Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Главы администрации области
от 11 августа 1997 г. N 643
Положение
о классификации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, критериях загрязнения
окружающей природной среды
23 января 1998 г.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 11.11.1997 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 года N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Временным положением Министерства по охране окружающей среды от 11.09.95 г. "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды" и предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуется - чрезвычайные ситуации), критериев загрязнения окружающей природной среды, определения границ чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.
Под понятием чрезвычайной ситуации необходимо понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного, экологического или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2. Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации в Калининградской области подразделяются на локальные, местные, территориальные и трансграничные.
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных окладов труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух районов (городских округов) и более, но не выходит за пределы территории области.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Калининградской области, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию области.
3. Критерии экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды.
Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается:
3.1. Для атмосферного воздуха:
содержание одного или нескольких веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию (ПДК), с возможным учетом времени, прошедшего с момента возникновения экстремально высокого загрязнения до его обнаружения
- в 20-29 раз при сохранении этого уровня более 2 суток;
- в 30-39 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
- в 50 и более раз.
3.2. Для поверхностных вод суши, морских вод:
- максимально разовое содержание для нормируемых веществ 1-2 класса опасности в концентрациях, превышающих ПДК в 5 и более раз, для веществ 3-4 класса опасности в 50 и более раз с возможным учетом времени, прошедшего с момента возникновения экстремально высокого загрязнения до его обнаружения.
3.3. Для почв и земель:
- содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсическим критериям или 50 и более ПДК по фитотоксическим критериям;
- содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК. Для веществ, на которые не установлены ПДК - превышение 100-кратной величины среднего регионального фона;
- наличие резких изменений (не связанных с гидрометеоусловиями), выражающихся в изреженности или повреждении посевов на площади более 50 процентов отдельного поля;
- наличие несанкционированных свалок токсичных отходов.
3.4. Для радиоактивного загрязнения окружающей природной среды:
- мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измеренная на высоте 1 м от поверхности земли, составляет 80 и более мкр/ч;
- концентрация радионуклидов в пробах объектов окружающей среды природной среды (атмосфера, поверхностные воды суши, почва, морская среда) превышает значение Дкб (допустимая концентрация радионуклидов для населения группы Б), приведенные в Нормах радиационной безопасности (НРБ-76/87), а при отсутствии данных о радионуклидном составе пробы - концентрация суммарной бета-активности в атмосферном воздухе по данным первых измерений (через одни сутки после окончания отбора проб) превышает 3700 х 10 Бк/кв.м (беккерель на один кв.м);
- суммарная бета-активность выпадений по результатам первых измерений (через одни сутки после отбора проб) превышает 110 Бк/кв.м в сутки;
- концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной и лесной продукции превышает принятые ВДУ (временные допустимые уровни).
3.5. При негативном воздействии на флору и фауну:
- массовая гибель (заболевание) рыбы или других водных организмов и растений, отклонение от нормального развития икры, личинок и молоди рыбы, сокращение и потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям рыбы, нарушение путей миграции рыбы и других водных организмов, приобретение посторонних запахов и привкусов, несвойственных им ранее;
- массовая гибель (заболевание) животных, в том числе других, при которых уровень смертности (заболеваемости) превышает среднестатистический в три и более раз;
- наличие изменений в состоянии лесных экосистем (не связанных с гидрометеоусловиями), выражающихся в изменении окраски хвои (листвы), несвойственной древесным и кустарниковым породам в данной местности (сезоне), опадении (дефолиации) или усыхании (десикации) 30-50 процентов хвои (листвы) и других признаках природного и техногенного воздействия на лесную среду.
4. После изучения специфических критериев классифицируется угрожаемая или возникшая чрезвычайная ситуация.
Территориальные органы федеральных служб государственного управления руководствуются ведомственными критериями и делают заключение по показателям согласно постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.96 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" с указанием границ зон распространения поражающего фактора чрезвычайной ситуации, количества людей, пострадавших в ней, количества людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности и размера причиненного материального ущерба.
Сведения об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации немедленно передаются по инстанции согласно "Положения о порядке сбора и обмена информацией" (приложение N 2).
5. Чрезвычайная ситуация объявляется в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, иного бедствия, требующего проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, направленных на спасение жизни людей, сохранение жизни людей, снижение материальных потерь, снижение ущерба окружающей среде, локализации зоны чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Калининградской области от 23 января 1998 г. N 43 в пункт 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации), органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления. Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти Калининградской области.
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной чрезвычайной ситуации соответствующие комиссии по чрезвычайными ситуациям могут обращаться за помощью в комиссии по чрезвычайным ситуациям области. Перечень документов, представляемых в комиссию по чрезвычайным ситуациям области:
1) Ходатайство о выделении средств из резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, где должны указываться раздельно средства организаций, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников, израсходованных или выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
2) Смета потребности в денежных средствах на оказание помощи и ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее последствий, согласованная с главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
3) Документы, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации:
- акты на пострадавшие объекты (указывается степень и характер разрушений, сумма нанесенного ущерба);
- смета на проведение первоочередных аварийно-восстановительных работ;
- справка гидрометцентра;
- протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям;
- справки страховых организаций.
Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации и Калининградской области.
Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных неотложных работ и доклада о ее завершении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.