О внесении изменений и дополнений в инструкцию N 35
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам внесло Изменения и дополнения N 9 в инструкцию Госналогслужбы России от 29.06.95 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"* (далее - Инструкция), которые утверждены приказом Госналогслужбы России от 4.04.2000 г. N АП-3-08/120 и зарегистрированы Минюстом России 10 мая 2000 г., регистрационный N 2217.
Некоторые положения Инструкции изменены и дополнены либо изложены в новой редакции в связи с внесением изменений и дополнений в указанный законодательный акт Федеральными законами от 31.03.99 г. N 65-ФЗ, от 25.11.99 г. N 207-ФЗ, от 2.01.2000 г. N 19-ФЗ, а также на основании двух определений Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 1.07.99 г. N КАС 99-121 и от 9.11.99 г. N КАС 99-310.
Основные изменения коснулись ставок подоходного налога и порядка предоставления некоторых налоговых льгот.
Перечень доходов, полностью освобождаемых от налогообложения, дополнен новыми видами (п. 8 Инструкции):
суммы материальной помощи независимо от ее размера и источника выплаты, оказываемой физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой в 2000 г. инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, РСФСР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. либо с их последствиями;
суммы, полученные физическими лицами в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в науке и технике, образовании, культуре, литературе и искусстве по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
денежное содержание прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации.
Подпункт "я14" п. 8 Инструкции изложен в новой редакции. Изменения связаны с уточнением порядка предоставления не облагаемой подоходным налогом гуманитарной помощи. Следует иметь в виду, что льгота по подоходному налогу распространяется на ту гуманитарную помощь (содействие), на которую Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4.12.99 г. N 1335, выданы удостоверения, подтверждающие принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (содействию). Удостоверения выдаются органам и организациям, получающим гуманитарную помощь (содействие), по форме согласно приложению к указанному Порядку. Прилагаемые к удостоверению перечни средств, товаров, работ и услуг должны быть заверены штампом с надписью "Гуманитарная помощь (содействие)".
В связи с изменением порядка предоставления налоговых вычетов, таких, как необлагаемый минимум дохода в размере двух- и однократной минимальной месячной оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев, внесены изменения в п. 12 и п.п. "г" п. 14 Инструкции. Так, для физических лиц, не имеющих права на повышенные размеры необлагаемого минимума дохода, а именно ежемесячные вычеты в размере трех, пяти МРОТ, или годового вычета в размере 50 000 руб., а также для лиц, имеющих детей и иждивенцев, полученный совокупный годовой доход с 2000 г. ежемесячно уменьшается:
у физических лиц, совокупный доход которых в течение года не превысил 15 000 руб., - на сумму дохода в двукратном размере установленного законом МРОТ;
у физических лиц, совокупный доход которых в течение года составил от 15 000 руб. 1 коп. до 50 000 руб., - на сумму дохода в двукратном размере установленного законом МРОТ до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 15 000 руб.; на сумму дохода в размере одного установленного законом МРОТ начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 15 000 руб.;
у физических лиц, доход которых в течение года превысил 50 000 руб., - на сумму дохода в двукратном размере установленного законом МРОТ до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 15 000 руб.; на сумму дохода в размере одного установленного законом МРОТ начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 15 000 руб., до месяца, в котором такой доход не превысил 50 000 руб.; начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 50 000 руб., уменьшение не производится.
Одиноким родителям, имеющим детей, вычеты на их содержание предоставляются также в зависимости от размера совокупного дохода, но в большем размере - четырех- и двукратном размере минимальной месячной оплаты труда.
На основании определения Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 1.07.99 г. N КАС 99-121 внесено дополнение в п.п. "г" п. 14 Инструкции, предусматривающее предоставление вычета на содержание детей обоим супругам после их развода. Так, если после развода родителей ребенок будет проживать совместно с матерью, то отцу ребенка вычеты на содержание этого ребенка будут предоставляться в том случае, если он уплачивает алименты.
В связи с изменением порядка предоставления налогового вычета для застройщиков или покупателей таких объектов недвижимого имущества, как жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики, на основании Федерального закона от 25.11.99 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" существенно изменена редакция п.п. "в" п. 14 Инструкции. Кроме того, изменения в редакцию указанного подпункта внесены и после определения Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 9.11.99 г. N КАС 99-310 о приведении в соответствие с законом положений Инструкции в части порядка предоставления льготы для застройщиков и покупателей, осуществляющих помимо расходов по строительству (покупке) одного из указанных объектов целевые расходы по погашению кредитов и процентов по ним. Согласно новой редакции данного подпункта сумма вычета по расходам на строительство или покупку, производимого из налогооблагаемого дохода, не может превышать пятитысячекратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за три года подряд начиная с года строительства или приобретения объекта, а также размера совокупного дохода за указанный период.
Что касается вычета по суммам, направленным на погашение банковских кредитов, полученных на строительство (приобретение) объекта, и процентов по ним, то размер такого вычета не может превышать сумму совокупного дохода физического лица, учитываемого за три года подряд начиная с года совершения покупки либо начала строительства, т.е. размер этого вычета не ограничивается пятитысячекратным размером установленного законом минимального размера оплаты труда.
Так как налоговый вычет предоставляется как по расходам, связанным непосредственно со строительством и приобретением одного из указанных объектов, так и по целевым расходам, связанным с погашением кредитов, полученных на указанные цели, и процентов за пользование таким кредитом, то введено два кода вычетов: код 42 - суммы, направленные на новое строительство или приобретение объекта; код 47 - суммы расходов по погашению кредитов и процентов по ним, которые получены на новое строительство или приобретение объекта. Рассмотрим порядок пользования этой льготой на примере.
Работник организации в мае 1999 г. купил квартиру за 400 тыс. руб. Его совокупный доход за этот год - первый год с момента приобретения квартиры - составил 100 тыс. руб. Заявление о предоставлении льготы по подоходному налогу в 1999 г. не представлялось.
В январе 2000 г. работник подал заявление о предоставлении льготы по налогу в связи с приобретением квартиры по месту основной работы. Льгота предоставляется начиная с доходов, полученных в 2000 г., а ее сумма не должна превышать пятитысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда, учитываемого за три года подряд начиная с 1999 г., а также размера совокупного дохода, полученного работником за указанные три года.
2000 г. - первый год предоставления льготы. Совокупный доход работника за этот год составил 120 тыс. руб.
Пятитысячекратный размер минимальной месячной оплаты труда, учитываемый в течение трех лет начиная с года покупки квартиры, составил в 1999 г. 417 450 руб., в 2000 г. - 500 000 руб. (цифра условная), в среднем за два года - 458 725 руб. {(417,450 + 500) : 2}.
Совокупный доход работника за 1999- 2000 гг. составил 220 тыс. руб. (100 + 120), что не превышает 5000 МРОТ. В таком случае вся сумма совокупного дохода в размере 120 тыс. руб., полученного в 2000 г., освобождается от уплаты налога.
2001 г. - второй год предоставления льготы. Совокупный доход работника за 2001 г. составил 150 тыс. руб.
Пятитысячекратный размер минимальной месячной оплаты труда, учитываемый в течение трех лет начиная с года покупки квартиры, составил в 2001 г. 600 000 руб. (цифра условная), а в среднем за три года - 505 817 руб. {(417,450 + 500 + 600) : 3}.
Совокупный доход работника за 1999-2001 гг. составил 370 тыс. руб. (100 + 120 + 150). Это предельный размер льготы в связи с покупкой квартиры.
В 2001 г. льгота предоставляется на сумму 150 тыс. руб., всего за два года из налогооблагаемого дохода исключено 270 тыс. руб. Налогооблагаемого дохода не образуется.
2002 г. - третий год предоставления льготы. Совокупный доход работника за 2002 г. составил 180 тыс. руб. Общая сумма льготы - 370 тыс. руб. Предоставлена льгота за 2000-2001 гг. 270 тыс. руб. В таком случае предоставляется освобождение от уплаты подоходного налога на сумму 100 тыс. руб. (370 - 270). Налогооблагаемый доход в 2002 г. составляет 80 тыс. руб.
На основании Федерального закона от 25.11.99 г. N 207-ФЗ с 2000 г. отменен действовавший в 1999 г. порядок исчисления подоходного налога по различным ставкам: фиксированной ставке 3% - в федеральный бюджет и прогрессивным ставкам - в бюджеты субъектов Российской Федерации. В связи с этим в новой редакции п. 18 Инструкции представлены следующие налоговые разряды и ставки подоходного налога:
первый налоговый разряд - с суммы облагаемого дохода, не превышающего 50 000 руб., применяется ставка налога в размере 12%;
второй налоговый разряд - с суммы облагаемого дохода от 50 001 руб. до 150 000 руб. применяется ставка налога в размере 20% с суммы, превышающей 50 000 руб.;
третий налоговый разряд - с суммы облагаемого дохода от 150 001 руб. и выше применяется ставка налога в размере 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.
Изменения коснулись пп. 19 и 60 Инструкции, где приведены специальные ставки подоходного налога, применяемые при налогообложении коэффициентов и надбавок, выплачиваемых работникам за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также доходов физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации не от выполнения трудовых обязанностей. С 2000 г. к таким доходам применяются фиксированные ставки налога без разделения по уровням бюджетов: с коэффициентов и надбавок - 12%; с указанных выше доходов нерезидентов - 20%.
В новой редакции изложены приложения к Инструкции N 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 14. Приложение N 4 - декларация о доходах иностранного физического лица - упразднено, поскольку с 2000 г. вводится единая форма для всех плательщиков подоходного налога. Единая форма декларации о доходах приведена в приложении N 6 к Инструкции, приводится и порядок ее заполнения. По этой форме будут заполнять декларацию и российские граждане, и иностранные физические лица, являющиеся плательщиками подоходного налога.
В основном изменения указанных приложений связаны с новым порядком исчисления подоходного налога, введенного с 2000 г. Изменения в наибольшей степени затронули приложения N 3 , 7 , 8 и 14 .
Приложение N 3 "Справка о доходах физического лица" за 2000 г. организации и иные работодатели должны представлять в налоговые органы по новой форме. Более подробно изложен порядок заполнения бланков справок, предназначенных для сканирования. Поскольку в форме Справки о доходах изменены некоторые показатели, в новой редакции изложены "Требования к составу и структуре информации о доходах физических лиц, представляемой организациями (предприятиями, учреждениями) и иными работодателями на магнитных носителях", которые приведены в приложении N 14 к Инструкции.
Изменения внесены в Налоговую карточку по учету доходов и подоходного налога и порядок ее заполнения, которые приведены в приложении N 7 к Инструкции. В порядке заполнения этой формы более подробно изложена методика учета доходов, применения налоговых вычетов и расчета сумм подоходного налога. Следует отметить, что указанная форма не является формой первичного бухгалтерского учета. Однако она заполняется на основании данных о налогоплательщике, имеющихся у источника выплаты доходов (бухгалтерского учета, учета кадров и т.д.). Налоговая карточка должна вестись всеми источниками выплаты доходов, поскольку предназначена для правильного учета доходов, налоговых вычетов и проведения расчетов по подоходному налогу.
Что касается приложения N 8 "Отчет об итоговых суммах начисленных и выплаченных доходов и удержанного подоходного налога с налогоплательщиков-физических лиц", то по новой форме организации будут представлять этот отчет уже за первое полугодие 2000 г.
В целях избежания нарушений налогового законодательства и правильного исчисления подоходного налога целесообразно внимательно ознакомиться с внесенными в Инструкцию изменениями, а также с порядком введения в действие этих изменений. Ряд изменений внесен на основании законодательных актов, поэтому они вступают в силу с момента введения в действие этих законодательных актов. Например, новая редакция п.п. "я 14" Изменений и дополнений N 9 вступает в силу с 3 мая 1999 г. в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 4.05.99 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации". Денежное содержание прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации освобождается от налогообложения с 1 января 2000 г. в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 2.01.2000 г. N 19-ФЗ "О внесении дополнений в статью 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и в статью 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Что касается изменений, внесенных на основании определений Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации, то они вводятся в действие с момента вступления этих определений в законную силу.
В. Акимова,
государственный советник
налоговой службы III ранга
-------------------------------------------------------------------------
* Изменения и дополнения N 9 публикуются в "Финансовой газете" N 22
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71