Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Совершенствование планирования социально -
экономического развития Калининграда
3.1. Анализ действующей системы планирования
развития города
Местное самоуправление в Российской Федерации было выведено из системы государственной власти в начале 90-х годов. В настоящее время именно на органы местного самоуправления возложены ответственные обязанности по разрешению многочисленных социально-экономических проблем населения.
В условиях переходного периода объективно возрастает роль всех форм и видов прогнозирования и планирования. Спад объемов производства в реальном секторе экономики, сложность межбюджетных отношений, старение производственной и социальной инфраструктуры, снижение уровня жизни населения, рост потребительских цен во многом осложняют жизнеобеспечение городов России. В этих условиях органы местного самоуправления Калининграда не могут работать в режиме разрешения проблем "по мере их возникновения". Весьма актуальной становится задача выработки стратегических решений о дальнейших путях социального и экономического развития города, основанных на комплексном анализе имеющихся ресурсов (финансовых, экономических, правовых, информационных) и факторов (благоприятных и неблагоприятных), потенциально влияющих на развитие Калининграда.
К важным функциям органов местного самоуправления Калининграда как субъекта управления социально-экономическими процессами в городе относятся:
- адаптация - умение достаточно быстро реагировать на постоянно изменяющиеся условия внешней среды в целях обеспечения доступа к необходимым ресурсам при одновременном сохранении своей самостоятельности;
- целенаправленность - осуществление деятельности по обоснованию и выбору целей социально-экономического развития, а также разработка необходимых и достаточных механизмов реализации поставленных целей;
- интеграция - формирование четкой организационной структуры и комплексной технологии муниципального управления, которая обеспечивала бы сохранение целостности организационных действий внутри структуры управления, включая контроль за деятельностью отдельных ее элементов(подсистем);
- функция состоятельности - необходимость учета действий многочисленных факторов при разработке планов развития экономики города.
К предпосылкам, обусловливающим необходимость совершенствования процедур планирования социально-экономического развития в Калининграде, следует отнести:
- необходимость учета экономических, политических, социальных интересов Российской Федерации, органов государственной власти области, органов местного самоуправления Калининграда, населения города, всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории города;
- возрастающую роль Калининграда в экономике региона;
- необходимость развития ряда ключевых отраслей муниципальной экономики и социальной сферы, инженерной инфраструктуры;
- распределение значительных финансовых ресурсов (бюджет города превышает 800 млн руб.), которое в муниципальной экономике обеспечивается не рыночными методами, а с использованием механизмов планирования;
- необходимость координации действий муниципального, частного, корпоративного звеньев управления в интересах обеспечения комплексного социально-экономического развития Калининграда;
- накопленный в стране и за рубежом практический опыт целенаправленного муниципального развития;
- имеющуюся финансовую, экономическую и правовую базу местного самоуправления Калининграда;
- необходимость опережающего выявления потенциальных проблем для преодоления кризисных явлений и осуществления эффективных действий по достижению стратегических, среднесрочных и текущих целей социально-экономического развития Калининграда;
- отсутствие анализа состояния и развития муниципальной экономики;
- необходимость введения обособленного понятия "муниципальная экономика", усиления значения Мэрии как самого крупного работодателя в г. Калининграде.
Планирование социально-экономического развития города должно осуществляться в соответствии с предоставленными полномочиями, предметами ведения органов местного самоуправления. Основные полномочия, предметы ведения органов местного самоуправления определены в Конституции российской Федерации, федеральных законах: "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от 28.08.95 г. (в редакции от 22.04.96 г. N 38-ФЗ; от 26.11.96 г. N 141-ФЗ; от 17.03.97 г. N 55-ФЗ), "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" N 126-ФЗ от 25.09.97 г. В Калининградском регионе основные положения об органах местного самоуправления нашли отражение в законах области: "О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области" от 28.12.95 г. (в редакции от 31.05.96 г. N 50; от 10.11.97 г. N 39; от 05.05.98 г. N 62; от 24.06.98 г. N 80), "Об основах местного самоуправления в Калининградской области" от 18.01.96 г. N 31, а также в Уставе Калининграда.
Распределение полномочий, предметов ведения между органами местного самоуправления, органами государственной власти, в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами приведено в табл. 19.
Таблица 19
Распределение предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти и органами местного
самоуправления
/-----------------------------------------------------------------\
| | | |
| Сфера деятельности |Предметы | В том числе |
| |ведения, | |
| | всего |---------------------------|
| | | федер. |органы | органы |
| | | органы |власти | местного |
| | | власти |области| самоупр. |
|---------------------------+---------+--------+-------+----------|
|Всего, | 80 | 27 | 23 | 30 |
|в т.ч. | | | | |
|---------------------------+---------+--------+-------+----------|
|Обеспечение законности,| 21 | 14 | 6 | 1 |
|правопорядка. Организация| | | | |
|власти | | | | |
|---------------------------+---------+--------+-------+----------|
|Собственность. Финансовые| 18 | 7 | 7 | 4 |
|и природные ресурсы.| | | | |
|Экономическое развитие | | | | |
|---------------------------+---------+--------+-------+----------|
|Воспитание, образование,| 15 | 2 | 6 | 7 |
|наука, культура,| | | | |
|физкультура и спорт | | | | |
|---------------------------+---------+--------+-------+----------|
|Здоровье, социальная защита| 4 | 1 | 1 | 2 |
|населения | | | | |
|---------------------------+---------+--------+-------+----------|
|Жилищно-коммунальное | 12 | - | - | 12 |
|хозяйство. Транспорт. Сфера| | | | |
|обслуживания | | | | |
|---------------------------+---------+--------+-------+----------|
|Охрана окружающей среды,| 10 | 3 | 3 | 4 |
|памятников природы, добыча| | | | |
|полезных ископаемых | | | | |
\-----------------------------------------------------------------/
Действующим Уставом Калининграда к компетенции мэрии в области планирования бюджета, финансов и учета относятся следующие полномочия:
- разработка проектов планов и программ социально-экономического развития города, городского бюджета, организация их исполнения;
- формирование стратегии социально-экономического развития, осуществление анализа и прогнозирования социально-экономического состояния города;
- внесение предложений по проектам планов и программ социально-экономического развития Калининградской области, а также по проектам планов предприятий, организаций, расположенных на территории города, по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим и социальным развитием города;
- обеспечение составления балансов: финансового, денежных доходов населения, трудовых ресурсов, земельных и других, необходимых для управления экономическим и социальным развитием города;
- формирование стратегии развития муниципальной экономики, составление ежегодных планов ее развития.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (N 145-ФЗ от 31.07.98 г.) проект бюджета муниципального образования должен разрабатываться на основе прогнозов социально-экономического развития, прогнозов развития муниципального сектора экономики и сводного финансового баланса. Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов муниципального образования и хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования (ст. 175). План развития муниципального сектора экономики включает перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретение имущества в муниципальную собственность, сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих (ст. 178). При этом порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий определяется федеральными законами о муниципальных унитарных предприятиях. Кроме того, Бюджетным кодексом предусматривается составление перспективного финансового плана муниципального образования. Перспективный финансовый план формируется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года и законодательно не утверждается (ст. 174).
В настоящее время органами местного самоуправления Калининграда разрабатываются ежегодные планы социально-экономического развития, которые включают в себя описание основных итогов и тенденций социально-экономического развития за предыдущий год, показатели прогноза социально-экономического развития на планируемый год, перечень муниципальных программ, объем капитального ремонта и нового строительства в планируемом году. Ежегодное планирование бюджета города осуществляется в соответствии с Положением "О бюджетном процессе в Калининграде".
За период 1994-1998 гг. в Калининграде разработано и утверждено 17 муниципальных программ. Решением городского Совета депутатов Калининграда от 08.04.98 г. N 173 утвержден перечень программ, предусмотренных к финансированию за счет бюджета в 1998 г. Сведения о фактическом финансировании приведены в табл. 20.
Таблица 20
Финансирование муниципальных программ за счет бюджета
города
в 1998 г., тыс. руб.
N п/п |
Программы | Утв. Решением гор. Совета депутатов от 08.04.98 г. N 173 |
Факти- чески профи- нансиро- вано |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Программа "Сахарный диабет" | 3000 | 921 |
2. |
Программа по предупреждению распространения в Калининграде заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-ин- фекции) "Анти-ВИЧ/СПИД" |
500 | 540 |
3. | Программа "Вакцинопрофилактика" | 500 | 321 |
4. |
Программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Калининграде" |
500 | 257 |
5. |
Программа первоочередных мер по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения Калининграда |
100 | 94 |
6. |
Комплексный план мероприятий по санитарной охране территории Калининграда от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных, растений |
100 | - |
7. | Молодежная программа по предупреждению распространения в Калининграде заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "Стоп СПИД" |
90 | 86 |
8. | Комплексная программа "Молодежь" на 1995-2000 гг. |
400 | 4199 |
9. |
Программа занятости населения Калининграда в 1998 г. |
200 | 1285 |
10. |
Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Калининграде на 1998 г. |
20 | - |
11. | Программа социально-экономической стратегии развития Калининграда в 1998-2000 гг. |
||
Итого: | 5410 | 7703 |
В рамках программы "Сахарный диабет" закуплены средства визуального контроля сахара в крови, инсулин, сахароснижающие препараты.
Бюджетные ассигнования, выделенные на реализацию программы по предупреждению распространения в Калининграде заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД", направлены на приобретение одноразового инструментария, средств защиты медперсонала и химического контроля, стерилизующей аппаратуры, препаратов предстерилизационной очистки и дезинфекции.
В рамках программы "Вакцинопрофилактика" закуплены одноразовые шприцы для проведения прививок, паротитная вакцина. На проведение дополнительной иммунизации детей против полиомиелита использовано 130 тыс. руб.
Средства, выделенные на реализацию программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом", направлены на содержание детского сада N 124 для детей с туберкулезной интоксикацией, на приобретение рентгеновской и флюорографической пленок, химических реактивов, рентгенологической аппаратуры.
В рамках "Программы первоочередных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Калининграда" осуществлялись оперативный учет и анализ инфекционной заболеваемости в городе, исследования на безопасность воды и продуктов питания, проводились мероприятия по предупреждению заболеваемости.
В соответствии с "Комплексным планом мероприятий по санитарной охране территории Калининграда от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений" организована теоретическая и практическая подготовка специалистов, санитарных дружин по проведению противоэпидемиологических мероприятий в очагах инфекций, обеспечивалась постоянная готовность реанимационных бригад.
В рамках молодежной программы по предупреждению распространения в Калининграде заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "Стоп СПИД" подготовлены к изданию несколько буклетов, посвященных проблеме распространения ВИЧ-инфекции, открыта постоянная рубрика в СМИ.
За счет средств, выделенных на комплексную программу "Молодежь", обеспечивалась деятельность подростковых клубов, муниципального предприятия "Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних "Мост", проводились мероприятия по организации летней оздоровительной кампании и трудоустройству молодежи, осуществлялось взаимодействие с молодежными и студенческими общественными организациями, поддержка талантливой молодежи, координация работы молодежного оперативного отряда, развивалось международное сотрудничество.
В рамках "Программы занятости населения Калининграда в 1998 г." оказана консультативная помощь 6250 гражданам, ищущим работу, трудоустроено 2,6 тыс. человек, прошли профессиональное обучение 1837 человек. Проведен конкурс по содействию занятости и самозанятости инвалидов. Создан Центр социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий на 100 мест.
С 1998 г. муниципальные программы составляются в соответствии с Положением "О муниципальных программах" N 167 от 02.04.98 г.
Решение Горсовета депутатов г. Калининграда от 2 апреля 1998 г. N 167 "Об утверждении Положения о муниципальных программах" утратило силу
Анализ действующей системы прогнозирования развития Калининграда выявил определенные недостатки. Так, в законченной и комплексной форме формирование стратегии социально-экономического развития города до 1999 г. не осуществлялось. Анализ текущего социально-экономического положения в Калининграде из-за отсутствия необходимой информации проводился по ограниченной группе показателей. Долгосрочные и среднесрочные планы социально-экономического развития города также пока принимались в ограниченных масштабах. Соответственно не разрабатываются текущие и среднесрочные балансы финансовых, трудовых ресурсов, балансы денежных доходов населения города, перспективные финансовые планы Калининграда. Не разработаны методические рекомендации, соответствующие положения, определяющие последовательность всех процессов планирования социально-экономического развития города. Крайне ограничена информационная база показателей, системно характеризующих социально-экономическое положение в городе. Прежде всего это характерно для показателей, отражающих уровень жизни калининградцев. Анализ внешней среды, оказывающей важнейшее влияние на социально- экономическое положение и перспективы развития территориально изолированного Калининграда, также не осуществляется на систематической основе. Так, до настоящего времени проблемы и факторы социально-экономического развития Калининграда не систематизированы. Нет согласованных подходов и к определению стратегических целей развития Калининграда. При разработке муниципальных программ практически не используются комплексный, системный и ситуационный подходы. Не предусматриваются альтернативные варианты реализации намеченных мероприятий, изменения их структуры в случаях изменения исходных положений, объемов финансирования. Большая часть принятых муниципальных программ не обеспечена ресурсами. Не обеспечивалось составление перспективного финансового плана муниципального образования, предусмотренного Бюджетным кодексом. При составлении городских программ, принятии важных управленческих решений по вопросам социально-экономического развития не всегда учитывается мнение управления по экономике и инвестиционной деятельности. Отмечаются другие случаи рассогласованности между структурными подразделениями Мэрии при осуществлении различных функций муниципального управления.
Указанные недостатки можно устранить путем серьезных преобразований в структуре Мэрии. Для этого в ближайшие сроки главе города (Мэру) совместно с городским Советом депутатов необходимо разработать программу "Оптимизация структуры Мэрии Калининграда".
Все это указывает на то, что характерными чертами сложившейся в Мэрии Калининграда системы планирования являются:
- нацеленность управленческого процесса на оперативное решение текущих проблем жизнеобеспечения города, иногда в ущерб выполнению функций текущего и, в особенности, перспективного планирования;
- сосредоточение функций управления в основном на задачах администрирования, при этом проблемы, связанные с комплексным развитием города и, в особенности, реального сектора экономики Калининграда, носили необязательный характер и решались эпизодически.
Очевидно, что сложившаяся асимметричность значимости (веса) различных управленческих функций в Мэрии города объективно предопределялось неустойчивостью внешней среды и общей кризисностью пореформенного периода российской экономики.
3.2. Направление совершенствования планирования социально -
экономического развития города
В соответствии с новым подходом к стратегии развития города (раздел I настоящего документа) актуальным становится подход городских властей (мэрии и горсовета) к управлению Калининградом как крупной многоцелевой социально-экономической системой, включающей в себя множество автономно действующих хозяйствующих субъектов. Очевидно, что данный подход значительно отличается от принятой ранее технологии управления городом как административным образованием.
В этой связи необходимо существенно нарастить существующие в Мэрии функции и технологии управления, выведя их на новые горизонты и объекты планирования и управления.
Следует также отметить, что насущной задачей совершенствования сложившейся в городе системы управления является восстановление в Мэрии полного спектра управленческих функций, включая:
- стратегическое средне- и долгосрочное прогнозирование и планирование;
- текущее планирование деятельности;
- оперативный контроль и управление изменениями.
Совершенствование системы планирования социально-экономического развития Калининграда должно осуществляться на основе применения методических принципов, характерных для разработки стратегических планов развития: системности, комплексности, оптимальности, ограниченности имеющихся ресурсов, адаптивности, учета экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, групп и слоев городского сообщества.
В процессе совершенствования системы муниципального планирования (текущего, среднесрочного, стратегического) должны принимать участие наряду с органами местного самоуправления Калининграда органы государственной власти Федерации и Калининградской области, хозяйствующие субъекты, расположенные на территории Калининграда, а также представители различных групп населения. При этом в качестве объекта планирования выступает городская экономика - сложная социально-эколого-экономическая система. К важнейшим особенностям экономики Калининграда как объекта управления и планирования относятся:
- повышенная динамичность экономических и социальных процессов;
- значительное влияние предприятий-монополистов, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе;
- высокая степень открытости экономики;
- зависимость от внешнеэкономических связей и политической обстановки в приграничных государствах;
- ограниченность собственных топливно-энергетических ресурсов и высокая стоимость транспортировки сырья, грузов различного назначения в Калининград и из Калининграда;
- наличие специальных нормативно-правовых актов по вопросам социально-экономического развития Калининградского региона (Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", ряд указов Президента Российской Федерации).
Важнейшим обстоятельством, определяющим формы планирования, методы управления социально-экономическим развитием Калининграда, является выделение зон влияния и ответственности. Особенно важным является выделение раздела "Муниципальная экономика", относящегося к хозяйственной деятельности объектов прямого управления местного сообщества: объекты прямого управления - муниципальная собственность, имущество, муниципальный жилой фонд, муниципальные финансовые ресурсы; объекты косвенного управления (регулирования) - предприятия, организации, расположенные на территории города, но не являющиеся муниципальной собственностью, прежде всего, предприятия реального сектора экономики (промышленность, строительство, транспорт). В соответствии с таким разделением экономики города должны использоваться и различные методы (инструментарий) в целях социально-экономического развития Калининграда.
Прямое муниципальное управление объектами муниципальной собственности служит повышению эффективности использования собственных ресурсов органов местного самоуправления. Разрабатываемые планы развития муниципального сектора носят обязательный характер.
Косвенное управление заключается в создании благоприятных условий для развития деловой активности различных хозяйствующих субъектов. При этом само планирование приобретает индикативный (рекомендательный) характер и служит ориентиром для предприятий, организаций различных форм собственности, указывает на приоритеты социально-экономической политики и цели развития, определенные органами местного самоуправления Калининграда.
Планирование социально-экономического развития Калининграда предлагается осуществлять в следующей последовательности (рис.7).
/---------------\ /----------------\ /------------\
|Анализ внешней |---| Анализ, |-----| Анализ |
| среды | |прогнозирование | | внутренней |
\---------------/ \----------------/ | среды |
| \------------/
|
/------------\ | /------------\
| Разработка | | | Учет |
|ориентиров, |-------------+--------------|особенностей|
| критериев, | | | ОЭЗ |
|нормативов, | \------------/
| плана | /---------------\ /------------\
\------------/ | Определение | | Определение|
|предназначения,|------| целей |
| целей и задач | | и задач |
| развития | | развития |
\---------------/ \------------/
/--------------\
| Выявление | /----------------\
|предназначения|----|Выбор стратегии,|
| Калининграда | | разработка | /--------------\
\--------------/ |концепции, плана| | Выявление |
/-------------\ | |----|стратегических|
| Оценка |----| | | альтернатив |
|реализуемой | \----------------/ | развития |
| стратегии | \--------------/
\-------------/ /----------------\
|Программирование|
| развития |
\----------------/
Рис. 7. Логика и стадии процесса планирования
социально-экономического развития Калининграда
На этапе анализа, прогнозирования осуществляется комплексный анализ внутренней и внешней среды экономики Калининграда, разрабатывается система прогнозов социально-экономического развития. Анализ и прогнозирование развития города проводятся по определенной методике, в соответствии со специальным Положением, которое рекомендуется разработать Мэрии.
Основными задачами и целями стратегического анализа являются определение допустимого набора вариантов развития экономики и социальной сферы Калининграда на основе исследования протекаемых социально-экономических процессов и прогнозирования их возможного развития в будущем, формирование требований к социально-экономическому развитию.
К важнейшим аспектам проведения анализа и прогнозирования должны быть отнесены:
- комплексный анализ социально-экономического положения Калининграда и оценка места и роли города в областной, региональной и национальной экономике, конкурентоспособности экономики города. В составе показателей, характеризующих социально-экономическое положение города, должны найти отражение следующие:
I. Производство (муниципальное производство)
1. Валовый продукт (для муниципалитета)
2. Промышленное производство (муниципальное производство)
3. Инвестиции в основной капитал
II. Транспорт (муниципальный транспорт)
III. Внешняя торговля (участие экономики муниципалитета во внешней торговле)
IV. Оптовый рынок
V. Потребительский рынок
1. Рынок товаров (в т.ч. участие муниципалитета в рынке товаров)
2. Рынок платных услуг населению (в т.ч. участие муниципалитета)
VI. Цены
1. Потребительские цены
2. Цены предприятий
VII. Финансы
1. Муниципальные финансы
2. Финансовая деятельность предприятий и организаций
3. Состояние платежной дисциплины на предприятиях
VIII. Рынок труда
1. Занятость и безработица
2. Забастовки, трудовые конфликты
IX. Уровень жизни населения
X. Социальная инфраструктура
1. Здравоохранение
2. Образование
3. Культура
4. Жилищная сфера
XI. Охрана окружающей среды
XII. Правонарушения
XIII. Демографическая ситуация;
- анализ и оценка эффективности использования экономического потенциала города;
- выявление и характеристика тенденций (положительных и отрицательных) в социальной и экономической сферах в целом и отдельных ее элементов, обусловивших определенный характер протекания социально-экономических процессов;
- анализ институциональных, организационных изменений в экономике города.
Анализ внешней среды, определяющей условия функционирования экономики Калининграда рекомендуется осуществлять с использованием методов SWOT и PEST-анализа.
При выборе горизонта прогнозирования развития города необходимо учитывать, что он зависит от скорости изменения прогнозируемых объектов, от присущих им циклов развития, от продолжительности действия главных тенденций, определяющих состояние и функционирование объектов.
На этапе целеполагания вначале необходимо определить предназначение (миссию) города в экономике Российской Федерации и Калининградской области. Только после определения предназначения Калининграда устанавливаются подчиненные цели, задачи социально-экономического развития как на долгосрочную, среднесрочную, так и на ближайшую (текущую) перспективу.
Выбор цели и определение перспектив развития осуществляются с учетом действующего законодательства Российской Федерации, органов государственной власти области и прежде всего Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". Под целями понимается конкретизация интересов Калининграда в форме, достигнутой для системы местного управления процессом их реализации.
Важнейшими социально-экономическими интересами города в средне- и долгосрочной перспективах мы считаем:
- соответствие уровня и образа жизни калининградцев федеральным, областным и региональным стандартам;
- обеспеченность города собственными финансовыми, трудовыми, материальными, информационными ресурсами в необходимом объеме и качестве;
- возможность распоряжаться и использовать имеющиеся ресурсы;
- наличие инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие города;
- стабильность общественно-политической ситуации в городе.
При формировании целей города необходимо использовать программно-целевой метод. Цели рекомендуется выражать посредством целевых установок (качественно выраженных ориентиров), целевых критериев (количественных характеристик объекта целеполагания на определенный момент времени), целевых нормативов (значений показателя, которые соответствуют государственным, региональным стандартам). Особое внимание должно уделяться целевым ориентирам, критериям и нормативам, характеризующим качество жизни калининградцев. В соответствии с международной практикой наиболее важными компонентами, отражающими качество жизни населения, являются: общественное здоровье, уровень и образ жизни.
На этапе выбора стратегии нужно разрабатывать несколько стратегических альтернатив развития Калининграда и осуществлять их сравнение по основным показателям социально-экономического развития. После этого составляется концепция и собственно стратегический план социально-экономического развития города.
На этапе программирования разрабатываются целевые программы, подпрограммы социально-экономического развития. Целевая программа развития Калининграда должна включать семь блоков: аналитический, целевой, исполнительный, ресурсный, организационный, блок сводных показателей, блок оценки эффективности реализации программы. Следует подчеркнуть, что языком программ являются конкретные мероприятия.
При оценке степени реализации планов, программ социально-экономического развития Калининграда предлагается использовать показатели экономической эффективности (количественные критерии достижения экономических целей), качественные показатели (социальные, экологические), относительные индикаторы оптимальности плана (отношение между достигнутыми и намеченными результатами, отношение между запланированными и фактическими затратами). Рекомендуется также определять степень обоснованности, реальности механизма достижения целей.
Комплексный план социально-экономического развития Калининграда должен идти в пакете с такими важнейшими документами, как финансовый план, бюджет города, программы и проекты по разрешению основных проблем. Суть комплексного, сквозного планирования состоит в том, что показатели и мероприятия, отражающие решения актуальных проблем города, пронизывают весь план. Практическое воплощение сквозного планирования социально-экономического развития позволит возродить муниципальное планирование на качественно новом уровне, придать ему проблемно-ориентированный характер, использовать его в качестве инструмента согласования многочисленных и противоречивых экономических интересов различных органов власти, хозяйствующих субъектов и граждан города.
Процедура планирования и его каждого этапа требует дальнейшей проработки до уровня методических рекомендаций, обеспечивающих внедрение технологии планирования как одного из главных элементов системы муниципального управления в практику работы органов местного самоуправления Калининграда. По сути, предстоит решить задачу построения некоторой "идеальной модели" всех видов планирования: текущего (годового), среднесрочного - 3-5 лет, стратегического - 10-15 лет.
В организации (организационные структуры, технические средства, нормативная и информационная база) планирования социально-экономического развития Калининграда ведущая роль должна принадлежать Управлению по экономике и инвестиционной политике Мэрии города. За данным управлением должны быть закреплены следующие направления:
- разработка всех видов плановых материалов, взаимоувязанных по отдельным отраслям социальной сферы и экономики города;
- "сквозное" участие в процессе выработки, принятия, реализации решений, принимаемых мэрией города по проблемам социально-экономического развития;
- согласование направлений расходования бюджетных и внебюджетных ресурсов с управлением по экономике и инвестиционной политике;
- координация и контроль экономической составляющей деятельности всех структурных подразделений Мэрии при разработке, реализации планов и программ социально-экономического развития города;
- формирование информационной базы по вопросам социально-экономического развития города;
- проведение анализа выполнения федеральных, областных программ, в которых нашли отражение проблемы социально-экономического развития города.
Существующее техническое оснащение, а также информационное обеспечение как планирования, так и принятия управленческих решений по многообразным проблемам социально-экономического развития города, не может быть признано удовлетворительным. Необходимо создание современной информационной системы сбора и анализа социальной и экономической информации, поддержки принятия управленческих решений руководством города.
Главной целью создания единой автоматизированной информационной системы в Мэрии является повышение эффективности управления городским хозяйством и социальной сферой.
Создаваемая автоматизированная информационная система АИС "Калининград" должна выполнять следующие основные функции:
- сбор, обработка, агрегирование, поиск и представление структурированной информации руководству города;
- решение различного рода информационно-расчетных задач, касающихся оценок и прогнозирования социально-экономического положения в городе, подготовка различных вариантов сценариев развития событий и разработка рекомендаций руководству города по принятию соответствующих решений;
- анализ данных, сигнализирующих о наступлении кризисных явлений.
В качестве основных задач информационной системы органов местного самоуправления следует принять:
- раннее обнаружение и прогнозирование негативных явлений в различных отраслях, сферах экономики города;
- разработку мероприятий, направленных на смягчение последствий кризисных явлений, которые не удалось предотвратить на уровне местного самоуправления города.
АИС "Калининград" должна содержать следующие укрупненные блоки информации:
- аналитический блок;
- блок активов города (финансы, недвижимость, земля, собственность);
- блок муниципальной экономики;
- блок производственной инфраструктуры города;
- блок социальной инфраструктуры города;
- блок законодательных, нормативно-правовых актов РФ, Калининградской области и органов местного самоуправления.
Аналитический блок. Анализ социально-экономического положения должен осуществляться по трем уровням: макроэкономический, территориальный (региональный) и городской, а также по следующим направлениям: результаты социально-экономического развития, условия функционирования экономики и социальной сферы города, хозяйственный механизм и его реформирование. Используется целостная система разнообразных показателей, индикаторов. Проведение комплексного анализа потребует заключения ежегодных договоров с областным комитетом статистики о предоставлении исходной информации в Мэрию города. Предстоит организовать получение необходимой информации от федеральных органов государственной власти, расположенных на территории города.
Блок активов города. В блоке отражаются подробные сведения об имеющихся финансовых ресурсах (бюджетных и внебюджетных), земельных ресурсах, муниципальной собственности (предприятия, организации, недвижимость). В блоке приводятся перечни предприятий, основные показатели их производственно-хозяйственной деятельности. Кроме того, приводится характеристика земель, недвижимого имущества и оценка эффективности их использования.
В блоках производственной и социальной инфраструктуры города по единой методике описываются объекты транспортных коммуникаций, коммуникаций связи, энерго-, тепло-, газо-, водоснабжения, дорожного обустройства, здравоохранения, образования и др.
Блок законодательных, нормативно-правовых актов. В блоке помещаются законодательные, нормативно-правовые акты Российской Федерации, Калининградской области, Калининграда, принятые по различным вопросам социально-экономической политики.
Всю информационную систему необходимо создать на основе компьютерного обеспечения базы данных, разработанных программных материалов. Информационная система должна быть взаимоувязана с информационной системой администрации области и объединять базы данных отделов, управлений, комитетов Мэрии города, районных администраций. При этом в соответствии с действующим порядком целесообразно предусмотреть перечень закрытых сведений.
Для внедрения в практику деятельности органов местного самоуправления Калининграда планирования (текущего, среднесрочного и стратегического) социально-экономического развития рекомендуется также разработать и принять в 2000 г. следующие основные нормативно-правовые акты:
- "О проведении анализа социально-экономического положения Калининграда";
- "О прогнозировании социально-экономического развития Калининграда";
- "О стратегическом планировании социально-экономического развития Калининграда";
- "О текущем планировании социально-экономического развития Калининграда";
- "Об информационном обеспечении органов местного самоуправления Калининграда";
- "О перспективном финансовом планировании социально-экономического развития Калининграда";
- "О планировании развития муниципального сектора экономики Калининграда";
- "О разработке баланса финансовых ресурсов Калининграда".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.