2. Мэрии города Калининграда обеспечить выполнение и финансирование Программы в части, касающейся в пределах ассигнований, предусмотренных городским бюджетом на 2000 год.
3. Контроль за выполнением данного решения возложить на депутатскую комиссию по социальной политике (Трегубов Б.А.)
Председатель городского Совета
депутатов Калининграда |
Ю.Л. Богомолов |
Программа
занятости населения города Калининграда на 2000 год
(утв. решением городского Совета депутатов Калининграда
от 9 февраля 2000 г. N 47)
Во исполнение настоящей Программы принято постановление Мэра г. Калининграда от 4 июля 2000 г. N 1937 "О квотировании рабочих мест в организациях города для лиц, особо нуждающихся в социальной защите"
Паспорт
Программы занятости населения г. Калининграда
на 2000 год
Наименование Программа занятости населения г. Калининграда
Программы на 2000 год
Основание для Федеральный Закон "О занятости населения в РФ"
разработки Положение о федеральной службе занятости РФ
Программы N 5131-1 от 8.06.93
Распоряжение мэра г. Калининграда N 1054-р
от 29.10.99
Государственный Министерство труда и социального развития
заказчик РФ, мэрия г. Калининграда
Программы
Основной Департамент федеральной государственной
разработчик службы занятости населения по
Программы Калининградской области
Цели и задачи - реализация государственной политики
Программы занятости на территории г. Калининграда;
- повышение эффективности структуры
занятости и минимизации негативных
последствий безработицы для населения города
Исходя из указанных целей, усилия
федеральных и городских органов власти
предлагается сосредоточить на решении
следующих задач:
- на основе мониторинга и научных
исследований сделать прогноз рынка труда
г. Калининграда;
- с учетом перспективных планов развития
региона разработать комплекс мероприятий,
которые содействуют занятости населения и
обеспечивают социальную защиту граждан от
безработицы;
- с учетом особенностей рынка труда города
определить приоритетные направления активной
политики занятости, органов власти
объединений работодателей и общественных
организаций в вопросах занятости;
- создать необходимую финансовую базу для
выполнения Программы занятости и обеспечить
рациональное использование средств,
направляемых на ее реализацию.
Срок и этапы Программа занятости населения по
реализации г. Калининграду рассчитана на 1 год. Ее
Программы проведение предполагается осуществить в два
этапа:
I этап подготовительный - планирование и
подготовка мероприятий, координация
направлений деятельности всех
заинтересованных структур - до февраля 2000
года.
II этап реализации - развертывание
работы и создание условий для устойчивой
реализации Программы. Продолжительность
этапа - в течение 2000 года.
Исполнители Департамент федеральной государственной
основных службы занятости населения по
мероприятий Калининградской области, городская
администрация, местные органы исполнительной
власти в районах города
Планируемые Средства областного фонда занятости 14,0
объемы и млн. руб., 1,5 млн. руб. - средства
источники городского бюджета, 1,8 млн. руб. - средства
финансирования работодателей
Особенности - в связи с острым дефицитом средств
Программы финансирование планируемых мероприятий будет
происходить по мере пополнения доходной
части ФЗ, в последовательности предложенной
разработчиками;
- объем существующей задолженности перед
безработными составляет годовой бюджет
областной службы занятости, поэтому участие
городского бюджета и привлечение других
источников финансирования - это ключевой
вопрос, требующий принципиального решения
Ожидаемые Сохранение контроля над процессами занятости
результаты и перераспределения рабочей силы,
предотвращение угрозы массовых сокращений,
снижение уровня безработицы и социальная
защищенность этой группы населения
Организация Организация работы происходит при
исполнения и координации всех действий через органы
контроль за службы занятости. Департамент службы
реализацией занятости ежемесячно и ежеквартально (в
соответствии с требованиями госстатистики)
предоставляет отчет о своей деятельности и
ходе реализации Программы в органы местной
власти и Министерство труда РФ.
Финансовая деятельность контролируется КРУ,
счетной палатой и прокуратурой области.
Введение
Программа занятости населения города Калининграда на 2000 год разработана на основании Закона РФ "О занятости населения в РФ", Положения о федеральной службе занятости РФ N 5131-1 от 8.06.93 и распоряжения мэра г. Калининграда N 1054-р от 29.10.99 совместной рабочей группой, созданной для этой цели Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области и мэрией г. Калининграда.
Комплекс мероприятий Программы должен обеспечить реализацию государственной политики в сфере занятости населения г. Калининграда, на основе приоритета активных форм содействия безработным и создании эффективной системы социальной поддержки незанятых граждан. При разработке Программы использован прогноз рынка труда Калининградской области на 2000 год и общая концепция развития региона до 2000 года.
Основная терминология, употребляемая в тексте Программы:
экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг (т.е. лица, занятые в экономике и безработные граждане)
уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения
безработный - гражданин, не имеющий работы (доходного занятия), занимающийся их поиском и готовый приступить к работе занятое население - лица, имеющие постоянную работу или доходное занятие
рынок труда - лица, занимающиеся поиском работы или заинтересованные в ее смене
базовая безработица - безработица, существующая на начало прогнозируемого периода
спецконтингент - лица, освобожденные из мест заключения
застойная безработица - лица, получившие статус безработного более года или повторно
скрытая безработица - лица, находящиеся по инициативе администрации в вынужденных отпусках и простоях
временно незанятое население - к этой категории относятся домохозяйки, сезонные рабочие и т.д.
Занятость и рынок труда города Калининграда
При общей численности жителей города в 427,2 тыс. чел., в т.ч. постоянного населения 426,5 тыс. чел., экономически активное население составляет 208,0 тыс. чел. Среди 198,0 тыс. занятых в экономике города 45% задействовано в госсекторе, в частном секторе - 26%, в смешанных формах собственности - 20%. Численность работников в малом бизнесе составляет 82 тыс. чел., 28 тыс. чел. - занимаются индивидуально - частным предпринимательством (за 9 месяцев их число выросло на 0,6 тыс. чел., прогноз на 2000 год - еще около 0,8 тыс. чел.).
Перераспределение рабочей силы идет за счет сокращения персонала в производственной сфере, где сейчас работает 64% занятых. Однако процесс выбытия компенсировался только на 68% (в среднегодовом исчислении разница составляет более 2,0 тыс. чел.). Среднемесячное число вакансий 2,4 тыс. (в т.ч. новые 0,06 - 0,08 тыс.).
В экономике г. Калининграда работают 63% от общего числа занятых в хозяйственном комплексе области. Более 68% предприятий и организаций областного центра были связаны с зарубежными партнерами. Их экономическая активность до конца 1999 года не оправилась от кризиса 17 августа 1998 г.
Финансовый кризис несколько оживил активность местных товаропроизводителей, но из-за потери покупательской способности населения, влияние этого фактора на экономику города постепенно сходит на нет. Показателен пример увеличения спроса на рабочую силу, который достиг докризисного уровня. Однако при этом, средняя оплата труда с учетом выплат социального характера обеспечивала 1,6 прожиточного минимума для работающих (до кризиса августа 1998 г. - 2,0).
В январе - сентябре 1999 г. по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года при росте среднедушевых доходов населения области в 1,5 раза, рост цент на продукты питания составил 219%, непродовольственные товары - 216% (индекс цен нарастающим итогом к соответствующему периоду прошлого года).
После принятия в 1996 г. новой редакции Закона "О занятости населения в РФ" уровень регистрируемой безработицы в г. Калининграде до июня 1998 г. стабильно снижался, составив на 1 ноября 1999 г. - 1,4 тыс. чел., т.е. 0,7% от экономически активного населения, причем 21,0% безработных имеют это статус более года. Контрольные расчеты с применением методик Международной организации труда показывают, что реальный уровень безработицы в городе достигает 30,0 тыс.чел. (с учетом скрытой безработицы).
Ситуация на рынке труда в городе такова, что помимо роста застойных форм безработицы (динамика +5,0%), растет доля женщин среди безработных до 78,0% (динамика + 17%).
Специфика работы по обеспечению занятости заключается в геополитическом положении Калининградской области. Рынок труда региона и, собственно г. Калининграда, изолирован от общероссийского. В связи с этим проводится работа по правовому регулированию использования иностранной рабочей силы в г. Калининграде и трудоустройству российских граждан за рубежом.
Вторая особенность - сосредоточение почти всего экономического потенциала области в г. Калининграде, где регистрируется более 2/3 всех имеющихся вакансий. В этих условиях особое значение приобретает регулирование внутриобластного перераспределения трудовых ресурсов.
Третья особенность - наличие крупной группировки войск и флота.
Основной итог деятельности Департамента и местных органов власти заключается в том, что процессы, происходящие на рынке труда города, сохранили свою прогнозируемую форму и не вышли из под контроля.
Прогноз социально - экономического развития региона, который сделан профильными комитетами администрации области говорит о том, что практически весь 2000 год уйдет на ликвидацию оставшихся негативных последствий финансового кризиса августа 1998 г. Предполагается, что существовавший уровень производства промышленной продукции, объемы реализации товаров и услуг и реальные доходы населения в 2000 г. постепенно восстановятся до уровня 1997 г. Исходя из этих сценарных условий социально - экономического развития региона и, в частности г. Калининграда, предполагается, что существенных изменений в состоянии трудовых ресурсов в 2000 году не произойдет. Прогноз рынка труда г. Калининграда выглядит следующим образом:
Высвобожденный персонал.
Количество сокращенных, при сохранении существующей экономической ситуации (без учета скрытой безработицы) составит 4,8 тыс.чел. Однако в случае проведения массовых увольнений на предприятиях - банкротах сотрудников, находящихся в вынужденных отпусках и простоях, их численность будет не менее 11,1 тыс. чел.
Первичная безработица молодежи.
Ежегодный совокупный выпуск всех очных учебных заведений (без учета структур Министерства обороны и Министерства внутренних дел) и общее количество отчисленных определяется в 16,7 тыс. чел.
Лица, возвращающиеся из мест лишения свободы.
По данным МВД в город вернется 1,0 тыс. бывших заключенных.
Текучесть кадров оценивается в 19,4 тыс. чел.
Миграционный прирост лиц в трудоспособном возрасте составит 4,9 тыс. чел.
Реабилитируемые инвалиды. Их численность не превысит 0,7 тыс. чел.
Сокращенные военнослужащие. Работа потребуется для 0,6 тыс. уволенных офицеров и прапорщиков.
Незанятые граждане, не имеющие статуса безработного.
Расчеты проведенные по методике МОТ (Международной организации труда) позволяют сделать вывод, что кроме официальных безработных в городе есть еще 29,8 тыс. незанятых граждан реально заинтересованных в подходящей работе.
Базовая безработица на начало 2000 года не превысит 1,4 тыс. чел.
В итоге регистрируемый рынок труда г. Калининграда (в зависимости от масштабов сокращений) составит в 2000 г. 79,4 85,7 тыс. чел. (см. приложение N 2).
Перспективный прогноз спроса и предложения рабочей силы позволяет сделать вывод, что при среднемесячном числе официально заявляемых вакансий в 2,0 - 2,5 тыс. свободных мест, спросом будут пользоваться прежде всего квалифицированные рабочие (сварщики, станочники, электрики...) - до 25% заявок, рабочие строительных специальностей (каменщики, отделочники...) - до 10%, торговообслуживающий персонал около 20%, квалифицированные служащие 10%, водители различных категорий - 8%, прочие - 10%. Спрос на неквалифицированную рабочую силу (сторожа, грузчики, уборщицы...) не превысит 17% всей потребности рынка труда.
В то же время, предполагаемое предложение рабочей силы в 2000 году по-прежнему будет соответствовать характеристикам вакансий не более чем на 1/3. Другими словами, проблема структурного несовпадения спроса и предложений рабочей силы сохранится.
Основные положения программы
занятости населения на 2000 год
(контрольные цифры)
Одной из основных особенностей реализации разработанной Программы занятости является острый дефицит средств в областном фонде занятости. В результате этого у Департамента занятости населения по Калининградской области и его структурных подразделений в городах и районах области резко сокращаются возможности для полномасштабного содействия занятости населения.
Общий дефицит фонда на начало 2000 г. определяется в 31,7 млн. рублей, что сравнимо с годовым бюджетом Департамента. Причем, 31,1 млн. руб. это задолженность по пособиям перед безработными, долги перед которыми не погашены c 1996 г. При этом долги перед безработными г. Калининграда погашены полностью. Исходя из существующих реалий и отсутствия финансовой помощи со стороны регионального бюджета (который также является дефицитным), Департамент занятости предполагает осуществить планирование и финансирование разработанных мероприятий программы, исходя из контрольных цифр, согласованных с Министерством труда и занятости и мэрией г. Калининграда.
Такой подход позволит максимально эффективно использовать средства, поступающие в областной фонд занятости средства городского бюджета и привлеченные средства работодателей, на наиболее значимых направлениях по содействию занятости населения, в частности:
NN пп |
Наименование действий программ |
Основные цели и задачи |
Основные показатели предусмотрено по программе (человек) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Целевое поощрение трудоустройства и реабилитации граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
|||
1 2 3 4 |
Организация занятости безработных граждан Организация занятости длительно безработных граждан: "Клуб ищущих работу", "Новый старт" Частичная компенсация расходов работодателей по оплате труда инвалидов Субсидирование местным бюджетом длительно безработных граждан |
Целевая поддержка безработных граждан, направленная на гарантированное трудоустройство путем предоставления на конкурсной основе финансовой помощи работодателям, создающим дополнительные рабочие места Приобретение безработными гражданами навыков активного поиска работы, предоставление им практической возможности реализовать полученные навыки. Создание условий для гарантированного трудоустройства Стимулирование создания дополнительных рабочих мест для инвалидов Создание условий для организации самозанятости инвалидов |
40 185 30 10 |
Содействие занятости выпускников образовательных учреждений |
|||
5 6 |
Программа "Молодежная практика" Организация конкурса "Профи-2000" |
Расширение возможностей трудоустройства и приобретение профессиональных знаний, навыков и умений выпускников общеобразовательных учреждений. Организация конкурса "Профи-2000" Стимулирование приема на работу молодых специалистов |
20 40 |
Содействие временному трудоустройству | |||
7 | Программа временной занятости и общественных работ в том числе: организация общественных работ программа содействия временному трудоустройству несовершеннолетних граждан |
Смягчение напряженности на рынке труда. Оказание материальной поддержки гражданам (в первую очередь безработным), сохранение мотивации к труду длительно безработных граждан, содействие приобретению трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность, трудовая адаптация безадаптированных категорий граждан материальная поддержка граждан, участвующих в общественных работах в период активного поиска постоянной работы, обеспечение процесса социально-трудовой реабилитации граждан трудовая адаптация и социальная поддержка несовершеннолетних граждан |
3320 320 3000 |
Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы |
|||
8 | Программа поддержки развития предпринимательства и самостоятельной занятости в том числе обучение безработных и незанятого населения основам предпринимательской деятельности |
Создание условий для расширения возможностей занятости в сфере малого и среднего бизнеса и самостоятельной занятости безработных граждан профессиональное консуль тирование и обучение безработных граждан профессиям, позволяющим организовать собственное дело и заняться индивидуальной трудовой деятельностью; конкурс самозанятости инвалидов, вовлечение инвалидов в предпринимательскую деятельность |
360 360 10 |
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения |
|||
9 | Программа развития человеческих ресурсов в том числе целевые программы професси- онального обучения безработных из числа слабо социально защищенных - всего, из них: граждан, впервые вступающих на рынок труда или не имеющих профессий и специальностей выпускников общеобразовательных учреждений инвалидов, имеющих показания к труду женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей- инвалидов граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, в том числе по направлению службы занятости беженцев и вынужденных переселенцев |
Развитие трудовых ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы средствами профессионального обучения обеспечение гарантированной возможности в получении новой профессии и трудовых навыков для социально ослабленных групп населения, с учетом их особенностей и ограниченных возможностей. Создание максимально благоприятных условий для вовлечения их в трудовую деятельность повышение конкурентоспособности для дальнейшего гарантированного трудоустройства и сокращения объемов неквалифицированной рабочей силы негативно влияющей на состояние рынка труда смягчение ситуации с первичной безработицей молодежи и перспективное формирование рабочей силы, пользующейся гарантированным устойчивым спросом в целях реализации политики государства по повышению социальной защищенности этой категории граждан и обеспечения возможностей для их вовлечения в хозяйственную жизнь общества создание равных стартовых условий на рынке труда в целях соблюдения социальной справедливости и реализации мероприятий по особой опеке социально ослабленных групп населения для реализации мероприятий государства, направленных на минимизацию негативных последствий сокращения ВС содействие в адаптации на местном рынке труда |
2500 1100 420 350 30 140 140 20 |
Профессиональная ориентация | |||
9. | Программа профес- сиональной ориентации безработных и незанятого населения |
Оказание содействия гражданам в выборе сферы деятельности, профессии или специальности, направления обучения и формы занятости в соответствии с их личными интересами и возможностями, а также потребностями рынка труда |
20600 |
Поддержка доходов безработных граждан и граждан, находящихся под риском увольнения |
|||
10 11 12 13 14 |
Выплаты пособий по безработице Оказание материальной и иной помощи Организация отдыха детей безработных граждан Оплата временной нетрудоспособности безработных Досрочные пенсии |
поддержка доходов безработных граждан в период активного поиска работы поддержка доходов малоимущих безработных граждан и лиц, находящихся на их содержании социальная защита детей, поддержка доходов малоимущих безработных граждан поддержка доходов безработных граждан в период временной нетрудоспособности предоставление возможности досрочного выхода на пенсию отдельным категориям безработных граждан при невозможности их трудоустройства |
2500 50 - 380 50 |
Содействие в трудоустройстве | |||
15 16 |
Трудоустройство в т.ч. по квоте Создание условий для трудовой миграции |
содействие занятости и трудоустройству безработных, в т.ч. по льготе обеспечение прав граждан при трудоустройстве за рубежом |
2400 250 200 |
Исходя из указанных положений Программы занятости на 2000 год основные направления деятельности Департамента занятости будут следующими:
Организация занятости безработных граждан
Совершенствование работы по содействию занятости незанятого населения ориентировано на сокращение сроков поиска работы, недопущения развития застойных форм безработицы, повышения эффективности заполнения вакансий и расширения предоставляемых гражданам услуг. Исходя из указанных целей в рамках Программы занятости предполагается провести следующие мероприятия:
- создание единой базы данных о безработных г. Калининграда и прилегающих районов области;
- совершенствование технологии работы с безработными;
- продолжить работу по созданию базы вакансий по г. Калининграду и прилегающим районам области;
- организация ярмарок вакансий (в том числе и специализированных для женщин и молодежи);
- превентивные мероприятия на предприятиях для предотвращения массовых сокращений;
- проведение "Дней занятости" направленных на комплексное решение вопросов профориентации, трудоустройства и переобучения конкретных социальных групп населения, которые имеют низкую конкурентоспособность на рынке труда;
- совершенствование работы по обобщению и распространению передового опыта работы службы занятости.
Сотрудничество с работодателями
В целях содействия занятости безработных граждан, сдерживания роста уровня безработицы будут расширяться связи с организациями работодателей, действующих на территории города. В частности, будет увеличен перечень сервисных услуг по подбору кадров, консультаций и семинаров по вопросам трудового законодательства, разъяснению прав и обязанностей для руководителей предприятий, организаций и работников кадровых служб г. Калининграда.
В целях сохранения рабочих мест и квалифицированных кадров, обеспечения дополнительных социальных гарантий работников, будет продолжена работа по развитию социально - трудовых отношений на предприятиях города.
Профессиональное обучение безработных
В настоящее время профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан является важнейшим направлением активной политики занятости, что способствует восстановлению их конкурентоспособности на рынке труда путем получения новой профессии и повышения квалификации.
Не имея собственной учебной базы служба занятости продолжит привлечение к этой работе на конкурсной основе учебных заведений всех уровней и учебных подразделений предприятий. Профессиональное обучение будет ориентировано, прежде всего, на содействие и помощь социально слабозащищенным группам населения (молодежь, женщины, инвалиды, военнослужащие и члены их семей и т.п.).
Организация профессионального обучения граждан будет осуществляться на основе прогнозов текущей и перспективной потребности работодателей в рабочих и служащих, а также ориентирована на содействие самозанятости безработных.
В целях повышения эффективности учебного процесса получат дальнейшее развитие гибкие системы обучения, программы и учебные технологии, ориентированные на предоставление широкого перечня услуг по переобучению всем социальным группам населения.
Учебным заведениям, сотрудничающим со службой занятости будет оказана информационная и методическая помощь в организации учебного процесса безработных. Преимущественное право на переобучение за счет средств службы занятости будут иметь безработные инвалиды, лица, состоящие на учете более 6 месяцев, граждане, уволенные с военной службы (жены, мужья военнослужащих), выпускники общеобразовательных заведений, граждане, впервые ищущие работу и не имеющие профессии (специальности).
Профессиональная ориентация
Сложная ситуация на рынке труда, связанная с общим кризисом экономики усугубляется ежегодным единовременным выходом на рынок труда молодежи, оканчивающей очные учебные заведения. В этой связи особое значение имеет профессиональная ориентация и социальная адаптация граждан ищущих работу к новым реалиям рынка труда. Это направление деятельности является составной частью активной политики занятости. Оно способствует формированию осознанного выбора незанятыми гражданами будущей сферы деятельности, создания условий для эффективной реализации и планирования индивидуальной карьеры, повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда.
Основные задачи профориентации состоят в:
- минимизации отрицательных последствий застойной безработицы;
- повышении эффективности поиска безработными вакансий (особенно в первые 10 дней);
- повышении мотивации незанятого населения к трудовой деятельности;
- расширении перечня предлагаемых услуг не только для безработных, но и для работодателей;
- снижении социальной напряженности в сфере занятости и обществе в целом.
В полном объеме профориентационные услуги получат направляемые на переобучение (консультирование, тестирование, психологическая помощь, профотбор и т.д.). В обязательном порядке весь комплекс услуг будет предоставлен лицам из социально слабозащищенных категорий граждан (инвалидам, женщинам с иждивенцами, молодежи и выпускникам очных учебных заведений, сокращенным и т.д.). Продолжат свою работу "Клуб ищущих работу", "Новый старт" и другие программы по социальной адаптации незанятого населения, которые направлены на обучение самостоятельному поиску работы, психологический тренинг, повышение мотивации и формирование позитивной установки на решение проблемы трудоустройства.
Кроме собственных сотрудников к этой работе будут привлекаться специалисты узкого профиля для индивидуальной работы.
В качестве ожидаемых результатов предполагается повысить конкурентоспособность безработных на рынке труда, уменьшить приток на рынок труда незанятой молодежи, сократить поиск работы, обеспечить социальную стабильность, максимально сократить число безработных, отчисляемых с курсов по переобучению, обеспечить количество трудоустройств после обучения на уровне 93%.
Обеспечение дополнительных гарантий занятости
для отдельных категорий граждан
В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для отдельных неконкурентоспособных на рынке труда граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, Программой предусмотрен ряд мероприятий активного характера по содействию занятости. Принимая во внимание ограниченные возможности областного фонда занятости и учитывая, прежде всего, интересы социально - ослабленных категорий граждан, мэрия города Калининграда в соответствии с действующим законодательством берет на себя частичное финансирование и организацию отдельных мероприятий Программы, направленных на решение этой задачи.
Молодежь - это наиболее крупная социальная группа, которая ежегодно массово выходит на рынок труда без опыта работы, зачастую без специальности, пополняя ряды безработных, не в состоянии самостоятельно решать проблему трудоустройства. Указанные особенности крайне осложняют не только их собственное положение, но и усугубляют общее положение на рынке труда, обостряют социальную напряженность в обществе, отторгают молодежь от общественно - полезной деятельности.
К мероприятиям по содействию занятости этой категории граждан относятся: квотирование рабочих мест, в первую очередь, для выпускников профтехучилищ из числа детей-сирот; содействие в трудоустройстве по договоренности с работодателями; обеспечение социальной адаптации молодых специалистов в системе "Молодежная практика", проведение конкурса молодых специалистов "Профи-2000", обеспечение временной занятости детей и подростков в каникулярное время и во внеканикулярный период. Решениями этих задач на территории города в основном занимаются местные органы по делам молодежи и специализированное муниципальное предприятие "Социальная служба молодежи" в тесном взаимодействии с Департаментом занятости, местными органами по труду и социальной защите.
Программой предусмотрено оказание помощи в трудоустройстве 740 граждан из числа молодежи, в т.ч. 80 по квоте, 20 чел. в системе "Молодежная практика" и 40 чел. по результатам конкурса "Профи-2000". Дополнительно в течение года планируется создание временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан и вовлечение в трудовую деятельность до 3000 подростков (в каникулярное время - 2000 чел., во внеканикулярный период - 1000 чел.).
Для оказания помощи в трудоустройстве инвалидов Программой предусмотрено квотирование 110 рабочих мест на предприятиях города, проводимое Департаментом занятости совместно с местными органами по труду, а также создание 30 дополнительных рабочих мест для инвалидов за счет обязательных платежей работодателей, не выполнивших установленных квот.
Дополнительно мэрией города спланировано проведение муниципального конкурса по содействию самозанятости инвалидов, в результате которого ожидается создание еще 10 рабочих мест для инвалидов.
Работа по содействию занятости и трудовой мотивации социальной поддержки инвалидов на территории города будет проводиться в рамках реализации разработанной мэрией концепции единой системы занятости инвалидов, с привлечением всех заинтересованных сторон.
В целях обеспечения временной занятости и трудовой адаптации безработных граждан, снижения уровня безработицы в городе будут организовываться и проводиться общественные работы. Для этого планируется развивать практику заключения прямых договоров с работодателями, особенно на муниципальных предприятиях, занимающихся благоустройством города, экологией и социальной сферой.
Общественные работы позволят обеспечить безработным возможность получения временных доходов в период поиска работы и будут организовываться по согласованию с городскими органами власти.
Программой предусмотрено обеспечение временной занятости в системе общественных работ до 1000 чел., при этом 680 чел. за счет средств работодателей (60%) и 320 чел. за счет средств городского бюджета (40%).
В результате деятельности муниципального учреждения "Калининградский центр социально - трудовой реабилитации" планируется в 2000 г. вовлечь в трудовую деятельность до 250 граждан из числа лиц без определенного места жительства и занятий, при этом до 40 чел. обучить рабочим специальностям и трудоустроить на постоянной основе.
Для обеспечения процесса социально - трудовой реабилитации граждан, зарегистрированных в Центре социально - трудовой реабилитации, планируется дальнейшее развитие его социального блока и производственной базы Центра.
Всего Программой предусмотрено в 2000 году оказать содействие в трудоустройстве 1280 граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, обеспечить временную занятость 4000 человек, что в значительной степени поможет снизить социальную напряженность на рынке труда, оздоровить в целом социальную обстановку в городе.
Прочие направления деятельности
К числу дополнительных мероприятий, направленных на содействие занятости относятся вопросы регулирования трудовой миграции, подготовка к возможному возникновению критической ситуации на рынке труда, совершенствование системы материальной поддержки безработных и развитие информационных систем. В частности, будет продолжена реализация мероприятий, направленных на повышение трудовой мобильности рабочей силы. В условиях территориальной оторванности местного рынка труда от общероссийского, особое значение приобретает внутриобластное перераспределение рабочей силы. Кроме обмена информацией с общероссийским банком вакансий будет формироваться и активно использоваться внутриобластной банк свободных рабочих мест и обмен соответствующей информацией с зарубежными коллегами.
Работа с вынужденными переселенцами и беженцами будет ориентирована на превентивное создание и организацию рабочих мест с предоставлением жилья в сельской местности, что позволит этой категории граждан наиболее полно реализовать гарантированные законом права и избежать обострения ситуации на местном рынке труда.
В целях контроля за соблюдением прав граждан в сфере труда и занятости будет продолжена работа по лицензированию деятельности организаций, занимающихся трудоустройством граждан как внутри страны, так и за рубежом. Будет организована комплексная экспертная оценка трудовых контрактов по условиям экспорта и импорта рабочей силы и продлено действие квот на использование иностранной рабочей силы на территории Калининградской области.
Финансовое обеспечение Программы
занятости
Общее состояние дел со сбором страховых взносов в условиях продолжающегося экономического кризиса можно охарактеризовать как очень сложное. Основными плательщиками в фонд занятости являются предприятия и организации, связанные с торговлей и внешнеэкономической деятельностью, которым 17 августа 1998 г. был нанесен очень серьезный удар (из-за трехмесячной нестабильности курса валюты). Принимая во внимание специфическое геополитическое положение региона, последствия финансового кризиса для предприятий и организаций, расположенных на территории города были особенно тяжелы. Однако, несмотря на это, в результате целого комплекса проведенных мероприятий в 1999 г. уровень сборов удалось поднять до 90,5% от планируемой суммы.
Предполагается, что существующее сложное положение в экономике сохранится и в 2000 г. В этой связи, работа, направленная на сбор средств в областной фонд занятости, будет развиваться по следующим направлениям:
- на основе взаимодействия с местными органами власти, структурами налоговой инспекции, налоговой полиции и пенсионного фонда продолжится формирование банка данных о плательщиках в фонд занятости;
- будет совершенствоваться работа по контролю за поступлениями обязательных страховых платежей от работодателей путем сбора соответствующей отчетности;
- продолжится работа по выявлению случаев мошенничества со стороны безработных;
- в полном объеме будет реализован комплекс мероприятий по возмещению материального ущерба, нанесенного фонду занятости со стороны как плательщиков, так и самих безработных;
- принимая во внимание неплатежеспособность большого количества предприятий будет развиваться практика взаимозачетов и реструктуризации существующих долгов с фондом занятости. Опыт такого рода сотрудничества уже наработан в предыдущие годы.
В 2000 г. предполагается получить в доходную часть бюджета областного фонда занятости 66,8 млн. руб., из них: 52,5 млн. руб. страховые взносы плательщиков, в т.ч. по г. Калининграду - 36,0 млн. руб., 6,1 млн. руб. - иные поступления (штрафы, пени, мобилизация просроченной задолженности), 8,2 млн. руб. - путем реструктуризации просроченных платежей (в т.ч. и с 1999 г.).
В целях более эффективного использования поступающих средств они консолидируются в целом по региону, что позволяет Департаменту занятости населения по Калининградской области оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынках труда городов и районов области. Это обусловлено и задолженностью перед безработными, совокупный объем которой на начало 2000 г. составил 31,7 млн. руб. (в г. Калининграде задолженность отсутствует) Исходя из этого на реализацию Программы будет направлено из фонда занятости 14,0 млн. руб., из городского бюджета 1,8 млн. руб. и 1,8 млн. руб. от работодателей.
Основной контроль за финансированием Программы занятости будет осуществлять Департамент федеральной государственной службы занятости по Калининградской области, курирующий деятельность городских и районных структур службы. По итогам работы будут предоставляться соответствующие отчеты местным органам законодательной и исполнительной власти. Более подробная информация содержится с приложениях NN 3 и 4.
Нормативно - правовое и
информационно - аналитическое обеспечение
Реализация Программы занятости населения г. Калининграда потребует комплексного нормативно - правового обеспечения комплекса включенных в нее мероприятий:
- принятие на основе областного закона "О квотировании рабочих мест" городского постановления о дополнительных гарантиях занятости для отдельных категорий граждан, в котором будет определен конкретный механизм реализации данного закона в 2000 году;
- заключение договоров с работодателями по выделению (созданию) рабочих мест для трудоустройства граждан в рамках установленной квоты;
- издание городского постановления по организации общественных работ на территории города;
- заключение договоров с предприятиями и организациями города на проведение общественных работ;
- разработка пакета документов для проведения конкурса "Профи-2000" и конкурса по содействию занятости инвалидов, заключения договоров на оказание финансовой помощи с победителями конкурсов.
Для реализации мероприятий социальной адаптации "Молодежная практика" необходимо принятие соответствующего распоряжения мэра города и заключения договоров о сотрудничестве с работодателями по этому вопросу. После утверждения Программы городским Советом депутатов будет составлен детальный план ее реализации.
Информационно - аналитическое обеспечение необходимо для отслеживания и оперативного реагирования на процессы, происходящие в сфере занятости. Для этого предполагается:
- организовать мониторинг рынка труда города и обеспечить сбор необходимой для этой цели информации;
- постоянно обновлять банк данных о вакансиях по г. Калининграду и близлежащих районах;
- через местные СМИ и газету "Горизонт" обеспечить информационное обеспечение граждан по всему комплексу вопросов, касающихся ситуации на рынке труда города и изменениях в нормативно - правовой базе.
Ожидаемые результаты выполнения
Программы занятости
По прогнозу рынка труда г. Калининграда на 2000 год, при сохранении существующего положения в экономике региона, проблема поиска подходящей работы встанет перед 79,4 тыс. чел. Согласно расчетам (см. приложение N 2) в этом случае за помощью в органы государственной службы занятости обратятся 28,0 тыс. чел.
В этом случае:
- помощь в виде различного рода консультаций (юридических, профориентационных, по вакансиям и т.д.) получат 20,6 тыс. чел. После этого они смогут самостоятельно справиться с возникшей проблемой;
- будут трудоустроены без предварительных условий 2,4 тыс. обратившихся;
- потребуется переобучение 2,5 тыс. чел.;
- необходимо будет обеспечить пособием 2,5 тыс. чел.;
В итоге, уровень регистрируемой безработицы в Калининградской области к концу 2000 года составит 1,0% экономически активного населения.
При проведении массовых сокращений ситуация будет развиваться по второму варианту прогноза, т.е. рынок труда вырастет до 85,6 тыс. чел. В этом случае помощь потребуется уже 30,5 тыс. чел., из которых:
- необходимо будет оказать различного рода консультационную помощь 18,5 тыс. чел.;
- трудоустроить 3,0 тыс. чел.;
- увеличить масштаб переобучения до 3,0 тыс. чел.;
- обеспечить выплату пособия 6,0 тыс. чел.
При втором варианте развития ситуации общее количество безработных вырастет до 2,2%.
Независимо от сценарных условий, которые будут развиваться на рынке труда города, реализация комплекса мероприятий Программы занятости населения г. Калининграда области позволит сохранить социальную стабильность на рынке труда, в сфере трудовых отношений и перераспределения рабочей силы.
Приложение N 1
Показатели по области
N п |
Единица измерения |
I квартал |
в % к 1998 г. |
Примечание |
1. Численность экономически активного населения 2. Численность населения, занятого всеми видами деятельности 3. Общая численность безработных по методике МОТ 4. Денежные доходы (в среднем на душу населения) 5. Реальные располагаемые денежные доходы 6. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата 7. Реальная начисленная заработная плата 8. Прожиточный минимум (в среднем на душу населения в месяц) 9. Среднесписочная численность работников - в т.ч. в г. Калининграде (по крупным и средним предприятиям) чел. |
тыс.чел. тыс. чел. тыс.чел. руб. - руб. - руб. чел. % |
462,7 399,6 63,1 914,1 х 1266,6 х 762,9 207,1 59,6 |
151,9 70,1 151,8 69,2 204,1 97,2 |
в Калининграде 48,7% от общей численности населения 208 тыс.чел. 13,6% к экономически активному населению |
Приложение N 2
Рынок труда Калининградской области
в 2000 году
(в тыс.чел.)
Отделы заня- тости |
Ры- нок тру- да 1 вари- ант |
Ры- нок тру- да 2 вари- ант |
Со- кра- щен- ные 1 вари- ант |
Со- кра- щен- ные 2 вари- ант |
Мо- ло- дежь |
Спец- кон- тин- гент |
Те- куч. кад- ров |
Миг- рац. при- рост |
Реа- бил. ВТЭК |
Вре- мен- но не- за- ня- тые |
Со- кра- щен. ар- мии |
Ба- зо- вая без- ра- бо- ти- ца |
Кали- нин- град Всего по об- ласти |
79,4 128,0 |
85,6 138,0 |
4,8 8,0 |
11,1 18,0 |
16,7 22,2 |
1,0 2,0 |
19,4 33,6 |
4,9 8,0 |
0,7 1,7 |
29,8 44,5 |
0,6 1,0 |
1,4 7,6 |
Приложение N 3
Занятость населения, выходящего на рынок труда
г. Калининграда в 1999 году
Отде- лы заня- тости |
По I-му варианту развития ситуации |
По II-му варианту развития ситуации |
||||||||||
ры- нок тру- да |
в т.ч. об- рат. в СЗ |
кон- суль- тации |
тру- до- ус- тр. |
пе- ре- обу- че- ние |
по- тре- бу- ет- ся- по- со бие |
ры- нок тру- да |
в т.ч. об- рат. в СЗ |
кон- суль- тации |
тру- до- ус- тр. |
пе- ре- обу- че- ние |
по- тре- бу- ет- ся- по- со бие |
|
Кали- нин- град Всего по об- лас- ти |
79,3 128,0 |
28,0 45,0 |
20,6 23,6 |
2,4 6,8 |
2,5 4,6 |
2,5 10,0 |
85,6 138,0 |
30,5 56,7 |
18,5 21,7 |
3,0 8,7 |
3,0 6,6 |
6,0 19,7 |
Приложение N 4
Основные положения Программы занятости населения
г. Калининграда и их финансирование в 2000 году
N пп |
Перечень основных мероприятий (статьи затрат) |
I-й вариант | II-й вариант | Источники финанси- рования |
Ответст- венные за испол- нение |
||
тыс. чел. |
тыс. руб. |
тыс. чел. |
тыс. руб. |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
Консультационная помощь Трудоустройство, в т.ч. по квоте из них: инвалидов др.категории Выплата пособий по безработице Профессиональная подготовка (полная стоимость обучения и стипендии) Материальная помощь безработным и различные единовременные выплаты Оплата временной нетрудоспособности Назначение пенсии безработным предпенсионного возраста Финансовая помощь предприятиям инвалидов для сохранения и создания рабочих мест Содействие самозанятости инвалидов Социальная адаптация: - "Молодежная практика"; - конкурс "Профи-2000" Деятельность МУП "ССМ": - трудоустройство молодежи - временная занятость школьников Деятельность Центра СТР: - трудовая адаптация и трудоустройство, развитие производственной базы - общественные работы Создание условий для трудовой миграции Итого: в т.ч. средства фонда занятости средства городского бюджета средства работодателей |
20,6 2,4 0,25 0,11 0,14 2,5 2,5 0,05 0,38 0,05 +0,9 0,03 0,01 0,02 0,04 0,6 3,0 0,25 0,32 0,68 0,2 |
- - 4911,8 7385,2 5,0 34,4 1700,0 300,0 70,0 30,0 64,5 120 800 21,5 400 1500,0 - 17342,4 14036,4 (80,9%) 1506,0 (8,7%) 1800,0 (10,4%) |
18,5 3,0 0,3 0,11 0,14 6,0 3,0 0,1 0,38 0,05 +0,9 0,03 0,01 0,02 0,04 0,6 3,0 0,25 0,32 0,68 0,3 |
- - 11788,2 8862,0 5,0 34,4 1700,0 300,0 70,0 30,0 64,5 120 800 21,5 400 1500,0 - 26695,6 22389,6 (83,9%) 1506,0 (5,6%) 2800,0 (10,5%) |
фонд занятости фонд занятости и средства работода- телей фонд занятости фонд занятости фонд занятости фонд занятости фонд занятости средства работода- телей, невы- полн.квоты городской бюджет городской бюджет городской бюджет городской бюджет городской бюджет городской бюджет средства работода- телей - |
служба занятости служба занятости и мэрия служба занятости служба занятости служба занятости служба занятости служба занятости служба занятости и мэрия служба занятости и мэрия служба занятости и мэрия служба занятости и мэрия служба занятости и мэрия служба занятости и мэрия служба занятости и мэрия служба занятости и мэрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Горсовета депутатов г. Калининграда от 9 февраля 2000 г. N 47 "Об утверждении целевой Программы занятости населения города Калининграда на 2000 год"
Текст решения официально опубликован не был