С целью обеспечения выхода из кризиса городов и населенных пунктов области и создания условий для их устойчивого развития и саморазвития
п о с т а н о в л я ю :
1. Утвердить губернаторскую комплексную программу развития городов и населенных пунктов Калининградской области - Программу-1000 (прилагается).
2. Поручить органам местного самоуправления на основе Программы-1000 в срок до 20 июля т.г. разработать собственные программы благоустройства и инженерного обустройства входящих в состав соответствующих муниципальных образований населенных пунктов, определив в них конкретные мероприятия по объектам, сроки их проведения и ответственных исполнителей.
3. Строительному комитету администрации области (Бурьянову А.С.) предусматривать в областных инвестиционных программах 1997-1999 годов строительство и реконструкцию объектов, поименнованных в Программе-1000. Формировать заявки по финансированию федерального строительства на территории области с учетом данной Программы.
4. Главному управлению экономики (Исакову О.Д.), управлению труда и социального развития (Литвинову Г.С.), агропромышленному комитету (Степанову А.П.), комитету по развитию промышленности и предпринимательской деятельности (Вуколову 3.А.) администрации области в срок до 10 июля т. г. внести предложения о разработке соответствующих тематических программ, вытекающих из комплексной Программы-1000, порядке и сроках их разработки.
5. Информационно-аналитическому управлению администрации области (Миронову А.С.) выпустить губернаторскую комплексную Программу-1000 отдельной брошюрой в количестве 200 экземпляров и опубликовать ее в газете "Калининградская правда".
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на контрольное управление администрации области (Белоброва А.В.)
7. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава администрации |
Л. Горбенко |
(губернатор) области
Губернаторская комплексная программа
развития городов и населенных пунктов Калининградской области
(Программа-1000)
Введение
Областная комплексная программа развития городов, сел и поселков Калининградской области (далее именуется Программа-1000) подготовлена в соответствии с поручением Главы администрации (губернатора) области.
Необходимость разработки Программы-1000 обусловлена растущим значением населенных пунктов Калининградской области в экономическом и социальном развитии региона в целом, масштабностью, остротой и неотложностью проблем обеспечения их жизнедеятельности, слабостью и уязвимостью социально-экономической базы, задачами создания привлекательного имиджа Калининградской области в глазах отечественного и зарубежного инвесторов.
Программа-1000 ориентирована на решение основных проблем развития населенных пунктов Калининградской области, призванных выполнять жизненно важные социальные и народнохозяйственные функции.
В результате общего падения производства в регионе, остаточного принципа финансирования мероприятий по благоустройству и инженерному обустройству, многие города и населенные пункты Калининградской области пришли в запустение, в портном смысле этого слова, еще на рубеже 1980 - 1990 г.г., что нашло отражение в:
- критическом износе жилого фонда, инженерных коммуникаций, социально-бытовой инфраструктуры населенных пунктов;
- потере "собственного лица" многими населенными пунктами, в переходе их в категорию неперспективных;
- дефиците местных бюджетов, падении уровня жизни населения, сокращении рабочих мест, оттоке наиболее активной части населения;
- неудовлетворительном состоянии санитарной обстановки территорий населенных пунктов.
Последовавшие в 90-х годах коренные экономические преобразования в особо тяжелой форме отразились в первую очередь на жизнедеятельности малых городов и населенных пунктов области из-за слабости собственных ресурсов, взаимосвязанности их с аграрным комплексом региона, узкой специализации градообразующих предприятий.
В результате сложилась явная тенденция к экономической и социальной деградации целых слоев населения области, оказавшихся в состоянии безысходности, утрате ими инициативы, отсутствия стремления к наведению элементарного порядка. Очевидно, что без формирования в городах и населенных пунктах потенциала жизнедеятельности, связанного с развитием и благоустройством своей малой Родины, без появления в них новых шансов на повышение занятости и рост доходов населения, процесс его деградации и, как следствие, населенных пунктов может принять необратимый характер.
Основная цель Программы-1000 - обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития городов и населенных пунктов Калининградской области. Программа-1000 направлена на создание правовых, финансовых, экономических, организационно-хозяйственных и других условий, позволяющих муниципальным образованиям, как полноценным субъектам самоуправления, эффективно использовать собственные природные, трудовые, экономические ресурсы и на этой основе обеспечить повышение уровня и качества жизни населения на подведомственных территориях.
Программа-1000 реализуется на двух уровнях: местном и региональном. В ее выполнении участвуют органы местного самоуправления, органы исполнительной власти Калининградской области, а также предприятия и организации всех форм собственности, все население.
Администрация области осуществляет координацию деятельности всех участников Программы. При определении ресурсной базы реализации Программы-1000 учитываются финансовые возможности как области, так и муниципальных образований. Для финансирования мероприятий Программы намечается использовать средства областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетные источники и зарубежные инвестиции.
Социально-политический аспект Программы способствует включению органов местного самоуправления, населения городов и поселков области в активное преобразование условий жизни, мобилизации общественного движения за возрождение и устойчивое развитие, содействует стремлению населения сохранить и улучшить среду своей жизнедеятельности.
Программа-1000 не имеет точно регламентированных рамок, открыта для всех предложений в целях дальнейшего развития населенных пунктов области с учетом структурной перестройки экономики и системы государственного управления. В ней представлен комплекс мер, обеспечивающий управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения.
1. Содержание проблемы и необходимость решения
программными методами
1.1. Города и населенные пункты Калининградской области в ходе осуществления государством политики форсированного развития промышленности, сверхцентрализации управления, преобладания отраслевого подхода к управлению экономическим и социальным развитием над территориальным оказались на грани выживания и в первую очередь это сказывается на жителях городов и сельских населенных пунктов. Остановились предприятия, нарастает безработица, падает жизненный уровень населения, сокращаются расходы на социальную сферу, ухудшается криминальная обстановка. В каждом втором поселении сокращается число жителей.
Острой проблемой населенных пунктов области является недостаточный уровень развития социально-культурной инфраструктуры, ее убогость. В условиях рыночных отношений многим предприятиям стало невыгодным содержание объектов социальной сферы, а их передача на баланс органам местного самоуправления неэффективна из-за острого недостатка бюджетных средств и их несоответствия действующим нормативам и стандартам.
Чисто внешне все эти глубинные проблемы находят свое отражение во всеобщем запустении, разрушении облика городов и населенных пунктов области.
1.2. В большинстве сел и поселков области сложилась неблагоприятная социально-демографическая ситуация, характеризующаяся снижением удельного веса населения трудоспособного возраста и повышением численности пенсионеров, свертыванием процессов притока сельского населения. Отставание по уровню жизни, неудовлетворительное состояние культурно-бытовой инфраструктуры приводят к оттоку населения наиболее трудоспособного возраста, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему замедлению решения неотложных социально-экономических вопросов.
Для муниципальных образований области характерны низкий уровень и неподготовленность административно-управленческих и производственно-хозяйственных кадров к деятельности в условиях рыночной экономики.
1.3. Острой проблемой малых городов и поселков области является их транспортно-коммуникационная оторванность от областного и районных центров области. Повсеместным стал недостаток транспортных средств, сокращено число автобусных маршрутов общего пользования, уменьшена частота движения пригородных поездов, разрушается межхозяйственная транспортная инфраструктура. Менее 40% населения сельских населенных пунктов обеспечены телефонами.
Включение населенных пунктов области в плотную сеть коммуникационно-транспортных связей могло бы способствовать активизации их развития.
1.4. Для большинства малых городов, сел, поселков характерны низкий уровень технического оснащения структур их управления. Отсутствие информационной базы серьезно препятствует налаживанию горизонтальных связей, оперативному поиску вариантов развития и функционирования муниципальных образований, нахождению партнеров по коммерции и взаимовыгодному сотрудничеству, не позволяет организовать маркетинг ресурсов и инвестиционных предложений.
1.5. Проблемой является отсутствие в городах и населенных пунктах качественной градостроительной документации. Причины этого видятся в принижении роли градостроительных и архитектурных служб органами местного самоуправления.
Требуется принятие эффективных решений по градостроительному развитию и включение их в систему основных мероприятий по управлению муниципальными образованиями.
1.6. Развитие малых городов и населенных пунктов Калининградской области необходимо рассматривать в увязке с изменившейся геополитической ситуацией в России, а именно с учетом массовой миграции, вызванной появлением зон техногенных катастроф и экологических бедствий, военных конфликтов, выводом войск в Россию, масштабной демобилизацией военнослужащих и некоторыми другими явлениями. Города, села и поселки области должны и могут, в силу благоприятных географических условий региона, занять особое место в государственной политике миграции населения. Они весьма привлекательны для расселения дополнительного количества жителей при условии соответствующего расширения объемов жилищного и социально-культурного строительства, обеспечения традиционных мер по развитию экономической активности и привлечению инвестиционных ресурсов.
1.7. Характер развития малых городов и населенных пунктов области в обозримом периоде будет определяться такими факторами, как конъюнктура на рынке земли и недвижимости, уровень развития рыночной инфраструктуры, миграционные процессы.
Относительно более низкие цены на землю, льготная налоговая политика, дешевая рабочая сила в малых городах, селах и поселках делают выгодным размещение в них капитала и труда. В этой связи в среднесрочной перспективе в них можно ожидать повышения инвестиционной и деловой активности, возрастания спроса на землю и строительные услуги.
Становление местного самоуправления, действенное нормативно-правовое и административное регулирование использования территории, совершенствование управления и регламентации землепользования и градостроительства должны исключить неконтролируемое использование территории, хаотичное размещение застроек, нарушение санитарных норм, загрязнение окружающей среды, наступление на ценные ландшафты и т.п.
Таким образом, проблема развития и саморазвития городов и населенных пунктов Калининградской области включает в себя широкий спектр задач, в основу решения которых должен быть положен проблемно-целевой подход, представляющий собой совокупность разнообразных форм и методов государственного воздействия; нормативно-правовых, экономических, социальных, организационных.
2. Цели, принципы, сроки и этапы реализации Программы
2.1. Основная цель Программы-1000 - обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития малых городов, сел и поселков Калининградской области в период формирования рыночных отношений.
Программа-1000 направлена на создание совокупности взаимосвязанных правовых, финансовых, экономических, организационно-хозяйственных и других основ и условий, позволяющих населенным пунктам Калининградской области, ставшим полноценными субъектами самоуправления, эффективно использовать прежде всего свои собственные природные, трудовые и хозяйственно-экономические ресурсы и обеспечить повышение уровня и качества жизни населения.
Достижение указанной цели требует решения следующих неотложных задач:
- на первом этапе (1997-1998 г.г.) паспортизация состояния территорий городов и населенных пунктов Калининградской области, определение их потенциала, благоустройство территорий, содействие социально-экономической стабилизации, разработка перспективных схем развития городов и населенных пунктов, создание применительно к этим схемам новой структуры экономики и механизмов саморазвития;
- на втором этапе (1998-2003 г.г.) - закрепление новых социально-экономических механизмов и создание условий для устойчивого саморазвития малых городов и населенных пунктов области.
2.2. В соответствии с пунктом 2.1. задачами Программы-1000 являются:
- сбор данных о состоянии и потенциале городских поселений и их паспортизация;
- содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование производства;
- оказание поддержки предприятиям, особенно в моноструктурных поселениях, в преодолении спада производства, минимизации социального и экономического ущерба от свертывания неконкурентоспособных производств;
- удержание на социально безопасном уровне безработицы;
- структурная перестройка производства, его диверсификация;
- реализация правовых и экономических мер, содействующих расширению базы поступления доходов в местные бюджеты и укреплению их на этой основе;
- развитие малого предпринимательства;
- создание на всех уровнях государственного управления и местного самоуправления благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов, установление устойчивых производственно-технологических и коммерческих связей между муниципальными образованиями;
- реализация системы правовых, финансово-экономических, организационных и социально-психологических мер, стимулов, обеспечивающих активизацию позитивных социально-экономических процессов, и прежде всего в населенных пунктах с неудовлетворительными условиями проживания и градостроительной среды;
- активизация историко-культурного потенциала Калининградской области;
- осуществление специальных мероприятий в населенных пунктах области, где сложилась угрожающая ситуация в системах жизнеобеспечения;
- реанимация и развитие систем народного образования, здравоохранения, возрождение объектов сферы обслуживания;
- укрепление системы местного самоуправления, разработка и реализация в каждом городе, районе собственной программы развития;
- подготовка и повышение квалификации работников органов местного самоуправления, а также работников и специалистов во всех основных сферах деятельности для обеспечения их эффективной работы.
2.3. Реализация Программы-1000 рассматривается как процесс поэтапного решения задач социально-экономического развития городов, сел и поселков Калининградской области с учетом их самобытности.
3. Формирование механизмов развития и саморазвития городов и
населенных пунктов области
Программа-1000 предусматривает формирование механизмов развития и саморазвития городов и населенных пунктов Калининградской области.
Механизмы развития городских поселений формируются на региональном (администрация Калининградской области) и местном уровнях. Механизмы саморазвития формируются в основном на местном уровне.
3.1. Организационно-управленческие механизмы
Организационно-управленческие механизмы включают в себя:
полнокровное использование правовой базы органами местного самоуправления в развитии инициативы и самостоятельности при формировании муниципальной собственности и бюджета, в регулировании процессов экономического и социального развития, повышении активности населения и органов местного самоуправления;
предоставление населению и юридическим лицам для ведения хозяйства и получения доходов движимой и недвижимой собственности, а также муниципальных земельных участков, жилищных и культурно-бытовых объектов, муниципальных заказов на выполнение тех или иных работ и услуг на условиях аренды, найма, концессии или договора;
принятие управленческих решений с учетом как общественных, так и частных интересов;
принятие правовых актов, определяющих проведение налоговой и бюджетной политики с учетом специфики конкретных территорий, позволяющей обеспечить приемлемое соответствие местных бюджетов с выполняемыми ими задачами;
создание и совершенствование правовых основ для формирования муниципальной собственности, муниципального хозяйства и предпринимательской среды;
отработку различных форм и типов местного самоуправления с учетом местной специфики и иных факторов;
создание благоприятных экономических условий тем городам, селам и поселкам, которые, успешно используя местные ресурсы, становятся "точками роста" в регионе;
выработку принципов действия финансово-бюджетных институтов и налоговой системы в условиях реального местного самоуправления;
разработку форм взаимодействия городов и сельских поселений;
создание многообразных организационно-управленческих механизмов сохранения исторической городской среды, развития зон рекреации, туризма.
3.2. Экономические механизмы
Основными составляющими экономических механизмов являются: развитие предпринимательства и малого бизнеса на базе использования местных ресурсов, финансово-кредитный механизм, фондовый рынок, формирование муниципальной собственности, выделение и использование земли и платы за нее, оказание материальных услуг (предоставление свободных помещений, объектов незавершенного строительства, подключения к сетям инженерной инфраструктуры и т.д.) в интересах саморазвития.
3.2.1. Бюджетно-налоговая политика
В рамках бюджетно-налоговой политики необходимо обеспечить:
а) повышение доходной части местных бюджетов за счет создания их собственной финансовой базы и обоснованной целенаправленной финансовой помощи областного бюджета городам в выполнении их задач;
б) повышение собираемости налогов;
в) предпочтительное использование собираемых налогов на тех территориях, где налогоплательщикам оказываются муниципальные услуги.
Для обеспечения Программы развития городов, сел и поселков Калининградской области могут учитываться финансовая помощь федеральных органов исполнительной власти, администрации Калининградской области, средства, выделяемые на реализацию федеральных целевых программ, выполняемых на территории соответствующих поселений, а также внебюджетные фонды и привлекаемые средства предприятий, финансовых организаций и банков, иностранных инвесторов.
3.2.2. Создание инфраструктуры рынка
а) активизация включения малых населенных пунктов в рыночные связи, образование системы ассоциаций и синдикатов для их предприятий; участие в местных ярмарках сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции;
б) повышение информационной обеспеченности городов и населенных пунктов (развитие телефонной сети с изданием и распространением справочников с адресами абонентов, издание газет с рекламными приложениями, издание бюллетеней по обмену жилой площади, трудоустройству и т.п., издание атласов населенных мест с характеристиками обеспеченности их объектами социальной и инженерной инфраструктуры и территориями для размещения новых предприятий, издание рекламно-туристических планов);
в) формирование предпринимательской среды путем использования аренды муниципальной собственности, организации конкурсов по развитию частного предпринимательства в социально-бытовой сфере, предоставление соответствующих льгот и преференций по налогам и кредитам при выделении в аренду помещений, земельных участков, недвижимости;
г) формирование муниципальных фондов поддержки предпринимательства;
д) привлечение частных, государственных и иностранных инвестиций;
е) развитие лизинга;
ж) усиление экономической роли малых и средних городов в обслуживании прилегающих территорий, развитии сельского хозяйства и освоении природных ресурсов;
з) развитие рекреационной деятельности, восстановление памятников архитектуры и культуры, развитие туристической и экскурсионной деятельности, сферы отдыха на базе местных природных ресурсов и историко-культурного наследия;
и) восстановление и развитие традиционных производств, ремесел, народных промыслов;
к) содействие конверсии оборонных предприятий;
л) содействие межрегиональной и внешнеэкономической интеграции предприятий.
3.2.3. Земельные отношения
Для совершенствования земельных отношений в городах селах и поселках необходимо:
а) создавать условия для эффективного использования муниципальных городских земель с целью получения доходов в местные бюджеты;
б) предоставлять земельные участки физическим и юридическим лицам для использования в социальных, хозяйственных, производственных и коммерческих целях, для развития предпринимательства, личного подсобного хозяйства и народных промыслов;
в) предоставление органам местного самоуправления права:
- преимущественного использования земель в населенных пунктах для общественных целей:
- регулирования порядка землепользования в интересах муниципального хозяйства;
- конфискации, принудительного изъятия земли в случае нарушения политики землепользования, неуплаты налогов за землепользование;
- установления ставок земельного налога в зависимости от местоположения населенного пункта и самого участка;
г) оказание финансовой помощи в виде льготного или безвозмездного субсидирования для повышения уровня инженерного обустройства территорий;
д) обеспечение эффективности использования земли и создания на этой основе условий для самоокупаемости инфраструктуры населенных пунктов.
3.3. Социальные механизмы
В сфере обеспечения населения необходимо:
на региональном уровне:
Осуществить комплекс мер по созданию полноценной среды жизнедеятельности населения путем формирования муниципального хозяйства, включающего развитую жилищно-коммунальную и социальную инфраструктуру. Повышение уровня жизни граждан будет стимулировано созданием условий для развития деловой активности, мерами, обеспечивающими занятость, рост доходов населения и местного бюджета;
установить стабильный норматив - минимум дотационной бюджетной обеспеченности города в расчете на одного жителя, рассчитанный на основе государственных минимальных стандартов, социальных и финансовых норм:
оказать целевую поддержку градообразующим предприятиям.
на местном уровне:
ввести льготы по кредитам и налогам для предприятий и предпринимателей, осуществляющих инвестиции в создание новых рабочих мест;
создать базу для переквалификации работников в рамках службы занятости;
организовать конкурсы по развитию частного предпринимательства в социальной сфере, предоставить соответствующие льготы и преференции по налогам и кредитам при выделении в аренду помещений, земельных участков, недвижимости;
ввести льготы (при сдаче в аренду помещений, выделении кредитов) при образовании муниципальных, коллективных, кооперативных и других форм самоорганизации населения для защиты своих социальных интересов;
оказать организационную и юридическую поддержку развитию малых предприятий, индивидуальной трудовой деятельности;
создать базу для системы непрерывного образования населения;
организовать общественно-полезные работы для безработных.
4. Система программных мероприятий
4.1. Мероприятия на региональном уровне
Мероприятия Программы-1000, реализуемые на региональном уровне, направлены, прежде всего, на формирование нормативно правовой и социально-экономической базы развития и саморазвития городов, сел и поселков Калининградской области.
Законодательные и иные нормативно-правовые акты, принимаемые на региональном уровне, должны обеспечить:
- формирование новой системы взаимоотношений региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- законодательное разграничение полномочий и ответственности исполнительной власти Калининградской области и органов местного самоуправления;
- экономическую самостоятельность муниципальных образований при решении вопросов местной жизни;
- равноправие городских поселений Калининградской области всех типов и величин в их взаимоотношениях между собой и органами исполнительной власти региона.
На региональном уровне необходимо принять специальные акты о развитии населенных пунктов Калининградской области, в которых должны быть предусмотрены меры по реализации государственной политики в преодолении общей экономической и социальной отсталости с обязательным учетом их специфических особенностей и интересов.
Программа-1000 предусматривает разработку и реализацию программ социально-экономического развития городов, сел и поселков. Мероприятия на региональном уровне формируются в качестве координационных, обеспечивающих единый согласованный подход к решению проблем городов, сел и поселков. Предусматривается согласование Программы-1000 с другими региональными целевыми программами.
Перечень среднесрочных мероприятий по обеспечению Программы-1000 на 1997 - 1998 годы приведен ниже.
Градостроительная политика
В соответствии с Законом "Об основах градостроительства в Российской Федерации" и "Положением о градостроительной деятельности в Калининградской области" основными направлениями градостроительной политики являются: территориальная организация расселения, устойчивое развитие городов и других поселений области, их социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, экологически безопасное развитие поселений, обеспечивающее права граждан на укрепление здоровья, гармоничное духовное и физическое развитие; планировка, застройка, благоустройство, озеленение городов и других поселений, развитие санаторно-курортных комплексов и рекреационных территорий.
Актуальность вопроса о проведении градостроительной политики обусловлена, прежде всего, остротой градостроительных проблем в Калининградской области: отсутствие нормативно-правового обеспечения градостроительной деятельности на уровне местного самоуправления, недооценка роли градостроительства в решении социально-экономических проблем; отток капиталовложений из градостроительства, что привело к кризису городов и поселений, обветшанию общественного и жилого фонда и инженерно-транспортной инфраструктуры; критическое состояние благоустройства территорий городов и поселков; отсутствие правового регулирования недвижимости и информационного обеспечения состояния территорий городов, поселков; недостаточная обеспеченность отделов архитектуры и градостроительства специалистами-архитекторами (50% отделов архитектуры и градостроительства местных органов самоуправления муниципальных образований состоят из одного райгорархитектора).
Для осуществления градостроительной политики в Плане мероприятий программы "Тысяча" на период с 1997 по 2000 годы предусматривается:
создать нормативно-правовую базу (Правила застройки городов, поселений, градостроительные уставы) для регулирования градостроительной деятельности на уровне местного самоуправления;
разработать (откорректировать) схему районной планировки (Генеральный план области), транспортную схему города Калининграда, концепцию Генерального плана города Калининграда; провести анализ градостроительной документации и разработать генеральные планы городов Нестерова, Гусева, поселков Морское и Лесное на территории Куршской Косы, генпланов вновь создаваемых муниципальных образований;
подготовить Программу модернизации и реконструкции жилой застройки 50-70-х годов, жилых домов довоенной постройки;
разработать типовую документацию по элементам благоустройства и малым архитектурным формам, проекты благоустройства городов, других поселений;
разработать Программу и создать 1 очередь государственного градостроительного Кадастра Калининградской области в соответствии со СНиП 14-01-96 "Основные положения создания и ведения государственного градостроительного кадастра РФ" и СП-14-101-96 "Примерное положение о службе градостроительного кадастра субъекта РФ, города (района)";
провести необходимый анализ и обновление топографо-геодезических материалов по городам и другим поселениям области;
укрепить отделы архитектуры и градостроительства специалистами-архитекторами.
Для осуществления градостроительной политики программы "Тысяча" прилагается следующий план мероприятий.
План мероприятий
по осуществлению градостроительной политики
в Калининградской области
-------------------------------------------------------------------------
NN Наименование Исполнители Срок
п/п испол-
нения
-------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4
-------------------------------------------------------------------------
1. Нормативно-правовое обеспечение
1.1. Разработка и утверждение Правил Органы местного IV кв.
застройки городов, поселений самоуправления, 1997 г.
области Управление
архитектуры и
градостроительства
администрации
области
1.2. Разработка и утверждение Мэрия III кв.
Градостроительного Устава г. Калининграда, 1997 г.-
г. Калининграда Управление II кв.
архитектуры и 1998 г.
градостроительства
города
1.3. Разработка Положения о Управление III кв.
Градостроительном Кадастре архитектуры и 1997 г.
Калининградской области градостроительства
администрации
области
2. Градостроительная документация
2.1. Разработка (корректировка) Управление III кв.
Схемы районной планировки архитектуры и 1997 г.-
(Генерального плана области) градостроительства IV кв.
администрации 1998 г.
области
2.2. Корректировка транспортной Мэрия г. Калинин- I кв.
схемы города Калининграда града, Управление 1998 г.
архитектуры и
градостроительства
города, управление
транспортного ком-
плекса адм. обл.
2.3. Разработка концепции Мэрия I кв.
Генерального плана города г. Калининграда, 1998 г.
Калининграда Управление - III кв.
архитектуры и 1999 г.
градостроительства
города
2.4. Разработка генерального плана Администрация II кв.
муниципального образования г. Мамонова, отдел 1998 г.
город Мамоново архитектуры и
градостроительства
города
2.5. Разработка генерального плана Администрация II кв,
муниципального образования г.Ладушкина, отдел 1998 г.
город Ладушкин архитектуры и
градостроительства
города
2.6. Разработка генерального плана Администрация I кв.
муниципального образования Гурьевского р-на, 1998 г.
Гурьевский район отдел архитектуры -II кв.
и градостроительства 1999 г.
администрации
района,
Управление
архитектуры и
градостроительства
администрации
области
2.7. Разработка генерального плана Администрация II кв.
муниципального образования п. Янтарного, 1998 г.
поселок Янтарный отдел архитектуры
и градостроительства
поселка Янтарного
2.8. Разработка генерального плана Администрация II кв.
города Нестерова Нестеровского 1998 г.
района, отдел
архитектуры и
градостроительства
администрации
района
2.9. Разработка генерального плана Администрация I кв.
города Гусева Гусевского района, 1998 г.
отдел архитектуры и -II кв.
градостроительства 1999 г.
администрации
района
2.10. Разработка генерального плана Управление I кв.
поселка Морское на Куршской архитектуры и 1998 г.
Косе градостроительства -II кв,
администрации 1999 г.
области,
администрация
Зеленоградского
района, отдел
архитектуры и
градостроительства
администрации
района
2.11. Разработка генерального плана Администрация II кв.
поселка Лесное на Куршской Зеленоградского 1998 г.
Косе района, отдел
архитектуры и
градостроительства
администрации
района
3. Благоустройство, жилой фонд
3.1. Разработка Программы Управление I кв.
модернизации и реконструкции архитектуры и 1998 г.
жилой застройки 50-70-х годов, градостроительства
домов довоенной постройки администрации
области, органы
местного
самоуправления
3.2. Разработка документации по Управления II кв.
элементам благоустройства и архитектуры и 1997 г.
малым архитектурным формам градостроительства
(ограждения, тротуарные администрации
покрытия, остановки области и города
транспорта, урны, фонтаны, Калининграда,
скамьи, детские игровые отделы архитектуры
площадки, цветочницы, и градостроительства
рекламные стенды и др.) муниципальных
образований
3.3. Разработка проектов Органы местного I кв.
благоустройства территорий самоуправления, 1999 г.
городов и других поселений отделы архитектуры
и градостроительства
муниципальных
образований,
Управление
архитектуры и
градостроительства
г. Калининграда
4. Градостроительный Кадастр, I очередь
4.1. Разработка Программы Управление III кв.
создания Градостроительного архитектуры и 1997 г.
Кадастра Калининградской градостроительства
области администрации
области
4.2. Создание программно-техничес- Управление II кв.
кой, организационно- архитектуры и 1998 г.
технологической и градостроительства
методической базы администрации
Градостроительного Кадастра области, органы
области местного
самоуправления
4.3. Проведение инвентаризации Управление II кв.
архивов градостроительной архитектуры и 1998 г.
документации, топографо- градостроительства
геодезических и инженерно- администрации
геологических фондов области, органы
местного
самоуправления
4.4. Обновление топографо-геодези- Органы местного I кв.
ческих материалов по городам и самоуправления 2000 г.
другим поселениям области
4.5. Создание кадастровых служб с Управление IV кв.
автоматизированными архитектуры и 1998 г.
рабочими местами и подготовка градостроительства
кадров администрации
области, органы
местного
самоуправления
4.6. Первичное наполнение Управление IV кв.
информацией и пробная архитектуры и 1999 г.
эксплуатация основных градостроительства
компонентов администрации
Градостроительного Кадастра области
области
5. Организационное и кадровое обеспечение
5.1. Укрепление отделов Органы местного I кв.
архитектуры и самоуправления 1998 г.
градостроительства
специалистами-архитекторами.
Введение в структуру отделов
должностей гл. специалистов-
архитекторов
-------------------------------------------------------------------------
Благоустройство
Одной из актуальных и приоритетных задач настоящего времени является наведение порядка и чистоты в населенных пунктах области. Это обусловлено крайне неудовлетворительным состоянием территорий, нарушением санитарных, экологических, противопожарных, архитектурных норм их содержания, портным отсутствием эстетической привлекательности: грязные улицы, многочисленные свалки мусора, перекошенные заборы, захламленные водоемы, неприглядного вида фасады зданий, неухоженные заросшие сорной травой клумбы, газоны, палисадники, скверы, парки, плохого качества дорожные покрытия, отсутствие архитектурного дизайна при размещении киосков, павильонов, палаток и т.д.
С целью улучшения состояния территорий населенных пунктов области, повышения степени их благоустройства предлагается программа организационных мероприятий
-------------------------------------------------------------------------
NN Мероприятия Исполнители Срок
п\п исполне-
ния
-------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4
-------------------------------------------------------------------------
1. Информационное освещение в СМИ области, пресс- постоянно
средствах массовой информации центр администрации
работ по благоустройству городов области
и других населенных пунктов
области
2. Обследование территорий поселков Органы местного июнь-
без населения с целью выработки самоуправления, ко- сентябрь
решений по их дальнейшему митет по управлению 1997
использованию или ликвидации имуществом Кали-
нинградской об-
ласти, комитет по
земельным ресурсам
и землеустройству
Калининградской
области, агропро-
мышленный комитет
администрации об-
ласти, миграционная
служба Калининг-
радской области
3. Контроль за выполнением Областная комиссия, ежемесяч-
разработанных в городах и созданная по поста- но
районах области мероприятий по новлению админи-
благоустройству территорий страции области от
19.02.97 г. N 152.
комитет по ЖКХ и
ТЭК администрации
области
4. Контроль за соблюдением всеми Государственный постоянно
физическими и юридическими комитет по охране
лицами санитарных, окружающей среды
экологических, земельных, Калининградской
архитектурных норм содержания области, центр
территорий населенных пунктов госсанэпиднадзора в
Кал-ой области,
областной комитет
по земельным ре-
сурсам и земле-
устройству, управ-
ление архитектуры и
градостроительства
администрации
области
5. Разработать положение о конкурсе Комитет по ЖКХ и июль
по лучшему благоустройству ТЭК администрации 1997
территории города (района города), области, управление
поселка, усадьбы и опубликовать архитектуры и
его в СМИ градостроительства
администрации об-
ласти, государ-
ственный комитет по
охране окружающей
среды Калининг-
радской области,
центр госсан-
эпиднадзора в Кали-
нинградской области
6. Разработать проект постановления Областной центр июль
администрации области о занятости населения, 1997
привлечении безработных к управление труда и
благоустроительным работам и социального развития
порядке финансирования данных администрации обл.,
работ финансовое управление
администрации
области, комитет по
ЖКХ и ТЭК
администрации обл.
7. Подготовить проект постановления Комитет по вопросам июль
главы администрации общественной безо- 1997
(губернатора) области "О создании пасности и воинских
областной санитарной милиции" формирований адми-
нистрации области,
управление внутрен-
них дел Калинин-
градской области,
государственно-
правовое управление
администрации обл.
8. Подготовить и внести на рассмо- Комитет по ЖКХ и июль
трение областной Думы проект За- ТЭК администрации 1997
кона Калининградской области области, отдел по
"Об отходах производства и пот- взаимодействию с
ребления в Калининградской областной Думой
области"
9. Подготовить и внести на Комитет по ЖКХ и июль
рассмотрение областной Думы ТЭК администрации 1997 г.
"Правила благоустройства, обл., управление архи-
санитарного содержания тектуры и градостро-
населенных пунктов ительства админи-
Калининградской области" страции обл. государ-
ственный комитет по
охране окружающей
среды Калининград-
ской области, центр
госсанэпиднадзора в
Калининградской об-
ласти, отдел по взаи-
модействию с об-
ластной Думой
10. Проведение паспортизации Управление в
состояния территории городов и архитектуры и течение
сельских населенных пунктов градостроительства 1997-
администрации 1998 г.г.
области, органы
местного
самоуправления
-------------------------------------------------------------------------
Обеспечение населения питьевой водой
Имеются трудности с обеспечением населения водой. Водопроводные сооружения, вследствие их недостаточной мощности и большого износа эксплуатируются с нарушением существующих норм.
Из 36 коммунальных водопроводов из подземных источников водоснабжения только в г.г. Калининграде, Советске и Черняховске сооружения водоподготовки обеспечивают необходимую очистку воды перед подачей ее потребителям. Доля проб воды, не соответствующих ГОСТу "Вода питьевая" в подземных источниках коммунальных водопроводов составляет: по санитарно-химическим показателям - 51,8 процентов; по бактериологическим - 6 процентов. Из 488 сельских водопроводов 61 процент не отвечает санитарным требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны, неоптимально выбранных объектов водозабора, необходимого комплекса очистных и обеззараживающих установок. Удельный вес проб воды по бактериологическим показателям, не соответствующих нормативам, составляет из источников водоснабжения 14,6 процентов, в разводящей сети - 31,0 процент.
В неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии находятся более 60 процентов водопроводных сетей из общей их протяженности 2000 км, т.к. большая их часть довоенной постройки, относятся к разделу "ветхих" и требуют замены.
Наряду с инженерными мероприятиями важнейшим направлением работы по нормализации водоснабжения является учет и экономия воды питьевого качества. Несмотря на то, что общий объем подачи питьевой воды в водопроводные сети населенных пунктов области составляет 277 тысяч куб.м в сутки, или 300 л/сутки в расчете на 1 жителя, что больше нормы, ее повсеместно не хватает. (Для сравнения - Швеция г. Копенгаген - 110 л/сутки, Польша г. Гданьск - 150 л/сутки, Германия - 130 л/сутки). Около 65 процентов подаваемой питьевой воды приходится на областной центр г. Калининград, где теоретически в расчете на 1 жителя потребление составляет 430 л/сутки. Таким образом требуется серьезная проработки рационального использования питьевой воды, направленная на повышение ее качества, а не на наращивание объемов подачи.
Основными направлениями организационных и инженерно-технических работ по обеспечению населения качественной питьевой водой и в нормативно-необходимых количествах являются:
- разработка и внедрение новых и совершенствование существующих технологий водоподготовки;
- строительство и реконструкция объектов водопроводного хозяйства;
- паспортизация водоснабжающих предприятий с полной характеристикой водоисточников:
а) наличие водных ресурсов;
б) характеристика сооружений водоподготовки (водопроводные очистные сооружения);
в) характеристика водопроводных разводящих сетей в населенных пунктах (диаметры, гидравлика, запорная арматура);
г) наличие приборов учета на водопроводных станциях, скважинах и у потребителей.
Мероприятия по улучшению водообеспечения городов и населенных
пунктов области
-------------------------------------------------------------------------
NN Наименование мероприятия Исполнители Срок
исполн.
-------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4
-------------------------------------------------------------------------
1. г. Калининград
- развитие Восточной ОКС администрации 1997-
водопроводной станции области 2000 г.г.
- строительство и реконструкция Мэрия постоян-
водопроводных сетей г.Калининграда но
- реконструкция Центральной МП "Водоканал" 1997-
водопроводной станции 1999 г.г.
2. г. Краснознаменск
- строительство ВНС II-го Администрация 1997-
подъема, резервуара ЧС, Краснознаменского 1999 г.г.
станции обезжелезивания района
3. г. Багратионовск
- реконструкция водопроводной Администрация 1997-
насосной станции Багратионовского 1999 г.г.
района
4. г. Гусев
- строительство и реконструкция Администрация
водопроводной станции с Гусевского района, 1997-
подготовкой питьевой воды из предприятие 1998 г.г.
смешанных источников "Водоканал"
водозабора г. Гусева
5. г. Неман
- строительство объекта Администрация 1997-
химподготовки на водозаборе Неманского района 1998 г.г.
6. г. Балтийск
- реконструкция системы Строительный 1996-
водоснабжения комитет админи- 1998 г.г.
страции обл.,
Администрация
городского округа
7. Бурение новых скважин с
решением вопроса
обеззараживания воды в
населенных пунктах
пос.Ладушкин Администрация 1997-
пос. Нивенское Багратионовского 2000 г.г.
пос. Долгоруково района
пос. Знаменск Администрация 1997-
Гвардейского р-на 1999 г.г.
пос. Железнодорожный Администрация 1997-
пос.Домново Правдинского р-на 1999 г.г.
8. Освоение новых скважин с одно-
временным решением вопроса
обезжелезивания воды и
замена ветхих водопроводных
сетей
г. Гвардейск
г. Мамоново Органы местного постоян-
г. Гурьевск самоуправления, но
г. Зеленоградск предприятия
г. Неман коммунального
г. Нестеров хозяйства
г. Озерск
г. Полесск
г. Правдинск
г. Светлогорск
г. Пионерский
г. Светлый
г. Советск
г. Черняховск
9. Паспортизация систем Органы местного 1997-
водоснабжения населенных самоуправления 1998 г.г.
пунктов, разработка технических
решений по их эксплуатации,
реконструкции и модернизации
-------------------------------------------------------------------------
Отведение сточных вод (канализация)
в населенных пунктах
Сооружения канализации работают с большой перегрузкой, механическая очистка стоков не отвечает действующим нормативам. Многие очистные и канализационные сооружения устарели по своей конструкции, изношены, низки по производительности.
Общий сброс сточных вод в поверхностные водоемы составляет более 350 тыс. куб.м/сутки, из них 50,1 процентов стоков сбрасывается без очистки.
Наибольший объем неочищенных стоков приходится на системы коммунального хозяйства и промышленных предприятий.
В связи с этим в области ведется строительство объединенных канализационных очистных сооружений в городах Калининграде, Советске, Немане, Полесске, Мамоново, Славске, Гвардейске, п. Янтарный. Ввод в эксплуатацию всех вышеперечисленных очистных сооружений позволит коренным образом улучшить экологическую ситуацию региона.
Мероприятия по развитию канализационного хозяйства в городах и
поселках области
-------------------------------------------------------------------------
NN Наименование мероприятий Исполнители Срок
испол-
нения
-------------------------------------------------------------------------
1. г. Калининград
- строительство объединенных ГУП "Сток" 1976-
очистных сооружений 2000 г.г.
- прокладка тоннельным ГУП "Сток" 1983-
способом разгрузочного Строительный 1999 г.г.
коллектора центральной части комитет
города администрации
области
- прокладка канализационных Мэрия 1997-
коллекторов в кварталах г. Калининграда 2000 г.г.
новостроек и замена устаревших
участков
2. Светлогорская зона
г. Светлогорск
Строительство главной насосной ОКС администрации 1991-
станции с инженерными сетями области 1999 г.г.
п. Янтарный
Реконструкция очистных ОКС администрации 1998-
сооружений курортной группы области 1999 г.г.
городов
3. г. Гвардейск
Строительство очистных Администрация 1995-
сооружений Гвардейского 2000 г.г.
района
4. г. Славск
Строительство очистных ОКС администрации 1992-
сооружений области 1999 г.г.
5. г. Мамоново
Реконструкция очистных ОКС администрации 1997-
сооружений и канализационных области 1999 г.г.
сетей
6. г. Краснознаменск
Строительство сетей канализации Администрация 1998-
Краснознаменского 2000 г.г.
района
7. г. Полесск
Строительство канализационного ОКС администрации 1993-
коллектора к очистным области 1999 г.г.
сооружениям рыбоконсервного
комбината
8. Паспортизация систем Органы местного 1997-
канализования и очистки стоков самоуправления, 1998 г.г.
всех населенных пунктов, комитеты
разработка технических строительный и
предложений ЖКХ и ТЭК
администрации
области
-------------------------------------------------------------------------
Теплоснабжение
Теплоэнергию вырабатывают 546 котельных, из которых 471 работает на твердом топливе, 54 на жидком и 21 на природном газе. На теплоснабжение жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы расходуется 2300 Гкал/час.
Общая протяженность теплотрасс составляет 464,0 км в двутрубном измерении, из них "ветхих" тепловых сетей - 180 км. В городах, имеющих центральное отопление, по причине аварийного состояния теплотрасс, большие потери тепла.
Двенадцать процентов сельского населения; восемьдесят один процент городского населения проживают в домах с центральным теплоснабжением, остальная часть населения пользуется индивидуальным отоплением.
В целях ликвидации дефицита тепловой энергии, улучшения экологической обстановки, повышения КПД теплоисточников, снижения стоимости отпускаемых теплоносителей и повышения качества теплоснабжения населения, предлагается перевести мелкие котельные, работающие на твердом топливе, на более экономичные, полностью автоматизированные теплоисточники, причем, как правило, не на государственной, а на коммерческой основе. Шире использовать местные топливные ресурсы (дрова, дровяные отходы, торф) там, где это экономически обосновано. Пересмотреть схемы теплоснабжения населенных пунктов, использовать как централизованное отопление, так и децентрализованное, в том числе и индивидуальные источники, применять новые технологии прокладки теплотрасс, осуществлять установку групповых и индивидуальных приборов учета.
На первом этапе необходимо выполнить уже технически отработанные мероприятия.
-------------------------------------------------------------------------
NN Мероприятия Исполнители Срок
исполне-
ния
-------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4
-------------------------------------------------------------------------
1. Подготовить и внести на Комитет по ЖКХ и III кв.
рассмотрение в областную Думу ТЭК администрации 1997 г.
Закон Калининградской области области,
"Об энергосбережении" Энергонадзор
2. Произвести паспортизацию Органы местного 1997-
теплоисточников, работающих на самоуправления 1999 г.г.
нужды ЖКХ, и представить
предложение по их дальнейшему
использованию.
3. Перевести мелкие угольные Органы местного 1997-
котельные на современные самоуправления 1999 г.г.
технологические схемы в
количестве 87 штук, в т.ч.
Светлогорск - 11
Черняховск - 35
Советск - 5
Балтийск - 7
Зеленоградск - 6
Полесск - 8
Неман - 1
Нестеров - 11
Гурьевск - 2
4. Разработать и реализовать проект Администрация 1997-
перевода г. Гусева на закрытую г. Гусева, комитет по 1999 г.г.
схему теплоснабжения ЖКХ и ТЭК,
строительный
политехнический
институт
"Калининградграждан-
проект"
5. Перевести на природный газ Органы местного 1997-
теплоисточники г.г. Гурьевска, самоуправления 1998 г.г.
Пионерского, Зеленоградска
6. Подготовить постановление главы Комитет по ЖКХ и июль
администрации (губернатора) ТЭК 1997 г.
области о полном переходе к 2000
году на приборный учет тепла в
каждом отдельно стоящем здании
7. Разработать и реализовать Управление природо- III кв.
программу использования местных и недропользования 1997
видов топлива (дрова, дровяные АО,
отходы, торф) комитет по ЖКХ и
ТЭК
8. Принять участие в конкурсе на
получение местными органами
самоуправления кредита
Всемирного Банка по проекту
городского теплоснабжения
г. Гусев Органы местного 1997-
г. Черняховск самоуправления 2000 г.г.
г. Нестеров
г. Советск
9. Строительство районной котельной
г. Гурьевск ОКС администрации 1997-
области, органы 1998 г.г.
местного
самоуправления,
строительный
комитет
администрации
области
-------------------------------------------------------------------------
Газификация
В настоящее время в Калининградской области газифицировано 308 тыс. квартир, из них на природном газе всего 116,2 тыс. квартир, на сжиженном - 191,8 тыс. квартир, в т.ч. на селе 53,5 тыс. квартир. Уровень газификации квартир природным газом составляют всего 36,6 процентов, а в сельской местности всего 1 процент. Таким образом основная часть населения области использует для бытовых нужд привозной сжиженный газ. Транспортировка по железной дороге сжиженного газа в 8-10 раз превышает по стоимости транспорт природного газа в магистральных газопроводах.
В настоящее время газификация на селе возможна только в Краснознаменском, Гурьевском, Зеленоградском и частично в Багратионовском районах за счет попутного нефтяного газа.
Развитие газовых сетей в других районах области сопряжено с необходимостью прокладки газопроводов-отводов и ГРС.
Для решения задачи газификации области устанавливаются следующие показатели развития на период 1997-2000 годы.
Основные мероприятия по развитию
газификации
-------------------------------------------------------------------------
NN Мероприятия Исполнители Срок
исполне-
ния
-------------------------------------------------------------------------
1. Строительство ГРС-2 и Департамент 1997-
газопровода отвода к управления 1998 г.г.
г. Калининграду хозяйственным
комплексом области
администрации
области, ЗАО "Газ-
Ойл"
2. Строительство газопровода -"- 1998-
отвода к г. Советску 1999 г.г.
3. Строительство газопровода к -"- 1999-
г. Черняховску 2000 г.г.
4. Строительство газовых сетей в Департамент управ- 1997-
городах и районах области ления хозяйственным 2000 г.г.
г. Калининград комплексом области,
г. Светлогорск МП "Калининград-
г. Светлый газификация",
г. Пионерский органы местного
самоуправления
Багратионовский район
Газопровод Ладушкино- 1997-
Пятидорожное-Мамоново -"- 1998 г.г.
Распределительные сети -"- 1997-
п. Ладушкино 2000 г.г.
Газопровод с распределительными
сетями пос. Новомосковский АО -"- 1998-
"Октябрьское" 1999 г.г.
Газопровод с распределительными -"- 1997-
сетями пос.Звездный 1998 г.г.
Гурьевский район
г. Гурьевск -"- 1997-
1998 г.г.
Газопровод в/д к котельной -"- 1998-
пос. Родники 1999 г.г.
Газопровод в/д к двум котельным -"- 1997-
в пос. Ушаково 1998 г.г.
Распределительные газопроводы -"- 1998-
левобережной и правобережной 1999 г.г.
части пос. Ушаково
Газопровод в/д по пос. Высокое -"- 1998-
1999 г.г.
Газопровод в/д Низовье -"- 1999 г.
Малинники
Распределительные газопроводы -"- 2000 г.
пос. Малинники
Газопровод в/д до пос. Шоссейный -"- 2000 г.
Зеленоградский район
г. Зеленоградск 1997-
2000 г.г.
Распределительные газопроводы -"- 1997-
пос. Вишневое 1998 г.г.
Распределительные газопроводы -"- 1998-
пос. Коврово 1999 г.г.
Газопровод в/д пос. Коврово -"- 1998-
Сокольники-Рощино 1999 г.г.
Газопровод в/д АГРС -"- 2000 г.
г. Светлогорск - Янтарный и
распределительные газопроводы
ТОО "Шатровское"
Краснознаменский район
г. Краснознаменск -"- 1997-
2000 г.г.
Распределительные сети -"- 1997-
пос. Узловое 2000 г.г.
5. Газификация жилого фонда Органы местного 1997-
Калининградской области самоуправления, ГП 2000 г.г.
"Калининградгазифи-
кация"
Количество квартир подлежащих
газификации, -"-
всего по области 32665
из них:
в городах областного подчинения -"- 1997-
10765 2000 г.г.
Багратионовский район 5447 -"- 1997-
2000 г.г.
Гурьевский район 3722 -"- 1997-
2000 г.г.
Зеленоградский район 3661 -"- 1997-
2000 г.г.
Краснознаменский район 4663 -"- 1997-
2000 г.г.
Неманский район 3237 -"- 1998-
2000 г.г.
Черняховский район 455 -"- 1999-
2000 г.г.
Гвардейский район 388 -"- 1999-
2000 г.г.
Полесский 325 -"- 1998-
2000 г.г.
-------------------------------------------------------------------------
Совершенствование работы с отходами
В настоящее время в Калининградской области практически отсутствует нормативная система полного учета и отчетности в сфере обращения, кадастра и экологического мониторинга отходов, нет и единой организации, курирующей данный вид деятельности. Органы местного самоуправления, природоохранные и СЭС, занимающиеся этими вопросами, разобщены как ведомственными, так и финансовыми интересами. Проводимые ими работы носят фрагментарный характер, а результаты исследований не востребованы. В то же время ежегодно только на контролируемые свалки области вывозится 200000 тонн отходов. Вместе с импортными товарами в область поступает большое количество тары и упаковки, что, по сути своей, является отходами. Создаются фирмы, деятельность которых по использованию и реализации вторичных ресурсов практически не контролируется. Отсутствует эффективное стимулирование местных товаропроизводителей по избежанию образования отходов. Нет единой системы экологического воспитания населения, начиная с детского возраста. В целом в области нет порядка в сфере обращения отходов. В то же время опыт многих стран показывает, что поставленная в нормативные рамки работа с отходами является весьма прибыльным делом и может быть дополнительным источником доходов в областной и местные бюджеты.
В основе предлагаемой системы обращения с отходами лежат следующие принципы:
1. Обращение с отходами является отдельной областью деятельности народного хозяйства.
2. Отходы являются собственностью органов местного самоуправления.
3. Обеспечение по возможности минимального образования отходов в отношении их количества и вида (мероприятия по избежанию образования отходов).
4. Максимально возможное избежание или уменьшение содержания в отходах вредных веществ, а также их образования.
5. Обширные и приоритетные мероприятия по многократному использованию отходов, прежде всего стекла, бумаги, металлов, пластмассы, строительных отходов (строительный мусор, вынутый почвенный материал, дорожное покрытие), текстиля, дерева, негабаритного мусора и отходов, пригодных для компостирования.
6. Возвращение отходов в круговорот материалов народного хозяйства или содержание их для этих целей в виде запасов в случае, если это не представляет опасности для окружающей среды (вторичное использование ценных материалов из отходов).
7. Обработка отходов, непригодных для вторичного использования по составным материалам, таким образом, чтобы обеспечить возможность их экологичной переработки или хранения на полигоне твердых бытовых и промышленных отходов (ТБО).
8. Экологичное захоронение отходов, непригодных для переработки или дальнейшей обработки, на полигонах ТБО. В целях решения поставленных задач необходимо выполнить мероприятия:
-------------------------------------------------------------------------
NN Мероприятия Исполнители Срок
исполне-
ния
-------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4
-------------------------------------------------------------------------
1. Разработать проект регионального Комитет по ЖКХ и июнь
Закона "Об отходах производства ТЭК администрации 1997 г.
и потребления в Калининградской обл., государствен-
области ный комитет по охра-
не окружающей сре-
ды Кал-ой области
2. Обобщить опыт г. Светлогорска по Комитет по ЖКХ и III кв.
дифференцированному сбору от- ТЭК, органы 1997 г.
ходов. Рекомендовать его к внед- местного
рению на всей территории области самоуправления
3. Создать инфраструктуру для Комитет по ЖКХ и 1997-
дифференцированного сбора ТЭК, Органы 1998 г.г.
отходов в г.г. Зеленоградске, местного
Пионерске, Багратионовске, самоуправления
Мамоново, Нестерове, Балтийске
4. Ужесточить контроль за Органы местного III
существующими полигонами ТБО, самоуправления, 1997 г.
обустроить их с целью недопу- государственный
щения несанкционированного комитет по охране
размещения отходов окружающей среды
Калининградской
обл., центр госсан-
эпиднадзора в Кали-
нинградской области
5. Произвести рекультивацию не- Органы местного III кв.
санкционированных свалок на тер- самоуправления 1997 г.
риториях городов, сельских насе-
ленных пунктов, лесных массивов
и т.д.
6. Решить вопрос о строительстве Комитет по ЖКХ и III кв.
мусороперерабатывающего завода ТЭК, мэрия 1997 г.
г. Калининграда
-------------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации области от 23 июня 1997 г. N 508 "Об утверждении губернаторской комплексной программы развития городов и населенных пунктов Калининградской области (Программы-1000)"
Текст постановления опубликован в газете "Калининградская правда" от 9 июля 1997 г. N 137