Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Главы администрации области
от 11 сентября 1997 г. N 696
Программа
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Калининградской области
1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства
Калининградской области
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Калининградской области, как и в целом по Российской Федерации, началось в первой половине 90-х годов.
Сформированная в 1990-1996 годах законодательная, правовая и нормативно-методическая база определила основные направления перехода этой сферы на рыночные методы хозяйствования в сочетании с социальной поддержкой малообеспеченных слоев населения, обозначила основные пути развития жилищно-коммунального хозяйства региона.
Произошли значительные изменения в структуре собственности жилищного фонда и обслуживающих объекты жилищно-коммунального хозяйства организаций. В результате проводимой в области приватизации жилья доля частного жилищного фонда возросла с 14 % в 1991 г. до 47 % в 1996 г. Жилищно-коммунальное хозяйство региона обслуживает 259 организаций различной организационной и правовой формы, 101 из них имеет статус муниципального предприятия.
Другой характерной особенностью стало значительное увеличение доли платежей населения в покрытии эксплуатационных издержек и рост тарифов на коммунальные услуги в 1994-1996 годах. Удельный вес платежей населения в затратах на финансирование отрасли вырос за последние четыре года с 2-3 % до 30-40 %.
Вместе с тем положение в коммунальной сфере, осложняемое общей социально-экономической ситуацией в Калининградской области, является сложным. Недостаточный объем финансирования, низкий уровень собираемости платежей и налогов порождают задолженность предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. В то же время имеют место нерациональное, экономически необоснованное использование выделяемых финансовых ресурсов, недостаточный контроль за их расходованием. Положение с финансированием отрасли усугубляется наличием в регионе 42 льготных категорий граждан, что составляет более 50 % квартиросъемщиков.
Подобное положение вызывает нарастающий износ основных фондов, снижает надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Преодоление этого кризисного состояния возможно только при переходе от бюджетного дотирования к полной оплате потребителями жилищно-коммунальных услуг при условиях экономического стимулирования их качества и обеспечения социальной защиты малоимущих слоев населения. Сложившаяся ситуация требует проведения тарифной политики, учитывающей как необходимость поддержания работоспособности и дальнейшего развития систем инженерного жизнеобеспечения так и реальные доходы граждан. Если на предыдущем этапе увеличение доли платежей населения происходило в основном за счет увеличения тарифов, то на новом этапе реформирования необходимо сосредоточить внимание на всем комплексе мер экономического и организационно-технического характера.
2. Цели и задачи реформирования жилищно-коммунального
хозяйства региона
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:
- обеспечение условий проживания населения области, отвечающих необходимым стандартам качества;
- уменьшение производственных издержек на обслуживание и ремонт, соответствующее снижение тарифов;
- выработка эффективных механизмов социальной защиты, смягчающих для населения переход к бездотационному, безубыточному функционированию отрасли.
Реализация поставленных целей определяется решением ряда первоочередных задач, которые необходимо решить в рамках региональной жилищно-коммунальной реформы.
Основные задачи реформирования:
- совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством региона;
- развитие конкурентной среды в сфере предоставления коммунальных услуг, переход на систему договорных отношений;
- совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг и социальной защиты, упорядочение системы льгот.
Совершенствование управления направлено на повышение роли органов местного самоуправления, повышение самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов. Одним из основных моментов совершенствования управления ЖКХ является разделение функции заказчика и подрядчика на оказание жилищно-коммунальных услуг. Его организационной формой является создание на муниципальном уровне службы "Заказчика" по оказанию жилищно-коммунальных услуг.
Развитие конкуренции должно способствовать преодолению негативного влияния монопольного (доминирующего) положения (в т.ч. технически обоснованного) организаций жилищно-коммунального хозяйства; предоставлению потребителю возможности, исходя из цены и качества, выбирать подрядчика на необходимые работы и обслуживание.
Основные направления, способствующие развитию этого процесса
- формирование муниципального заказа на выполнение работ в жилищно-коммунальной сфере;
- внедрение системы договоров на выполнение работ и предоставление услуг, предусматривающих систему расчетов и санкций при нарушении обязательств;
- предоставление равных возможностей организациям всех форм собственности по оказанию жилищно-коммунальных услуг.
Переход к новому ценообразованию, устраняющему разрыв с ценами в других отраслях будет осуществляться на постепенной основе с учетом всей совокупности социальных факторов. При этом не преследуется цель механического увеличения платежей населения, а повышение их доли при создании стимулов снижения затрат на содержание коммунальной сферы. Меры социальной защиты включают в себя ограничения максимальной доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в процентах к совокупному доходу семьи в пределах социальной нормы. В 1997 году он составляет 16%, в 2003 году достигнет 25%. Одновременно с этим получит широкое развитие служба начисления гражданам жилищных субсидий. Кроме того, социальная защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилья состоит в недопущении:
- включения в тарифы затрат, связанных с монопольным положением предприятий ЖКХ;
- введения неоправдано высоких ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму и тарифы на сверхнормативное потребление коммунальных услуг;
- необоснованного снижения качества услуг, предусмотренного соответствующими договорами;
- сдерживания развития программы предоставления субсидий.
Обеспечение необходимого качественного состояния жилищного фонда и предоставляемых жилищно-коммунальных услуг обеспечивается путем государственного контроля, осуществляемого органами местного самоуправления и Государственной жилищной инспекцией по Калининградской области. Общие вопросы государственного регулирования реформирования жилищно-коммунальной сферы региона осуществляет администрация области.
Цели и задачи областной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства региона структурно представлены на рис.1.
/--------------\
|Цель программы|
\--------------/
|
/-------------------------------------------------------------------\
| Перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально |
|ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения|
| необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг |
\-------------------------------------------------------------------/
| | | |
Задачи: | | | |
/--------------------\ /-----------------\ /----------\ /---------------\
| Снижение стоимости | |Совершенствование| | Усиление | | Обеспечение |
|и повышение качества| | механизмов | |социальной| |государственно-|
| услуг | | финансирования | |политики в| |го контроля за |
\--------------------/ | отрасли | | сфере ЖКХ| | состоянием |
\-----------------/ \----------/ | жилого фонда |
\---------------/
Рис. 1
3. Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ
3.1. Снижение стоимости и повышение качества услуг ЖКХ.
Основные направления этой задачи даны на рис.2.
/---------------------------------------------------\
| Снижение стоимости и повышение качества услуг ЖКХ|----\
\---------------------------------------------------/ |
| | | |
/-------------\ /----------------\ /---------------\ /------------\
|Формирование | |Демонополизация | |Регулирование | |Организация |
|многообразия | |обслуживания | |деятельности | |ресурсосбе- |
|собственников| |муниципального | |естественных | |жения в |
|в жилищной | |жилищного фонда | |локальных | |отрасли |
|сфере путем | |и формирование | |монополий по | \------------/
|создания ТСЖ | |рынка услуг | |поставке ком- | |
\-------------/ \----------------/ |мунальных услуг| |
| | \---------------/ |
/------/ /------/ /---------/ \------\
| | | |
|Реализация | | |
|--------------------+-----------------+---------------------- |
| /--------------\ | /----------\ | /-------------\ /----------\ |
| |Содействие на | | |Разделение| | |Регулирование| |Разработка| |
| |местном уровне| | |функций | | |цен на поста-| |техничес- | |
| |становлению | | |заказчика | | |вку коммуна- | |ких и ор- | |
|-|ТСЖ в сущест- | | |услуг ЖКХ | | |льных услуг | |ганизаци- | |
| |вующем жилом | | |и подряд- | | |от естествен-| |онных мер | |
| |фонде | |-|чиков по | |--|ных монополи-| |по устано-|-|
| \--------------/ | |их предос-| | |стов путем | |вке прибо-| |
| | |тавлению | | |контроля зат-| |ров учета | |
| | \----------/ | |рат и ограни-| |и регулир-| |
| | | |чения рента- | |ования по-| |
| | | |бельности | |требления | |
| | | \-------------/ |коммуналь-| |
| | | |ных ресур-| |
| | | |сов | |
| /-----------------\| /--------------\| /-------------\ \----------/ |
| |Организация ТСЖ в|| |Формирование || |Выделение ра-| /------------\ |
|-|процессе || |Службы заказ- || |бот, которые | |Формирование| |
| |строительства || |чика как субъ-|| |могут проводи| |внебюджетных| |
| \-----------------/| |екта рыночных || |ться на конку| |источников | |
| |-|отношений, за-||-|рсных началах| |кредитного | |
| | |интересованно-|| |(поставка сы-| |финансирова-|-|
| | |го в результа-|| |рья и матери-| |ния работ по| |
| | |тах своей де- || |алов, ремонт-| |ресурсосбе- | |
| | |ятельности || |ные работы) | |режению | |
| | \--------------/| \-------------/ \------------/ |
| /-----------------\| /--------------\| /-------------\ /------------\ |
| |Выделение земель-|| |Проведение || |Содействие | |Разработка | |
| |ных участков в || |конкурсного || |внедрению ма-| |рекомендаций| |
|-|общедолевую собс-|| |отбора подряд-|| |лой коммуна- | |по ресурсо- | |
| |твенность членам || |чиков для те- || |льной энерге-| |сбережению |-|
| |ТСЖ ||-|кущего обслу- |\-|тики с целью | |в жилищном | |
| \-----------------/| |живания жилья | |демонополиза-| |фонде | |
| | |и проведения | |ции предоста-| \------------/ |
| | |кап. ремонтов | |вления услуг | |
| | \--------------/ \-------------/ /---------/
| /-----------------\| /----------------------\/------------------------\
| |Обеспечение бух- || |Формирование системы ||Методическое обеспечение|
| |галтерской отчет-|| |эффективных договорных||тарифной политики ресур-|
\-|ности и налогооб-||-|отношений на поставку ||соснабжающих организаций|
|ложения ТСЖ как || |жилищно-коммунальных ||в связи с проведением |
|некоммерческой || |услуг ||мероприятий по ресурсо- |
|организации || | ||сбережению |
\-----------------/| \----------------------/\------------------------/
| /-----------------------------\
| |Обеспечение формализованных |
\-|процедур контроля за деятель-|
|ностью подрядных организаций |
| |
\-----------------------------/
Рис. 2. Пути снижения стоимости и повышения качества услуг ЖКХ
Ключевыми аспектами направлений являются:
3.1.1. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников (ТСЖ).
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья (ТСЖ) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
3.1.1.1. Содействие на местном уровне составлению ТСЖ в существующем жилищном фонде должно предусматривать:
- упрощение и удешевление процедуры регистрации товарищества;
- возможность получения товариществами установленных дотаций из местных бюджетов на текущее содержание кондоминиума и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилищного фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда;
- предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов региональной и местной власти.
3.1.1.2. Организация ТСЖ в процессе строительства должна стать постоянной практикой работы органов местного самоуправления и застройщиков, если возводимое жилье предполагается продавать разным собственникам.
3.1.1.3. Выделение земельных участков в общую долевую собственность членов товарищества позволит привлечь за счет ее коммерческого использования дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
3.1.1.4. Урегулирование вопросов бухгалтерской отчетности и налогообложения ТСЖ, как некоммерческих организаций, улучшит финансовую ситуацию по обслуживанию жилищной недвижимости и привлечет к этому процессу больше желающих стать ее участниками.
3.1.2. Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг.
Жилищно-коммунальная реформа одной из главных целей преобразований в жилищной сфере ставит демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг.
3.1.2.1. Разделение функций заказчика услуг ЖКХ и подрядчиков по их предоставлению.
Создание эффективных механизмов управления муниципальным жилищным фондом и его инфраструктурным обеспечением должно достигаться путем четкого выделения функций собственника жилищного фонда и делегирования им на конкурсной основе функций управления и обслуживания муниципальной недвижимости специализированным организациям.
Система управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством должна рассматриваться как трехуровневая:
- собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
- заказчики жилищно-коммунальных услуг;
- подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
3.1.2.2. Формирование службы заказчика как субъекта рыночных отношений является ключевым вопросом для развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве.
При формировании службы заказчика собственник должен руководствоваться следующим:
- служба заказчика должна быть ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг;
- основными задачами службы загрузчика являются:
а) выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
б) заключение договоров с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости; в) обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.
Принципиальным моментом в подходе к организации службы заказчика является понимание службы заказчика как субъекта рыночных отношений.
При формирующихся экономических взаимоотношениях в сфере обслуживания жилья лучшей организационной формой службы заказчика является муниципальное унитарное предприятие, которое для обеспечения эффективности своей деятельности должно быть заинтересовано:
- в расширении объема обслуживания муниципального жилищного фонда;
- в получении заказов на обслуживание других объектов муниципальной недвижимости (школ, детских садов);
- в заключении договоров на обслуживание кондоминиумов с товариществами собственников жилья;
- в минимизации задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- в выборе, где это возможно, на конкурсной основе самого эффективного подрядчика для предоставления услуг;
- в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций.
В качестве альтернативы службе заказчика, как муниципального унитарного предприятия, рассматривается служба заказчика, как муниципальное учреждение. Это более простая и привычная форма управления, однако учреждение меньше заинтересовано в решении перечисленных задач. Зачастую службы заказчика в этом случае финансируется за счет бюджета.
Недостатками такой системы являются:
- финансирование из бюджета не заинтересовывает службу заказчика в результатах своего труда;
- по существу возрастают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, потому что кроме финансирования бюджетом и населением самого ЖКХ, возникает необходимость финансировать дополнительно из бюджета службу заказчика;
- бюджетное финансирование - это постоянная борьба за снижение численности чиновников, и служба заказчика в этом случае создается в предельно усеченном варианте, который не позволяет эффективно наладить контроль за работой подрядчиков, а следовательно, не реализует главную идею создания службы - оплату работ в зависимости от их качества и количества.
Деятельность службы заказчика (управляющей компании) должна быть направлена на предоставление жилищно-коммунальных услуг и входить в их стоимость.
Мировая и российская практика показывает, что расходы на содержание службы "Заказчика" составляют от 4 до 8 процентов стоимости жилищных услуг. Служба заказчика - это достаточно разветвленная структура, на нижнем уровне которой находятся сотрудники, отвечающие за состояние конкретного жилого дома и контролирующие деятельность подрядчиков, - домоуправы.
Исходя из практик некоторых регионов России оптимальный размер жилищного фонда, находящийся в управлении службы заказчика составляет 30000-40000 жилых единиц (квартир). В городе с населением свыше 150000 человек целесообразно формировать несколько служб заказчика.
Эффективная работа службы заказчика должна предусматривать:
- договор с муниципалитетом на управление жилищным фондом, в котором указан объем жилищного фонда, переданного в хозяйственное ведение предприятию, размеры и источники финансовых средств на его обслуживание. Из опыта формирования служб заказчика в некоторых регионах следует, что ссылаясь на недостаток финансовых средств, многие администрации создают службы заказчика или как муниципальные учреждения, или как структурные подразделения администрации, чтобы, якобы из-за недостатка экономических рычагов, сохранить хорошо знакомые административные.
3.1.4. Организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве может дать наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости услуг.
Для организации ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве программы на муниципальном уровне должны предусматривать:
3.1.4.1.- разработку технических и организационных мер по установке приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг: наиболее важно для органов местного самоуправления определить приоритеты по учету ресурсов в масштабах:
а) микрорайона,
б) дома,
в) квартиры;
определить концепцию регулирования расходования тепловых ресурсов (временное, температурно-фасадное, потребителям на отопительной батарее); необходимые организационные меры включают обеспечение обслуживания, метрической поверки, порядка съема и обработки результатов измерений и, в конечном счете, обеспечение оплаты услуг по факту показаний счетчика.
3.1.4.2.- формирование внебюджетных источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению. Одним из возможных подходов может стать формирование областного фонда ресурсосбережения, который формируется путем увеличения на незначительный процент тарифа на коммунальные услуги и используется для финансирования на кредитной основе под гарантии местных администраций ресурсосберегающих и жилищных организаций для проведения работ по ресурсосбережению;
3.1.4.3.- разработка рекомендаций по выбору технологий для ресурсосбережения в жилищном фонде;
3.1.4.4.- методическое обеспечение тарифной политики ресурсоснабжающих организаций в связи с проведением мероприятий по ресурсосбережению; одним из направлений этой работы может стать разделение коммунальных тарифов на две составляющие - за сетевое обслуживание (постоянная величина) и за поставку услуг (переменная величина).
3.2. Изменение механизмов финансирования отрасли
Изменение механизмов финансирования жилищно-коммунального хозяйства должно создать финансовые предпосылки для становления этой сферы как отрасли рыночной экономики.
При этом не учитывается, что:
- существующее финансирование жилищного хозяйства не столь мало, сколь неэффективно расходуется, а главная проблема состоит в стабильности финансирования;
- даже в условиях нестабильного финансирования нужно предусмотреть такую систему заключения договоров на выполнение подрядных работ, когда объем и перечень работ будут изменяться в зависимости от уровня финансирования по заданию заказчика;
- для стабилизации взаимоотношений службы заказчика с ресурсоснабжающими организациями целесообразно заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату услуг ресурсоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие разницы между ценой услуги и тарифом для населения за счет бюджетных или других источников находится в компетенции местных органов власти.
Реализация таких мер может дать существенный толчок по развитию реальных рыночных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве Калининградской области, повышению качества и снижению стоимости услуг.
3.1.3. Регулирование деятельности естественных локальных монополий на поставку коммунальных услуг заключается в первую очередь в:
3.1.3.1.- регулировании цен на поставку услуг естественных монополистов путем контроля затрат и рентабельности; практика показывает, что наиболее необосновано завышенными затратными статьями являются амортизационные отчисления (за счет завышенной стоимости основных фондов);
3.1.3.2.- выделение работ, которые могут проводиться на конкурсных началах (такими работами могут быть поставка сырья и материалов, и особенно - ремонтные работы, которые сегодня проводятся неэффективно с точки зрения стоимости);
3.1.3.3.- содействии внедрению альтернативных технологий с целью демонополизации предоставления услуг.
Эта задача включает в себя три основные составные части, представленные на рис.3.
/-------------------------------------------\
|Изменение механизмов финансирования отрасли|
\-------------------------------------------/
/------------------------\ /----------------------\ /-------------------\
|Переход на новую систему| |Реформирование системы| |Создание механизмов|
|оплаты жилищно-коммуна- | |ценообразования на | |привлечения внебюд-|
|льных услуг населению | |услуги ЖКХ | |жетных инвестиций |
| | | | |в ЖКХ |
\------------------------/ \----------------------/ \-------------------/
| | |
/-----------/ /-----------/ /---------/
| Реализация | |
| ------------------------+-------------------------+-------------------
| /------------------\ | /---------------------\ | /-----------------\
| |Определение темпов| | |Введение в структуру | | |Разработка мето- |
|---|повышения уровня | |-|оплаты жилищных услуг| |-|дологии привлече-|
| |оплаты услуг ЖКХ | | |населением накоплений| | |ния заемных или |
| |населением | | |на кап.ремонт | | |кредитных ресур- |
| \------------------/ | \---------------------/ | |сов на развитие |
| | | |инфраструктуры |
| | | |коммунального хо-|
| | | |зяйства |
| | | \-----------------/
| | |
| /------------------\ | /-------------------\ | /-----------------\
| |Определение соци- | | |Введение платы за | | |Приведение бух- |
| |альных стандартов | | |найм муниципального| | |галтерской от- |
|---|услуг ЖКХ и бюдже-| |-|жилья | \-|четности жилищно-|
| |тной поддержки от-| | \-------------------/ |коммунальных пре-|
| |расли | | |дприятий к между-|
| \------------------/ | |народным стандар-|
| | |там |
| | \-----------------/
| \-----------------\
| | |
| /------------------------------\ | /-----------------------------\
| |Введение полной оплаты второго| | |Включение затрат по страхо- |
|---|жилья и жилья сверх социальных| | |ванию в оплату жилищных услуг|
| |нормативов | | \-----------------------------/
| \------------------------------/ |
| /------------------------------\ | /---------------------------\
| |Повышение темпов роста оплаты | | |Ликвидация перекрестного |
|---|жилищных услуг по сравнению с | \---|субсидирования коммунальных|
| |коммунальными | |услуг за счет промышленных |
| \------------------------------/ |предприятий |
| /---------------------------------\ \---------------------------/
| |Разработка подходов по повышению |
\---|ответственности жителей за оплату|
|услуг ЖКХ |
\---------------------------------/
Рис. 3. Механизм финансирования отрасли
3.2.1. Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг включает в себя:
3.2.1.1.- определение темпов повышения уровня оплаты услуг ЖКХ населением области в каждом муниципальном образовании. Темпы повышения уровня оплаты жилья должны проводиться: в соответствии с концепцией реформирования ЖКХ РФ, с другой стороны, должна оцениваться реальная социально-экономическая ситуацию в области и уровень доходов населения.
3.2.1.2.- определение социальных стандартов услуг ЖКХ делается на муниципальном уровне; муниципальные социальные стандарты должны отражать не только жилищную обеспеченность, но и среднюю обеспеченность коммунальными услугами.
3.2.1.З.- введение полной оплаты не первого жилья и жилья, превышающего социальные нормативы.
3.2.1.4.- ускоренный рост доли оплаты населением услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции или создана эффективная система антимонопольного регулирования, в частности жилищных услуг по сравнению с коммунальными; такой подход заметно повышает качество обслуживания жилищного фонда и увеличивает коммунальные платежи населения за счет повышения дисциплины платежей.
3.2.1.5.- разработка подходов по повышению ответственности населения за оплату услуг ЖКХ. Эти подходы должны включать не только и не столь репрессивные меры, а информационно-разъяснительные; правильно информационно полно подготовленная квитанция об уплате за жилищно-коммунальные услуги, информация о работе службы жилищных субсидий, доброжелательное напоминание о просроченном платеже резко повышают уровень сбора платежей.
3.2.2. Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ должно предусматривать в каждом муниципальном образовании:
3.2.2.1.- введение в структуру оплаты жилищных услуг населением накоплений на капитальный ремонт.
3.2.2.2.- введение платы за найм муниципального жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения); целесообразно размер платы за найм устанавливать несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья, что будет стимулировать продолжение процесса приватизации жилья.
3.2.2.3.- включение затрат по страхованию жилья в оплату жилищных услуг позволит защитить население от форсмажорных обстоятельств, связанных с несчастными случаями или стихийными бедствиями.
3.2.2.4.- ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленными предприятиями приблизит структуру расходов населения к реальной структуре затрат на жилищно-коммунальное обслуживание, а также снизит неоправданно завышенные тарифы для промышленных предприятий.
3.3. Реформирование социальной политики в сфере ЖКХ
Основные направления реформирования социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства представлены на рис. 4.
/-------------------------------\
/------|Социальная политика в сфере ЖКХ|-------\
| \-------------------------------/ |
| | | |
| | /----------------------\ /------------------\
| | |Введение обязательного| |Обеспечение прав |
| | |страхования жилья | |потребителей жили-|
| | \----------------------/ |щно-коммунальных |
| | |услуг |
| \--------------------\ \------------------/
| |
/-------------------------------\ /------------------------------\
|Обеспечение адресной социальной| |Предоставление льгот отдельным|
|защиты семей с низкими доходами| |категориям граждан по оплате |
|в виде жилищных субсидий | |услуг ЖКХ |
\-------------------------------/ \------------------------------/
| |
\----------------\ \---------------------\
Реализация | |
----------------------------+---------------------------------- |
/------------------------------\ | /-------------------------------\ |
|Создание служб жилищных | | |Упорядочение льготных категорий| |
|субсидий во всех муниципальных|-| |граждан и размера предоставляе-|---|
|образованиях | | |мых им льгот на региональном и | |
\------------------------------/ | |местном уровне | |
| \-------------------------------/ |
/-----------------------------\ | /--------------------------------\ |
|Совершенствование и упрощение| | |Обеспечение финансового возмеще-| |
|методики предоставления |--| |ния предоставления льгот различ-|--/
|субсидий | | |ным категориям граждан |
\-----------------------------/ | \--------------------------------/
/-----------------------------\ |
|Бюджетное обеспечение предо- | |
|ставления субсидий всем семь-|--|
|ям, вне зависимости от формы | |
|собственности жилищного фонда| |
\-----------------------------/ |
Обеспечение защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг |
Рис. 4. Направления социальной политики в сфере ЖКХ
3.3.1. Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий включает в себя:
3.3.1.1.- создание служб жилищных субсидий во всех муниципальных образованиях;
3.3.1.2.- совершенствование и упрощение методики предоставления субсидий;
3.3.1.3.- бюджетное обеспечение предоставления субсидий вне зависимости от формы собственности жилищного фонда.
Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг всем имеющим на это право гражданам является непременным условием принятия администрацией Калининградской области и органами местного самоуправления решений об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.
3.3.2. Предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ.
3.3.2.1.- упорядочить льготные категории граждан и размер предоставляемых льгот в рамках компетенции областного и местных уровней;
3.3.2.2.- обеспечить финансовое возмещение предоставления льгот различным категориям граждан из бюджетных источников.
3.3.3. Введение обязательного страхования жилья ставит целью защиту собственников и нанимателей жилья в случае возникновения несчастного случая.
3.3.4. Защита прав потребителей услуг является важным аспектом социальной защиты населения. Вопросы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг регламентируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также "Правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг".
В таблице 1. приведены права и обязанности потребителей и поставщиков жилищно-коммунального хозяйства.
3.4. Обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда
Меры по обеспечению государственного контроля за состоянием жилищного фонда представлены на рис. 5.
/-------------------------------------\
|Обеспечение государственного контроля|
|за состоянием жилищного фонда |
\-------------------------------------/
/-------------------------------------\
|Государственная жилищная инспекция |
|Калининградской области |
\-------------------------------------/
/-------------------------------------\
|Контроль за соблюдением параметров |
|качества содержания жилищного фонда |
\-------------------------------------/
Рис. 5. Обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда.
4. Управление реализацией программы
4.1. Функции управления реализацией программы на уровне области
Важнейшей функцией управления и контроля администрации Калининградской области является регулирование хода реформы ЖКХ на территории области.
Таблица 1.
Права и обязанности потребителей жилищно-коммунальных услуг и поставщиков жилищно-коммунальных услуг
Потребители жилищно-коммунальных услуг |
Поставщики жилищно-коммунальных услуг |
||
Права | Обязанности | Права | Обязанности |
Получать услуги установленного в договоре качества, безопасные для его жизни и здоровья, не причиняющие вреда его имущест- ву. |
Своевременно, в установленные договором сро- ки, оплачивать предоставленные услуги. |
Применять меры, предусмотренные договором в слу- чае нарушения по- требителем сроков платежей. |
Своевременно принимать меры по заключению договора на пре- доставление услуг |
Требовать от исполнителя воз- мещения в полном объеме убытков и вреда, причинен- ного жизни, здо- ровью или имуще- ству вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также морального вреда в размере, опре- деляемом в соот- ветствии с зако- нодательством Рос- сийской Федерации. |
Рационально использовать ус- луги по их пря- мому назначению. |
Осуществлять контроль за пот- реблением услуг путем проведения осмотров состоя- ния инженерного оборудования у потребителя. |
Устанавливать по согласованию с органами мест- ного самоуправле- ния форму регис- трации требований (претензий), пре- дъявляемых потре- бителем в связи с нарушением уста- новленного качес- тва услуг и срока установления не- достатков. |
Не производить оплату услуг на время перерывов сверх установлен- ных договором. |
Не совершать действий, веду- щих к поврежде- нию объектов жи- лищно-коммуналь- ного хозяйства, нарушающих поря- док пользования услугами, уста- новленный дого- вором. |
Прекращать предоставление услуг в случае просрочки опла- ты более трех ме- сяцев или наруше- ния потребителем своих обязатель- ств (до ликвида- ции задолженности или устранения выявленных нару- шений). |
Принимать своевременные меры по преду- преждению и ус- транению наруше- ний качества предоставляемых услуг потребителю |
Прекращение оп- латы не освобожда- ет исполнителя от возмещения убытков и вреда. |
Соблюдать тре- бования техники безопасности при пользовании ус- лугами. |
Иные права, предусмотренные законодательством |
Своевременно информировать по- требителей об из- менении качества услуг. |
На устранение исполнителем вы- явленных недоста- тков в предостав- лении услуг в ус- тановленные дого- вором сроки. |
Допускать в свое жилище ор- ганы государст- венной жилищной инспекции, а также исполните- лей услуг в слу- чае аварий, пов- реждений объек- тов жилищно-ком- мунального хозя- йства, повлекших возникновение угрозы жизни и имуществу граж- дан. |
Не допускать нарушений техно- логических про- цессов и снижения качества услуг, предусматривать меры по повышению потребительских свойств и качест- ва предоставляе- мых услуг, а так- же рациональному использованию ре- сурсов. |
|
На государствен- ную защиту и суде- бную защиту в соо- тветствии с зако- нодательством Рос- сийской Федерации в случае нарушения его прав. |
Производить перепланировку жилых помещений и переоборудова- ние внеквартир- ного инженерного оборудования (в том числе нахо- дящегося в поме- щениях квартиры) лишь с разреше- ния собственника |
Выплаты в уста- новленном порядке неустойки в слу- чае неисполнения или ненадлежащего исполнения приня- тых на себя обя- зательств. |
|
Иные права, предусмотренные законодательством |
Запрещается устанавливать, подключать и ис- пользовать элек- тробытовые при- боры и машины мощностью, пре- вышающей техни- ческие возможно- сти внутридомо- вой электричес- кой сети, допол- нительные секции приборов отопле- ния, регулирую- щие и запорную арматуру, а так- же подключать и использовать бы- товые приборы и оборудование, включая индиви- дуальные прибо- ры очистки воды не имеющие тех- нических паспор- тов (свидетель- ств), не отвеча- ющие требованиям безопасности эк- сплуатации и са- нитарно-гигиени- ческим нормати- вам лишь с пись- менного разреше- ния исполнителя. |
Возмещение в установленном по- рядке убытков за невыполнение сво- их обязательств перед потребите- лями. Возмещение в установленном по- рядке вреда, при- чиненного жизни, здоровью и имуще- ству потребителя. |
|
Не нарушать имеющиеся и не повреждать тех- нические средс- тва учета услуг. Использовать теплоноситель в системах отоп- ления по прямо- му назначению (не производить слив воды из системы и при- боров отопле- ния). Устранять за свой счет пов- реждения и про- водить ремонт, либо замену оборудования, выведенного из строя по его вине. |
Возмещение в установленном по- рядке морального вреда. Аннулирование или приостановле- ние в установлен- ном порядке дей- ствия лицензий на деятельность по предоставлению услуг, содержанию и ремонту объек- тов жилищно-ком- мунального хозяй- ства. |
||
Нести иные обязанности, предусмотренные законодательст- вом. |
Нести иные обязанности, предусмотренные законодательст- вом. |
Если исполнитель своевременно после заключения договора не приступил к предоставлению услуг или допускал нарушения их качества сверх установленных допусков, потребитель в соответствии с установленными в муниципальном заказе и договоре со службой заказчика условиями вправе уменьшить размер оплаты за услуги и получить возмещение убытков.
Функции управления, находящиеся под постоянным контролем:
- своевременное принятие нормативно-правовых актов по всем направлениям преобразований;
- организация взаимоотношений с муниципальными бюджетами, которая способствовала бы координации хода реформ в городах и районах и стимулировала бы:
а) развитие конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;
б) использование альтернативных форм предоставления услуг, внедрения прогрессивных ресурсосберегающих технологий, мероприятий, способствующих снижению стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг;
в) организация информационного обеспечения и мониторинга хода реформ на территории Калининградской области.
Контроль и регулирование деятельности естественных и локальных монополий через областную энергетическую комиссию и Калининградское территориальное управление государственного комитета РФ по антимонопольной политике.
Непосредственный контроль за реализацией единой технической политики, соблюдением нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, за качеством и надежностью обслуживания потребителей на всей территории области возложен на государственную жилищную инспекцию Калининградской области.
4.2. Функции управления реализацией программы на уровне органов
местного самоуправления
На муниципальном уровне осуществляется непосредственное управление жилищным фондом, принимаются конкретные решения по тем или иным направлениям преобразований в жилищно-коммунальной сфере в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления Конституцией РФ, Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В связи с этим, важнейшей задачей является разделение функций собственника жилищного фонда, функций управляющих организаций и функций подрядных организаций, предоставляющих те или иные жилищно-коммунальные услуги. В сфере управления муниципальным жилым фондом разделяются функции административного управления и функции управления их хозяйственной деятельностью.
Рациональное разделение функций определяет организационную структуру управления и обслуживания ЖКХ на муниципальном уровне.
Целесообразно как можно скорее завершить процесс разделения функций заказчика и подрядчика по обслуживанию потребителей и эксплуатации объектов ЖКХ. Предусмотреть в отношениях между собственниками и нанимателями переход к реально заключаемым договорам найма как основному документу, регулирующему взаимные права и обязанности.
Органы местного самоуправления вправе утверждать различные виды договора найма в муниципальном жилье, при этом договора социального найма не должны противоречить типовому договору, утвержденному на областном уровне.
5. Нормативно-правовое обеспечение реализации программы
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
5.1. Отношения собственности
Комплекс преобразований в рамках реформирования ЖКХ Калининградской области охватывает следующие основные направления изменений правоотношений и форм собственности:
- продолжение изменений структуры собственности в жилищном фонде;
- создание товариществ собственников жилья;
- преобразование предприятий ЖКХ в хозяйствующие субъекты с более высокой степенью независимости, в равноправных партнеров договорных отношений;
- муниципализация государственных предприятий ЖКХ.
5.2. Развитие договорных отношений
Новый этап в развитии договорных отношений предполагает переход от освоения формальных процедур заключения договоров предприятий ЖКХ с органами местного самоуправления и потребителями к созданию единого правового поля, обеспечивающего сочетание прав, обязанностей и ответственности участников договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость и ответственность предприятий, эффективную регулирующую роль органов местного самоуправления.
Должны получить свое развитие и совершенствование форма и содержание договоров на обслуживание жилья и поставку коммунальных услуг, в которых должны содержаться показатели качества обслуживания, уровень и порядок оплаты услуг, санкций к обеим сторонам за нарушение условий договора.
Должна быть разработана система ответственности заказчика, предприятий ЖКХ и потребителей услуг за уклонение от заключения договоров, за нарушение договорных обязательств по качеству услуг и их оплате.
5.3. Управление и государственное регулирование ЖКХ
С целью государственного регулирования деятельности особенно предприятий - естественных монополистов, разрабатываются Федеральный закон "О государственных минимальных стандартах" и "Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства". Правовой основой антимонопольного регулирования, развития конкуренции в ЖКХ является Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Указы Президента Российской Федерации "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище" и "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда".
Непосредственный контроль за деятельностью предприятий и организаций ЖКХ, качеством обслуживания, наличием и соблюдением договорных обязательств сторон осуществляют муниципальные службы заказчика и Государственная жилищная инспекция Калининградской области, деятельность которой регламентируется "Положением о государственной жилищной инспекции Калининградской области".
5.4. Защита прав потребителей
Администрацией Калининградской области разрабатываются соответствующие нормативы для обеспечения реализации государственных минимальных социальных стандартов в сфере ЖКХ.
Для обеспечения защиты низкодоходных семей при переходе ЖКХ на безубыточный режим работы и расширения сферы действия жилищных субсидий будет принят на областном уровне "Порядок предоставления гражданам компенсаций, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".
6. Финансовое обеспечение реализации программы
6.1. Механизм формирования межбюджетных взаимодействий, направленный на стимулирование проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ предусматривает, что при сохранении за органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг размеры финансовой помощи, оказываемые субъектам РФ из средств федерального бюджета в виде трансфертов рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих федеральных стандартов:
а) федеральный стандарт социальной нормы площади жилья составляет 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек и 33 кв. метра на одиноко проживающего человека.
б) федеральный стандарт уровня платежей граждан. Это стандарт, определяемый в процентах от совокупной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение) в среднем по всем видам этих услуг. На 1997 год указанный стандарт составляет 35 процентов.
в) федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. Этот стандарт рассчитывается, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (в процентах от совокупного семейного дохода). На 1997 год указанный стандарт составляет 16 процентов.
г) федеральный стандарт предельной суммарной стоимости предоставляемых жилищно-коммунально услуг. Этот стандарт определяется дифференцировано по экономическим регионам РФ. На 1997 год по Калининградской области указанный стандарт составляет 9400 рублей на 1 кв.метр общей площади жилья.
Органам законодательной и исполнительной власти области, органами местного самоуправления необходимо в рамках собственной компетенции ввести нормативы социальной нормы площади жилья, предельного уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствие с федеральными стандартами или предусмотреть собственные дополнительные бюджетные источники для дотирования отрасли ЖКХ сверх федеральных стандартов.
Особое внимание следует уделять выполнению федеральных стандартов, нормативов и положений, связанных с реализацией программы жилищных субсидий, - в первую очередь, установлению дифференцированной социальной нормы площади жилья в зависимости от состава семьи.
Бюджетное финансирование программы жилищных субсидий должно выделяться отдельной строкой в расходной части местных бюджетов как защищенная статья.
6.2. Методы использования внебюджетных источников
Сокращение бюджетных источников финансирования капиталовложений в жилищную инфраструктуру приводит к поиску новых источников средств, рационализации тарифной политики.
Одним из направлений в этой связи следует считать программу привлечения внебюджетных средств для финансирования инвестиций в жилищную инфраструктуру, главным образом в тепло- и энергетические проекты. Перевод котельных на сетевой природный газ, замена старых энергоемких водонасосов на современные многоскоростные, внедрение установок по выработке биогаза на очистных сооружениях с последующим использованием полученного топлива для выработки электроэнергии и тепла на предприятиях водо-канализационного хозяйства позволяет значительно снизить себестоимость производств коммунальных услуг.
Резервы сокращения себестоимости производства коммунальных услуг в проектах тепло-энергосбережений за счет уменьшения потерь и сбережений тепла и энергии могут достичь 50 %.
Переход на внебюджетные источники финансирования развития жилищной инфраструктуры, в частности займы (кредиты) оказывает позитивные воздействия на другие аспекты реформы ЖКХ и развитие городских и региональных финансовых рынков.
7. Организационное обеспечение реализации программ
7.1. Организационное обеспечение реализации программы на областном уровне
7.1.1. Завершить передачу в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.
7.1.2. Реорганизовать государственные жилищно-коммунальные предприятия путем разделения функций этих предприятий.
7.2. Организационное обеспечение реализации программы на муниципальном уровне
Основными задачами должны являться:
1. Тарифная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг.
2. Регулирование ставок оплаты услуг ЖКХ населением.
3. Формирование целевых программ реконструкции и модернизации жилищного фонда.
4. Распоряжение и контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых в ЖКХ.
5. Создание системы договорных отношений в ЖКХ.
6. Формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилья.
7. Контроль за деятельностью естественных и локальных монополистов по предоставлению коммунальных услуг.
8. Формирование программ ресурсосбережения.
9. Формирование нормативной базы и административная поддержка в создании товариществ собственников жилья.
10. Учет и контроль недвижимости в жилищной сфере, содействие формированию цивилизованного рынка жилья.
8. Мониторинг хода реформ ЖКХ
Основными показателями мониторинга хода реформ в жилищно-коммунальной сфере должны быть:
1. Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр в месяц.
2. Сложившийся уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в государственном и муниципальном жилищном фонде по действующим ставкам и тарифам на 1 кв.метр (из расчета на 21 кв. метр на человека).
3. Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг населением.
4. Жилищные субсидии.
4.1. Количество семей, которым предоставлены жилищные субсидии.
4.2. Доля семей, получающих жилищные субсидии, среди всех семей, в том числе проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде.
4.3. Сумма начисленных жилищных субсидий ( за отчетный месяц).
4.4. Сумма начисленных жилищных субсидий в отношении к месячному начислению жилищно-коммунальных платежей, в том числе в государственном и муниципальном жилищном фонде.
5. Бюджетные дотации.
5.1. Общая сумма дотаций жилищно-коммунальному хозяйству в расходной части бюджета.
5.2. Доля дотаций жилищно-коммунальному хозяйству в бюджете, в том числе:
5.2.1. Доля дотаций на содержание и текущий ремонт жилья.
5.2.2. Доля дотаций на капитальный ремонт.
5.2.3. Доля дотаций на разницу в ценах на тепловую энергию.
5.2.4. Доля иных бюджетных дотаций, входящих в данную статью бюджетных расходов с указанием целей использования.
6. Доля муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе.
7. Площадь государственного жилищного фонда, остающегося в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный жилищный фонд), в процентах и общей площади государственного и муниципального жилищного фонда.
8. Товарищество собственников жилья.
8.1. Общее число зарегистрированных ЖКХ.
8.2. Число зарегистрированных ЖКХ, которым здание передано в управление.
8.3. Число зарегистрированных ЖКХ, которым передан в собственность земельный участок.
9. Справочная информация: данные о среднедушевом доходе, величина прожиточного минимума, доля населения с доходом ниже установленного прожиточного минимума и ряд других социальных индикаторов, перечень которых может быть определен, исходя из местных условий.
Освещение хода реформы в средствах массовой информации
Рекомендуется использовать плакаты, информационные бюллетени (например, как оформить жилищную субсидию, как зарегистрировать ТСЖ и т.п.). Информирование общественности областной и местными администрациями включает:
- ответы на вопросы общественности и прессы;
- выступления перед общественными организациями и группами населения;
- отслеживание и пропаганда положительных примеров реализации мероприятий программы реформ;
- подготовка пресс-релизов и статей, описывающих конкретные ситуации, связанные с программой преобразований;
- использование коммерческой и социальной рекламы для пропаганды основных направлений преобразований;
- регулярные контакты со службами новостей средств массовой информации.
9. Этапы реализации программы
Программа реформы ЖКХ Калининградской области предусматривает 4 основных этапа ее реализации:
I - 1997-1998 г.г., в которые должны быть завершены:
Разработка нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов Программы.
Разграничение функций собственника, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Проведение необходимых структурных преобразований.
Организация переобучения кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях, в центре предлицензионной подготовки.
Разработка и экспериментальная проверка выбора на конкурсной основе управляющей организации и для государственного и муниципального фонда.
Переход к заключению договоров социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Упорядочение системы льгот отдельным категориям граждан и определение источников их финансирования.
Начало процесса частичного включения в оплату жилищных услуг инвестиционной составляющей (плата за найм) и затрат на капитальный ремонт. Начало дифференциации ставок оплаты в зависимости от качества или местоположения, исходя из потребительских рыночных характеристик жилья.
Демонополизации предоставления отдельных видов коммунальных услуг, а также отдельных технологических стадий.
Установка приборов учета потребления ресурсов в учреждениях бюджетной сферы.
Развитие системы Государственной жилищной инспекции Калининградской области (создание филиалов).
II - 1999-2000 г.г., в которые должны быть осуществлены:
Переход на обслуживание государственного и муниципального фонда на конкурсной основе.
Организационное и методическое содействие созданию товариществ собственников жилья.
Переход к 100-процентному финансированию текущих расходов на содержание жилья за счет платежей населения. Усиление дифференциации ставок оплаты в зависимости от качества и местоположения.
Начало постепенного включения затрат по страхованию жилых помещений в себестоимость жилищных услуг.
Экспериментальная программа привлечения средне- и долгосрочных кредитов ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие и ремонт инфраструктуры, в том числе через муниципальную кредитно-финансовую систему.
Переход к повсеместной установке счетчиков и регуляторов потребления услуг во вновь построенном жилье.
Разработка оптимальных технологических решений установки поквартирных счетчиков и регуляторов.
III - 2001-2003 г.г.:
Завершение перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Повсеместная установка счетчиков и регуляторов потребления коммунальных услуг в жилищном фонде. Принятие необходимых стандартов. Массовое внедрение внутриквартирных счетчиков и регуляторов потребления.
Товарищества собственников жилья становятся преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами.
IV - После 2003 г.:
Постепенное и пропорциональное увеличение размера инвестиционной составляющей в ставках оплаты населением и в тарифах на жилищно-коммунальные услуги с учетом роста реальных доходов населения.
Переход к финансированию сооружения объектов коммунальной инфраструктуры при помощи долгосрочных кредитов или выпуска муниципальных займов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.