Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Калининградской области
"О Программе занятости населения
Калининградской области на 2000 год"
Программа
занятости населения Калининградской области
на 2000 год
Содержание
Паспорт
Программы занятости населения Калининградской области на 2000 год
Наименование Программа занятости населения
Программы Калининградской области на 2000 год
Основание для Положение о федеральной службе
разработки Программы занятости РФ от 08.06.93 г. N 5131-1
Государственный Министерство труда и социального
заказчик Программы развития РФ, администрация Калининградской
области
Основной разработчик Департамент федеральной государственной
Программы службы занятости населения по
Калининградской области
Цели и задачи - реализация государственной политики
Программы занятости на территории Калининградской
области;
- повышение эффективности структуры
занятости и минимизации негативных
последствий безработицы для населения
региона
Исходя из указанных целей, усилия
федеральных, областных и районных органов
власти предлагается сосредоточить на
решении следующих задач:
- на основе мониторинга и научных
исследований сделать прогноз рынка труда
области;
- с учетом перспективных планов развития
региона разработать комплекс мероприятий,
которые содействуют занятости населения и
обеспечивают социальную защиту граждан
от безработицы;
- с учетом особенностей рынка труда области
определить приоритетные направления
активной политики занятости;
- обеспечить координацию усилий всех
органов власти, объединений работодателей
и общественных организаций в вопросах
занятости;
- создать необходимую финансовую базу для
выполнения Программы занятости и
обеспечить рациональное использование
средств, направляемых на ее реализацию
Срок и этапы Программа занятости населения по
реализации Программы Калининградской области рассчитана на 1
год. Ее проведение предполагается
осуществлять в два этапа:
I этап подготовительный - подготовка общей
концепции, согласование проекта и
утверждение. Продолжительность этапа 3
месяца.
II этап реализации - развертывание работы и
создание условий для устойчивой реализации
Программы. Продолжительность этапа - в
течение 2000 года
Исполнители основных Департамент федеральной государственной
мероприятий службы занятости населения по
Калининградской области, администрация
Калининградской области, органы местного
самоуправления муниципальных образований
Планируемые объемы Средства областного фонда занятости
и источники 66,4 млн. руб. (в т.ч. дотации из
финансирования федеральной части в виде освобождений от
обязательных отчислений 10,4 млн. руб.),
300 тыс. руб. - средства областного
бюджета по целевому финансированию
Особенности - в связи с острым дефицитом средств
Программы финансирование планируемых мероприятий
будет происходить по мере пополнения
доходной части фонда занятости, в
последовательности предложенной
разработчиками;
- объем существующей задолженности перед
безработными составляет годовой бюджет
областной службы занятости, поэтому участие
областного и местных бюджетов - это
ключевой вопрос, требующий принципиального
решения
Ожидаемые результаты Сохранение контроля над процессами
занятости и перераспределения рабочей силы,
предотвращение возникновения локальных
очагов безработицы, снижение уровня
безработицы и социальная защищенность этой
группы населения
Организация исполнения Организация работы происходит при
и контроль за координации всех действий через органы
реализацией службы занятости. Департамент службы
занятости ежемесячно и ежеквартально (в
соответствии с требованиями госстатистики)
предоставляет отчет о своей деятельности и
ходе реализации Программы в администрацию
Калининградской области и Министерство
труда РФ.
Финансовая деятельность контролируется КРУ,
счетной палатой и прокуратурой области.
Введение
Программа занятости населения Калининградской области на 2000 год разработана на основании Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Положения о федеральной службе занятости РФ от 08.06.93 г. N 5131-1 совместной рабочей группой, созданной для этой цели Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области и администрацией Калининградской области.
Комплекс мероприятий Программы должен обеспечить реализацию государственной политики в сфере занятости населения региона, на основе приоритета активных форм содействия безработным и создании эффективной системы социальной поддержки незанятых граждан. При разработке Программы использован прогноз рынка труда Калининградской области на 2000 год и общая концепция развития региона до 2000 года.
Основная терминология, употребляемая в тексте Программы:
экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг (т.е. лица, занятые в экономике и безработные граждане)
уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения
безработный - гражданин, не имеющий работы (доходного занятия), занимающийся их поиском и готовый приступить к работе
занятое население - лица, имеющие постоянную работу или доходное занятие
рынок труда - лица, занимающиеся поиском работы или заинтересованные в ее смене
базовая безработица - безработица, существующая на начало прогнозируемого периода
подавленная безработица - лица предпенсионного возраста, которым по представлению службы занятости досрочно назначена пенсия
спецконтингент - лица, освобожденные из мест заключения
застойная безработица - лица, получившие статус безработного более года или повторно
скрытая безработица - лица, находящиеся по инициативе администрации в вынужденных отпусках и простоях
временно незанятое население - к этой категории относятся домохозяйки, сезонные рабочие и т.д.
Занятость и рынок труда Калининградской области
При общей численности жителей 954,8 тыс. чел., экономически активное население составляет 468,6 тыс. чел. Среди 410,0 тыс. занятых в экономике региона 43% задействовано в госсекторе, в частном секторе - 26%, в смешанных формах собственности - 20%, в фермерстве - 2%, на предприятиях и организациях с иностранным участие - 3%, заняты индивидуальным трудом - 6%.
Перераспределение рабочей силы идет за счет сокращения персонала в производственной сфере, где сейчас работает 64% занятых. Однако процесс выбытия компенсировался только на 68% (в среднегодовом исчислении разница составляет более 7,0 тыс. чел.). Среднемесячное число вакансий 1,7 - 2,1 тыс. (в т.ч. новые 0,08 - 0,1 тыс.).
Экономика Калининградской области переживает вялотекущую стагнацию. Планы по выходу из этого состояния были разрушены финансовым кризисом. Показателен пример г. Калининграда, где работают 63% от общего числа занятых. Более 68% предприятий и организаций областного центра были связаны с зарубежными партнерами. Их экономическая активность до конца 1999 года не оправилась от кризиса 17 августа 1998 года.
Финансовый кризис введенные квоты на ввоз импортного продовольствия несколько оживили активность местных товаропроизводителей. Доля их продукции в общем объеме потребления повысилась до 43%, но с учетом падения покупательской способности населения после 17 августа, это не оказало влияния на рынок труда.
После принятия в 1996 году новой редакции Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" уровень регистрируемой безработицы до июня 1998 года стабильно снижался, составив на 1 сентября 1999 года - 9,1 тыс. чел., т.е. 2% от экономически активного населения. Контрольные расчеты с применением методик Международной организации труда показывают, что реальный уровень безработицы в регионе превышает 54,0 тыс. чел. (т.е. официальный уровень отражает не более 1/5 существующих объемов).
Ситуация на рынках труда в городах и районах, где уровень безработицы в 3 - 4 раза превосходил среднеобластные показатели (Гусев - 4,7%, Неман - 7,2%, Гвардейск - 5,0%, Славск - 3,8%) - аналогична и находится под контролем (т.к. максимальный уровень безработицы в 1996 г. превосходил нынешний более чем в 3 раза).
Специфика работы по обеспечению занятости заключается в геополитическом положении Калининградской области. Рынок труда региона изолирован от общероссийского. В связи с этим проводится работа по правовому регулированию использования иностранной рабочей силы и трудоустройству российских граждан за рубежом.
Вторая особенность - компактность территории, развитая транспортная сеть, сосредоточение почти всего экономического потенциала в г. Калининграде и высокая урбанизация (множество небольших населенных пунктов). В этих условиях особое значение приобретает внутриобластное перераспределение трудовых ресурсов и временная занятость.
Третья особенность - наличие крупной группировки войск и флота.
Основной итог деятельности Департамента заключается в том, что процессы, происходящие на рынке труда региона, сохранили свою прогнозируемую форму и не вышли из-под контроля даже после резкого обострения экономического кризиса в 1998 году.
Прогноз социально - экономического развития региона, который сделан профильными комитетами администрации области, говорит о том, что практически весь 2000 год уйдет на ликвидацию оставшихся негативных последствий финансового кризиса августа 1998 года. Предполагается, что существовавший уровень производства промышленной продукции, объемы реализации товаров и услуг и реальные доходы населения в 2000 году постепенно восстановятся до уровня 1997 года. Исходя из этих сценарных условий социально - экономического развития региона, того обстоятельства, что демографическая ситуация имеет стабильные прогнозируемые тенденции, а пик сокращений после финансового кризиса 1998 года прошел к началу 1999 года, предполагается, что существенных изменений в состоянии трудовых ресурсов в 2000 году не произойдет. Прогноз рынка труда выглядит следующим образом:
Высвобожденный персонал.
Количество сокращенных, при сохранении существующей экономической ситуации (без учета скрытой безработицы) составит 8,0 тыс. чел. Однако в случае проведения массовых увольнений на предприятиях - банкротах сотрудников, находящихся в вынужденных отпусках и простоях, их численность будет не менее 18,0 тыс. чел.
Первичная безработица молодежи.
Ежегодный совокупный выпуск всех очных учебных заведений и общее количество отчисленных определяется в 13,0 тыс. чел.
Лица, возвращающиеся из мест лишения свободы.
По данным МВД в область вернется 2,0 тыс. бывших заключенных.
Текучесть кадров оценивается в 33,0 тыс. чел.
Миграционный прирост лиц в трудоспособном возрасте составит 6,1 тыс. чел.
Реабилитируемые инвалиды. Их численность не превысит 1,7 тыс. чел.
Сокращенные военнослужащие. Работа потребуется для 1,0 тыс. уволенных офицеров и прапорщиков.
Незанятые граждане, не имеющие статуса безработного.
Расчеты, проведенные по методике МОТ (Международной организации труда), позволяют сделать вывод, что кроме официальных безработных в Калининградской области есть еще 44,5 тыс. незанятых граждан реально заинтересованных в подходящей работе.
Базовая безработица на начало 2000 года не превысит 9,5 тыс. чел.
В итоге регистрируемый рынок труда Калининградской области (в зависимости от масштабов сокращений) составит в 2000 г. 120,7 - 130,7 тыс. чел. (см. приложение N 1).
Основные положения Программы занятости
населения на 2000 год
(контрольные цифры)
Одной из основных особенностей реализации разработанной Программы занятости является острый дефицит средств в областном фонде занятости. В результате этого у Департамента занятости населения по Калининградской области и его структурных подразделений в городах и районах области резко сокращаются возможности для полномасштабного содействия занятости населения.
Дефицит фонда на начало 2000 года определяется в 38,0 млн. рублей, что сравнимо с годовым бюджетом Департамента. Причем 35,7 млн. руб. - это задолженность по пособиям перед безработными, долги перед которыми не погашены с 1996 года. Исходя из существующих реалий и отсутствия финансовой помощи со стороны областного и муниципальных бюджетов (которые также являются дефицитными), Департамент занятости предполагает осуществить планирование и финансирование разработанных мероприятий программы, исходя из контрольных цифр, согласованных с Министерством труда и занятости.
Такой подход позволит максимально эффективно использовать средства, поступающие в областной фонд занятости на наиболее значимых направлениях по содействию занятости населения, в частности:
N п/п |
Наименование действий программы |
Основные цели и задачи | Основные показатели предусмотрено по программе (человек) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Целевое поощрение трудоустройства и реабилитации граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
|||
1. | Организация безработных занятости граждан |
Целевая поддержка безработных граждан, направленная на гарантированное трудоустройство путем предоставления на конкурсной основе финансовой помощи работодателям, создающим дополнительные рабочие места |
- |
2. | Организация занятости длительно безработных граждан: "Клуб ищущих работу", "Новый старт" |
Приобретение безработными гражданами навыков активного поиска работы, предоставление им практической возможности реализовать полученные навыки. Создание условий для гарантированного трудоустройства |
185 |
3. | Частичная компенсация расходов работодате- лей по оплате труда инвалидов |
Стимулирование создания дополнительных рабочих мест для инвалидов |
- |
4. | Субсидирова- ние местным бюджетом длительно безработных граждан |
Создание условий для организации трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды; женщины, выходящие на работу после декретного отпуска; молодежь и т.п.) |
- |
Содействие занятости выпускников образовательных учреждений | |||
5. | Программа "Молодежная практика" |
Расширение возможностей трудоустройства и приобретение профессиональных знаний, навыков и умений выпускников общеобразовательных учреждений |
- |
Содействие временному трудоустройству граждан | |||
6. | Программа временной занятости и общест- венных работ |
Смягчение напряженности на рынке труда. Оказание материальной поддержки гражданам (в первую очередь безработным), сохранение мотивации к труду длительно безработных граждан, содействие приобретению трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность |
3254 |
в том числе: | |||
организация общественных работ |
материальная поддержка граждан, участвующих в общественных работах в период активного поиска постоянной работы |
754 | |
содействие временной занятости |
поддержка дохода безработных граждан |
- | |
программа содействия временному трудоустрой- ству несовершен- нолетних граждан |
трудовая адаптация и социальная поддержка несовершеннолетних граждан |
2500 | |
Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы | |||
7. | Программа поддержки развития предприни- мательства и самостоя- тельной занятости |
Создание условий для расширения возможностей занятости в сфере малого и среднего бизнеса и самостоятельной занятости безработных граждан |
560 |
в том числе: обучение безработных и незанятого населения основам предпринима- тельской деятельности |
профессиональное консультирование и обучение безработных граждан профессиям, позволяющим организовать собственное дело и заняться индивидуальной трудовой деятельностью |
560 | |
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения | |||
8. | Программа развития человеческих ресурсов |
развитие трудовых ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы средствами профессионального обучения |
4563 |
в том числе: целевые программы профессио- нального обучения безработных из числа лиц остро нужда- ющихся в социальной защите, из них: |
обеспечение гарантированной возможности в получении новой профессии и трудовых навыков для социально ослабленных групп населения, с учетом их особенностей и ограниченных возможностей. Создание максимально благоприятных условий для вовлечения их в трудовую деятельность |
2000 | |
граждан, впервые вступающих на рынок труда или не име- ющих про- фессий и специаль- ностей |
повышение конкурентоспособности для дальнейшего гарантированного трудоустройства и сокращения объемов неквалифицированной рабочей силы негативно влияющей на состояние рынка труда |
1121 | |
выпускников общеобразо- вательных учреждений |
смягчение ситуации с первичной безработицей молодежи и перспективное формирование рабочей силы, пользующейся гарантированным устойчивым спросом |
167 | |
инвалидов, имеющих показания к труду |
в целях реализации политики государства по повышению социальной защищенности этой категории граждан и обеспечения возможностей для их вовлечения в хозяйственную жизнь общества |
85 | |
женщин, воспитываю- щих детей дошкольного возраста, детей - инвалидов |
создание равных стартовых условий на рынке труда в целях соблюдения социальной справедливости и реализации мероприятий по особой опеке социально ослабленных групп населения |
1622 | |
граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, в том числе по направ- лению службы занятости |
для реализации мероприятий государства, направленных на минимизацию негативных последствий сокращения Вооруженных Сил |
546 | |
беженцев и вынужденных переселенцев |
содействие в адаптации на местном рынке труда |
49 | |
Профессиональная ориентация | |||
9. | Программа профессио- нальной ориентации безработных и занятого населения |
Оказание содействия гражданам в выборе сферы деятельности, профессии или специальности, направления обучения и формы занятости в соответствии с их личными интересами и возможностями, а также потребностями рынка труда |
19600 |
Поддержка доходов безработных граждан и граждан, находящихся под риском увольнения |
|||
10. | Выплаты пособий по безработице |
поддержка доходов безработных граждан в период активного поиска работы |
14000 |
11. | Оказание материальной и иной помощи |
поддержка доходов малоимущих безработных граждан и лиц, находящихся на их содержании |
41 |
12. | Организация отдыха детей безработных граждан |
социальная защита детей, поддержка доходов малоимущих безработных граждан |
- |
13. | Оплата временной нетрудо- способности безработных |
поддержка доходов безработных граждан в период временной нетрудоспособности |
1381 |
14. | Досрочные пенсии |
предоставление возможности досрочного выхода на пенсию отдельным категориям безработных граждан при невозможности их трудоустройства |
773 |
Развитие службы занятости | |||
15. | Создание стандартной модели услуг по трудоуст- ройству в центрах за- нятости населения и содержание службы занятости, в том числе: - з/плата сотрудников - программы информацион- ного обеспечения |
повышение качества услуг, предоставляемых центрами занятости населения, расширение перечня активных и пассивных мероприятий, предназначенных для безработных и работодателей, в том числе апробирование новых программ и услуг, обучение персонала службы занятости, стандартизация оснащенности центра занятости |
Исходя из указанных положений Программы занятости на 2000 год основные направления деятельности Департамента занятости будут следующими:
Организация занятости безработных граждан
Совершенствование работы по содействию занятости незанятого населения ориентировано на сокращение сроков поиска работы, повышенное внимание к социально слабозащищенным группам населения, недопущения развития застойных форм безработицы, повышения эффективности заполнения вакансий и расширения предоставляемых гражданам услуг. Исходя из указанных целей в рамках Программы занятости предполагается провести следующие мероприятия:
- создание на территории области единой базы данных о безработных;
- совершенствование технологии работы с безработными;
- продолжить работу по созданию в регионе единой базы вакансий;
- организация ярмарок вакансий с выездом в районы области;
- превентивные мероприятия на предприятиях для предотвращения массовых сокращений;
- проведение "Дней занятости", направленных на комплексное решение вопросов профориентации, трудоустройства и переобучения конкретных социальных групп населения, которые имеют низкую конкурентоспособность на рынке труда;
- совершенствование работы по обобщению и распространению передового опыта работы службы занятости и Модельного центра;
- проведение работы по социальной адаптации женщин, неработающих длительное время и выходящих на работу после декретного отпуска, а также высвобождаемых с рабочих мест с тяжелыми условиями труда;
- создание рабочих мест для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите;
- создание рабочих мест (цехов, участков) для инвалидов в существующих специализированных организациях.
Сотрудничество с работодателями
В целях содействия занятости безработных граждан, сдерживания роста уровня безработицы будут расширяться связи с организациями работодателей, действующих на территории региона. В частности, будет увеличен перечень сервисных услуг по подбору кадров, консультаций и семинаров по вопросам трудового законодательства, разъяснению прав и обязанностей для руководителей предприятий, организаций и работников кадровых служб.
Профессиональное обучение безработных
В настоящее время профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан является важнейшим направлением активной политики занятости, что способствует восстановлению их конкурентоспособности на рынке труда путем получения новой профессии и повышения квалификации.
Не имея собственной учебной базы, служба занятости продолжит привлечение к этой работе на конкурсной основе учебных заведений всех уровней и учебных подразделений предприятий. Профессиональное обучение будет ориентировано, прежде всего, на содействие и помощь социально слабозащищенным группам населения (молодежь, женщины, инвалиды, военнослужащие и члены их семей и т.п.).
Организация профессионального обучения граждан будет осуществляться на основе прогнозов текущей и перспективной потребности работодателей в рабочих и служащих, а также ориентирована на содействие самозанятости безработных.
В целях повышения эффективности учебного процесса получат дальнейшее развитие гибкие системы обучения, программы и учебные технологии, ориентированные на предоставление широкого перечня услуг по переобучению всем социальным группам населения.
Учебным заведениям, сотрудничающим со службой занятости, будет оказана информационная и методическая помощь в организации учебного процесса безработных. Преимущественное право на переобучение за счет средств службы занятости будут иметь безработные инвалиды, лица, состоящие на учете более 6 месяцев, граждане, уволенные с военной службы, (жены, мужья) военнослужащих, выпускники общеобразовательных заведений, граждане, впервые ищущие работу и не имеющие профессии (специальности), женщины, неработающие длительное время и выходящие на работу после декретного отпуска.
Профессиональная ориентация
Сложная ситуация на рынке труда, связанная с общим кризисом экономики, усугубляется ежегодным единовременным выходом на рынок труда молодежи, оканчивающей очные учебные заведения. В этой связи особое значение имеет профессиональная ориентация и социальная адаптация граждан, ищущих работу, к новым реалиям рынка труда. Это направление деятельности является составной частью активной политики занятости. Оно способствует формированию осознанного выбора незанятыми гражданами будущей сферы деятельности, создания условий для эффективной реализации и планирования индивидуальной карьеры, повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда.
Основные задачи профориентации состоят в:
- минимизации отрицательных последствий застойной безработицы;
- повышении эффективности поиска безработными вакансий (особенно в первые 10 дней);
- повышении мотивации незанятого населения к трудовой деятельности;
- расширении перечня предлагаемых услуг не только для безработных, но и для работодателей;
- снижении социальной напряженности в сфере занятости и обществе в целом.
В полном объеме профориентационные услуги получат направляемые на переобучение (консультирование, тестирование, психологическая помощь, профотбор и т.д.). В обязательном порядке весь комплекс услуг будет предоставлен лицам из социально слабозащищенных категорий граждан (инвалидам, женщинам с иждивенцами, молодежи и выпускникам очных учебных заведений, сокращенным и т.д.). Продолжат свою работу "Клуб ищущих работу", "Новый старт" и другие программы по социальной адаптации незанятого населения, которые направлены на обучение самостоятельному поиску работы, психологический тренинг, повышение мотивации и формирование позитивной установки на решение проблемы трудоустройства.
Кроме собственных сотрудников к этой работе будут привлекаться специалисты узкого профиля для индивидуальной работы.
В качестве ожидаемых результатов предполагается повысить конкурентоспособность безработных на рынке труда, уменьшить приток на рынок труда незанятой молодежи, сократить поиск работы, обеспечить социальную стабильность на территориях с высоким уровнем безработицы, максимально сократить число безработных, отчисляемых с курсов по переобучению, обеспечить количество трудоустройств после обучения на уровне 93%.
Содействие временному трудоустройству и развитие
общественных работ
В целях повышения количества трудоустройств безработных из числа неконкурентоспособных граждан и снижения уровня безработицы будут организовываться общественные работы для впервые ищущих работу, длительно безработных, сезонных рабочих. Для этого планируется развивать практику заключения прямых договоров с работодателями, особенно на муниципальных предприятиях, занимающихся экологией и социальной сферой.
Общественные работы позволят обеспечить безработным возможность поддержания своих доходов в период поиска работы и будут организовываться по согласованию с органами местного самоуправления с учетом местных потребностей.
Продолжится привлечение несовершеннолетних граждан к общественно - полезному труду (особенно в период летних каникул) путем организации временных работ для этой цели.
Прочие направления деятельности
К числу дополнительных мероприятий, направленных на содействие занятости относятся вопросы регулирования трудовой миграции, подготовка к возможному возникновению критической ситуации на рынке труда, совершенствование системы материальной поддержки безработных и развитие информационных систем. В частности, будет продолжена реализация мероприятий, направленных на повышение трудовой мобильности рабочей силы. В условиях территориальной оторванности регионального рынка труда от общероссийского особое значение приобретает внутриобластное перераспределение рабочей силы. Кроме обмена информацией с общероссийским банком вакансий будет формироваться и активно использоваться внутриобластной банк свободных рабочих мест и обмен соответствующей информацией с зарубежными коллегами.
Работа с вынужденными переселенцами и беженцами будет ориентирована на превентивное создание и организацию рабочих мест с предоставлением жилья в сельской местности, что позволит этой категории граждан наиболее полно реализовать гарантированные законодательством права и избежать обострения ситуации на региональном рынке труда.
В целях контроля за соблюдением прав граждан в сфере труда и занятости будет продолжена работа по лицензированию деятельности организаций, занимающихся трудоустройством граждан как внутри страны, так и за рубежом. Будет организована комплексная экспертная оценка трудовых контрактов по условиям экспорта и импорта рабочей силы и продлено действие квот на использование иностранной рабочей силы на территории Калининградской области.
Финансовое обеспечение Программы занятости
Общее состояние дел со сбором страховых взносов в условиях продолжающегося экономического кризиса можно охарактеризовать как очень сложное. Основными плательщиками в фонд занятости являются предприятия и организации, связанные с торговлей и внешнеэкономической деятельностью, которым 17 августа 1998 года был нанесен очень серьезный удар (из-за трехмесячной нестабильности курса валюты). Принимая во внимание специфическое геополитическое положение региона, последствия финансового кризиса для предприятий и организаций, расположенных на территории области, были особенно тяжелы. Однако, несмотря на это, в результате целого комплекса проведенных мероприятий в 1999 г. уровень сборов удалось поднять до 86,5% от планируемой суммы.
Предполагается, что существующее сложное положение в экономике сохранится и в 2000 году. В этой связи работа, направленная на сбор средств в областной фонд занятости, будет развиваться по следующим направлениям:
- на основе взаимодействия с органами местного самоуправления, структурами налоговой инспекции, налоговой полиции и пенсионного фонда продолжится формирование банка данных о плательщиках в фонд занятости;
- будет совершенствоваться работа по контролю за поступлениями обязательных страховых платежей от работодателей путем сбора соответствующей отчетности;
- продолжится работа по выявлению случаев мошенничества со стороны безработных;
- в полном объеме будет реализован комплекс мероприятий по возмещению материального ущерба, нанесенного фонду занятости со стороны как плательщиков, так и самих безработных;
- принимая во внимание неплатежеспособность большого количества предприятий будет развиваться практика взаимозачетов и реструктуризации существующих долгов с фондом занятости. Опыт такого рода сотрудничества уже наработан в предыдущие годы.
Финансовое обеспечение Программы занятости на 2000 г. и расчет средств, необходимых для реализации включенных в нее мероприятий, основаны на прогнозе рынка труда региона и исходят из нормативных актов, которые определяют порядок и условия страховых платежей в фонд занятости населения.
В 2000 году предполагается получить в доходную часть бюджета фонда занятости 66,4 млн. руб., 52,5 млн. руб. страховые взносы плательщиков, 6,1 млн. руб. - иные поступления (штрафы, пени, мобилизация просроченной задолженности), 8,2 млн. руб. - путем реструктуризации просроченных платежей (в т.ч. и с 1999 г.).
В целях более эффективного использования поступающих средств они консолидируются в целом по региону, что позволяет Департаменту занятости населения по Калининградской области оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынках труда городов и районов области. Это обусловлено и задолженностью перед безработными, совокупный объем которых на начало 2000 года составил 35,7 млн. руб.
Обеспечение мероприятий Программы занятости населения Калининградской области в 2000 г. только средствами службы занятости потребует затрат в сумме 63,9 млн. руб. (без учета долгов).
Кроме того, дополнительные средства для погашения задолженности по пособиям могут быть получены за счет целевых дотаций из федеральной части фонда занятости (в виде отмены обязательных отчислений в централизованную часть фонда занятости) - 10,4 млн. руб.
В случае ее получения появится возможность направить 12,9 млн. руб. на выплату пособий по безработице за прошлые годы (сократить задолженность более чем на 1/3).
Однако два этих источника финансирования не могут обеспечить выполнение всех необходимых мероприятий на рынке труда региона. В частности, средства, получаемые из них, будут недостаточны при возникновении критических ситуаций в сфере занятости.
В связи с этим назрела острая потребность привлечения к финансированию Программы занятости дополнительных источников, т.е. средств областного бюджета (как это предусмотрено Законом о занятости населения). 31.08.99 г. Департамент федеральной государственной службы занятости населения внес в администрацию области бюджетную заявку на 2000 год. В ней предполагается, наряду с вышеизложенными мероприятиями Программы занятости, целевым назначением из средств областного бюджета профинансировать:
- молодежную практику для выпускников очных учебных заведений (для последующего гарантированного трудоустройства) - 200 тыс. руб.;
- мероприятия по работе с безработными женщинами - 100 тыс. руб.
Департамент занятости готов обеспечить организацию соответствующих мероприятий.
Молодежная практика предполагает оплату труда молодых специалистов, в случае обязательств последующего гарантированного трудоустройства со стороны работодателя. Департамент занятости готов предоставить свою базу данных по безработным и вакансиям для организации этой работы. При таком варианте сотрудничества удастся избежать дополнительных расходов.
Основной контроль за финансированием Программы занятости будет осуществлять Департамент федеральной государственной службы занятости по Калининградской области, курирующий деятельность городских и районных структур службы. По итогам работы будут предоставляться соответствующие отчеты органам законодательной и исполнительной власти области.
Ожидаемые результаты выполнения
Программы занятости
По прогнозу рынка труда Калининградской области на 2000 год, при сохранении существующего положения в экономике региона, проблема поиска подходящей работы станет перед 120,7 тыс. чел. Согласно расчетам (см. приложение N 2) в этом случае за помощью в органы государственной службы занятости обратятся 45,0 тыс. чел.
В этом случае:
- помощь в виде различного рода консультаций (юридических, профориентационных, по вакансиям и т.д.) получат 19,6 тыс. чел. После этого они смогут самостоятельно справиться с возникшей проблемой;
- будут трудоустроены без предварительных условий 6,8 тыс. обратившихся;
- потребуется переобучение 4,6 тыс. чел.;
- необходимо будет обеспечить пособием 14,0 тыс. чел.
В итоге, уровень регистрируемой безработицы в Калининградской области к концу 2000 года составит 3,0 % экономически активного населения.
При проведении массовых сокращений ситуация будет развиваться по второму варианту прогноза, т.е. рынок труда вырастет до 130,7 тыс. чел. В этом случае помощь потребуется уже 56,7 тыс. чел., из которых:
- необходимо будет оказать различного рода консультационную помощь 21,7 тыс. чел.;
- трудоустроить 8,7 тыс. чел.;
- увеличить масштаб переобучения до 6,6 тыс. чел.;
- обеспечить выплату пособия 19,7 тыс. чел.
При втором варианте развития ситуации общее количество безработных вырастет до 4,3 %.
Независимо от сценарных условий, которые будут развиваться на рынке труда региона, реализация комплекса мероприятий Программы занятости населения Калининградской области позволит сохранить социальную стабильность в сфере трудовых отношений и перераспределения рабочей силы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.