Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Горсовета депутатов г. Калининграда
от 13 сентября 2000 г. N 308
Стратегия социально-экономического развития Калининграда
в 2000-2002 гг.
Калининград, 2000
Содержание
Введение
В сложившихся условиях развитие российских городов во многом определяется внешними факторами. В то же время существенные аспекты этого развития зависят и от самих городов, их внутренних ресурсов и действий органов местной власти. Именно активная политика городских властей позволяет в кризисных условиях решить острые социальные проблемы занятости, экономического роста, адресной социальной поддержки населения, увеличения городского потенциала налогооблагаемой базы и т.д. В качестве позитивных примеров среди российских городов, добившихся определенных успехов за счет точно выбранной и успешно реализуемой стратегии следует отметить Москву, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Саратов и ряд других. В этих городах целенаправленные действия городских властей по созданию благоприятного инвестиционного климата, т.е. условий для притока инвестиций, как отечественных, так и иностранных, наглядно продемонстрировали возможности комплексного улучшения социально-экономического положения населения и стабилизации экономического потенциала.
Несомненно, Калининград - самый западный город России и центр Особой экономической зоны России - также должен найти собственные возможности для разрешения текущих социально-экономических проблем за счет максимально эффективного использования имеющихся возможностей и благоприятного сочетания внешних и внутренних факторов развития.
В настоящее время Мэрии Калининграда приходится преодолевать острейшие экономические, финансовые и социальные проблемы. Экономический кризис, безработица, сложность межбюджетных отношений, тяжесть социальных выплат неработающему населению, жесткие условия оплаты поставок энергоносителей, неплатежи предприятий и несвоевременное поступление налогов в городской бюджет, старение и разрушение инженерных коммуникаций, реформирование в жилищно-коммунальном хозяйстве - это только основные проблемы Калининграда, требующие незамедлительного решения.
Исходя из этого, мэр Калининграда Ю.А. Савенко принял решение о разработке среднесрочной Стратегии развития города как программного документа, определяющего основные цели и подходы к решению неотложных задач на перспективу до 2003 г. В апреле 1999 года Мэрия объявила общегородской конкурс на разработку стратегии социально-экономического развития Калининграда на перспективу до 2003 г.
По итогам конкурса Мэрией города был заключен с Балтийским институтом экономики и финансов (БИЭФ) договор N 8/99 от 17 мая 1999 г. на разработку Стратегии социально-экономического развития Калининграда на 1999-2002 гг. (здесь и далее - Стратегия), причем Мэр Калининграда рекомендовал основному разработчику - БИЭФ привлечь к данной работе и других разработчиков, участвовавших в конкурсе в качестве соискателей. Кроме привлеченных к разработке Стратегии четырех коллективов научных и практических работников, большой вклад в идейное и технологическое обеспечение данной разработки внесли работники мэрии и депутаты городского Совета Калининграда, члены объединения "Калининградский деловой клуб", а также сотрудники фонда "Институт экономики города" (г. Москва).
При разработке Стратегии учитывались следующие принципиальные моменты:
- Стратегия должна быть нацелена на создание в Калининграде открытой, прозрачной и привлекательной среды и спектра стимулирующих условий для развития экономики города, позволяющей получить преимущества в конкуренции с другими городами за привлечение ресурсов;
- Стратегия должна выполнять роль программного документа, направленного на консолидацию действий всех ветвей власти города, различных слоев городского сообщества;
- реализация Стратегии должна быть построена как последовательность шагов, которые дают максимальный эффект при минимальных расходах (даже если при этом пройден не весь путь);
- необходимо исходить из минимальных возможностей финансирования мероприятий Стратегии, при этом имея в виду максимальное использование тех ресурсов, которые уже имеются в муниципальном образовании.
Работа над Стратегией обусловила необходимость выработки долгосрочной концепции комплексного развития экономики и социальной сферы Калининграда, нацеленной на постепенное устранение негативных явлений с одновременным усилением того, что принято называть "конкурентными преимуществами" города.
В данном документе авторский коллектив придерживается следующих определений ключевых понятий:
- концепция - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей;
- программа - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров;
- прогноз - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития, основанных на законах рыночного хозяйства;
- стратегия - общая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов, определение основных долгосрочных целей и задач развития, распределение ресурсов для достижения этих целей;
- планирование - обоснование и определение направлений деятельности системы управления экономическим субъектом на всех уровнях иерархии.
Кроме содержания основных понятий стратегического планирования, считаем целесообразным во введении к данному документу подчеркнуть следующие обстоятельства. Во-первых, стратегическое планирование социально-экономического развития города здесь рассматривается как одна из ключевых функций муниципального управления (планирование, организация, координация, регулирование, контроль). Во-вторых, в Стратегии анализируется состояние и предлагаются мероприятия по совершенствованию только в части муниципального планирования. Макроэкономическое (национальное), региональное (территориальное - мезоуровень планирования), микроэкономическое (внутрифирменное) планирование в документе не исследуются. В-третьих, при муниципальном планировании, по нашему мнению, целесообразно использовать системный и ситуационный подходы.
Стратегическое планирование по форме и технологии исполнения отличается от техники долгосрочного планирования, от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях. При стратегическом планировании рассматриваются не решения, которые будут приниматься в будущем, а будущее тех решений, которые реализуются сегодня. Второй особенностью стратегического планирования является необходимость учета изменений во внешней среде, по отношению к экономике города, а также способность своевременно реагировать на указанные изменения. Соответственно, роль стратегического планирования развития любой большой системы, в том числе экономики Калининграда, заключается не в предсказании будущего состояния, а в активном преобразовании экономики города с учетом изменений во внешней среде.
Принципиальными положениями разработки Стратегии являются:
- тщательный анализ исходного состояния, тенденций и перспектив развития ситуации не только в городе, но и в регионе, в стране и в мире;
- учет наличных и доступных для привлечения материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов;
- учет интересов всех социальных, профессиональных, отраслевых групп и слоев городского сообщества, а также представления ими долгосрочных перспектив развития;
- охват всех направлений развития города (экономика, градостроение, социальная сфера, инфраструктура, экология и др.);
- разработка на основе системного подхода основных наиболее вероятных сценариев развития города.
В соответствии с этими принципами и Техническим заданием на разработку Стратегии, утвержденным Мэрией Калининграда, была разработана Концепция развития города на перспективу до 2015 года, детально проработаны на среднесрочную перспективу (до 2003 г.) функциональные (предметные) направления стратегического развития Калининграда.
Результаты разработки Стратегии представлены в девяти разделах:
- Раздел I содержит характеристику текущего состояния социально-экономического развития Калининграда; анализ основных тенденций и факторов, потенциально влияющих на развитие.
- Раздел II содержит цели, принципы и задачи разработки Стратегии, а также наиболее общее концептуальное описание Стратегии развития Калининграда на перспективу до 2015 года.
- Разделы III-X включают в себя детальное обоснование и описание основных мероприятий, предусмотренных для реализации в Калининграде до 2003 г. в рамках среднесрочной Стратегии, которые сгруппированы в следующие семь направлений:
- совершенствование планирования социально-экономического развития Калининграда;
- повышение эффективности использования активов города;
- поддержка и развитие деловой активности в Калининграде;
- совершенствование управления ЖКХ и городским пассажирским транспортом;
- формирование градостроительной и жилищной политики;
- поддержка преобразований в социально-культурной сфере;
- развитие международного сотрудничества;
- улучшение состояния окружающей среды.
- Раздел XI содержит сводный план мероприятий по реализации Стратегии, систематизированный по годам и видам обеспечения:
- организационные мероприятия;
- нормативно-правовое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- техническое обеспечение;
- финансовое обеспечение.
Разработанная Стратегия является необходимым звеном в системе муниципального планирования и управления, определяя для Калининграда среднесрочные (до 2003 года) ориентиры и возможные действия городских властей. На основе стратегии в период ее действия будут разрабатываться различные директивные и нормативные документы, включая целевые программы по различным направлениям, текущие и оперативные планы деятельности Мэрии.
Место и назначение разработанных материалов в общей структуре управленческих и плановых функций Мэрии Калининграда представлены на схеме:
/---------------------------------\
| Система долгосрочных ориентиров | п. 2.3
| развития Калининграда | Стратегии
\---------------------------------/
/------------------------------------\
| Среднесрочная стратегия социально- | Разделы III-
|экономического развития Калининграда| ХI Стратегии
| (до 2003 года) |-----\
\------------------------------------/ |
/-----------------------\ /------------\ /-----------------\
| Индикативное | | Ежегодные | |Целевые программы|
|планирование социально-|-----|планы Мэрии |----| развития (по |
|экономического развития| |Калининграда| | направлениям) |
| города | \------------/ \-----------------/
\-----------------------/ |
| /-----------\ |
| |Оперативные| |
\------------| планы |--------------/
|мероприятий|
| Мэрии |
\-----------/
В отличие от традиционного социально-экономического плана развития города стратегия не предполагает жестких контрольных цифр. Стратегия характеризует долгосрочные и среднесрочные качественные параметры развития, которые затем детализируются в различных документах.
Использование материалов, изложенных в Стратегии, позволит работникам Мэрии Калининграда, другим государственным и общественным органам более точно планировать свои действия, нацеливая их на ориентиры, являющиеся целями городского развития в долгосрочной и среднесрочной перспективах.
При подготовке настоящей Стратегии использованы разработки Фонда "Институт экономики города" (г. Москва). Мэрия Калининграда благодарит фонд за оказанную поддержку в разработке Стратегии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.