Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Главы администрации области
от 23 августа 1999 г. N 496
Региональная целевая программа
"Отходы"
Паспорт
региональной целевой программы "Отходы"
Наименование программы:
Калининградская региональная целевая Программа "Отходы"
Основание принятия решения о разработке Программы:
- Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды, Федеральный Закон "Об отходах производства и потребления"
- Федеральная целевая программа "Отходы", утвержденная постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 года N 1098
- Закон Калининградской области "Об отходах производства и потребления"
- Губернаторская комплексная программа развития городов и населенных пунктов Калининградской области (Программа-1000), постановление главы администрации (губернатора) области от 23.06.1997 г. N 508
- Постановление главы администрации (губернатора) Калининградской области от 16.10.98 г. N 642 "О создании Калининградского областного государственного унитарного предприятия "Единая система обращения с отходами"
Государственный заказчик:
Администрация Калининградской области
Координатор:
Государственный комитет по охране окружающей среды Калининградской области
Основные разработчики Программы:
Калининградское областное государственное унитарное предприятие "Единая система обращения с отходами"
Цели и задачи Программы:
- создание нормативной и технологической базы для реализации региональных задач в системе единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления;
- обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращение и ликвидация загрязнения окружающей среды отходами;
- экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
- создание системы управления обращения с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов;
- концепция финансовых, материально-технических и других ресурсов, концентрация производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами;
- реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего их тиражирования в целях решения проблемы накопленных в области отходов.
Сроки и этапы реализации Программы - 1999-2004 г.г.
Перечень подпрограмм и основных мероприятий:
I. Мероприятия по нормативно-правовому и научно-техническому обеспечению Программы.
II. Мероприятия по реализации пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов.
Исполнители программ и основных мероприятий:
Администрация Калининградской области, органы местного самоуправления, областное государственное унитарное предприятие "Единая система обращения с отходами", промышленные предприятия, организации и учреждения, независимо от форм собственности.
Объемы и источники финансирования:
Общий объем финансирования (в ценах 1999 года) - 231,44 млн. рублей, в том числе:
- за счет областного бюджета - 54,6 млн.руб. - 23,6%
- бюджета муниципальных образований
г.г. Калининграда, Гурьевска,
Багратионовска, Ладушкина - 5,79 млн.руб. - 2,5%
- бюджета муниципальных образований
г.г. Светлогорск, Зеленоградск,
Балтийск, Пионерский - 1,2 млн.руб. - 0,52%
- бюджета муниципальных образований
г.г. Гусев, Черняховск, Гвардейск,
Нестеров, Озерск - 0,98 млн.руб. - 0,42%
- бюджета муниципальных образований
г.г. Советск, Неман, Славск, Полесск,
Краснознаменск - 0,4 млн.руб. - 0,17%
- внебюджетного экологического фонда - 13,65 млн.руб. - 5,9%
- внебюджетные источники - 154,82 млн.руб. - 66,89%
По направлениям затрат:
Капитальные вложения - 210,61 млн.рублей
Научно-исследовательские - 20,83 млн.рублей
и опытно-конструкторские
работы
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- снижение на 25-35% негативного воздействия образования, складирования, захоронения отходов на окружающую среду;
- разработка и внедрение новых технологий по переработке и обезвреживанию более 15 видов отходов;
- увеличение ресурсо-сырьевого потенциала области и объема производимой товарной продукции;
- производство более 16 видов пользующейся спросом продукции, изготовленной из отходов;
- прибыль от реализации продукции в объеме 30 млн.рублей в год, начиная с 2003 года, предотвращенный экологический ущерб в объеме 133 млн.рублей;
- эффективный контроль и организация системы мониторинга воздействия отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения;
- экологизация технологических процессов на предприятиях области на основе внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
Система управления и контроля
за исполнением Программы
Управление и контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Калининградской области, координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Государственный комитет по охране окружающей среды Калининградской области.
Функции рабочего органа по выполнению Программы осуществляет областное государственное унитарное предприятие "Единая система обращения с отходами".
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Сложившаяся в Калининградской области ситуация в области образования, использования, размещения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экологическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений области.
Положение осложняется анклавностью Калининградской области, ее вовлеченностью в общеевропейскую систему экологических отношений.
Ежегодно в Калининградской области образуется более 400 тыс. тонн отходов производства и потребления, из которых используется лишь 11 тыс.тонн или 2,7%. На территории области в отвалах и хранилищах накоплено более 15 млн.тонн только твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных отходов, общее количество которых достигло 6 тыс.тонн.
Отходы, не подлежащие переработке, направляются на захоронение. Большинство мест организованного захоронения отходов не отвечают действующим нормативам. Площадь, занимаемая местами организованного захоронения отходов производства и потребления, составляет более 100 гектаров, для захоронения промышленных отходов - 42 гектара.
Часть токсичных отходов хранится на территории промышленных предприятий в неприспособленных для этого местах, складах, открытых площадках, загрязняя окружающую среду.
Система сбора и переработки вторичных ресурсов, ранее существовавшая, разрушена.
Неиспользуемые отходы - это тысячи тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов.
До настоящего времени не завершена разработка эффективной государственной, а следовательно, и областной политики в сфере обращения с отходами. Переход к рыночной экономике не вызвал роста переработки отходов.
Обострилась необходимость сочетания гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной государственной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшения их негативного воздействия на окружающую среду.
Мероприятия, включенные в Программу, представляют собой научно-технические мероприятия по разработке и совершенствованию технологий по обращению с отходами и развитию системы управления в сфере обращения с отходами, а также мероприятий по строительству пилотных установок, реализация которых требует системной увязки по срокам, ресурсам, исполнителям и формам управления и позволит отработать технологические, организационные и экономические аспекты решения проблемы отходов в области.
Создание современной нормативной и технологической базы для формирования и реализации эффективной государственной (областной) политики в сфере обращения с отходами требует программного метода на областном уровне при решении этой проблемы, имеющей особую значимость для функционирования экономики в целом, отдельных ее отраслей, муниципальных образований, для социального развития и улучшения условий проживания населения.
II. Основные цели, задачи, сроки к этапы
реализации Программы
Основными целями Калининградской региональной целевой программы "Отходы" являются:
- создание нормативно-правовой и технологической базы для реализации единой политики на территории Калининградской области в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления;
- обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами;
- сохранение природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся:
- создание системы управления обращения с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов;
- концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов, интеграция производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами;
- комплексное решение системы сбора, транспортировки, хранения, переработки и утилизации как неопасных, так и опасных видов отходов;
- организация новой отрасли промышленности - изготовление специального оборудования по сбору, транспортировке и переработке всех видов отходов;
- организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;
- мероприятия по исследованию, контролю, обезвреживанию и рекультивации существующих свалок;
- формирование информационного банка данных отходов для промышленныхи других предприятий, строгий учет по всем видам промышленных отходов и вторичным материальным ресурсам с указанием токсичности, количества и мест реализации;
- экологизация технологических процессов на предприятиях области на основе малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
Реализация Программы рассчитана на 1999-2004 г.г. Сроки реализации мероприятий в зависимости от их масштабности и подготовленности устанавливаются от 1 до 4 лет.
По каждому мероприятию определены этапы реализации, которые предусматривают предпроектные разработки, разработку технологической документации, выполнение проектов, изготовление и закупку оборудования, строительно-монтажные работы, освоение производства и выход на проектную мощность.
Реализация первоочередных мероприятий позволит решить в 1999-2003 годах значительную часть поставленных в Программе задач. На первоочередных мероприятиях концентрируются финансовые, материальные и другие ресурсы, а также организационная поддержка федеральных и региональных органов государственного управления и местного самоуправления.
III. Основные направления Программы
Токсичные отходы
На территории Калининградской области в хранилищах, накопителях, складах и свалках сосредоточено более 6 тыс.тонн токсичных отходов производства четырех классов опасности.
Большую опасность представляют отходы, содержащие ртуть, тяжелые металлы, ядохимикаты, кислоты, нефтепродукты и т.д.
Из общего количества образующихся отходов используется в собственном производстве до 40%. В места организованного хранения и на промплощадки направляется до 50%, на санкционированные свалки ТБО направляется до 10% отходов.
Реализация мероприятий раздела Программы позволит увеличить долю использования, утилизации и ликвидации токсичных отходов с 40 до 65% от ежегодного объема их образования, сократить количество отходов, размещаемых в природной среде с 380 до 150 тонн. В регионе решен вопрос демеркуризации отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов, содержащих металлическую ртуть. Проведением этих работ занимается ТОО "Синтез Лтд".
В области не решена проблема переработки непригодных автопокрышек, что также создает угрозу загрязнения окружающей среды.
Отходы гальванического производства
Эти отходы образуются на предприятиях машиностроительного комплекса, приборостроения и ряда других отраслей. За год в области их образуется примерно 320 тонн и только 4,8% утилизируется, лишь 3,2% хранятся в местах, соответствующих эколого-санитарным требованиям. Подавляющее большинство этих отходов относится к 3-му классу опасности.
Гальваношламы представляют собой осадки локальных (станции нейтрализации) или заводских очистных сооружений, на которых происходит выделение ионов тяжелых металлов в виде нерастворимых (окислы, сульфиды) и малораствормых (гидроокиси) соединений. На 75-80% они состоят из воды. 15-17% приходится на труднораствормые соли и гидроокиси кальция или алюминия, на соединения тяжелых металлов.
В современной ситуации природоохранными органами контролируется прежде всего содержание тяжелых металлов именно в стоках, лишь незначительная часть гальваношламов сертифицируется и выводится на соответствующие специализированные площадки.
В области достаточно подробно изучен химсостав гальваношламов и было предложено кирпичным заводам участвовать в производственном эксперименте по получению с их добавкой в кирпич для улучшения прочностных и цветовых гамм керамической продукции.
Однако, проблема обезвреживания гальваностоков практически не решена ни на одном предприятии области. Нет апробированных методов извлечения из шламов тяжелых металлов и в целом по России.
Захоронение гальваношламов должно быть исключено как чрезвычайно опасное по воздействию на окружающую среду, а накопленный небольшой опыт использования гальваношламов в качестве добавок к стройматериалам (кирпич, керамзит) должен производиться при положительной экспертной оценке облкомприроды и санитарных органов.
Наиболее реальным шагом в решении данной проблемы является реконструкция на предприятиях станций нейтрализации гальванических стоков, разделение их и замена наиболее опасных и вредных химических элементов на безопасные и менее токсичные, а также замена гальванопокрытий защитными составами, образующимися в результате процессов, имеющих иную физическую природу. К числу их, несомненно, относятся негальванические способы нанесения защитных покрытий на поверхность изделий с применением металлоорганических соединений типа Бархос.
К сожалению, данная технология применима, главным образом, для достаточно мелких изделий и поверхностей, в связи с чем наиболее подходит к предприятиям электроники и приборостроения.
На крупных машиностроительных предприятиях более реальным является путь внедрения химико-термической обработки взамен гальванической при раздельной очистке стоков и рециркуляцией технологической воды.
Сельскохозяйственные отходы
Отходы животноводства являются опасными загрязнителями природной среды (почв, водных источников) и создают напряженную санитарно-гигиеническую обстановку.
Проведенная Госкомэкологией Калининградской области проверка комплексов животноводства констатировала отсутствие на них очистных сооружений по очистке навозосодержащих стоков. Между тем, четверть объектов расположена в водоохранных зонах рек Преголи, Прохладной, Лавы и др., около 20% жижесборников и навозохранилищ требуют ремонта и реконструкции.
Для утилизации птичьего помета имеется цех компостирования, однако, его мощность не позволяет переработать весь объем поступающих отходов. В результате более 4 тыс.тонн помета вывозится на поля без предварительной обработки.
В условиях дефицита удобрений основной задачей является полное использование отходов животноводства и птицеводства в агрокомплексе.
Отходы целлюлозно-бумажной промышленности
Отходов целлюлозно-бумажного производства и деревообработки накоплено в отвалах более 1,5 млн.куб.м, расположенных в водоохранных зонах рек, что приводит к их загрязнению.
Бытовые и промышленные отходы
Строительство новых полигонов
Для размещения отходов ТБО в городах и районах области организовано 23 свалки ТБО, занимающих площадь около 100 га. Большинство свалок не отвечают нормативным требованиям, отходы на них складируются без уплотнения и пересыпки изолирующим слоем, многие из них расположены в водоохранных зонах внутренних водоемов и заливов, в черте населенных пунктов, отсутствует контроль за их влиянием на окружающую среду, нет ограждений, не ведется учет размещаемых отходов.
В основном - это стихийно возникшие свалки, которые либо уже закрыты, либо требуют запрещения дальнейшей их эксплуатации (г.г.Калининград, Балтийск, Зеленоградск, Советск, Мамоново, Неман, Ладушкин, Багратионовск и т.д.).
Все они представляют серьезную опасность природе, являясь мощными загрязнителями почвы, подземных вод и атмосферного воздуха.
Ежегодное образование твердых бытовых отходов в пределах области составляет более 400 тыс.тонн.
Реализация Программы позволит к 2001 году ввести в эксплуатацию региональный полигон промышленных и бытовых отходов в районе пос.Голубево Гурьевского района мощностью 200 тыс.тонн отходов в год. К 2003 году ввести в эксплуатацию 3 полигона промышленных и бытовых отходов общей мощностью 150 тыс.тонн в год, рекультивировать 8 мест складирования отходов общей площадью 45 га.
Золошлакоотходы
В области накоплено более 1,3 млн.тонн золошлаковых отходов, общая площадь под отвалами составляет 25 га. В зоне влияния отвалов происходит загрязнение атмосферного воздуха, почв, подземных и поверхностных вод.
Медицинские отходы
В области существует проблема обезвреживания и захоронения (уничтожения) медицинских отходов, которые содержат также и "биологические" отходы, инфицированные колющие и режущие инструменты одноразового использования, бинты, оборудование для переливания крови и других жидкостей, лекарственные препараты с истекшим сроком годности и т.д.
Потенциальные источники таких отходов - больницы, поликлиники, лаборатории, морги, ветеринарные лечебницы, фармацевтические учреждения.
Реализация мероприятий Программы позволит построить 5 новых установок по переработке медицинских отходов.
Осадки городских и промышленных сточных вод
Ежегодно в области образуется более 12 тыс.тонн осадков очистных сооружений. Ввод в строй нового очистного комплекса г.Калининграда предусматривает образование обезвоженного осадка до 600 тонн в сутки. Содержание в них кадмия, ртути, свинца, хрома и никеля представляет собой определенную опасность для окружающей природной среды, ограничивает возможности утилизации осадков.
Решение проблемы должно осуществляться параллельно по следующим направлениям:
1. Снижение содержания в осадках техногенных токсикантов путем предотвращения сбросов в городскую канализацию неочищенных промстоков.
2. Сокращение объема образующихся осадков и их подготовка для утилизации или складирования.
3. Ликвидация накопленных осадков.
В настоящее время существует несколько технологий по ликвидации шламов с очистных сооружений:
- использование осадков при переработке остаточных бытовых отходов в биогумус или вторичное топливо;
- сжигание.
Нефтесодержащие отходы
На территории области земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного значения занимают площадь свыше 115 тыс.га.
Одним из факторов деградации почв промышленной зоны является их загрязнение химическими веществами в результате нарушения технологических требований при добыче, транспортировке, использовании нефтепродуктов.
Загрязнение нефтью и нефтепродуктами становится одной из крупных технологических проблем. Они скрытно сбрасываются на свалки, в городскую канализацию, овраги, водоемы, загрязняя почву, поверхностные и грунтовые воды.
В связи с отсутствием полигона по утилизации, обезвреживанию и захоронению опасных промышленных отходов и анклавным положением региона, на первый план выдвигается проблема переработки нефтесодержащих отходов, которых ежегодно образуется более 1000 тонн.
Решение проблемы следующее:
- организация пунктов сбора отработанных масел и нефтесодержащих вод;
- проработка технологий утилизации нефтешлаков;
- налаживание производств по переработке нефтесодержащих отходов во вторичный продукт.
IV. Меры по обеспечению реализации программы
Система управления отходами
Формы и методы управления реализацией Программы определяет государственный заказчик - администрация Калининградской области.
Правовое регулирование обращения с отходами
В законодательном плане обращение с отходами производства и потребления регулируется Законами РФ "Об охране окружающей природной среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О недрах", Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Законом Калининградской области "Об отходах производства и потребления".
Нормативно - методическое и правовое
обеспечение обращения с отходами
В рамках региональной целевой программы "Отходы" предусмотрена разработка пакета нормативно-методических и правовых документов в области обращения с отходами и принятие их на областном уровне.
Перечень нормативно-методических документов, которые необходимо разработать и принять на областном уровне в рамках Программы "Отходы" представлен в приложении N 9.
Научное обеспечение обращения с отходами
В ходе создания и реализации программы "Отходы" встают вопросы по организации и проведению научно-исследовательских работ по изысканию методов и технологии утилизации промышленных и бытовых отходов, имеющих общерегиональное значение.
Выбор наиболее важных экологических проблем, для решения которых необходимо проведение научно-исследовательских работ выделением средств, осуществляется областным государственным унитарным предприятием "Единая система обращения с отходами" по согласованию с Государственным комитетом по охране окружающей среды Калининградской области.
Система мониторинга по отходам
Система мониторинга по отходам решает задачу непрерывного контроля окружающей среды и предотвращения ее деградации под воздействием загрязнений отходами.
Создание системы мониторинга влияния отходов на состояние окружающей среды предполагает разработку и стандартизацию методов наблюдения и системы показателей по ним, разработку оптимальной структуры контрольно-измерительной сети и системы управления ею.
Планируемая Программой система мероприятий в увязке с ФЦП "Отходы" позволит эффективно контролировать влияние отходов на состояние природной среды и биологические объекты, уменьшить и локализовать это воздействие. Кроме того, система мер по мониторингу отходов позволит существенно снизить затраты на рекультивацию природных сред и объектов, восстановление их естественных свойств.
Перечень мероприятий, которые необходимо разработать и принять на областном уровне в рамках Программы "Отходы", представлен в приложении N 4.
Кадровое обеспечение обращения с отходами
Кадровое обеспечение обращения с отходами строится на базовом образовании (подготовке) специалистов и системе повышения их квалификации (переподготовке). Базовое образование включает в себя обучение студентов ВУЗов, получающих высшее инженерное химико-технологическое (25.13) образование.
Повышение квалификации предусматривает послевузовское обучение руководящих работников и специалистов территориального органа Минприроды РФ различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, государственных служащих муниципального уровня по дисциплине "Использование отходов производства и потребления", а также по специальностям:
- загрязнение окружающей природной среды хозяйственными комплексами и переработка отходов;
- защита окружающей среды от загрязнения опасными отходами.
Перечень видов подготовки представлен в приложении N 1.
Экономический механизм управления отходами
Практика функционирования экономики в условиях свободного ценообразования и опыт развитых промышленных стран показывает, что рыночная модель экономики не создает условий для преимущественного использования вторичного сырья взамен первичного.
В условиях отсутствия дефицита первичного сырья и свободного установления цен на готовую продукцию производители не заинтересованы в замене первичного сырья вторичным, так как это требует привлечения дополнительных средств для подготовки отходов к производственному потреблению, использования специального оборудования. Экономическая заинтересованность сохраняется в сборе, заготовке и использовании только наиболее эффективных видов вторичного сырья для уже существующих производств по его переработке, а также для поставки на экспорт.
Анализ установленных платежей за размещение отходов показывает, что в большинстве случаев они ниже удельных капитальных затрат на переработку отходов, а также строительство полигонов для захоронения в соответствии с нормативно-технической документацией. Это создает ситуацию, при которой предприятием экономически более выгодно вносить платежи в экологический фонд, а не осуществлять систему мероприятий по созданию производственных мощностей по переработке отходов. С другой стороны, повышение экономических нормативов платы также имеет ограничения - с учетом больших объемов образования отходов и широкой их номенклатуры, а также экономического положения предприятий в современных условиях хозяйствования.
В связи с этим возникает необходимость разработки системы финансирования и экономического стимулирования использования промышленных отходов.
Без экономического стимулирования предприятий и оказания им помощи нельзя рассчитывать на сильную экологическую политику.
Оказание экономической поддержки предприятиям, осуществляющим разработку и внедрение малоотходных технологий и производств, направленных на сокращение объемов размещения отходов может осуществляться по ряду направлений.
Экономические инструменты стимулирования предприятий по использованию отходов включают:
- льготы по уплате налогов на добавленную стоимость в части, зачисляемой в Государственный бюджет Калининградской области при реализации промышленных отходов, производстве продукции с их применением, а также стоимости оборудования по переработке отходов;
- предоставление органами государственной власти Калининградской области государственно-правовых гарантий предприятиям, использующим промышленные отходы;
- предоставление на договорных условиях целевых ссуд юридическим и физическим лицам для малоотходных технологий и производств, снижающих уровень выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, использующих вторичные ресурсы, осуществляющих другую природоохранную деятельность;
- льготное налогообложение научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок, направленных на переработку отходов;
- поддержка инвестиционных проектов, направленных на проведение мероприятий по вовлечению отходов в хозяйственный оборот, и создание экологически безопасных условий хранения, захоронения отходов;
- льготы по платежам за размещение отходов при осуществлении предприятиями мероприятий по использованию отходов;
- совершенствование системы платежей за загрязнение окружающей среды.
Механизм реализации и контроль за ходом
выполнения Программы
Управление Программой осуществляется с помощью нормативно-правовых и экономических рычагов. Контроль за реализацией Программы возлагается на Государственный комитет по охране окружающей среды Калининградской области, комитет по строительству, ЖКХ и ТЭК, агропромышленный комитет, комитет цен и потребительского рынка администрации Калининградской области и областной центр Госсанэпиднадзора.
Мероприятия Программы, связанные с реализацией проектов по переработке и обезвреживанию отходов, выполняются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях, учреждениях и на предприятиях посредством заключения государственных контрактов на конкурсной основе.
Областное государственное унитарное предприятие "Единая система обращения с отходами" ежегодно готовит бюджетную заявку на финансирование Программы, уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей, сроки реализации мероприятий и др.
Текущий контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией области и Госкомитетом по охране окружающей среды Калининградской области.
В ходе реализации Программы возможна корректировка первоочередных мероприятий и перераспределение средств внутри Программы с целью их концентрации на узловых проблемах.
Контроль за реализацией Программы проводится на всех стадиях выполнения программных мероприятий и оценки последствий их осуществления с использованием специальной оперативной отчетности.
На всех стадиях реализации Программы контролируются и оцениваются:
- выполнение этапов, программных заданий и показателей по содержанию, объемам, исполнителям, срокам и т.д.;
- затраты ресурсов и эффективность их использования;
- экономическая эффективность мероприятий;
- корректировка целей и показателей Программы;
- соблюдение законодательства, стандартов, правил, ограничений;
- эффективность управления Программой.
Ресурсное обеспечение программы
Финансирование Программы обеспечивается за счет средств бюджетов области, муниципальных образований области, собственных средств предприятий, средств экологических фондов и средств Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды.
Общие затраты на реализацию региональной целевой Программы "Отходы" составляют: 231,44 млн.руб (в ценах 1999 г.), в том числе:
54,6 млн.руб. - средств областного бюджета;
8,37 млн.руб. - средств местных бюджетов;
13,65 млн.руб. - средств областного внебюджетного экологического фонда;
154,82 млн.руб. - внебюджетные источники.
Объем финансирования мероприятий по переработке, обезвреживанию и захоронению отходов составляет 210,6 млн.руб.
Объем финансирования нормативно-методического, научного и кадрового обеспечения обращения с отходами - 20,83 млн.руб.
Объемы финансирования мероприятий Программы приведены в приложениях NN 1-10.
Оценка ожидаемой эффективности экологических
и социально-экономических последствий реализации Программы
Социально-экономическими и экологическими результатами проведения программных мероприятий являются: разработка ряда правовых, нормативных и методических документов обращения с отходами на областном уровне; снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду; сокращение отчуждения площадей пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, для строительства новых полигонов, отвалов и хранилищ (накопителей) отходов; экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл; создание рынка экологически безопасных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов; производство товаров, пользующихся спросом, из отходов или с их применением.
В результате реализации программных мероприятий будет переработано, обезврежено и изолировано от окружающей среды более 400 тыс.тонн отходов в год, из них промышленные отходы:
- первого класса опасности - 141,52 т/год, в том числе:
ртутьсодержащие отходы - 0,92 т/год;
ядохимикаты - 43,6 т/год;
медицинские отходы - 370 т/год;
- второго класса опасности - 1500 т/год, в том числе:
отходы растворителей ИЛВЖ - 1500 т/год;
- третьего класса опасности - 31400 т/год, в том числе:
гальванические шламы - 400 т/год;
лакокрасочные материалы - 450 т/год;
нефтешламы - 1700 т/год;
прочие отходы - 28850 т/год;
- четвертого класса опасности - 94780 т/год, в том числе:
отходы резины и изношенные автопокрышки - 1570 т/год;
асбестосодержащие отходы - 700 т/год;
прочие отходы - 92510 т/год;
- неопасные отходы (вторичные ресурсы) - до 40 тыс.т/год.
Твердые бытовые отходы - 232179 тыс.т/год.
Всего будет производиться более 16 видов товарной продукции различного назначения, в том числе: металлы и их соединения, остеклованные материалы, резинотехнические изделия, наполнители для резинотехнических изделий, лакокрасочные материалы, вторичные нефтепродукты и другие.
Сокращение вывоза отходов на свалки (неопасных отходов на 40 тыс.тонн в год, опасных промотходов на 20 тыс.тонн в год) в результате внедрения прогрессивных малоотходных технологий, установок по переработке и обезвреживанию отходов и сбору вторичных ресурсов будет способствовать: уменьшение площадей для строительства новых объектов по размещению отходов, тем более, что в настоящее время отвод новых земель большая проблема.
Проблема размещения отходов в районах области будет решена в основном за счет строительства новых и реконструкции старых свалок и полигонов захоронения ТБО.
Данные мероприятия уменьшат негативное воздействие отходов на окружающую среду, снизят вероятность аварийных загрязнений поверхностных и грунтовых вод.
В целом, реализация региональной целевой программы "Отходы" стабилизирует санитарно-эпидемиологическую обстановку в Калининградской области, улучшит показатели здоровья населения, уменьшит экологический ущерб на сумму 133 млн.рублей.
Общий экономический эффект от реализации Программы составляет 296 млн.рублей (без учета аварийных ситуаций и прибыли от реализации отходов, как вторичного сырья и продукции, произведенной с использованием отходов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.