Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Главы администрации области
от 6 февраля 1998 г. N 79
Областная целевая программа
"Совершенствования территориальной службы медицины катастроф
Калининградской области на 1998 - 2001 годы"
Введение
Областная целевая программа "Совершенствования территориальной службы медицины катастроф Калининградской области на 1997 - 2001 годы" (далее именуется Программа) разработана в целях реализации Закона РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановления Правительства РФ от 22 января 1997 года N 51 "О федеральной целевой программе "Совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф на 1997-2001 годы".
Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к областной целевой программе "Комплекс неотложных организационных, финансовых и материально-технических мер, направленных на обеспечение своевременной экстренной лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению Калининградской области при возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на 1995 - 1997 годы," утвержденной постановлением Главы администрации области от 25 сентября 1995 года N 509 "О неотложных мерах по совершенствованию территориальной службы медицины катастроф" (далее именуется Программа на 1995 - 1997 годы), и является ее логическим продолжением, так как из-за трудностей с бюджетным финансированием выполнение Программы на 1995 - 1997 годы в целом составило 25,7% ( за счет внебюджетных источников), а финансирование создания Центра медицины катастроф и экстренной консультативной медицинской помощи Калининградской области на базе Калининградской областной больницы в рамках этой целевой Программы в 1996 - 1997 годах составило только 7,6% от утвержденной сметы.
Обоснование Программы
Необходимость совершенствования организации медико - санитарной помощи населению Калининградской области при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций диктуется тем, что на территории Калининградской области находятся более 100 объектов экономики, содержащих и использующих в своих технологических процессах значительные запасы горюче-смазочных, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществ. Использование ими, в подавляющем большинстве, устаревших технологий и оборудования создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие аварии на этих объектах.
Серьезную опасность представляют крупные транспортные катастрофы, часто сопровождающиеся массовыми поражениями и гибелью людей, значительным материальным и экологическим ущербом. Сохраняется угроза возникновения природных катастроф (наводнений, бурь, ураганов и прочее). Вызывает тревогу увеличение числа групповых инфекционных заболеваний, пищевых токсикоинфекций и эпидемий.
По данным МЧС РФ количество и масштабы чрезвычайных ситуаций в последние годы неуклонно возрастают, как во всем мире, так и в нашей стране. На территории России ежегодно стихийные бедствия, аварии, катастрофы и эпидемии уносят более 50 тысяч человеческих жизней и являются причиной ущерба здоровью более 250 тысяч человек. Материальные и экономические затраты только на ликвидацию последствий этих ситуаций превышают 500 миллиардов рублей в год.
На территории Калининградской области, самой густонаселенной области РФ, также вполне вероятны различные, в том числе и крупномасштабные чрезвычайные ситуации, вызванные как природной стихией, так и жизнедеятельностью человека.
По данным многолетних метеорологических наблюдений на территории области имели место и вполне вероятны чрезвычайные ситуации природного характера, вызванные штормовыми до ураганных ветрами, паводками и наводнениями, снежными заносами и гололедом, резким изменением ледовой обстановки на водоемах области.
Однако, наибольшую опасность для населения области представляют чрезвычайные ситуации антропогенного характера. В области более 60 объектов экономики, использующих в своем технологическом процессе сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), в первую очередь - хлор и аммиак. Общие запасы на них составляют: жидкого хлора - 641 тонну, а аммиака - 315,5 тонн. В зоне вероятного фактического заражения этими СДЯВ проживает около 350 тысяч человек, т.е. одна треть населения области. Химически опасными в области являются города Калининград, Советск, Неман.
Так, например, в случае аварийной разгерметизации 50 тонного контейнера с жидким хлором на АО "Цепрусс" г. Калининграда вероятная площадь заражения газообразным хлором может составить 100 кв.км, где проживают 85 тысяч человек, из которых вероятно поражение парами хлора до 30 тысяч человек.
При возникновении пожара на взрыво-пожароопасных объектах экономики области, расчетные вероятные санитарные потери могут составить до одной тысячи человек.
Сохраняется угроза заражения территории области радиоактивными веществами в результате аварийного выброса радионуклеидов на АЭС в Игнолине (Литва) и Ольштыне (Польша), где установлены реакторы РБН, как и на Чернобыльской АЭС.
Принципиально важным является то, что Калининградская область - особый геополитический регион России, отделенный от Европейской части нашей страны территориями Литвы и Белоруссии на 650 км, а по морю до ближайшего Российского порта - С.Петербурга - 1100 милями. Это значит, что в случае возникновения на территории области крупномасштабной чрезвычайной ситуации с массовыми санитарными потерями помощь из Центра пострадавшему населению области (как показала катастрофа в Нефтегорске (Сахалин ) в 1996 году ), может придти не ранее вторых суток после возникновения катастрофы, и рассчитывать необходимо на силы и средства, имеющиеся на территории области.
Для медиков это обстоятельство особенно важно, т.к. экстренная медицинская помощь пострадавшим в чрезвычайной ситуации необходима именно в первые часы и сутки после катастрофы и для ее осуществления здравоохранение области может рассчитывать только на свои имеющиеся в области силы и средства. Отсюда становится очевидной необходимость иметь в структуре здравоохранения области службу медицины катастроф с присущими ей учреждениями, формированиями, материально-техническим обеспечением, подготовленными кадрами, способными приступить к ликвидации медико-санитарных последствий различных чрезвычайных ситуаций на территории области в максимально короткое время, до прибытия помощи из Центра.
Сказанное свидетельствует об исключительной актуальности и важности задач по организации и оказанию медико-санитарной помощи населению при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", и от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" в стране создана Всероссийская служба медицины катастроф, которая функционально объединяет службу медицины катастроф Минздрава РФ, службу экстренной медицинской помощи МО РФ, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства МВД РФ, МПС РФ, других федеральных органов исполнительной власти.
Постановлениями Главы администрации Калининградской области от 8 сентября 1993 г. N 195 "О создании территориальной службы медицины катастроф Калининградской области", от 8 июля 1996 г. N 426 "О территориальной службе медицины катастроф" в структуре здравоохранения области создана и функционирует территориальная служба медицины катастроф Калининградской области.
Главной задачей территориальной службы медицины катастроф является организация и своевременное оказание пострадавшему населению необходимой медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в чрезвычайных ситуациях.
По состоянию на настоящее время служба медицины катастроф Калининградской области представлена:
- Территориальным центром медицины катастроф и экстренной консультативной медицинской помощи Калининградской области на базе Калининградской областной больницы;
- силами и средствами постоянной готовности базовых лечебно - профилактических учреждений г. Калининграда (1000 коек постоянной готовности, 8 штатных специализированных медицинских бригад постоянной готовности, 6 нештатных специализированных медицинских бригад повышенной готовности, 15 бригад скорой медицинской помощи постоянной готовности, 2 автолетучки);
- силами и средствами межрайонных звеньев территориальной службы медицины катастроф в территориальных медицинских объединениях Советска, Черняховска, Гусева (225 коек постоянной готовности, 18 специализированных медицинских бригад повышенной готовности, бригады скорой медицинской помощи отделений Центральных районных и городских больниц);
- силами и средствами постоянной готовности санитарно - эпидемиологической службы в области;
- формированиями постоянной готовности медицинской службы Калининградского особого района;
- силами и средствами местного здравоохранения - Центральными районными и городскими больницами административных территорий области, имеющими "Задание" управления здравоохранения администрации области по медицине катастроф".
С момента создания службы медицины катастроф Калининградской области ее формирования оказали экстренную медицинскую помощь более 1500 пострадавшим в возникавших чрезвычайных ситуациях местного и территориального характера.
Однако, более чем 3-х летний опыт работы показал, что в организации и оказании экстренной медицинской помощи пострадавшему в чрезвычайных ситуациях населению имеется ряд нерешенных вопросов связанных в первую очередь, со слабым материально-техническим оснащением учреждений и формирований службы медицины катастроф.
В организации медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях решающее значение имеет обеспечение управления службой и ее основных формирований постоянной готовности надежными видами мобильной связи и оргтехникой, современным специальным автомобильным транспортом, компактными и эффективными укладками специализированных медицинских бригад постоянной готовности и спецодеждой, а также создание резерва медицинского имущества на базе Центра медицины катастроф области и подготовка специалистов Центра на кафедре "Медицина катастроф" Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" г. Москва.
Решение организационных задач Всероссийской (территориальной) службы медицины катастроф носит государственный характер, поэтому постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 года N 51 "О федеральной целевой программе "Совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф на 1997 - 2001 годы" пунктом N 4 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные программы, направленные на обеспечение своевременной профилактической и экстренной лечебной помощи населению, проведение комплекса лечебно-профилактических и санитарно-эпидемических мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера, предусмотрев в них меры защиты населения, а также оказывать содействие федеральным органам исполнительной власти в реализации Программы.
В решении вопросов настоящей Программы помимо областных органов исполнительной власти требуется участие органов государственного и муниципального здравоохранения, ведомственных служб здравоохранения, функционирующих на территории области.
Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является предупреждение и уменьшение медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на территории области, обеспечение готовности и дальнейшее совершенствование деятельности территориальной службы медицины катастроф по своевременному и эффективному оказанию лечебно - профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению области при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях, а также совершенствование повседневной экстренной консультативной специализированной медицинской помощи населению области по заявкам лечебно-профилактических учреждений области.
Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:
1. Обеспечение дальнейшего развития и совершенствования территориальной службы медицины катастроф Калининградской области:
1.1. Завершение создания Центра медицины катастроф и экстренной консультативной медицинской помощи Калининградской области на базе Калининградской областной больницы и организации его работы в режиме повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях, путем реализации мероприятий, заложенных в Программе 1995-1997 года и не выполненных из-за отсутствия бюджетных финансовых средств;
1.2. Обеспечение готовности базовых лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований службы медицины катастроф области к координированным действиям в условиях возникновения и ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и эпидемий на территории области (района, города), путем совершенствования организации оповещения формирований службы, проведения плановых учебно-тренировочных мероприятий.
1.3. Совершенствование системы подготовки и переподготовки различных категорий работников государственного и муниципального здравоохранения, специалистов службы медицины катастроф, профессиональных контингентов на транспорте и других категорий работников по вопросам медицины катастроф, в том числе оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
1.4. Участие в создании автоматизированной информационно - управляющей системы Всероссийской службы медицины катастроф, путем организации в Центре медицины катастроф области автоматизированного рабочего места с банком данных и использования разработанной программы "Катастр", позволяющей оперативно решать задачи по организации ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Совершенствование территориальной службы медицины катастроф Калининградской области:
2.1. Совершенствование системы планирования и управления территориальной службой медицины катастроф, обеспечение готовности формирований службы к работе в чрезвычайных ситуациях и в повседневной деятельности.
2.2. Участие в разработке правовых и нормативных документов областного значения, разработка справочных и иформационных# документов территориального уровня по вопросам медицины катастроф и экстренной консультативной медицинской помощи.
2.3. Корректировка и уточнение медико-тактических характеристик административно-территориальных образований области и территорий приграничных государств, мониторинг и прогнозирование медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, мероприятий по их предупреждению и уменьшению.
2.4. Совершенствование взаимодействия всех сил службы медицины катастроф области в чрезвычайных ситуациях.
2.5. Создание, развитие и совершенствование территориальной автоматизированной информационно - управляющей системы службы медицины катастроф Калининградской области.
2.6. Совершенствование организации работы Центра медицины катастроф Калининградской области в режиме повседневной деятельности и чрезвычайных ситуациях.
2.7. Совершенствование организации работы Северного (г. Советск), Восточного (г. Гусев) и Южного (г. Черняховск) межрайонных звеньев службы медицины катастроф области.
2.8. Повышение готовности формирований территориальной службы медицины катастроф к работе в чрезвычайных ситуациях.
2.9. Подготовка и переподготовка кадров службы медицины катастроф на местных и центральных базах.
3. Создание "Резерва" медицинского имущества выездных специализированных медицинских бригад постоянной готовности Центра медицины катастроф Калининградской области:
3.1. Капитальный ремонт помещений, предназначенных для содержания "Резерва" медицинского имущества службы медицины катастроф области.
3.2. Создание "Резерва" медицинского имущества, учет, хранение и организация его экстренной выдачи и доставки в район чрезвычайной ситуации.
4. Обеспечение оказания экстренной медицинской помощи и лечения населения в чрезвычайных ситуациях:
4.1. Обеспечение работы созданных формирований (бригад специализированной медицинской помощи постоянной и повышенной готовности) областного центра медицины катастроф и базовых лечебно-профилактических учреждений службы медицины катастроф области.
4.2. Обеспечение работы коек постоянной готовности базовых лечебнопрофилактических учреждений службы медицины катастроф области.
4.3. Внедрение новых медицинских технологий и техники для службы медицины катастроф и экстренной специализированной консультативной медицинской помощи.
5. Обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения в условиях чрезвычайных ситуаций:
5.1. Прогнозирование чрезвычайных эпидемических ситуаций, организация и проведение санитарно - профилактических и лечебно - профилактических мероприятий по предупреждению и ликвидации эпидемий.
5.2. Создание регистра потенциально опасных объектов при возникновении эпидемической ситуации.
5.3. Разработка и осуществление системы первоочередных мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
5.4. Обеспечение работы лечебно-профилактических учреждений области, имеющих "Задание" по развертыванию изоляторов для больных высококонтагиозными инфекциями.
6. Организация работы по профессиональному отбору, контролю и реабилитации спасателей, аттестации специалистов службы медицины катастроф:
6.1. Создание автоматизированного рабочего места врача - психофизиолога центра медицины катастроф Калининградской области.
6.2. Организация системы реабилитационных мероприятий на базе имеющихся медицинских учреждений, баз отдыха, оздоровительных комплексов на территории области.
6.3. Подготовка врача - психофизиолога Центра медицины Катастроф области на базе Лаборатории психофизиологического отбора ВЦМК "Защита" г. Москва.
7. Совершенствование организации жизнеобеспечения, защиты и спасения человека в экстремальных условиях:
7.1. Обеспечение соответствующим снаряжением, средствами индивидуальной защиты спасателей и персонала формирований службы медицины катастроф.
7.2. Обеспечение средствами индивидуальной защиты персонала и больных учреждений здравоохранения расположенных вблизи от опасных производств на территории области.
8. Медицинское обеспечение при радиационных и химических авариях:
8.1. Обеспечение работы многопрофильной специализированной токсико-терапевтической бригады постоянной готовности Центра медицины катастроф области и специализированной санитарно-противоэпидемической бригады постоянной готовности Центра госсанэпиднадзора в области соответствующим снаряжением, современной аппаратурой радиационного и химического контроля.
8.2. Подготовка медицинских кадров по вопросам организации работы в условиях радиационных и химических аварий.
8.3. Организация и проведение санитарно-просветительной работы среди населения, проживающего в районах радиационно- и химически опасных объектов.
9. Международное сотрудничество в области медицины катастроф:
9.1. Налаживание рабочих связей с организациями, принимающими участие в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в республиках : Литва, Польша, Беларусь и других, в целях обмена информацией и накопленным опытом работы, через соответствующие структуры администрации области.
9.2. Установление сотрудничества с Российским обществом Красного Креста в Калининградской области.
10. Материально - техническое обеспечение Программы:
10.1. Организация и совершенствование системы оперативной связи и оповещения службы медицины катастроф области.
10.2. Обеспечение автотранспортом, в том числе специального назначения формирований постоянной готовности службы медицины катастроф.
10.3. Осуществление капитального ремонта гаражно-складского комплекса Центра медицины катастроф на базе Калининградской областной больницы.
10.4. Косметический ремонт помещений, выделенных для размещения Центра медицины катастроф на базе Калининградской областной больницы.
10.5. Создание выездных укладок специализированных медицинских бригад постоянной готовности Центра медицины катастроф области.
10.6. Создание "Резерва" медицинского имущества и медикаментов Центра медицины катастроф области.
10.7. Приобретение оргтехники для организации автоматизированных рабочих мест оператора и психофизиолога Центра медицины катастроф области.
10.8. Приобретение спецаппаратуры и средств индивидуальной защиты для оснащения специалистов оперативного отдела и специализированных медицинских бригад постоянной готовности Центра медицины катастроф области.
Финансирование Программы
Финансирование Программы предусматривается за счет выделения бюджетных средств, утвержденных администрацией области, в соответствии с ежегодно утверждаемой сметой финансовых затрат согласно приложению N 2 - Таблице N 1.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы предусматривается в соответствии с установленным порядком в администрации Калининградской области и Комиссией по чрезвычайным ситуациям администрации области.
Оценка социально - экономической эффективности
реализации Программы
Реализация Программы позволит к 2001 году предупреждать и уменьшать медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций, эффективно оказывать первую медицинскую, первую врачебную, квалифицированную и специализированную медицинскую помощь населению при различных патологических состояниях, нозологических формах заболеваний, травмах и поражениях за счет дальнейшего совершенствования организации территориальной службы медицины катастроф, внедрения методологии этапного лечения пораженных в чрезвычайных ситуациях, совершенствования методов и средств оказания медицинской помощи и лечения различных контингентов пораженных и заболевших, улучшения обеспечения медицинских формирований и учреждений необходимым медицинским оборудованием, а также создания материально-технического потенциала службы.
Мероприятия Программы будут носить медико-социальный и экономический характер.
Медико-социальные показатели будут определяться характером санитарно-эпидемиологической обстановки, качеством медицинской помощи и лечения на всех этапах ее оказания, что позволит предотвратить возможные заболевания, снизить инвалидность и смертность населения, а также значительно повысить эффективность и качество экстренной и плановой консультативной медицинской помощи в повседневной деятельности.
Реализация Программы к 2001 году создаст необходимые условия для устойчивого функционирования территориальной службы медицины катастроф Калининградской области в системе Всероссийской службы медицины катастроф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.