Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Повышение эффективности управления жилищно-
коммунальным хозяйством и общественным транспортом
6.1. Жилищно-коммунальное хозяйство
6.1.1. Анализ текущего состояния отрасли
Подотрасли, образующие жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Калининграда, осуществляют более 20 видов деятельности, основными из которых являются:
- содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
- теплоснабжение;
- водоснабжение;
- водоотведение;
- содержание и ремонт дорог;
- озеленение и благоустройство;
- уличное освещение;
- вывоз и утилизация бытовых отходов;
- часть видов бытового обслуживания населения.
В период 1992-1998 гг. в Калининграде был реализован ряд мер, направленных на совершенствование функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Осуществляются преобразования в системе управления ЖКХ. Начата работа по формированию договорных отношений на всех этапах предоставления жилищно-коммунальных услуг. Поэтапно внедряется новая система оплаты услуг ЖКХ с применением мер социальной защиты путем предоставления гражданам жилищных компенсаций (субсидий). Планомерно осуществляется процесс передачи ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность. Только в 1998 г. в муниципальную собственность принято около 380 тыс. м2 ведомственного жилья, в т.ч. весь жилой фонд пос. Чкаловск, Калининградской железной дороги, ЗАО "Морской торговый порт Калининград", ЗАО "Газойл" и др. Создаются условия для развития альтернативных организационных структур, обеспечивающих эксплуатацию и ремонт жилищного фонда. Наметились определенные позитивные сдвиги по упорядочению платежей за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Так, несмотря на общий рост задолженности по платежам за жилищные услуги (на 34% за 1998 г.), фактическое количество неплательщиков снизилось. В этот же период сбор платежей впервые за годы реформ приблизился к 100%.
В то же время процессы реформирования, развернувшиеся в последние годы в городской экономике, мало затронули сферу жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на принимаемые меры ситуация, сложившаяся в экономике, не позволяет улучшить качественные показатели предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Прослеживается устойчивая тенденция к ухудшению технического состояния жилищного фонда города, независимо от его принадлежности. Ежегодно увеличивается количество жилых домов, требующих капитального ремонта в соответствии с нормативными сроками. Средний износ муниципального жилищного фонда в 1998 г. превысил 40%. Наблюдается резкое ухудшение технического состояния ведомственного жилищного фонда и ЖСК. В условиях экономической и финансовой неустойчивости большинство ведомств оказались не в состоянии обеспечить надлежащую эксплуатацию и ремонт жилья.
Городская администрация Калининграда до 1999 года активной работы по разработке и внедрению программы развития товариществ собственников жилья (ТСЖ) не проводила. В настоящий момент организация товариществ собственников жилья находится в начальной стадии. В городе зарегистрированы 3 ТСЖ. На сегодня есть предпосылки для дальнейшего создания ТСЖ, начало формироваться позитивное общественное мнение о них. Однако для успешного развития городской программы ТСЖ на уровне города необходимо, в первую очередь, принятие администрацией комплекса нормативных документов, касающихся организации и деятельности ТСЖ, в том числе: постановления мэра по утверждению порядка создания товариществ в существующем жилищном фонде и в новом строительстве, передачи прав по управлению нежилыми помещениями, о муниципальной поддержке товариществ, а также документов, которые должны быть рассмотрены на уровне областной администрации (постановление о регистрации недвижимого имущества в кондоминиумах и методика расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах).
Продолжает сохраняться монополизация сферы обслуживания жилищного хозяйства города. До настоящего времени отсутствует какая-либо реальная конкуренция даже в тех отраслях, где для этого имеются благоприятные предпосылки (обслуживание жилого фонда, уборка территории). Подобное положение в значительной мере определяет неэффективность деятельности предприятий жилищного хозяйства.
Значительным фактором, оказывающим негативное влияние на состояние и результаты деятельности жилищно-коммунального хозяйства города, является неурегулированность финансовых отношений в сфере ЖКХ. Так, на 01.11.99 г. задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг населением составила 27,0 млн руб., неплатежи предприятий и организаций на это время превысили 152,3 млн руб. Из года в год увеличивается количество категорий и число граждан, имеющих льготы по жилищно-коммунальным услугам в соответствии с принятыми федеральными законами и нормативными актами Правительства РФ, а также местными нормативными актами. На настоящий момент 43 категории граждан (до 45% семей) имеют льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. За 1998 г. объем этих льгот составил 32,0 млн руб. В большинстве случаев федеральные льготы не обеспечиваются соответствующими дополнительными трансфертами в городской бюджет.
Логика проведения преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве, перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования в настоящее время вступает в противоречие с существующими механизмами ценообразования в отрасли. Сложившаяся система формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги существует практически в отрыве от реальных условий их финансирования. Реальное финансирование отрасли в 1998 году не превысило 30% от федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг с учетом взаимозачетов и бартера. Это приводит к катастрофической ситуации наращивания безвозвратных долгов, заложниками которой становятся как потребители, так и поставщики жилищно-коммунальных услуг.
Не менее важная проблема состоит в том, что существующая система ценообразования, основанная на затратных принципах формирования тарифов предприятий-поставщиков услуг, не заинтересовывает коммунальные предприятия в снижении издержек и повышении эффективности их деятельности.
Продолжает сохраняться высокий уровень нагрузки на городской бюджет со стороны отраслей жилищно-коммунального хозяйства. Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства являются крупнейшей статьей городского бюджета и традиционно в последние годы превышают 1/3 его расходной части (в 1998 г. - 36% расходов). Однако, несмотря на это, в течение 1996-1998 гг. наблюдалось значительное недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства города и, прежде всего, проектов его развития. Это в условиях, когда бюджетные средства по существу являются единственным источником финансирования новых капиталовложений во всех отраслях жилищно-коммунального хозяйства, приводит к нарастанию процесса деградации их основных фондов.
Анализ отрасли позволяет выделить наиболее важные проблемы, определяющие динамику и характер ее развития. К числу основных из них относятся:
- необходимость совершенствования системы управления и структуры организации жилищно-коммунального хозяйства;
- монополизация и отсутствие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- отсутствие эффективных экономических механизмов, позволяющих обеспечить текущую деятельность и перспективное развитие жилищно-коммунального хозяйства;
- отсутствие четкой и продуманной отраслевой тарифной политики и органов, осуществляющих тарифное регулирование на муниципальном уровне;
- низкая ответственность потребителей за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг;
- неэффективная и не соответствующая возможностям бюджета система льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Нерешенность указанных проблем привела к тому, что нагрузка со стороны отраслей жилищно-коммунального хозяйства на бюджет города за годы, прошедшие с момента начала осуществления реформ, не уменьшилась, а уровень их недофинансирования лишь возрос. Данные обстоятельства требуют внесения существенных корректив в процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Основой для разработки мероприятий, направленных на реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства города, являются следующие нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон от 28.08.95 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Указ Президента РФ от 28.04.97 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации";
- Указ Президента РФ от 27.05.97 г. "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 2.08.99 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.99 г. N 205 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в 1999 году";
- Постановление главы администрации (губернатора) Калининградской области от 11.09.97 г. N 696 "Об утверждении Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области";
- Постановление главы администрации (губернатора) Калининградской области от 16.02.99 г. N 66 "О введении региональных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в Калининградской области в 1999 году";
- Постановление мэра города Калининграда от 04.11.97 г. N 2911 "О проекте программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Калининграда";
- Постановление мэра города Калининграда от 20.05.98 г. N 1476 "О совершенствовании организации обслуживания жилищного фонда;
- Методика расчета основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения. Утверждена постановлением Госкомстата России от 16.07.96 г. N 61;
- Методика расчета платежеспособной возможности населения на жилищно-коммунальные услуги. Утверждена постановлением Госстроя России от 11.11.98 г. N 12;
- Положение о проведении экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате жилья и коммунальных услуг. Утверждено постановлением Госстроя России от 11.11.98 г. N 13.
6.1.2. Цель, задачи, основные принципы, используемые при разработке мероприятий по совершенствованию управления ЖКХ
Система практических мероприятий, направленных на повышение эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством города, базируется на следующих основополагающих принципах:
- необходимости перехода от существующих ныне административных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве к рыночным;
- формирования конкурентно-рыночных отношений во всех подотраслях жилищно-коммунального хозяйства (кроме локальных естественных монополий);
- стимулирования предприятий - естественных монополистов к повышению качества предоставляемых услуг и сокращению затрат;
- рационализации потребления ресурсов в отрасли;
- создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство;
- активизации процесса создания товариществ собственников жилья, как альтернативных форм управления жилищным фондом;
- учета социальной составляющей при осуществлении реформ.
Главной целью программных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства является повышение эффективности работы отрасли и снижение стоимости предоставления услуг.
Достижение поставленной цели требует выполнения следующих основных задач, направленных на реформирование структуры и совершенствование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
1. Развитие конкурентных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
2. Создание системы эффективного тарифного регулирования деятельности коммунальных предприятий - монополистов, формирующей инвестиционную привлекательность городской инфраструктуры.
3. Развитие инициативы населения в сфере управления приватизированным жилищным фондом.
4. Уменьшение бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства при обеспечении адресной социальной защиты малоимущих семей и предоставлении жилищных субсидий.
Сложность проблем и ограниченные временные рамки реализации Программы определяют среднесрочный характер решаемых задач, которые по существу являются лишь начальным этапом достижения стратегической цели. Вследствие этого ряд действий, направленных на решение поставленных задач, носит незавершенный, подготовительный характер. В частности, на данном этапе программой реформирования отрасли не предусматривается специальных мер по созданию конкурентной среды в области естественных локальных монополий (организаций, осуществляющих тепло-, водоснабжение и водоотведение). Вместе с тем, реализация предлагаемых мер создаст необходимую основу для успешного осуществления дальнейших преобразований отрасли.
Решение указанных задач позволит:
- оптимизировать структуру и улучшить управляемость жилищно-коммунального хозяйства;
- повысить эффективность хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- создать благоприятные предпосылки для привлечения инвестиций в отрасль;
- сократить бюджетные расходы, направляемые на финансирование отраслей жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечить социальную защиту населения в связи с увеличением размеров платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Основными целевыми показателями (индикаторами) системы программных мероприятий по совершенствованию управления жилищно-коммунальным хозяйством служат:
1. Оптимизация уровня расходов городского бюджета на финансирование жилищно-коммунального хозяйства:
- снижение стоимости работ и услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства не менее чем на 10% к концу 2002 года и направление части высвободившихся средств на финансирование капиталовложений (модернизацию и развитие основных фондов) в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- увеличение доли средств на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, привлекаемых из внебюджетных источников (к концу 2002 года их доля составит не менее 75% всех средств);
- создание предпосылок для общего снижения бюджетных расходов на финансирование жилищно-коммунального хозяйства в 2003 - 2007 гг.
2. Оптимизация управления финансовыми потоками в жилищно-коммунальной сфере:
- обеспечение уровня собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги - не менее 95%;
- обеспечение федерального стандарта максимальной доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг.
3. Повышение хозяйственной эффективности и качества работы отрасли:
- снижение стоимости и улучшение качества обслуживания жилищного фонда за счет внедрения конкурентных механизмов и создания договорной базы, регламентирующей отношения между населением, жилищно-коммунальными предприятиями и бюджетом;
- обеспечение к концу 2002 года доли жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, на уровне 10 - 15%;
- создание эффективных механизмов контроля объемов и качества жилищно-коммунальных услуг со стороны потребителей.
Исходя из указанных принципов и задач, решаемых в рамках достижения цели повышения общественной эффективности жилищно-коммунального хозяйства, предполагается реализовать комплекс программных мероприятий, сгруппированных в четыре основных направления.
6.1.3. Система программных мероприятий
Неразвитость или отсутствие конкуренции в большинстве секторов жилищно-коммунального хозяйства, отсутствие эффективного антимонопольного регулирования деятельности естественных локальных монополий, преобладание мер административного воздействия над экономическими формируют затратную природу функционирования отрасли. Это приводит не только к завышенной стоимости, но и к низкому качеству предоставляемых услуг. Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве требует резкого повышения эффективности использования финансовых ресурсов, что возможно только путем развития рыночных конкурентных отношений, основными элементами которых являются конкурс на получение права выполнения работ; договор, определяющий условия их выполнения; общедоступный механизм контроля за выполнением работ.
Для решения задачи совершенствования экономических и административных механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, в системе программных мероприятий выделены следующие направления:
1. Создание конкурентной среды в сфере эксплуатации жилищного фонда, позволяющей создать рыночные основы работы жилищно-коммунального хозяйства и обеспечивающей реальное оптимальное соотношение между ценой и качеством жилищно-коммунальных услуг. Мероприятия, осуществляемые в рамках данного направления, предусматривают:
- осуществление демонополизации жилищно-коммунального хозяйства (разработка и внедрение механизмов конкурсного отбора, подготовка и проведение конкурсов на содержание и обслуживание жилищного фонда);
- поддержку процессов формирования альтернативных муниципальным структурам механизмов и форм обслуживания жилищного фонда;
- стимулирование к участию в конкурсах организаций негосударственных форм собственности;
- формирование договорных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства (разработка и внедрение системы типовых договоров на обслуживание жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг).
Предполагается осуществить комплекс организационно-правовых и практических мероприятий по разделению функций управления и обслуживания жилищного фонда:
- создание компаний по управлению жилищным фондом - "Служба заказчика", как субъектов рыночных отношений, заинтересованных в результатах своей деятельности;
- реорганизация муниципальных жилищно-эксплуатационных предприятий;
- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей правоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- формирование договорных отношений между управляющими организациями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг;
- повышение квалификации специалистов органов управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Основными функциями управляющей компании являются:
- поддержание в надлежащем состоянии принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями государственных стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
- заключение договоров с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного качества, количества и стоимости;
- обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.
При формировании или выборе организации, которая будет обеспечивать управление недвижимостью в жилищной сфере, собственник должен руководствоваться двумя соображениями:
- управляющая компания должна быть в максимальной степени ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг;
- управляющая компания и ее персонал должны быть заинтересованы, в том числе и финансово, в качестве своего труда.
Проведение конкурсного отбора подрядчиков для технического обслуживания жилья и проведения капитальных ремонтов обеспечит повышение эффективности использования финансовых ресурсов, при этом муниципальные предприятия по обслуживанию жилья как самостоятельные хозяйственные субъекты не должны быть жестко закреплены за какой-либо определенной территорией. Главными вопросами для успешного проведения конкурсов являются:
- квалифицированно подобранные группы домов, выставляемых на конкурс;
- объективно определенная стартовая цена выставляемых на конкурс работ;
- активная информационная компания;
- полностью формализованная процедура подведения итогов, строгие и четкие критерии отбора подрядчиков.
2. Создание эффективной системы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемых предприятиями-естественными монополистами, призвано обеспечить баланс интересов всех заинтересованных сторон (потребителей, производителей услуг жилищно-коммунального хозяйства, бюджета и инвесторов). В основу такой системы должен быть положен принцип разделения функций управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством и регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги в пределах компетенции органов местного самоуправления. Необходимо осуществить следующие мероприятия:
- создать единый регулирующий орган, способный при установлении тарифов обеспечивать оптимизацию интересов коммунальных предприятий, муниципалитета, потребителей и инвесторов;
- создать публичную систему формирования и регулирования тарифов, позволяющую снизить возможную социальную напряженность при изменении тарифов;
- разработать методику оценки платежеспособности потребителей и обеспечить при установлении тарифов учет платежеспособности потребителей и возможности бюджета;
- создать систему мониторинга деятельности коммунальных предприятий;
- создать систему стимулирования ресурсосбережения методами тарифного регулирования, предусмотреть оснащение жилищного фонда регулирующей и регистрирующей аппаратурой;
- ввести систему многоставочных тарифов, учитывающих специфику деятельности коммунальных предприятий.
Принципиально важным условием при осуществлении данного направления мероприятий является полное возмещение обоснованных затрат, понесенных предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
3. Развитие коммунальной инфраструктуры в современных условиях невозможно без привлечения в отрасль средств из внебюджетных источников. Повышение инвестиционной привлекательности отрасли направлено на создание благоприятных условий для привлечения средств из внебюджетных источников для финансирования инвестиций в развитие инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и снижения рисков инвестирования. Основными мероприятиями, осуществляемыми в рамках данного направления, являются:
- разработка и утверждение нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство;
- создание системы тарифного регулирования и мониторинга предприятий жилищно-коммунального хозяйства, учитывающей интересы инвесторов;
- разработка и внедрение схем привлечения инвестиций, позволяющих минимизировать риски инвестирования (концессия, структурированное финансирование, целевой облигационный займ, акционирование и т.д.);
- создание и внедрение механизмов страхования инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство;
- внедрение системы обязательного раскрытия информации о деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения частных и иностранных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство;
- разработка дополнительных мер поддержки предприятий, осуществляющих инвестиции в развитие и модернизацию производственной базы жилищно-коммунального хозяйства;
- продолжение бюджетного финансирования развития социально значимых объектов городской инженерной инфраструктуры.
4. Развитие инициативы населения в сфере управления приватизированным жилищным фондом призвано стимулировать процесс создания общественных организаций, выражающих интересы потребителей ЖКУ - собственников жилья. В рамках этого направления должны быть осуществлены мероприятия по:
- совершенствованию местной нормативно-правовой базы, способствующей активизации процесса создания и функционирования ТСЖ, других форм организации собственников жилья;
- проведению информационно-разъяснительной работы;
- привлечению населения к выработке и принятию решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
5. Уменьшение бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства при обеспечении адресной социальной защиты малоимущих семей - предоставление жилищных субсидий.
В рамках данного направления следует принять следующие ключевые решения:
- принять городское Положение о предоставлении жилищных субсидий;
- создать отдел жилищных субсидий в рамках Управления социальной защиты населения администрации города;
- пересматривать каждое полугодие ставки оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения в соответствии с федеральными стандартами уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением;
- ввести в структуру оплаты жилищно-коммунальных услуг начисления на капитальный ремонт и плату за наем муниципального жилищного фонда.
6.2. Городской пассажирский транспорт
6.2.1. Характеристика городского пассажирского транспорта
В 1998 году предприятиями городского пассажирского транспорта обслуживалось 6 троллейбусных, 9 трамвайных и около 80 автобусных маршрутов, общая протяженность которых превышала 900 км. В отличие от большинства российских городов, рынок транспортных услуг Калининграда широко представлен предприятиями различных форм собственности. Однако его основу составляют муниципальные пассажирские транспортные предприятия, несущие основную нагрузку по обслуживанию транспортного процесса в городе. Несмотря на некоторое снижение, удельный вес муниципального транспорта в перевозках пассажиров составляет не менее 40%.
Крупнейшим пассажирским автотранспортным предприятием города является Муниципальное городское пассажирское автотранспортное предприятие (МГПАТП). Предприятие обслуживает 29 городских маршрутов, на которых ежедневно работает свыше 70 автобусов (1998 г.) и перевозится до 270 тысяч пассажиров в день. В целом за 1998 год МГПАТП было перевезено 98,94 млн пассажиров.
Городской электротранспорт представлен единственным перевозчиком - муниципальным предприятием Трамвайно-троллейбусное управление (ТТУ). Среднесуточный выход на городские маршруты муниципального электротранспорта составляет 70 трамваев и 38 троллейбусов. За 1998 год объем перевозок этим видом транспорта превысил 108 млн пассажиров.
Как и в других городах РФ, городской пассажирский транспорт Калининграда находится в крайне тяжелом положении, вызванном экономическими причинами - отсутствием стабильных источников средств для обновления парка, несовершенством механизмов покрытия эксплуатационных издержек при утверждении тарифа ниже себестоимости проезда, в условиях сохранения для транспорта общего пользования обязанности осуществлять бесплатную перевозку пассажиров, имеющих на это право по федеральным законам или другим правовым актам. Таким образом, действуя в рыночной среде, общественный транспорт оказывает услуги не по рыночным законам.
Муниципальные пассажирские предприятия осуществляют основную часть перевозок льготных категорий граждан. По итогам 1998 г. 68,8% пассажиров муниципального предприятия горэлектротранспорта и 87,4% пассажиров муниципального автотранспортного предприятия относились к льготным категориям, имеющим в соответствии с федеральным и субфедеральным законодательствами право на бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте.
Как МГПАТП, так и МПТТУ являются планово-убыточными предприятиями, доходы от эксплуатационной деятельности которых покрывают не более двух третей расходов на их выполнение. В целом за 1998 год по муниципальным транспортным предприятиям убытки от городских пассажирских перевозок составили 33640 тысяч рублей, дополнительные убытки в размере 571 тысяч рублей принесло МГПАТП выполнение пригородных пассажирских перевозок.
Несмотря на то, что деятельность муниципальных предприятий дотируется за счет средств городского бюджета, существующий уровень дотаций не соответствует реально необходимым объемам финансирования. В частности, фактический объем дотационного финансирования МГПАТП в 1998 году составил 6661,6 тыс. руб. при том, что только для компенсации выпадающих доходов от перевозок льготных категорий пассажиров по городским маршрутам предприятию было необходимо 129747,9 тыс. руб.
К числу основных особенностей городского пассажирского транспорта комплекса Калининграда, весьма значительно влияющих как на существующее состояние данного сектора городской экономики, так и на перспективы его развития, относится довольно высокий удельный вес в общем объеме городских пассажирских перевозок частных автотранспортных перевозчиков, предоставляющих услуги по коммерческим пассажирским перевозкам. В частности, в 1998 году ежедневно на городских пассажирских маршрутах работало 284 частных автобуса, что почти в 3,5 раза превышало численность подвижного состава муниципального автотранспортного предприятия, работающего на маршрутах города. Протяженность маршрутов, обслуживаемых частными автотранспортными перевозчиками, достигает 886,9 км (65 маршрутов), из которых на 51 маршруте суммарной протяженностью 707 км работают только частные перевозчики.
Данное обстоятельство позволило полностью разрешить проблему пассажирских перевозок в городе. Вместе с тем, возник и остается неразрешенным целый ряд проблем, связанных с необходимостью упорядочения городского транспортного процесса. К их числу относятся:
- оптимизация городской маршрутной сети с целью создания наиболее благоприятных условий для общественного транспорта и улучшения транспортного обслуживания населения, а именно введение специальных автобусных линий, исключение парковок легкового транспорта на основных пассажиронасыщенных автомагистралях города;
- усиление контроля за работой автобусов на линии за счет внедрения независимой системы диспетчеризации ("НЭЖАН-300", "ЛУЧ");
- совершенствование методов регулирования ценовой политики в сфере городского пассажирского транспорта;
- обеспечение безопасности пассажирских перевозок;
- выполнение частными автоперевозчиками социальных гарантий, установленных федеральным законодательством.
Несмотря на то, что в последние годы количество единиц городского пассажирского транспорта муниципальной собственности резко сократилось, муниципальные предприятия, имея хорошо оснащенную специализированную производственно-технологическую базу и профессиональные кадры, по-прежнему являются основным гарантом устойчивой работы системы городского пассажирского транспорта и выполнения социально значимых перевозок. поэтому совершенствование методов управления предприятиями, способствующих их развитию, является основным направлением городской транспортной политики.
6.2.2. Мероприятия по совершенствованию управления городским пассажирским транспортом
Целями осуществления мероприятий по совершенствованию управления городским пассажирским транспортом являются:
- повышение качества и оптимизация городского транспортного обслуживания;
- обеспечение уровня предложения услуг по городским пассажирским перевозкам, достаточного для удовлетворения транспортных потребностей населения г. Калининграда;
- снижение уровня дотационной зависимости муниципальных транспортных предприятий.
С учетом преобладания на рынке пассажирских автоуслуг частных автотранспортных перевозчиков в первую очередь необходимо изменить условия и порядок привлечения владельцев частного автотранспорта к выполнению городских пассажирских перевозок. Это позволит:
- усовершенствовать конкурентную среду на рынке пассажирских перевозок;
- оптимизировать количество маршрутов пассажирского автотранспорта;
- обеспечить приемлемый интервал движения автобусов по маршрутам;
- повысить качество и безопасность пассажирских перевозок.
Оптимальной моделью развития транспортных услуг в Калининграде является регулируемый рынок с элементами муниципального управления, при котором выполнение маршрутных пассажирских перевозок находится под контролем Администрации города Калининграда.
Привлечение владельцев частного автотранспорта к выполнению пассажирских перевозок на городских маршрутах должно осуществляться на основе проведения соответствующего конкурса на право работы на маршрутах пассажирского транспорта, организатором которого выступает городская администрация.
В целом схема организации пассажирских перевозок в городе выглядит следующим образом.
Предоставление права работы на маршрутах городского пассажирского транспорта относится к компетенции конкурсной комиссии, в состав которой должны входить представители Администрации города, Калининградского областного отделения Российской транспортной инспекции, сотрудники ГИБДД, а также представители других организаций, в сферу ведения которых входят вопросы, связанные с пассажирскими перевозками на территории города. Комиссия принимает решение о допуске владельца частного автотранспорта к работе на маршрутах.
Заказчиком пассажирских перевозок, осуществляющим контроль за деятельностью частных перевозчиков, должен являться Транспортный отдел Администрации города Калининграда. В компетенции Транспортного отдела - заключение договора на пассажирские перевозки с победителями конкурса на право работы, контроль над соблюдением коммерческими перевозчиками требований действующего федерального и субфедерального законодательства по вопросам, связанным с выполнением пассажирских перевозок.
Совершенствование действующих систем лицензирования и сертификации, проведение конкурсов на право выполнения маршрутных пассажирских перевозок будет способствовать недопущению на рынок транспортных услуг технически и морально устаревшего подвижного состава, технически не обеспеченных и профессионально не подготовленных автоперевозчиков и водителей, усугубляющих аварийность и экологическую обстановку в городе.
Включение в транспортную сферу коммерческих негосударственных перевозчиков предопределяет совершенствование договорных отношений. Каждый перевозчик независимо от формы собственности обязан заключить с администрацией города договор, в соответствии с которым должны строиться все их последующие отношения.
Все мероприятия программы, направленные на достижение поставленных целей, разделены на следующие основные направления:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей порядок взаимоотношений пассажироперевозчиков различных форм собственности и администрации города как собственника маршрутной сети. В рамках данного направления должен быть создан правовой механизм, определяющий уровень полномочий и ответственность сторон, участвующих в организации транспортного процесса в Калининграде. Указанный механизм составляет основу для разработки и реализации всех мероприятий, осуществляемых в этой сфере экономики города.
2. Совершенствование организации и управления транспортным процессом, включающее в себя следующие мероприятия:
- создание единого муниципального органа управления городским пассажирским транспортом, на который возложены обязанности по выработке и реализации единой городской транспортной политики, координации и контролю деятельности всех организаций, осуществляющих городские пассажирские перевозки;
- внедрение единой системы мониторинга городских пассажирских перевозок, в том числе создание единой диспетчерской службы и системы оперативного контроля на городских маршрутах;
- оптимизация городской маршрутной сети, позволяющая исключить дублирование маршрутов, обеспечить равномерное пространственное обслуживание территории города и снижающая нагрузку на центральные магистрали;
- разработка механизма регулирования цен и тарифов на услуги городского пассажирского транспорта, обеспечивающего интересы как перевозчиков, так и потребителей их услуг, минимизирующего расходы бюджета на дотации муниципальным предприятиям.
3. Совершенствование механизма отбора организаций, осуществляющих городское транспортное обслуживание, включающее меры по:
- совершенствованию системы выдачи лицензий на право осуществления городских пассажирских перевозок;
- совершенствованию процедуры проведения конкурсов на право обслуживания городских маршрутов;
- совершенствованию системы договорных отношений в сфере пассажирского транспортного обслуживания;
- разработке порядка корректировки договоров в случае изменения условий деятельности транспортных предприятий.
4. Упорядочение системы льгот на городское пассажирское транспортное обслуживание, включающее:
- пересмотр и ограничение числа категорий граждан, пользующихся муниципальными льготами на проезд в городском пассажирском транспорте;
- разработку механизмов компенсации убытков, возникающих в результате обслуживания льготных категорий граждан, в том числе предложений по совершенствованию межбюджетных отношений;
- упорядочение процедуры предоставления льгот и унификация документов на право льготного проезда в общественном транспорте.
5. Совершенствование транспортной инфраструктуры городской маршрутной сети, включающее в себя комплекс организационно-технических мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту и обустройству разворотных колец, стоянок автобусов и подъездных путей, созданию необходимых вспомогательных объектов, а также продление трамвайных путей к конечным пунктам городских окраин (ул. У. Громовой, п. Первомайский).
6. Создание наиболее благоприятных дорожных условий для работы пассажирского транспорта общего пользования, способствующих сокращению времени на поездку пассажира и его безопасность.
Реализация комплекса мероприятий по совершенствованию управления городским пассажирским транспортом позволит:
- создать эффективный механизм управления городским пассажирским транспортом;
- оптимизировать систему пассажирского транспортного обслуживания;
- повысить надежность и качество обслуживания пассажиров;
- улучшить финансовое состояние муниципальных пассажирских транспортных предприятий, снизить нагрузку на бюджет города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.