Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IX. Международное сотрудничество Мэрии
Калининграда
Особое геополитическое положение Калининграда как столицы российского эксклава в центре Европы возвело международное сотрудничество в ранг одного из приоритетных направлений деятельности Администрации города. С момента открытия Калининградской области (1991 г.) для посещения иностранными гражданами городскими властями ведется постоянная работа по созданию и расширению международных контактов.
9.1. Анализ текущей ситуации
За период с 1991 г. по настоящий момент Мэрией Калининграда подписано и успешно реализуется 16 Соглашений о партнерстве и сотрудничестве со следующими муниципалитетами: Бремерхафен, Киль (Германия, 1992 г.); Ольштын (1992 г.), Эльблонг (1993 г.), Гданьск (1994 г.), Белосток (1995 г.), Щецин (1996 г.) - Польша; Клайпеда (1993 г.), Каунас (1994 г.) - Литва; Норфолк (1994 г.) - США; Корк (1995 г.) - Ирландия; Саутгемптон (1995 г.) - Великобритания; Ольборг (1995 г.) - Дания; Далянь (1995 г.) - КНР; Мальме (1996 г.) - Швеция; Шербур (1996 г.) - Франция.
В соответствии с данными соглашениями мэрия Калининграда осуществляет сотрудничество с муниципалитетами-партнерами по всему спектру деятельности органов местного самоуправления и, вместе с тем, это сотрудничество максимально индивидуализировано. Так, сотрудничество с германским городом-партнером Килем носит социально направленный характер с целью использования накопленного в Киле богатого опыта именно в этой сфере муниципальной деятельности Совместная работа с Мальме ориентирована на решение проблем борьбы с наркотиками и ВИЧ-инфекцией, так как наши шведские коллеги столкнулись с этими проблемами гораздо раньше и имеют оправдавшие себя методики решения на муниципальном уровне. Широко известный опыт британских муниципалитетов в решении транспортных и связанных с ними экологических проблем городов стал основой в сотрудничестве Калининграда с Саутгемптоном. Высокоэффективная работа городских властей Дании по улучшению экологической обстановки в городах обусловила экологическую направленность сотрудничества с датским Ольборгом.
Руководствуясь стремлением сделать партнерские связи максимально прикладными, Мэрией Калининграда за последние 10 лет в этом секторе международного сотрудничества сделано следующее:
1. При содействии германского города-партнера Киля в Калининграде был открыт Дом пожилого человека на 28 мест.
2. В рамках проекта с Ольборгом (Дания) Калининградский торгово-коммерческий колледж был оборудован специальным имитационным классом, оснащение которого позволяет вести подготовку менеджеров, используя новейшие технологии.
3. Поскольку одной из причин обвального распространения эпидемии ВИЧ-инфекции является многократное использование шприцев, наши партнеры из Мальме (Швеция) предоставили финансовые ресурсы и необходимое оборудование для открытия в городе Центра по обмену шприцев. Наличие такого Центра, помимо основной задачи, позволяет также содействовать решению проблемы сбора и утилизации использованных одноразовых шприцев.
4. С помощью датских партнеров Мэрия Калининграда в рамках кампании экономии водных и тепловых ресурсов оснастила жилой дом (ул. Театральная, 23-33) новейшими приборами учета водопотребления и энергосберегающим оборудованием. Таким же современным оборудованием был оснащен теплопункт, обслуживающий эту улицу.
Перечень примеров, подтверждающих прикладную сторону партнерских связей, можно продолжить, но самым показательным здесь является то, что сложилась устойчивая тенденция взаимовыгодного объединения усилий при решении проблем. Наличие таких добрососедских отношений, безусловно, способствует также укреплению так называемой "народной дипломатии". Сегодня в Калининграде стало нормой, что многие школы и колледжи города, социальные учреждения, учреждения культуры напрямую сотрудничают с аналогичными организациями в городах-партнерах, обмениваются визитами. Все это, безусловно, содействует расширению и укреплению культурной составляющей качества жизни горожан, становлению демократических норм общения.
Членство в международных организациях. В 1992 г. Калининград вступил в Союз Балтийских городов (СБГ) и стал одним из активных его членов, участвуя в работе Комиссий по культуре, транспорту и экономике. Такая активность привела к тому, что на Генеральной конференции СБГ в 1993 г. наш город был избран в состав Исполкома СБГ.
В настоящий момент СБГ объединяет 132 города региона Балтийского моря. Из российских городов в него входят также Санкт-Петербург, Псков, Сестрорецк, Балтийск. Это объединение муниципалитетов Балтики является сегодня политической силой, способной отстаивать интересы жителей своих городов как на национальном уровне, так и в общеевропейских масштабах.
Членство Калининграда в СБГ значительно расширяет возможности культурного, экономического, научного сотрудничества. Прочные связи со многими муниципалитетами стран Балтийского моря через СБГ особенно важны сегодня для Калининграда, так как содействуют более эффективному решению многих общебалтийских проблем.
Членство в СБГ приобретает особую значимость и в связи с предстоящим расширением ЕС. В силу доминирующей в европейской политике тенденции регионализма муниципалитеты обладают большим влиянием на национальные правительства при решении как внутренних, так и международных проблем. К позиции и голосу СБГ всегда прислушивались и в Брюсселе. Поэтому членство Калининграда в СБГ может существенным образом помочь обеспечить учет интересов нашего города в свете предстоящего расширения ЕС.
В 1995 г. Калининград вступил в Ассоциацию "Евроситиз", объединяющую 170 ведущих городов Европы. Основное направление деятельности этой организации - помочь городам объединяющейся Европы совместно решать свои проблемы, которые, несмотря на национальные различия, очень похожи по своей сути. В первую очередь, это вопросы обеспечения жизнедеятельности города, вопросы благоустройства, социальные беды - эпидемии, безработица. Членство в этой организации дает возможность познакомиться с опытом других городов. Регулярные встречи мэров городов особенно полезны, т.к. местное самоуправление в нашей стране очень молодо, а тенденции развития городов аналогичны. Политический аспект членства в "Евроситиз" также трудно переоценить, членство в таких организациях помогает активно интегрироваться в европейские дела.
Участие в проектах Европейского Союза. Начиная с 1993 г. Мэрия Калининграда самым активным образом использует возможности по расширению международного сотрудничества, предоставляемые ЕС и правительствами Дании, Швеции, Норвегии. Всего за этот период Калининград участвовал в 18 проектах, финансируемых ЕС, и условная экономическая эффективность от этих проектов - 4,9 млн ЭКЮ, в 10 проектах, финансируемых Швецией (1,8 млн ЭКЮ), в 18 проектах, финансируемых Данией (2,3 млн ЭКЮ). Тематика проектов охватывает все сферы деятельности органов местного самоуправления, но большая часть посвящена вопросам охраны окружающей среды, социальным вопросам, вопросам поддержки малого и среднего бизнеса.
К сожалению, в соответствии с действующими правилами программ ЕС, а также большинства шведских и датских, инвестиционная составляющая в этих проектах невелика - до 25%, остальные средства направляются на обучение, переподготовку. Но и в таком варианте проекты предоставляют великолепные возможности по изучению существующего опыта, приобретению новых знаний и навыков. Единодушное мнение калининградских участников проектов (специалистов-транспортников, экологов, социальных работников, педагогов, представителей малого и среднего бизнеса, журналистов, энергетиков и т.д.) - такие проекты необходимы, особенно на переходном этапе, т.к. они дают возможность на практике знакомиться с западными реалиями, с европейским менталитетом, а самое главное, после критического осмысления использовать лучшее в местных условиях. Прикладная сторона проектов также существенна - на эти средства закуплено оборудование для муниципальной инфекционной больницы (50000 долларов), построена площадка для молодняка в зоопарке (70000 долларов), приобретено оборудование для профилактики разливов нефти в портах Калининграда, закуплено пожарное оснащение для национального парка "Куршская коса" и многое другое.
Внешнеэкономическая деятельность Мэрии Калининграда приобрела особую значимость с получением нашей областью статуса свободной, а позднее особой экономической зоны. Отличное от российского льготное таможенное законодательство повысило интерес к нам западных и российских инвесторов. В условиях рыночной экономики задача власти - создавать благоприятные условия для развития предпринимательства, на переходном этапе эти задачи несколько шире и потому, руководствуясь стремлением расширить налогооблагаемую базу, Мэрия Калининграда активно содействовала предприятиям города в подготовке бизнес-планов и инвестиционных проектов, а затем в поиске партнеров и финансовых ресурсов для их реализации. В последние годы добавился такой способ содействия деловым кругам города как размещение информации об услугах и товарах калининградских фирм в специализированных зарубежных изданиях бесплатно.
Мэрия Калининграда широко использовала такие формы содействия расширению экономических контактов, как участие представителей деловых кругов в специализированных выставках, ярмарках, "круглых столах", семинарах, как в традиционных, так и организованных специально для нашего города. Хорошо зарекомендовал себя и такой вид внешнеэкономической деятельности Мэрии Калининграда, как "деловые десанты", когда формируется группа предпринимателей, заинтересованных в расширении внешнеэкономических связей своих предприятий, и вывозится в один из зарубежных городов-партнеров Калининграда, где их ждут рабочие встречи с представителями местных однопрофильных предприятий. Аналогичные "десанты" из Германии, Швеции, Литвы, Польши, Голландии и Великобритании посещали Калининград. Результатом такой формы содействия бизнесу становились совместные предприятия, экспортно-импортные контракты и даже совместная благотворительная деятельность. Наряду с традиционными формами содействия деловым кругам Мэрия Калининграда широко использует такой нетипичный для муниципалитетов механизм как институт представителей. Начиная с 1993 г., представители Мэрии Калининграда работали и работают в городах Бремерхафен (Германия), Ольштын, Эльблонг (Польша), Гронинген (Нидерланды). Такая форма содействия внешнеэкономическим связям города доказала свою эффективность, предоставляя возможность предприятиям города получать самую оперативную информацию и быстро на нее реагировать. В результате ряду предприятия Калининграда удалось получить выгодные зарубежные заказы, другие смогли найти покупателей на свою продукцию.
Безусловно, эффективность внешнеэкономической деятельности Мэрии в значительной степени зависит от общеэкономической ситуации в стране, от общероссийского инвестиционного климата, но даже в этих нелегких условиях работа по расширению внешнеэкономических контактов города продолжается.
Привлечение гуманитарной помощи. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 170 от 08.03.92 г. "О мерах по совершенствованию работы с гуманитарной помощью, поступающей из-за рубежа" Мэрия Калининграда ведет постоянную работу по привлечению гуманитарной помощи и зарубежных доноров к работе с социальными, медицинскими и образовательными учреждениями города. Стоимость гуманитарных грузов, поступивших в Калининград в 1996 г., оценивается в 3,5 млрд рублей, в 1998 г. они составили 13744199 рублей, за восемь месяцев 1999 г. городом получено грузов общей стоимостью 3630935 рублей, а также денежных поступлений на 67880 ДМ.
Мэрия Калининграда оказывает помощь в получении зарубежной гуманитарной помощи также и общественным организациям города, в 1999 г. это были "Союз ветеранов афганской войны", "Союз ветеранов возрождения Калининградской области", "Общество родителей детей, больных ДЦП" и Фонд "Нет СПИДу и наркотикам в Калининграде".
В целом, международную деятельность Мэрии города можно оценить как успешную, и доказательством тому является Флаг Почета Европы, которым награжден Калининград (первым из городов России) с формулировкой "За успехи в международном сотрудничестве и за достойное представление интересов РФ в Европе".
9.2. Основные направления международного сотрудничества
Калининграда на период до 2003 года
В рамках данной Стратегии международное сотрудничество призвано обеспечить максимально полное представление и учет интересов жителей города, содействовать развитию экономики, расширению социальных, культурных и научных контактов города, а также в известной степени обеспечить представление российских интересов в международных отношениях.
При разработке Стратегии международного сотрудничества Калининграда на период до 2003 г. необходимо отчетливо понимать, что в силу эксклавного положения региона, теснейшей взаимозависимости внутренних и внешних проблем, спектр деятельности органов местного самоуправления значительно расширяется, и Мэрия Калининграда обязана будет заниматься вопросами, которые в обычных российских регионах не входят в сферу компетенции органов местного самоуправления.
В первую очередь, это объясняется тем, что важнейшим фактором, определяющим стратегию международной деятельности Калининграда на перспективу до 2003 г., является, безусловно, расширение ЕС. Число его членов намечается довести с 15 до 26 за счет государств Центральной и Восточной Европы, а также Прибалтики. Это приведет к увеличению ресурсного потенциала - территория увеличится на 34%, население - на 29%. В этой связи совершенно беспрецедентно возрастает политическое влияние ЕС при принятии глобальных решений, т.к. гегемония ЕС на основной территории Европы придаст ему совершенно иной международный политический вес и статус. Позиция ЕС-26 может стать решающей при рассмотрении вопросов международного права.
Объединение основной части Европы в рамках Евросоюза, по сути, создает на континенте биполярную модель межгосударственных отношений. В случае, если взаимоотношения ЕС-26 и России будут складываться на принципах добрососедства и сотрудничества, если будут действовать такие механизмы, как регулярные встречи на высшем уровне, постоянный политический диалог сторон, участие представителей РФ в рабочих органах ЕС, можно рассчитывать на то, что ярко выраженная биполярность не приведет к конфликтам. Во многом это будет зависеть от позиции и доброй воли ЕС-26 и подготовленности России к этой ситуации.
В политическом смысле принципиально важной для интересов России является также динамика функционирования ЕС, его планы на XXI век. Уже сегодня лидеры ЕС позитивно отзываются о возможности еще одной волны расширения ЕС, которая накроет уже и территорию СНГ. В числе кандидатов этой новой будущей волны, со ссылкой на лидеров этих стран, называют Украину, Молдавию, Грузию и Азербайджан. Такой, отнюдь не фантастический, ход развития событий привел бы к уничтожению СНГ и усилению изоляцииРоссии.
Поэтому уже сегодня необходима как на национальном, так и на региональном уровнях широкомасштабная профилактическая нейтрализация всех возможных предпосылок будущего противостояния.
В этом смысле Калининград может стать первым городом РФ по применению общеевропейской практики, когда национальная политика формируется муниципалитетами. Международное сотрудничество, организуемое Мэрией Калининграда, направлено на достижение основной цели органов местного самоуправления - постоянно содействовать улучшению жизни всех слоев населения города.
Ключевыми индикаторами, отражающими эффективность мероприятий по международному сотрудничеству, для Калининграда являются:
- расширение осведомленности о Калининграде и его проблемах в международных кругах;
- рост поступлений гуманитарной помощи и спонсорских средств;
- создание благоприятного имиджа города в глазах потенциальных инвесторов, руководителей крупных промышленных фирм, турагентств и т.д.
Исходя из постановки данной цели целесообразно включение в Стратегию развития Калининграда следующих направлений:
А. Партнерские (побратимские) связи
А1. Развитие уже существующих партнерских связей, включая разработку новых сфер совместной деятельности, направленной на решение острых социальных проблем Калининграда, совершенствование культурных, научных, образовательных, экономических и т.п. связей;
А2. Установление контактов и создание новых партнерских (побратимских) связей, расширение географии городов-побратимов с Калининградом.
Б. Членство в международных организациях, отражающих интересы муниципалитетов, и сотрудничество с ними
Б1. Ознакомление с опытом работы муниципальных организаций в странах с переходной экономикой;
Б2. Адаптация и внедрение в Калининграде некоторых форм и методов работы муниципальных организаций экономически развитых стран;
Б3. Оказание технической и консультационной помощи, совершенствование форм местного самоуправления;
Б4. Осуществление совместных проектов, направленных на оказание помощи экономически незащищенным слоям населения.
В. Активизация участия в проектах Европейского Союза
В1. Поиски новых форм участия города в международных проектах;
В2. Расширение направлений деятельности, осуществляемой в рамках совместных проектов;
В3. Осуществление совместных образовательных программ, направленных на признание дипломов калининградских вузов различными европейскими университетами.
Г. Создание предпосылок для усиления внешнеэкономической деятельности Калининграда
Г1. Развитие экономической и финансовой инфраструктуры города, создание привлекательного инвестиционного климата в регионе;
Г2. Разработка совместных программ по интеграции Калининградского региона в европейскую экономику;
Г3. Совместная с зарубежными экспертами разработка планов, стратегий и программ экономического развития Калининграда;
Г4. Осуществление совместных проектов по оказанию технической и технологической помощи, разработке ноу-хау.
Д. Работа по привлечению международной гуманитарной помощи
Д1. Обращения в международные благотворительные организации и фонды для поиска финансовой и материальной помощи социально незащищенным слоям населения;
Д2. Организация международных благотворительных акций, направленных на оказание адресной помощи малоимущим слоям населения;
Д3. Содействие в разработке и осуществлении проектов между калининградскими и международными общественными благотворительными организациями.
Е. Политическая и законодательная деятельность
Е1. Участие Калининграда в политических органах ЕС;
Е2. Осуществление образовательных проектов, направленных на изучение норм международного права;
Е3. Подготовка и продвижение законодательных инициатив, облегчающих международное сотрудничество и развитие Калининграда.
Ж. Информационная деятельность
Ж1. Распространение информации, способствующей развитию культурному, экономическому, образовательному сотрудничеству Калининграда с другими странами;
Ж2. Распространение в Калининграде информации о зарубежных благотворительных фондах, образовательных учреждениях, бизнес-контакты.
Основными методами решения поставленных задач Стратегии международного сотрудничества Калининграда можно считать следующие:
- активное взаимодействие с МИД РФ по разработке модели будущих взаимоотношений России и ЕС с учетом интересов и возможностей Калининградской области;
- инициирование внесения изменений в законодательство с целью подготовки к будущей ситуации;
- постоянная работа по сохранению прав жителей Калининграда на безвизовый въезд в Польшу и Литву (в тесном взаимодействии с Представительством МИД РФ в Калининграде);
- продолжение проведения курса на расширение партнерских связей на муниципальном уровне;
- активное участие в работе международных организаций;
- активная работа по участию города в проектах технического содействия;
- совершенствование местного законодательства, создание более привлекательного инвестиционного климата;
- расширение участия в проектах технического содействия.
Особое внимание при этом необходимо уделить следующей негативной тенденции: в долгосрочном плане создается серьезная угроза российскому экспорту, поскольку:
- единая протекционистская сельскохозяйственная политика ЕС в значительной степени закроет этот рынок для российских товаров;
- требуется масштабная переаттестация нашей промышленной экспортной продукции под требования и стандарты ЕС, что также станет дополнительным барьером российскому промышленному экспорту на рынок ЕС.
Воздействие расширения ЕС на нашу страну будет очень зримым и весомым, сегодня очень важно осознать его значимость и соразмерно на это реагировать. Безусловно, в предстоящем расширении есть и определенные плюсы для РФ, но для выработки стратегии важнее осознание негативных последствий. И здесь в смысле влияния на будущую ситуацию резко возрастает значимость Калининграда как в плане отстаивания региональных интересов, так и в отстаивании интересов России в Европе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.