Апелляционное определение Калининградского областного суда от 23 апреля 2014 г. N 33-1652/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.Д.Г. в лице представителя С.С.А. на решение Московского районного суда г. Калининграда от 31 января 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований К.Д.Г. к администрации ГО "Город Калининград", Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" о признании незаконным отказа Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город - Калининград" в передаче в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером __________ площадью 40 м2, о понуждении администрации ГО "Город Калининград" к заключению договора о передаче в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером _________ площадью 40 м2 по ул. Портовая, 57а в г. Калининграде.
Заслушав доклад судьи А.С.А., объяснения представителя К.Д.Г. по доверенности С.С.А., полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия установила:
К.Д.Г. обратился в суд с иском к Администрации городского округа "Город Калининград", Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО "Город Калининград" о признании незаконным отказа в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером ___________ площадью 40 кв. м., расположенного по адресу: г. Калининград, ул. ________, _____, о понуждении заключить договор передачи в собственность за плату данного земельного участка, указав при этом, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 24,7 кв. м., используемое под магазин. Земельный участок площадью 40 кв. м., на котором расположено данное нежилое помещение, предоставлен в аренду по договору N 002717 от 8 ноября 1999 года. В апреле и июле 2013 года истец обращался в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" и в администрацию ГО "Город Калининград" с заявлениями о передаче этого земельного участка в собственность за плату, но получил отказ по мотиву нахождения земельного участка за границей установленной красной линии ул. __________.
Истец считает отказы незаконными, так как спорный земельный участок не является земельным участком общего пользования, следовательно, подлежит приватизации. Указывает, что на земельном участке не расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередач, линии связи и т.д.
Ссылается на то, что положения постановления администрации ГО "Город Калининград" от 7 мая 2013 года N 646 "Об утверждении Административного регламента администрации ГО "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату под существующими объектами недвижимости" в данном случае неприменимы. Полагает, что отказ в реализации права на приобретение в собственность земельного участка не соответствует ст. 36 ЗК РФ.
В суде истец уточнил исковые требования и просит признать незаконными отказы Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" в передаче в собственность за плату указанного земельного участка, и обязать администрацию ГО "Город Калининград" заключить договор передачи в собственность за плату данного земельного участка.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе К.Д.Г. в лице представителя С.С.А. просит отменить решение суда и вынести новое об удовлетворении исковых требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Ссылается на то, что спорный земельный участок не является земельным участком общего пользования, так как предоставлен в аренду под существующее нежилое помещение по договору от 8 ноября 1999 год, имеет разрешенное использование - "под нежилое здание, используемое под магазин". Полагает судом неправильно истолкован п. 12 ст. 85 ЗК РФ. Ссылается на то, что сам по себе факт утверждения красной линии не придает участку статус участка общего пользования, так как такие линии лишь ограничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования либо могут стать ими в перспективе.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители администрации ГО "Город Калининград", Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград", Комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с заявлением об отложении судебного разбирательства не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, рассмотрев дело согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. п. 1, 4 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ (ст. 29 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу абзаца 4 пункта 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе такие, как площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты.
Согласно ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов, утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; принятие решений о развитии застроенных территорий.
Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории включает в себя, в том числе красные линии.
Согласно п. п. 11 и 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. К территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
В силу п. 3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30, красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами права собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
По смыслу приведенных правовых норм, как существующие, так и планируемые территории общего пользования указываются в документах градостроительного планирования посредством красных линий. Документы территориального планирования (включая Генеральный план, Правила землепользования и застройки), утвержденные в установленном порядке, являются документами, обязательными к исполнению органами местного самоуправления, в том числе при решении вопросов о предоставлении земельных участков.
В соответствии с частью 1 ст. 3 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 29 июня 2009 N 146, решения по землепользованию и застройке принимаются с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, включая Генеральный план города Калининграда и план реализации Генерального плана города Калининграда, документации по планировке территории и на основании установленных настоящими Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности.
Действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки и расположенные на них объекты капитального строительства: в границах территорий общего пользования.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 22 февраля 2006 года N 69 утвержден Генеральный план муниципального образования "Город Калининград", а постановлением мэра города Калининграда от 29 декабря 2006 года N 3220 (в редакции от 29.04.2011) утвержден проект "План реализации генерального плана г. Калининграда (до 2015 г.)".
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, К.Д.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 23 января 2012 года является собственником нежилого здания площадью 24,7 кв. м., с инвентарным номером 34508, литер А, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. __________, д. ___, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 17 мая 2012 года.
Ранее данное нежилое здание, используемое под торговый павильон (магазин), принадлежало К.Н.Ф.
Из договора на передачу в аренду городских земель от 8 октября 1999 года N 002717, заключенного между Мэрией г. Калининграда (Арендодатель) и предпринимателем без образования юридического лица К.Н.Ф. (Арендатор), с учетом соглашения N 002717-1 от 12 марта 2011 года, следует, что К.Н.Ф. передан в аренду земельный участок с кадастровым номером ________, находящийся по адресу: г. Калининград, ул. _________, ____.
На основании свидетельства о праве на наследство N ____________ от 9 июня 2012 года истец является наследником имущества в виде прав и обязанностей по названному договору N 002717 на передачу в аренду городских земель от 8 октября 1999 года, в связи с чем суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что он является надлежащим субъектом права на аренду данного земельного участка.
Распоряжением заместителя главы администрации Комитета по имуществу и земельным ресурсам администрации ГО "Город Калининград" от 15 июня 2012 года N 70-1450/р установлено разрешенное использование указанного земельного участка - под нежилое здание, используемое под магазин.
Судом при рассмотрении дела установлено, что спорный земельный участок находится в границах красной линии улицы Портовая, то есть полностью находится в границах территории общего пользования, которая занята улицей и дорогой общего пользования.
Отказывая К.Д.Г. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нахождение спорного земельного участка в границах красных линий территории общего пользования не позволяет органу местного самоуправления осуществлять распоряжение данным земельным участком путем передачи земельного участка в собственность, поскольку это повлекло бы нарушение ограничений в приватизации земельного участка, установленных действующим законодательством и документами территориального планирования.
Кроме этого, из Градостроительного плана земельного участка N ___________ усматривается, что земельный участок с кадастровым номером __________ фактически расположен и в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Также верно суд сослался на то, что пользование спорным земельным участком осуществляется истцом на основании договора аренды, в соответствии с п. 3.2.1 которого арендодатель обязуется освободить занимаемый участок от строения после окончания срока аренды земельного участка.
Принимая во внимание приведенные выше правовые нормы и учитывая расположение спорного земельного участка в границах красных линий, то есть в составе (границах территории) земель общего пользования, суд сделал верный вывод о том, что он не подлежит приватизации, поэтому отказ предоставить его истцу в собственность 3а плату не противоречит требованиям действующего законодательства и обоснованно отказал в исковых требованиях. При этом суд правильно сослался на то, что данный отказ не лишает истца права пользования земельным участком по договору аренды и расположенным на нем нежилым зданием, используемым под магазин.
При рассмотрении дела судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела.
Доводы апелляционной жалобы проверялись судом первой инстанции и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которой не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Московского районного суда г. Калининграда от 31 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Калининградского областного суда от 23 апреля 2014 г. N 33-1652/2014
Текст определения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании