Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Концепция развития Калининграда
до 2015 года
2.1. Принципы, цели, задачи разработки Стратегии
В новых социально-экономических и геополитических условиях Калининграду, как и Калининградской области в целом, необходимо заново определить свою роль в Российской Федерации и в мире на достаточно длительную перспективу. Для этого необходимо разработать и реализовать на практике конкретную Программу действий по социально-экономическому развитию Калининграда на длительную и среднесрочную перспективы, определив главную цель, основные стратегические направления развития города и конкретные задачи на период 2000-2002 гг. и на перспективу до 2015 года, а также соответствующие мероприятия. Реализация данной Программы действий станет решающим шагом по интеграции города в российскую и мировую экономику в новых условиях, позволит сконцентрировать усилия на достижении высоких стандартов качества жизни всех калининградцев, позитивного изменения хозяйственного климата и городской среды. Основу указанной Программы действий может составить данная Стратегия социально-экономического развития Калининграда.
В условиях острых проблем кризисного периода резко возрастает значение стратегического планирования. В настоящее время сложились несколько методологических подходов к вопросу преодоления кризисных явлений в экономике городов Российской Федерации:
1. Концепция "наращивания производства". Считается, что кризисные явления обусловлены падением объемов производства в реальном секторе экономики города, что ведет к снижению налогооблагаемой базы, росту неплатежей, падению уровня жизни населения. Основные предлагаемые действия в рамках указанной концепции - поддержка (в различных формах) предприятий, прежде всего, крупных и средних: льготы по уплате налогов, кредиты, централизованные инвестиции на уровне государства. Концепция носит пассивный, констатирующий характер. В соответствии с этой концепцией руководство города не может принять каких-либо действенных мер по разрешению накопившихся проблем.
2. Концепция "бюджетного пирога". Перспективы жизнедеятельности города ставятся в исключительную и прямую зависимость от характера межбюджетных отношений с органами государственной власти субъекта Федерации. Выход видится в перераспределении налогов в пользу местных бюджетов. Основные действия - "выбивание" средств из вышестоящего бюджета.
3. Концепция "город-корпорация". Кризис экономики города связывается с отсутствием особых подходов и направлений развития города. В соответствии с этой концепцией необходимо осуществить гибкую адаптацию работы города к новым условиям хозяйствования. Территория города рассматривается как особая и исключительная монополия. Управление городом должно осуществляться как крупным многодивизионным акционерным обществом с главной целью - получение максимальной прибыли.
Стратегия социально-экономического развития Калининграда на долго- и среднесрочную перспективы предусматривает, прежде всего: реформирование системы местного управления; повышение эффективности использования внутренних ресурсов, активов города; создание "правил" (правовых норм) деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности; совершенствование градостроительного регулирования; создание благоприятного хозяйственного климата в городе.
Экономика города может быть разделена на две группы объектов: объекты прямого управления - муниципальные финансы, недвижимость, жилой фонд, инфраструктура, земля, предприятия; объекты косвенного управления - хозяйствующие субъекты и имущество, не являющиеся муниципальной собственностью. В соответствии с указанным делением в Стратегии предлагаются различные методы и формы управления.
При разработке стратегии социально-экономического развития использовались следующие основные принципы:
- принцип системности - необходимость учета сложного и взаимосвязанного характера функционирования городского хозяйства, как определенной социально-эколого-экономической системы;
- принцип комплексности - необходимость учета всех возможных последствий реализации планируемых мероприятий как в самом городском хозяйстве, так и во внешней среде;
- принцип оптимальности - предлагаемые мероприятия должны обеспечивать наибольшую эффективность функционирования городского хозяйства;
- принцип ограниченности имеющихся финансовых, материальных, трудовых и иных ресурсов города;
- принцип учета интересов - необходимость учета интересов всех групп и слоев городского сообщества;
- принцип сочетания стратегического и текущего планирования, оперативного управления и контроля.
2.2. Концепция и стратегические направления развития
Калининграда на перспективу до 2015 года
Главная цель развития города - стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Калининграда является универсальной целью развития любого города. Однако в рамках данной Стратегии важно определить более специфичную главную цель, актуальную именно для Калининграда и конкретного периода. Исходя из итогов проведенного анализа конкурентных возможностей Калининграда, главная цель развития города на перспективу до 2015 года может быть сформулирована следующим образом: формирование Калининграда как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства. Это определение не только конкретизирует цель, но и включает указание на основные пути ее достижения - интеграцию в мировую и российскую экономику и улучшение городской среды и социального климата. Достижение главной цели предполагает становление Калининграда в качестве важного российского контактного центра региона Балтийского моря и России в целом.
Приведенные формулировки образуют в единстве целевой блок верхнего уровня при главенстве цели повышения качества жизни.
В понятие качества жизни прежде всего должны быть включены: наличие работы и достойной зарплаты, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, развитый потребительский рынок, хорошее жилье, политическая стабильность, общественная безопасность, возможности образования, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды.
В стратегической перспективе базой стабильного улучшения качества жизни калининградцев может стать эффективная мобильная и диверсифицированная городская экономика, в которой повышение производительности труда сопровождается расширением рынков сбыта и возникновением новых продуктов и услуг, что позволяет сохранять высокую занятость. Меры целевой поддержки экономики в Калининграде создадут необходимые стимулы к труду, расширят занятость и потребление, позволят преодолеть тенденцию падения производства и начать экономический рост, ведущий к подъему качества жизни. Для калининградцев особую ценность представляют и культурные составляющие качества жизни, гуманизация среды, формирование и укрепление особой привязанности к городу, наличие демократических возможностей для полного раскрытия творческого потенциала личности, рост свободы выбора во всех сферах.
Для улучшения материальных составляющих индивидуального качества жизни важно обеспечить в перспективе до 2015 года непрерывный рост экономики, приводящий к росту доходов горожан и бюджета города. Для развития "неэкономических" составляющих качества жизни калининградцев, в формировании которых главенствующую роль играет использование общественных средств, необходимо гарантировать рациональное расходование бюджета Калининграда. Поэтому главная цель - повышение качества жизни распадается на подцели второго уровня:
а) повышение доходов и занятости калининградцев за счет роста экономики,
б) улучшение общих условий жизни за счет повышения эффективности расходования бюджета города.
Для устойчивого экономического роста Калининграда важно, чтобы в городе сформировались и получили развитие в стратегической перспективе отрасли и предприятия, наиболее эффективно использующие местную специфику и имеющийся потенциал. Основу потенциала Калининграда создают: географическое положение, море, порт, транспортные сети, предприятия бывшего ВПК, малый и средний бизнес, высококвалифицированные мобильные кадры, культурно-историческое наследие. К сожалению, город, имеющий огромный потенциал и общемировую известность, занимает крайне скромное место по объемам соответствующих услуг и производства. Среди причин этого, помимо общих для России, можно назвать несовершенную нормативную базу хозяйственного регулирования, неразвитость инфраструктуры, обилие бюрократических барьеров, неэффективную структуру хозяйства.
Для устойчивого развития Калининград должен стать многофункциональным.
Из всех понятий, раскрывающих характер взаимоотношений Калининграда со страной и миром в перспективе до 2015 года, наиболее полно отвечает сути дела понятие "контактный центр" - международный многофункциональный контактный центр региона Балтийского моря и России в целом. В этой связи в Калининграде необходимо развивать все формы контактов: туристические торговые, финансовые, производственные, научные, культурные, политические. Контактный центр Калининград должен сочетать качества транспортного, делового, информационного, выставочного, туристско-культурного центров. Для этого нужны соответствующая инфраструктура и поддержание контактной среды, для которой должны стать характерными открытость, безопасность, удобство, привлекательность, дружелюбие, красота, уникальность.
В геополитической сфере распад СССР и развитие интеграции в Европе укрепили потенциал Калининграда в качестве внешнеэкономического и технического моста между Россией и Западом, а также важного центра нового полюса роста в Европе - региона Балтийского моря. С другой стороны, переход к открытой экономике рыночного типа привел к потере конкурентоспособности ряда предприятий и отраслей Калининграда, а реальное окончание "холодной войны" оставило многие предприятия ВПК в Калининграде без заказов.
На ведущее место в градообразующих функциях Калининграда в перспективе до 2015 года выходит торгово-транспортный комплекс, включающий помимо транспортных отраслей также отрасли хранения и перевалки грузов, внешнюю торговлю и сопутствующие виды деятельности, например, упаковку и сборку. В среднесрочной перспективе Калининград - крупный транспортный центр России, обеспечивающий комплексное обслуживание грузов, в первую очередь транзитных импортно-экспортных операций. Хорошие шансы на успех в стратегической перспективе имеют проекты развития военного аэропорта "Чкаловск" и превращения его в крупный транзитный узел, связывающий внешние и внутренние грузовые линии. Объединение части этих проектов в программу "Европейские ворота России" даст новый толчок торгово-транспортной специализации города.
В рассматриваемой перспективе Калининград должен остаться важным промышленным центром России и упрочить конкурентоспособные передовые производства в ряде отраслей. Структурные сдвиги в индустриальном секторе надо нацелить на рост занятости на высокооплачиваемых, высококвалифицированных рабочих местах, рост объемов конкурентоспособной продукции промышленности, освоение новых технологий (девиз "от отверточных к стопроцентно отечественным технологиям"). Перспективы имеют малый и средний бизнес, такие отрасли как машиностроение, мебельная промышленность, пищевая промышленность и т.д. Органичными для Калининграда представляются подотрасли судостроения и транспортного машиностроения, которые при возобновлении государственных и внешних заказов смогут стимулировать рост больших кластеров связанных с ними производств.
В соответствии с мировыми тенденциями в Калининграде будут происходить изменения в структуре экономики, приводящие к увеличению третичного сектора, сферы услуг, туризма, финансового обслуживания, торговли, информатики и связи. По мере стабилизации российской экономики произойдет оживление в Калининграде сфер науки, образования, культуры и искусства - отраслей, стратегически важных для сохранения долгосрочных источников развития, для поддержания благоприятного имиджа города. Калининград должен упрочить функции научного, образовательного и культурного центра, места соответствующих контактов России с сопредельными странами Балтийского региона.
На поддержку перспективных изменений, определяемых выбранной главной целью и двумя ее подцелями, ориентированы четыре стратегических направления, в рамках которых формулируются отдельные цели (рис. 6). Действия мэрии по этим направлениям позволят Калининграду последовательно в перспективе до 2015 года реализовать свои конкурентные возможности.
Реализация конкурентных возможностей Калининграда в значительной мере зависит от достижения целей, включенных в главные стратегические направления. В совокупности действия по указанным четырем стратегическим направлениям способствуют достижению главной цели в перспективе до 2015 года.
2.3. Стратегическое направление "Формирование
благоприятного хозяйственного климата"
Хозяйственный климат, под которым понимается комплекс экономических и административных (институциональных) условий для хозяйственной деятельности, включающий условия входа на рынок, налоговый и инвестиционный климат, доступность подготовленной рабочей силы и т.п., оказывает решающее воздействие на деловую активность в городе, и именно он определяет инвестиционную привлекательность городской экономики в стране и мире. Хозяйственный климат России пока не создает необходимых условий для эффективного функционирования рынков. В этой связи задача Калининграда - как можно дальше продвинуться по пути формирования правовой конкурентной среды на рынках товаров, капитала, труда.
Это направление должно вывести Калининград на одно из первых мест в России по инвестиционной привлекательности, сделать город максимально удобным для легальной экономической деятельности. Хозяйственный климат должен стимулировать экономический рост и стать главным фактором привлечения ресурсов и инвестиций в Калининград. Необходимо дать свободу честной конкуренции, рыночным регуляторам, оптимизировать налоговое бремя, поддержать инновации и малый бизнес, обеспечить безопасность предпринимательства.
Либерализация экономики России позволяет выявить и реализовать конкурентные преимущества Калининграда на российском и мировом рынках, связанные прежде всего с внешнеэкономическими функциями. Открытая экономика приносит Калининграду многократно больше пользы, чем протекционизм областных и федеральных властей. Поэтому приоритетным направлением для властей города должна стать всесторонняя поддержка мер, содействующих расширению внешнеэкономических связей города.
Стабильное улучшение качества жизни всех калининградцев
/----------------------------------------------------------\
| Формирование Калининграда |
| как интегрированного в российскую и мировую |
| экономику многофункционального города, обеспечивающего |
| высокое качество среды жизнедеятельности и производства. |
|Укрепление Калининграда как российского контактного центра|
| региона Балтийского моря и России в целом |
\----------------------------------------------------------/
/-----------------------\ /-------------------------------\
| Повышение доходов и| |Улучшение условий жизни за счет|
|занятости за счет роста| |повышения эффективности |
| городской экономики| |использования активов города |
\-----------------------/ \-------------------------------/
/-----------------------------------------------------------------------\
|1. Формирование | 2. Интеграция | 3. Улучшение | 4. Формирование |
|благоприятного | в отечественную| городской | благоприятного |
|хозяйственного | и мировую | среды | социального |
| климата | экономику | | климата |
| | | | |
| | | | |
|-----------------+----------------+------------------+-----------------|
| 1.1. |2.1. Усиление | 3.1. | 4.1. |
| Ликвидация |внешнеторговых | Формирование | Обеспечение |
| препятствий |и транспортных | зон активной | занятости и |
| для развития |функций | градо- | повышение |
| предпринима- |Калининграда | строительной | мобильности |
| тельской | | реконструкции | рабочей силы |
| деятельности | | | |
|-----------------+----------------+------------------+-----------------|
| 1.2. |2.2. Поддержка | 3.2. Развитие | 4.2. |
| Создание |конкуренто- | инженерной | Социальная |
| условий для |способных | инфраструктуры | поддержка |
| привлечения |промышленных | Калининграда | населения |
| инвестиций в |производств | | |
| реальный | | | |
| сектор | | | |
| экономики | | | |
|-----------------+----------------+------------------+-----------------|
| 1.3. |2.3. | 3.3. Новое | 4.3. |
| Активная |Продвижение | жилищное | Совершенство- |
| политика |города на | строительство | вание |
| налогового |мировой рынок | и модернизация | городской |
| регу- |культурных и | старого жилого | системы |
| лирования |туристских | фонда | образования |
| |услуг | | |
|-----------------+----------------+------------------+-----------------|
| 1.4. Рефор- |2.4. Развитие | 3.4. | 4.4. Развитие |
| мирование |науки, | Возрождение | муниципальной |
| системы |образования и | исторических | системы |
| землеполь- |инновационной | памятников | здравоохра- |
| зования в |деятельности | города, имею- | нения города |
| городе | | щих общеми- | |
| | | ровое | |
| | | культурное | |
| | | значение | |
|-----------------+----------------+------------------+-----------------|
| 1.5. |2.5. | 3.5. Развитие | 4.5. |
| Преимущест- |Интеграция | сети | Осуществление |
| венное |в мировое | городского и | молодежной |
| развитие |информационное | пригородного | политики |
| малого и |пространство | транспорта | |
| среднего | | | |
| бизнеса | | | |
|-----------------+----------------+------------------+-----------------|
| 1.6. |2.6. Развитие | 3.6. Улучшение | 4.6. |
| Поддержка |выставочного | состояния | Сохранение и |
| развития |комплекса | окружающей | развитие |
| консульта- | | среды | культуры |
| тивных и | | | |
| инновацион- | | | |
| ных структур | | | |
|-----------------+----------------+------------------+-----------------|
| 1.7. |2.7. Поддержка | 3.7. | 4.7 Развитие |
| Развитие |развития в | Реализация | физкультурно- |
| логисти- |городе гос- | Генерального | оздоровительной |
| ческих |тиничного | плана развития | и спортивной |
| возможностей |бизнеса, сферы | города | деятельности |
| города, а |услуг и досуга | | жителей города |
| также строи- | | | |
| тельного | | | |
| сектора | | | |
|-----------------+-----------------------------------+-----------------|
| 1.8. | | 4.8. |
| Реформирование | | Обеспечение |
| системы | | безопасности, |
| управления | | охраны |
| городом | | общественного |
\-----------------/ | порядка, прав |
| и свобод |
| граждан |
|-----------------|
| 4.9. |
| Совершенство- |
| вание системы |
| управления |
| социальными |
| процессами на |
| территории |
| города |
\-----------------/
Рис. 6. Структура целей стратегического развития
Калининграда
В городском сообществе сформировалось осознание необходимости изменения условий хозяйственной деятельности для эффективного использования всех факторов производства - труда, земли, капитала, информации и предпринимательских способностей. В связи с этим данное направление Стратегии включает мероприятия по совершенствованию:
- условий деятельности предпринимателей и конкурентной среды,
- налоговой системы в целях создания условий для экономического роста в Калининграде,
- рынка недвижимости и градостроительного регулирования,
- рынка труда и трудовых отношений,
- мобилизации финансовых ресурсов на рынках капитала в интересах экономики города.
Раскрытие целей и задач данного стратегического направления приведено в табл. 15.
Таблица 15
Перечень целей и задач стратегического направления
формирование в Калининграде благоприятного хозяйственного
климата
Цель 1.1. Ликвидация препятствий для развития предпринимательской деятельности
Задача 1.1.1. Обеспечение формирования эффективной конкурентной среды.
Задача 1.1.2. Систематическое осуществление антимонопольных мероприятий.
Задача 1.1.3. Выработка рекомендаций по улучшению предпринимательского климата в городе.
Цель 1.2. Создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Задача 1.2.1. Стимулирование частных вложений в реальный сектор.
Задача 1.2.2. Осуществление комплекса мероприятий по улучшению инвестиционного климата.
Задача 1.2.3. Улучшение организации управления инвестиционными процессами в городе.
Цель 1.3. Активная политика налогового регулирования
Задача 1.3.1. Способствование благоприятному для города изменению федерального и регионального налогового законодательства.
Задача 1.3.2. Разработка и принятие ряда городских постановлений, обеспечивающих формирование благоприятного налогового климата.
Цель 1.4. Реформирование системы землепользования в городе
Задача 1.4.1. Способствование благоприятному для города изменению федерального и регионального законодательства в сфере землепользования.
Задача 1.4.2. Укрепление городской нормативной базы рынка недвижимости, продолжить формирование кадастра Калининграда.
Задача 1.4.3. Реформирование нормативно-законодательной базы регулирования землепользования в Калининграде.
Задача 1.4.4. Укрепление институциональной базы рынка недвижимости и регулирования землепользования.
Задача 1.4.5. Обеспечение безопасности рынка недвижимости.
Задача 1.4.6. Разработка нового Генерального плана Калининграда.
Цель 1.5. Преимущественное развитие малого и среднего бизнеса
Задача 1.5.1. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Задача 1.5.2. Создание сети бизнес-инкубаторов и технопарка.
Задача 1.5.3. Формирование кредитно-финансового механизма поддержки малого предпринимательства в Калининграде.
Задача 1.5.4. Поддержка развития лизинговых фирм.
Цель 1.6. Поддержка развития консультативных и инновационных структур
Задача 1.6.1. Создание городских специализированных центров по консультационной поддержке различных сфер бизнеса.
Задача 1.6.2. Общественная аттестация консультационных и инновационных фирм при Мэрии Калининграда, предоставление им налоговых льгот.
Цель 1.7. Развитие логистических возможностей города, а также строительного сектора
Задача 1.7.1. Обеспечение улучшения взаимодействия транспортных и экспедиционных фирм, действующих в Калининграде.
Задача 1.7.2. Обеспечение развития транспортной инфраструктуры.
Задача 1.7.3. Поддержка развития строительного комплекса.
Цель 1.8. Реформирование системы управления городом
Задача 1.8.1. Рационализация организационной структуры Мэрии.
Задача 1.8.2. Информатизация основных процедур управления городом.
Задача 1.8.3. Систематическое повышение квалификации кадров управления городом.
Задача 1.8.4. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города.
Основной формой протекционизма со стороны мэрии должна стать ликвидация препятствий для предпринимательской деятельности всех отраслей и инвесторов. Одним из препятствий может стать необоснованное завышение тарифов естественными монополистами, что лишает конкурентных преимуществ все отрасли экономики Калининграда. Поэтому формирование эффективной конкурентной среды в городе предполагает в качестве одного из важных условий создание системы постоянного контроля и выработки предложений по регулированию естественных монополий. Как приоритетная задача, необходимо обеспечение равнодоступности услуг естественных монополий и исключение ущемления интересов потребителей их продукции и услуг.
Принцип равнодоступности должен быть применен и при распределении городских заказов и осуществлении закупок из бюджета. Для этого необходимо продолжить работу по созданию соответствующих нормативных документов и системы информирования о распределяемых и предоставляемых городом заказах и ресурсах и о порядке участия в конкурсных процедурах для их получения. Требуют отладки и методы взаимодействия хозяйствующих субъектов с регулирующими и контролирующими службами и органами мэрии.
Главным направлением в деле мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования является целенаправленное повышение привлекательности вложений в реальный сектор экономики города. В нынешних условиях лишь небольшое число успешно развивающихся предприятий оказывается способным осуществлять капитальные вложения и наращивать основной капитал за счет собственных средств, тогда как в целом по Калининграду прирост собственных средств предприятий устойчиво снижается. С другой стороны, в действительности не так много калининградских предприятий имеют готовые к реализации инвестиционные проекты. Необходимы систематические усилия как со стороны предприятий, которые должны оценить реально действующие спросовые ограничения, структуру рынка и, соответственно, разработать адекватные программы роста, включая необходимые для этого инвестиционные проекты, так и со стороны мэрии. Последняя должна скоординировать и упорядочить работу с внешними и внутренними инвесторами, предоставляя им полную информацию, и создать комплекс условий для привлечения средств в городские проекты. Увязка городских интересов и действий крупнейших ФПГ России, таких как Лукойл и Газпром, должны осуществляться на взаимовыгодной основе.
Необходимость изменения налогового режима в Калининграде в направлении выравнивания условий налогообложения и снижения налогового бремени для всех хозяйствующих субъектов обусловлена конкуренцией с Польшей и Литвой, которые на протяжении длительного времени практикуют значительные льготы для инвесторов. В этой игре законодательств на понижение налоговых ставок, неизбежно усложняющей общий налоговый режим, Калининград может выиграть, предложив ясные, простые и четкие правила хозяйственной деятельности на территории города.
Для улучшения инвестиционного климата Калининграда необходимо ускорить формирование рыночной инфраструктуры и рационализировать процедуры в сфере недвижимости и землепользования. В первую очередь, это упрощение процедур согласования проектов застройки, разработка зональных регламентов, расширение предложения земельных участков, обеспечение гарантий прав собственности. Важно обеспечить регламентированный (по возможности свободный) доступ к информации о пользовании земельными участками и недвижимостью, а также об имеющихся сервитутах и градостроительных ограничениях. Необходимо реформировать нормативно-законодательную базу градостроительного регулирования, предусмотрев введение эффективной правовой системы получения разрешений на проектирование и строительство, разработку и принятие градостроительных зональных регламентов изменений недвижимости, плана резервирования территорий, нового Генерального плана Калининграда.
Основу современной экономики составляют квалифицированные кадры и высокие технологии. Поэтому стратегическую важность имеет качество трудовых ресурсов. В той части хозяйственного климата, которая определяет состояние рынка труда и мобильность рабочей силы, основные действия связаны с укреплением системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, созданием условий для малого бизнеса и самозанятости.
В условиях переходного этапа крайне важно обеспечить оказание практической помощи малым и начинающим предприятиям в интересах их выживания и развития. Это возможность на основе формирования развитой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включая создание технопарка и бизнес-инкубаторов.
Действенным способом повышения деловой активности в Калининграде может и должна стать поддержка развития в городе широкого спектра консультативных и инновационных структур, специализированных по видам деятельности и отраслям, как муниципальной, так и частной собственности.
Поскольку будущее города во многом зависит от выполнения им внешнеэкономических функций, определенные усилия должны быть направлены на развитие логистических возможностей Калининграда, его способность эффективно и с разумной стоимостью обработать товарные потоки как в Калининградскую область, так и за ее пределы.
Стратегия предусматривает продолжение реформ в системе управления городом. Городские властные структуры должны быть нацелены на удовлетворение потребностей горожан и бизнеса. В этой связи необходимо укрепление профессионализма кадров городского управления, увеличение степени открытости власти для общественного контроля, повышение уровня регламентированности функций чиновников. Основным принципом работы Мэрии должно стать служение городу и горожанам, основной формой взаимоотношений - контакт между властью и жителями. Необходимо поддерживать все полезные инициативы горожан и способствовать развитию различных форм самоуправления и самоорганизации населения как ячеек гражданского общества.
Назревшей проблемой является реформирование жилищно-коммунального обслуживания населения. Действующая система содержания и ремонта жилищного фонда не обеспечивает надлежащее техническое и санитарное состояние зданий и прилегающей территории. Срочно необходимы преобразования, направленные на создание в этой сфере частных и смешанных муниципально-общественно-частных структур, заинтересованных в эффективном хозяйствовании.
Основной задачей реформирования системы обслуживания жилищного фонда является повышение качества работ при одновременном снижении производственных издержек в сфере городского хозяйства на основе создания конкурентной среды. Это обеспечивается путем: демонополизации предоставления жилищно-коммунальных услуг, разделения функций управления и обслуживания жилищного фонда между службами заказчика и ремонтно-эксплуатационными организациями, введения конкурсных процедур отбора подрядчика, коммерциализации государственных ремонтно-эксплуатационных организаций, развития товариществ собственников жилья с передачей им функций заказчика. Указанные меры будут сопровождаться снижением расходов городского бюджета на содержание жилищно-коммунальной сферы и введением системы компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальных норм с учетом совокупного дохода семьи.
Анализ состояния хозяйственного климата и выработка мер по его совершенствованию будет вестись постоянно совместными усилиями мэрии, ассоциаций бизнеса и общественных организаций города.
2.4. Стратегическое направление "Интеграция в
отечественную и мировую экономику"
Особое положение Калининграда в России во многом связано с высоким потенциалом его интеграции в отечественную и мировую экономику через особый экономический режим и возможности экспорта-импорта. По этому, кроме мер, отраженных в первом направлении, способствующих в равной степени развитию всех видов хозяйственной деятельности, Стратегия предусматривает особое внимание к нескольким ключевым кластерам (группам) производств, имеющим в Калининграде наилучшие возможности для развития. Полная реализация этих возможностей обеспечит прорыв передовых секторов экономики города в постиндустриальную экономику ведущих европейских стран. Калининград станет связующим звеном между крупнейшими мировыми рынками, плацдармом для выхода на них внутренних регионов России. Цели и задачи данного стратегического направления приведены в табл. 16.
Таблица 16
Перечень целей и задач стратегического направления
Интеграция в мировую экономику
Цель 2.1. Усиление внешнеторговых и транспортных функций Калининграда
Задача 2.1.1. Добиваться принятия федеральных и региональных законодательных и нормативных актов, обеспечивающих конкурентоспособность транспортного узла Калининграда.
Задача 2.1.2. Повышение конкурентоспособности отдельных предприятий транспортного комплекса Калининграда путем предоставления им преференций и налоговых льгот.
Цель 2.2. Поддержка конкурентоспособных промышленных производств
Задача 2.2.1. Разработка и реализация Программы поддержки местных производителей.
Задача 2.2.2. Ведение совместного маркетинга Калининграда и предприятий города.
Задача 2.2.3. Содействие в получении предприятиями Калининграда федеральных и региональных заказов.
Задача 2.2.4. Содействие реструктуризации предприятий.
Цель 2.3. Продвижение города на мировой рынок культурных и туристических услуг
Задача 2.3.1. Преобразование культурных событий в Калининграде в культурно-туристический продукт путем создания системы глобального информирования в событиях в культурной среде города.
Задача 2.3.2. Содействие при подготовке маршрутов культурно-познавательного туризма.
Задача 2.3.3. Содействие привлечению грантов, благотворительных взносов на поддержку учреждений культуры Калининграда.
Задача 2.3.4. Ускорение продвижения Калининграда на российский и мировой рынок культурных и туристских услуг.
Задача 2.3.5. Повышение конкурентоспособности гостиничной инфраструктуры в городе.
Задача 2.3.6. Проведение подготовки к формированию имиджа Калининграда как потенциального центра для проведения международных научных и культурных встреч.
Задача 2.3.7. Осуществление ряда мероприятий по формированию в СМИ образа Калининграда как потенциального центра международного туризма.
Цель 2.4. Развитие науки, образования и инновационной деятельности
Задача 2.4.1. Создание благоприятной административно-правовой среды для развития научной, образовательной и инновационной деятельности.
Задача 2.4.2. Проведение анализа возможностей создания в городе технопарков, бизнесцентра и других инновационных структур.
Задача 2.4.3. Включение образовательных структур Калининграда в российскую и мировую систему образования.
Цель 2.5. Интеграция в мировое информационное пространство
Задача 2.5.1. Содействование созданию в городе современной информационной инфраструктуры.
Задача 2.5.2. Формирование у населения города современной информационной культуры.
Задача 2.5.3. Облегчение доступа всех категорий пользователей к городским информационным ресурсам.
Цель 2.6. Развитие выставочного комплекса
Задача 2.6.1. Поддержка городской, российской и международной выставочной активности калининградских предприятий.
Задача 2.6.2. формирование в Калининграде международного инвестиционно-выставочного центра.
Цель 2.7. Поддержка развития в городе гостиничного бизнеса, сферы услуг и досуга
Задача 2.7.1. Стимулирование создания в Калининграде двух-трех новых современных гостиничных комплексов.
Задача 2.7.2. Создание благоприятной среды для развития в городе сферы досуга и услуг.
Глобализация экономики, вызвавшая обострение международной конкуренции, привела к тому, что стабильное развитие Калининграда возможно только при конкурентоспособности хозяйства и экономики города по мировым стандартам. Именно это - залог успеха и на внешнем, и на внутреннем рынках. В этой связи Калининграду нужна четко выраженная международная специализация, позволяющая экспортировать товары и услуги, производить импортозамещающие продукты. Калининград, ориентированный на открытую экономику, должен целенаправленно сформировать несколько групп отраслей, определяющих его функции в российском и международном разделении труда. Их развитие является одним из направлений Программы действий.
К числу ключевых в перспективе до 2015 года относятся: а) отрасли, обеспечивающие транспортно-торговые функции (порты, аэропорты Храброво, Чкаловск, железная дорога, речной транспорт, автотранспорт, склады, обработка грузов, таможня, ремонт, оптовая торговля); б) некоторые промышленные отрасли; в) отрасли, обеспечивающие реализацию культурно-туристского потенциала города (культура, гостиничное хозяйство, сфера обслуживания и досуга), г) комплекс науки и инновационной деятельности; д) телекоммуникационно-информационный комплекс.
В рамках стратегии поддержки конкурентоспособных промышленных производств вычленяются три звена: содействие расширению спроса на продукцию городских предприятий, содействие развитию внутрирегиональной кооперации как средства снижения затрат, повышение технического и технологического уровня производства.
Отдельные промышленные предприятия Калининграда ориентированы на выполнение государственных заказов, поэтому представление их интересов на федеральном и региональном уровне должно стать одной из стратегических задач Мэрии. При этом речь не идет о грубом лоббировании конкретных производств. Введение и соблюдение честных конкурентных правил распределения государственного заказа позволит этим предприятиям доказать свои преимущества. То же относится и к размещению городского заказа и городских закупок.
Совместные действия города и предприятий необходимы в целях завоевания калининградской промышленностью новых региональных и экспортных рынков. В последний год доказали свою эффективность акции "Дни экономики Калининграда" в других городах. Поддержка их проведения поможет подъему реального сектора экономики города. Для этого необходимо продолжить практику заключения межрегиональных соглашений, расширения выставочной активности, создания бизнес-центров и торговых домов. Намечается организация представительств калининградского бизнеса в зарубежных городах, проведение торговых миссий.
Перспективными представляются различные формы кооперирования и углубления внутригородских хозяйственных связей между предприятиями, финансовыми структурами, подразделениями Мэрии.
Причиной низкой конкурентоспособности многих промышленных предприятий остаются слабый менеджмент и технологическая отсталость. Так, в судостроительной промышленности, традиционно сильной в Калининграде, назрела потребность в коренной модернизации. Поэтому необходимо содействие обновлению управленческих кадров на промышленных предприятиях, продаже государственных пакетов акций с целью обеспечения прихода на предприятия стратегических инвесторов и квалифицированных менеджеров. Стратегией предусматривается поддержка со стороны мэрии программ по переподготовке управленцев промышленных предприятий города, в частности, обучение методам обоснования инвестиционных проектов, технике контроллинга, международного маркетинга.
Совокупность предложенных мер поможет интеграции ведущих отраслей промышленности города в мировую экономику как в плане соответствия мировым стандартам, так и в плане непосредственного участия в международном и внутрироссийском торговом обмене.
Практически вне конкуренции стоит историческое наследие Калининграда. Именно богатый культурный потенциал Калининграда может сыграть уникальную роль в возрождении и процветании города, став не только самостоятельным продуктом, но и катализатором развития деловой активности во всех отраслях, прежде всего - в отраслях, связанных с обслуживанием туристов.
Наличие реального культурно-исторического потенциала делает перспективным продвижение Калининграда на мировой рынок культурных и туристических услуг. Мешают этому отсутствие необходимой современной инфраструктуры туризма, сервиса и досуга, а также отсутствие финансирования активных рекламных маркетинговых кампаний. Основной проблемой в этой сфере является увеличение продаж туристических услуг, превращение культурных событий в культурно-туристический продукт, создание устойчивого образа уникальности Калининграда и повышение его привлекательности для туристов.
При наличии в Калининграде объектов уникальной привлекательности тормозом туризма становится отсутствие общих условий - обустройства туристических объектов, комфортной и безопасной среды, разнообразия гостиниц, системы информации. Улучшить общие условия пребывания - первая задача в этой сфере. Вторая задача состоит в поддержке организаций, работающих в сфере туризма и культуры, создания для них благоприятного нормативно-правового поля, снятия излишних барьеров при сохранении контроля качества. Третья задача - нацеленный на перспективные секторы туризма маркетинг города в целом и отдельных его туристических продуктов.
На решение названных задач должны быть направлены меры, включенные в Стратегию: создание информационных центров для фирм и туристов, развитие гостиничной сети, маркетинг Калининграда, подготовка менеджеров, под поддержка преобразований в курортном комплексе региона. Реализация этих мер будет усиливать позиции Калининграда как важного культурного и туристического центра.
Высокий уровень образования населения города и сложившиеся научные коллективы предопределяют перспективы таких видов деятельности, как наука, образование, инновации. Они рассматриваются совместно, во-первых, в силу сходства проблем, во-вторых, в силу важности кооперации для решения этих проблем. Именно взаимодействие, интеграция науки и высшей школы в нацеленности на инновационные проекты, на подготовку требующихся сегодня и завтра специалистов могут укрепить эту сферу, усилить ее позиции в России и мире. В рамках плана предложены подходы к решению проблем каждой из отраслей, позволяющие им повысить конкурентоспособность, а также намечены общие решения, направленные на улучшение инновационного климата в городе. Хороший инновационный климат означает: доступность системы подготовки и переподготовки кадров, наличие центров передовых технологий и оргструктур, облегчающих внедрение нововведений.
На положение в сферах образования, науки и нововведений определяющее влияние оказывает политика финансирования и организации управления на федеральном и региональном уровне. Целеустремленное лоббирование соответствующего законодательства должно стать одним из важных направлений деятельности властей Калининграда и общественных организаций города.
Особую важность имеют прикладные научные исследования в сферах, тесно связанных с наукоемкой промышленностью города, способные создать базу инновационного производственного потенциала и структурного преобразования экономики (судостроение, радиоэлектроника, телекоммуникации).
Предлагается поддержать процессы формирования системы инновационных центров, технологических парков, финансовых институтов и инвестиционных структур, ориентировать научно-технический и образовательный потенциал города на удовлетворение современных и перспективных потребностей рынка, включить образовательные учреждения Калининграда в российскую и мировую образовательную систему.
Одной из самых динамичных в мировой экономике является отрасль связи и телекоммуникаций. Развитие ее и в Калининграде создаст основу для интеграции города в мировое информационное пространство. Калининград имеет все необходимые предпосылки к созданию современной информационной сферы, способной удовлетворить информационные потребности населения, обеспечить международные деловые и научные контакты, а также повысить инвестиционную привлекательность города. Стадия информатизации, в которую вступает Калининград, характеризуется созданием и использованием достаточно сложных общегородских, ведомственных и коммерческих информационных систем, баз данных, формированием единого информационного пространства с помощью общегородской телекоммуникационной сети.
Соответственно, в Стратегии должны быть отражены меры, направленные на создание современной информационной инфраструктуры города, формирование информационной культуры населения, облегчение доступа к городским информационным ресурсам.
Предполагается создание городской цифровой сети интегрального обслуживания, обеспечивающей высококачественную внутригородскую междугородную и международную телефонную связь и передачу данных, услуги электронной почты, радиомобильную связь, персональный радиовызов, охранную и пожарную сигнализацию, многоканальное телевидение, доступ в региональные, федеральные и мировые информационные сети, мультимедиа услуги.
Исходя из понимания важности информационной культуры населения, которая закладывается в процессе образования, должен быть реализован специальный проект формирования информационного пространства непрерывного образования, предполагающий использование и обучение современным информационным технологиям во всех звеньях образовательной системы Калининграда, включая библиотеки.
Создание системы отраслевых и муниципального кадастров, регистров и баз данных обеспечит формирование единой системы городских информационных ресурсов с общей картографической и лингвистической основой, коммуникационной средой, системой защиты и режимом, обеспечивающим максимальную доступность информации при соблюдении требований безопасности со стороны органов власти и управления, личной тайны граждан, прав граждан на информацию и баланса интересов личности, общества и государства.
Реализация намеченного позволит увеличить информационные ресурсы Калининграда, обеспечить к ним доступ, интегрировать город в мировое информационное пространство. Информационная интеграция является необходимым условием, решающим образом облегчающим интеграцию в мировую экономику всех остальных рассмотренных ранее групп отраслей.
В реализации роли Калининграда как значимого контактного центра РФ в регионе Балтийского моря, странах ЕС особое место занимает развитие выставочного комплекса в городе, обеспечивающего свободный и относительно недорогой доступ российских и иностранных граждан к технологическим новинкам и товарным потенциалам.
В этом же ряду значимых перспективных мероприятий находится поддержка развития в городе гостиничного бизнеса, сферы досуга и услуг. Наряду с высокой бюджетной эффективностью данных видов деятельности, именно они являются обеспечивающими при организации интенсивных деловых, туристических и культурных контактов на территории города в стратегической перспективе.
2.5. Стратегическое направление "Улучшение городской среды"
Конкурентные возможности Калининграда обеспечиваются в долгосрочной перспективе через коренное улучшение городской среды, как техногенной (искусственной), так и природной. При этом важно не распылять, а концентрировать инвестиции в зонах активной градостроительной реконструкции и направлять их в первую очередь на развитие отдельных аспектов городской инфраструктуры, создавая тем самым рыночный импульс для преобразования городской среды Калининграда в целом.
В рамках данного направления выделяются семь целей (табл. 17).
Таблица 17
Перечень целей и задач стратегического направления
Улучшение городской среды
Цель 3.1. Формирование зон активной градостроительной реконструкции
Задача 3.1.1. Выявление и законодательное закрепление территории зон активной реконструкции города и режимов инвестиционного поведения в этих зонах.
Задача 3.1.2. Создание системы мер поддержки преобразований в зонах активной градостроительной реконструкции.
Цель 3.2. Развитие инженерной инфраструктуры
Задача 3.2.1. Обеспечение бесперебойной, надежной и безопасной работы энергетического комплекса города.
Задача 3.2.2. Обеспечение бесперебойной подачи воды потребителям и повышение качества питьевой воды для населения.
Задача 3.2.3. Улучшение очистки канализационных стоков.
Задача 3.2.4. Усиление контроля за деятельностью предприятий - естественных монополистов.
Задача 3.2.5. Уменьшение удельного потребления энергетических и водных ресурсов.
Цель 3.3. Новое жилищное строительство и модернизация старого жилого фонда
Задача 3.3.1. Развитие ипотечного кредитования жилищного строительства.
Задача 3.3.2. Содействие мансардному строительству и реконструкции "хрущевок".
Задача 3.3.3. Строительство социального жилья.
Цель 3.4. Возрождение исторических памятников и центра города
Задача 3.4.1. Получение федерального и международного финансирования для реконструкции исторических памятников и центра города.
Задача 3.4.2. Привлечение частных инвестиций к реконструкции центра.
Задача 3.4.3. Использование реконструкции центра в интересах достижения стратегических целей развития города.
Цель 3.5. Развитие сети городского и пригородного транспорта и автомобильных магистралей
Задача 3.5.1. Формирование эффективной системы управления внутригородским движением транспорта.
Задача 3.5.2. Осуществление реконструкции и развития системы городских автомобильных магистралей.
Задача 3.5.3. Обеспечение нормативно-правовой базы функционирования и развития транспортно-дорожного комплекса в условиях рыночной экономики.
Задача 3.5.4. Обновление механизма управления системой городского транспорта и дорожно-мостовым хозяйством.
Задача 3.5.5. Расширение привлечения дополнительных источников финансирования городского транспорта.
Задача 3.5.6. Повышение уровня организации дорожного движения.
Цель 3.6. Улучшение состояния окружающей среды
Задача 3.6.1. Защита городской среды от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления.
Задача 3.6.2. Улучшение состояния водных объектов.
Задача 3.6.3. Обеспечение охраны атмосферного воздуха от передвижных и стационарных источников загрязнения.
Задача 3.6.4. Улучшение состояния зеленых насаждений города и особо охраняемых природных территорий.
Задача 3.6.5. Повышение обоснованности решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Цель 3.7. Реализация Генерального плана развития города
Задача 3.7.1. Разработка и утверждение Генерального плана развития города.
Задача 3.7.2. Реализация Генерального плана развития города в различных сферах деятельности Мэрии.
Первая из указанных целей - возрождение исторических мест Калининграда, которые сами по себе составляют одно из естественных преимуществ города в конкуренции с другими регионами.
Основные проблемы центра города, подлежащие разрешению в стратегической перспективе:
- Изношенность зданий. Необходимо создать правовые и экономические условия, делающие их реконструкцию коммерчески оправданной (включая дома - памятники федерального и местного значения).
- Рост имущественного неравенства жителей центра города, более резкий, чем в целом по городу. Необходимо продолжить процесс расселения аварийных зданий и квартир и в это же время обеспечить варианты реконструкции, при которых значительная часть жильцов остается в доме после завершения ремонта.
- Высокий уровень загрязнения окружающей среды. Необходимо создать экономические условия для переноса из центра города экологически вредных промышленных предприятий, снижения уровня загрязнения воздуха центра города автотранспортом.
- Транспортная проблема (транспортные пробки, нехватка мест для парковок, перегруженность общественного транспорта). Необходимо в центре города отдать приоритет общественному транспорту, разгрузить центр от транзитных потоков за счет грузовых магистралей, усовершенствовать систему регулирования движения, реализовать программу строительства подземных и многоэтажных автостоянок.
- Слабое благоустройство. Необходимо создание пешеходных зон, новых озелененных пространств, использование междомовых территорий внутри кварталов для формирования дружественной человеку среды, привлекающей малый бизнес в сфере услуг, торговли и общественного питания, создание зон отдыха, прогулок и развлечений для горожан, уменьшение за счет этого доли заброшенных территорий с повышенным уровнем криминализации.
- Изношенность инфраструктуры. Высокая степень изношенности инфраструктуры городского центра препятствует реализации проектов реконструкции зданий, финансируемых частными инвесторами. Необходимо найти формы партнерства, позволяющие осуществить проекты комплексной реконструкции с привлечением федеральных средств, кредитов Мирового банка и средств частных застройщиков.
Для решения обозначенных проблем Калининграда предполагается на основе Стратегии разработать программу привлечения кредитных средств Мирового банка для использования, в первую очередь, в целях обновления инфраструктуры и создать необходимые стимулы для частных инвестиций в реконструкцию застройки центра Калининграда. Важно четко определить, где именно и какие градостроительные преобразования могут дать максимальный эффект для повышения привлекательности центра и усиления в нем деловой и туристической активности. Поэтому необходимо отдельно разработать стратегию реконструкции центра города и программы его развития в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.
Формирование зон активной градостроительной реконструкции актуально не только в центре, но и по всей территории Калининграда, где имеется большое число неиспользуемых или нерационально используемых земель. Длительный период бесплатного землепользования в Калининграде привел к искажению всех пропорций по видам землепользования и застройке территории с плотностью, в 2 - 3 раза уступающей западным аналогам. Это порождает дополнительные затраты, связанные с развитием и эксплуатацией инфраструктуры. Для исправления этой ситуации в качестве первого шага необходимо проанализировать эффективность использования территории города на уровне кварталов с учетом перспектив развития инфраструктуры. Наиболее выгодные для коммерческого развития территории Калининграда должны быть выставлены на торги. Для этого следует определить для них градостроительные регламенты, фиксирующие возможные изменения использования территорий. В зонах интенсивной градостроительной реконструкции можно ожидать быстрого формирования вторичного земельного рынка. Активное участие города в высвобождении перспективных участков для их продажи или сдачи в аренду по рыночным ценам может существенно пополнить городской бюджет.
С другой стороны, необходимо выявить территории, где существует опасность деградации среды. Для реконструкции этих зон нужно создать максимально льготный и привлекательный для инвесторов режим освоения и развития.
Формирование агентств и корпораций по развитию отдельных территорий Калининграда должно быть привязано к городской карте зон реконструкции первого (перспективные зоны развития) и второго (застойные зоны, где нужно стимулировать градостроительные изменения) типов. Агентствам и корпорациям территориального развития нужно передать права от имени города осуществлять планирование использования территории и распоряжения недвижимостью.
Ускорение решения жилищной проблемы позволит снизить остроту одного из самых больных социальных вопросов города. В этих целях предполагается увеличение ввода жилья для малообеспеченных и социально незащищенных граждан в сочетании с предоставлением субсидий и льготных кредитов на покупку квартир. Новым направлением станет формирование социального жилого фонда путем приобретения городом квартир на вторичном рынке, реконструкции пятиэтажек и общежитий. Дальнейшее развитие получит программа муниципального жилищного займа, который будет в основном ориентирован на конечных покупателей жилья.
Широкое внедрение в стратегической перспективе ипотечного кредитования позволит значительно повысить платежеспособный спрос и будет стимулировать развертывание коммерческого жилищного строительства. Только сочетание различных источников финансирования приобретения жилья (зачет стоимости оставляемого жилья, городская субсидия, личные сбережения, рассрочка или ипотечный кредит) позволит широким слоям калининградцев постепенно улучшать жилищные условия.
Решению данной проблемы будет способствовать и развитие системы жилищных кооперативов, ссудосберегательных жилищных товариществ, индивидуального жилищного строительства. Для перелома ситуации очень важна модернизация городского строительного комплекса в интересах снижения стоимости жилья. Большое значение имеет активизация процесса перераспределения жилья, развитие вторичного рынка. Одним из важнейших направлений будет реализация комплексной программы реконструкции старого жилого фонда (хрущевок, особняков), которая решает и проблему улучшения городской среды и наиболее острые социально-жилищные проблемы (ликвидация аварийного жилья, продвижение городской очереди). В перспективе развернется также крайне важная программа модернизации жилой застройки первого периода массового домостроения.
Таким образом, основное содержание новой жилищной политики состоит в том, чтобы существенно расширить пути и способы приобретения калининградцами жилья в соответствии с уровнем дохода и социального положения.
Развитие сети городского и пригородного транспорта - одна из важнейших задач для улучшения городской среды Калининграда. За последние годы сократился объем работы общественного транспорта, протяженность маршрутной сети. В то же время резко выросло число индивидуальных автомобилей, грузовых перевозок, возникла крайняя перегруженность ряда магистралей и улиц города. Необходимо найти баланс между индивидуальным и общественным транспортом, увеличить пропускную способность улично-дорожной сети, обеспечить возможности платной и бесплатной парковки. Для этого следует улучшить организацию строительства, ремонта и эксплуатации дорог; осуществить реконструкцию и развитие транспортной сети города; построить новые объекты дорожного хозяйства.
Ограниченность средств городского и федерального бюджетов явилась причиной того, что в последние годы резко снизился уровень транспортного обслуживания населения Калининграда. Учитывая остроту транспортной проблемы, затрагивающей все слои общества, необходима серьезная реорганизация общественного транспорта. Повышение качества обслуживания пассажиров городским общественным транспортом будет достигаться за счет оптимизации маршрутной сети на основе учета реальных пассажиропотоков, увеличения количества подвижного состава всех видов пассажирского транспорта, проведения комплекса мер по сохранению и совершенствованию электротранспортной сети в центральных районах города.
Предусматривается повышение уровня организации дорожного движения путем внедрения автоматизированных систем управления; обеспечение приоритета общественного транспорта перед индивидуальным, внедрения систем маршрутного ориентирования с оснащением городских магистралей информацией о возможных маршрутах, ограничения въезда автомобильного транспорта в центр города.
Наряду с развитием системы городского общественного транспорта и повышением уровня организации дорожного движения следует расширять практику привлечения дополнительных (внебюджетных) источников финансирования транспортной системы города и перевозчиков различных форм собственности.
Развитие инженерной инфраструктуры должно осуществляться путем ее существенной модернизации. Городские сети крайне изношены, недопустимо высок уровень соответствующих потерь, в некоторых районах города не хватает энергетических мощностей, ухудшается качество питьевой воды.
Исходя из общих направлений градостроительной политики, целесообразна подготовка инженерной инфраструктуры на следующих перспективных площадках города.
Центральный район:
- Теплоснабжение - строительство котельной по ул. Захарова, реконструкция котельной по ул. Борзова и сети;
- Газоснабжение - строительство 5 км газопровода.
Ленинградский район:
Микрорайон "Север":
- Реконструкция РТС "Северная";
- Реконструкция подстанции "Ленинградская";
- Строительство дорог по ул. Согласия, ул. Островского.
Микрорайон "Восточный":
- Реконструкция ТЭЦ-8;
- Реконструкция подстанции "Исаковская";
- Строительство КНС и коллектора - 7,5 км.
Микрорайон ул. Стрелецкой - Гагарина:
- Реконструкция ТЭЦ-8, строительство теплотрассы;
- Реконструкция КС-7.
Микрорайоны N 15, 16:
- Строительство КНС-19;
- Строительство теплотрассы от ТЭЦ-2;
- Строительство дорог по ул. Интернациональной - О. Кошевого.
Программа развития инженерной инфраструктуры должна быть нацелена на обеспечение надежной работы энергетических систем города, бесперебойной подачи воды и повышения качества питьевой воды, улучшение очистки канализационных стоков.
Необходимо регулировать условия подключения к сетям, стимулируя, где это возможно, конкуренцию между источниками. Программа развития городской инженерной инфраструктуры должна быть увязана с мерами по контролю за естественными монополиями и с тарифной политикой до условий окупаемости ряда проектов на уровне, допускающем привлечение долгосрочных кредитов для выполнения работ.
Всевозрастающее значение в формировании имиджа любого города приобретает экологическая составляющая. Улучшение состояния окружающей среды Калининграда, в первую очередь, требует решения проблем утилизации и переработки отходов, что связано с реконструкцией предприятий по переработке токсичных и бытовых отходов, принятием некоторых нормативно-правовых документов, разработкой схемы сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов.
В целом городская среда должна формироваться в четком соответствии с новой редакцией Генерального плана развития Калининграда, являющегося основой правового зонирования, инфраструктурного обустройства зон активного строительства.
2.6. Стратегическое направление "Формирование
благоприятного социального климата"
Социальный климат - это многообразный комплекс факторов и условий для реализации социальных прав граждан. конституция России устанавливает, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Важную роль в реализации этой политики призваны играть органы местного самоуправления ввиду их непосредственной близости к населению, знания нужд и потребностей. Разумеется, социальный климат, существующий в Калининграде, во многом обусловлен общей ситуацией в регионе и в стране в целом. Определенный отпечаток на социальное самочувствие жителей города накладывает геополитическая ситуация, знание преимуществ социальной обстановки в Литве, Польше, Германии, странах не только ближнего, но и дальнего зарубежья.
Социальный климат, характерный для Калининграда, пока не отличается особой привлекательностью и не создает необходимых условий для эффективной реализации социальных прав граждан в основных сферах их жизнедеятельности. В этой связи существует настоятельная необходимость в средне- и долгосрочной перспективах проведения соответствующих реформ, изменения в целом социального климата в городе в лучшую сторону. Цели и задачи данного стратегического направления приведены в табл. 18.
Таблица 18
Перечень целей и задач стратегического направления
Формирование благоприятного социального климата
Цель 4.1. Обеспечение занятости и повышение мобильности рабочей силы
Задача 4.1.1. Создание благоприятных условий для обеспечения занятости, в том числе для социально ослабленных групп населения.
Задача 4.1.2. Развитие системы социального партнерства на предприятиях всех форм собственности.
Задача 4.1.3. Оптимизация системы профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с требованиями рынка труда.
Задача 4.1.4. Создание благоприятной информационной среды для формирования рынка труда
Задача 4.1.5. Содействие изменению законодательства местного самоуправления и органов государственной власти в сфере регулирования рынка труда.
Цель 4.2. Адресная социальная поддержка населения
Задача 4.2.1. Содействие оптимизации соотношения между доходами активной части трудоспособного населения и социально-ослабленными, уязвимыми слоями и группами.
Задача 4.2.2. Повышение обоснованности и эффективности оказания адресной социальной помощи.
Задача 4.2.3. Создание оптимальной инфраструктуры оказания адресной помощи различным группам населения с ограниченными физическими и социальными возможностями.
Цель 4.3. Совершенствование городской системы образования
Задача 4.3.1. Укрепление городской системы обязательного и общедоступного образования в соответствии с государственными стандартами.
Задача 4.3.2. Формирование городской системы непрерывного образования.
Задача 4.3.3. Поддержание оптимального баланса между системой образования и рынком труда.
Задача 4.3.4. Оптимизация системы управления образовательными учреждениями города.
Задача 4.3.5. Поддержка различных форм самообразования и образования в негосударственном секторе.
Цель 4.4. Развитие муниципального здравоохранения города
Задача 4.4.1. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи.
Задача 4.4.2. Создание условий для существенного ограничения инфекционных и социально значимых заболеваний.
Задача 4.4.3. Укрепление системы бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения в объеме государственных гарантий.
Задача 4.4.4. Повышение квалификации медицинского персонала и социальной защиты работников здравоохранения.
Задача 4.4.5. Повышение эффективности использования материально-финансовых и организационно-управленческих ресурсов здравоохранения.
Цель 4.5. Осуществление молодежной политики
Задача 4.5.1. Создание условий для поддержки и социальной защиты молодежи.
Задача 4.5.2. Поддержка инновационной деятельности в молодежной среде.
Задача 4.5.3. Совершенствование системы управления по осуществлению молодежной политики в городе.
Цель 4.6. Сохранение и развитие культуры
Задача 4.6.1. Формирование общегородских традиций, привлекательного социокультурного профиля города.
Задача 4.6.2. Развитие народного творчества, традиций, фольклора, художественных промыслов и ремесел.
Задача 4.6.3. Поддержка профессионального искусства, ценностей российской, европейской и мировой культуры.
Задача 4.6.4. Сохранение и развитие историко-культурных и природно-ландшафтных комплексов.
Задача 4.6.5. Создание условий для деятельности негосударственного сектора, общественных организаций и объединений в сфере культуры.
Цель 4.7. Развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности жителей города
Задача 4.7.1. Создание условий для повседневной, массовой, физкультурно-оздоровительной деятельности.
Задача 4.7.2. Поддержка приоритетных видов спорта.
Задача 4.7.3. Физическое воспитание детей и юношества, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задача 4.7.4. Сохранение и развитие муниципальной инфраструктуры спортивно-оздоровительной деятельности.
Задача 4.7.5. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие физкультуры и спорта.
Цель 4.8. Обеспечение безопасности, охрана общественного порядка, прав и свобод граждан
Задача 4.8.1. Создание условий для формирования и эффективной деятельности муниципальной милиции.
Задача 4.8.2. Организация взаимодействия с органами государственной власти и обеспечение режима законности на территории муниципального образования.
Задача 4.8.3. Содействие различным формам участия населения в укреплении общественного порядка, соблюдении прав и свобод граждан.
Цель 4.9. Совершенствование системы управления социальными процессами на территории города
Задача 4.9.1. Разработка социального паспорта города и системы базовых показателей состояния социальной сферы.
Задача 4.9.2. Обеспечение мониторинга социальной среды, повышение эффективности прогнозирования и социального проектирования.
Задача 4.9.3. Повышение качества комплектования аппарата управления и квалификации руководителей.
Задача 4.9.4. Совершенствование структуры муниципальных органов управления социальными процессами.
Задача 4.9.5. Создание благоприятного нормативно-правового налогового и инвестиционного климата для реализации социально значимых проектов и программ.
Реализация возможностей каждого человека в различных сферах деятельности служит не только средством удовлетворения потребностей и осуществления гарантированных обществом социальных прав, но и формирует более высокий уровень культуры и качества жизни. Этот уровень позволяет создать в городском сообществе благоприятный социокультурный климат, сформировать гуманистический и демократический потенциал. От этого во многом зависит цивилизованный характер экономической и политической борьбы, предотвращение социальных конфликтов. Важнейшим условием формирования благоприятного социального климата является оптимизация социально-демографического и социокультурного воспроизводства.
Исключительную роль здесь играют социально активные слои и группы, адаптированные к новым экономическим и общественно-политическим реалиям. Именно они становятся тем локомотивом, который может придать динамизм развитию города, "вытащить" его из кризиса и депрессии. Наряду с этой частью населения в городе существует значительный слой социально ослабленных и неадаптированных групп, потерявших прежний уровень жизни и социальный статус. Эта ситуация чревата расширением очагов повышенной социальной напряженности, ухудшением социального климата и качества жизни всего населения.
Таким образом, предлагаемая стратегия социальной политики города должна базироваться на учете интересов обеих групп населения и стоять на двух опорах: с одной стороны - создание условий для экономически и социально активных граждан, позволяющих им свободно и полно реализовывать собственные возможности и интересы, а с другой - патерналистская политика по отношению к лицам с ограниченными социальными и физическими возможностями, поддержка неадаптированных групп, создание условий для их выживания, возвращения к активной и полноценной жизни. Такой подход предполагает формирование целостной системы обеспечения социальных запросов населения, базирующихся на сбалансированном учете и представительстве интересов различных групп горожан.
Обеспечение занятости населения, регулирование трудовых отношений, развитие социального партнерства на предприятиях всех форм собственности - важнейшие составляющие эффективной социальной политики, сохранения мотивационного и квалификационного потенциала, роста доходов основной части населения, ограничения социального неравенства и маргинализации. Эффективная занятость позволяет развивать экономическую и социальную инфраструктуру города, получать средства на поддержку социально ослабленных, неадаптированных групп населения.
Особое внимание необходимо уделять дополнительным гарантиям занятости социально уязвимых групп, созданию условий для расширения возможностей трудоустройства в сфере малого и среднего бизнеса. Требуется организация системы муниципального заказа для выпускников учебных заведений, так как сегодня профиль молодых специалистов более чем на две трети не соответствует существующему и перспективному спросу на рынке труда. Необходимо оптимизировать в целом систему профессиональной подготовки и переподготовки (переобучения кадров) в соответствии с происходящими и прогнозируемыми изменениями в экономической и социальной инфраструктуре города.
Адресная помощь представляет форму социальной поддержки малообеспеченных, нетрудоспособных граждан в целях обеспечения минимальных потребностей на основе прожиточного минимума для различных половозрастных групп населения. Социальная поддержка слабозащищенных слоев населения предполагает оказание целевой помощи в денежном и натуральном выражении, в виде предоставления льгот и компенсаций, дополнительных социальных услуг.
Первоочередными мерами в этом направлении являются: разработка системы учета и проверки доходов, критериев нуждаемости, использование заявительного порядка получения социальной помощи, определение приоритетов в оказании адресной помощи. Особую актуальность в этом плане представляет социальная защита малоимущих, одиноких пенсионеров, инвалидов, слабо обеспеченных семей с детьми.
На уровне органов местного самоуправления можно было бы заметно повысить эффективность предоставления социальной помощи за счет перевода категориальных льгот и пособий в адресную форму, так как обезличенные выплаты, не основанные на критерии нуждаемости, только закрепляют социальное неравенство и несправедливость. В данном случае требуется инициирование соответствующих изменений в федеральное и региональное законодательство. Необходимо также поставить на прочную законодательную базу наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями оказания различных форм адресной помощи и передачу необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Совершенствование городской системы образования предполагает, прежде всего, общеобязательное и общедоступное школьное образование. Достижение поставленной задачи возможно на основе различных типов школьного образования, реализованных через соответствующие образовательные программы и организационные формы (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, кадетские школы, специализированные классы в общеобразовательных школах и т.д.).
Важнейшим направлением является развитие городской системы непрерывного образования. Здесь необходима разработка и апробация дополнительных общеобразовательных программ, как по инициативе отдельных школ, так и в рамках городских целевых программ. Ведущая роль в этом процессе принадлежит разработке и внедрению программ развивающего обучения, в частности, квалифицированного отслеживания результатов экспериментальной работы в школах.
В городе уже давно назрела необходимость перестройки существующей организации управления системой школьного образования. В рамках этой реорганизации следует создать линейную структуру управления школьным образованием. В настоящее время практически нет необходимости в существовании промежуточного звена - районных отделов образования. Это позволит повысить эффективность управления, устранить дублирование управленческих функций, более эффективно использовать финансовые ресурсы, обеспечить постоянный и целенаправленный контроль за предпринимательской деятельностью и платными услугами учреждений образования.
Развитие муниципального здравоохранения города невозможно без качественного сдвига в предоставлении первичной медико-санитарной помощи. Здесь необходимо осуществить целый комплекс мер, связанных с внедрением мониторинга за состоянием здоровья населения, потребности в медико-санитарной помощи и лекарственном обеспечении. С учетом внедрения новых технологий, повышения эффективности форм медицинской помощи, предстоит значительное изменение объемов и структуры услуг, оказываемых в муниципальных учреждениях здравоохранения.
Создание условий для существенного ограничения инфекционных и социально значимых заболеваний является важной перспективной целью для городского здравоохранения. Наряду с применением новых средств диагностики (ВИЧ-инфицированных, больных туберкулезом, сахарным диабетом и т.д.), необходимо привлечение калининградцев к охране своего здоровья, внедрению валеологии в повседневную практику. Эти меры должны сопровождаться укреплением системы бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения в объеме государственных гарантий, повышением квалификации медицинского персонала и социальной защиты работников здравоохранения, в целом, повышением эффективности использования материально-финансовых и организационно-управленческих ресурсов здравоохранения.
Молодежная политика в городе должна быть направлена на создание условий для самореализации (социализации и развития) молодых людей в основных сферах их жизнедеятельности. Именно молодежь является наиболее динамичной социальной группой и от того, в каком направлении она развивается, во многом зависит не только ближайшее, но и отдаленное будущее города.
Проблемно-целевой подход к управлению процессами, разворачивающимися в молодежной среде (вне зависимости от ведомственной принадлежности), должен стать доминирующим в деятельности органов местного самоуправления. Иначе не произойдет серьезного прорыва в содержании и организации данного направления работы. Весомое место здесь принадлежит созданию благоприятного инновационного климата в муниципальных организациях и учреждениях, связанных с решением проблем молодежи, поддержкой детских и молодежных объединений в реализации их проектов и программ.
Оказание целевой и адресной поддержки тем молодым людям, которые сами не в состоянии в силу возрастных, физических и социальных ограничений справиться с жизненными обстоятельствами, должно сопровождаться поиском и поддержкой молодых талантов. Содействие одаренным молодым людям в художественном и техническом творчестве, получении качественного образования, стимулировании их деятельности в сфере производства и предпринимательства, является важным ориентиром предлагаемой молодежной политики в городе.
Совершенствование системы управления социальными процессами должно быть направлено на существенные изменения в структуре органов местного самоуправления и содержании их деятельности, в соответствии с излагаемой ниже социальной политикой города, ее целями и основными задачами. Основой организационно-функционального управления являются: Глава местного самоуправления и городской Совет депутатов Калининграда. При них создается Совет по социальной политике города, а при необходимости - экспертные группы по предметным направлениям.
Этот уровень управления должен быть ориентирован на выработку и корректировку Стратегии социальной политики, координацию деятельности всех ее субъектов, создание в целом благоприятных условий развития социальной сферы города. Для развертывания социальной деятельности требуются квалифицированные специалисты, способные постоянно осуществлять мониторинг социальной среды, разработку комплексных целевых программ, привлекать внешние и внутренние инвестиции для реализации социально значимых проектов. Здесь возможны два варианта решения проблемы или их рациональное сочетание. С одной стороны, в структуре Комитета по социальным вопросам Мэрии создается отдел анализа и прогнозирования социальных процессов, а с другой - Городское Агентство социального развития, где одним из учредителей выступает Мэрия.
Важнейшим элементом складывающегося механизма социальной политики в городе является обеспечение партнерского, конструктивного взаимодействия муниципальных органов власти с другими субъектами, действующими в социальной сфере (общественными организациями, фондами, предприятиями негосударственного сектора). Эффективная стратегия предполагает учет взаимных интересов, совместное определение целей, приоритетов. В целом, это позволит создать благоприятный социально-психологический и инвестиционный климат для реализации совместных проектов и программ.
Изложенный в пункте 2.2 данной Стратегии материал содержит концептуальное описание возможного социально-экономического развития Калининграда на основе целевого подхода. Многие из этих целей не могут быть достигнуты в ближайшем будущем. Они носят постоянный, индикативный характер. Концепцию и Стратегию развития следует рассматривать как систему долгосрочных ориентиров развития Калининграда, на основе которой может осуществляться среднесрочное планирование социально-экономического развития на общегородском уровне.
Стратегический план - это один из важных элементов управления муниципальным экономическим развитием, который позволяет выработать долгосрочные ориентиры развития с учетом интересов всего городского развития. Стратегия обеспечивает установление приоритетов для возможных регулирующих мер инвестиционной, социальной, экономической политики, муниципальных программ, бюджетного планирования и градостроительства.
Конечно же, в современных условиях России Мэрии Калининграда сложно планировать действия на действительно стратегическую перспективу (10-15 лет). Реально просчитываемой и крайне ответственной перспективой, на наш взгляд, является период 2000-2002 годов. Именно на этот период должны быть более конкретно определены перспективы, механизм реализации и индикаторы развития города. Среднесрочная (до 2003 года) Стратегия социально-экономического развития Калининграда может служить основой для разработки городских планов различной направленности:
- городских среднесрочных целевых программ;
- текущих планов работы Мэрии Калининграда;
- оперативных планов-мероприятий.
В этой связи далее в разделах данного документа изложены стратегические рекомендации по мероприятиям, которые может осуществить Мэрия Калининграда в период 2000-2002 гг. для стимулирования позитивных тенденций и предотвращения нарастания или компенсации негативных процессов. Мероприятия систематизированы по следующим предметным (функциональным) областям:
- совершенствование системы управления городом;
- повышение эффективности использования активов города;
- поддержка и развитие деловой активности в Калининграде;
- совершенствование управления ЖКХ и городским пассажирским транспортом;
- формирование градостроительной и жилищной политики;
- поддержка преобразований в социально-культурной сфере;
- развитие международного сотрудничества;
- улучшение состояния окружающей среды.
В рамках стратегии эти предметные (функциональные) области детально проработаны на перспективу до 2003 года и составляют содержание разделов III-X настоящего документа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.