Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Закону
Калининградской области
от 9 июня 1999 г. N 130
Региональная Программа
оздоровления государственных финансов
Калининградской области
1. Обоснование необходимости принятия Региональной
Программы оздоровления государственных финансов
Состояние дел в бюджетной сфере соответствует общему состоянию экономики в последние годы. Кризис в производственном секторе и последовавшая за ним глубокая депрессия привели к тяжелейшему бюджетному кризису. Возросла государственная задолженность. Бюджетные долги были многократно воспроизведены во всех секторах экономики. Это привело к упадку расчетно-платежной дисциплины. Общая задолженность крупных и средних предприятий области в 1997 году составила 2,78 млрд. рублей, из них просроченная задолженность составила 1,24 млрд. руб. Предприятия испытывают острый недостаток оборотных средств, что усугубляется резким увеличением ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Краткосрочные резервы экономического роста в значительной мере исчерпаны.
Проведение умеренно жесткой бюджетной политики в области объяснялось необходимостью сглаживать последствия экономического спада для бюджетной сферы, которая является наиболее уязвимой.
Таким образом, в сложившихся условиях реальные возможности государства и Калининградской области, как субъекта Федерации, в части мобилизации налоговых доходов из реального сектора экономики были явно переоценены.
Многие принимаемые областные законы и другие нормативные правовые акты не основывались на имеющихся у области финансовых ресурсах.
В то же время не уделялось достаточного внимания изысканию внутренних резервов сокращения бюджетных расходов. Разветвленная и крайне неэффективная система социальных льгот, инвестиций, дотаций в отдельные отрасли производственной сферы, порождающие иждивенчество, нерациональное использование сети бюджетных учреждений, особенно в социальной сфере, громоздкий управленческий аппарат, дублирование в работе региональных органов исполнительной власти, пассивность в использовании имеющихся активов государства привели к распылению средств областного бюджета.
Необходимо навести порядок в расходовании бюджетных средств и осуществлении бюджетного процесса. В этих целях разработана Региональная Программа оздоровления государственных финансов (далее именуется - Программа).
2. Задачи, цели и срок действия Программы
Задачами Программы являются:
- обеспечение сбалансированности областного бюджета, ликвидация "скрытого" дефицита бюджета;
- создание базы для формирования и исполнения реального областного бюджета на 1999 и последующие годы.
Реализация Программы позволит:
- сократить просроченную задолженность областного бюджета и бюджетных организаций;
- разработать и осуществить мероприятия по реструктуризации бюджетных обязательств и обеспечить функционирование учреждений бюджетной сферы в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
Срок действия Программы - 1998-1999 годы.
Общая годовая экономия бюджетных средств от реализации мероприятий, предусмотренных Программой, составит ориентировочно 60 млн. рублей.
3. Основные направления реализации Программы
Программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 г. N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" и охватывает следующие направления:
- сокращение количества юридических лиц и численности работников организаций, содержание которых финансируется за счет средств областного бюджета (далее именуются - бюджетные организации);
- оптимизация сети областных бюджетных учреждений;
- инвентаризация условий оплаты труда работников бюджетных организаций;
- инвентаризация внебюджетных фондов и средств областных бюджетных организаций;
- поэтапный отказ от дотаций и субсидий, осуществляемых за счет средств областного бюджета;
- обеспечение контроля за соблюдением бюджетными организациями лимитов потребления электро- и теплоэнергии;
- усиление контроля за заключением договоров, определяющих обязательства бюджетных организаций;
- уточнение нормативной правовой базы с целью исключения бюджетных расходов, не обеспеченных реальными источниками финансирования;
- инвентаризация и анализ эффективности областной собственности, приостановление в 1998-1999 годах строительства и приобретения за счет средств областного бюджета административных зданий и сооружений, объектов социально-бытового и медицинского назначения;
- проведение реструктуризации задолженности юридических лиц перед бюджетом области.
4. Мероприятия Программы
4.1. Сокращение перечня прямых получателей средств областного бюджета.
Согласно Закону Калининградской области "Об областном бюджете на 1998 год", структура расходов областного бюджета утверждена по 35 прямым получателям средств областного бюджета, из которых 18 - областные органы государственной власти и 17 - иные получатели средств областного бюджета. Программой предусмотрено сократить в 1999 году количество прямых получателей средств областного бюджета на 2 единицы, бюджетных учреждений, финансируемых из областного бюджета - на 18 единиц.
В том числе предусматривается:
- областную станцию по борьбе с болезнями животных перевести на финансирование через агропромышленный комитет администрации области;
- решить вопрос с финансированием расходов на покрытие убытков Государственного предприятия "Областные канализационные очистные сооружения" за счет средств областного экологического фонда.
Перечень прямых получателей средств областного бюджета представлен в приложении N 1 к Программе, перечень бюджетных учреждений, финансируемых из областного бюджета - в приложении N 2.
4.2. Оптимизация численности работников бюджетных организаций
По состоянию на 1 января 1998 г., по учтенным при проведении инвентаризации организациям списочная численность работников, содержание которых осуществлялось за счет средств областного бюджета, составила 11442 человек.
Среди них 95 человек (0,8 процента) - работники органов законодательной власти, 471 человек (4,1 процента) - работники органов исполнительной власти, 2686 (23,5 процента) - работники правоохранительных органов, 7626 (66,6 процента) - работники учреждений социально-культурной сферы, 564 (4,9 процента) - работники прочих учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета.
Предполагается:
- провести мероприятия по совершенствованию структуры органов государственной власти области, предусмотрев сокращение их штатной численности на 30%;
- приостановить замещение существующих вакантных должностей в подразделениях милиции общественной безопасности (за исключением участковых инспекторов милиции);
- сократить численность работников бюджетных учреждений социальной сферы исходя из численности обслуживаемого контингента.
4.3. Реорганизация областных бюджетных организаций и иных получателей средств областного бюджета
По результатам анализа имеющейся сети бюджетных учреждений области определен перечень учреждений и иных получателей средств областного бюджета, которые подлежат реорганизации путем слияния или присоединения, ликвидации или передаче на уровень муниципальных образований по согласованию с ними (приложения N 3, 4).
Предполагается:
- перевести в разряд муниципальных учреждений г. Калининграда приемник-распределитель для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, и центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей;
- ликвидировать Централизованную бухгалтерию управления здравоохранения администрации области;
- ликвидировать областную медицинскую библиотеку;
- перевести в разряд муниципального учреждения г. Калининграда областной реабилитационный психотерапевтический центр;
- перевести в разряд муниципального учреждения г. Калининграда Центр технического творчества, туризма и экскурсий;
- ликвидировать государственное учреждение культуры "Дом культуры "Русь";
- ликвидировать филиал историко-художественного музея в г. Советске;
- присоединить областную юношескую библиотеку в виде филиала к областной научной библиотеке;
- перевести в разряд муниципального учреждения г. Советска ТЮЗ "Молодежный";
- перевести в разряд муниципальных учреждений г. Калининграда учреждения ветеринарной службы, находящиеся на его территории;
- перевести в разряд муниципального учреждения Черняховского района Государственную конюшню "Черняховская".
4.4. Инвентаризация условий оплаты труда работников бюджетных организаций
Оплата труда работников бюджетных организаций социально-культурной сферы осуществляется в основном по разрядам Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (далее - ЕТС). Тарифные ставки и должностные оклады в рамках ЕТС установлены постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и от 24 августа 1995 г. N 823 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате работников бюджетной сферы".
Надтарифная часть заработной платы формируется за счет выплат обязательного и стимулирующего характера.
Порядок установления выплат обязательного характера, применяемых в бюджетных организациях, определяется в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и актами Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Порядок установления стимулирующих выплат (доплат, надбавок, премий) определен постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", в соответствии с которым виды и размеры стимулирующих выплат определяются организациями самостоятельно в пределах выделенных им бюджетных ассигнований.
В настоящее время применяется около 20 видов доплат, надбавок, иных выплат, носящих обязательный характер, и более 10 видов доплат и надбавок стимулирующего характера.
В общей сумме расходов на оплату труда работников областных бюджетных организаций средства, привлеченные из внебюджетных источников, составили в 1997 году в среднем 14 процентов. По учреждениям образования этот показатель составляет 12 процентов, по учреждениям культуры - 11 процентов, по учреждениям здравоохранения - 19 процентов, по учреждениям социальной политики - менее 4 процентов.
Проведенная инвентаризация условий оплаты труда и выплат стимулирующего характера делает очевидным необходимость их упорядочения и совершенствования системы оплаты труда на основе ЕТС по следующим направлениям.
Необходимо закрепить за вышестоящими организациями право определять лимит численности и размер фонда оплаты труда бюджетных организаций, находящихся в их ведении. В настоящее время вопрос о применении нормативов численности и типовых штатов такие организации решают самостоятельно и нормативная правовая база для определения их численности устарела.
Целесообразно рассмотреть возможность применения принципов формирования фондов оплаты труда, предусмотренных для государственных служащих, к оплате труда работников бюджетных организаций. В частности, распространить на них порядок, при котором средства на выплату тарифных ставок (окладов) определяются в соответствии с ЕТС и нормативом численности работников, а средства на компенсационные выплаты, выплату надбавок за непрерывный стаж работы и стимулирующие выплаты - в процентах от средств, предусмотренных на выплату тарифных ставок.
Необходимо рассмотреть возможность определения критерия, который позволил бы в зависимости от доли использованных внебюджетных средств переводить организации из разряда бюджетных в разряд дотируемых за счет средств областного бюджета. Таким организациям может быть предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры ставок (окладов) и другие условия оплаты труда по аналогии с государственными унитарными предприятиями.
4.5. Инвентаризация внебюджетных фондов и средств
Предлагается провести инвентаризацию внебюджетных фондов и средств, находящихся в ведении организаций и учреждений, финансируемых их областного бюджета и определить целесообразность их консолидации в областном бюджете.
4.6. Поэтапный отказ от дотаций и субсидий
В целях сокращения расходов областного бюджета на производственную сферу, не носящих инвестиционный характер, предполагается реализовать следующие мероприятия.
В целях сокращения бюджетного дотирования ГП "ОКОС" ввести плату за очистку сточных вод для населения курортной группы городов.
Сократить прямую финансовую поддержку из областного бюджета предприятий сельского хозяйства. В частности прекратить выделение средств областного бюджета (на возвратной и безвозвратной основе) для проведения сезонных мероприятий в сельском хозяйстве. Сокращение объема дотаций сельхозпроизводителям осуществить за счет укрепления фонда льготного кредитования агропромышленного комплекса, обеспечения полной возвратности ранее предоставленных товарных кредитов и перехода на сезонное кредитование сельхозпроизводителей в полном объеме за счет средств этого фонда.
В связи с сокращением поголовья скота в области по сравнению с 1997 годом предполагается сократить расходы на содержание областной станции по борьбе с болезнями животных на 15%.
За счет расширения платных услуг сократить бюджетное финансирование областных ветеринарных организаций.
Предполагается сократить объемы бюджетных дотаций на компенсацию выпадающих доходов от перевозок льготных категорий граждан и покрытие транспортным предприятиям убытков от работы на нерентабельных маршрутах.
Для этого:
- подготовить предложения по внесению изменений в областное и федеральное законодательство, направленные на сокращение льготных категорий пассажиров;
- при размещении государственного заказа на пассажирские перевозки предусматривать условие совмещения работы на рентабельных и нерентабельных маршрутах.
4.7. Лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов
В целях экономии топливно-энергетических ресурсов 15 % к уровню 1997 года, недопущения роста задолженности бюджетных учреждений за коммунальные услуги предполагается:
- устанавливать лимиты потребления электро- и теплоэнергии (в натуральном и стоимостном выражении) для предприятий и организаций, финансируемых из областного бюджета;
- обеспечить потребителей, финансируемых из областного бюджета, приборами учета:
- электроэнергии на 100%
- газа - 100%
- воды - 50%
- теплоэнергии - 100%.
Необходимо обеспечить проведение данных мероприятий на уровне муниципальных образований области.
4.8. Инвентаризация областной собственности
Полная инвентаризация областной собственности позволит решить следующие задачи:
- создать пообъектно единый реестр областного недвижимого имущества;
- создать эффективную и гибкую систему контроля за соблюдением порядка использования и содержания этих объектов;
- урегулировать в соответствии с действующим законодательством имущественные отношения, связанные с использованием областного недвижимого имущества;
- создать эффективную систему учета средств, полученных бюджетными организациями от использования закрепленной за ними областной собственности, а также осуществлять контроль за целевым использованием этих средств;
- выявить факты незаконного использования или отчуждения объектов областной недвижимости, принять необходимые меры, исключающие такие злоупотребления в дальнейшем;
- повысить эффективность использования объектов областного недвижимого имущества при выявлении зданий, сооружений и помещений, нуждающихся в реконструкции и капитальном ремонте, и определить порядок их дальнейшего использования;
- осуществить сбор, обработку и анализ результатов инвентаризации объектов, закрепленных и используемых бюджетными организациями;
- разработать механизмы возмещения организациям-арендодателям (балансодержателям) имущества расходов по его ремонту и содержанию.
Необходимо:
- разработать и утвердить порядок и нормы закрепления помещений за работниками бюджетной сферы;
- ввести запрет на льготное предоставление в аренду объектов областной собственности, что позволит увеличить поступления в областной бюджет;
- разработать и ввести с 1 января 1999 года единый порядок определения величины перечисляемой в областной бюджет арендной платы за пользование находящимися в областной собственности зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями.
4.9. Дополнительные организационные мероприятия по реализации программы
Рекомендовать органам местного самоуправления привести уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг в соответствие с региональными стандартами, утвержденными постановлением главы администрации (губернатора) области от 20 февраля 1998 года N 93.
Совместно с органами местного самоуправления:
- подготовить предложения по упорядочению предоставления льгот различным категориям граждан;
- расширить применение практики проведения торгов (конкурсов) по размещению заказов на оказание жилищно-коммунальных услуг, закупкам топлива, ремонту и пр.
Рассмотреть вопрос об организации лицензирования деятельности по оказанию жилищно-коммунальных услуг.
В целях дальнейшего совершенствования государственного регулирования услуг водоснабжения и водоотведения, тарифов на тепловую энергию разработать и представить на утверждение Калининградской региональной энергетической комиссии (РЭК) "Методику расчета тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые предприятиями всех форм собственности".
Сократить набор на бесплатное обучение студентов в медицинском училище.
Перевести часть медицинских услуг диагностического центра областной больницы на платную основу, кроме услуг, оказываемых по жизненным показаниям и малообеспеченным гражданам.
Решить вопрос о финансировании льготного зубопротезирования жителям г. Калининграда, осуществляемого областной стоматологической поликлиникой и больницей рыбаков, за счет бюджета г. Калининграда.
Подготовить предложения в Федеральный фонд социального страхования о передаче средств, предназначенных для оплаты по больничным листам работающим гражданам на период лечения в стационаре, лечебным учреждениям на возмещение затрат на приобретение продуктов питания, медикаментов и других материальных затрат.
Упорядочить предоставление льгот на лекарственное обеспечение отдельным категориям граждан в зависимости от их материального положения. Подготовить предложения по обеспечению выплат ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотрев их выплату в первоочередном порядке семьям с доходами ниже прожиточного минимума.
Обеспечить предоставление пособий на основе заявительного принципа только тем, кто живет ниже прожиточного минимума.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.