Постановление Главы администрации (губернатора) Калининградской области
от 18 марта 1999 г. N 126 "О региональной программе развития производства
зерна, животноводства, птицеводства и перерабатывающей промышленности в
Калининградской области"
Указом Губернатора Калининградской области от 22 апреля 2010 г. N 68 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Главы администрации (губернатора) Калининградской области от 5 июня 2002 г. N 106 настоящее постановление снято с контроля
Основой развития агропромышленного производства и сопутствующих отраслей всегда являлось производство зерна.
В 1998 году валовый сбор зерна составил 202 тыс.тонн, что в 1,9 раза меньше среднего уровня 1991-1995 годов. Анализ показывает, что спад в зернопроизводстве явился главной причиной спада в производстве продукции животноводства.
В целях создания высокоэффективного зернового производства, животноводства, птицеводства и перерабатывающей промышленности и для обеспечения планомерного развития сопутствующих отраслей сельскохозяйственного производства
п о с т а н о в л я ю :
1. Утвердить региональную программу развития производства зерна, животноводства, птицеводства и перерабатывающей промышленности в Калининградской области - программу "Зерно" согласно приложению.
2. Комитету по финансам и бюджету администрации области (Голубевой Л.Н.) включить в проект Закона "Об областном бюджете на 1999 год" финансирование целевой программы "Зерно".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Главное контрольное управление администрации области (Белоброва А.В.).
4. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава администрации
(губернатор) области |
Л. Горбенко |
Региональная программа
развития производства зерна, животноводства,
птицеводства и перерабатывающей
промышленности в Калининградской области на
основе инвестиций
(Программа - "Зерно")
Паспорт
региональной программы развития производства зерна,
животноводства, птицеводства и перерабатывающей промышленности
(программа "Зерно")
-------------------------------------------------------------------------
Наименование | Региональная программа развития производства зерна и
программы: | сопутствующих отраслей в Калининградской области
|
Основание для | Программа разработана в рамках Федерального Закона "О
разработки | государственном регулировании агропромышленного
Программы | производства"
|
Заказчик | Администрация Калининградской области
Программы: |
|
Основной | Агропромышленный комитет администрации Калининградской
разработчик | области
программы |
|
Цели и задачи | Цели программы:
Программы: | 1. Формирование и развитие зернового производства
| Калининградской области и сопутствующих отраслей.
|
| 2. Создание предпосылок для развития конкурентно-способ-
| ного сельского хозяйства, восстановление утраченной
| продовольственной безопасности;
| Обеспечение населения области качественным и доступным по
| ценам продовольствием собственного производства;
| Повышение уровня жизни сельского населения.
| Задачи программы:
| 1. Решение организационно-финансовых проблем формирования
| и развития зерновой отрасли.
|
| 2. Создание нормативно-правовой базы и развития зернового
| производства.
|
| 3. Расширение объемов производства зерна и продуктов его
| переработки.
|
| 4. Развитие сопутствующих производств: комбикормовой,
| мукомольной промышленности, птицеводства, свиноводства,
| скотоводства.
|
| 5. Развитие фермерских производственных кооперативов
| (коопхозов), других форм предпринимательских структур в
| сельском хозяйстве, сельскохозяйственной потребительской
| кооперации по переработке, хранению, сбыту продукции,
| кредитных кооперативов, создание совместных предприятий
| по переработке зерна.
|
| 6. Развитие информационно-консультационной службы на
| основе координации материально-технического и
| интеллектуального потенциала служб федерального
| подчинения.
|
| 7. Обеспечение предприятий квалифицированными кадрами
|
| 8. Обеспечение социально-экономического развития
| муниципальных образований Калининградской области на
| территории которых будет развиваться производство зерна.
|
Сроки и этапы | Региональная программа развития зернового производства и
выполнения | сопутствующих отраслей (программа "Зерно") рассчитана на
Программы: | трехлетний срок (1999-2001 годы). Ее реализацию
| предполагается осуществлять в три этапа:
|
| 1. Подготовительный этап.
| Утверждение Программы губернатором области, создание
| унитарного государственного предприятия "Управление
| предприятиями, технологиями и инвестициями в
| агропромышленном производстве", разработка, согласование
| и введение в действие нормативно-правовой базы, подбор
| участников, учреждение к регистрация потребительских
| зерновых кооперативов, определение первоочередных
| направлений развития отрасли и разработка для них
| бизнес-планов, подбор инвесторов.
| Начало технического перевооружения зернового
| производства, комбикормовой промышленности, птицеводства,
| возрождение свиноводства.
| Продолжительность этапа: 0,5-1 год.
|
| 2.Организационный этап.
| Формирование инфраструктуры зерновой отрасли, завершение
| реорганизации с/х предприятий, развитие внутреннего рынка
| потребителей зерна.
| Продолжение технического перевооружения зернового
| производства, комбикормовой, мукомольной отраслей,
| животноводства.
| Продолжительность этапа : 0,5-1 год.
|
| 3.Этап полномасштабной реализации Программы.
| Подготовка и реализация стартовых производственных и
| коммерческих проектов, расширение ассортимента и
| увеличение объемов производства зерна, полнорационных
| комбикормов, мяса птицы, свинины, крупного рогатого
| скота, молока, завоевание старых и формирование новых
| рынков сбыта, разработка и освоение новых технологий.
| Завершение программы модернизации и технического
| перевооружения участников программы, формирование союзов
| кооперативов.
|
| Продолжительность этапа: 2,5 года.
|
Исполнители |
основных | Администрация Калининградской области, муниципальные
мероприятий: | образования области, предприятия и организации области
|
Финансирование|
-------------------------------------------------------------------
Источники |всего |
финансирования |млн. руб. | в том числе по годам
| |---------------------------------
| | 1999 | 2000 | 2001
---------------------+-----------+---------+----------+------------
Всего | 613,7 | 239 | 203,2 | 171,5
из них: | | | |
собственные средства | 312 | 128 | 101 | 83
бюджетные средства | | | |
- всего | 69,7 | 20,0 | 22,2 | 27,5
в т.ч. федеральный | 18 | 5 | 6 | 7
областной | 36 | 10 | 11 | 15
местный | 15,7 | 5 | 5,2 | 5,5
кредитные ресурсы | 232 | 91 | 80 | 61
-------------------------------------------------------------------
*) из федерального бюджета средства направляются на финансирование
программы при их поступлении
Ожидаемые | Создание условий, благоприятных для развития
результаты | производства зерна и сопутствующих отраслей в
Программы: | Калининградской области;
| создание современной высокоэффективной зерновой
| отрасли и развитой инфраструктуры, производство
| зерна, мукомольно-крупяной, комбикормовой
| промышленности, птицеводства, животноводства,
| оптово-розничной торговли; превращение
| отрасли в бюджетообразующую, увеличение поступлений
| в бюджеты разных уровней; улучшение социально-
| экономической обстановки в регионе; улучшение
| снабжения населения качественными и доступными
| по цене продуктами питания.
| Восстановление продовольственной безопасности.
-------------------------------------------------------------------------
Анализ факторов определивших спад производства зерна
1. Изменение ситуации на рынке продовольствия
Агропромышленный комплекс Калининградской области в рамках народного хозяйства был ориентирован на производство и поставку в государственные продовольственные фонды мясо-молочной продукции.
Растениеводство использовалось преимущественно в качестве кормовой базы животноводства. Кроме того, область ввозила комбикорм для свиноводческих, животноводческих комплексов и птицефабрик.
Из-за узкой специализации область вынуждена была в полном объеме ввозить для внутреннего потребления такие необходимые в рационе продукты питания, как продовольственную пшеницу, растительное масло, сахар и др.
В связи с разразившимся в 1990 году кризисом денежно-финансовой системы и фактической заменой денежных отношений бартерными агропромышленный комплекс Калининградской области начинает утрачивать связи с традиционными потребителями своей мясо-молочной продукции в России, в первую очередь это касается северо-западного региона и Вооруженных Сил.
В итоге к 1993 году связи с традиционными потребителями практически прекращаются.
АПК региона, не сумев сохранить свои позиции на Российском рынке, вынужден был уменьшить поголовье крупного рогатого скота.
Динамика поголовья скота и птицы по всем
категориям хозяйств (тыс.голов)
-------------------------------------------------------------------------
Годы
-------------------------------------------------------------------------
|1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1998 г.
| | | | | | | | |в % к
| | | | | | | | |1991
------------+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----+------+----------
Крупный | | | | | | | | |
рогатый | | | | | | | | |
скот |459,3|425,3|376,2|306,6 |270,6|233,9|199,8|172,3 | 38
| | | | | | | | |
в т.ч.коровы|171,1|159,9|147,0|123,1 |113,2|100,9| 87,9| 77,3 | 45
| | | | | | | | |
свиньи |263,3|198,8|175,2|150,0 |138,4|110,9| 98,0| 94,4 | 36
| | | | | | | | |
птица |3011 |2786 |2584 |1541,6|1871 |1752 |1810 |2039,0| 68
-------------------------------------------------------------------------
Учитывая, что структура сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий специализирована на производстве и переработке мясо-молочной продукции, утрата рынков сбыта привела к кризису всей системы агропромышленного комплекса, в т.ч. зернового производства.
Динамика производства продуктов по всем категориям хозяйств
-------------------------------------------------------------------------
Годы
-------------------------------------------------------------------------
|1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1998 г.
| | | | | | | | |в % к
| | | | | | | | |1991
------------+-----+-----+-----+------+-----+-----+-----+------+----------
Производство| | | | | | | | |
мяса, скот и| | | | | | | | |
птица в жи- | | | | | | | | |
вом весе, | | | | | | | | |
всего |101,5| 99,2| 79,1| 73,8 | 52,3| 48,5| 46,3| 51,1| 50
| | | | | | | | |
в т.ч. | | | | | | | | |
реализовано | 73,7| 64,8| 47,4| 37,4 | 21,7| 18,2| 19,1| 22,4| 30
| | | | | | | | |
Производство| | | | | | | | |
молока - | | | | | | | | |
всего |546,1|450,7|404,7|351,3 |296,1|268,2|233,7| 238 | 44
| | | | | | | | |
в т.ч. | | | | | | | | |
реализовано |466 |329,7|280,4|180,2 |120,9| 91,2| 77,8| 79,2| 17
| | | | | | | | |
Производство| | | | | | | | |
яиц - всего |269,8|255,8|245,1|202,1 |264,9|251,5|236,3| 231,6| 86
| | | | | | | | |
в т.ч. | | | | | | | | |
реализовано |224,0|198,1|150,2|170,2 |165,4|155,5|153,1| 151,7| 68
| | | | | | | | |
Производство| | | | | | | | |
зерна -всего|482,4|359,1|268,4|195,3 |228,4|189,2|232,2| 202 | 48
| | | | | | | | |
в т.ч. | | | | | | | | |
реализовано | 37,9| 21,2| 18,2| 10,7 | 23,3| | | |
-------------------------------------------------------------------------
В итоге спад производства продукции в сельском хозяйстве за шесть лет по сравнению с 1991 годом составил 54 процента. Другим фактором, способствующим свертыванию зернового производства, явилась переориентация традиционных потребителей комбикормов - птицефабрик на комбикорма литовского и польского производства.
Производство зерна является основой развития агропромышленного производства. Не случайно в развитых странах критерием оценки экономики является показатель производства зерна в количестве 1 тонны на душу населения. В Калининградской области в 1997 году произведено 247 кг на человека, в 1998 - 212 кг.
Наибольшее сокращение валового сбора зерна отмечалось в 1994 и 1996 годах (соответственно на 60% и на 61% к уровню 1990 г.). В эти же годы отмечается самая низкая урожайность зерновых культур с 1 га к уровню 1990 года она составила 52% и 59% соответственно.
В 1999 году валовый сбор зерна составил 202 тыс. тонн. К уровню 1991-1995 годов производство зерна сократилось в 1,9 раза. Урожайность зерновых составила 18,9 центнеров, что практически на уровне 1997 года.
Анализ показывает, что спад в зернопроизводстве явился главной причиной спада в производстве продукции животноводства. Общая причина спада - неподготовленность большинства местных товаропроизводителей к изменившимся условиям, несовершенство аграрной политики.
2. Низкий уровень предпринимательства в сельском хозяйстве
Главная причина низкой экономической эффективности коллективных предприятий - низкий уровень предпринимательства у руководителей и специалистов хозяйств, сохранение многозвенной структуры управления хозяйствами, отсутствие мотивации у людей к эффективному труду.
В целях анализа, выявления причин кризиса в сельском хозяйстве и разработке мер по его преодолению в 1998 - 1999 годах все сельскохозяйственные предприятия разделены на 4 группы:
1 группа - 19 хозяйств (11%) - устойчиво работающие хозяйства, сохранившие основные фонды и уровень товарного производства.
2 группа - 33 хозяйства (19%) - имеют тенденцию к уменьшению производства, убыточны, но могут работать устойчиво, при изменении системы управления на основе собственности.
3 группа - 25 хозяйств (14%) - резкое свертывание товарного производства и сокращение основных фондов. Улучшение ситуации возможно при проведении глубокой реорганизации.
4 группа - 99 хозяйств (56%) - предприятия практически свернули товарное производство, в том числе 15 хозяйств прекратили свое существование как производственные единицы. Для подъема хозяйств 3 и 4 групп необходима их реорганизация.
На основании проведенного анализа в программу "Зерно" могут быть включены хозяйства, относящиеся к 1 и 2 группе, стабильные фермерские хозяйства, их объединения.
Примечание: хозяйства 2 группы могут быть включены в программу после проведения работы по приведению в соответствие внутрихозяйственных экономических отношений и отношений собственности.
3. Несовершенство технологий
Невысокие урожаи зерновых и зернобобовых культур в настоящее время обуславливаются серьезными недостатками в организации производства и агротехники, слабой материально-технической базой.
Уровень производства зерна находится в прямой зависимости от мелиоративного состояния и естественного плодородия угодий, интенсивности и культуры земледелия.
Мелиорированные земли составляют почти 94% всех сельскохозяйственных угодий, из них одна треть требует реконструкции.
Мелиоративные работы в области практически свернуты , ликвидируются водохозяйственные организации все больше земель попадает в разряд, не обеспечивающих необходимые условия для роста и развития сельскохозяйственных культур.
Ежегодно по оценке специалистов количество таких земель будет увеличиваться на 20-25 тыс.га.
Ввод в действие осушаемых земель(га)
/----------------------------------------------------\
| 1991 | 1995 | 1997 | 1998 | % к 1991 году |
|--------+-------+--------+---------+----------------|
| 10000 | 360 | 140 | - | 0 |
\----------------------------------------------------/
К уровню 1991 года сократился более чем в 70 раз.
Объем ремонтных и эксплуатационных работ
-------------------------------------------------------------------------
|1991 | 1995 | 1997 | 1998 | % к 1991 г
---------------------------+------+--------+--------+-------+------------
1. Очистка каналов, тыс.км |5,35 | 1,15 | 0,545 | 0,126 | 2,4
| | | | |
2. Ремонт дренажа, тыс.км |8,8 | 2,43 | 0,853 | 0,192 | 2,2
| | | | |
3. Ремонт гидротехнических | | | | |
сооружений, штук |7330 | 1980 | 808 | 225 | 3,1
-------------------------------------------------------------------------
Сократился по видам работ в 9-10 раз, что, несомненно, сказывается на снижении объемов продукции сельскохозяйственного производства.
Одной из причин неустойчивого развития зернопроизводства является низкое плодородие почв.
Естественное плодородие полей области составляет 8-9 центнеров зерновых единиц с гектара.
Из-за промывного водного режима ежегодно с каждого гектара теряется около 600 кг гумуса, 500 кг извести и около 70 кг элементов питания.
Содержание гумуса в почве колеблется от 1 до 4 процентов при среднем 2,93.
Около 400 тыс.гектаров почв требуют известкования.
Около 50 процентов почв области бедны фосфором.
Состояние плодородия почв
-------------------------------------------------------------------------
| 1991 | 1995 | 1997 | 1998 |% 1998 к 1991 году
----------------------+-------+-------+-------+-------+------------------
Наличие кислых | | | | |
почв, тыс.га |207,5 | 199,8 | 202,6 | 209,8 | 101
| | | | |
% | 27,4 | 25,6 | 25,9 | 26,9 | х
| | | | |
Площади сельхозугодий | | | | |
с низким содержанием | | | | |
фосфора, тыс. га |346,9 | 360,4 | 370,8 | 372,8 | 107
| | | | |
% | 45,7 | 47,2 | 47,5 | 47,8 | х
| | | | |
калия, тыс. га |101,4 | 168,4 | 175,8 | 180,7 | в 1,8 раза
| | | | |
% | 13,4 | 21,5 | 22,5 | 23,2 | х
-------------------------------------------------------------------------
Существующий уровень известкования и фосфоритования почв, применения органических и минеральных удобрений не обеспечивает потребности растений в элементах питания.
Работы по улучшению плодородия почв
-------------------------------------------------------------------------
|1991 | 1995 | 1997 |1998 | % к 1991 г
-------------------------+------+------+--------+------+-----------------
в т.ч. известкование, га |62527 | 4766 | 185 | 47 | 0,08
| | | | |
фосфоритование | 8060 | 40 | - | | -
| | | | |
Внесение органических | | | | |
удобрений, тыс.тонн |2173,7| 999,9| 395,3 | 302 | 18
| | | | |
Внесение минеральных | | | | |
удобрений, тыс.тонн в | | | | |
питательном веществе | 74,7 | 6,4 | 7,5 | 9,4 | 10
-------------------------------------------------------------------------
Одним из важнейших факторов повышения урожайности сельскохозяйственных культур является защита растений от вредителей, болезней и сорняков.
Защитные мероприятия на зерновых культурах
-------------------------------------------------------------------------
| 1991 | 1995 | 1997 | 1998 | % 1998 к 1991 г.
----------------------+-------+------+--------+-------+------------------
Химическая прополка, | | | | |
тыс. га | 103,1 | 69,8 | 72,7 | 82,6 | 80
| | | | |
Защита от болезней | | | | |
и вредителей, тыс.га | 35,5 | 5,2 | 18,8 | 26,7 | 75
-------------------------------------------------------------------------
К уровню 1991 года сократились объемы по химической прополке на 20 процентов, борьбе с вредителями и болезнями на 25 процентов.
Уровень производства продукции связан с резким уменьшением машинно-тракторного парка тракторов, зерноуборочных комбайнов и другой техники. Многие машины морально устарели, большая часть техники эксплуатируется с отработанными сроками амортизации. С начала 90-х годов тракторный парк сократился на 40%, зерноуборочных комбайнов - 39%.
Динамика состояния машинно-тракторного парка, (шт.)
-------------------------------------------------------------------------
|1991 |1995 |1997 |1998|% |необходи- |требуется
| | | | |снижения |мое кол- |приобр.
| | | | |1998 к |во |минимум
| | | | |1991 | |в год
-------------------+-----+-----+-----+----+---------+----------+---------
Посевная площадь, |416,1|349,6|300,0| 286|31 | |
тыс.га | | | | | | |
| | | | | | |
тракторы |8346 |6541 |4991 |4407|53 |5995 |500
| | | | | | |
культиваторы |2534 |1727 |1182 | 945|63 |1595 |300
| | | | | | |
дисков. бороны | 972 | 710 | 496 | 437|55 | 685 | 50
| | | | | | |
сеялки |1436 |1091 | 787 | 663|54 |1068 |180
| | | | | | |
плуги |2892 |2255 |1651 |1412|51 |1816 |220
| | | | | | |
кормоуб.комбайны | 924 | 650 | 578 | 468|49 | 666 | 88
| | | | | | |
з/у комбайны |1538 |1260 | 945 | 826|46 |1360 |240
-------------------------------------------------------------------------
Существующая техника не позволяет вести интенсивное земледелие, так как каждый вид посевных работ: пахота, культивация или дискование, боронование, выравнивание, сев, прикатывание проводится отдельно.
В результате технологический процесс растянут, увеличена нагрузка на почву из-за лишних проходов техники почва переуплотняется, ухудшаются ее физико-химические свойства, возрастает в 5 раз расход горюче-смазочных материалов. Трудозатраты на 1 га составляют от 27 до 34 чел.-часов.
В то время как при применении новой более совершенной техники весь комплекс работ от вспашки до посева проводится за два прохода техники вместо шести, так как посевной комплекс совмещает 5 операций: планировку, обработку, боронование, сев и прикатывание. Кроме того, обеспечивается автоматический учет посеянной площади, посевной комплекс оставляет технологическую колею.
За счет качественной обработки почвы и точного сева экономится 30% семян в сравнении со старой технологией.
На 1000 га посеянной площади экономия трудозатрат составляет 1211 чел.-час. Высвобождается 5 тракторов, 5 культиваторов или дисковых борон, 5 сеялок по 5 комплектов катков и борон.
На уборочных работах потери зерна составляют 120 тонн на 1000 га. Применение комбайнов типа "Клаас" позволит снизить потери зерна до 6 тонн и сэкономить 875 чел./часов.
Нагрузка на один зерноуборочный комбайн составляет 165 гектаров при нормативе в регионе 80.
По этой причине продолжительность уборочных работ увеличивается до 26-30 дней при оптимальном сроке 5-7 дней, что увеличивает потери из-за осыпи зерна.
Сельские товаропроизводители вынуждены приобретать технику с низкими показателями безотказности и ремонтопригодности. Средняя наработка на отказ комбайнов СК-5 "Нива", СКД-% и СК-6 не превышает 5-10 час., "Дон"-1500 -15-18 час., что меньше требуемого уровня в 5-20 раз (норматив 100 г.)
Также тормозит развитие зернового производства, существующее состояние элитного семеноводства.
Элитное семеноводство
--------------------------------------------------------------------
| 1991 |1995 | 1997 | 1998 | % 1997 к 1991 г.
---------------------+------+-----+------+------+-------------------
Производство | | | | |
и реализация | | | | |
семян зерновых | | | | |
культур высших | | | | |
репродукций,тонн | 1402 | 516 | 980 | 737 | 53
--------------------------------------------------------------------
Кроме того, узкий спектр имеющихся сортов не позволяет сельхозтоваропроизводителям иметь право выбора для их подбора в зависимости от целенаправленности зернового производства.
4. Импортная политика
Нормативно - правовая база в большей мере способствует поставкам импортного продовольствия. Ввоз импортных товаров в 1997 году в Калининградскую область (см. таблицу) превысил в отдельных случаях собственное производство.
-------------------------------------------------------------------------
Наименование товаров|Потребность населения|Произведено|Ввезено по импорту
|области |в 1997 году|в 1997 году
|---------------------+-----------+------------------
|тыс. тонн |тыс. тонн |тыс. тонн
--------------------+---------------------+-----------+------------------
Мясо домашней птицы,| | |
мороженое | 17 | 5 | 14
| | |
Молочная продукция | | |
(цельномолочная) | 43 | 35 | 15
| | |
Сливочное масло | 3 | 2,5 | 2,2
| | |
Сыры и творог | 2,5 | 1,8 | 1,9
| | |
Куриные яйца | | |
(млн. штук) | 245 | 200 | 18
| | |
Картофель, лук, | | |
белокочанная и | | |
краснокочанная | | |
капуста, морковь, | | |
свекла и др. овощная| | |
продукция | 50 | 8 | 36
| | |
Комбикорм | 245 | 33 | свыше 40
| | |
Мука | 130 | 30 | 46
| | |
Маргарин | 4,5 | 1 | 2,2
| | |
Колбаса вареная | 9 | 3 | 7
| | |
Консервы мясные | 3 | 2 | 1,6
| | |
Изделия из | | |
недрожжевого теста | | |
(макаронные изделия)| 5 | 2,4 | 5,5
| | |
Дрожжи пекарные | 0,8 | 0,4 | 0,5
-------------------------------------------------------------------------
Происходит ежегодное увеличение импорта (в 1997 году по сравнению с 1996 годом почти в два раза), что не может не отражаться на спаде собственного производства основных видов продовольственных товаров. Миллионы долларов население области, покупая импортное продовольствие, отдает на развитие агропромышленного комплекса соседних государств.
В целом ситуация характеризуется следующими чертами:
- общий уровень тарифной защиты российских товаропроизводителей ниже, чем в странах с развитой экономикой;
- импорт продовольствия происходит без уплаты налога на добавленную стоимость.
Это ставит нашего производителя в заведомо неравные условия с импортерами.
Экспортируется из области отдельных видов товаров в 15 раз меньше (оценочно 30 млн. долларов), как в ценовом выражении, так и в количественном.
Такого разрушительного торгового баланса нет ни в одном из сопредельных государств.
Сложившаяся импортная политика привела к потере продовольственной безопасности Калининградской области.
5. Аграрная политика
Аграрная политика в области была ориентирована на сохранение в неизменном виде коллективных хозяйств и финансирование АПК преимущественно за счет всех уровней бюджета и централизованных кредитных ресурсов.
Отсутствовал контроль за эффективным использованием государственных средств.
Несовершенна нормативно-правовая база функционирования агропромышленного производства.
Такой подход препятствовал развитию предпринимательства в отрасли как главного ресурса роста сельскохозяйственного производства, породил социальное иждивенчество и привел к деградации основных фондов и технологий.
Наряду с политикой импорта продовольствия, отсутствием кооперативных систем товародвижения продукции местных товаропроизводителей, обеспечением своевременных расчетов за проданную продукцию - этот фактор создал предпосылки для утраты продовольственной безопасности.
Создавшейся ситуацией с производством зерна и муки воспользовались импортеры. В 1995-1996 голах значительно увеличились импортные поступления этих видов продукции, что видно из следующих данных:
--------------------------------------------------------------------
|1994 год |1995 год |1996 год |1997 год
|------------+------------+------------+---------------
|тыс.|В % к |тыс.|В % к |тыс.|В % к |тыс. |В % к
|тонн|1993 г.|тонн|1994 г.|тонн|1995 г.|тонн |1996 г.
-------------+----+-------+----+-------+----+-------+-----+---------
Пшеница |3,0 | - |12,4| 407 |40,6| 327 | 9,5| 83
| | | | | | | |
Мука - всего |3,9 | - |14,4| 369 |26,9| 187 | 30,7| 158
| | | | | | | |
в т.ч. | | | | | | | |
пшеничная |3,9 | - |14,4| 369 |26,9| 187 | 30,7| 158
--------------------------------------------------------------------
Увеличение производства зерна местными сельхозтоваропроизводителями в 1997 году снизило импорт пшеницы, однако, импорт пшеничной муки остается высоким.
Вместе с тем, производственные мощности перерабатывающих предприятий позволяют обеспечить мукой, манной крупой и комбикормами практически всех потребителей области.
Влияние сокращения зернового производства на
сопутствующие отрасли
Сложившаяся ситуация в зерновом производстве области серьезно повлияла на снижение объемов производства в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.
Динамика производства основных видов продукции
мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности
----------------------------------------------------------------
|1990 г.|1993 г.|1994 г.|1995 г.|1996 г. |1997 г.
-------------+-------+-------+-------+-------+--------+---------
Мука, | | | | | |
тыс.тонн |270,3 |214,5 |82,7 |66,4 |47,1 | 30
в % к 1990 г.| х | 79 |31 |25 |17 | 11
| | | | | |
Крупа, | | | | | |
тыс.тонн | 1,8 | 1,8 |0,5 |0,4 |0,2 | 0,1
в % к 1990 г.| х |100 |28 |22 |11 | 6
| | | | | |
комбикорма, | | | | | |
тыс.тонн |277,8 |176,8 |82,4 |67,0 |53,9 | 33
в % к 1990 г.| х | 64 |30 |24 |19 | 10
----------------------------------------------------------------
ж) по оценке
Наличие производственных мощностей позволяет предприятиям мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности производить ежемесячно 19,6 тыс.тонн, 19,7 тыс.тонн комбикормов.
По данным 1997 года на предприятиях мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности производственные мощности используются на 17%. По России уровень использования мощности по выпуску муки составил 45,8% и превысил среднеобластной уровень на 28,2 процентных пункта.
Использование имеющихся производственных мощностей по выпуску муки и комбикормов, в том числе: муки - 270 тыс.тонн, комбикормов - 240 тыс.тонн.
---------------------------------------------------------------
| 1990 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |1997
----------------+--------+------+-------+------+-------+-------
Мука, | | | | | |
тыс. тонн | 270,3 |214,5 | 82,7 | 66,4 | 47,1 | 30
| | | | | |
В % к 1990 г. | - | 79 | 31 | 25 | 17 | 11
| | | | | |
Комбикорма, | | | | | |
тыс. тонн | 277,8 |176,8 | 82,4 | 67,0 | 53,9 | 33
| | | | | |
В % к 1990 г. | - | 64 | 30 | 24 | 19 | 10
---------------------------------------------------------------
Годовая потребность Калининградской области в муке составляет 130 тыс. тонн. в т.ч. 10 тыс. тонн для нужд макаронной промышленности.
Суммарная мощность мукомольных предприятий, расположенных на территории Калининградской области, составляет до 270 тыс. тонн муки.
За 1997 год предприятиями мукомольной промышленности произведено 30 тыс.тонн муки. Годовая потребность в комбикормах хозяйств всех форм собственности Калининградской области составляет 245 тыс. тонн.
В том числе:
Коллективные хозяйства - 193 тыс. тонн.
В том числе птицефабрики - 79 тыс. тонн.
Годовая мощность комбикормовых заводов по выпуску комбикормов составляет до 240 тыс. тонн. Производство комбикормов в 1997 году всего составило - 33 тыс. тонн.
Существующие комбикормовые заводы располагают устаревшим оборудованием, несовершенными технологиями, что не позволяет выпускать качественный комбикорм. В области не производятся кормовые добавки, позволяющие более рационально использовать зерно и увеличивать эффективность животноводства. Необходимо строительство новых комбикормовых производств и модернизация существующих.
В этих целях создано новое комбикормовое производство на базе ОАО "Калининградптицепром", мощностью 160 тыс. тонн комбикорма и 20 тыс. тонн суперконцентрата в год.
Спад производства ухудшил финансовое положение большинства предприятий отрасли, за последние годы по состоянию на 1 января 1998 года они получили убытки в сумме 39 млн. руб.
Сокращение зернового производства в области в значительной степени затронуло отрасль животноводства и птицеводства. Обеспеченность фуражным зерном не превышает 60% к потребности.
В связи с этим произошло резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота и свиней, а вместе с ним продуктивности. Недостаток зерна для приготовления комбикормов для птицефабрик области заставил их импортировать комбикорма. Из-за границы за 1997 год ввезено более 35 тыс.тонн.
С ростом производства зерна есть возможность увеличить в четыре раза производство мяса птицы, стабилизировать и начать наращивание поголовья крупного рогатого скота и свиней, в два раза увеличить поголовье и поднять продуктивность.
Агроклиматическая характеристика
Калининградской области
Основной показатель - сумма активных температур - это сумма среднесуточных температур воздуха за период от перехода среднесуточных температур через 10 С весной до перехода среднесуточных температур через 10 С осенью. В Калининградской области она колеблется в пределах 2100 - 2300. Например, для наиболее теплолюбивой из зерновых культур - яровой пшеницы эта сумма составляет 1800.
Годовая сумма осадков колеблется по годам в пределах 350-400 мм. Продолжительность безморозного периода 160-180 дней, вегетационного периода 145-155 дней в среднем по области.
Календарь сезонных явлений
-----------------------------------------------------------------------
Явление |Средняя дата поступления явления
--------------------------------------+--------------------------------
1. Разрушение устойчивого снежного |
покрова | 24 февраля
|
2. Устойчивый переход среднесуточной |
температуры через 0 С | 11 марта
|
З. Устойчивый переход среднесуточной |
температуры через 5 С | 8 апреля
|
4. Устойчивый переход среднесуточной |
температуры через 10 С | 3 мая
|
5. Начало уборки озимой ржи | 25 июля
|
6. Устойчивый переход среднесуточной |
температуры через 10 С | 3 октября
|
7. Устойчивый переход среднесуточной |
температуры через 5 С | 31 октября
|
8. Первый снежный покров | 1 декабря
|
9. Устойчивый переход среднесуточной |
температуры через 0 С | 6 декабря
|
10.Начало устойчивого снежного покрова| 29 декабря
-----------------------------------------------------------------------
Природные условия Калининградской области (обилие осадков, достаточное количество тепла и равнинный рельеф) создают благоприятные условия для выращивания зерновых культур, в том числе и продовольственного назначения.
-------------------------------------------------------------------
Наименование |дата |всходы|3-й лист|прекращение | возобновление
культуры |сева | | |вегетации | вегетации
-----------------+-----+------+--------+------------+--------------
1. Озимая рожь |26.08| 5.09 |14.09 | 2.11 | 16.04
2. Озимая пшеница| 5.09|20.09 | - | 4.11 | 11.04
3. Яровая пшеница|24.04| 8.05 |18.05 | - | -
4. Ячмень |21.04| 8.05 |18.05 | - | -
-------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------
Наименование |выход в|колошение| цветение |молочная |восковая
культуры |трубку | | |спелость |спелость
-----------------+-------+---------+----------+---------+----------
1. Озимая рожь | 6.05 | 29.05 | 13.06 | 2.07 |17.07
2. Озимая пшеница| 4.05 | 17.06 | 24.06 | 10.07 |24.07
3. Яровая пшеница| 7.06 | 25.06 | 2.07 | 16.07 | 1.08
4. Ячмень | 6.06 | 26.06 | - | 11.07 |25.07
-------------------------------------------------------------------
Почвы области сравнительно богаты перегноем и доступными для растений питательными веществами с кислотностью от нейтральной - слабокислой до сильнокислой.
Почти 60% сельскохозяйственных угодий заняты почвами с признаками сезонного избыточного увлажнения или с резко неустойчивым водным режимом с большей склонностью к оглеению.
В связи с этим важнейшим условием получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур в области является создание благоприятного водно-воздушного режима почв - известкование, мелиорация, а также внесение органических и минеральных удобрений под с\х культуры.
Выводы
Состояние агропромышленного производства в целом, и зернового производства как главного фактора и сопутствующих отраслей, сегодня не может удовлетворять стратегии развития экономики и содействовать сохранению в регионе российского экономического и политического пространства.
Вместе с тем, область располагает необходимым потенциалом для восстановления продовольственной безопасности и обеспечения населения области качественными продуктами по доступным ценам и повышения уровня жизни:
- природно-климатические условия Калининградской области (обилие осадков - 350-400 мм в год, достаточная сумма активных температур 2100-2300, продолжительность безморозного периода 160-180 дней, вегетационного периода (145-155 дней) создают благоприятные условия для выращивания зерновых и зернобобовых культур, в том числе и продовольственного назначения;
- изменение аграрной политики, ориентированной на развитие сельскохозяйственного предпринимательства;
- пример отдельных хозяйств, осваивающих современные технологии и добивающихся урожаев более 40 ц\га;
- начавшаяся реорганизация хозяйств и перерабатывающих предприятий;
- пример эффективной работы отдельных предприятий (ОАО "Калининградптицепром");
- первые "ростки" кооперации : "Союз птицеводов Калининградской области", сельскохозяйственный кооператив "МТС" и другие;
- развитие предпринимательских структур, нацеленных на инвестирование собственных средств в сельское хозяйство (АО "Гвардейскхимсервис", АО "Балтрапс", АО "Сельхозинвест", ЧП"Долгов" и другие.);
- появление инвестиционного "портфеля" банков, фондов, направленных на развитие агропромышленного производства.
Эти и другие факторы убеждают в целесообразности реализации предлагаемой программы.
Цели и задачи программы
Цели программы:
1. Формирование и развитие зернового производства Калининградской области и сопутствующих отраслей.
2. Создание предпосылок для развития конкурентоспособного сельского хозяйства, восстановление утраченной продовольственной безопасности.
Обеспечение населения области качественным и доступным по ценам продовольствием собственного производства.
Повышение уровня жизни сельского населения.
Задачи программы:
1. Решение организационно-финансовых проблем формирования и развития зерновой отрасли.
2. Создание нормативно-правовой базы и развития зернового производства.
3. Расширение объемов производства зерна и продуктов его переработки.
4. Развитие сопутствующих производств: комбикормовой, мукомольной промышленности, птицеводства, свиноводства, скотоводства.
5. Развитие фермерских производственных кооперативов, других форм предпринимательских структур в сельском хозяйстве, сельскохозяйственной потребительской кооперации по переработке, хранению, сбыту продукции, кредитных кооперативов. Создание совместных предприятий по переработке зерна.
6. Развитие информационно-консультационной службы на основе координации материально-технического и интеллектуального потенциала служб федерального подчинения.
7. Обеспечение предприятий квалифицированными кадрами.
8. Обеспечение социально-экономического развития муниципальных образований Калининградской области, на территории которых будет развиваться производство зерна.
Сроки и этапы выполнения программы
Региональная программа развития зернового производства и сопутствующих отраслей (программа "Зерно") рассчитана на трехлетний срок (1999-2001 годы). Ее реализацию предполагается осуществлять и три этапа.
1. Подготовительный этап.
Утверждение Программы губернатором области, создание унитарного государственного предприятия "Управление предприятиями, технологиями и инвестициями в агропромышленном производстве", разработка, согласование и введение в действие нормативно-правовой базы, подбор участников, формирование и регистрация потребительских зерновых кооперативов, определение первоочередных направлений развития отрасли и разработка для них бизнес-планов. Подбор инвесторов. Начало технического перевооружения зернового производства, комбикормовой промышленности, птицеводства, возрождение свиноводства.
Продолжительность этапа: 0,5 - 1 год.
2. Организационный этап
Формирование инфраструктуры зерновой отрасли, завершение реорганизации с\х предприятий, развитие внутреннего рынка потребителей зерна.
Продолжение технического перевооружения зернового производства, комбикормовой, мукомольной отраслей, животноводства.
Продолжительность этапа: 0,5 - 1 год.
3. Этап полномасштабной реализации Программы
Подготовка и реализация стартовых производственных и коммерческих проектов, расширение ассортимента и увеличение объемов производства зерна, завоевание старых и формирование новых рынков сбыта, разработка и освоение новых технологий. Завершение программы модернизации и технического перевооружения участников программы, формирование союзов кооперативов.
Продолжительность этапа: 2,5 года.
Развитие нормативно-правовой базы
Для развития нормативно-правовой базы производства зерна и сопутствующих отраслей необходимо принять следующие нормативно-правовые акты:
Закон Калининградской области "О земле" (I квартал 1999 года);
Закон Калининградской области "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Калининградской области" (I квартал 1999 г.);
Закон Калининградской области "О государственном регулировании агропромышленного производства" (II квартал 1999 года);
Закон Калининградской области "О семеноводстве" (IV квартал 1999 года);
Закон Калининградской области "Об областном бюджете на 1999 год" (I квартал 1999 года);
Закон Калининградской области "О порядке применения экономических льгот и защитных мер для местных товаропроизводителей" (I квартал 1999 года).
Ресурсное обеспечение программы "Зерно"
Для финансирования программы необходимо задействовать следующие источники: 1. Собственные средства предприятий; 2. Заемные средства (кредитные ресурсы); 3.Бюджеты всех уровней.
На всю программу "Зерно"
-------------------------------------------------------------
Источники | всего на | в том числе по годам
финансирования | 3 года |--------------------------
| млн. руб. | 1999 | 2000 |2001
---------------------+------------+--------+-------+---------
| | | |
Всего | 613,7 | 239 | 203,2 |171,5
| | | |
из них собственных | | | |
средств | 312 | 128 | 101 | 83
| | | |
бюджет всех уровней | 69,7 | 20,0| 22,2 | 27,5
| | | |
федеральный | 18* | 5 | 6 | 7
| | | |
областной | 36 | 10 | 11 | 15
| | | |
местный | 15,7 | 5,0| 5,2 | 5,5
| | | |
кредитные ресурсы | 232 | 91 | 80 | 61
-------------------------------------------------------------
*) Из федерального бюджета средства направляются на финансирование программы при их поступлении.
Государственная поддержка (бюджет) направляется для оплаты работ по коренному улучшению земель, мелиорацию, финансирование сезонных затрат, выплату 30% компенсации на минеральные удобрения и сопутствующих отраслей по программам (птицеводство, племдело, свиноводство), лизинговый фонд, в 1999 году потребность в бюджете составит 4,9 млн. руб. Из общей суммы 87,4 млн. рублей бюджетных средств 17,7 млн. рублей предусматривается использовать по программе "Зерно" или на 1 гектаре 590 рублей.
Механизм распределения бюджетных средств осуществляется на возвратной основе на условиях товарного кредита, в соответствии с утвержденным порядком и принятыми постановлениями. Взаимоотношения между комитетом и организациями, входящими в программу "Зерно", основываются на договорной основе, при необходимости под гарантию органов местного самоуправления и под залог имущества предприятий.
Кредитные ресурсы, задействованные в 1999 году выделяются на возвратной основе, в соответствии с договорами.
Собственные средства направляются на развитие производства в первый год не менее 60%, в четвертый до 85% от заемных средств.
Развитие зернового производства
Исходя из финансового обеспечения программы, предусматривается развитие зернового производства по годам реализации за счет внедрения более совершенных технологий, перехода на качественно новый уровень интенсификации, основанный на более эффективном использовании трудовых, материальных и энергетических ресурсов, биологического потенциала продуктивности сортов зерновых культур.
Производство зерна будет основываться на реализации мер, предусматривающих:
- размещение зерновых культур с учетом региональных условий;
- подбор и внедрение высокопродуктивных сортов и гибридов, устойчивых к погашению, неблагоприятным факторам среды, опасным вредителям и болезням;
- поэтапное техническое перевооружение отрасли путем внедрения высокопроизводительной техники по опыту зарубежных стран;
- системное применение средств химизации и защиты растений.
Для жизнеобеспечения населения и животноводства области необходимо производить по годам реализации программы от 300 до 360 тыс.тонн зерна, или увеличить рост производства к уровню 1998 года в 1,8 раза.
Необходимые объемы производства
и реализации зерна в расчете на
потребность области в 1999-2001 г.г.
-----------------------------------------------------------------
| 1999 | 2000 | 2001
--------------------------------+-----------+---------+----------
Посевная площадь зерновых | | |
и з\б культур, тыс. га | 120 | 120 | 120
Урожайность, ц\га | 25 | 28 | 30
Производство зерна, тыс.тонн | 300 | 336 | 360
Реализация зерна всего, | | |
тыс. тонн | 220 | 252 | 280
в т.ч. продовольственного, | | |
тыс. тонн | 55 | 70 | 75
Фуражное (через комбикормовую | | |
промышленность), тыс.тонн | 170 | 182 | 205
Выручка от реализации, тыс. руб.| 220 | 252 | 280
Затраты на производство зерна, | | |
тыс. руб. | 156,9 | 167,3 | 166,3
Себестоимость 1 тонны, рублей | 523 | 498 | 462
-----------------------------------------------------------------
Учитывая наиболее важные факторы, влияющие на рост производства зерна, на первом этапе реализации программы предусматривается: денежные средства в сумме 10,5 млн. рублей (кредит) в первую очередь направить на приобретение 15 тракторов фирмы "Кейс Интернешнл", тип "Магнум"-7220ПРО (с приводом на все колеса) на общую сумму 6,3 млн. рублей. В комплекс входят 15 роторных борон типа "Кун"ХР400Д с сеялкой Вента ТИ 401-28 СЛ-ЗР на сумму 1,8 млн. рублей; авансовый платеж в сумме 2,5 млн. рублей на приобретение 10 зерноуборочных комбайнов фирмы "Клаас".
Приобретение комбайнов "Клаас" позволят снизить, потери зерна на уборке в сравнении с отечественными комбайнами в 20 раз. Техника будет использована для производства зерна в кооперативе "МТС", участниками которого являются 20 коллективных и фермерских хозяйств.
Сравнительный анализ трудозатрат при внедрении комбинированного
агрегата "Кейс" + "Куун" в традиционную технологию возделывания
озимых и яровых зерновых культур
озимых, урожайность 30 ц\га
-------------------------------------------------------------------------
Наименование операции |кол-во |затраты труда на 1 га
|агрегатов | чел. час.
----------------------------------+----------+---------------------------
1. Предпосевная культивация с | |
боронованием | 1 | 0,305
| |
2. Предпосевное выравнивание с | |
прикатыванием | 1 | 0,2
| |
3. Предпосевная обработка почвы | |
комбинированным агрегатом | 1 | 0,617
| |
4. Посев с внесением минеральных | |
удобрений | 2 | 1,042
----------------------------------+----------+---------------------------
Итого | 5 | 2,164
----------------------------------+----------+---------------------------
5. Комбинированный агрегат | |
"Кейс" + "Куун" | 1 | 1,163
| |
6. Сэкономлено | 4 | 1,001
-------------------------------------------------------------------------
яровые, урожайность 35 ц\га
-------------------------------------------------------------------------
Наименование операции |кол-во |затраты труда на 1 га
|агрегатов | чел. час.
----------------------------------+----------+---------------------------
1. Предпосевная культивация с | |
боронованием в два следа | 1 | 0,303
| |
2. Предпосевное прикатывание с | |
выравниванием | 1 | 0,2
| |
З. Предпосевная обработка почвы | |
комбинированным агрегатом | 1 | 0,637
| |
4. Посев с внесением минеральных | |
удобрений | 2 | 1,042
----------------------------------+----------+---------------------------
Итого | 5 | 2,303
----------------------------------+----------+---------------------------
5. Комбинированный агрегат | |
"Кейс" + "Куун" | 1 | 1,163
| |
6. Сэкономлено | 4 | 1,14
-------------------------------------------------------------------------
Техника, приобретаемая за счет кредита, передается хозяйствам в пользование. Заключается соответствующий договор между агропромышленным комитетом и хозяйством. Право собственности на передаваемую технику перейдет только с внесением последнего платежа на счет агропромышленного комитета в соответствии с заключенным договором.
Приобретенные агрегаты обеспечат обработку 15 тыс.га сева и 8 тыс.га пахоты за сезон, что позволит увеличить рост объемов производства зерна по годам, тыс.тонн:
/-------------------------------------------------\
| 1999 | 2000 | 2001 |
| 3,85 | 4,27 | 5,3 |
\-------------------------------------------------/
Срок окупаемости возврата заемных средств составляет два года. Исходя из рассчитанного прогноза целесообразно потенциальные инвестиции из фонда развития и "СБС-АГРО" направить на финансирование второго этапа реализации программы.
Поэтапное использование денежных средств выглядит следующим образом:
1. 1999 год.
Выделение оборотного фонда в размере 16,3 млн. рублей на резервную группу 10 тыс. га.
Из этой суммы 5 млн. рублей на закупки семян из группы 1998 года.(Итого 30 тыс. га. в программе).
2. 2000 год.
Выделение перспективного фонда в размере 20,2 млн. рублей на группу 1999 года. (Итого 40 тыс. га в программе).
3. 2001 год.
Выделение оборотного фонда в размере 16,3 млн. рублей на резервную группу хозяйств, из них 5 млн. рублей на закуп семян у группы 2000 года (Итого 50 тыс.га в программе 2001 года).
Оборотный фонд формируется из собственных средств, бюджета и кредитов фонда льготного кредитования выделяемого для проведения сезонных работ.
Бюджетные средства, планируемые для предприятий области, также предусматривается частично использовать на рост производства зерна.
Выделяемые денежные средства по статье "Коренное улучшение земель" исходя из общей суммы 1999 года - 7,6 млн. рублей, 1,2 - использовать на известкование кислых почв в севообороте под зерновые культуры, в том числе в кооперативе "МТС" - 0,3 млн. рублей.
Мелиоративное обустройство
Основными приоритетами мелиорации земли в целях наибольшей эффективности от вкладываемых финансовых средств будут являться работы по содержанию и ремонту мелиоративных систем, т.е. поддержанию уже существующих мелиоративных систем в работоспособном состоянии;
- ежегодные затраты на проведение ремонтно-эксплуатационных работ на площади, запланированной под зерновые культуры составляет 9,6 млн. рублей, из них: на внутрихозяйственную сеть - 7 млн. рублей, межхозяйственную сеть - 2,6 млн. рублей (эта минимальная потребность, принятая на уровне 40 процентов от нормативной, что позволит сосредоточить внимание на уходных работах по поддержанию проводящей сети каналов, а также по сложившимся удельным показателям работах по ремонту дренажа и гидросооружений;
- с учетом естественного износа мелиоративных систем под запланированные площади зерновых культур (до 2%) ежегодно потребуется реконструировать 1,5 - 2,0 тыс. гектаров, на это потребуется 5-6 млн. рублей.
Создание информационно-консультационной службы
В целях более полной и эффективной реализации программы возникла необходимость создания информационно-консультационной службы области, на которую возлагается ответственность обеспечения полной информацией и консультирования сельских товаропроизводителей всех организационно-правовых форм, подготовки и переподготовки кадров, эффективному распространению и внедрению научно-технических знаний, прогрессивных технологий, ускорения адаптации сельских товаропроизводителей к рыночным условиям хозяйствования, развития предпринимательства.
Информационно-консультативная служба формируется из числа высоко-профессиональных специалистов, ученых, с привлечением специалистов государственных организаций (госсортсеть, госсеминспекция, станция защиты растений, ГЦАС "Калининградский", объединение "Сортсемовощ", семстанция по травам "Калининградская", КНИИСХ и другие) и коммерческих организаций (АО "Сельхозинвест", АО "Балтрапс", АО "Балтфер" и другие).
Для квалифицированного, научно-методического руководства обобщения деятельности ИКС создан координационный совет, деятельность которого основывается на накопленном отечественном и зарубежном опыте, интеллектуальном потенциале региональных научно-исследовательских и учебных учреждений, научно-производственных организаций, хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления.
С учетом современного состояния сельскохозяйственного производства предусматривается:
- формирование банка данных и передача потребителям новейших технологий по всем отраслям сельского хозяйства, в том числе и зернового производства;
- широкое использование всех средств массовой информации для пропаганды прогрессивных технологий и передового опыта, распространения научно-технических знаний в сельском хозяйстве.
Расчет
затрат на научное сопровождение программы
"Зерно" на площади 10 тыс. га в 1999 году
(по агрохимическим работам)
-------------------------------------------------------------------------
Вид работ |ед.изм.| объем |расценка| Стоимость, руб.
| | | руб. |----------------------
| | | | за объем| с НДС
-------------------------+-------+-------+--------+---------+------------
Расчет до минеральных | | | | |
удобрений с учетом | | | | |
почвенного плодородия |поле | 333 | 26279 | 8750907 | 105011088
| | | | |
Растительная диагностика:| | | | |
оперативная |поле | 333 | 109838 |36576054 | 43891265
| | | | |
Контроль за регламентами | | | | |
применения: | | | | |
минеральных удобрений | | | | |
и микроэлементов |поле | 333 | 59150 |19696950 | 23636340
-------------------------+-------+-------+--------+---------+------------
Итого | | | | | 194,54
-------------------------------------------------------------------------
Расчет
затрат по исследованию качества зерна по управлению
Госхлебинспекции
-------------------------------------------------------------------------
Статьи расходов |ед.измер.| объем | стоимость за |Всего затрат
| | работ | единицу |тыс. руб.
| | | тыс. руб. |
-----------------------+---------+-------+--------------+----------------
Проведение полных |шт. | 100 | 175 | 17500
анализов зерна | | | |
| | | |
Проведение анализов по |шт. | 50 | 65 | 3250
клейковине | | | |
| | | |
Транспортные расходы |км. | 2000 | 18,5 | 37000
-----------------------+---------+-------+--------------+----------------
Итого: | | | | 57750
-------------------------------------------------------------------------
Стоимость
работ по региональной программе "Зерно"
проводимых государственными семенными инспекциями
-------------------------------------------------------------------------
Наименование работ |Ед.измер. | Объем работ |Стоимость|Сумма
| | | тыс.руб.|млн.руб.
---------------------------+-----------+--------------+---------+--------
| | | |
Подбор и отвод семенных | | | |
участков, остолбление | га | 10000 | 1,0 |10,0
| | | |
Обследование сортовых | | | |
посевов перед апробацией | га | 10000 | 1,0 |10,0
| | | |
Формирование партий во | | | |
время уборки и подготовки | | | |
семян, по культурам | | | |
сортам и репродукциям | | | |
(Предварительное | | | |
определение чистоты и | | | |
влажности семян) | т\проб |500 проб | 10,0 | 5,0
| | | |
Предварительное определение| | | |
сырой клейковины в | | | |
продовольственном зерне | проб. | 200 | 20,0 | 4,0
-------------------------------------------------------------------------
Перечень и стоимость услуг,
представляемых областной станицей защиты
растений по обследованию посевов ярового ячменя в 1999 году
1. Выдача рекомендаций по протравливанию семян на основании фитоэкспертизы 20 хозяйств х 14 тыс. рублей + на сумму 280 тыс. руб.
2. Разработка комплексной системы защиты ярового ячменя от вредителей, болезней и сорняков и методическое руководство над его исполнением - 1,0 млн. рублей.
3. Анализ сдаваемого зерна на остаточное количество пестицидов - 75 тыс. рублей.обр. х 50 обр. = на сумму 3 млн.750 тыс. рублей.
Развитие животноводства, птицеводства и
перерабатывающей промышленности
Запланированный до 2001 года рост производства продукции животноводства, свиноводства, птицеводства возможен лишь при условии развития данной программы.
Прогноз
производства продукции животноводства и птицеводства во всех
категориях хозяйств
-------------------------------------------------------------------------
| 1997 год| 1998| 1999 | 2000| 2001| 2001 в %
| факт| факт| год | год| год | к 1997
-------------------+------------+------+------+-----+------+-------------
Производство мяса, | | | | | |
всего т.т. | 45,3 | 51,1| 53,0 | 74,0| 80,0| 177
В т.ч. говядина | 38,6 | 28,9| 28,8 | 42,0| 45,0| 117
свинина | 3,9 | 5,2| 5,2 | 12,0| 15,0| в 3,8 раза
птица | 6,7 | 17,0| 19,0 | 20,0| 20,0| в 3 раза
Производство | | | | | |
молока, т.т. | 233,7 | 238,0| 240 | 280| 380,0| 163
Производство | | | | | |
яиц, млн. шт. | 242,6 | 247,0|247,0 |300,0| 300,0| 124
-------------------------------------------------------------------------
Возрастающая потребность в комбикормах должна полностью удовлетворяться за счет собственного производства зерна.
Потребность зерна
для производства продукции животноводства и птицеводства
-------------------------------------------------------------------------
| 1997 год| 1998| 1999 | 2000| 2001| 2001 в %
| | | год | год| год | к 1997
-------------------+------------+------+------+-----+------+-------------
Для производства | | | | | |
мяса, всего | | | | | |
тыс. тонн | 86,2 | 106,0| 103,5|138,5| 158,5| 183
В т.ч. говядины | 19,3 | 14,5| 14,4| 16,8| 18,0| 93
свинины | 46,8 | 49,0| 41,6| 72,0| 90,0| 192
птицы | 20,1 | 42,5| 47,5| 50,0| 50,0| в 2,5 раза
Для производства | | | | | |
молока, тыс. тонн | 93,5 | 93,5| 94,0|127,7| 133,0| 142
Для производства | | | | | |
яиц, тыс. тонн | 46,1 | 45,5| 45,5| 57,0| 57,0| 124
Всего | 225,8 | 245,0| 243,0|323,5| 348,0| 154
-------------------------------------------------------------------------
Примечание: расчет потребности зерна составлен с учетом производства полнорационных комбикормов, потребность в которых составит до 400 тыс. тонн в год.
Комбикормовая промышленность
В настоящее время имеющиеся предприятия комбикормовой промышленности не могут в необходимом объеме производить полнорационные комбикорма. Для получения качественных комбикормов для птицеводства построен комбикормовый завод ОАО "Калининградптицепром" мощностью 160 тыс. тонн, в том числе 20 тыс. тонн суперконцентрата (в долларах США: период окупаемости 49 месяцев, индекс прибыльности - 1,02, чистый приведенный доход - 1311238,66, внутренняя норма рентабельности - 48,74%). Построен комбикормовый завод в п. Липово, Гусевского района, мощностью 70 тыс. тонн в год фермерским союзом "Балтфер". Возникает необходимость в модернизации существующих заводов с целью повышения качества кормов для достижения намеченных результатов в животноводстве и свиноводстве. Затраты на модернизацию составят 11 млн. руб., из них 9 млн. руб. для реконструкции Гусевского комбикормового завода и 2 млн. руб. для Полесского "Промкорма" (планируемое производство 40 тыс. тонн комбикорма и 20 тыс. тонн суперконцентрата).
Свиноводство
Целенаправленная политика импортеров привела к тому, что, сократив собственное свинопоголовье, получили повышение цены на импортную свинину с 1,2 доллара до 2 долларов США. В настоящее время цены на рынке мяса делают более выгодным вложение капитала в отечественных производителей. Коммерческие структуры начинают вкладывать деньги в аграрный сектор. Наиболее перспективной является отрасль свиноводства. Намечена реконструкция свинокомплексов в колхозе им.Калинина (в долларах США: период окупаемости - 66 месяцев, индекс прибыльности - 1,04, внутренняя норма рентабельности - 28,59%), ТОО "Лазовское". Остальные крупные производители свинины в области переходят на современные технологии выращивания и откорма. В этих условиях на фермах и комплексах планируется применять интенсивные методы ведения свиноводства. Одна из них - поточная система производства свинины. При поточной системе технологические процессы подразделяются на 4 этапа:
1. (воспроизводство) - осеменение маток и супоросный период, а также подготовка к осеменению ремонтных свинок;
2. (репродукция) - получение поросят и лактация;
3. (доращивание) - выращивание молодняка после отъема;
4. (откорм) - откорм свиней.
Одним из факторов интенсивного развития отрасли свиноводства является создание полноценной кормовой базы. На основе применения полнорационных комбикормов, включающих в себя набор супербелкового концентрата, премиксов, витаминов и стимуляторов роста, позволит получать исключительно эффективные корма для различных половозрастных групп. Положительный результат использования таких комбикормов имеется в ряде свиноводческих хозяйств области, где удельный расход на единицу прироста снизился в 3,5 раза и во столько же возросла продуктивность. Для интенсификации производства свинины в области планируется поставка из Германии оборудования для свиноводческих хозяйств на 30 тыс. свиней, что даст возможность увеличить свинопоголовье и производство свинины в ближайшие годы.
Птицеводство
За счет средств развития области проводится модернизация птицефабрики "Прибрежная" (в долларах США: период окупаемости 64 месяца, индекс прибыльности - 1,02, внутренняя норма рентабельности - 31,24%). Предусматривается за счет ввода в эксплуатацию 14 залов с напольным и 6 птичников с клеточным оборудованием с разовым размещением около 800 тыс. цыплят бройлеров, увеличить в 1998 году производство до 15,5 тыс. тонн в живой массе, а до 2001 года - до 20 тыс. тонн. Ввод нового комбикормового завода на ОАО "Калининградптицепром" позволит за счет улучшения качества комбикормов повысить производство яйца на 24%. Для стабильного производства мяса птицы необходимо произвести реконструкцию птицефабрики "Гурьевская" под племенной репродуктор, который полностью обеспечит ОАО "Калининградптицепром" и птицефабрику "Калининградскую" племенным яйцом, потребность а котором составляет 16 млн. штук в год. Импорт племенного яйца для птицефабрик области приводит к оттоку средств из области в размере 16 - 18 млн. долларов США.
Животноводство
Особенно тяжелое положение сложилось в отрасли животноводства. Все это приводит к снижению доходов сельскохозяйственных предприятий и его работников. В этих условиях у сельских жителей появляется экономический интерес к расширению личных подсобных хозяйств и, прежде всего, к производству продукции животноводства, приданию ей товарного характера. Ведется работа по организации и привлечению средств для организации закупок молока у населения. Для этих целей необходима модернизация оборудования имеющихся и создание новых молокоприемных пунктов при сельских администрациях для промежуточного сбора и охлаждения молока. Для этих целей необходимо приобретение 20 молоковозов и 20 комплектов холодильного оборудования. Ведутся переговоры о привлечении инвестиционных средств под программу закупок молока у населения. Привлечение населения для поставок сырья для перерабатывающих предприятий позволит значительно повысить уровень жизни и заинтересованность в производстве продукции на селе обеспечить рынок сбыта качественного комбикорма.
Перерабатывающая промышленность
В настоящее время перерабатывающая промышленность области имеет в своем составе 17 молокоперерабатывающих предприятий, 5 мясокомбинатов, 4 мукомольных завода, плодоконсервный завод.
Общая мощность по выработке:
мяса - до 230 тонн в смену
в том числе - мясокомбинаты - 184 т\смену
птицефабрики: Калининградская - 3,5 т\смену
Гурьевская - 3,5 т\смену
Прибрежная - 36 т\смену
Колбасных изделий - 32 т\смену
консервы мясные - 16 тыс.банок
Цельномолочная продукция в пересчете на молоко - до 330 т\смену
Масло животное - 72 т\смену
Сыры сычужные - 5 т\смену
Суммарная мощность мукомольных предприятий, расположенных на территории Калининградской области, составляет до 250 тыс.тонн муки, в том числе:
Балтмукомол - 45 тыс. тонн
Калининградский мукомольный завод - 40 тыс. тонн
Советский мукомольный завод - 55 тыс. тонн
Знаменский мукомольный завод - 60 тыс. тонн
Со стороны инвесторов поступают интересные предложения по выводу из кризиса мукомольных заводов. Разумный компромисс государства с коммерческими структурами может оживить производство на этих заводах, дать работу людям и поступления в бюджет.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности расположены в основном в городах: Калининграде, Советске, Черняховске, Гусеве, а также в административных центрах районов, приближенных к сырьевым зонам.
Предприятия в подавляющем большинстве расположены в городской черте, на многих из них нет свободной территории для расширения, имеются негативные воздействия на окружающую среду из-за отсутствия современных очистных сооружений, выброса в атмосферу сопутствующих дурно-пахнущих газов, а также недостаточно очищенных промышленных стоков.
Все предприятия, кроме АО "Молоко" (Калининградского молкомбината), Славского сыродельного завода расположены в приспособленных помещениях довоенной постройки.
Материально-техническая база, технология производства в основном обеспечивает своевременную переработку сырья, особенно в условиях существенного его сокращения, однако уровень технологической оснащенности существенно отстает от передовых производств запада. Но при этом необходимо отметить, что предприятия за последнее время значительно расширили ассортимент выпускаемой продукции, используют современные упаковочные материалы с фирменными логотипами. По результатам проведенных экологических экспертиз продукция отдельных предприятий признана экологически чистой.
В связи с сокращением, а в последние годы и полном отсутствии выделения централизованных капитальных вложений, акционированием предприятий, осталось незавершенным строительство ряда крупных объектов: цех полуфабрикатов Калининградского мясокомбината, Советский плодоконсервный завод водозабор и холодильники АО "Молоко", ряд очистных сооружений и пр.
В то же время АО "Молоко" за счет собственных средств проводит модернизацию производства и расширяет ассортимент выпускаемой цельномолочной продукции. АО "Краснознаменский сырзавод" представил программу по развитию производства твердых сыров. Идет строительство хладобойни (в долларах США: период окупаемости 54 месяца, индекс прибыльности - 1,02, внутренняя норма рентабельности - 32,30%) и мясоперерабатывающего завода (в долларах США: период окупаемости - 49 месяцев, индекс прибыльности - 1,02, внутренняя норма рентабельности - 34,75%) на ОАО "Калининградптицепром".
Ограничение ввоза готовой продукции должно дать возможность нашим предприятиям загрузить простаивающие мощности и наращивать объемы производства тех же видов продовольственных товаров, но уже использовать страны-импортеры для поставок той части сырья, потребность в котором мы не сможем удовлетворить за счет местного производства на первоначальном этапе. В этой связи продукция местных предприятий будет востребована торговлей в первоочередном порядке. При этом прибыль перерабатывающих предприятий в первоочередном порядке должна идти на развитие производства и модернизацию оборудования. Прогнозируется увеличение поступлений в бюджет и создание новых рабочих мест.
Торговля
Все перерабатывающие предприятия имеют собственные торговые точки. Для увеличения реализации собственной продукции необходимо поощрять развитие предприятиями переработки фирменной торговли. Для этих целей целесообразно проведение широкомасштабной рекламной кампании под эгидой администрации области. Следует обратить внимание на те предприятия торговли, кто стремится увеличить объем реализации продукции местных перерабатывающих предприятий.
Таким образом, развитие зернового производства способно коренным образом изменить ситуацию не только в развитии сельского хозяйства региона, но и на рынке сельскохозяйственной продукции соседних государств.
Реорганизация коллективных хозяйств
Хозяйства третьей и четвертой групп, (четвертой в особенности) могут повысить эффективность работы путем проведения реорганизации, которая предполагает:
- сокращение задолженности, восстановление платежеспособности результата в структуре баланса;
- изменение внутрихозяйственных отношений на основе собственности, изменение организационно-правовых форм предприятия.
Реорганизация может осуществляться по следующим схемам:
- действующее законодательство позволяет членам хозяйств всех организацнонно-правовых форм выход для организации фермерского хозяйства со своей долей земли и имущества без согласия других членов. При таком подходе главы крестьянских (фермерских) хозяйств могут на добровольной основе объединяться в коммерческие организации - производственные кооперативы (коопхозы);
- убыточные хозяйства могут присоединяться к более сильным;
- владельцы земельных имущественных долей могут продать или сдать в аренду другим членам хозяйства, в результате чего управление собственностью может быть сконцентрировано в руках небольшим числом лиц. Рациональной организационно-правовой формой при таком подходе является товарищество на вере (ТНВ).
В 1998 году проводилась реорганизация 44 хозяйств, в 10 из них отрабатываются внутрихозяйственные отношения из основе собственности.
Хозяйствам, в которых проходит реорганизация, агропромышленный комитет оказывает практическую помощь в подготовке бизнес-планов развития. С 1999 года планируется включение хозяйств, прошедших реорганизацию в программы развития АПК.
Создание сельскохозяйственных потребительских
кооперативов
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут создаваться для совместного использования сложной техники, переработки и сбыта продукции, сервисного обслуживания и кредитования.
В марте 1998 года зарегистрирован обслуживающий сельскохозяйственный кооператив "МТС", который объединяет 20 коллективных и фермерских хозяйств, отнесенных по итогам аттестации к первой группе.
Все хозяйства - участники кооператива имеют положительную структуру баланса и урожайность зерновых культур 35-45 ц\га. Цель объединения - совместное приобретение и использование высокопроизводительной техники: 15 тракторов фирмы "Кейс-Интернешнл", 15 роторных борон с сеялками точного высева, 10 зерноуборочных комбайнов фирмы "Клаас".
Источник финансирования - кредит в сумме 10,5 млн. рублей. Предполагается увеличение эффективного зернового производства примерно в 1,5-2 раза. Потребители зерна - комбикормовые заводы и мукомольные предприятия.
Хозяйства, в свою очередь, являются потребителями комбикормов для развития свиноводства и скотоводства. Полнорационные корма позволят резко увеличить производительность труда в животноводстве и полностью решить вопрос рентабельности животноводческой отрасли.
В первой половине 1999 года предполагается на базе хозяйств, прошедших реорганизацию, провести подготовительную работу по созданию нескольких сельскохозяйственных потребительских кооперативов, аналогичных кооперативу "МТС".
В 1999 году эти кооперативы подготовят бизнес-планы развития в целях получения инвестиции для приобретения высокопроизводительной техники. В результате в 1999-2000 году площадь земель, охваченных программой, увеличится до 50 тыс. га.
Управление программой
Управление программой "Зерно" осуществляется на основе четкого разграничения функций и полномочий между государственным органом управления и производителями зерна, комбикормов, мяса, молока, предприятиями торговли оформленными договорными отношениями.
Государственный орган имеет право на конкурсной основе определять товаропроизводителей, соответствующих участию в программе при условии платежеспособности (или мероприятий по восстановлению платежеспособности);
- осуществляет финансирование закупок зерна, мяса, молока, комбикормов и меры стимулирования в том или ином канале сбыта, управляет финансовыми потоками;
- создает наиболее выгодные условия реализации зерна (авансирование, товарные поставки товаро-материальных ценностей и т.д.);
- способствует созданию объединений производителей (сельскохозяйственные кооперативы, включая создание кредитных кооперативов);
- формирует инвестиционный пакет обеспечения программы;
- разрабатывает механизм кредитования закупок через залоговые операции и выпуск ценных бумаг;
- выступает инициатором принятия нормативно-правовых актов по экономической поддержке и защите местных товаропроизводителей, государственному регулированию агропромышленного производства;
- организует систему ориентации товаропроизводителей в прогнозируемом спросе на отдельные виды товаров и надежное информационное обеспечение участников программы (создание регионального информационно-консультационного центра);
- осуществляет государственный контроль за эффективным использованием средств, выделенных в рамках программы, и процессом производства (фитосанитарный, семенной, ветеринарный контроль и др.).
Приложение
к региональной программе "Зерно"
Затратная часть программы "Зерно" и реализационное обеспечение
1. Финансовое обеспечение программы
-------------------------------------------------------------------------
Структура финансового | Сумма (млрд. руб.)| Назначение
обеспечения | |
------------------------+-------------------+----------------------------
1. Обязательный фонд | 16,3 | ТМЦ программы
2. Перспективный фонд | 20,02 | обслуживание ТМЦ
2.1. Фонд стабилизации | 1,84 | стартовое обеспечение
2.2. Фонд оперативной | |
поддержки | 0,59 | расширенное воспроизводство
2.3. Фонд операционных | 0,05 | развитие программы
затрат | |
2.4. Фонд обеспечения | 17,54 |
------------------------+-------------------+----------------------------
Итого по программе | 36,32 |
-------------------------------------------------------------------------
2. Стандартный набор
-------------------------------------------------------------------------
Наименование затрат | Количество | Общая стоимость
| | (млрд. рублей)
-------------------------+------------------+----------------------------
1. Семена | 2500 т | 5,0
2. Диаммофоска | 2000 т | 3,6
3. Протравитель (раксил) | 5 т | 0,5
4. Ам. селитра | 2000 т | 2,0
5. Байлетон | 6 т | 0,5
6. Диален | 20 т | 0,5
7. Тилт | 5 т | 1,2
8. ГСМ | 2000 т | 3,0
-------------------------+------------------+----------------------------
Итого: | | 16,3
-------------------------------------------------------------------------
3. Перспективный комплекс
-------------------------------------------------------------------------
Наименование затрат |Количество | Общая стоимость
| | (млрд. рублей)
---------------------------+-----------------+---------------------------
1. Сопровождение | - | 0,34
2. Известковые материалы |2000 т | 1
3. Семена сидератов | 400 т | 0,5
4. Комбинированный | 20 шт. | 2,52
посевной агрегат | |
5. Трактора повышенной | 20 шт. | 3,6
мощности | |
> 180-230 л.с. | |
6. Разбрасыватели мин. | |
удобрений | 40 шт. | 0,72
7. Комбайны зерноуборочные | 10 шт. | 7,2
8. Протравливатели | 20 шт. | 0,95
9. Опрыскиватели | 20 шт. | 0,83
10. Комплекс машин и | |
мех. мов. | |
послеуборочной | |
доработки | 20 шт. | 2,36
---------------------------+-----------------+---------------------------
Итого: | | 20,02
-------------------------------------------------------------------------
4. Обеспечение затрат на Программу в ценах реализации (ориентировка по ячменю)
-------------------------------------------------------------------------
Урожайность |Ориентировочная цена|Сумма по валу|Баланс программы
(ц/га) |реализации |(млрд.рублей)|- 0 +
|(млн. рублей) | |
------------+--------------------+-------------+-------------------------
30 | 0,8 | 24 | - 12,2
35 | 0,8 | 28 | - 8,2
40 | 0,8 | 32 | - 4,2
45 | 0,8 | 36 | 0
50 | 0,8 | 40 | + 4
-------------------------------------------------------------------------
Региональная программа "Зерно"
/----------------------\
|Финансовое обеспечение|
| программы |
\----------------------/ /-------------\
/---------------------+--------------------------|Перспективный|
| | | | | комплекс |
/-----------\ /----------\ | /-----------\ \-------------/
|Ресурсное | |Хозяйства-| | |Фирмы, | /---------\|/------------\
|обеспечение| |участники | | |организации| |Программа|+|Программа |
\-----------/ |программы | | |- спутники | |"Семена" |||"Плодородие"|
| | \----------/ | |программы | \---------/|\------------/
| | | | \-----------/ |
| \-------------\| /---------\ | |
| ||-| Бюджет |----| |
/-----------\ || \---------/ | |
|Стандартный| ||/-----------\ | /-------------\
|набор |\ |||Собственные|---| |Адаптирование|
\-----------/| ||| средства | | \-------------/
/--------\ |/----------\||\-----------/ | /--------------\
|Сортовые| || Удобрения||| | | |Сопровождение |
| семена | |\----------/|| /--------\ | \--------------/
\--------/ | ||--| Лизинг |----| /---------------\
/--------\ || \--------/ | | Агрохимцентр |
|Средства| || /--------\ | | СтаЗР |
|защиты | ||--| Кредиты|----| | Госсортсеть |
|растений| || \--------/ | |Госсеминспекция|
\--------/ ||/------------\ | | Карантин |
/----------------\ ||| Система | | | Хлебинспекция |
|Полевая система,| |\| договоров | | | ОПХ |
|машины, |------| | и | | \---------------/
|механизация | | |обязательств|-----------------------------\
\----------------/ | \------------/ |Агротехническая |
/--------------\ | /-------------\ | ориентировка |
|Комплекс |--------| |Взаиморасчеты| \----------------/
|послеуборочной| | \-------------/
|доработки | |
|зерна | |
\--------------/ |
/----------\ |
| ГСМ |------------/
\----------/
Схема управления региональной программой развития
производства зерна, животноводства, птицеводства
и перерабатывающей промышленности
/----------------------\
| Администрация области|
\----------------------/
/------------------------\
/---|Агропромышленный комитет|------------------\
| \------------------------/ | |
/----------------\ | | |
/---|Консультационная|------+--------------------| |
| | служба | | | |
| \----------------/ | | |
/-----------------\ /-----------\ | /------------\ |
|Зернопроизводящие|--|Зерновые | | /-|Птицеводство|----|
|хозяйства | |кооперативы| | | \------------/ |
\-----------------/ \-----------/ | | /------------\ |
| | /--------------\ |-|Свиноводство|----|
| |-|Комбикормовая |----| \------------/ |
|------------------+-|промышленность| | /------------\ |
| | \--------------/ \-|Скотоводство|----|
| | /--------------\ \------------/ |
| \-|Мукомольная | /------------\ |
\--------------------|промышленность|------|Предприятия | |
\--------------/ /----|переработки |----/
| | \------------/
|---------------+-----------|
/-----------------\ /---------\ /---------\
|спец. потребители| |розничная| |фирменная|
\-----------------/ |торговля | |торговля |
\---------/ \---------/
Защита финансового обеспечения программы "Зерно"
Блок обязательных экспертиз и контроля
/--------------\ /--------------------\
|Фитоэкспертиза| |Норма протравливания| /-----------------\
|семенного | /--------| (анализ) | |Выбор поля, NPK, |
|материала | | \--------------------/ |кислотность, |
\--------------/ | |диагностика |
| | |3-х разовая |
/--------------\ | /------------------\ |(анализ) |
|Сортовые |---/ |Сортовое | \-----------------/
|семена |------------|удостоверение, 1-я| |
\--------------/ |и 2-я репродукция | |
| |(контроль) | |
/-----------------\ \------------------/ |
|качество семян | /-------------------\ /---------------\
|I-ый и II-й класс| |качество удобрений |------| Удобрения |
| (анализ) | | (анализ) | /-------------------/
\-----------------/ \-------------------/ | /---------------\
/-------------------\ /-----------------------\ |Микроэлементы |
|настройка | |Программа "Плодородие" | |совмещение с |
|опрыскивателя | |(затратное поле 100 га)| |протравливанием|
|(норма внесения) | \-----------------------/ | (контроль) |
| анализ | \---------------/
\-------------------/
/-------------------\ /---------------------\
|средства защиты |-------|Учет засоренности |
|растений |-\ | (контроль) |
\-------------------/ | \---------------------/ /-----------------\
/-------------------\ | /-----------------------\ |Дробное внесение |
|Учет эффективности | \----| приготовление рабочего| |сложных удобрений|
| (контроль) | | раствора (контроль | |диаммофоска по |
\-------------------/ | качества) | |схеме 150 х 50 |
\-----------------------/ | (контроль) |
\-----------------/
/--------------------------------\ |
|Протравливатель ПС-10, ПК-20 | |
| (наличие исправного) |--\ |
\--------------------------------/ | |
/--------------------------------\ /---------------\
|Подкормка азотом в озимой схеме,| |полевая система|
|совмещенная с опрыскиванием |-| машин и |
| (контроль) | | механизмов |
\--------------------------------/ \---------------/
/----------------\
|внесение азотных|
|удобрений по |
|яровой и озимой |
|схеме (контроль)|
\----------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации (губернатора) Калининградской области от 18 марта 1999 г. N 126 "О региональной программе развития производства зерна, животноводства, птицеводства и перерабатывающей промышленности в Калининградской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания
Текст постановления официально опубликован не был
Указом Губернатора Калининградской области от 22 апреля 2010 г. N 68 настоящее постановление признано утратившим силу
Настоящий документ снят с контроля