Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
областной Думы
от 10 апреля 1998 г. N 26
Комплексная программа
развития Куршской косы на период 1998-2000 гг.
I. Особенности территории, состояние Куршской косы
Куршская коса - уникальное не только для России, но и для Европы природное образование. В ноябре 1987 г. с целью сохранения природных комплексов территорий, имеющих особую экологическую, эстетическую и историческую ценность, постановлением Совета Министров РСФСР в южной части косы, принадлежащей России, был создан Государственный природный национальный парк.
Площадь парка - 6621 гектар, в том числе предоставленные в пользование НП 6270 гектаров лесного фонда и 351 гектар включенных в состав парка земель колхоза "Труженик моря", переданных в 1992 году решениями Рыбачьего поселкового Совета и администрации Зеленоградского района в ведение администрации поселка Рыбачий.
Наиболее характерная особенность Куршской косы - сочетание чрезвычайно уязвимых природных комплексов и прилегающих к ним достаточно интенсивно освоенных территорий. В таких условиях осуществление программы рационального природопользования, сохранение экологического баланса между задачами природоохраны и природопользования становится главной задачей национального парка и местной администрации.
Еще в процессе подготовки материалов, обосновывающих создание национального парка "Куршская коса", были сформулированы основные принципы использования территории:
- природоохранный приоритет всех принимаемых решений;
- соблюдение принципа профилактичности. Предупреждение воздействий, способных вызвать негативные последствия;
- умеренное развитие рекреации, ориентация на спокойные виды отдыха, развитие организованного, экскурсионного, экологического туризма;
- стремление к максимальной естественности в благоустройстве территории.
Следованию этим принципам способствует функциональное зонирование территории - разделение территории на зоны с различным режимом использования и охраны.
На территории национального парка выделены четыре основные функциональные зоны:
I. Зона строгой охраны с подзонами заповедного и заказного режима
- подзона заповедного режима - (2996 гектаров, 45% площади НП). Основная функция - сохранение эталонных участков всех природо-территориальных комплексов косы. Здесь исключаются все виды хозяйственной деятельности.
- подзона заказного режима - (2123 га, 32% площади НП). Выполняет роль буферной зоны заповедных участков. Разрешается экскурсионное посещение по экологическим тропам, строительство автостоянок для экскурсионных автобусов.
II. Зона регулируемого рекреационного использования (961 га, 15% площади НП)
Непосредственно примыкает к поселкам. В этой зоне основное внимание должно уделяться благоустройству территории: строительству и обустройству тропиночной сети, устройству площадок и мест отдыха, автостоянок, обустройству пляжей, санитарному состоянию и т.д.
III. Зона хозяйственного использования (339 га, 5% площади НП).
Это населенные пункты (поселки Рыбачий, Лесное, Морское) и примыкающие к пос. Рыбачий сельскохозяйственные земли. Здесь может осуществляться хозяйственная деятельность, не противоречащая интересам национального парка.
IV. Охранная зона национального парка
Включает акваторию Балтийского моря и Куршского залива шириной 1 километр вдоль Куршской косы. Режим охраны преследует цель сохранения нерестилищ и прибрежной водной растительности, ограничивает хозяйственную и рекреационную деятельность, а также виды и типы водных транспортных и других плавающих средств.
Основным принципам использования территории безусловно должны соответствовать и требования к развитию населенных пунктов и рекреационных объектов Куршской косы.
Планировочная структура и застройка поселков Лесное, Рыбачий, Морское отличается своеобразием, гармоничным соответствием природному окружению. Историческая застройка имеет черты, общие для традиционной прибалтийской архитектуры. Поселки представляют несомненный интерес в качестве потенциальных объектов туризма, на требуют больших работ по благоустройству, инженерному оборудованию, реставрации исторических построек, улучшению архитектурно-строительного качества новой застройки, созданию системы обслуживания отдыхающих. В этом отношении определены следующие позиции:
- специализация населенных пунктов в системе рекреационной и хозяйственной деятельности на территории НП;
- размещение новых рекреационных объектов и жилой застройки в пределах территориальных резервов населенных пунктов с целью ограничения площадей, подверженных антропогенному преобразованию;
- сохранение индивидуального архитектурного образа населенных пунктов, регенерация исторической среды, осуществление нового строительства с учетом характера природного ландшафта, сложившегося планировочного масштаба, региональных стилевых особенностей;
- реконструкция и благоустройство существующих учреждений отдыха, строительство новых, небольших комфортабельных рекреационных учреждений.
Перечисленные позиции обязательно должны учитываться при разработке генеральных планов и проектов детальной планировки поселков Лесное, Рыбачий, Морское.
За последнее десятилетие, и особенно за период 1991-1996 годов, заметно изменилось социально-экономическое положение территории. Основное на косе градообразующее предприятие - колхоз "Труженик моря", более чем вдвое сократил объемы рыбодобычи и рыбообработки, в результате потребность и фактическая численность рабочей силы уменьшилась здесь с 750 в 1990 до 210 в 1997 году, закрылся филиал Зеленоградской швейной фабрики, в летний период резко снизилась наполняемость таких сравнительно крупных рекреационных учреждений, как дом отдыха "Лесное", турбаза "Дюны", перестал работать пионерлагерь "Алые паруса", что уменьшило сезонную потребность в обслуживающем персонале. В то же время, вновь созданные и зарегистрированные на территории косы мелкие частные предприятия (их насчитывается более десятка) не смогли заполнить образовавшейся бреши. Для многих жителей косы основным источником существования стало рыболовство и подсобное хозяйство.
Меняется на косе и демографическая ситуация, что убедительно подтверждается данными о численности и составе постоянного населения Куршской косы.
-------------------------------------------------------------------------
Численность | в том числе
населения в |-----------------------------------------------
1997 г. |трудосп. | % |до 16 лет |% | пенсионеры | %
-------------------------+---------+----+-----------+--+------------+----
пос. Рыбачий| 850 | 422 |49 | 223 |26| 205 | 24
| | | | | | |
пос. Лесное | 470 | 240 |51 | 80 |17| 150 | 32
| | | | | | |
пос. Морское| 150 | 33 |22 | 23 |15| 94 | 56
------------+------------+---------+----+-----------+--+------------+----
Всего | 1470 | 695 |47 | 326 |21| 449 | 30
------------+------------+---------+----+-----------+--+------------+----
Было в 1987г| 1485 | 905 |61 | 400 |27| 178 | 12
-------------------------------------------------------------------------
При небольшом снижении общей численности населения резко сократилось число трудоспособных и более чем вдвое выросло количество пенсионеров. Примерно половина молодых жителей косы, приобретая профессию или специальность и не имея возможности трудоустроиться по месту жительства, покидает косу, стремясь найти работу за ее пределами.
Исправить такое положение могут решительные меры со стороны местной администрации, направленные на создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости населения:
- увеличение объемов рыбодобычи и производства рыбной продукции в колхозе "Труженик моря";
- создание небольших муниципальных, частных и совместных предприятий местного промысла, других экологически чистых производств;
- расширение сети услуг в сфере обслуживания населения, отдыхающих и туристов;
- организация подготовки кадров для работы на производстве и в сфере обслуживания;
- более широкое вовлечение населения в такой вид семейного бизнеса, как сдача в наем помещений для отдыха в летний сезон. Оказание помощи жителям косы в создании условий для развития этого вида бизнеса.
Развитие индустрии отдыха и туризма на Куршской косе - необходимое условие укрепления экономики территории.
Однако уязвимость косы требует четко определять возможности и максимальные пределы рекреации.
На территории НП "Куршская коса" предусмотрены следующие принципы организации рекреационной деятельности:
- в пределах парка полностью исключаются неорганизованные формы туризма, кратковременное посещение парка разрешается только организованным группам экскурсантов по заранее разработанным маршрутам. Недопустимы все шумные виды отдыха, создающие фактор беспокойства для зверей и птиц;
- на территории НП полностью исключается любительский автотуризм, так как это приводит к резкому увеличению радиуса доступности территории для отдыхающих;
- основным видом стационарных учреждений принимается учреждение пансионатного типа или база отдыха высокой комфортности;
- строительство новых рекреационных учреждений необходимо сосредоточить в пределах существующих населенных пунктов, интенсифицировать использование уже освоенных территорий;
- состояние существующих учреждений отдыха должно соответствовать статусу национального парка. Благоустройство прилегающих к поселкам рекреационных зон в целях повышения их устойчивости к нагрузкам рассматривается как обязательное первоочередное природоохранное мероприятие.
В настоящее время на территории косы расположены около трех десятков различных учреждений отдыха. Их общая вместимость до 2000 человек. Наиболее крупные из них: турбаза "Дюны" - 600 мест, дом отдыха "Лесное" - 300 мест, пансионат "Балтийские пески" - 100 мест. Остальные базы отдыха, принадлежащие Калининградским предприятиям и организациям различных форм собственности, имеют вместимость от 10 до 50 человек. Проектными институтами определены на основе анализа природных условий и территориальных резервов рекреационная емкость каждого из поселков Куршской косы.
Пос. Рыбачий.
В силу сложившегося административно-хозяйственного профиля для поселка в настоящее время не свойственна рекреационная функция. Существующая в Рыбачьем база отдыха бывшего ЗРП рассчитана на 60 мест. Учитывая наличие территориальных резервов, суммарная рекреационная емкость поселка может быть увеличена до 360-400 мест.
Пос. Лесное.
Рекреационная емкость поселка, расположенного в самом узком месте косы, фактически исчерпана. Сейчас она составляет примерно 1200-1300 мест. Здесь необходимо придерживаться политики ограничения развития учреждений отдыха.
Пос. Морское.
В связи с ценностью и привлекательностью природного ландшафта, отсутствием прочих хозяйственных функций, наличием территориальных резервов поселку Морское придана функция наибольшего комфортабельного рекреационного поселка и центра обслуживания экскурсантов. Вместимость существующих там сегодня баз отдыха - 100-130 мест. Суммарная перспективная емкость - 350-400 мест.
На территории косы в целом, с учетом туристической базы "Дюны", максимальная емкость рекреационных объектов, после реконструкции существующих и строительства новых, может возрасти ориентировочно до 2500-2700 мест. Эти данные подлежат уточнению после корректировки проектов детальной планировки поселков.
Одновременно с развитием и реконструкцией учреждений отдыха уже сейчас целесообразно приступить к созданию возможностей для увеличения численности отдыхающих в частном секторе. Количество таких отдыхающих на литовской половине Куршской косы, на польской половине Висленской косы достигает 100% и более от числа постоянных жителей, что является заметным источником дохода как для местной власти, так и, в первую очередь, для местных жителей.
Необходимое условие для увеличения количества отдыхающих в частном секторе - повышение уровня комфортности жилья, что по мере благоустройства и инженерного обеспечения поселков будет технически возможно, но должно быть подкреплено организационными усилиями местной администрации.
Куршская коса представляет исключительные возможности для развития организованного экологического туризма. Предпосылкой для этого служит значительная ценность действующих и потенциальных объектов туризма. К ним относятся дюнные ландшафты, дендрологические, ботанические, зоологические, исторические объекты экскурсионного осмотра, видовые площадки в различных ландшафтах косы, музей национального парка.
В настоящее время эти возможности используются крайне недостаточно. В последнее время в национальном парке фактически определился явный перекос в сторону неорганизованного, "дикого" туризма, в то время как число организованных туристов, ежедневно посещающих косу в летний сезон сокращается. Практически сведен на нет внутренний туризм, а во въездном (иностранном) преобладает, идущий постепенно на спад, т.н. "ностальгический туризм".
Общая максимальная численность экскурсантов на косе, определенная исходя из возможной концентрации их в выделенных экспозиционных зонах, при условии оборудования и обустройства всех предусмотренных генеральным планом НП экологических маршрутов, может быть доведена со 150 в текущем году до 350 человек в летний день в 2000 году.
Созданным в соответствии с решением главы администрации (губернатора) области координационным советом подготовлена комплексная программа функционирования и развития Куршской косы, рассчитанная на три года (1998, 1999, 2000 г.г.).
Программа представляет собой конкретный план мероприятий, реализация которых, обеспечивая сохранность природно-территориальных комплексов косы, нацелена на создание необходимых условий для социально-экономического развития территории и повышения уровня жизни местного населения.
II. Природоохранные мероприятия
Согласно положению о национальном парке "Куршская коса", километровая полоса морских и лагунных вод вдоль косы имеет статус буферной зоны с дифференцированным режимом использования.
Практически режим на буферных акваториях не определен в натуре и не контролируется, а ширина ее в 1 километр не обоснована.
В мировой практике национальные парки, расположенные на морских берегах, как правило, включают морские акватории. Это является необходимым условием для получения международного статуса.
Национальный парк "Куршю нерия" Литовской республики включает морские прибрежные воды до 20-метровой изобаты и литовскую часть Куршской лагуны. Учитывая, что Куршская коса является единым природным объектом, принцип организации и режим национальных парков двух государств - России и Литвы следует максимально согласовывать.
В интересах обеспечения комплексной охраны природы уникального прибрежного природного комплекса целесообразно расширить границы национального парка "Куршская коса" на прилегающие акватории Балтийского моря - до 20-метровой изобаты, Куршского залива на трехкилометровую полосу вдоль берега Куршской косы. Подготовка обосновывающих материалов по этому вопросу может быть возложена на институт АтлантНИРО и Калининградский университет.
За последнее десятилетие значительно увеличилась интенсивность разрушения берегов косы. Отмечен размыв морского берега на прикорневом участке и локальные размывы на протяжении 20 км, берег залива отступает со скоростью 0,5-1,0 м/год. В апреле 1997 года произошел новый полный размыв береговой дюны у поселка Лесное. Особенно сильные размывы берегов наблюдались у пос. Морское - до 5-6 м/год.
Работы по прекращению и предотвращению разрушения берегов Куршской косы ведутся бессистемно, объем их недостаточен. Строительство волногасящих конструкций чаще всего проводится с использованием отработанных автопокрышек - методом экономически выгодным, но не отвечающим эстетическим требованиям. Данные меры не решают проблемы стабилизации всего побережья косы.
Для прекращения процессов интенсивного разрушения берегов Куршской косы комплексной программой предусмотрено:
В 1998 году:
- завершить работы по намыву защитной береговой полосы в пос. Морское, что позволит включить в сферу рекреационного использования дополнительно около 20 га территории. Стоимость работ - 2,1 млн.руб.;
- восстановить авандюну на прикорневом участке косы у пос. Лесное на площади 78 тыс. кв.м (0,65 млн.руб.).
В 1999 году:
- разработать проект причальных и других гидротехнических сооружений со стороны залива в соответствии с ген. планом пос. Лесное (0,5 млн. рублей).
В течение 1998-2000 г.г.:
- с целью предотвращения размыва произвести и закончить работы по ботанической защите намытой береговой полосы в п. Морское (1,4 млн.руб);
- произвести наращивание берегового защитного вала (авандюны) на экстремальных участках морского побережья в прикорневой части косы (на первом-втором километрах) и над волногасящими конструкциями в п. Лесное (2,1 млн.рублей);
- произвести необходимые изыскания и разработать проект искусственной подпитки береговой зоны на прикорневом участке косы песком и намыва волногасящих пляжей (0,12 млн.руб.) и приступить к выполнению этих работ (6,73 млн.рублей);
- в связи с необходимостью организации систематических, комплексных научных наблюдений и исследования береговой зоны моря и залива разработать проект и построить береговую станцию СНПО "Балтберегозащита" в п. Морское (1,4 млн.рублей);
- аварийно-восстановительные работы на 4,5,7 километрах косы (500 п.м. 3 млн.руб.).
Всего на берегозащитные работы на период 1998-2000 годы потребуется 18 млн. рублей.
Крупные объемы природоохранных работ предстоит выполнить производственным бригадам национального парка.
Все лесонасаждения косы (70% общей площади НП) относятся к особой категории защитности, поэтому лесохозяйственные и лесозащитные работы, являясь одним из основных видов производственной деятельности национального парка, носят природоохранный характер.
Ежегодно, в течение 1998-2000 г.г. выборочные санитарные рубки будут производиться на площади 280 га, рубки ухода за лесом - на 20 га, на значительной площади, около 1000 га ежегодно, лес будет очищаться от захламленности.
С целью предотвращения распространения на косе вредителей леса службами национального парка проводятся наземные истребительные меры борьбы биологическими методами. Ежегодно эти мероприятия планируется выполнять на площади около 500 гектаров.
Вследствие разрушений, вызванных осенне-зимними штормами, национальный парк ежегодно на площади до 70 гектаров (примерно 2,5-3 км протяженности косы) будет производить работы по укреплению отдельных участков защитного берегового вала (авандюны). Регулярно на 600 гектарах площади НП предстоит выполнить работы по ремонту и уходу за мелиоративной сетью. Все вышеперечисленные работы финансируются федеральной службой управления лесами.
III. Инженерное обеспечение территории
Национальный парк "Куршская коса" имеет генеральный план развития (проект), разработанный институтом "Союзгипролесхоз" в 1989 г. Социально-экономические и геополитические изменения, происшедшие за это время, сделали отдельные его положения неприемлемыми. Генплан требует корректировки. Необходима также и корректировка или разработка проектов детальной планировки поселков косы, подготовки проектов поселковой черты. Эта работа может быть выполнена в 1998-1999 гг., для чего потребуется 330-350 тыс. рублей соответственно.
Острой проблемой территории косы является низкий уровень инженерной инфраструктуры в поселках. До настоящего времени на территории национального парка не решены вопросы энергоснабжения, водоснабжения и очистки береговых стоков.
В целях создания современного инженерного обеспечения поселков косы предполагается:
- в 1998 году подготовить необходимую проектно-сметную документацию на строительство объектов водоснабжения и канализации в поселках Лесное, Рыбачий и Морское;
- в 1999-2000 годах осуществить строительство очистных сооружений и объектов водоснабжения в поселках Лесное, Рыбачий и Морское.
Для этого потребуется 9,45 млн.руб., в т.ч. в 1998 г. - 0,65 млн.руб., в 1999 г. - 3,55 млн.руб. и в 2000 г. - 5,25 млн.руб.
Для обеспечения устойчивого энергоснабжения поселков и учреждений отдыха Куршской косы намечается осуществить в 1998 году строительство ВКЛ-35 кв Зеленоградск-Лесное, в 1999 году разработать проектную документацию на строительство линии электропередач Лесное-Рыбачий и в 1999-2000 годах произвести реконструкцию ВЛ-10 кв Нида-Рыбачий. На эти цели необходимо направить 6,0 млн.рублей, в том числе в 1998 г. - 3,0 млн.руб., в 1999 г. - 1,5 млн. руб. и в 2000 г.- 1,5 млн. рублей.
В предстоящие годы будет продолжена работа по ремонту и обустройству дороги на Куршской косе, строительству автобусных остановок и автостоянок. Планируется завершить ремонт и обустройство дороги на участке 14-й километр - граница, построить автобусные остановки "пос. Лесное", "Музей НП", "Орнитологическая станция", "пос. Рыбачий", "пос. Морское", а также четыре автостоянки у экологических маршрутов.
Для реализации намеченных мероприятий управлению транспортного комплекса потребуется в 1998-2000 г.г. 9,4 млн.рублей, в том числе в 1998 году - 3,4 млн.руб., в 1999 г. - 3,0 млн.руб., в 2000 г. - 3,0 млн. рублей.
IV. Организация рекреационного использования территории
Раздел включает меры, направленные на развитие устойчивого экотуризма в национальном парке и создание оптимальных условий для организации санаторного отдыха на рекреационных объектах, расположенных на территории косы.
Следует отметить, что туризм и стационарный отдых на косе являются одним из основных источников поступления средств в национальный парк и доходов в местный бюджет, поэтому от реализации намеченных в этом разделе мер зависит и выполнение целого ряда пунктов других разделов программы.
Развитию экотуризма на косе будет способствовать внедрение разрабатываемой международным экологическим центром ЕКАТ-Калининград совместно с комитетом по туризму и санаторно-курортному комплексу и управлением лесами концепции экотуризма и охраны природы на Куршской косе, готовность которой ожидается к февралю 1998 года, реализация проектов ЕКАТ-Калининград по менеджменту и экономике туризма.
В 1998-99 годах национальный парк осуществит ряд организационно-технических мер по развитию инфраструктуры туризма. Будет оборудовано четыре новых экологических маршрута для пешеходных видов туризма, открыт впервые водный экскурсионный маршрут, построено две видовых площадки, обустроено 4-6 км тропиночной сети, оборудовано 20 мест отдыха. Намечается использование зарубежного опыта в создании новых, популярных туристических услуг.
Выполнение этих мер осуществляется за счет средств национального парка.
При условии выполнения намеченных мер у национального парка появится возможность значительно повысить интенсивность экотуризма, поднять посещаемость НП организованными туристами со 150 человек в текущем до 350 человек в летний день в 2000 году.
С целью улучшения рекреационной обстановки на косе управлением лесами уже в текущем году будет создан в национальном парке отдел организации рекреационного использования территории.
Функциями этого отдела будут:
- развитие устойчивого экотуризма на территории НП;
- планирование рекреационного использования территории;
- разработка и организация экологических экскурсионных программ;
- внедрение в практику новых туристических услуг;
- расширение и осуществление связей с туристическими организациями в области и за ее пределами;
- подготовка и организация издания рекламной и другой печатной продукции. Распространение и реализация этой продукции;
- подбор и подготовка кадров для обслуживания туристов;
- работа с учреждениями отдыха, осуществление систематического контроля за выполнением ими природоохранных требований режима национального парка, а также мер по благоустройству территорий.
Программой предусмотрена разработка и реализация мер по реконструкции учреждений и баз отдыха с целью приведения их в соответствие статусу территории. После разработки этих мер они будут рассмотрены в областной администрации, а их выполнение взято под строгий контроль.
V. Благоустройство поселков
В 1998 году администрациями Зеленоградского района и поселков Лесное, Рыбачий и Морское намечается:
- провести паспортизацию состояния территорий поселков Лесное, Рыбачий, Морское;
- разработать генеральные планы поселков Рыбачий и Морское;
- подготовить программы модернизации и реконструкции жилой застройки 50-х, 70-х и жилых домов довоенной постройки;
- подготовить проекты благоустройства территорий поселков;
- подготовить техническую документацию по элементам благоустройства и малым архитектурным формам.
В течение 1998-2000 г.г. намечается выполнить работы по благоустройству поселков.
В 1998 г. - приступить к работам по ремонту внутрипоселковых дорог и тротуаров, строительству и ремонту ограждений на центральных улицах поселков, покраске фасадов. Закончить эти работы в 1999 году.
В 1999 г. - начать реконструкцию и капитальный ремонт жилого фонда и общественных зданий и сооружений, произвести реконструкцию уличного освещения в поселках Лесное, Морское, Рыбачий.
В 2000 г. - продолжить работы по реконструкции и капитальному ремонту жилого фонда, общественных зданий и сооружений, закончить строительство внутрипоселковых дорог и тротуаров в поселках.
Общая потребность в средствах на период 1998-2000 годы - 4,3 млн.руб., в т.ч. в 1998 г.- 1,65 млн.руб., в 1999 г. - 1,45 млн.руб., в 2000 г. - 1,2 млн.руб.
VI. Укрепление социально-производственной базы НП
Комплексной программой предусматриваются меры по укреплению производственно-социальной базы НП. В 1998 г. намечено произвести реконструкцию здания мастерской и гаража, оснастить их современным оборудованием, отремонтировать здание музея. В течение 1998-1999 г.г. предполагается построить лесной кордон в п. Морское и приобрести для вновь принятых в НП работников три квартиры в поселках косы.
В 1998 году намечено завершить полную радиофикацию службы охраны леса. Это даст возможность обеспечить быструю, оперативную связь между работниками лесной охраны и административными объектами парка и будет способствовать принятию экстренных мер по ликвидации возможных пожаров и нарушений режима национального парка.
Средства на эти цели выделяет национальный парк.
VII. Экологическая пропаганда и воспитание
Организация экологической пропаганды и воспитания населения в духе бережного отношения к природе, наряду с природоохранной работой, является необходимым и важным направлением в деятельности национального парка.
Один из видов пропаганды - подготовка, чтение и организация лекций на экологические темы для местного населения, туристов и отдыхающих с привлечением ведущих ученых и специалистов области и сопредельных стран (Литвы, Польши, Германии, Швеции). Подготовка статей и выступлений в средствах массовой информации. Предполагается, начиная с 1998 года, создать специальный цикл передач по ГТРК "Янтарь", посвященный наиболее актуальным проблемам территории.
В 1998 году национальным парком будет начата подготовка и издание на коммерческой основе различной печатной продукции, содержащей познавательную информацию о природных комплексах, ландшафтах, флоре, фауне национального парка.
В течение 1998-1999 г.г. на средства национального парка будет выполнена реконструкция и обновление экспозиции музея национального парка центра экологической пропаганды и воспитания.
Большое воспитательное значение имеет организация работы на Куршской косе двух школьных лесничеств, созданных при национальном парке и содержащихся за его счет, занятия с ними и их работа будут продолжены.
В 1998 году на территории национального парка вторично будет организован Международный экологический летний лагерь для детей из Калининградской области, Германии, Швеции, Дании. Инициатива организации лагеря принадлежит Центру ЕКАТ-Калининград, эта же организация осуществляет его финансирование.
VIII. Научно-исследовательская работа
Основным направлением научно-исследовательской работы на территории национального парка является мониторинг наиболее уязвимых природных комплексов и объектов.
В 1998 году будут начаты работы по мониторингу природной среды, которые будут выполняться специалистами Калининградского университета. СНПО "Балтберегозащита" организует исследование дюн Куршской косы и береговой зоны моря и залива.
Для надлежащего развития мониторинговых исследований планируется создание вблизи пос. Рыбачий метеообсерватории.
Продолжение мониторинговых исследований в 1999 и 2000 годах подготовит научную основу для внедрения прогрессивных методов управления природно-территориальными комплексами косы, в этом же направлении будут использованы материалы, содержащие опыт зарубежных стран, предоставленные Центром ЕКАТ-Калининград.
В 2000 году будут разработаны рекомендации по устойчивому развитию национального парка в условиях сбалансированного антропогенного процесса. Оптимизация рекреационного природопользования в условиях НП - конечная цель планируемых исследований.
IX. Развитие малого предпринимательства в сфере туризма
Наряду с благоустройством поселков и созданием инфраструктуры туризма, для развития экотуризма на территории косы необходимо значительное расширение и повышение качества туристического сервиса. Решение этой проблемы достигается путем более широкого вовлечения предпринимателей и, в первую очередь, из числа местных жителей в активную деятельность в сфере обслуживания туристов, создания благоприятных условий для ее развития. С этой целью комитеты по промышленности и предпринимательской деятельности, по туризму и санаторно-курортному комплексу совместно с администрацией Зеленоградского района:
- готовят предложения по льготному кредитованию (представлению гарантий) инвестиционных проектов малых предприятий в сфере туризма на Куршской косе;
- в соответствии с Законом Российской Федерации "Об особо охраняемых территориях" (п.6 ст.16) разрабатывают нормативные законодательные акты о предоставлении налоговых и других льгот для субъектов малого предпринимательства, действующих в системе сервисных услуг на территории Куршской косы;
- разрабатывают рекомендации о порядке привлечения малых предприятий в сферу туризма;
- организуют проведение конкурсов инвестиционных проектов малых предприятий по развитию рынка туристических услуг на Куршской косе;
- организуют обучение предпринимателей - жителей косы.
Х. Международное сотрудничество
В плане международного сотрудничества в 1998-2000 годы планируется выполнение следующих мероприятий:
С Литовской Республикой
В 1998 году:
- подготовка материалов по предоставлению Куршской косы в перечень объектов Всемирного наследия (ЮНЕСКО);
- разработка системы оповещения о случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций на территории природного комплекса Куршская коса;
- создание международного парка "Куршская коса-Куршю нерия" (ведение научной деятельности по единой методологической основе, развитие международного туризма, экологического просвещения, мер по предотвращению и ликвидации экологических нарушений и т.д.).
В 1998-2000 г.г.:
- обмен информацией по мерам борьбы с вредителями и болезнями леса;
- проведение мониторинга и обмен информацией по системе мониторинга;
- контроль за состоянием морского побережья и берегов залива. Обмен информацией об их состоянии и мероприятиях по берегозащите.
С США и странами Европы
В 1998 году:
- разработка концепции экотуризма и охраны природы на Куршской косе по программе международного экологического центра ЕКАТ-Калининград;
- реализация проектов ЕКАТ-Калининград по международному менеджменту и экономике туризма;
- организация Международного детского экологического лагеря на Куршской косе для развития экологического образования и установления международных контактов;
- разработка совместных мероприятий по сотрудничеству в рамках программы "Парки-побратимы":
- с национальным парком КЭП КОД (США);
- с национальным парком Словинский (Польша);
- с национальным парком КОТО-Доньяна (Испания).
XI. Финансовые затраты, необходимые для реализации комплексной
программы функционирования и развития Куршской косы
(в ценах 1998 года)
-------------------------------------------------------------------------
NN|Наименование мероприятий|Ед. |1998- | в том числе |Источ-|Ответ-
пп| |изм.|-2000 |-------------------|ники |ствен-
| | | г.г. |1998г.|1999г.|2000г|финан-|ные за
| | |всего | | | |сиро- |испол-
| | | | | | |вания |нение
--+------------------------+----+------+------+------+-----+------+------
| Всего |тыс.|54217 |16445 |17742 |20030| |
| |руб.| | | | | |
| | | | | | | |
| |дол.|223500|223500| - | - | |
| |США | | | | | |
| | | | | | | |
|В том числе: | | | | | | |
| | | | | | | |
|Природоохранные | | | | | | |
|мероприятия | | | | | | |
| | | | | | | |
1.|Проектирование и строи- |тыс.|15000 | 4000 | 5000 | 6000|Феде- |Строи-
|тельство объектов бере- |руб.| | | | |раль- |тель-
|гоукрепления. Внедрение | | | | | |ный |ный
|в практику метода био- | | | | | |бюджет|коми-
|логической защиты побе- | | | | | | |тет
|режья. Организация мо- |тыс.| 3000 | 1000 | 1000 | 1000|Обла- |адми-
|ниторинга береговой зо- |руб.| | | | |стной |нист-
|ны Куршской косы | | | | | |бюджет|рации
| | | | | | | |облас-
| | | | | | | |ти
| | | | | | | |
2.|Разработка концепции |дол.| 90000| 90000| - | - |Прог- |Между-
|природоохраны и устой- |США | | | | |рамма |народ-
|чивого экологического | | | | | |"Лайф-|ный
|туризма на территории | | | | | |-96" |эколо-
|Куршской косы | | | | | | |гичес-
| | | | | | | |кий
| | | | | | | |центр
| | | | | | | |ЕКАТ-
| | | | | | | |Кали-
| | | | | | | |нин-
| | | | | | | |град
| | | | | | | |Управ-
| | | | | | | |ление
| | | | | | | |лесами
| | | | | | | |
3.|Лесохозяйственные и ле- |тыс.| 1500 | 500 | 500 | 500|Феде- |Управ-
|созащитные работы. (Руб-|руб.| | | | |раль- |ление
|ки ухода, выборочные са-| | | | | |ный |лесами
|нитарные рубки, лесовос-| | | | | |бюджет|
|становительные работы) | | | | | | |
| | | | | | | |
4.|Противоэрозионные, лесо-|тыс.| 300 | 100 | 100 | 100|Феде- |Управ-
|мелиоративные мероприя- |руб.| | | | |раль- |ление
|тия (Плановое регулярное| | | | | |ный |лесами
|наращивание и укрепление| | | | | |бюджет|
|берегового защитного ва-| | | | | | |
|ла, ремонт и эксплуата- | | | | | | |
|ция лесомелиоративных | | | | | | |
|систем) | | | | | | |
| | | | | | | |
5.|Инвентаризация, содержа-|тыс.| 30 | 10 | 10 | 10 |Спец- |Адми-
|ние, охрана ценных при- |руб.| | | | |счет |нист-
|родных объектов | | | | | |нацио-|рация
| | | | | | |наль- |нацио-
| | | | | | |ного |наль-
| | | | | | |парка |ного
| | | | | | |"Курш-|парка
| | | | | | |ская |"Курш-
| | | | | | |коса" |ская
| | | | | | | |коса"
--+------------------------+----+------+------+------+-----+------+------
|Итого: |тыс.|19830 | 5610 | 6610 | 7610| |
| |руб.| | | | | |
| | | | | | | |
| |дол.| 90000| 90000| - | - | |
| |США | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
|Инженерное обеспечение | | | | | | |
|территории | | | | | | |
| | | | | | | |
1.|Корректировка генераль- |тыс.| 300 | 300 | - | - |Феде- |Управ-
|ного плана национального|руб.| | | | |раль- |ление
|парка "Куршская коса" и | | | | | |ный |лесами
|подготовка предложений о| | | | | |бюджет|Управ-
|расширении его границ | | | | | | |ление
| | | | | | | |архи-
| | | | | | | |текту-
| | | | | | | |ры ад-
| | | | | | | |минис-
| | | | | | | |трации
| | | | | | | |облас-
| | | | | | | |ти
| | | | | | | |
2.|Разработка (корректиров-| | | | | | |Коми-
|ка) проектов детальной | | | | | | |тет по
|планировки и застройки | | | | | | |земе-
|поселков Куршской косы и| | | | | | |льным
|проектов поселковых черт| | | | | | |ресур-
| | | | | | | |сам и
|Вынесение в натуру гра- |тыс.| 350 | 350 | - | - |Обла- |земле-
|ниц национального парка |руб.| | | | |стной |уст-
|и населенных пунктов | | | | | |бюджет|ройст-
| | | | | | | |ву
| | | | | | | |Управ-
| | | | | | | |ление
| | | | | | | |архи-
| | | | | | | |текту-
| | | | | | | |ры ад-
| | | | | | | |минис-
| | | | | | | |трации
| | | | | | | |облас-
| | | | | | | |ти
| | | | | | | |
3.|Строительство и реконст-| | | | | | |
|рукция очистных сооруже-| | | | | | |
|ний в поселках: | | | | | | |
|- Лесное |тыс.| 4200 | 100 | 2100 | 2000|Обла- |Коми-
| |руб.| | | | |стной |тет по
|- Рыбачий |- "-| 3150 | 150 | 1000 | 2000|бюджет|строи-
| | | | | | | |тельс-
|- Морское | -"-| 1200 | 100 | 100 | 1000|- " - |тву,
| | | | | | | |ЖКХ и
| | | | | | | |ТЭК
| | | | | | | |
4.|Строительство и реконст-| | | | | | |
|рукция объектов водосна-| | | | | | |
|бжения в поселках: | | | | | | |
|- Лесное | -"-| 350 | 100 | 150 | 100|Обла- |Коми-
| | | | | | |стной |тет по
|- Рыбачий | -"-| 300 | 100 | 100 | 100|бюджет|строи-
| | | | | | | |тельс-
|- Морское | -"-| 250 | 100 | 100 | 50|- " - |тву,
| | | | | | | |ЖКХ и
| | | | | | | |ТЭК
| | | | | | | |
5.|Строительство линии | | | | | |Сред- |АО"Ян-
|электропередачи от Зеле-| | | | | |ства |тарь-
|ноградска до: | | | | | |Цент- |энер-
| | | | | | |раль- |го"
|- пос.Лесное | -"-| 3000 | 3000 | - | - |ного |
| | | | | | |банка |
|- пос.Рыбачий | -"-| 2000 | - | 1000 | 1000|России|
| | | | | | |АО"Ян-|
| | | | | | |тарь- |
| | | | | | |энер- |
| | | | | | |го" |
| | | | | | | |
6.|Реконструкция линии | -"-| 1000 | - | 500 | 500| -"- | -"-
|электропередачи от гра- | | | | | | |
|ницы с Литвой до пос. | | | | | | |
|Рыбачий | | | | | | |
| | | | | | | |
7.|Завершение ремонта и | -"-| 6880 | 2280 | 2300 | 2300|Сред- |Управ-
|обустройство дороги | | | | | |ства |ление
|Зеленоградск - до грани-| | | | | |управ-|транс-
|цы с Литвой | | | | | |ления |порт-
| | | | | | |транс-|ным
| | | | | | |порт- |комп-
| | | | | | |ным |лексом
| | | | | | |комп- |
| | | | | | |лексом|
| | | | | | | |
8.|Строительство автобусных| -"-| 2560 | 1000 | 780 | 780| -"- | -"-
|остановок и автостоянок | | | | | | |
--+------------------------+----+------+------+------+-----+------+------
|Итого: | -"-|25540 | 7580 | 8130 | 9830| |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
|Организация | | | | | | |
|рекреационного | | | | | | |
|использования территории| | | | | | |
| | | | | | | |
1.|Разработка и реализация |дол.| 86000| 86000| - | - |Прог- |Коми-
|проектов по менеджменту |США | | | | |рамма |тет по
|и экономике туризма (Об-| | | | | |"Лайф-|туриз-
|разование турбюро нацио-| | | | | |-96" |му ад-
|нального парка "Куршская| | | | | | |минис-
|коса", разработка финан-| | | | | | |трации
|сового механизма исполь-| | | | | | |облас-
|зования ресурсов, разра-| | | | | | |ти
|ботка рекламной и марке-| | | | | | |ЕКАТ-
|тинговой концепции и | | | | | | |Кали-
|т.д.) | | | | | | |нин-
| | | | | | | |град
| | | | | | | |
2.|Обустройство экологичес-|тыс.| 330 | 150 | 100 | 80|Спец- |Управ-
|ких маршрутов, строи- |руб.| | | | |счет |ление
|тельство видовых площа- | | | | | |нацио-|лесами
|док, создание тропиноч- | | | | | |наль- |Адми-
|ной сети в зонах актив- | | | | | |ного |нист-
|ной рекреации и регули- | | | | | |парка |рация
|руемой охраны. Разработ-| | | | | |"Курш-|нацио-
|ка и организация водного| | | | | |ская |наль-
|туристического маршрута.| | | | | |коса" |ного
|Создание сети популярных| | | | | | |парка
|туристических услуг. | | | | | | |"Курш-
| | | | | | | |ская
| | | | | | | |коса"
| | | | | | | |
3.|Оборудование 20 мест |тыс.| 90 | 30 | 30 | 30| -"- | -"-
|отдыха |руб.| | | | | |
| | | | | | | |
4.|Разработка мер по рекон-| | | | | |Владельцы баз
|струкции учреждений, баз| | | | | |отдыха и уч-
|отдыха и других рекреа- | | | | | |реждений.
|ционных объектов с целью| | | | | |Комитет по
|приведения их в соответ-| | | | | |строительству
|ствие природоохранному | | | | | |ЖКХ и ТЭК и
|статусу территории, обу-| | | | | |управление
|стройство береговой по- | | | | | |архитектуры
|лосы (1997-1999 г.г.) | | | | | |администрации
| | | | | | |области, СНПО
| | | | | | |"Балтберего-
| | | | | | | защита"
| | | | | | | |
5.|Капитальный ремонт и ре-| | | | | | -"- | -"-
|конструкция существующих| | | | | | |
|на территории косы учре-| | | | | | |
|ждений и баз отдыха | | | | | | |
|(1998-2000) | | | | | | |
--+------------------------+----+------+------+------+-----+------+------
|Итого: |тыс.| 420 | 180 | 130 | 110| |
| |руб.| | | | | |
| | | | | | | |
| |дол.| 86000| 86000| - | - | |
| |США | | | | | |
| | | | | | | |
|Благоустройство поселков| | | | | | |
| | | | | | | |
1.|Ремонт внутрипоселковых |тыс.| 1500 | 500 | 500 | 500|Бюджет|Адми-
|дорог и тротуаров |руб.| | | | |Зеле- |нист-
| | | | | | |ногра-|рация
2.|Ремонт и покраска фаса- |тыс.| 1300 | 500 | 500 | 300|дского|Зеле-
|дов зданий |руб.| | | | |района|ногра-
| | | | | | | |дского
3.|Строительство и ремонт |тыс.| 630 | 350 | 200 | 80| |района
|ограждений на централь- |руб.| | | | | |Адми-
|ных улицах поселков | | | | | | |нист-
| | | | | | | |рации
4.|Реконструкция уличного |тыс.| 850 | 300 | 250 | 300| |посел-
|освещения в поселках |руб.| | | | | |ков
| | | | | | | |Лесное
| | | | | | | |Рыба-
| | | | | | | |чий,
| | | | | | | |Мор-
| | | | | | | |ское
--+------------------------+----+------+------+------+-----+-------------
|Итого: |тыс.| 4280 | 1650 | 1450 | 1180|1650 тыс.руб.
| |руб.| | | | |бюджет Зеле-
| | | | | | |ноградского
| | | | | | |района
| | | | | | |2630 тыс.руб.
| | | | | | |за счет
| | | | | | |средств, вы-
| | | | | | |деляемых на
| | | | | | |финансирова-
| | | | | | |ние "Прог-
| | | | | | |раммы-1000"
| | | | | | | |
|Укрепление производст- | | | | | | |
|венно-социальной базы | | | | | | |
|национального парка | | | | | | |
| | | | | | | |
1.|Реконструкция админист- |тыс.| 465 | - | 200 | 265|Спец- |Управ-
|ративных и служебных |руб.| | | | |счет |ление
|зданий национального | | | | | |нацио-|лесами
|парка "Куршская коса" | | | | | |наль- |Адми-
| | | | | | |ного |нист-
| | | | | | |парка |рация
| | | | | | |"Курш-|нацио-
| | | | | | |ская |наль-
| | | | | | |коса" |ного
| | | | | | | |парка
| | | | | | | |"Курш-
| | | | | | | |ская
| | | | | | | |коса"
| | | | | | | |
2.|Строительство лесного |тыс.| 750 | 700 | 50 | - | -"- | -"-
|кордона в пос.Морское |руб.| | | | | |
|и приобретение квартир | | | | | | |
|для работников национа- | | | | | | |
|льного парка "Куршская | | | | | | |
|коса" | | | | | | |
| | | | | | | |
3.|Ремонт музея националь- |тыс.| 100 | 100 | - | - |-"- | -"-
|ного парка "Куршская |руб.| | | | | |
|коса" | | | | | | |
| | | | | | | |
4.|Оснащение радиостанциями|тыс.| 300 | 50 | 150 | 100| -"- | -"-
|службы охраны леса |руб.| | | | | |
--+------------------------+----+------+------+------+-----+------+------
|Итого: |тыс.| 1615 | 850 | 400 | 365| |
| |руб.| | | | | |
| | | | | | | |
|Экологическая пропаганда| | | | | | |
|и воспитание | | | | | | |
| | | | | | | |
1.|Реконструкция (обновле- |тыс.| 815 | 200 | 350 | 265| -"- | -"-
|ние) экспозиции, содер- |руб.| | | | | |
|жание и оснащение музея | | | | | | |
|национального парка | | | | | | |
|"Куршская коса" | | | | | | |
| | | | | | | |
2.|Организация экологичес- |тыс.| 30 | 10 | 10 | 10| -"- | -"-
|кой пропаганды (подго- |руб.| | | | | |
|товка и чтение лекций, | | | | | | |
|подготовка статей и вы- | | | | | | |
|ступления в средствах | | | | | | |
|массовой информации) | | | | | | |
| | | | | | | |
3.|Подготовка и издание |тыс.| 210 | 70 | 70 | 70| -"- | -"-
|печатной продукции |руб.| | | | | |
| | | | | | | |
4.|Организация работы и |тыс.| 120 | 40 | 40 | 40| -"- | -"-
|содержание двух школьных|руб.| | | | | |
|лесничеств | | | | | | |
| | | | | | | |
5.|Организация Международ- |дол.| 21500| 21500| - | - |Прог- |Адми-
|ного детского экологи- |США | | | | |рамма |нист-
|ческого лагеря на Курш- | | | | | |"Лайф-|рация
|ской косе для развития | | | | | |-96" |нацио-
|экологического образова-| | | | | | |наль-
|ния и установления меж- | | | | | | |ного
|дународных контактов | | | | | | |парка
| | | | | | | |"Курш-
6.|Обучение персонала наци-|дол.| 26000| 26000| - | - | |ская
|онального парка "Куршс- |США | | | | | |коса"
|кая коса" | | | | | | |Между-
| | | | | | | |народ-
| | | | | | | |ный
| | | | | | | |эколо-
| | | | | | | |гичес-
| | | | | | | |кий
| | | | | | | |центр
| | | | | | | |ЕКАТ-
| | | | | | | |Кали-
| | | | | | | |нин-
| | | | | | | |град
--+------------------------+----+------+------+------+-----+------+------
| |тыс.| 1175 | 320 | 470 | 385| |
|Итого: |руб.| | | | | |
| |дол.| 47500| 47500| - | - | |
| |США | | | | | |
|Научно-исследовательская| | | | | | |
|работа | | | | | | |
| | | | | | | |
1.|Организация научных ис- |тыс.| 150 | 50 | 50 | 50|Спец- | КГУ
|следований и мониторинга|руб.| | | | |счет |Адми-
|природной среды. | | | | | |нацио-|нист-
|Создание стационарных | | | | | |наль- |рация
|пунктов метеорологичес- | | | | | |ного |нацио-
|кого наблюдения. | | | | | |парка |наль-
|Приобретение приборов, | | | | | |"Курш-|ного
|лабораторного оборудова-| | | | | |ская |парка
|ния. Разработка и внед- | | | | | |коса" |"Курш-
|рение научных методов | | | | | | |ская
|управления природно-тер-| | | | | | |коса"
|риториальными комплекса-| | | | | | |
|ми | | | | | | |
| | | | | | | |
|Развитие предпринима- | | | | | | |
|тельства в сфере турист-| | | | | | |
|ских услуг | | | | | | |
| | | | | | | |
1.|Льготное кредитование |тыс.| 1200 | 200 | 500 | 500|Обла- |Коми-
|(предоставление гаран- |руб.| | | | |стной |тет по
|тий) инвестиционных про-| | | | | |бюджет|строи-
|ектов малых предприятий | | | | | | |тельс-
|по развитию туристских | | | | | | |тву,
|услуг на Куршской косе | | | | | | |ЖКХ и
| | | | | | | |ТЭК
| | | | | | | |Коми-
| | | | | | | |тет по
| | | | | | | |пр-ти
| | | | | | | |и
| | | | | | | |предпр
| | | | | | | |дея-
| | | | | | | |тель-
| | | | | | | |ности,
| | | | | | | |Коми-
| | | | | | | |тет по
| | | | | | | |туриз-
| | | | | | | |му
| | | | | | | |Адми-
| | | | | | | |нист-
| | | | | | | |рация
| | | | | | | |Зеле-
| | | | | | | |ногра-
| | | | | | | |дского
| | | | | | | |района
| | | | | | | |
| | | | | | | |
2.|Обучение предпринимате- |тыс.| 4 | 2 | 2 | - |Обла- |Коми-
|лей, жителей косы для |руб.| | | | |стной |тет по
|работы в сфере услуг | | | | | |бюджет|пр-ти
| | | | | | | |и
| | | | | | | |предпр
| | | | | | | |дея-
| | | | | | | |тель-
| | | | | | | |ности,
| | | | | | | |Адми-
| | | | | | | |нист-
| | | | | | | |рация
| | | | | | | |Зеле-
| | | | | | | |ногра-
| | | | | | | |дского
| | | | | | | |района
| | | | | | | |
3.|Проведение конкурса ин- |тыс.| 3 | 3 | - | - | |Коми-
|вестиционных проектов |руб.| | | | | |тет по
|малых предприятий по | | | | | | |пр-ти
|развитию рынка турист- | | | | | | |и
|ских услуг на Куршской | | | | | | |предпр
|косе | | | | | | |дея-
| | | | | | | |тель-
| | | | | | | |ности,
| | | | | | | |Адми-
| | | | | | | |нист-
| | | | | | | |рация
| | | | | | | |Зеле-
| | | | | | | |ногра-
| | | | | | | |дского
| | | | | | | |района
| | | | | | | |и пос.
| | | | | | | |Рыба-
| | | | | | | |чий
| | | | | | | |
--+------------------------+----+------+------+------+-----+------+------
|Итого: |тыс.| 1207 | 205 | 502 | 500 | |
| |руб.| | | | | |
|Всего (млн.руб.): | | 54,22| 16,45| 17,74|20,03| |
| | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | |
| | | | | | | |
|Федеральный бюджет | | 17,10| 4,90| 5,60| 6,60| |
| | | | | | | |
|Областной бюджет | | 16,64| 3,31| 5,95| 7,38| |
| | | | | | | |
|Местный бюджет | | 1,65| 0,55| 0,55| 0,55| |
| | | | | | | |
|Средства национального | | 3,39| 1,41| 1,06| 0,92| |
|парка | | | | | | |
| | | | | | | |
|Прочие источники | | 15,44| 6,28| 4,58| 4,58| |
-------------------------------------------------------------------------
<< Назад |
||
Содержание Постановление Калининградской областной Думы от 10 апреля 1998 г. N 26 "О Комплексной программе развития Куршской косы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.