Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации области
от 13 августа 1999 г. N 473
Комплексная целевая программа
развития пивоваренной отрасли Калининградской области
(программа "Пиво")
Основание для Решение главы администрации (губернатора)
разработки Калининградской области, инициативная заявка
Программы: руководства АООТ "Пивоваренный завод "Остмарк"
Основные Налоговые отчисления в областной и местный
результаты бюджеты (в долларах США):
Программы: 01.01.2000 г. - 4880000;
01.01.2001 г. - 9750000;
01.01.2002 г. - 13450000;
01.01.2003 г. - 17840000.
Создание за 1999 - 2002 годы 3000 - 3500 новых
рабочих мест.
Увеличение общего объема производства и
реализации пива до 1,0 миллиона гектолитров в год к
2002 году.
1. Сложившаяся ситуация
1.1. Численность населения Калининградской области в настоящее время составляет 946,2 тысячи человек. Потребление пива на душу населения у нас составляет около 30,0 литров в год.
Для сравнения приведем значение этого показателя для некоторых зарубежных стран, а также для крупнейших городов России:
Польша - 50,0 литров;
США - более 100,0 литров;
Германия - 150,0 литров;
Чехия - 150,0 литров;
Санкт - Петербург - около 60,0 литров;
Москва - около 60,0 литров.
По данным маркетинговых исследований рост потребления пива на душу населения в 90-х годах имеет стабильную тенденцию к росту и составляет около 10,0% в год. Например: потребление пива в России выросло с 12 литров на человека в 1995 году до 20 литров в 1997 году.
Оценка емкости рынка пивоваренной отрасли России:
в 1997 году - отечественные пивовары сварили 25,2 миллионов гектолитров пива, импорт составил 5,0 миллионов гектолитров. Итого за год потреблено 30,2 миллионов гектолитров пива.
Для сравнения:
в 1984 году - отечественные пивовары сварили 33,2 миллионов гектолитров пива.
Прогнозы показывают увеличение потенциального рынка пива в России не менее, чем в 1,6 - 1,7 раза, что составит около 45,0 - 50,0 миллионов гектолитров в год.
При этом, совокупная доля импортируемого пива на российском рынке, по оценкам отраслевых экспортеров, в течение первого полугодия 1999 года сократится до 2,0 - 3,0% при наметившейся тенденции производства заграничных марок пива на отечественных предприятиях.
1.2. Главное достоинство пивоваренной отрасли заключается в ее самодостаточности.
Это объясняется следующими обстоятельствами:
1. гарантированный, хотя бы по минимуму, рынок сбыта продукции. Даже бедные слои населения позволяют себе приобретать пиво;
2. для организации бизнеса требуются относительно меньшие инвестиции, чем в других отраслях;
3. научиться варить хорошее пиво относительно проще, чем производить качественные товары в других отраслях.
Это способствует достижению значений средней рентабельности более высоких, чем во многих других сферах бизнеса. До кризиса августа 1998 года средняя рентабельность отрасли составляла 30,0 - 40,0%. Это позволило сдержать цены, поступившись некоторой долей рентабельности. За время кризиса отечественное пиво подорожало в среднем всего на 25,0%. Доля импортного сырья (хмель, солод, этикетки) в среднем по пивоваренной отрасли не превышает 25,0 - 30,0%. (Из-за того, что на Останкинском пивкомбинате солод делают на своей солодовне, там этот показатель составляет 10,0 - 20,0%).
1.3. Самодостаточность отрасли, хорошая рентабельность производства, имеющиеся в нашем крае давние традиции пивоварения, делают ее перспективным объектом инвестирования для образования в Калининградской области крупного источника бюджетных поступлений, образования новых рабочих мест.
2. Цели и задачи развития пивоваренной отрасли
2.1. Цели:
1. Улучшение социально - экономической обстановки в Калининградской области за счет формирования и развития пивоваренной отрасли как одной из основы образования ее бюджета. Доведение размера отчислений в областной и местный бюджеты к 01.01.2003 г. до 17840000 долларов США (в рублевом эквиваленте).
2. Создание за 1999 - 2002 годы 3000 - 3500 новых рабочих мест.
3. Увеличение общего объема производства и реализации пива до 1,0 миллиона гектолитров в год к 2002 году.
4. Занятие к 2002 году лидирующих позиций на российском рынке пива и рынках стран СНГ. Выход на контроль не менее, чем за 10,0% российских рынков по отдельным производственным позициям отрасли (ячмень, солод, хмель, металлическая банка, кеги, бутылки).
2.2. Задачи:
1. Развитие производства пива при доступности напитка для различных социальных групп населения.
2. Восстановление и создание на новом уровне производства ячменя для нужд пивоваренной отрасли.
3. Создание производства качественного солода.
4. Создание отечественного производства качественного хмеля.
5. Создание производства металлических банок для розлива пива.
6. Создание отечественного производства металлических кегов (бочек) для розлива пива.
7. Создание производства стеклотары для розлива пива.
8. Создание специализированной системы маркетинга, построение эффективной сети оптово - розничной торговли.
9. Обеспечение социально - экономического развития муниципальных образований Калининградской области, на территории которых будут создаваться объекты пивоваренной отрасли.
10. Решение организационно - финансовых проблем формирования и развития пивоваренной отрасли.
11. Создание нормативно - правовой базы формирования и развития пивоваренной отрасли.
3. Комплекс мероприятий по развитию пивоваренной отрасли
3.1. Подпрограмма "Остмарк"
Развитие производства пива при доступности напитка для различных социальных групп населения.
Размер инвестиций непосредственно в производство пива со стороны АООТ "Пивоваренный завод "Остмарк" составит с учетом 1998 года 25,0 миллионов долларов США, в том числе:
8,0 миллионов долларов США - уставной капитал;
17,0 миллионов долларов США - реинвестированная прибыль.
Инвестиционный план
/-------------------------------------------------------------\
| Наименование | 1999 | 2999 | 2001 | 2002 | Итого |
|-----------------------+------+-------+------+-------+-------|
| Объем производства, | | | | | |
| в тысячах гектолитров |300,0 | 500,0 | 750,0|1000,0 | |
|-----------------------+------+-------+------+-------+-------|
| Инвестиции, | | | | | |
| в миллионах долларов | | | | | |
| США, | 4,0 | 5,0 | 6,0| 6,0 | 21,0 |
|-----------------------+------+-------+------+-------+-------|
| в том числе прямые, | 2,6 | 1,0 | 1,0| - | 4,6 |
|-----------------------+------+-------+------+-------+-------|
| в том числе из | | | | | |
| прибыли | 1,4 | 4,0 | 5,0| 6,0 | 16,4 |
\-------------------------------------------------------------/
Ожидаемый результат:
- объем производства к 2002 году составит 1,0 миллион Гкл пива в год;
цена в Калининградском регионе будет на 5 - 10% ниже импортных аналогичных сортов.
3.2. Подпрограмма "Ячмень"
Восстановление и создание на новом уровне производства ячменя для нужд пивоваренной отрасли.
В настоящее время потребности в ячмене для нужд пивоваренной отрасли удовлетворяются за счет импорта. Однако природно - экономические условия, почвенный покров с преобладанием дерново - подзолистых почв позволяет заниматься выращиванием пивоваренных сортов ячменя. В области могут возделываться следующие пивоваренные сорта ячменя: роланд, мареси и др.
Выращивание этой культуры будет выгодным для местных производителей сельскохозяйственной продукции. Рентабельность будет составлять не менее 15,0%.
Основные результаты создания производства:
/---------------------------------------------------------\
| Показатели |1999 | 2000| 2001 | 2002 |
|-----------------------------+-----+-----+-------+-------|
| 1. Потребность в ячмене, | | | | |
| тыс. тонн (для производства | | | | |
| пива в области) | 6,0 | 10,0| 15,0 | 20,0 |
|-----------------------------+-----+-----+-------+-------|
| 2. Количество создаваемых | | | | |
| дополнительных рабочих | | | | |
| мест, чел. |30-40|70-80|130-140|220-230|
\---------------------------------------------------------/
Реализационная цена ячменя пивоваренных сортов к концу 1998 составила 850 рублей. Ячмень пивоваренных сортов на мировых рынках стоит в пределах 95,0 - 135,0 долларов США.
При выходе на продажу ячменя производителям пива в России потенциальный рынок составит еще 100,0 тыс. тонн зерна, что соответствует контролю за 10,0% общероссийского рынка (цель - реальная). Это потребует уже 38,0 тыс. га посевных площадей и позволит создать 1000 - 1100 рабочих мест.
3.3. Подпрограмма "Солод"
Создание производства качественного солода.
Прогнозируемый потенциальный рынок солода, тыс. тонн
/---------------------------------------------------------\
| Место потребления |1999 | 2000| 2001 | 2002 |
|-----------------------------+-----+-----+-------+-------|
| 1. Калининградская область | 4,8 | 8,0| 12,0 | 16,0 |
|-----------------------------+-----+-----+-------+-------|
| 2. Россия (около 10,0% | | | | |
| общероссийского рынка) | | | | 80,0 |
\---------------------------------------------------------/
Цены на солод в 2 и более раза превышают цены за сырье для его производства - ячмень пивоваренных сортов.
3.4. Подпрограмма "Хмель"
Создание отечественного производства качественного хмеля.
Прогнозируемый потенциальный рынок хмеля (в концентрате), тонн
/-----------------------------------------------------------\
| Место потребления |1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
|-----------------------------+-----+-------+-------+-------|
| 1. Калининградская область |165,0| 280,0 | 420,0 | 560,0 |
|-----------------------------+-----+-------+-------+-------|
| 2. Россия (около 10,0% | | | | 2800- |
| общероссийского рынка) | | | | 3000,0|
\-----------------------------------------------------------/
Цена 1 тонны хмеля (в концентрате) на мировом рынке составляет около 30,0 тысяч немецких марок.
3.5. Подпрограмма "Металлическая банка"
Создание производства металлических банок для розлива пива.
Прогнозируемый потенциальный рынок банок для розлива пива, млн. штук
/-----------------------------------------------------------\
| Место потребления |1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
|-----------------------------+-----+-------+-------+-------|
| 1. Калининградская область: | | | | |
| 0,33 л |21,5 | 37,5 | 56,2 | 75,0 |
| 0,50 л |12,0 | 20,0 | 30,0 | 40,0 |
|-----------------------------+-----+-------+-------+-------|
| 2. Россия (около 10,0% | | | | |
| общероссийского рынка): | | | | |
| 0,33 л | | | | 375,0 |
| 0,50 л | | | | 200,0 |
\-----------------------------------------------------------/
Цена 1 банки на мировом рынке составляет около 10,0 центов США.
3.6. Подпрограмма "Кег"
Создание отечественного производства металлических кегов (бочек) для розлива пива.
Прогнозируемый потенциальный рынок металлических кегов (бочек), тыс. штук
/-----------------------------------------------------------\
| Место потребления |1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
|-----------------------------+-----+-------+-------+-------|
| 1. Калининградская область |60,0 | 100,0 | 150,0 | 200,0|
|-----------------------------+-----+-------+-------+-------|
| 2. Россия (около 10,0% | | | | |
| общероссийского рынка) | | | | 1000,0|
\-----------------------------------------------------------/
Цена 1 кега на мировом рынке составляет 100,0 немецких марок.
3.7. Подпрограмма "Стеклотара"
Создание производства бутылок для нужд пивоваренной отрасли.
Прогнозируемый потенциальный рынок бутылок, миллионов штук
/-----------------------------------------------------------\
| Место потребления |1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
|-----------------------------+-----+-------+-------+-------|
| 1. Калининградская область |27,0 | 45,0 | 67,5 | 110,0 |
|-----------------------------+-----+-------+-------+-------|
| 2. Россия (около 10,0% | | | | |
| общероссийского рынка) | | | | 550,0 |
\-----------------------------------------------------------/
Объем рынка Калининградской области, России может быть значительно увеличен за счет выпуска качественных бутылок для алкогольной промышленности, производителей минеральной воды.
3.8. Подпрограмма "Маркетинг"
Создание специализированной системы маркетинга, построение эффективной сети оптово - розничной торговли
3.8.1. В комплекс мероприятий по этому направлению входят:
1. Создание крупной оптовой фирмы.
2. Создание автотранспортной организации.
3. Создание производства фирменного торгового оборудования.
4. Создание специализированной сети пивных торговых павильонов - пивных баров, торговых точек.
5. Создание производства фирменной рекламной продукции (футболок, кепок, пакетов, подносов, кружек, плакатов, вывесок и т.п.).
В Калининградской области предполагается открыть 300 точек по продаже пива:
- 100 стационарных павильонов - пивных баров;
- 200 сезонных точек "под зонтиком" и передвижных точек.
Только это позволит создать 900 - 1000 новых рабочих мест.
3.8.2. Мероприятие "Стационарные павильоны - пивные бары"
Общий размер инвестиций на реализацию мероприятия "Стационарные павильоны - пивные бары"
-------------------------------------------------------------------------
Вид бара | Стоимость | Стоимость |Стоимость| Количество | Суммарные
| поставки и | фундамента,|одного | создаваемых | затраты
| сборки, в | в расчете |бара | точек |
| расчете на | на 1 кв.м | | |
| на 1 кв.м | | | |
----------+------------+------------+---------+--------------+-----------
1. Бар, | 220 | 15 | 11250 | 70 | 790,0
50 кв. | долларов | долларов |долларов | | тысяч
метров | США | США | США | | долларов
| | | | | США
| | | | |
2. Бар, | 200 | 15 | 21500 | 30 | 645,0
100 кв. | долларов | долларов |долларов | | тысяч
метров | США | США | США | | долларов
| | | | | США
----------+------------+------------+---------+--------------+-----------
Итого: | | | | 100 | 1435
| | | | | тысяч
| | | | | долларов
| | | | | США
-------------------------------------------------------------------------
3.8.3. Мероприятие "Сезонные точки "под зонтиком"
Общий размер инвестиций на реализацию мероприятия "сезонные точки "под зонтиком"
/------------------------------------------------------------------\
| Состав оборудования | Стоимость | Количество | Суммарные |
| одной точки | оборудования | создаваемых | затраты |
| | | точек | |
|----------------------+---------------+-------------+-------------|
| 1. 6 столов и | 1050 долларов | | |
| 12 скамеек | США | | |
|----------------------+---------------+-------------+-------------|
| 2. Зонтик (300 мм) | 85 долларов | | |
| | США | | |
|----------------------+---------------+-------------+-------------|
| 3. Ролбар | 150 долларов | | |
| | США | | |
|----------------------+---------------+-------------+-------------|
| 4. Инсталлятор с | 750 долларов | | |
| холодильником | США | | |
|----------------------+---------------+-------------+-------------|
| Всего: | 2035 долларов | 100 |около 200,0 |
| | США | |тысяч |
| | | |долларов США |
\------------------------------------------------------------------/
3.9. Подпрограмма "Размещение отрасли в муниципальных образованиях"
Обеспечение социально - экономического развития муниципальных образований Калининградской области, на территории которых будут создаваться объекты пивоваренной отрасли.
Предполагается определить и обосновать перечень объектов пивоваренной отрасли, размещаемых и создаваемых в муниципальных образованиях области. По первоначальным планам будут открыты торговые точки по продаже пива:
- в Калининграде - 150 штук;
- в Светлогорске, Зеленоградске, Пионерском, Балтийске, Янтарном, Советске, Черняховске и других муниципальных образованиях - 150 штук.
3.10. Решение организационно - финансовых проблем формирования и развития пивоваренной отрасли.
3.10.1. Организационно - финансовая основа функционирования отрасли:
создание холдинговой структуры - акционерного общества, в котором будут увязываться интересы основного участника - АООТ "Пивоваренный завод "Остмарк" с другими участниками реализации проекта.
3.10.2. Основной источник финансирования Программы:
инвестиции, привлекаемые в виде акционерного капитала при расширении отраслевого производства, создании новых отраслевых организаций.
3.10.3. К участникам проекта следует отнести фирмы:
- AMS-Hamburg - крупнейший мировой поставщик пивоваренного оборудования, осуществляющий инжиниринг и монтаж оборудования;
- Detroit Brewing Compani LLC - крупнейший производитель пива в США;
- "Северные Ветры", Москва - крупнейший дистрибьютер пива в России;
- "Мастер Дистрибьюшн", Москва - крупнейший дистрибьютер пива в Москве;
- организации Калининградской области:
- "Балтинцентр" (создание производства солода);
- "Росвесталко" (содействие созданию производства металлических пробок для бутылок);
- ОГУП "Регион-Развитие" (участие администрации области в Программе, выставочная деятельность);
- "Тарный комбинат" (участие в Программе по своему профилю деятельности);
- "АЮЗ" (создание сети пивных баров - пивных павильонов);
- органы власти и местного самоуправления Калининградской области:
- Комитет по имуществу администрации области (участие в создании новых организаций отрасли);
- комитеты по имуществу муниципальных образований (участие в создании новых организаций отрасли);
- другие иностранные и российские организации.
3.11. Создание нормативно - правовой базы формирования и развития пивоваренной отрасли.
Будут разработаны предложения по содержанию нормативно - правовых актов, принятие которых позволило бы снять проблемные вопросы, мешающие развитию отрасли. В этот перечень войдут акты, относящиеся к налоговому регулированию, таможенному прохождению грузов, льготам по тарифам и ценам, квотам на ввоз в Особую экономическую зону и другим сферам государственного регулирования.
4. План-график реализации мероприятий по развитию
пивоваренной отрасли
/------------------------------------------------------------\
| Создаваемые производства и | Этапы реализации |
| структуры, участники проекта | мероприятий по годам |
| |---------------------------|
| | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| А. Производственно-торговая | | | | |
| группа отрасли | | | | |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 1. Пивоваренная организация | | | | |
| или группа организаций | + | + | + | |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 2. Организации оптовой торговли| + | + | + | |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 3. Организации розничной | | | | |
| торговли, кафе и рестораны | | + | + | + |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 4. Создание отечественного | | | | |
| производства качественного | | | | |
| солода | | + | + | |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 5. Хозяйства - производители | | | | |
| ячменя | + | + | + | + |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 6. Создание отечественного | | | | |
| производства качественного | | | | |
| хмеля | | | + | + |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 7. Организации по производству | | | | |
| рекламной продукции и | | | | |
| аксессуаров | | + | | |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 8. Организации по производству | | | | |
| металлических банок и кегов | | + | + | |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 9. Организации - изготовители | | | | |
| торговых павильонов, пивных | | | | |
| баров, торгового оборудования | + | + | + | + |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| Б. Финансовая группа отрасли | | | | |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 11. Банк | + | | | |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 12. Инвестиционная компания | | + | | |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 13. Лизинговая компания | | + | | |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 14. Страховая компания | + | | | |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 15. Управляющая компания | + | | | |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| В. Участники от органов | | | | |
| власти и местного | | | | |
| самоуправления | | | | |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 16. Участие в создании | | | | |
| новых организаций: | | | | |
| комитет по имуществу | | | | |
| администрации области | + | + | + | + |
|--------------------------------+------+------+------+------|
| 17. Участие в создании | | | | |
| новых организаций: | | | | |
| комитеты по имуществу | | | | |
| муниципальных образований | | + | + | + |
\------------------------------------------------------------/
Схема пивоваренной отрасли Калининградской области
/---------------------------------------\ /----------------------------\
| Производственный блок | |Сбытовой блок |
| | | |
| /------------\ /------------\ | | /-----------\|
| |Производство| |Производство| | |/--------------|Создание ||
| | хмеля | |рекламной | <‡‡€ЃМаркетинг|--\ |собственной||
| \------------/ |печатной †‡‡‡‡‡€‡‡>\----------\ | |торговой ||
| | |продукции | | | | | | |сети ||
| | \------------/ | | | | | \-----------/|
| | | | | | |
| /------------\ | /------------\ | |/--------\ | | /---------\|
| |Производство| \-->|Производство|-----+-->|Оптовая | | \-->|Розничная||
| | ячменя | /-| пива | | ||торговля|-+---->|торговля ||
| \------------/ | \------------/ | |\--------/ | \---------/|
| | | | | | |
| | | | | | | | |
| /------------\ | /------------\| | |
| |Производство| | |Производство|| |/------------\ |
| | солода | | | - бутылок || ||Торговля по | |
| \------------/ | | - банок || ||России, СНГ | |
| | | - кегов || ||и за рубежом| |
| | \------------/| |\------------/ |
| /------------\ | | |
| |Производство| | | |
| |тары и | | | |
| |упаковки | | | |
| \------------/ | | |
\---------------------------------------/ \----------------------------/
График "Динамика производства пива в Калининградской области" невозможно воспроизвести имеющимися средствами. Ксерокопию этого графика можно получить в фирме "ЛВС" (Ленинский пр-т, 76-а, к. 15, тел. 64-47-59)
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Калининградской области от 13 августа 1999 г. N 473 "О Комплексной целевой программе развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.