Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Поддержка и развитие деловой активности в
Калининграде
5.1. Привлечение инвестиций в экономику города
5.1.1. Анализ инвестиционной деятельности в Калининграде
Привлечение прямых инвестиций в экономику Калининграда непосредственно определяет возможность решения ряда важных социальных и экономических проблем города:
- создание новых рабочих мест и повышение благосостояния горожан;
- повышение технического уровня на предприятиях города;
- реструктуризация крупных промышленных предприятий города, особенно конверсионных;
- продвижение передовых экологически чистых технологий в экономику города;
- повышение благоустройства, дорожной сети и инфраструктуры города;
- рост налогового потенциала Калининграда и оздоровление городского бюджета.
В целом в Калининградской области создано определенное правовое поле для привлечения инвестиций. В соответствии с именным Федеральным законом (N 13-ФЗ от 22.01.96 г.) в Калининградской области сформирована Особая экономическая зона, предоставляющая льготы потенциальным инвесторам, способствующая созданию на территории области импортозамещающих и экспортоориентированных производств с участием "внешнего" капитала, а также для расширения объемов транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских услуг.
В области приняты также законы "Об условиях стимулирования инвестиций в Калининградской области (СЭЗ "Янтарь")" (N 10 от 11.05.95 г.) и "О локальных свободных экономических зонах в Калининградской области" (N 36 от 30.10.97 г.), Правила применения налоговых льгот для предприятий, ведущих инвестиционную деятельность (пост. Областной думы N 49 от 25.06.98 г.; ред. 02.05.99 г.), создающие возможности получения определенных льгот предприятиями, осуществляющими инвестиции в экономику региона. Для инвесторов является важным принятие Калининградской областной думой Закона "О земле", который позволяет осуществлять резидентам куплю-продажу земли, сдавать ее в аренду, а также использовать в виде залога. Кроме того, указанный Закон допускает аренду земли для иностранных компаний и граждан.
Следует констатировать, что в регионе уже созданы реальные законодательные предпосылки для компенсации дополнительных затрат хозяйствующих субъектов, связанных с оторванностью Калининграда от основной части РФ, для привлечения внешних (как российских, так и иностранных) инвестиций и смягчения кризисных явлений в экономике области.
В развитие указанных региональных законодательных актов городскими властями был принят пакет документов, непосредственно направленный на формирование в Калининграде и в области благоприятного инвестиционного климата:
- Положение о регулировании инвестиционной деятельности на территории Калининграда, осуществляемой в форме капитальных вложений (N 141 от 14.04.99 г.);
- Положение о порядке предоставления инвестиционного налогового кредита (N 129 от 31.03.99 г.).
В соответствии с Положением N 141 инвесторы могут полностью освобождаться от уплаты местных налогов. К этим налогам относятся:
- налог на содержание ЖФ и ОСКС;
- земельный налог и др.
Принятые в городе и области в течение 1998-1999 годов положения по организации инвестиционной деятельности дали определенный эффект в виде притока в Калининград отечественного и иностранного капитала. Наиболее известными новыми и значимыми инвестиционными проектами в городе являются:
- производство ковровых покрытий "Роял тафт";
- Калининградский мясоперерабатывающий завод "Актрос";
- мясоперерабатывающий завод "Калининградский деликатес";
- модернизация завода "Остмарк";
- строительство контейнерного терминала в Калининградском морском торговом порту;
- спирто-водочное производство "Итар";
- сборочное производство "BMW" и ряд других.
Известное оживление в инвестиционной деятельности в Калининграде является результатом взаимоналожения двух тенденций:
- долговременной, определяемой развитием в Калининградской области Особой экономической зоны;
- краткосрочной, обусловленной резким падением курса рубля по отношению к ведущим валютам и возникновением в этой связи защиты местного рынка.
В состав организационных звеньев, ответственных за активизацию инвестиционной деятельности на городском уровне, входят:
- первый вице-мэр по вопросам развития города;
- Управление по экономике и инвестиционной политике Мэрии Калининграда.
По состоянию на 1 января 1999 года в области зарегистрировано 1359 предприятий с иностранными инвестициями, 60 филиалов ранее созданных предприятий с иностранными инвестициями, 57 филиалов и представительств иностранных фирм. Подавляющее большинство из них зарегистрировано в Калининграде. По количеству предприятий с иностранными инвестициями Калининградская область входит в пятерку ведущих регионов России. Однако не все из зарегистрированных СП являются действующими. Общая сумма вкладов иностранных инвесторов в уставные капиталы зарегистрированных предприятий составляет 208,9 млн рублей. Соответствующие цифры приведены в нижеследующей таблице.
Таблица 23
Число действующих в Калининградской области
совместных и иностранных предприятий в 1992-1998 гг.
/---------------------------------------------------------------\
| Годы |Число действующих| Уставный капитал |Доля зарубежных |
| | предприятий, | на конец года, млн | партнеров в |
| | единиц | руб. | уставном |
| | | | капитале, % |
|------+-----------------+---------------------+----------------|
| 1992 | 119 | 0,4 | 42,0 |
| 1993 | 208 | 1,7 | 56,4 |
| 1994 | 265 | 5,7 | 46,0 |
| 1995 | 352 | 27,9 | 49,5 |
| 1996 | 343 | 38,2 | 51,2 |
| 1997 | 317 | 108,3 | 66,7 |
| 1998 | 274 | 450,7 | 36, |
\---------------------------------------------------------------/
В 1998 году усилился приток иностранных инвестиций в экономику области. По данным за январь - декабрь 1998 г. поступило инвестиций 40,1 млн долларов, включая рублевые поступления, пересчитанные в доллары США.По сравнению с аналогичным периодом 1997 года их объем увеличился в 3,5 раза, в основном за счет кредитных линий. Вместе с тем, начиная с III квартала 1998 г., под влиянием острого финансового кризиса поступления иностранных инвестиций в область резко сократились.
Таблица 24
Поступление иностранных инвестиций в экономику
г. Калининграда
/------------------------------------------------------------------\
| Инвестиций | тыс. долл. США | млн руб. |
| всего |------------------------+----------------------|
| |накоплено | поступило | накоплено |поступило |
| |на начало | за отчетный | на начало | за |
| |отчетного | период | отчетного | отчетный |
| | года | | года | период |
|------------------------------------------------------------------|
| 1994 год |
|------------------------------------------------------------------|
| Калининград | ... | 4341 | ... |1123,8 |
| - всего | | | | |
| Справочно: | ... | 5449,3 | ... |1331,3 |
| Калининградская | | | | |
| обл. | | | | |
|------------------------------------------------------------------|
| 1995 год |
|------------------------------------------------------------------|
| Калининград | 13437,5 | 10157,3 | 5828,5 | 13525,3 |
| - всего | | | | |
| Справочно: | 15565,5 | 11601,5 | 6612,2 | 20005,7 |
| Калининградская | | | | |
| обл. | | | | |
|------------------------------------------------------------------|
| 1996 год |
|------------------------------------------------------------------|
| Калининград | 23401,9 | 13431,4 | 18239, | 6473,6 |
| - всего | | | | |
| Справочно: | 25415 | 22230,9 | 20938,6 | 6750,5 |
| Калининградская | | | | |
| обл. | | | | |
|------------------------------------------------------------------|
| 1997 год |
|------------------------------------------------------------------|
| Калининград | 35483,6 | 6559,1 | 21094,4 | 11297,3 |
| - всего | | | | |
| Справочно: | 49766,7 | 9159,8 | 28501 | 12336,5 |
| Калининградская | | | | |
| обл. | | | | |
|------------------------------------------------------------------|
| 1998 год |
|------------------------------------------------------------------|
| Калининград | 49120,0 | 35705,0 | 44831,8 | 33758,7 |
| - всего | | | | |
| Справочно: | 62188,0 | 35905,0 | 48756,2 | 33882,2 |
| Калининградская | | | | |
| обл. | | | | |
\------------------------------------------------------------------/
Из общего объема поступивших инвестиций 49% направлено в промышленность, 25% - в торговлю и общественное питание, 9% - в транспорт и связь, 8% - в строительство. В структуре иностранного капитала, поступившего за 9 месяцев 1998 года, более 70% приходилось на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных организаций, торговые кредиты, банковские вклады и пр.). Прямые инвестиции составили порядка 30%. В связи с нестабильностью развития экономики области, обострением финансового кризиса, как и в целом по России, иностранные инвесторы стали в большей мере вкладывать инвестиции в развитие экономики области в форме краткосрочных финансовых вложений.
По накопленным иностранным инвестициям на 1 сентября 1999 года лидировала Ирландия, на долю которой приходится 20,3% объема инвестиций, далее следует Белоруссия (13,3%), Швеция (13,3%), Австрия (9,9%), Кипр (3,6%). Соседние государства - Польша и Литва вложили в развитие экономики области соответственно 1,3 и 1,7% от общего объема иностранных инвестиций.
На текущий момент можно констатировать, что работа по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики города ведется недостаточно системно. Калининграду (и региону) присущ общий недостаток в организации инвестиционной деятельности, связанный с неразработанностью механизмов реализации принимаемых законов и разъясняющих положений, а также недостаточной пропагандой возможностей Калининграда для инвестиционной деятельности. Слабо просматривается связь инвестиционных планов Мэрии с другими направлениями развития города по причине отсутствия оформленной стратегии развития Калининграда на ближайшую и отдаленную перспективу.
Предлагаемые меры ставят целью создание механизмов содействия инвестиционным процессам в рамках как существующих нормативно-правовых актов, так и норм, требуемых для принятия. При этом Стратегия ориентируется в основном на организационные мероприятия, не требуя расходования значительных бюджетных средств.
5.1.2. Основные направления стратегии привлечения инвестиций в экономику города
Целью стратегии является обеспечение притока инвестиций в реальный сектор экономики города для полномасштабной реализации стратегии его социально-экономического развития, увязанной с обеспечением экономического роста, структурной перестройки городской экономики и повышения уровня жизни населения. На данном этапе (до 2003 г.) необходимо преодолеть инвестиционный спад, добиться оживления инвестиционной активности городских субъектов хозяйствования и создать организационные предпосылки для резкого наращивания объемов прямых инвестиций в последующие годы.
В этой связи необходимо разработать применительно к условиям Калининграда и осуществить на практике комплексные мероприятия, непосредственно обеспечивающие приток прямых инвестиций на территорию города.
Реализация стратегии привлечения инвестиций в экономику города должна осуществляться при соблюдении следующих принципов:
- оптимальное сочетание федерального и областного инвестиционного законодательства с возможностями нормативно-правового регулирования этой сферы деятельности на уровне городского (местного) самоуправления;
- безусловное выполнение требований экологических, градостроительных, санитарно-эпидемиологических норм и правил;
- обеспечение наряду с обязательной государственной экспертизой проведения независимой экспертизы инвестиционных проектов;
- "дружественное" отношение городских властей к потенциальным инвесторам;
- избирательная поддержка прямых инвестиций со стороны местных органов самоуправления в соответствии с выработанными критериями.
В ходе разработки целевой инвестиционной программы, входящей в Стратегию социально-экономического развития Калининграда, мэрия города должна:
- целенаправленно работать со всеми участниками инвестиционного рынка - как с действующими в городе предприятиями, представляющими собственные инвестиционные проекты, так и с потенциальными инвесторами, располагающими собственными новыми проектами;
- учитывая особенности правового статуса, не делать различий между российскими и иностранными инвесторами, резидентами и нерезидентами города Калининграда;
- работая с инвестиционными проектами, выделять в отдельные направления проекты развития объектов общественного сектора, которые организует сам город (коммунальная инфраструктура, дороги, мосты и т.п.), и городские проекты частнопредпринимательского сектора, реализации которых город содействует, однако напрямую ими не занимается;
- уделять должное внимание небольшим проектам, не пренебрегать проектами, которые обеспечивают ограниченные производственные объемы и небольшое число рабочих мест (например, несколько десятков);
- не связывать инвестиционную политику города только с "реанимацией" существующих городских предприятий, особенно крупных. Исходить из того, что в ряде случаев основой экономического "оживления" их основных фондов и занимаемых участков городской территории может стать реструктуризация этих предприятий (разумеется, с учетом технологических условий).
В перспективе до 2003 г. городские власти могут использовать различные мероприятия по привлечению прямых инвестиций. Условно их можно разделить на следующие направления:
- упрощение бюрократических процедур работы с инвестором;
- содействие прямым инвестициям на муниципальном уровне;
- координация деятельности организаций, участвующих в инвестиционном процессе;
- совершенствование нормативной базы города, регламентирующей инвестиционный процесс;
- создание на территории города особых (специальных) зон экономического и технологического развития;
- финансовая поддержка и содействие инвестиционной деятельности;
- создание городского агентства развития (или более узко - Агентства по инвестиционной политике);
- создание эффективной информационной системы для инвесторов;
- осуществление мероприятий по созданию благоприятного имиджа Калининграда в глазах потенциальных инвесторов;
- развитие лизинга;
- развитие Муниципального коммерческого банка.
А. Упрощение бюрократических процедур работы с инвестором
В настоящее время в структуре Мэрии сложилась децентрализация в работе с инвестором, приводящая на начальном этапе к возможным претензиям с его стороны, в частности, в неоднозначности получаемой информации и в "разорванности" процедуры прохождения инвестиционного предложения в структурных подразделениях. Кроме того, ввиду структурной разобщенности предоставляемой информации, инвестор не имеет возможности определить текущее состояние дел в отрасли для инвестирования. Часто складывается ситуация, когда в отсутствии системности с одними и теми же инвестиционными предложениями работают одновременно несколько подразделений.
В качестве мер решения названных проблем предлагается на периоде разрабатываемой стратегии осуществить следующие мероприятия.
1. Для улучшения эффективности администрирования инвестиционного процесса в городе регламентировать процедуру работы с инвестором, в обязательном порядке закрепив центральное подразделение Мэрии, без которого не могут начинаться и проходить экспертизу инвестиционные предложения.
2. Для повышения прозрачности бюрократических процедур, связанных с инвестированием в Калининграде, подготовить и опубликовать инструкцию-памятку инвестору с изложением общей схемы административного процесса разрешений и согласований.
3. Для ряда "пилотных" инвестиционных проектов, реализуемых при условии содействия инвестору со стороны Мэрии, ввести в практику патронаж данных проектов путем официального закрепления куратора - специалиста Мэрии.
Б. Содействие прямым инвестициям может осуществляться муниципальными властями на основе следующих мер:
- Предоставление бюджетных гарантий.
Существующий механизм привлечения заемных средств носит характер текущего финансирования и не может рассматриваться как система ресурсного обеспечения инвестиционной программы. Осуществляемые в настоящее время два значительных инвестиционных проекта по реконструкции теплового хозяйства и систем водоснабжения и водоотведения связаны с возвратностью заемных ресурсов через предоставляемые услуги в течение продолжительного времени. Реализация этих проектов - скорее настойчивые требования ЕС, чем рационально сформированная система заимствования средств, необходимых для сбалансированного развития города. Отсутствие заемного финансирования может создать проблемы в будущем, поскольку отложенная реконструкция городской инфраструктуры вследствие отсутствия средств рискует обернуться повышенными расходами на капитальный ремонт и новое строительство. Таким образом, одной из насущных задач Мэрии города является создание инвестиционно-заемного механизма. Данная задача носит долгосрочный характер как по времени создания, так и по времени исполнения. По нашему мнению, ее решение может укладываться в рамки трехлетнего периода рассматриваемой стратегии. Одним из элементов инвестиционно-заемного механизма, требующих ближайшего исполнения, является система предоставления гарантий города. В целях предупреждения возможных злоупотреблений бюджетными средствами и укрепления доверия инвесторов к городским обязательствам должна быть сформулирована система критериев для выявления проектов, в которые могут быть вложены бюджетные средства или привлечены средства под гарантии бюджета. Система критериев принимается в виде нормативного акта.
Основными условиями вложения заемных средств Мэрией города в инвестиционные проекты и выдачи бюджетных гарантий должны быть экономическая значимость и общественная полезность проекта, минимальный риск при вложении средств, что полностью исключает выдачу гарантий под кредитование коммерческих проектов.
Бюджетные гарантии должны предоставляться только по кредитам, выдаваемым муниципальным предприятиям, или на реализацию инвестиционных проектов, приносящих общественную пользу. Должен быть сформирован перечень сфер деятельности, для развития которых Мэрией города могут быть предоставлены поручительства и создана система конкурсов на предоставление бюджетных гарантий. В случае вовлечения частных предприятий в городские инвестиционные проекты со стороны данных предприятий должен быть предусмотрен встречный взнос.
- Страхование зарубежных инвестиций.
Страхование зарубежных инвестиций является специфической формой страховых операций и может осуществляться как частными, так и государственными страховыми агентствами. Смысл страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховом договоре рисков. Страховка обычно стоит до 3% от суммы инвестируемых средств. Действующие в Калининграде страховые компании являются недостаточно мощными, в этой связи Мэрия Калининграда может выступить инициатором создания консорциума для страхования и перестрахования инвестиций на основе заключения соответствующих соглашений с действующими в городе страховыми компаниями.
В. Координация деятельности организаций, участвующих в инвестиционном процессе
Развитие города происходит в условиях непрерывного процесса инвестирования в различных отраслях и сферах экономики города. Процесс этот за пределами исполнительной функции города происходит по законам рыночной экономики, а для обеспечения исполнительной функции - в соответствии с городской инвестиционной программой. В целом, каждый участник инвестиционного процесса пытается самостоятельно преодолеть существенные препятствия, выходящие за рамки конкретного инвестиционного проекта. Эти препятствия, в основном, имеют для всех общий характер и связаны с ограниченностью возможностей конкретного участника. Часто стратегический инвестор не может найти для себя нужного партнера, инвестиционные эксперты и консультанты не в состоянии сделать требуемый "промоушен" инвестиционного предложения, исполнительная власть не догадывается о проблемах, возникающих в конкретной инвестиционной среде. В этой связи Мэрии целесообразно выступить в качестве органа, взявшего на себя задачу объединения участников инвестиционного процесса и содействующего решению крупных инвестиционных задач. Таким образом, за Мэрией города закрепляется функция координатора инвестиционного процесса.
Функция координатора предполагает выполнение следующих задач Управлением по экономике и инвестиционной политике Мэрии:
- Выделение основных проблемных мест в развитии инвестиционного процесса в городе и определение способов их разрешения.
- Определение механизмов и форм реализации программы в кооперации со всеми участниками инвестиционного процесса.
- Определение форм участия различных управленческих и профессиональных структур в реализации инвестиционной городской программы.
- Содействие в создании системы законодательных актов, обеспечивающих соответствующий статус приоритетных инвестиционных проектов.
- Разработка концепции создания положительного имиджа города и рассматриваемых инвестиционных программ (проектов) с точки зрения инвестиционной привлекательности.
- Выработка рекомендаций по созданию комплексной системы взаимосвязанных экономических, правовых, организационных и информационных мер, направленных на реализацию инвестиционных программ.
- Содействие организации сотрудничества инвестиционных институтов города с международными инвестиционными и финансовыми организациями.
- Содействие формированию цивилизованной профессиональной инфраструктуры обеспечения и комплексного обслуживания городских инвестиционных программ и проектов.
- Разработка и содействие внедрению новых организационно-правовых форм, способствующих продвижению и защите инвестиций.
- Содействие развитию Муниципального коммерческого банка как участника инвестиционного процесса.
В качестве участников инвестиционного процесса целесообразно выделить следующие группы:
- муниципальные инвестиционные институты (муниципальный банк, муниципальная лизинговая компания, муниципальный НПФ, муниципальная страховая компания),
- финансовые инвесторы,
- стратегические инвесторы,
- инвестиционные консультанты и эксперты,
- держатели инвестиционных проектов (инвестиционных предложений).
В зависимости от группы участников Управлением по экономике и инвестиционной политике должна быть предложена методология работы на предмет выявления общих проблем и создания нормальных условий ведения инвестиционного процесса. В качестве самостоятельного поручения Мэрия может принять на себя обязательства осуществлять постоянный контроль за соблюдением национального и регионального инвестиционного законодательства и содействовать на этой основе гласному и справедливому урегулированию возможных споров. Широкое освещение в СМИ о принятых обязательствах, несомненно, повысит привлекательность Калининграда для потенциальных инвесторов.
Г. Совершенствование нормативной базы города, регламентирующей инвестиционный процесс
Всю нормативную базу, регламентирующую осуществление инвестиционного процесса в городе, условно можно разбить на две категории: первая создает благоприятный инвестиционный климат, вторая определяет правовые основы работы с предметами инвестиционной деятельности, находящимися в ведении города (земля, городская недвижимость). Особенности второй категории будут рассмотрены ниже, здесь же мы остановимся на нормативной базе, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата.
В настоящее время в городе действуют два положения, принятых городским Советом. Первое положение определяет условия получения инвестиционного налогового кредита, второе регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений на территории Калининграда. Оба положения направлены на создание благоприятных условий или за счет предоставления возможности отнесения срока уплаты налогов на более поздний период, или за счет неуплаты налогов вообще. Оба положения прогрессивны, но не создают целостной системы благоприятного климата, и в основном из-за не определенной городом инвестиционной политики. Дело в том, что без четко выраженной инвестиционной политики система предоставления льгот не будет направлена на создание инвестиционных направлений, определяющих жизненно важные приоритеты развития города. Данная система на сегодняшний день содействует всем инвесторам в равной степени. В силу имеющейся возможности получения льгот по уплате налогов для всех, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений, за льготами по налоговому кредиту не обратился ни один инвестор. Таким образом, без введения системы регулирования льготирования, закрепленной обязательно по формальным признакам (экономическая значимость, социальная, экологическая, инфраструктурная и т.п.), существует серьезная опасность потерять налогоплательщика для города и создать перекосы в его развитии.
Выбор отраслевых приоритетов муниципальной инвестиционной политики определяется общей стратегией экономического развития города, разработанной на основе учета всех ресурсов и условий, анализа тенденций развития отраслей городского хозяйства. В качестве первого мероприятия для реализации инвестиционной политики в части закрепления отраслевых приоритетов целесообразно создать Инвестиционный совет Мэрии Калининграда. Этот орган позволил бы возвести инвестиционную политику города в ранг системной работы. Инвестиционный совет должен рассматривать инвестиционные проекты и программы, влияющие на экономико-социальное положение города. Через этот орган должны проходить все международные инвестиционные проекты, связанные с воздействием на ресурсы и жизнеобеспечение. Инвестиционный совет должен придерживаться идеи открытости обсуждаемых проектов, что является очень важным для принятия решений серьезным инвестором. Создание Инвестиционного совета - необходимое условие для получения соответствующего кредитного рейтинга Калининграда.
Создание условий благоприятного инвестиционного климата затрагивает как интересы новых предприятий, так и уже существующих. Для новых предприятий, не создающих выпадения налоговых доходов из бюджета города, существующая нормативная база может быть выгодной как городу, так и инвестору. Однако городу необходимо выработать систему критериев, оценивающих последствия реализации данного проекта. Для существующих предприятий предоставление льгот по уплате налогов связано с возможностью потери доходной базы города. Поэтому и здесь требуется формализация в виде положения, определяющего режим благоприятствования для такого рода предприятий. Представляются целесообразными предложения из программы развития г. Ярославля, где выработан следующий подход: получит или нет инвестиционный проект существующего предприятия режим наибольшего благоприятствования, определяется рядом факторов:
- наличием или отсутствием в городе отраслевых приоритетов развития экономики, сформулированных в соответствии со стратегией развития города;
- наличием или отсутствием в городе приоритетов по отдельным проектам (например, проект создает относительно много рабочих мест или имеет малый срок окупаемости);
- суммой выпадающих из бюджета доходов, в пределах которой город готов оказывать налоговые льготы.
В то же время, создаваемая нормативная система благоприятствования не должна ставить существующие предприятия в заведомо худшие условия по сравнению с новыми - приоритеты инвестиционной политики должны быть одинаковыми для всех.
Совершенствование нормативной базы должно идти достаточно быстрыми темпами, так как в привлечении инвестиций существует вполне логичная конкурентная борьба между российскими городами. Калининграду необходимо использовать естественный фактор преимущества - географию места расположения. Этот фактор нельзя не учитывать, так как при меньших усилиях, чем другие города, он дает возможность привлекать большие инвестиции.
Д. Создание особых (специальных) зон экономического и/или технологического развития является в соответствии с мировой практикой одним из эффективных механизмов привлечения прямых инвестиций. Как правило, в особых экономических зонах инвесторам предлагается удобная и практичная экономическая и производственная инфраструктура для развития любых или же определенных видов предпринимательской деятельности, а именно:
- квалифицированная рабочая сила, включая инженерно-технический, исследовательский и научный персонал;
- подготовленный офисный персонал;
- наличие развитых транспортных коммуникаций и современных средств и сетей связи;
- финансовые учреждения (банки, страховые компании и т.д.);
- облегченный режим регистрации предприятий;
- благоприятная деловая атмосфера, нацеленная на поддержку предпринимательства;
- привилегированный режим для дополнительной мотивации инвесторов (налоговые льготы, гарантии, прямая финансовая поддержка и т.д.).
Нельзя сказать, что в Калининграде - городе, являющемся центром Особой экономической зоны, созданы все вышеуказанные условия. Мэрия Калининграда должна содействовать формированию в городе необходимой для инвесторов сферы услуг.
Применительно к Калининграду может быть рассмотрен вопрос и проведены соответствующие технико-экономические изыскания по формированию на территории города технополиса. На региональном уровне разработана и в 1998 г. введена в действие законодательная база, определяющая порядок формирования локальных СЭЗ на территории Калининградской области.
Е. Финансовая поддержка и содействие со стороны городских властей инвесторам, осуществляющим прямые инвестиции, могут в значительной степени усилить конкурентоспособность территории в борьбе за привлечение инвестиций. Инструментарий финансовой поддержки и содействия на муниципальном уровне, как правило, включает в себя:
- участие в финансировании проектов и обеспечении финансовых гарантий за счет городского бюджета развития в соответствии с утвержденными приоритетами (социальные программы, инфраструктурные и социально значимые проекты);
- содействие в организации консорциумов для финансирования крупных инвестиционных проектов;
- внешние займы (в случае значительных муниципальных проектов);
- поддержка малого и среднего бизнеса в рамках принятых муниципальных программ.
Городской Бюджет развития может стать важным механизмом для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Калининграда.
Как экономическая категория городской бюджет развития (ГБР) представляет собой план (смету) государственных доходов и расходов в рамках городского бюджета, непосредственно связанных с развитием объектов экономической инфраструктуры, производственной и социальной сфер Калининграда. Его формирование осуществляется в процессе разработки городского бюджета на предстоящий год, в результате чего устанавливается объем средств, направляемых соответственно в бюджет текущих расходов и в ГБР. В целом организация и функционирование ГБР должно опираться на следующие основные принципы:
- разграничение средств бюджета текущих расходов и Бюджета развития;
- осуществление бюджетного кредитования проектов из ГБР на основе срочности, платности и возвратности;
- использование средств ГБР только для финансирования муниципальных инвестиционных проектов, эффективность которых гарантирует их возврат;
- гарантирование непрерывности финансирования из ГБР на основе возврата вложенных средств и увеличения их накопления, тем самым создание предпосылок для дальнейшего продолжения стимулирования роста экономики Калининграда.
Наиболее значимой задачей, которая может быть разрешена на основе ГБР, является индуцирование инвестиционных вложений из различных источников, включая частные, в приоритетные отрасли и проекты, способные решить социальные проблемы, укрепить экономический потенциал города и одновременно увеличить поступление доходов в бюджет Калининграда (бюджетная эффективность городской экономики).
Формирование городского Бюджета развития может осуществляться в своей основе за счет заемных средств, а также в ходе консолидации определенной доли бюджетных и внебюджетных источников, из которых и осуществляются ассигнования на реализацию инвестиционных проектов. При этом эффективность инвестиционных проектов должна гарантировать не только возврат заемных средств, но и процентов по выданным кредитам. Отбор проектов для финансирования за счет средств ГБР должен осуществлять гласно, на конкурсной основе и в соответствии с утвержденными критериями.
В целях повышения эффективности работы Мэрии по активизации инвестиционной деятельности и усиления контроля за целевым характером расходования денежных средств по инвестиционным программам, а также усиления налоговой дисциплины Мэрии целесообразно рассмотреть возможность создания Инвестиционно-кредитного соглашения на основе заключения особого многостороннего договора между Мэрией, предприятиями города и финансово-кредитными учреждениями.
Особенностью функционирования такого инвестиционно-кредитного соглашения может являться наличие в его структуре специализированного подразделения (например, банка), частично выполняющего функции заказчика по проектам и финансовой дирекции проектов, а также подразделения, осуществляющего технический надзор за исполнением проекта. Это в итоге позволит не только повысить финансовую дисциплину при реализации инвестиционных программ, но и снизить издержки Мэрии, связанные с контролем за реализацией проектов. Наличие такого соглашения позволит использовать в расчетах с поставщиками и подрядчиками по проектам документарные и гарантийные операции, что реально снизит финансовые риски и позволит оптимизировать финансовые потоки.
После тщательной отработки отделом инвестиционного развития Мэрии Калининграда процедур отбора и реализации инвестиционных проектов часть функций этого отдела может быть передана финансовой организации, уполномоченной созданным Инвестиционно-кредитным соглашением.
Следует также отметить, что данное Инвестиционно-кредитное соглашение могло бы стимулировать предприятия к жесткому соблюдению налоговой дисциплины на основе рыночных методов. Такая возможность возникает в том случае, если через уполномоченный банк, входящий в Инвестиционно-кредитное соглашение, проводятся платежи предприятий в бюджет. Банк может предоставлять таким предприятиям льготные кредиты на развитие в зависимости от объема их налоговых платежей, что стимулирует предприятия увеличивать отчисления в бюджет и развивать инвестиционную деятельность. В данном случае банк - участник соглашения наделяется со стороны Мэрии Калининграда льготами по местным налогам, а возможно, и дополнительно по налогам в региональный бюджет в соответствии с льготами, предоставляемыми банкам, финансирующим инвестиционные проекты предприятий. Кроме того, предприятия - неплательщики налогов также могут улучшить свое финансовое состояние. В случае, если задолженность предприятия не слишком велика, не имеет хронического характера, и оно найдет возможность ее погасить, банк предоставляет такому оно кредит на льготных условиях на инвестиционные цели.
Для финансирования крупных инвестиционных проектов, особенно в сфере экономической инфраструктуры города, властям Калининграда следует инициировать формирование региональных, национальных и международных консорциумов, что позволяет диверсифицировать риски и привлечь для финансирования проектов значительные финансовые ресурсы.
В случае осуществления муниципальными властями крупных инвестиционных проектов в сфере городской инфраструктуры за счет государственных средств целесообразно привлечение внешних займов на льготных условиях за счет Мирового банка, ЕБРР и других специальных финансовых институтов. Это позволит снизить (распределить) нагрузку на государственный и/или местный бюджет, получить квалифицированную финансовую, консультативную помощь со стороны мирового сообщества, определить источники возврата средств и доходность осуществляемых проектов. Практически обязательным условием получения внешних займов является получение Калининградом рейтинговых оценок.
Важным направлением деятельности городских властей является финансовая поддержка малого и среднего бизнеса. Это определяется той важной социальной ролью, которую выполняет малое предпринимательство на переходном этапе российской экономики. Как правило, в этом случае осуществляется микрокредитование субъектов малого предпринимательства на конкурсных началах с обеспечением залога имущества или получением гарантий (поручительств) от третьих лиц.
Ж. Создание Городского агентства развития
Как следует из предыдущего материала, для успешного привлечения в Калининград прямых инвестиций необходимо выполнение большого объема работ и мероприятий. Обеспечение этих важных и необходимых для Калининграда услуг возможно путем организации Городского агентства развития (ГАР). Организационно-правовая форма ГАР должна определиться в процессе проектирования.
Целью создания Городского агентства развития (ГАР) является подготовка и организация работы по реализации Стратегического плана развития Калининграда. Наличие такого плана само по себе является фактором, привлекающим инвесторов, поскольку свидетельствует о прогнозируемом (и управляемом) развитии города, а значит, снижает риски инвестирования.
Помимо этого, ГАР непосредственно занимается формированием имиджа Калининграда как места, привлекательного для инвестиций. На основе анализа ресурсов и условий развития Калининграда агентство совместно с мэрией формирует инвестиционный профиль города. В этом документе приводятся основные характеристики городской экономики, условия для инвесторов, включая уровень издержек для потенциальных инвесторов, а также приоритетные для Калининграда направления инвестирования. Агентство занимается маркетингом города для привлечения внешних и внутренних инвестиций. С этой целью ГАР разрабатывает и публикует Справочник предприятий Калининграда, ведет базу данных городских инвестиционных проектов.
Составной частью деятельности агентства является оценка и экспертиза инвестиционных проектов, предусмотренных в рамках реализации стратегического плана. При этом должна использоваться методика оценки полной эффективности проектов, в соответствии с которой учитываются не только прямые, но и косвенные затраты и эффект от реализации проекта, а также дается денежная оценка социального эффекта. Агентство должно ежегодно проводить выставку-презентацию инвестиционных проектов с максимально возможным оповещением потенциальных инвесторов.
Ряд услуг по сопровождению эксклюзивных, крупных инвесторов целесообразно прямо возложить на Городское агентство развития, которое за счет своеобразного патронажа над крупными инвестиционными проектами повысит вероятность их осуществления на территории Калининграда.
З. Создание эффективной информационной системы для привлечения потенциальных инвесторов является одной из важных задач, обеспечивающих получение для Калининграда требуемого результата. Недостаточно создать выгодные условия для привлечения прямых инвестиций, необходимо, чтобы информация об этом достигла потенциальных инвесторов и вызвала у них интерес.
Информационная система для привлечения потенциальных инвесторов должна удовлетворять следующим основным требованиям:
- адресность - инвесторы для реального сектора экономики Калининграда подбираются из определенных заранее выбранных секторов (стран, регионов, отраслей производства и т.д.) под Инвестиционный профиль города;
- полнота и актуальность - инвесторы должны получить полный спектр актуальных данных, характеризующих условия предпринимательской деятельности в Калининграде, включая интегрированный пакет побудительных механизмов перспективы рынков и каналов дистрибуции, а также точные адреса и возможности деловых контактов на муниципальном уровне.
- привлекательность - инвесторы должны получить информацию о положительном опыте прямого инвестирования в Калининграде, подтверждаемую объективными показателями (статистика, мнения общественных деятелей и т.д.).
Информация о привлекательности Калининграда для прямых инвестиций должна распространяться среди правительственных и общественных организаций, международных ассоциаций и агентств, торговых представителей, дипломатических миссий на английском языке. Важные документы (процедуры регистрации, побудительные механизмы, обзоры рынка и производств) должны издаваться на языке целевой страны. При этом могут использоваться следующие медиа-средства:
- брошюры;
- статистические буклеты;
- обзоры промышленности и рынков;
- экономические обозрения;
- базы данных на CD-ROM;
- Интернет.
И. Мероприятия по созданию благоприятного имиджа Калининграда в глазах потенциальных инвесторов должны включать в себя комплекс практических действий по распространению коммерчески важных сведений о городе, его рекламе и необходимому уровню консультирования на основе:
- сфокусированного подхода,
- жесткого контроля за расходами,
- разумного делегирования полномочий.
Калининград может задействовать в этих целях смежные направления городской политики, направленной на повышение имиджа города, например, культуру, историю, туризм.
К числу основных мероприятий по созданию благоприятного имиджа Калининграда в глазах потенциальных инвесторов следует отнести:
- тематические семинары (выездные и городские) по привлечению инвестиций в экономику Калининграда;
- научно-практические конференции по определению перспективных способов привлечения инвестиций в экономику города;
- целевые рекламные компании в СМИ (в стране и за рубежом);
- непосредственные контакты с главными редакторами основных агентств новостей и телеканалов (в стране и за рубежом);
- проведение "инвестиционных туров" по территории города для групп потенциальных инвесторов;
- создание в экономически обоснованных вариантах представительств Калининграда в ключевых регионах России и в других странах - источниках потенциальных инвестиций;
- участие в международных выставках и торговых ярмарках;
- "раскручивание" положительного образа городского агентства развития (торговая марка, корпоративная культура, нацеленность на конкретного инвестора и т.д.).
К. Развитие лизинга должно включать в себя следующие мероприятия:
- разработку и принятие муниципальных актов, регулирующих лизинговые операции в рамках муниципальных программ, и их поддержку;
- разработку муниципальной программы развития лизинга;
- включение лизинговых схем в муниципальные лизинговые программы;
- обучение (семинары, тренинги) для потенциальных инвесторов и представителей предприятий, привлекающих инвестиции для изучения особенностей путем лизинга.
Весь комплекс мероприятий должен содействовать быстрому обновлению производственных фондов через применение механизма ускоренной амортизации, защите прав инвесторов, а также предоставлению возможности местным финансовым институтам размещать временно свободные денежные средства в экономику города.
Л. Развитие Муниципального коммерческого банка. Создание в Калининграде универсального муниципального банка с Генеральной лицензией, способного выполнять функции:
- оператора по обслуживанию городского бюджета и муниципальных инвестиционных программ;
- генерального менеджера по обслуживанию муниципальных облигационных займов;
- инвестиционного центра по финансированию инновационных проектов развития реального сектора экономики города.
Муниципальный коммерческий банк должен стать одним из эффективных инструментов реализации Стратегического плана развития Калининграда.
5.2. Поддержка и развитие малого предпринимательства
В современных условиях малое предпринимательство играет все более весомую роль в развитии национальной экономики и процессе ее стабилизации. Несмотря на неблагоприятные условия для становления, малое предпринимательство за годы реформ было единственным быстрорастущим сектором экономики, обеспечивающим создание новых рабочих мест и эффективное освоение наиболее перспективных секторов рынка. Применительно к Калининграду, в нынешних условиях оно выступает одним из основных источников пополнения городского бюджета, позволяет гражданам развивать и реализовывать предпринимательские навыки и, в конечном итоге, формирует так называемый "средний" класс общества, без которого невозможна социальная и политическая стабильность.
Число малых предприятий Калининграда увеличилось по сравнению с 1991 г. более чем в 10 раз. В настоящее время в городе зарегистрировано более 14,5 тыс. субъектов малого предпринимательства и около 36 тыс. предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Малые предприятия обеспечивают занятость свыше 46 тыс. человек и дают 17% от всех доходов в бюджет города. Преобладающим видом деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание. Доля предприятий, занятых в этом секторе городской экономики, составляет 52% всех малых предприятий города. Доля предприятий промышленности - 18%, строительства - 14%, прочих отраслей - 16%.
Условия развития малого бизнеса в Калининграде крайне сложны. К факторам, оказывающим в настоящее время негативное влияние на состояние и перспективы развития малого бизнеса в городе, относятся, прежде всего, следующие:
- неустойчивость и незавершенность законодательной базы;
- чрезмерно высокое бремя налогов для субъектов малого предпринимательства;
- ограниченность собственных финансовых ресурсов у инициаторов проектов в сфере малого бизнеса;
- высокие процентные ставки на российском финансовом рынке и сложность получения кредитов для субъектов малого предпринимательства из-за отсутствия гарантий возврата;
- ограниченное распространение и незначительные возможности лизинговых компаний, действующих в городе;
- отсутствие стабильных, эффективных и "прозрачных" схем финансирования малого предпринимательства из средств федерального и регионального бюджетов, бюджета Калининграда, внебюджетных средств и международных программ;
- недоступность для субъектов малого бизнеса зданий и помещений из-за высокого уровня арендной платы;
- отсутствие системного информационного обеспечения сферы малого предпринимательства (о свободных помещениях в нежилом фонде, о производственных и складских помещениях; о технологиях и наличном оборудовании; о потенциальных рынках сбыта и др.);
- неразвитость производственной и рыночной инфраструктуры городского и районного уровней;
- неготовность основной массы населения к предпринимательскому типу хозяйствования, к инициативному типу трудоустройства;
- подавление малого предпринимательства со стороны монопольных структур;
- дефицит профессионально подготовленных кадров и недостаточные управленческие навыки собственников и менеджеров малых предприятий; консервативная и односторонняя стратегия предпринимателей;
- усиление в последние годы давления криминальных структур на субъекты малого предпринимательства.
Очевидно, что полностью устранить влияние этих негативных факторов на развитие малого предпринимательства на уровне города нельзя. Вместе с тем, в рамках Стратегии должен быть разработан и реализован комплекс специальных мероприятий, направленных на компенсацию действия указанных факторов на состояние отраслей малого предпринимательства в Калининграде. Одним из важнейших направлений является развитие инфраструктуры малого предпринимательства. Это, по сути, те каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателей - субъектов МП. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему поддержки на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.
Создание инфраструктуры малого бизнеса призвано выполнить следующие задачи:
- сформировать поддержку производственного, инновационного бизнеса;
- обеспечить производственно-техническую поддержку;
- обеспечить кредитно-финансовую поддержку;
- создать информационное обеспечение;
- обеспечить подготовку кадров;
- обеспечить правовую поддержку.
Наличие эффективно действующей инфраструктуры (или институциональной среды) малого предпринимательства, включающей банки, инвестиционные и финансовые компании, систему конкурсов и контрактов, центры подготовки кадров, учебные, научные, проектные центры, консалтинговые центры, биржи труда и центры занятости, лизинговые компании, маркетинговые центры, внедренческие и инжиниринговые центры, бизнес-инкубаторы, общедоступные средства связи и обработки информации (информационно-конъюнктурные центры), выставки, ярмарки, информационные банки, общества взаимного кредитования, различные формы организации малого бизнеса (профсоюзы, клубы) - все это должно стать важным условием формирования конкурентоспособного малого предпринимательства в Калининграде.
Инфраструктура должна готовить, создавать и развивать условия малому предпринимательству, в которых оно будет конкурентоспособным, а значит жизнеспособным.
Необходимым условием для развития малых предприятий является формирование благоприятного налогового климата. B интересах города должно быть обеспечено целенаправленное изменение структуры налогов - снижение общего уровня налогообложения малых предприятий при увеличении доли рентных платежей.
Одним из путей совершенствования налогообложения малого предпринимательства в этом направлении является расширение практики использования налога, исчисляемого на основании установления вменяемого дохода.
Снять многие проблемы в кредитовании малого бизнеса позволит поддержка со стороны города в создании условий для самоорганизации кредитных ассоциаций малых предприятий, а также других форм накопления и целевого использования временно свободных средств малых предприятий - кооперативных банков и обществ взаимного кредитования. Приоритетная финансовая поддержка и прямые субвенции со стороны городского бюджета будут осуществляться лишь для стимулирования деятельности малых предприятий, действующих в сфере высоких технологий и научных разработок. Одним из направлений государственной поддержки малого бизнеса станет залогово-гарантийное обеспечение перспективных направлений его развития.
Важной формой поддержки малого предпринимательства станет создание на территории города технопарков, являющихся эффективной формой коммерциализации научно-технических разработок. Поддержка их создания и развития позволит решить проблему сохранения интеллектуального потенциала экономики города, создания новых рабочих мест в этой области и формирования инновационного предпринимательства (пионерный, венчурный бизнес).
Решение этих проблем должно осуществляться в рамках специально разработанной программы поддержки малого предпринимательства в Калининграде.
Данная программа должна стать одним из механизмов практической реализации Стратегии социально-экономического развития Калининграда.Мероприятия этой программы ориентированы на создание необходимых и достаточных условий для успешного развития деловой активности различных видов малого предпринимательства, различных слоев дееспособного населения города. Программа предусматривает первоочередное решение проблем Калининграда в сфере малого предпринимательства, прежде всего за счет внутренних резервов и возможностей, не исключая необходимости привлечения городских, федеральных или иных финансовых источников и материально-технических ресурсов.
Основной целью Программы является обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства как неотъемлемой части новой структуры городской экономики и важнейшего направления создания новых рабочих мест.
В рамках реализации программы предусматривается осуществление следующих комплексов мероприятий:
- Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (МП).
- Формирование кредитно-финансового механизма поддержки МП путем привлечения бюджетных и внебюджетных средств.
- Создание развитой информационно-консультационной базы для МП.
- Развитие сети бизнес-инкубаторов и технопарков.
Реализация мероприятий по поддержке малого предпринимательства будет осуществляться с использованием различных форм государственной поддержки.
Учитывая тенденции развития малого предпринимательства, можно ожидать, что к концу 2002 г. малый бизнес в Калининграде как минимум сохранит свои позиции и превратится в стабильный сектор городской экономики. В связи с этим основное значение приобретет не рост количества малых предприятий, а совершенствование их структуры, а также устойчивость и эффективность их деятельности. Число "закрепившихся" малых предприятий к 2003 г. может достичь примерно 17 тыс. с общей численностью занятых на них около 55 тыс. человек. Доля малого предпринимательства в создании валового продукта приблизится к 20-25%. Постепенно должно произойти изменение структуры предпринимательства на основе приоритетной (льготной) налоговой политики по отношению к предприятиям в области производства и сферы обслуживания. При этом малое предпринимательство будет все более активно приобретать новые качества. В частности, усилятся его экономические связи со сферой среднего и крупного бизнеса, оно будет целенаправленно включаться в новые технологические и корпоративные цепочки. Это даст дополнительное ускорение в развитии малых предприятий товаропроизводящего и инновационного профилей, а также малых предприятий, оказывающих услуги производственного и социально-бытового характера. При стабилизации уровня жизни и расширении платежеспособного спроса произойдет увеличение доли малых предприятий в сфере услуг, повысится их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, возрастет объем хозяйственного оборота и прибыльность, что создаст условия для расширения устойчивой налогооблагаемой базы в экономике города.
5.3. Развитие туристического комплекса
5.3.1. Состояние и перспективы развития отрасли
Являясь центром области, имея долгую и интересную историю и находясь на стыке российской и западной культуры, Калининград обладает большим туристическим потенциалом. В городе имеются все предпосылки, необходимые для его превращения в многофункциональную туристическую зону, ориентированную на широкий спектр отдыхающих. Поэтому развитие индустрии туризма на территории Калининграда является важной частью стратегии развития города.
Среди многих факторов, определяющих конкурентные преимущества туристического комплекса Калининграда, выделяются, прежде всего, такие его особенности, как:
- высокий историко-культурный потенциал, связанный с наличием на территории города памятников истории и архитектуры, фортификационных сооружений, объектов инженерной инфраструктуры и садово-паркового искусства, имеющих высокую культурно-историческую ценность;
- выгодное географическое расположение города и наличие развитой транспортной инфраструктуры, главным узлом которой является Калининград, открывающие широкие возможности для сочетания сухопутного туризма с международными морскими маршрутами.
Наличие таких факторов, как уникальный культурно-исторический потенциал города и его выгодное транспортно-географическое положение, делает перспективным продвижение Калининграда на мировой рынок культурных и туристических услуг.
Важным обстоятельством, определяющим характер развития туристического комплекса Калининграда, является особое место города в индустрии туризма области. В рамках региональной политики развития этой отрасли Калининград выполняет роль главного связующего звена, обеспечивающего взаимодействие и поддерживающего развитие наиболее перспективных районов рекреационного туризма в Калининградской области: прибрежной (курортной) зоны, южного побережья Калининградского залива, внутренних районов (Виштынецкого, Лава-Прегольского, Шешупе-Неманского).
Одним из наиболее перспективных направлений развития туристического комплекса Калининграда должно стать развитие водного туризма, включающее в себя организацию маршрутов по прибрежным морским и внутренним водным путям, формирование береговой инфраструктуры для приема и обслуживания судов и комплекса сопутствующих услуг, проведение ежегодных культурно-массовых мероприятий.
Вместе с тем, несмотря на большой туристический потенциал, Калининград значительно проигрывает соседним городам, Польши, Литвы, Эстонии и занимает скромное место на отечественном туристическом рынке.
В настоящее время в городе работает около 70 туристских фирм, которые осуществляют как отправку, так и прием туристов. Однако их усилия по рекламе Калининграда как привлекательного туристского центра, направленные на расширение приема туристов, нескоординированы и в силу этого малоэффективны.
Материально-техническое оснащение туристических фирм характеризуется довольно высоким уровнем обеспеченности офисным оборудованием. Однако большинство туристических фирм Калининграда располагается в арендованных помещениях, которые не соответствуют требованиям международного стандарта - размещаются выше первого этажа, не имеют витрин-окон и хороших подъездных путей. Значительная часть автобусного парка туристических предприятий не отвечает современным требованиям организации туристического обслуживания.
В городе находится 11 гостиниц, имеются частные гостевые дома. Вместе с тем, материальная база предприятий размещения не соответствует требуемому уровню обслуживания туристов. В Калининграде действует довольно разветвленная сеть объектов питания, ресторанов, кафе, баров, предлагающих качественные услуги и способных удовлетворить самый широкий спектр потребительских требований.
Город располагает рядом объектов показа (достопримечательностей), а также объектов развлечений и досуга, представляющих определенную туристическую ценность. В Калининграде есть несколько музеев, архитектурные и исторические памятники федерального и местного значения. Архитектурное и историческое наследие города несет в себе черты западноевропейской культуры, что может стать дополнительным стимулом для развития въездного туризма. Однако, несмотря на работу по восстановлению и поддержанию в надлежащем состоянии памятников, большинство из них находится в плачевном состоянии.
Городская инфраструктура развлечений и отдыха включает в себя концертные залы, театры, выставочные центры, зоопарк, Ботанический сад, дискотеки, казино, бильярдные клубы, боулинг, другие объекты развлечения и досуга, обеспечивающие высокий уровень обслуживания туристов.
На основании анализа текущего состояния отрасли можно выделить основные причины, определяющие низкую степень использования конкурентных возможностей города в сфере туристического бизнеса. К их числу относятся:
- отсутствие необходимой современной инфраструктуры туризма;
- ограниченный спектр и низкое качество предоставляемых туристических услуг;
- отсутствие активных рекламных и маркетинговых компаний.
Вместе с тем, наличие благоприятных предпосылок для развития Калининграда как регионального центра туристического обслуживания определяет необходимость разработки комплекса специальных мер, направленных на поддержку развития этой отрасли городской экономики.
Основой для разработки программы развития туристического комплекса Калининграда являются: Закон РФ N 132-ФЗ от 24.11.1996 г. "Об основах туристической деятельности в РФ", Закон Калининградской области N 45 от 16.12.1997 г. "О туристической деятельности в Калининградской области". Ряд мероприятий Стратегии является частью региональной программы развития туризма в Калининградской области.
5.3.2. Комплекс программных мероприятий
Главной целью программных мероприятий, осуществляемых в рамках данного направления Стратегии, является повышение эффективности туристической индустрии Калининграда на основе создания экономического и организационно-правового механизма развития этой отрасли.
Целями мероприятий, направленных на развитие туристического комплекса города являются:
- увеличение продаж туристических услуг;
- превращение культурных событий в культурно-туристический продукт;
- создание устойчивого образа уникальности Калининграда, повышающее его туристическую привлекательность.
С учетом использования благоприятных факторов, обусловливающих перспективы развития туристической отрасли в Калининграде, для достижения поставленных целей необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
во-первых, улучшение общих условий пребывания и размещения туристов - обустройство туристических объектов, создание комфортной и безопасной среды, расширение разнообразия и повышение качества гостиничного обслуживания, развитие систем информации;
во-вторых, поддержка организаций, работающих в сфере туризма и культуры, в том числе субъектов малого предпринимательства, создание для них благоприятных нормативно-правовых условий, устранение излишних административных барьеров при сохранении государственного контроля над качеством их услуг;
в-третьих, проведение активной городской маркетинговой политики, направленной как на поддержку туризма в целом, так и его отдельных, наиболее перспективных секторов и продуктов;
в-четвертых, содействие разработке и внедрению на городском туристическом рынке современных технологий туристического обслуживания;
в-пятых, интеграция Калининграда в систему регионального и мирового туристического рынка и развитие международного сотрудничества в сфере туризма.
Для решения поставленных задач должен быть осуществлен комплекс мероприятий, включающих в себя следующие основные направления:
- совершенствование системы организации и управления туристической деятельностью на территории города;
- развитие материально-технической базы городского туризма;
- создание системы рекламно-информационного обеспечения туристической деятельности;
- совершенствование системы профессионального образования и подготовки кадров туристического бизнеса.
Управление и контроль за ходом реализации программных мероприятий
Текущее управление и контроль выполнения мероприятий по развитию туристического комплекса Калининграда возложены на Международный отдел Мэрии, который готовит ежегодный отчет о ходе реализации программных мероприятий и об эффективности использования финансовых средств.
Финансовое обеспечение
В качестве источников финансирования программных мероприятий по развитию туристического комплекса Калининграда используются:
1. Средства, выделенные из федерального бюджета на реализацию соответствующих программ в части, касающейся развития индустрии туризма.
2. Средства из областного и городского бюджетов и внебюджетных фондов, в том числе:
- целевые средства на отдельные проекты и мероприятия;
- средства областной инвестиционной программы;
- налоговые кредиты на инвестиционные проекты;
- средства дорожных фондов на развитие дорожной сети, обустройство стоянок для отдыха, дорожные знаки и путеуказатели;
- средства фонда занятости (целевым назначением на программы обучения и переподготовки кадров для работы в индустрии туризма);
- средства фонда социального страхования (целевым назначением на поддержку социального туризма).
3. Международные источники финансирования целевых мероприятий ТАСИС, ЕКАТ, Фонд Сороса и др.
4. Собственные средства туристических фирм, предприятий транспорта и связи, промышленных предприятий.
5. Средства, полученные от введения туристического сбора с граждан, приезжающих в город более чем на 1 сутки.
6. Кредиты коммерческих банков.
7. Акционерный капитал заинтересованных инвесторов.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий по развитию туристического комплекса Калининграда позволит:
- увеличить приток валютных поступлений в экономику города и области;
- обеспечить рост доходной части бюджета Калининграда;
- создать значительное число новых рабочих мест;
- стимулировать развитие других секторов городской экономики (производство продуктов питания и сувениров, торговля и общественное питание, предоставление бытовых и транспортных услуг, гостиничное обслуживание и пр.).
Создание в Калининграде современного туристического комплекса станет важным вкладом в развитие и усиление конкурентных преимуществ городской экономики, стабилизацию социально-экономического положения и будет способствовать превращению города в международный контактный центр.
5.4. Развитие выставочного комплекса
Расположение Калининграда на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, его связующая роль между российской и мировой экономиками создают благоприятные предпосылки для развития на территории города выставочной деятельности. Город имеет давние традиции, позволяющие причислять его к числу наиболее перспективных выставочных центров региона Балтийского моря. Так, на начало 40-х годов общая площадь выставочных павильонов в Кенигсберге превышала 42 тыс. м2. В числе постоянных участников выставок того времени был СССР. С началом реформирования российской экономики, в результате расширения международных экономических связей, возникли объективные предпосылки для восстановления исторической функции города как важного международного культурного и экономического контактного центра.
Важным обстоятельством, определяющим преимущества выставочного комплекса Калининграда относительно других регионов России, является его выгодное географическое положение. После распада СССР Калининградская область, окруженная территориями иностранных государств, стала удобным местом для выхода государств Северо-Западной Европы на обширный российский рынок. В последнее время существует устойчивый интерес со стороны предпринимательских структур Германии, Польши, Литвы, Скандинавских стран к экономике Калининградской области. Данное обстоятельство обусловливает высокий выставочный потенциал городской территории.
В последние несколько лет в Калининграде активизировался процесс возрождения выставочной деятельности. Сейчас основным оператором городского рынка выставок выступает АО "Балтик-Экспо". С октября 1997 года предприятием при поддержке Мэрии было организовано и проведено 48 специализированных международных выставок в Калининграде, в регионах России и за рубежом, в том числе 26 выставок - за последний год. Среди них выделяются выставки, проведенные в 1999 году в городах Самара, Красноярск и Краснодар, ставшие одним из важнейших элементов экономической политики города на внутрироссийском рынке.
Свою деятельность АО "Балтик-Экспо" осуществляет в тесном сотрудничестве с Мэрией Калининграда. Одним из наиболее удачных выставочных проектов, осуществленных совместно с Мэрией в 1999 году, стала выставка "Наш город". В настоящее время сформировались и поддерживаются прочные и устойчивые связи с деловыми кругами во многих регионах России, странах дальнего и ближнего зарубежья. Предприятие является членом Союза выставок и ярмарок СНГ и Балтии, членом Российской ассоциации туристических агентств.
Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс, достигнутый в последние годы в данной области, имеются серьезные препятствия, ограничивающие дальнейшее развитие выставочной деятельности в Калининграде. Основными из них являются:
- отсутствие современных специализированных выставочных площадей, оснащенных необходимым оборудованием;
- неразвитость городской инженерной, транспортной и коммуникационной инфрастуктуры;
- отсутствие местной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы организации и деятельности выставочных предприятий, товарных и сырьевых бирж.
Меры, разрабатываемые и реализуемые в рамках реализации Стратегии, направлены на устранение указанных недостатков, препятствующих дальнейшему развитию выставочного комплекса Калининграда.
Главной целью мероприятий является создание условий, позволяющих наиболее полным образом реализовать имеющийся потенциал города и обеспечить превращение Калининграда в международный контактный центр - связующее звено между российской и мировой экономиками.
В этой связи основными задачами мероприятий являются:
- создание современной материально-технической базы, обеспечивающей эффективное развитие выставочной деятельности, включающей выставочные павильоны и вспомогательные объекты, необходимое инфраструктурное обустройство;
- активное продвижение города на внутрироссийский и международный выставочный рынки;
- развитие и совершенствование местного законодательства в области выставочной и биржевой деятельности.
Важнейшими принципами, лежащими в основе мероприятий, которые должны быть осуществлены для достижения поставленных задач, являются: стимулирование и поддержка частной предпринимательской инициативы, направленной на возрождение и развитие выставочной деятельности на территории города, содействие организации и проведению выставочных мероприятий, отвечающих интересам города и его жителей.
Ключевым элементом мероприятий является создание постоянно действующего выставочного центра, обладающего рядом преимуществ по сравнению с передвижными и разовыми выставками. Кроме того, создание такого центра в Калининграде позволит иностранным бизнесменам получить наиболее полную информацию о возможностях национальной и региональной экономик.
Реализация программных мероприятий будет способствовать:
- формированию позитивного имиджа города как центра российской и международной торговли;
- активному проникновению калининградских предприятий на российские и зарубежные рынки;
- привлечению новых современных технологий и продуктов, необходимых для российской экономики;
- развитию производственного потенциала и конкурентоспособности отечественной экономики.
Непосредственным результатом осуществления проекта строительства нового выставочного комплекса станет увеличение доходной части городского бюджета вследствие роста налоговых отчислений от деятельности комплекса не менее чем на 25,0 млн руб. ежегодно, начиная со второго года реализации проекта и 6,0 млн руб. за время строительства. Кроме того, создание выставочного комплекса и активизация выставочной деятельности позволят ежегодно привлекать не менее 75,0 млн руб. дополнительных средств в городскую экономику (транспорт, гостиничное хозяйство, сферу услуг и пр.).
Развитие выставочного бизнеса в Калининграде должно стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации городского хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.