Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел X. Улучшение состояния окружающей среды
10.1. Основные проблемы и факторы, воздействующие на
состояние окружающей среды
Несмотря на принятые в последние годы меры природоохранного характера, а также снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, вызванное спадом производства, положение в области охраны окружающей среды в городе остается неблагополучным.
В ряде районов среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха по-прежнему превышают санитарно-гигиенические нормы ПДК. Главным загрязнителем воздушной среды города в настоящее время выступает автомобильный транспорт - наличие большого количества автомобилей в условиях неоптимального распределения транспортных потоков приводит к перегруженности центральных магистралей города транспортными средствами. Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха (особенно в осенне-зимний период) также вносят многочисленные городские котельные, работающие на мазуте и угле.
Несмотря на некоторое снижение в последние годы объемов сброса сточных вод, большинство водных объектов доведены до состояния "чрезвычайно грязных". Основными причинами этого являются отсутствие эффективных городских очистных сооружений, а также перегруженность и изношенное оборудование отводного канализационного коллектора. Следствием этого является систематический сброс неочищенных сточных вод в р. Преголе через 76 санкционированных выводов канализации в пределах городской черты. По оценкам, только в 1998 году объем сброса неочищенных сточных вод в р. Преголя превысил 1,8 млн м3. Дополнительным мощным источником вторичного загрязнения воды служат многолетние иловые отложения, накопленные в устье этой реки. Указанные факторы обусловили прогрессирующую деградацию экосистемы р. Преголя, что подтверждено данными мониторинга, проведенного в 1995-1996 гг. Ситуация усугубляется нарушением разделения хозяйственно-фекальной и ливневой канализационных систем, приводящим к загрязнению промышленными и бытовыми стоками практически всех городских водоемов. В целом состояние большинства калининградских водоемов по химическим и биологическим показателям может быть охарактеризовано как крайне неудовлетворительное.
Неблагоприятная экологическая ситуация непосредственным образом влияет на качество питьевой воды, подавляющая часть которой (до 2/3 общего объема) подается в систему водоснабжения из р. Преголи и создает потенциальную угрозу здоровью граждан города.
Крайне неблагоприятное влияние на состояние городской окружающей среды оказывает нерешенная проблема безопасного размещения и утилизации твердых промышленных и бытовых отходов. Несмотря на то, что ежегодный объем вывоза ТБО превышает 800 тыс. м3, из них токсичных отходов производства - около 300 тонн, в городе отсутствует полигон для их утилизации, обезвреживанию и захоронению, удовлетворяющий требованиям природоохранного законодательства. Ныне действующая городская свалка в силу своего неудачного расположения (с точки зрения преобладающих направлений ветров, близости к городу и заливу), а также вследствие исчерпания ресурса уже в ближайшее время должна быть закрыта и рекультивирована. Значительный вклад в загрязнение окружающей среды вносят многочисленные несанкционированные свалки мусора, стихийно возникающие в городе и вокруг него.
Дополнительным источником загрязнения р. Преголи в настоящее время являются размещенные в ее водоохранной зоне короотвалы и отходы целлюлозно-бумажного производства (более 1,2 млн м3), накопившиеся за несколько десятилетий работы ЦБК.
В последние годы усилилась тенденция к сокращению количества и ухудшению качества зеленых насаждений города. Уплотнение застройки центральной части города и связанная с ним интенсивная вырубка деревьев и кустарников привели к ухудшению условий проживания населения в этих, как правило, экологически неблагоприятных районах. В настоящее время практически свернуты работы по высадке новых деревьев и восстановлению зеленых насаждений. Разрушаются и пришли в упадок многие городские парки и места массового отдыха, в том числе имеющие высокую культурно-историческую ценность и являющиеся памятниками городского садово-паркового искусства.
Городской рынок услуг природоохранного и экологического характера отличается низким уровнем конкуренции. Практически все подрядные работы распределяются муниципалитетом на безальтернативной основе, а их исполнителями, как правило, выступают муниципальные предприятия. Следствием этого является неэффективное расходование бюджетных средств, выражающееся в чрезмерных затратах при низком качестве работ. Не в полной мере используются все возможные финансово-экономические механизмы, позволяющие привлечь дополнительные средства и снизить стоимость работ по городскому экологическому обслуживанию и охране окружающей среды.
В городе до настоящего времени не сформирована целостная система экологического мониторинга качества окружающей среды, нет системы прогнозирования экологической ситуации, мало используется практика проведения независимой экологической экспертизы и экологического аудита. Несмотря на определенные сдвиги в развитии экологического образования, действия, предпринимаемые в этом направлении, пока не носят комплексного, взаимоувязанного характера. В городе отсутствует единая программа непрерывного экологического образования.
В целом, несмотря на определенный прогресс, достигнутый по ряду направлений, учитывая возрастающий характер требований к состоянию городской окружающей среды, в рамках Стратегии социально-экономического развития города должен быть предусмотрен комплекс специальных мер, направленных на улучшение экологической ситуации на территории Калининграда.
10.2. Система мероприятий по улучшению состояния
окружающей среды
Улучшение состояния городской окружающей среды является одним из важнейших элементов городской социально-экономической политики, обеспечивающих качество жизни населения и рост конкурентных преимуществ экономики Калининграда.
Целью осуществляемых в рамках данного направления мероприятий является:
Формирование на территории города благоприятной для проживания населения и развития городской экономики экологической ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1. Обеспечить снижение вредного воздействия хозяйственной деятельности на компоненты окружающей среды (почву, воду, воздух, городские природные ландшафты).
2. Осуществить рационализацию системы управления природопользованием и охраны окружающей среды.
3. Углубить и расширить систему экологического образования.
Основными мерами, направленными на решение данных задач, являются:
- рыночные экономико-правовые механизмы, позволяющие внедрить различные формы конкуренции в сфере городского экологического обслуживания и охраны окружающей среды;
- финансово-экономические механизмы, создающие систему финансирования и экономического стимулирования природоохранных и экологических мероприятий;
- комплексная система городского экологического мониторинга и контроля за качеством городской окружающей среды;
- расширение системы общественной поддержки и общественного участия в решении вопросов природопользования и организации городской среды;
- формирование комплексной городской системы экологического мониторинга и контроля за качеством окружающей среды;
- осуществление организационно-технических мероприятий, направленных на снижение воздействия на окружающую среду и ликвидацию его негативных последствий.
Поскольку экологические проблемы не ограничиваются рамками одного территориального образования, программные мероприятия городской стратегии должны быть согласованы с деятельностью, осуществляемой в данном направлении на региональном уровне, в частности, с мероприятиями, являющимися составной частью региональной целевой программы "Отходы", утвержденной постановлением главы администрации области от 23.08.99 г. N 496.
10.2.1. Снижение вредного воздействия от хозяйственной деятельности на компоненты окружающей среды
В рамках данного направления выделяются 4 группы программных мероприятий, каждая из которых призвана обеспечить улучшение экологического состояния основных компонентов городской окружающей среды.
1. Решение проблемы сбора, размещения и утилизации твердых промышленных и бытовых отходов представляет собой комплекс финансовых, экономических, нормативно-правовых мероприятий, направленных на снижение уровня техногенного воздействия, а также стимулирующих переработку и вторичное использование промышленных и бытовых отходов. В рамках данного направления совместно с администрацией области, администрациями Гурьевского и Багратионовского районов предполагается осуществить строительство полигона ТБО в п. Голубево, предусмотренного региональной целевой программой "Отходы", а также совместно со сторонними инвесторами - мусоросортировочного завода и ряда утилизирующих производств.
Важным элементом этого направления мероприятий является внедрение рыночных механизмов в практику городского экологического обслуживания, в частности, внедрение практики конкурсного отбора организаций, осуществляющих внедрение современных технологий по переработке отходов производства и потребления.
2. Защита и улучшение состояния водных объектов предусматривает главным образом мероприятия технического характера (значительная их часть осуществляется в рамках мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры). Они направлены в основном на снижение сбросов неочищенных сточных вод в водные объекты на территории города.
3. Охрана атмосферного воздуха включает систему мероприятий, направленных на снижение вредного воздействия автомобильного транспорта, как за счет ужесточения контрольно-профилактических мероприятий, так и в результате оптимизации городских транспортных потоков, ведущей к равномерной загрузке городских магистралей. Кроме того, улучшению качества воздушной среды будут способствовать меры по переводу городских тепловых источников на экологичные виды топлива.
4. Улучшение состояния зеленых насаждений в условиях ограниченности бюджетных средств должно ориентироваться, главным образом, на поддержку и стимулирование общественной и частной инициативы, направленной на возрождение городских парков и мест массового отдыха. Бюджетные средства, выделяемые на эти цели, должны носить строго целевой характер и сосредоточиваться на восстановлении и поддержании зеленых насаждений в центральной части города.
10.2.2. Рационализация системы управления природопользованием и охраны окружающей среды
Меры, осуществляемые в рамках данного направления, опираются на финансовые и экономические механизмы, а также систему государственных экологических стандартов и критериев качества окружающей среды и допустимого воздействия на нее. Результатом их реализации должно стать формирование комплексной городской системы экологического мониторинга и контроля за качеством окружающей среды. Кроме того, должна быть сформирована система нормативно-правовых документов, позволяющая стимулировать экологизацию хозяйственной деятельности предприятий.
Важным элементом рационализации системы управления природопользованием является формирование правовых и информационных основ, гарантирующих учет интересов и непосредственное участие жителей города в принятии важнейших градостроительных решений.
10.2.3. Экологическое образование
Мероприятия, осуществляемые в рамках данного направления, нацелены на повышение уровня экологической культуры и информированность населения. Их реализация включает:
- разработку комплекса взаимосвязанных разноуровневых программ экологического образования, охватывающих все категории населения, от школьников до руководителей предприятий, включая программы подготовки специалистов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- мероприятия информационного и культурно-просветительского характера, осуществляемые в СМИ, в виде наглядной агитации и уличной рекламы, проведение выставок, семинаров и конференций, посвященных экологическим проблемам.
10.2.4. Основные результаты осуществления системы мероприятий по улучшению окружающей среды
В результате осуществления системы мероприятий, направленных на улучшение состояния городской окружающей среды, будут достигнуты следующие качественные изменения, несущие позитивный социальный эффект:
1. Повысится уровень комфортности (а, следовательно, качество жизни) населения города.
2. За счет восстановления и улучшения состояния парков и зон отдыха повысится рекреационно-оздоровительный потенциал города.
3. Будет обеспечено соблюдение регламентированных государством основных медико-экологических показателей и нормативов состояния окружающей среды в местах проживания и отдыха людей.
4. Будет решена проблема размещения и утилизации городских промышленных и бытовых отходов.
Кроме того, к числу основных результатов реализации мероприятий, имеющих косвенный общеэкономический эффект, можно отнести:
1. Формирование позитивного имиджа города, повышение его туристическо-рекреационной и инвестиционной привлекательности.
2. Сокращение прямых бюджетных ассигнований и повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на охрану и восстановление окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.