и
социальных условий эффективного
функционирования крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов, формирование
рыночной инфраструктуры на основе
кооперации, совершенствование механизма
государственной поддержки крестьянских
(фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов
Исполнители Программы - Агропромышленный комитет администрации
области, финансовое управление
администрации области, комитет по
земельным ресурсам и землеустройству
Калининградской области;
- Управление труда и социального развития;
- Комитет СЭЗ "Янтарь";
- Союз фермеров области
Сроки и этапы реализации - 1997-2000 годы;
Программы 1 этап - 1997-1998 годы;
2 этап - 1999-200 годы.
Важнейшие целевые показатели - к 2000 году за счет роста числа
крестьянских (фермерских) хозяйств,
увеличения размеров крестьянского
землевладения, развития производственных и
потребительских кооперативов, внедрения
прогрессивных технологий и повышения на
этой основе продуктивности земледелия и
животноводства валовая продукция
сельского хозяйства в этом секторе
вырастет примерно в 3 раза. Производство
зерна составит 55 тыс. тонн, картофеля
18 тыс.тонн, овощей 6 тыс.тонн, доля
продукции фермерского сектора составит
примерно 18-20% в общем объеме
производства сельского хозяйства
Ожидаемые результаты - Реструктуризация агропромышленного
Программы комплекса на принципах рыночной экономики,
более полное насыщение регионального
рынка продукцией сельского хозяйства
собственного производства и усиления
конкурентоспособности агропромышленного
комплекса. Повышение экономической
эффективности крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов, создание рыночной
инфраструктуры, улучшение социального
положения крестьян.
Система контроля за - Контроль за исполнением осуществляет
исполнением Программы администрация области, финансовое
управление, органы местного самоуправления
1. Введение
Региональная целевая Программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Калининградской области на 1997 - 2000 годы разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 года N 565 и "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе, постановлением Правительства РФ от 16 декабря 1996 года N 1499 "О федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы".
Крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения (ассоциации, коопхозы и др.) стали неотъемлемой частью агропромышленного комплекса области. Вместе с тем, на дальнейшее динамичное развитие крестьянских (фермерских) хозяйств оказывают негативное влияние многие нерешенные вопросы,основными из которых являются:
- далеко несовершенная нормативно-правовая база деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств;
- недостаточная государственная поддержка фермерского движения;
- отсутствие развитой рыночной инфраструктуры (сбыт, переработка, снабжение, обслуживание и др.);
- неподготовленность предприятий новых форм хозяйствования, в том числе фермеров, к жестким реальным условиям работы в рыночных отношениях; - несовершенство аграрной политики (кредитно-финансовой, протекционистской, налоговой и др.);
- неплатежи за продукцию, высокая инфляция, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию;
- усиление позиций импортеров на продовольственном рынке области и другие.
В области фермерское движение начало развиваться с 1990 года. На 1.01.1997 года насчитывается 4100 крестьянских (фермерских) хозяйств, за которыми закреплено 66 тыс.га, в том числе 62,7 тыс.га сельскохозяйственных угодий, что составляет 9 процентов от общего числа сельскохозяйственных угодий области. Пашня занимает 34 тыс.га.
В настоящее время в области функционирует 27 производственных фермерских объединения, в том числе ассоциации фермерских хозяйств, общества с ограниченной ответственностью, коопхозы. Они объединяют 513 фермерских хозяйств, за которыми закреплено 10,5 тыс.га земли. Данные формирования осуществляют свою деятельность по двум направлениям: ведущие совместно производство в едином севообороте и совместно использующие сельскохозяйственную технику. Крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения имеют 10 мини-пекарен, 5 мини-цехов по переработке мяса, 3 мельничных комплекса.
В фермерских хозяйствах и созданных ими формированиях занято более 8 тыс. человек. Кроме того, более 5 тыс. человек привлекается по найму. Следовательно, развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов позволяет, в условиях спада производства в коллективных хозяйствах, уменьшать безработицу и смягчать социальную напряженность на селе.
Вместе с тем, из 4100 фермерских хозяйств лишь одна треть ведет товарное производство, а 25 процентов хозяйств вообще не ведут никакое производство. За годы реформ 560 хозяйств в области прекратили свое существование.
В 1996 году крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения произвели зерна 19,2 тыс.тонн, картофеля 6,1 тыс.тонн, мяса (в живом весе) - 1,3 тыс.тонн, молока - 8,8 и овощей 1 тыс.тонн, что составляет соответственно 8,7; 45; 5,3; 6,3 и 30 процентов от объема производства этих видов продукции коллективными хозяйствами.
Налаживаются внешнеэкономические связи фермеров с предпринимателями, Союзами фермеров зарубежных стран: Германией, Швецией, Польшей, Англией и другими странами.
Положение, сложившееся в фермерском секторе и прогнозируемый рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов требуют в дальнейшем комплексного решения вопросов и их развития, усиления государственной поддержки.
2. Цель, задачи и этапы реализации программы
Цель программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений.
Задачами программы являются:
- создание организационных, экономических (включая внешнеэкономические), правовых и социальных условий эффективного функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов;
- совершенствование механизма государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов;
- развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;
- формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции;
- развитие фермерского самоуправления.
Решать указанные задачи предусматривается в два этапа.
На первом этапе (1997-1998 годы) осуществляются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов. В рамках целевых программ осуществляются мероприятия по повышению плодородия земель и рациональному их использованию. Крестьянские хозяйства и кооперативы оснащаются сельскохозяйственной техникой, оборудованием, транспортными средствами, другими материально-техническими ресурсами в количествах, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение основных хозяйственных работ.
Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и кооперативам будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на земле и ведения производства в условиях рыночных отношений. Будет проводиться работа по совершенствованию системы налогообложения, созданию благоприятных организационных и экономических условий для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и объединений, кооперативов по переработке, хранению, сбыту сельскохозяйственной продукции и агросервису. Начнется формирование системы кредитной и страховой кооперации, информационно-консультативного обслуживания сельских товаропроизводителей. Будет продолжено обучение фермеров и работников кооперативов.
На втором этапе (1999-2000 годы) по мере преобразований и усиления государственной поддержки возрастут число крестьянских хозяйств и площади земельных наделов, ускорятся процессы специализации хозяйств, формируется рыночная и социальная инфраструктура на основе кооперации и интеграции, создается система кредитной кооперации и страхования, укрепится материально-техническая база крестьянских хозяйств и кооперативов, расширится сфера применения эффективных ресурсосберегающих технологий, достижений науки и передовой практики. Увеличится производство сельскохозяйственной продукции, укрепится экономика крестьянских хозяйств.
3. Совершенствование правовой базы крестьянских
хозяйств и кооперативов
Правовое обеспечение фермерского сектора в целом нуждается в существенном обновлении с одной стороны, а с другой - необходимостью разработки местных нормативно-правовых актов, которые будут направлены на создание условий для его эффективного функционирования и дальнейшего развития.
В целях дальнейшего развития АПК области, становления фермерского сектора будут разработаны и внесены в областную Думу проекты нормативно-правовых актов по вопросам: регулирования земельных отношений, создания фондов финансовой поддержки агропромышленного комплекса и индивидуального жилищного строительства на селе, мелиорации земель, предоставления экономических и других льгот товаропроизводителям в целях стимулирования производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд, ипотеки, упорядочения налогообложения залоговых операций, защиты местных сельскохозяйственных товаропроизводителей и др.
Будут также внесены в федеральные органы власти предложения по вопросам совершенствования налоговой, финансово-кредитной политики, ипотеки и другие, что будет способствовать успешной реализации программы.
4. Земельные отношения, совершенствование механизма крестьянского
землевладения и землепользования
Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли, создание и укрупнение крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей членов этих хозяйств, аренды, покупки и других видов приобретения земельных участков.
Завершится переоформление в собственность фермерам земельных участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование. Будут установлены предельные размеры земельных участков, находящихся в собственности, без ограничения размеров арендуемых земель. Предусматривается разработать и внедрить механизм залога земель, усовершенствовать порядок купли-продажи земельных участков и предоставления владельцам личных подсобных хозяйств дополнительных земельных участков сверх установленных размеров за счет земельных долей и фонда перераспределения земель.
Для развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов предстоит провести комплекс землеустроительных работ по консолидации земельных участков крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов с учетом региональных природно-экономических особенностей, компактного размещения земельных участков, обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель и создание условий для кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Усилится контроль за использованием земель по целевому назначению крестьянскими хозяйствами и кооперативами. Ожидается, что к 2000 году площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в распоряжении крестьянских хозяйств, ассоциаций, объединений и кооперативов, увеличится и составит 83 тыс.га, в том числе пашни 42,6 тыс.га.
С целью формирования рыночного оборота земли, укрупнения крестьянских (фермерских) хозяйств, создания им и личным подсобным хозяйствам благоприятных условий для работы, будут внесены проекты основополагающих документов по пересмотру, в сторону увеличения, норм размеров земельных участков для ведения личных подсобных хозяйств, а также размеров участков, передаваемых фермерским (крестьянским) хозяйствам в собственность. В рамках совершенствования земельных отношений, в установленном порядке будут осуществлены меры по закреплению земельных долей в натуре, в реформируемых коллективных хозяйствах, будет разработан порядок обмена земельными участками, выделения имущества и земель для вновь создаваемых кооперативов, с учетом рационального и компактного их размещения. Данная работа организуется на областном, районном уровнях, сельскохозяйственных предприятиях специально создаваемыми комиссиями и рабочими группами.
5. Развитие кооперации крестьянских хозяйств
Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств являются:
- совместное использование техники и обработка земли, ведение животноводства;
- переработка, хранение и сбыт продукции;
- материально-техническое обеспечение;
- инженерно-технологическое обслуживание;
- кредитование и страхование и другие;
- консультационно-информационное обслуживание.
Ускорится создание фермерских кооперативов по совместному использованию техники и обработке земли на основе добровольного объединения хозяйств, прежде всего, мелких, расположенных в достаточной близости друг от друга. В соответствии с законом "О сельскохозяйственной кооперации" будут создаваться на базе (составе) коллективных хозяйств производственные и потребительские кооперативы, что позволит более рационально использовать основные фонды и разделение труда. Потребительские кооперативы будут создаваться также на базе служб агротехсервиса, предприятий переработки, при сельских администрациях.
После принятия соответствующих федеральных законов будет сформирована система сельских кредитных кооперативов, ориентированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан, проживающих на данной территории. Первоначально, кредитные кооперативы будут создаваться, как общества взаимного кредитования на основе объединения средств их членов. В дальнейшем, привлекая средства населения и других инвесторов они превратятся в ссудо-сберегательные кооперативы. Кредитные кооперативы станут источником первоначального капитала для малого предпринимательства.
На новый уровень будет возведена потребкооперация. Будут создаваться на основе муниципальной собственности (магазины, рынки склады, базы и др.) потребительские сбытовые сельскохозяйственные кооперативы. Начнется работа по созданию сельских обществ взаимного страхования и их союзов, которым будет оказана государственная поддержка.
6. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка
крестьянских хозяйств и кооперативов
Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения крестьянских хозяйств и кооперативов направлена на создание условий для развития и укрепления их материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности производства.
В отношении крестьянских хозяйств и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, а также установленные постановлениями Правительства Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации на возвратной и безвозвратной основе из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников.
Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:
- финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, ветеринарному обслуживанию;
- дотирование продукции элитного семеноводства, племенного животноводства;
- компенсация затрат товаропроизводителям, специализирующимся на размножении семян овощных культур;
- поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
- компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, комбикормов животноводческими комплексами, энергоносителей - специализированными овощеводческими хозяйствами;
- финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территории;
- компенсация до 50 процентов затрат на разработку проектно-сметной документации и осуществление мероприятий по освоению земель;
- оказание стартовой помощи крестьянским хозяйствам в первые 5 лет, включая гарантии на получения кредитов вновь создающимися хозяйствами, поддержку формирования производственной инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий электропередачи, газификация, связь, водоснабжение, мелиорация земель, закладка многолетних насаждений);
- кредитование приобретения земли;
- возмещение начинающим хозяйствам первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники на условиях лизинга или соответствующей части затрат при приобретении техники;
- содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов;
- формирование системы страхования в аграрном секторе с долевым участием федерального бюджета;
- льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на сезонные затраты;
- финансирование подготовки кадров для агропромышленного комплекса, издание специальной литературы для фермеров;
- компенсация части страховых платежей при страховании урожая;
- развитие межфермерской кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту, агросервису;
- компенсация до 50 процентов затрат на строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, рыбоводных прудов, других производственных объектов;
- выплата пособий семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских хозяйств;
- льготное кредитование строительства жилья;
- оказание крестьянским хозяйствам и кооперативам другой финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе.
Укрепление производственной базы и инженерное обустройство крестьянских хозяйств и кооперативов будет осуществляться в рамках федеральных и региональных целевых программ развития отраслей сельского хозяйства, а также программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, строительству дорог, развитию средств связи в сельской местности.
Выделение бюджетных средств, направляемых на развитие фермерского сектора, осуществляется по решению экспертно-аналитических советов на конкурсной основе. В состав советов включаются представители Союза фермеров. Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и созданным на их базе формированиям будет осуществляться как правило, тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и эффективное использование выделенных средств.
Будет создан фонд финансовой поддержки агропромышленного комплекса, где наряду с другими товаропроизводителями, будет в равной степени осуществляться фи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.