Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Социально-экономические параметры Калининграда
1.1. Тенденции социально-экономического развития
Калининграда
На протяжении веков географическое положение Кенигсберга определяло значение города как узлового пункта на торговых путях восток-запад, север-юг. Именно это позволило Кенигсбергу перед первой мировой войной стать основным экспортным портом Российской империи. Почти три четверти всего грузопотока из Кенигсберга морем составляли товары, изготовленные из российского сырья. В течение ряда лет порты Кенигсберга непосредственно обслуживали российские губернии, с которыми были связаны железнодорожными и водными путями.
После окончания первой мировой войны ситуация в Кенигсберге изменилась коренным образом. Перед городом встала проблема конкуренции с бывшими немецкими портами Данцигом и Мемелем. Объемы товарооборота сократились в 2 раза. Бундесрат Германии в целях развития Восточной Пруссии своим постановлением в 1918 г. предусматривал создание вольного города в Новом Кенигсбергском порту. Весной 1920 г. в Кенигсберге была открыта Немецкая Восточная ярмарка. Центральным правительством принимались специальные программы оказания помощи мелким и средним предприятиям, кредитования мелких крестьянских хозяйств, а также закон "Об экономической помощи Восточной Пруссии".
В советский период (1945-1991 гг.) экономика Калининградской области сформировалась как узкоспециализированная, с характерной высокой интегрированностью с экономикой Союза в целом. Функционирование хозяйственного комплекса области обеспечивалось в основном за счет централизованных государственных ресурсов. Строительный комплекс области фактически формировался как часть стройиндустрии Литвы. Собственное производство электроэнергии в области также не стимулировалось, в Литве же в советский период были введены в эксплуатацию мощности в 5100 мВт. В послевоенное время в прибалтийских государствах активно формировались крупные морские порты, успешно развивался санаторно-курортный комплекс, на традиционно высоком уровне поддерживался аграрный сектор.
В 1965-1998 гг. в динамике развития Калининградской области выделяются два различающихся периода.
А. Первый период (середина 60-х - конец 80-х гг.). Экономика области формировалась и функционировала в условиях централизованной плановой экономики. Развитие области и города определялось той ролью, которая отводилась им в общей схеме развития и размещения производительных сил СССР. Этот период разделяется нами на три ярко выраженных этапа:
- Первый этап (до середины 70-х гг.): возрастает численность занятых в различных отраслях хозяйственного комплекса области, наращиваются производственные мощности, объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции. Вылов рыбы достигает 1037 тыс. т, производство целлюлозы - 408 тыс. т, мяса (в живом весе) - 64,3 тыс. т. В конце этапа в области ежегодно в эксплуатацию сдается 300-320 тыс. м2 жилья, 5400 - 5900 ученических мест в общеобразовательных школах.
- Второй этап (середина 70-х - середина 80-х гг.). В области происходит сокращение объемов производства и прибыли во всех отраслях экономики. Так, объемы сбора зерна, производства молока снижаются до уровня показателей середины 60-х годов. На протяжении всего этапа сокращаются объемы ввода общеобразовательных школ.
- Третий этап (середина 80-х - конец 80-х гг.). С середины 80-х гг. до 1988-1989 гг. значения основных показателей производства вновь возрастают. К концу 80-х гг. проявляется дефицитность многих видов ресурсов, развиваются "бартерные" хозяйственные сделки между предприятиями, организациями различных отраслей экономики.
Б. Второй период (конец 80-х гг. - настоящее время). В течение 1988-1991 гг. продолжается некоторый спад объемов производства. Снижается эффективность производственной деятельности различных отраслей хозяйственного комплекса. Развивается карточная система распределения подавляющей части товаров народного потребления, продуктов питания, что свидетельствует о значительной скрытой инфляции как в производственной, так и в потребительской сферах. Начиная с 1991 г. после распада СССР возникает принципиально иное геополитическое положение: Калининградская область оказывается территориально изолированной от остальной части Российской Федерации. С 1992 г. в России начато осуществление реформ. Перед регионом и его главным городом - Калининградом - встали совершенно новые задачи, которые предстояло решать в резко изменившихся экономических, политических и социальных условиях.
Анализ динамики социально-экономического развития Калининграда с 1992 г. и по настоящее время позволяет выделить следующие основные особенности и тенденции:
1. В течение всего периода в экономике и социальной сфере Калининграда, как и области в целом, сохраняются кризисные явления: падение объемов производства, сокращение инвестиций, рост цен, снижение уровня жизни населения (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели экономического развития Калининграда
в 1992-1998 гг., деномин. руб.
Показатели | Ед. изм. |
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
Промышленная продукция (все предприятия) |
млн руб. |
40,2 | 215,2 | 758,7 | 1807,6 | 2054,1 | 3215,3 | 3956,0 |
- к предыдущему году |
% | 81,9 | 80,8 | 77,3 | 81,3 | 84,6 | 111,3 | 89,2 |
Инвестиции в основной капитал, в том числе по источникам финансирования: |
млн руб. |
3,6 | 59,7 | 204,6 | 690,5 | 620,7 | 708,6 | 630,2 |
- бюджетные средства |
-"- | 25,7 | 92,1 | 221,0 | 158,9 | 173,8 | 81,0 | |
- внебюджетные средства |
-"- | 34,0 | 112,5 | 469,5 | 461,8 | 534,8 | 549,2 | |
Объем подрядных работ, выполненных собственными силами, к предыдущему году |
% | 55 | 94 | 56 | 82 | 60 | 94 | 74 |
Ввод жилья | тыс. м2 |
85,0 | 187,6 | 162,3 | 156,2 | 133,5 | 79,4 | 86,4 |
Товарооборот, включая общественное питание |
млн руб. |
15 | 148 | 547 | 2098 | 2333 | 2909,2 | 4083 |
- к предыдущему году |
% | 55,8 | 96,5 | 102,6 | 76,0 | 85,0 | 112,8 | 87,2 |
Объем платных услуг (крупные и средние предприятия) |
млн руб. |
1,1 | 21,4 | 115,4 | 324,9 | 493,4 | 568,7 | 844,3 |
Среднемесячная начисленная зарплата |
руб. | 4,9 | 56 | 197 | 437 | 688 | 806 | 1038 |
Численность официально зарегистриро- ванных безработных |
чел. | 2557 | 2963 | 6169 | 6769 | 6340 | 3356 | 2571 |
В целях преодоления проблем социально-экономического развития региона принято несколько указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, в том числе "О мерах по обеспечению дальнейшего экономического и социального развития Калининградской области в 1990-1995 гг." (1990 г.), "О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях" (1991 г.), "О социально-экономическом развитии Калининградской области" (1992 и 1995 гг.), Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (1995 г.), Федеральная целевая программа развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 гг. и ряд других нормативно-правовых актов. Тем не менее, наиболее существенные проблемы социально-экономического развития как области, так и Калининграда до сих пор не преодолены, о чем свидетельствует отрицательная динамика основных показателей, характеризующих социально-экономическое положение (рис. 1).
"Рис. 1. Сравнительная динамика промышленного производства и инвестиций в основной капитал (1990 г.= 100%)
Таблица 2
Позиция Калининграда среди городов Российской Федерации
по уровню социально-экономического развития в 1998 г.
N п/п |
Показатели | Занимаемые места | ||||
1 - 5 | 5 - 8 | 9 - 12 | 13-17 | 18-21 | ||
1. | Промышленная продукция на душу населения |
16 | ||||
2. | Инвестиции в основной капитал на душу населения |
14 | ||||
3. | Товарооборот, включая общественное питание на душу населения |
5 | ||||
4. | Платные услуги на душу населения |
8 | ||||
5. | Сальдированный результат деятельности крупных и средних предприятий промышленности |
6 | ||||
6. | Расходы бюджета на душу населения |
11 | ||||
7. | Среднемесячные номинальные денежные доходы на душу населения |
10 | ||||
8. | Среднемесячная номинальная зарплата одного работника |
6 | ||||
9. | Прожиточный минимум на душу населения, декабрь 1998 г. |
13 |
||||
10. | Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, декабрь 1998 г. |
10 | ||||
11. | Уровень официально зарегистрированной безработицы |
2 |
||||
12. | Коэффициент естественной убыли населения |
7 | ||||
13. | Количество телефонов на 100 семей городского населения |
13 | ||||
14. | Удельный вес учащихся, занимающихся во 2-ю смену |
7 | ||||
15. | Количество зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения |
15 | ||||
16. | Сальдированный результат деятельности предприятий ЖКХ |
17 | ||||
17. | Муниципальный жилищный фонд | 9 | ||||
18. | Средний уровень оплаты ЖКУ населением к себестоимости |
8 |
Более того, кризисные явления в регионе и городе более масштабны, чем в среднем по Российской Федерации. Промышленное производство сократилось более чем в 3 раза, инвестиции - в 6 раз. Сокращение деловой активности в реальном секторе экономики отразилось на уровне жизни населения области. В 1990 г. уровень денежных доходов населения, среднемесячной заработной платы составлял соответственно 97,8 и 91,8% от среднероссийского уровня, а в 1998 г. всего 64-65% и 74-75%. Среди 20 городов (областных центров Северо-Запада и Центра России) Калининград по ряду показателей занимает 13-17 места.
2. В Калининграде произошло существенное перераспределение субъектов хозяйственной деятельности по формам собственности: частная - 71,1%, государственная - 8,2%, муниципальная - 8,4%, смешанная российская - 6,6%, иностранная - 2,1%, смешанная с иностранным капиталом - 3,6%. В частную собственность граждан перешла треть всех квартир. Негосударственный сектор стал занимать доминирующее положение в хозяйственном комплексе города. Сложилась достаточно высокая степень открытости городской экономики, возросло воздействие рыночных механизмов и ослабла роль административных регуляторов. Реальными стали проблемы конкуренции, снижения издержек производства, повышения качества продукции. Значительная часть предприятий города уступает в конкуренции иностранным товаропроизводителям.
3. В структуре промышленности города происходили негативные изменения: сокращались доли обрабатывающих отраслей и возрастал удельный вес топливно-энергетического комплекса (табл. 3).
Таблица 3
Структура промышленности Калининграда по объемам производства
(крупные и средние предприятия), деномин. руб.
Отрасли | 1990 г. | 1994 г. | 1998 г. | |||
тыс. руб. |
% | млн руб. |
% | млн руб. |
% | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Промышленность, всего, в т. ч.: |
1741 | 100 | 674,1 | 100 | 3165 | 100 |
- электроэнергетика | ... | ... | 795 | 25,1 | ||
- топливная | 29 | 1,7 | 67,9 | 10,1 | 410 | 12,9 |
- черная металлургия | ... | ... | ... | ... | 37 | 1,2 |
- машиностроение и металлообработка |
639 | 36,7 | 53,4 | 7,9 | 455 | 14,4 |
- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
146 | 8,4 | 40,1 | 5,9 | 283 | 8,9 |
- промышленность строительных материалов |
26 | 1,5 | 19,7 | 2,9 | 40 | 1,3 |
- легкая | 48 | 2,7 | 10,7 | 1,6 | 13 | 0,4 |
пищевая, всего, из нее: | 797 | 45,8 | 279,9 | 41,5 | 1058 | 33,4 |
- рыбная | 667 | 38,3 | 168,6 | 25,0 | 619 | 19,5 |
- мукомольно- крупяная |
27 | 1,5 | 15,6 | 2,3 | 24 | 0,8 |
медицинская | - | - | 1,6 | 0,2 | 3,0 | 0,1 |
полиграфическая | 5 | 0,3 | 5,1 | 0,8 | 28 | 0,9 |
другие промышленные производства |
24 | 1,4 | 180,1 | 26,8 | 19 | 0,6 |
В Калининграде очевидная примитивизация промышленного сектора экономики обусловлена опережающим ростом цен на электрическую энергию, топливо и нефтепродукты, а также менее значительным спадом объемов производства в ТЭКе по сравнению с промышленностью в целом.
4. Темпы сокращения инвестиций опережают темпы падения объемов промышленного производства продукции в реальном секторе экономики города. Значительно сократился ввод в эксплуатацию жилых домов (рис. 2).
"Рис. 2. Ввод в эксплуатацию жилых домов в 1992-1999 гг."
В целом за исследуемый период не решена задача привлечения иностранных инвестиций в экономику города (табл. 4).
В структуре иностранных инвестиций преобладают торговые кредиты (1998 г. - 24,87 млн долл. США) и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев (1998 г. - 3,27 млн долл. США). Инвестиции направлялись главным образом в торговлю, материально-техническое снабжение, транспорт и связь, строительство. Всего по состоянию на 1 января 1999 г. в городе было накоплено 84,8 млн долл. США и 78,6 млн руб. иностранных инвестиций. Преобладают инвестиции из Германии, Швейцарии, Польши, Багамских островов, Австрии.
Таблица 4
Иностранные инвестиции, поступившие в экономику
Калининграда в 1996-1999 гг.
деномин. руб.
Инвестиции | 1996 | 1997 | 1998 | 9 мес. 1999 | ||||
млн долл |
млн руб. |
млн долл |
млн руб. |
млн долл. |
млн руб. |
млн долл |
млн руб. |
|
Инвестиции, всего, в т. ч.: |
13,43 | 6,47 | 6,56 | 11,30 | 35,7 | 33,76 | 13,1 | 12,6 |
1. Прямые инвестиции, из них: - кредиты, полученные от зарубежных совладельцев - взносы в уставный капитал - прочие инвестиции |
12,09 10,27 1,21 0,61 |
3,35 0,07 1,42 1,86 |
6,06 5,71 0,27 0,08 |
10,65 0,58 9,47 0,60 |
5,93 3,27 0,05 2,61 |
31,99 6,35 4,21 16,3 |
2,5 2,1 - 0,4 |
7,4 7,2 0,1 0,1 |
2. Портфельные инвестиции, из них: - акции |
- - |
2,97 2,95 |
- - |
0,11 0,11 |
- - |
0,55 0,55 |
- - |
- - |
3. Прочие инвестиции, из них: - торговые кредиты |
1,34 0,43 |
0,15 - |
0,5 0,39 |
0,54 0,03 |
29,7 24,87 |
1,22 - |
10,6 9,6 |
5,2 - |
5. Сокращаются объемы перевозок транспортом и переработки грузов в портах Калининграда. В 1998 г. всеми видами транспорта перевезено 9,7 млн т (90,7% к 1997 г.) различных народнохозяйственных грузов, в том числе: железнодорожным - 7,1, водным - 1,4, автомобильным - 1,2 млн т. В портах переработано всего 3,94 млн т различных грузов (70% к уровню 1997 г.), в том числе в торговом порту - 1,95, рыбном - 1,44, речном - 0,55 млн т.
6. Снижаются объемы услуг потребительского рынка. В 1998 г. объемы товарооборота, общественного питания составили 4083,2 млн руб., в том числе: товарооборот - 3950,4, общественное питание - 132,8 млн руб. Объем платных услуг, оказанных крупными и средними предприятиями Калининграда, - 844,3 млн руб. В структуре платных услуг преобладают жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта, связи, образования. На жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта и связи приходится 80,8% объема всех услуг. Бытовые услуги составляют всего 4,5%.
7. Сохраняется высокая инфляционность экономики. В 1998 г. сводный индекс потребительских цен превысил 200%. Высокие темпы роста цен наряду с другими факторами блокируют рост инвестиций, реальных доходов населения, обесценивают финансовые ресурсы органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и усиливают расслоение граждан по уровню денежных доходов. Доходы бюджета Калининграда в реальном измерении за последние пять лет (1995-1999 гг.) сократились на 37-38%, а денежные доходы граждан - на 42-45% (рис. 3, 4).
В городе значительно снизилась покупательная способность номинальной заработной платы, особенно в отношении хлеба, молока, масла животного, говядины. Из коммунальных услуг в наибольшей степени возросла стоимость горячего водоснабжения, газоснабжения. В настоящее время более трети граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума. На долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 22-25% всех денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 3,0-3,5%.
"Рис. 3. Динамика номинальных доходов бюджета Калининграда и сводного индекса потребительских цен (1994 г. = 1)"
"Рис. 4. Динамика номинальных и реальных денежных доходов на душу населения Калининграда в 1994-1999 гг."
8. Существенные изменения произошли за последние годы в структуре формирования и использования денежных доходов граждан. В денежных доходах доля зарплаты сократилась до 44,5% и возросла доля доходов от предпринимательской деятельности, собственности до 36%, а также социальных трансфертов с 9-10 до 19,5%. В структуре потребительских расходов возросли расходы по оплате услуг, прежде всего коммунальных. Обязательные платежи и взносы остались на прежнем уровне (6-7%). Большую часть своих сбережений население предпочитает хранить посредством покупки иностранной валюты, что свидетельствует о недоверии к проводимой экономической политике, о желании избежать обесценивания своих средств.
9. В целом ухудшается финансовое состояние предприятий. Около 40% предприятий убыточны. По-прежнему острой остается проблема неплатежей. По состоянию на 1 ноября 1999 г. дебиторская задолженность крупных и средних предприятий Калининграда составляла 2923,4 млн руб., в том числе просроченная - 1060,2 млн руб.; кредиторская - 4838,2 млн руб., в том числе просроченная - 1741,2 млн руб. Из-за отсутствия собственных оборотных средств значительная часть промышленных предприятий является неплатежеспособной (коэффициент покрытия менее 200%).
Продолжается процесс дифференциации отраслей и предприятий экономики по размерам получаемых доходов, прибыли. В общем объеме прибыли снижается доля прибыли, формируемой в промышленности, возрастает доля прибыли, получаемой на транспорте и связи, в торговле, материально-техническом снабжении и сбыте. В свою очередь, в промышленности прибыль также распределяется неравномерно и концентрируется, в основном, в отраслях ТЭК, пищевой (кроме рыбной) промышленности. В 1998 г. пять промышленных предприятий располагали почти 90% всей прибыли города.
10. В анализируемом периоде происходила централизация финансовых ресурсов в пользу бюджетов вышестоящих уровней (табл. 5).
Таблица 5
Бюджеты Калининградской области в 1998-2000 гг.
Показатели | Ед. изм. |
1998 г. | 1999 г. (план) |
2000 г. (проект) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Доходы бюджетов: - консолидированного - областного Доходы бюджетов муниципальных образований, всего, в т. ч.: - Калининграда - прочих муниципальных образований Доля доходов бюджета Калининграда в бюджетах: - консолидированном - областном Доля доходов бюджетов муниципальных образований в консолидированном бюджете области Выделение средств муниципальным образованиям из областного бюджета, в том числе: - дотации - субвенции - средства по взаимным расчетам - бюджетные ссуды Удельный вес средств, выделенных муниципальным образованиям, в общих расходах областного бюджета |
млн руб. -/- -/- -/- -/- % -/- -/- млн руб. -/- -/- -/- -/- % |
1813,7 857,8 955,9 645,9 310,0 35,6 75,3 52,7 378,8 288,9 89,6 0,3 44,2 |
2194,7 1008,0 1186,7 758,4 428,3 34,6 75,2 54,1 234,8 234,8 23,3 |
2925,1 1604,7 1320,4 936,0 384,4 32,0 58,3 45,1 317,4 217,7 99,7 19,8 |
11. Внешнеэкономическая деятельность характеризовалась до 1998 г. устойчивым ростом объемов внешнеторгового оборота. С 1998 г. объемы как экспорта, так и импорта сокращаются (табл. 6).
Таблица 6
Объемы внешнеторгового оборота Калининграда
в 1992-1999 гг., млн долл.
Показатели | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 11 мес. 1999 |
Внешнеторговый оборот, в том числе: экспорт импорт |
135,2 85,0 50,2 |
187,7 117,1 70,6 |
779,7 217,7 562,0 |
971,3 427,2 544,1 |
1405,0 447,1 957,9 |
1621,5 425,7 1195,8 |
1503,9 399,2 1104,7 |
1036,0 255,3 780,7 |
Сокращение внешнеторгового оборота оказало отрицательное влияние на производственную деятельность предприятий автомобильного, железнодорожного транспорта, морских портов и, как следствие, привело к потерям доходов бюджетов области, прежде всего, бюджета Калининграда.
На экспорт поставляются в основном сырая нефть, рыба, удобрения (реэкспорт), целлюлоза, металлы (черные и цветные) и изделия из них. В структуре импорта преобладают продовольственные товары и сырье для их производства, автомобили легковые. Характерными особенностями внешнеторговой деятельности являются: резкое преобладание импорта, сырьевая направленность экспорта, значительная зависимость внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок, усиление торговых связей со странами дальнего зарубежья, Литвой, Польшей.
12. В 1992-1998 гг. происходило возрастание значения малого и среднего предпринимательства в экономике города (особая активность отмечалась до 1995 г.). По состоянию на начало 1999 г. в Калининграде было зарегистрировано 14,5 тысячи малых предприятий и 36 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. В малом бизнесе занято около 55 тысяч человек, или 25% от общей численности экономически активного населения города. Преобладающим видом деятельности являются торговля и общественное питание. За счет малого и среднего предпринимательства формируется значительная часть доходов бюджета города.
13. Тенденции социальной сферы. В целом, городские органы местного самоуправления проводят социально ориентированную политику - практически половина бюджетных средств расходовалась в течение 90-х годов на социальную сферу. В основном, сохранена и расширена сеть муниципальных учреждений и предприятий социально ориентированных отраслей города. Интенсивно наращивалась инфраструктура новых секторов социального обслуживания: пожилых и инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заметно расширились возможности работы с группами социального риска (бомжи, бывшие заключенные, наркозависимые, ВИЧ-инфицированные и т.д.), а также потенциал гуманитарной и благотворительной помощи для решения острейших социальных проблем города. Вместе с тем, из-за нехватки бюджетных средств серьезно ухудшилась материально-техническая база традиционных секторов социальной сферы - образования, здравоохранения, культуры и спорта. Этот процесс развертывается на фоне значительного снижения заработной платы, ухудшения материального положения работников социальной сферы, понижения их социального статуса, происходит отток молодых специалистов, получивших соответствующую профессиональную подготовку, заметно преобладание старших возрастных групп, занятых в социально ориентированных отраслях.
Одновременно с социальным расслоением, ростом дифференциации денежных доходов в городе интенсивно формируется негосударственный сектор удовлетворения разнообразных социальных потребностей, особенно заметно развертывается сектор образовательных, оздоровительных и социокультурных услуг жителям города. Социально-культурные процессы, развертывающиеся в негосударственном секторе, с трудом поддаются регулированию со стороны органов государственного местного самоуправления, т.к. лицензирование и сертификация этих видов деятельности являются компетенцией областных органов власти. Решение острейших социальных проблем города, связанных с падением рождаемости, увеличением смертности, ростом разводов, ограничением безработицы, расширением групп социального риска (ВИЧ-инфицированных, проституток, наркозависимых, бомжей, безнадзорных детей и подростков и т.д.), во многом связано не только с эффективной деятельностью органов местного самоуправления, но и органов государственной власти, выделением необходимых ресурсов и социальных трансфертов, усилением и координацией деятельности всех уровней власти.
В органах местного самоуправления отсутствует отлаженная система анализа и прогнозирования социальных процессов, развертывающихся в городе. Наблюдается заметный перекос управленческого процесса на оперативное решение текущих проблем, в ущерб стратегическому планированию развития социальной сферы. Сложившаяся дисгармония управленческих функций во многом обусловлена дефицитом бюджетных средств. Имеющийся кадровый потенциал преобладающей задачей "выживания" ставит сохранение имеющихся муниципальных учреждений и предприятий социально ориентированных отраслей. Существенным образом влияет на эту ситуацию и технократический перекос в системе развития города, связанный с традиционной ориентацией на производство и развитие транспортной и инженерной инфраструктуры.
1.2. Факторы социально-экономического развития Калининграда
Техника системного подхода к стратегическому планированию развития любого сложного объекта управления, в том числе Калининграда, требует учета всех факторов внутренней и внешней среды, которые оказывают и будут оказывать в будущем влияние на социально-экономическое положение города. Внутренними факторами социально-экономического развития Калининграда являются состояние уровня развития производительных сил (экономический потенциал: природные ресурсы, трудовой и производственный потенциалы), организация производства (структура и специализация), динамика и уровень социально-экономического развития. Последние две группы факторов описаны ранее в п. 1.1. К факторам внешней среды следует отнести экономическую, технологическую, политическую и социальную среды, а также сферу правового регулирования. Детальное рассмотрение всех факторов социально-экономического развития должно быть осуществлено при разработке Стратегии на долгосрочную перспективу. Особое внимание при этом необходимо уделить изучению внешних факторов.
На основе выполненного анализа факторы социально-экономического развития Калининграда разделены на две группы: благоприятные и неблагоприятные (табл. 7).
Таблица 7
Факторы социально-экономического развития Калининграда
Благоприятные факторы | Неблагоприятные факторы |
1. Наличие морских незамерзающих портов 2. Относительно развитая транспортная инфраструктура 3. Квалифицированная рабочая сила 4. Рынок Калининграда - часть емкого рынка России 5. Расположение Калининграда в зоне влияния С.-Петербурга - центра Северо-Запада России 6. Использование возможностей, предоставленных законом об ОЭЗ 7. Развитие единых европейских инфраструктурных отраслей (транспорт, энергетика) 8. Относительная социальная стабильность и отсутствие национальных противоречий 9. Большое количество предприятий, имеющих опыт внешнеэкономической деятельности |
1. Общее кризисное состояние национальной, региональной и городской экономики 2. Несбалансированность сырьевой базы и ведущих отраслей специализации промышленности 3. Высокий удельный вес первичных и вторичных сфер деятельности 4. Ограниченная емкость регионального рынка 5. Территориальная изолированность от России (проблема передвижения граждан, грузов различного назначения) 6. Возрастание конкуренции между морехозяйственными комплексами региона и Северо-Запада России, с товаропроизводителями иностранных государств 7. Возрастание различий в динамике уровня жизни населения Калининграда и приграничных государств 8. Недостаточная координация действий органов власти в регионе 9. Изношенность инженерной инфраструктуры 10. Неопределенность политики федерального центра в отношении будущего развития Калининградской области |
Калининград занимает ведущую позицию в экономическом потенциале Калининградской области (рис. 5).
"Рис. 5. Значение Калининграда в экономике области, 11 мес. 1999 г., %"
В Калининграде формируется 98,5% прибыли, производится 82,0% промышленной продукции, осваивается 61,5% инвестиций. Объем товарооборота Калининграда составляет 77,8% от соответствующих объемов региона. Данное обстоятельство свидетельствует о важности и насущности разработки стратегии социально-экономического развития Калининграда не только непосредственно для города, но и для Калининградской области в целом.
К важнейшим внутренним факторам социально-экономического развития Калининграда нами относятся следующие:
1. Территория Калининграда - 211,5 км2 (21,15 тыс. га). Состав земель: общая площадь 21,15 тыс. га, в том числе: земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских органов власти - 8,07 (38,2%), земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, энергетики, обороны - 6,05 (28,6%), земли сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан - 3,75 (17,7%), земли водного фонда - 1,58 (7,5%), земли лесного фонда - 1,53 (7,3%), земли особо охраняемых территорий и объектов - 0,17 (0,7%). Парки, скверы, ботанические сады, бульвары, застроенные территории занимают 77,8 км2; сельскохозяйственные угодья - 24,7 км2; площади, улицы, переулки, проезды, набережные, дороги, прогоны - 19,5 км2; болота и площади под водой - 19,3 км2; лесные площади - 13,8 км2; прочие земли - 56,4 км2.
2. Численность постоянного населения - 425,6 тыс. человек (на 01.01.1998 г.), в том числе трудоспособного возраста - 260,5 (61,2%), старше трудоспособного возраста - 87,7 (20,6%), моложе трудоспособного возраста - 77,4 (18,2%). Экономически активное население - 256,0 тыс. человек, в том числе безработные - 11,2 тыс. человек, занятые в различных сферах экономики - 244,8 тыс. человек. Демографические показатели по Калининграду за 1992-1998 гг. приведены в табл. 8.
Таблица 8
Основные демографические показатели по Калининграду
в 1992-1998 гг.
Показатели | Ед. изм. |
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Численность постоянного населения на начало года, всего, в т.ч.: мужчины женщины Доля населения в общей численности населения: старше трудоспособного возраста трудоспособного возраста младше трудоспособного возраста Естественная убыль населения Механический (миграционный) прирост населения |
тыс. чел. -/- -/- % -/- -/- чел. -/- |
410,0 198,1 211,9 18,5 60,9 20,6 564 3761 |
412,6 199,5 213,1 19,0 60,7 20,3 1930 3629 |
414,3 200,3 214,0 19,4 60,7 19,9 2446 6659 |
418,7 202,4 216,3 19,6 60,8 19,6 2449 4890 |
421,3 203,4 217,9 19,9 60,9 19,2 2204 4480 |
423,3 204,2 219,1 20,3 61,0 18,7 2407 4682 |
425,6 205,0 220,6 20,6 61,2 18,2 2270 3211 |
В структуре населения города по состоянию на начало 1998 г. мужчины составляли 48,2%, женщины - 51,8%. С 1992 г. прирост численности населения происходит только за счет миграции. Естественная убыль численности населения - 2,2-2,4 тыс. человек в год. С начала 90-х гг. наблюдается устойчивая тенденция старения населения.
3. В экономике города преобладает материальное производство (первичная и вторичная сферы деятельности). Прочие сферы деятельности имеют явное подчиненное значение. Такое сочетание сфер деятельности определяет однобокое развитие экономики города. Отраслями специализации промышленности города являются машиностроение и металлообработка, рыбная и целлюлозно - бумажная промышленность (табл. 9).
Таблица 9
Структура промышленности Калининграда в 1998 г.
(крупные и средние предприятия)
Отрасли | Объем про- дук- ции, млн руб. |
Численность промышленно- производ- ственного персонала, тыс. чел. |
Балансо- вая сто- имость основных фондов млн.руб. |
Резуль- таты деятель- ности, прибыль, убытки (-), млн руб. |
Налоги, платежи в бюд- жетную систему России, млн руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Промышленность, всего, в т.ч.: электроэнергетика топливная черная металлургия химическая машиностроение и металло- обработка лесная, деревообраба- тывающая и целлюлозно- бумажная, из нее: - целлюлозно- бумажная промышленность строительных материалов легкая пищевая, из нее: - рыбная мукомольно- крупяная полиграфическая прочие отрасли |
3164,5 795,0 410,2 37,2 18,4 454,7 283,2 273,0 39,6 13,2 1057,6 619,2 24,0 27,8 3,6 |
32,0 2,9 2,0 0,3 0,1 11,6 2,3 2,0 0,7 1,0 9,9 6,4 0,4 0,5 0,3 |
3755,8 713,0 1034,6 2,1 33,5 874,4 171,5 163,1 47,3 13,9 820,7 637,0 11,7 30,7 2,4 |
115,0 115,6 321,6 21,9 -4,5 -250,0 66,2 78,7 2,2 14,1 -151,5 -161,4 -14,1 1,3 -7,8 |
424,4 32,6 143,8 ... ... 78,9 13,8 ... 9,2 7,3 122,9 38,6 ... ... ... |
К отличительным особенностям машиностроительного комплекса Калининграда относятся: неразвитость внутриобластной кооперации, высокая интегрированность с внутрироссийским рынком, отсутствие собственной надежной сырьевой базы (металлов, энергоресурсов и т.д.) и, следовательно, зависимость от использования потенциала других субъектов Российской Федерации, от поставок материалов, оборудования и различных товаров по протяженным транспортным коммуникациям. В рыбной отрасли за последние годы существенно сократилось количество рыбопромысловых судов. Для целлюлозно-бумажной промышленности характерны диспропорция между сырьевой базой и производственными мощностями, а также отсутствие очистных сооружений, отвечающих современным требованиям.
Производственный потенциал города фактически определяют пятнадцать крупных и средних предприятий промышленности. При этом следует подчеркнуть, что на шести предприятиях: "Янтарьэнерго", "ЛукойлКалининградморнефть", "Цепрус", "СПИ-РВВК", "Запрыба", "Рыбпрогноз" производится две трети промышленной продукции города, формируется основная часть налоговых поступлений в бюджет города и занято значительное количество работающих. По нашему мнению, учитывая стабильную работу предприятий, а также их отраслевую принадлежность, нет оснований ожидать существенного ухудшения социально-экономического положения Калининграда в ближайшие годы.
В структуре основных фондов хозяйственного комплекса города главную роль играют основные фонды промышленности. Активная часть фондов (машины и оборудование, транспортные средства и инвентарь) составляют 46,7% стоимости основных фондов. В промышленности основные фонды сконцентрированы в рыбной отрасли, электроэнергетике и топливной промышленности, машиностроении и металлообработке. Среди непроизводственных основных фондов преобладают фонды жилищного хозяйства. Коммунальное хозяйство, социальная сфера не располагают сколь-нибудь значительными фондами.
В последние годы основные фонды практически не вводились в эксплуатацию. Незначительная и сокращающаяся инвестиционная активность привела к тому, что большая часть фондов физически и морально устарела. Крайне медленные темпы и масштабы выбытия капитала консервируют устаревшую структуру производственного аппарата, а также создают серьезные проблемы для реструктуризации экономики. Средний фактический срок эксплуатации активной части производственных фондов составляет 20-25 лет. Кроме того, наличие на балансе многих предприятий города незагруженных производственных мощностей (около 35-40%) способствует ухудшению финансового состояния предприятий. Вполне очевидно, что для возобновления экономического роста крайне необходимы значительные инвестиции, которые предстоит направить на замену основных производственных фондов. В случае сохранения низкой активности воспроизводства основного капитала на замену фондов потребуется не менее 45-50 лет. Важным является то обстоятельство, что в муниципальной собственности Калининграда преобладают основные непроизводственные фонды жилищного и коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, характеризующиеся наибольшей изношенностью.
4. Предприятия Калининграда формируют около 80% всех поступлений в бюджетную систему России и целевые бюджетные фонды, собираемых на территории области. За 9 месяцев 1999 г. поступления в бюджетную систему России и целевые бюджетные фонды (2073,7 млн руб.) распределялись следующим образом: федеральный бюджет - 759,3 млн руб. (36,6%), бюджет области - 1314,4 млн руб. (63,4%), в том числе в бюджет Калининграда - 732,8 млн руб. (35,3%). Таким образом, в бюджете города остается немногим более трети от всех налогов, сборов, платежей, уплачиваемых плательщиками Калининграда. Поступления в бюджетную систему России формируются главным образом за счет промышленности, транспорта, торговли и общественного питания, строительства (табл. 10).
5. Основные финансовые ресурсы, используемые органами местного самоуправления Калининграда в целях обеспечения жизнедеятельности и социально-экономического развития города, сконцентрированы в бюджете (табл. 11).
В структуре доходов городского бюджета налоговые поступления составляют 85-88%, неналоговые платежи - 8-9%. Доходы в неденежной форме составляют 35-38% от общей суммы поступлений. В формировании доходной части бюджета ведущая роль принадлежит четырем налогам: налогу на прибыль, подоходному налогу с физических лиц, налогу на имущество предприятий, налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Неналоговые доходы формируются главным образом за счет арендных платежей за использование муниципальной собственности (5-7%). Поступления по местным налогам составляют 18-19% и представлены в основном налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Таблица 10
Поступления в бюджетную систему России платежей, налогов
и сборов от плательщиков Калининграда в 1996-1999 гг.,
млн руб. (деномин.)
Отрасли, плательщики | 1996 | 1997 | 1998 | 9 мес. 1999 |
Поступления платежей, налогов и сборов, всего, в т.ч.: Промышленность, в т.ч.: электроэнергетика топливная машиностроение и металлообработка лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность строительных материалов легкая пищевая, из нее - рыбная прочие отрасли Строительство Транспорт Связь Торговля и общественное питание Материально-техническое снабжение и сбыт Банки и страховые организации Прочие отрасли, плательщики |
1263,9 401,4 61,8 147,2 66,2 22,5 ... 10,5 60,7 ... 32,5 125,9 132,8 ... 191,6 ... 47,6 364,6 |
1501,1 532,6 72,0 154,6 99,6 17,4 11,7 7,2 149,5 23,7 20,6 157,4 166,7 37,4 125,5 26,3 75,4 379,8 |
1415,5 424,4 32,6 143,8 78,9 13,8 9,2 7,3 126,9 38,6 11,9 124,8 176,4 72,6 162,5 27,4 95,8 337,6 |
1938,6 871,7 39,3 329,4 108,3 ... ... ... 335,1 ... ... ... 235,0 101,5 274,2 ... ... ... |
Таблица 11
Укрупненная структура доходов и расходов бюджета Калининграда
в 1995-1999 гг., деномин. руб.
Доходы, расходы |
1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. 10 мес. |
|||||
млн руб. |
% | млн руб. |
% | млн руб. |
% | млн руб. |
% | млн руб. |
% | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Доходы, всего, в т. ч.: Налог на прибыль Подоходный налог Налог на имущество предприятий Налоги на товары и услуги Госпошлина Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы Аренда имущества Прочие налоги, сборы, платежи Средства по взаимным расчетам c областным бюджетом Расходы, всего, в т. ч.: Государственное управление Транспорт Жилищно- коммунальное хозяйство Образование Культура и искусство Здравоохранение Социальная политика Прочие расходы Превышение расходов над доходами (дефицит) |
401,1 70,5 110,1 26,4 66,5 5,5 54,4 4,1 35,2 28,4 411,5 12,7 22,6 144,2 86,5 3,3 50,5 48,8 42,9 10,4 |
100 17,6 27,4 6,6 16,6 1,4 13,6 1,0 8,8 7,1 100 3,1 5,5 35 21 0,8 12,3 11,8 10,5 |
610,9 141,7 171,4 48,4 17,5 11,6 75 8,7 30,8 105,8 624,5 19,5 30,5 198,5 154,9 6,6 88,3 77,1 49,1 13,6 |
100 23,2 28 7,9 2,9 1,9 12,4 1,4 5 17,3 100 3,1 4,9 31,8 24,8 1,0 14,2 12,3 7,9 |
705,5 151,2 230,3 57,9 22,1 7,6 88,7 10,2 54 83,5 734,4 32,8 31 266,7 176,9 7,2 94,9 66,4 58,5 28,8 |
100 21,4 32,6 8,2 3,1 1,1 12,7 1,4 7,7 11,8 100 4,5 4,2 36,3 24,1 1,0 12,9 9 8 |
645,9 214,5 161,4 57,7 3,1 7,8 90,3 42,2 55,6 13,3 684,4 58,4 30,1 248,4 161,4 7,3 73,2 41,7 63,9 38,5 |
100 33 25 8,9 0,5 1,2 14 6,5 8,6 2,1 100 8,5 4,4 36 24 1,1 11 6,1 9,3 |
814,2 284,3 133,3 60,1 54,3 7,6 175,2 53,6 38,8 7,0 25,4 61,1 25,9 340,4 205,5 7,9 94,7 30 59,9 11,2 |
100 35 16 7,4 6,7 0,9 22 6,6 4,8 0,8 100 7,4 3,1 41 25 1,0 12 3,6 7,3 |
Основная часть ресурсов бюджета города направляется на финансирование жилищно-коммунального хозяйства (32-41%), социальной сферы (37-39%). При этом доля средств, направляемых на содержание жилищно-коммунального хозяйства, возрастает. На финансирование транспорта расходуется 3,1-5,5%, социальную политику - 3,6-12,3%. Удельный вес расходов на содержание управления возрос с 3,1% (1995 г.) до 7,4% (1999 г.). Для обеспечения своевременного финансирования потребностей города осуществляется заимствование ресурсов.
6. Инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства города характеризуется следующими основными показателями (табл. 12).
Таблица 12
Основные показатели жилищно-коммунального хозяйства
Калининграда в 1992-1998 гг.
Показатели | Ед. изм. |
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Общая площадь жилого фонда, на конец года, в т.ч.: муниципального жилого фонда Число жилых квартир, в т.ч.: муниципального жилого фонда Количество приватизированной общей площади жилых помещений Полезный отпуск воды потребителям, в т.ч.: - населению Реализация теплоэнергии, в т.ч.: - населению Протяженность сетей: - водопроводных - тепловых - канализационных Мощность очистных сооружений |
тыс. м2 -/- тыс. квар- тир -/- тыс. м2 млн м3 -/- тыс. Гкал -/- км -/- -/- тыс. м3/ сут. |
6436 4066 121 79 175,7 |
6711 4059 127,2 78 1125,6 59,7 42,3 475,0 328,0 72,0 |
6997 4040 132,0 74 350,2 60,1 44,1 484,9 330,7 70,9 |
6973 3643 132,8 70 203,6 58,7 43,8 491,3 340,8 70,9 |
7063 3559 134,9 68,2 184,1 60,2 44,6 492,3 342,3 70,9 |
7160 3444 136,2 65,9 194,0 58,9 45,3 1788 1294 492,8 342,3 70,9 |
7444 3464 142,8 66,1 190,4 57,8 44,1 1838 1305 507,7 390,0 370,4 70,9 |
В среднем на 1 жителя Калининграда приходится 17,5 м2 общей площади жилья. Более 50 тыс. м2 жилого фонда размещено в ветхих и аварийных строениях, в которых проживают три тысячи человек. Степень благоустройства жилищного фонда в 1998 г. (оборудовано, %): водопроводом - 98,6, канализацией - 97,9, центральным отоплением - 93,7, газом - 90,6, ваннами - 89,0, горячим водоснабжением - 86,7%.
Водоснабжение города осуществляется Центральной водонасосной станцией (31,5 тыс. м3/сутки), Восточной водонасосной станцией (пос. Озерки, 32,0 тыс. м3/сутки), Южными водонасосными станциями: N 1 (ул. Емельянова, 12,4 тыс. м3/сутки), N 2 (пос. Малое Борисово, 106,4 тыс. м3/сутки). Всего фактически подается в сеть 182,3 тыс. м3/сутки воды, а необходимо - 250 тыс. м3/сутки. В 1998 г. отпущено 57,8 млн м3 воды, в том числе населению - 44,1 млн м3. Центральная водонасосная станция осуществляет водозабор из системы питьевых водохранилищ, Восточная - из подземных скважин, Южные водонасосные станции - из р. Преголи.
Водозаборы из р. Преголи в период нагонных ветров подвержены загрязнению и засолению. Муниципальному предприятию "Водоканал" на реализацию проекта по водоснабжению Калининграда Европейским банком реструктуризации и развития (ЕБРР) выделен кредит в размере 18 млн долл. США. Кроме того, городу будут предоставлены гранты Международным агентством развития Швеции СИДА 16 млн долл., Датским агентством по охране окружающей среды ДЕПА - 3 млн долл. и Северной корпорацией по охране окружающей среды НЕФКО - 1,7 млн долл. Проект также будет финансироваться федеральным российским грантом (13 млн долл.). Расчетная мощность главного канализационного коллектора и городской очистной станции составляет всего 68 тыс. м3/сутки. Фактические расходы сточных вод - 160 тыс. м3/сутки. Степень очистки - не более 10%.
Тепловую энергию вырабатывают 7 крупных централизованных источников тепла: РТС ("Северная", "Балтийская", "Заводская", "Восточная", "Южная"), районная бойлерная, ТЭЦ-1. ТЭЦ-1 и РТС "Южная" принадлежат АО "Янтарьэнерго", а остальные источники тепла - МП "Теплосеть". Кроме того, тепловая энергия вырабатывается более 200 котельными с суммарной производительностью около 600 Гкал/час. Мощности 7 централизованных источников тепла: установленная - 793,9 Гкал/час, реальная по отпуску тепла - 702 Гкал/час, подключенная нагрузка - 880,7 Гкал/час. В 1998 г. реализовано 1,84 млн Гкал, в том числе для нужд населения 1,30 млн Гкал. Пять тепловых станций работают на газе, одна на твердом и одна на жидком топливе. Дефицит тепловой энергии - 15%. Протяженность тепловых сетей - 390,0 км.
В Калининграде газифицировано 134,0 тыс. квартир, из них природным газом - 115,1 тыс. квартир. Природный газ поступает с Уренгойского месторождения по магистральному трубопроводу, а сжиженный газ - по железной дороге из Оренбурга. В 1997 г. реализовано 255 млн м3 природного газа, в том числе населению - 112 млн м3; сжиженного газа - 2,56 тыс. т, в том числе населению - 2,51 тыс. т.
7. Основные показатели, характеризующие городской пассажирский транспорт и связь, приведены в табл. 13.
Наиболее крупными предприятиями системы связи являются "Электросвязь", "ВестБалтТелеком", "Калининградские мобильные сети", "Экстел", "Связьинформ", "Батэкс". Структура услуг: телефонная связь - 79%, почтовая связь - 12%, радиосвязь, радиовещание и телевидение - 1%, прочие услуги - 8%.
8. Социальная инфраструктура характеризуется следующими основными параметрами (табл. 14).
В городе 59 общеобразовательных муниципальных учреждений с дневной формой обучения. Всего в школах города обучается 57,8 тыс. учащихся. Город располагает 111 дошкольными образовательными учреждениями (83 муниципальных). Общая численность детей, посещающих муниципальные ДОУ, составляет около 9,4 тыс. человек. В муниципальную систему образования входят также 6 центров детского творчества, 7 школ-интернатов, 7 детских домов, 9 спортивных школ, спорткомплекс "Юность", 6 вечерних школ, 3 оздоровительных загородных лагеря, педагогическое училище.
В Калининграде расположены три академических научно-исследовательских учреждения: Атлантическое отделение Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской Академии наук (АОИО РАН), Западное отделение Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Российской Академии наук (ИЗМИРАН), Институт проблем кибернетики Российской Академии наук (ИПК РАН).
Крупнейшими отраслевыми научно-исследовательскими организациями Калининграда являются Атлантический научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (АтлантНИРО) и Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт безрельсового электрифицированного транспорта с опытным производством (ОАО "ВНИИэлектротранспорт").
Таблица 13
Основные показатели транспорта и связи Калининграда
в 1992-1998 гг.
Показатели | Ед. изм. |
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
Эксплуатационная длина пути: - трамвайного - троллейбусного - автобусного Количество подвижного состава: - трамвайных вагонов - троллейбусов - автобусов Перевезено пассажиров, в т.ч.: - трамваями - троллейбусами - автобусами Количество предприятий связи Количество телефонов на 1000 человек населения |
км -"- -"- ед. -"- -"- млн чел. -"- -"- -"- ед. -"- |
90,6 95,2 577,7 156 65 183 150,4 52,5 21,3 76,6 53 142 |
90,6 95,2 314,4 158 68 157 238,2 75,6 51,2 111,4 33 146 |
103,9 96,9 368,0 134 63 89 225,8 60,9 49,6 115,3 38 150 |
103,9 96,9 496,8 134 64 90 197,7 51,2 43,3 103,1 39 165 |
103,9 96,9 465,0 136 62 132 198,4 52,7 46,4 99,3 37 174 |
104,0 96,9 399,0 143 58 129 204,8 56,9 48,3 99,6 37 210 |
104,0 96,9 331,8 143 52 130 207,4 59,6 48,6 99,2 57 |
Большим научным потенциалом обладают ведущие вузы города: Калининградский государственный университет, Калининградский государственный технический университет, Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, Балтийский институт экономики и финансов.
Муниципальная система здравоохранения включает в себя 17 больниц на 2615 коек, 13 поликлиник на 5904 посещения в смену, станцию скорой медицинской помощи на 36 бригад, Дом ребенка, детскую молочную кухню, медико-педагогический реабилитационный Центр для детей, страдающих ДЦП. Функционируют специализированные медицинские центры: гастроэнтерологический, бронхопульмонологический, экстренной хирургической и травматологической помощи, детской инфекционной патологии, детской кардиологии, нефрологии. Многие лечебно-профилактические учреждения, так же как и другие объекты социальной инфраструктуры, располагаются в старых, приспособленных помещениях.
Таблица 14
Основные показатели социальной сферы Калининграда
в 1992-1998 гг.
Показатели | Ед. изм. |
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
Число дневных обще- образовательных школ (включая лицеи и гимназии) Численность учащихся дневных обще- образовательных школ (включая лицеи и гимназии) Численность врачей, всего - на 10000 населения Число больничных учреждений Число больничных коек, всего - на 10000 населения Мощность амбула- торно- поликлинических учреждений |
ед. тыс. чел. чел. -/- ед. тыс. ед. посещ. в смену |
54 48,6 2287 55 29 6,6 162 7979 |
55 49,8 2029 49 28 6,5 157 8233 |
52 52,4 2061 50 28 6,5 155 9472 |
52 52,4 2050 49 28 6,5 155 9724 |
57 56,7 2122 50 31 6,5 153 10280 |
59 57,6 2104 50 31 6,3 148 10414 |
59 57,8 2230 52 31 6,4 150 11134 |
9. По состоянию на 01.01.99 г. в реестре муниципальной собственности находилось 54 муниципальных предприятия, муниципальное имущество которым передано в хозяйственное ведение, в том числе: ЖКХ - 18, торговля и общественное питание - 6, культура - 5, бытовое обслуживание - 9, здравоохранение - 2, транспорт - 2, прочие - 12. В оперативное управление муниципальное имущество передано 226 субъектам, в том числе: народное образование - 164, здравоохранение - 35, культура - 19, прочие - 8. Всего в городе 284 муниципальных учреждения и 35 муниципальных жилищных организаций. В 1998 г. от продажи объектов муниципальной собственности поступило 2,68 млн руб., от сдачи в аренду муниципальных нежилых помещений - 25,44 млн руб. Оформлено 565 договоров аренды и 184 разрешения на субаренду. В муниципальную собственность принято 436 объектов, в том числе 380 жилых домов, инженерные сети, трансформаторная подстанция.
10. Важнейшими внешними факторами, определяющими характер социально-экономического развития города, являются проблемы загрузки морских портов и транспортировки грузов, развития транспортных коммуникаций, энергообеспечения и экологии Балтийского моря.
Внешняя среда функционирования экономики Калининграда определяется географическим расположением и принадлежностью города к Российской Федерации. Калининград до настоящего времени вынужден конкурировать по вопросам развития морских портов с Ленинградской областью, Санкт-Петербургом и прибалтийскими государствами. В морских портах Калининграда в 1998 г. переработано всего 3,94 млн т грузов. В порту Санкт-Петербурга обработано более 12 млн т грузов. В портах прибалтийских государств ежегодно перерабатывается свыше 80 млн т грузов. Правительством Российской Федерации в целях создания Балтийской трубопроводной системы (БТС) как одной из стратегических государственных задач, связанных с экспортом российской нефти, принято соответствующее постановление. Указом Президента РФ N 554 от 6 июня 1997 г. одобрено предложение правительства Ленинградской области о строительстве и развитии портов в бухте Батарейная (Приморск), в Лужской губе Финского залива и Санкт-Петербургского морского порта. Общая мощность портов составит около 80 млн т грузов, в том числе более 35 млн т нефти и нефтепродуктов. Таким образом, Калининград остается вне сферы действия указанных решений федерального Центра.
Не менее тревожная ситуация для Калининграда создается и в вопросах развития транспортных коммуникаций, прежде всего автомагистралей. В 1991-1997 гг. прошел ряд международных конференций, посвященных развитию общеевропейской транспортной системы с созданием транспортных коридоров в Центральную и Восточную Европу. Все транспортные коридоры проходят в обход Калининграда. Общеевропейские структуры инвестируют развитие транспортной инфраструктуры балтийского зарубежья. Не в последнюю очередь, очевидно, это связано с тем, что страны Балтии предпринимают активные меры по вступлению в Европейский союз (ЕС) и НАТО.
Проводятся исследования по международному сотрудничеству в создании Балтийского энергетического кольца. Разработка осуществляется консорциумом четырех энергокомпаний при участии представителей 14 энергокомпаний, в том числе и РАО "ЕЭС России". Газовые компании Дании, Швеции и Финляндии изучают возможности соединения своих газовых сетей, а затем подключения к газовым сетям Норвегии, России и Балтийских государств. В Дании прошел Балтийский Газовый конгресс. К сожалению, интересы Калининградской области, а следовательно, и Калининграда, не нашли отражения в материалах Конгресса.
В 2003-2005 гг. ожидается вступление Литвы и Польши в Европейский союз. Таким образом, калининградский регион станет не только эксклавом Российской Федерации, но и эксклавом внутри экономических пространств Европейского союза. Границы с Польшей и Литвой будут одновременно внешними границами Европейского союза. Возрастут проблемы перемещения капиталов, товаров, технологий, передвижения граждан, а также степень конкуренции различных экономических пространств и различие в стандартах качества промышленной и сельскохозяйственной продукции, защиты окружающей среды. Вне сомнения, возрастут диспропорции и в привлечении иностранных инвестиций в экономику Литвы, Польши, с одной стороны, и Калининграда - с другой стороны.
Проблемой межгосударственного значения, которая должна решаться при участии Федерации, является проблема экологии Балтийского моря. Три четверти канализационных стоков сбрасываются в Балтийское море неочищенными. Прекращение сброса неочищенных промышленных и коммунальных стоков предусмотрено международными обязательствами Российской Федерации (Конвенция по защите морской среды региона Балтийского моря 1974 г. и 1992 г., Декларация 1998 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.