Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Главы администрации области
от 14 августа 2000 г. N 311
Программа
Калининградского регионального Центра непрерывного образования
"Реализация общеобразовательных и профессиональных программ различного
уровня, на основе внедрения новейших информационных и педагогических
технологий, а также реализация социально - значимых для развития региона
программ профессиональной переподготовки взрослых и дополнительного
образования детей на 2001 - 2005 годы"
(программа является экспериментальной площадкой для получения населением
Калининградской области всех видов образования)
Паспорт
Программы Калининградского регионального Центра
непрерывного образования "Реализация общеобразовательных
и профессиональных программ различного уровня, на основе
внедрения новейших информационных и педагогических технологий,
а также социально - значимых для развития региона программ
профессиональной переподготовки взрослых и
дополнительного образования детей
на 2001 - 2005 годы"
Наименование "Реализация общеобразовательных и профессиональных
программы программ различного уровня, на основе внедрения новейших
информационных и педагогических технологий, а также
социально - значимых для развития региона программ
профессиональной переподготовки взрослых и
дополнительного образования детей на 2001 - 2005 годы"
Основание для - Закон Российской Федерации об образовании
разработки от 13.01.96 г. N 12;
программы - Закон о высшем и послевузовском профессиональном
образовании от 22.08.96 г. N 125;
- Закон Калининградской области об образовании
от 17.01.98 г. N 48;
- Постановление главы администрации (губернатора)
Калининградской области от 14 мая 1999 года
N 271
Заказчик Администрация Калининградской области
Программы
Основной Институт "Калининградская Высшая Школа Управления"
разработчик
Программы
Директор Генеральный директор Калининградского регионального
Программы Центра непрерывного образования.
Цель и задачи Последовательная реализация общеобразовательных и
Программы профессиональных программ различного уровня, а также
социально - значимых для развития региона программ
профессиональной переподготовки взрослых и
дополнительного образования для детей.
Оказание содействия в решении актуальных задач
развития образовательных учреждений, входящих в его
состав, постановки учебно - научного процесса,
экспериментальной и консультативной деятельности,
внедрения новейших информационных и педагогических
технологий, обеспечение конкурентоспособности на
отечественном рынке образовательных услуг и рынке труда.
Основные - Институт "Калининградская Высшая Школа Управления";
исполнители - Региональный Центр переподготовки и трудоустройства
Программы военнослужащих, уволенных в запас или отставку,
и членов их семей;
- Учебно - производственный комбинат (бизнес-инкубатор);
- Лицей "государственная служба".
Сроки 2001-2005 годы:
реализации - Первый этап: 2001-2003 годы.
Программы - Второй этап: 2004-2005 годы.
Перечень - Мероприятия по организации работы Калининградского
основных Регионального Центра непрерывного образования;
мероприятий - Мероприятия по созданию Лицея "государственная
служба"
Объем и Финансовые затраты на реализацию Программы составят в
источники 2001-2005 гг. 5 миллионов рублей из областного бюджета.
финансирования Из них: На Центр непрерывного образования - 2 миллиона
Программы 500 тысяч рублей в год, составит 500 тысяч рублей. На
Лицей "государственная служба"- 2 миллиона 500 тысяч
рублей в год - 500 тысяч рублей.
Ожидаемые - В течении 2001-2005 годов открыть Лицей
результаты "государственная служба" с 9 по 11 классы. Пройти
аттестацию и аккредитацию.
- Институт "Калининградская Высшая Школа Управления"
Выпустить:
С высшим профессиональным образованием - 374
человек;
Со средним профессиональным образованием - 480
человек;
Трудоустроить: 95 %
- Региональный Центр переподготовки и трудоустройства
военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и членов
их семей:
Переподготовить - 2560 человек;
Трудоустроить - 2500 человек.
- Учебно - производственный комбинат (бизнес-инкубатор):
Переподготовить слушателей по специальности
"Предприниматель"- 120 человек.
- Калининградский Региональный Центр непрерывного
образования:
Проводит ежегодно аналитическую работу с выдачей
рекомендаций для создания новых проектов, программ,
сообразуясь с политическими и экономическими взглядами
на ресурсы территории и рынка труда.
Система Контроль за выполнением Программы осуществляется
организации администрацией Калининградской области и областной
контроля за Думой.
исполнением Текущая информация и ежеквартальные доклады о ходе
Программы выполнения Программы и об использовании выделенных
средств представляются исполнителями в установленные
сроки.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программным методом
Среди прогрессивных идей человечества существенное место занимает идея непрерывного образования. Она относительно недавно выдвинута ЮНЕСКО, как альтернатива старой - "образования на всю жизнь". Вместо одноразового образования, служившего человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности потребовалось "образование через всю жизнь".
Обоснование данной концепции связано с растущей динамикой научно - технического прогресса, постоянной структурной перестройкой экономики и сменой технологий, которые перманентно изменяют содержание труда. Возникает потребность работника в дополнительном образовании.
XX век стал апогеем индустриального общества. Он же показал прогрессирующий и ускоряющийся характер развития человечества. Резко двинули практику вперед открытия в области генетики, расщепления атомного ядра, кибернетики и возникновение на их основе принципиально новых видов техники, заменяющих многие функции человека на производстве. Нынче человечество делает очередной рывок - компьютерный. Грядет информационная революция.
Главный смысл непрерывного образования - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Это влечет за собой и процветание всего общества.
Сегодня десятки стран мира ищут и реализуют свои модели непрерывного образования. Во многих резко выросла сеть учебных заведений всех типов, и число обучающихся в различных формах образования. Актуальна проблема непрерывного образования для Калининградской области.
Развитие многоотраслевого хозяйства Калининградской области за последние пять лет проходило под воздействием ряда основополагающих факторов: продолжение экономических реформ, стабилизация социально - экономических процессов, формирование и развитие механизмов Особой экономической зоны.
Важным фактором, обуславливающим дальнейшее развитие реформ в нашем регионе, способствующим росту эффективности функционирования хозяйства области выступает кадровый потенциал, уровень его образования, интеллектуальные возможности, ориентация на инновационную деятельность. Все более активную роль в управлении образовательными процессами в сложившихся условиях начинают играть органы власти и государственного управления всех уровней.
К проблемам образования на современном этапе относятся все ярче проявляющаяся необходимость структурной перестройки системы образования, которая позволяет обеспечить гибкость и динамизм, а так же способность своевременного удовлетворения меняющихся потребностей личности и общества в образовательных услугах.
Одной из важных проблем в условиях развития рыночных отношений является проблема ее регионализации, что обусловлено необходимостью установления более прочных связей между уровнем развития образования и развитием производства в регионе, и развитием коллективных и фермерских хозяйств. Регионализация образования предусматривает переход к многоканальному финансированию системы образования.
В связи с этим возникла необходимость создания и отработки нового финансово - хозяйственного механизма обеспечения деятельности образовательных учреждений, учитывающего законы рыночной экономики и отражающего реалии общественной жизни.
Построение системы непрерывного образования - проблема чрезвычайно сложная. Рассмотрим первоочередные задачи ее построения. Понятие непрерывного образования можно отнести к трем объектам (субъектам):
- К личности. В этом случае оно означает, что человек учится постоянно, без относительно длинных перерывов. Причем, учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием. Возможны три направления движения человека в образовательном пространстве. Во - первых, человек может, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне, совершенствовать свою профессиональную квалификацию. Во - вторых, подниматься по ступеням и уровням профессионального образования. При этом человек может последовательно восходить по ступеням и уровням образования, либо какие - то уровни и ступени пропускать. В - третьих, непрерывность образования также подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т.е. возможность образовательного маневра на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и возможностей личности и социально - экономических условий в обществе (например, поменять специальность);
- К образовательным процессам (образовательным программам). Непрерывность в образовательном процессе выступает, как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития. Она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому;
- К организационной структуре образования. Непрерывность в данном случае характеризует такую номенклатуру сети образовательных учреждений их взаимосвязь, которая с необходимостью и достаточностью создают пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворять все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в отдельном регионе, и у каждого человека.
Таким образом, непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания для нее отдельных условий для такого движения.
Системообразующим фактором непрерывного образования выступает его целостность, т.е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов образования.
В Законе Российской Федерации от 13.01.1996 г. N 12 "Об образовании" система образования трактуется, как совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. Тем самым подчеркивается не организационно - структурная основа, как раньше в жестко централизованной системе образования, а прежде всего ее содержательная основа. Это понимание определяет целостность, содержательно - структурного подхода к построению системы непрерывного образования, которое означает приоритетность построения содержания непрерывного образования перед его организационными формами.
Здесь могут быть два направления анализа построения системы непрерывного образования. Первое - это рассмотрение существующих структур образования и определение возможностей их реорганизации и создания новых структур. Второе - это рассмотрение непрерывного образования, как системы образовательных процессов (образовательных программ), направленных на обеспечение становления и дальнейшее развитие профессионализма специалистов в соответствии с их личностными потребностями и социально - экономическими требованиями.
Приоритетным должно быть рассмотрение непрерывного образования с содержательной стороны, как системы образовательных процессов - образовательных программ, а затем уже обеспечение этих процессов необходимыми организационными структурами образования.
В связи с этим, переходя к изложению принципов развития непрерывного образования необходимо их разделить по основанию пары категорий диалектики "содержание - форма". Причем, содержательный аспект в свою очередь делится на два: состав подсистемы "содержание" и ее структурные связи.
Можно выделить три принципа построения состава "содержания", соответствующих разным направлениям движения человека в образовательном пространстве: принцип многоуровневости, принцип дополнительности, принцип маневренности.
Принцип многоуровневости образовательных программ предполагает наличие многих уровней и ступеней базового образования.
Единообразная подготовка специалистов, осуществлявшаяся до последнего времени по жестким "стандартам", в условиях рыночной экономики и демократических отношений в обществе уже не годится. Чем больше в системе образования будет завершенных, подкрепленных соответствующими государственными документами уровней и ступеней, тем больше возможностей представляется человеку для выбора посильного для него образования, изменение при необходимости избранной образовательной траектории при сравнительно малых потерях, а поставленные на каждой ступени конкретные и сопряженные цели психологически облегчают процесс обучения.
Многоуровневая и многоступенчатая система профессионального образования позволит выпускать специалистов различных уровней квалификации (с соответствующим расходованием средств на их обучение) и следовательно будет обеспечивать более рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда.
К настоящему времени в структурах как начального, так и среднего и высшего образования произошли изменения за счет введения посредством дополнения к ранее действующей системе подготовки специалистов новых ступеней, предусматривающих различные по объему и направленности образовательные программы. Многоступенчатость сейчас уже выстраивается. К сегодняшнему дню имеется:
- Начальная профессиональная подготовка, осуществляемая в старшем звене общеобразовательной школы, либо в учебно - курсовых комбинатах, в технических школах и т.д.
Как минимум три ступени на уровне начального образования: подготовка на ступени начальных первого и второго разряда квалификации для тех, кто не смог по тем или иным причинам освоить полную программу начального профессионального образования, ступень начального профессионального образования (в ПТУ) и так называемая "повышенная ступень начального профессионального образования - 4 - 5 рабочие разряды.
Как минимум две ступени на уровне среднего профессионального образования:
"Традиционное среднее специальное образование" и повышенное.
- На уровне высшего образования, действовавшая ранее система высшего образования со сроком обучения, как правило, 5 лет и единой квалификацией, дополнена ступенями 4-летней программой подготовки бакалавров и 6-летней - магистров. Причем реализуются они как по узким (их более 400 специальностей), так и по широким (их менее 100) направлениям подготовки. Это фактически увеличивает разнообразие до 5 типов образовательных программ разных ступеней. Кроме того, введена и 2-летняя программа, отнесенная к ступени неполного высшего образования. Таким образам многоуровневость образования сегодня имеется.
Принцип дополнительности базового и последипломного профессионального образования.
Этот принцип относится к направлению движения человека вперед в профессиональном образовательном пространстве.
До сих пор, профессиональное образование строится по типу пирамиды: внизу, в основании, самые массовые по выпуску начальное и среднее профессиональное образование, далее - менее численные по охвату и выпуску специалистов программы высшего образования, на вершине - так называемое послевузовское образование лишь для единиц - аспирантура и докторантура (по отдельным специальностям адъюнктура и ординатура).
Но в условиях непрерывного образования каждый человек должен будет всю жизнь продолжать свое профессиональное образование, даже если он и не пойдет учиться на следующий уровень. Во всем мире такое образование называется последипломным, у нас в России, дополнительным.
Основные направления дополнительного
профессионального образования
Во - первых, в связи с перспективами ориентации профессиональных образовательных программ на подготовку специалистов широкого профиля, а также в связи с уже фактически произошедшей потерей базы производственной практики студентов (кроме медицинских, педагогических, юридических и других профессиональных учебных заведений, ориентированных на подготовку специалистов дня бюджетной сферы) для того, чтобы выпускник мог на каком - либо конкретном рабочем месте выполнять определенный круг должностных обязанностей, ему, как правило, необходима будет в дополнение к широкому фундаментальному базовому образованию краткосрочная профессиональная подготовка. Она осуществляется в курсовой модульной форме либо в том же стандартном учебном заведении, либо в институтах повышения квалификации, учебно - курсовых комбинатах и т.д. Таким образом, дополнительное образование как бы дополняет базовое профессиональное образование. Но содержание базового профессионального образования и содержание профессиональной подготовки должны быть как - то согласованы между собой.
Во - вторых, учреждения базового профессионального образования, как бы хорошо они не учили студентов, выпускают не специалистов в полном смысле этого слова, а только потенциальных специалистов. Настоящими специалистами они становятся только спустя несколько лет. И для формирования у специалистов профессионального самосознания им нужна определенная образовательная помощь в виде специально организованных образовательных программ.
В - третьих, к дополнительному образованию относится и так называемое повышение квалификации в традиционном понимании этого термина.
В силу постоянного развития культуры общества, экономических и правовых преобразований в стране, развития техники и появления новых технологий, изменения запросов личности работников, именно дополнительное образование в основных образовательных программах повышения квалификации призвано решать эти проблемы. А следовательно, именно оно должно быть наиболее гибким, мобильным звеном в системе непрерывного профессионального образования. Система повышения квалификации обладает рядом преимуществ по сравнению с базовым профессиональным образованием: она менее инерционна и способна оперативно реагировать на меняющиеся социально - экономические и технико - технологические условия, имеет, как правило, непосредственную двухстороннюю связь с практикой, срок обучения значительно короче и позволяет быстрее получить образовательный результат; обучаемый контингент способен критически оценивать предлагаемые инновации, он может непосредственно участвовать в их опробации, развитии и реализации.
В - четвертых - в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации и образованием Региональных Центров переподготовки военнослужащих организовано целое направление переподготовки военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
В - пятых - неформальное образование и самообразование взрослых. Эти вопросы традиционно выпадали из поля зрения государственных органов управления образованием. Сферу неформальных образовательных услуг взрослому населению только предстоит строить.
Принципы маневренности
профессиональных образовательных программ
Рассмотрим третье направление движения человека в профессиональном образовательном пространстве - по горизонтали - возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени профессионального образования в области профессиональной деятельности или получения нормального профессионального образования в двух или нескольких профессиональных областях.
Студент, специалист должен иметь возможность движения по горизонтали по разным профессиональным областям. Вариантов здесь может быть множество.
Студент любого курса решил поменять специальность или его к этому вынудили какие - либо обстоятельства, в том числе состояние здоровья, и он переходит на изучение профессиональной образовательной программы по другой специальности; студент закончил колледж по одной специальности, а в ВУЗ поступил учиться на другую.
Противоположный случай - специалист с высшим образованием создает свое собственное издательство, как индивидуальное частное предприятие и поступает на вечернее отделение полиграфического ПТУ для того, чтобы приобрести необходимые навыки в этой области и т.д.
Огромные перспективы в этом аспекте заложены в профессиональном обучении безработного населения через службы занятости и военнослужащих уволенных в запас через Региональные Центры переподготовки.
В отличие от времени командно - административной системы, когда считалось, что специалист должен работать только по полученной специальности, в новых социально - экономических условиях переход специалистов из отрасти в отрасль следует рассматривать скорее как положительное явление - в отрасли будет вливаться свежая кровь, что приведет к их обновлению и придает им больше возможностей для саморазвития.
Следующие вопросы, которые необходимо рассмотреть это относящиеся к структуре подсистемы содержания образовательных программ.
Принципы преемственности профессиональных программ
Для того, чтобы студент, специалист мог свободно продвигаться в профессиональном образовательном пространстве по всем выше перечисленным принципам необходимо согласование, стыковка профессиональных образовательных программ от начальной профессиональной подготовки до переподготовки (последипломного образования). Иными словами, преемственность означает, что выход из одной образовательной программы должен естественным образом стыковаться со входом в последующую. А для этого необходима сквозная стандартизация профессиональных образовательных программ, основывающихся на единых целях всей системы непрерывного профессионального образования.
Как уже говорилось, многоуровневость (многоступенчатость) профессиональных образовательных программ уже складывается в профессиональных лицеях, колледжах, Вузах, но парадокс заключается в том, разные звенья системы профессионального образования выстраивают свою многоступенчатость только для себя, порознь. В начальном профессиональном образовании это своя многоступенчатость, в среднем профессиональном - своя, в высшем - своя. Учреждения дополнительного (посдипломного) образования работают сами по себе. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в начальном, среднем и высшем звене образования слабо согласованы между собой. Возникают также вопросы: кто выше по уровню образования младший инженер или бакалавр и т.д.
Тем не менее, преемственность профессиональных образовательных программ частично выстраивается, что называется снизу - самими учебными заведениями.
Отдельные профессиональные лицеи, колледжи заключают прямые договоры с Вузами, создают преемственные учебные планы и программы по родственным специальностям и осуществляют совместное обучение части наиболее способных молодых людей, экономя им, да и себе тоже, до двух лет продолжительности обучения. Например, Институт "Калининградская высшая школя управления". Но пока это только отдельные примеры, хотя и довольно многочисленные, а проблему необходимо решать в целом.
Напрашивается иной путь, проверенный во многих странах - построение образовательных программ в виде достаточно краткосрочных - 1,2 или 3-х летних, но завершенных модулей, предлагаемых на выбор абитуриентам. И, естественно, обучаемый, поступая в то или иное профессиональное образовательное учреждение по результатам вступительных испытаний попадает на образовательную программу, достаточную для него в данный момент. При этом более одаренные юноши и девушки могут достигать высших ступеней кратчайшим путем минуя ряд модулей, другие более длинным последовательно переходя от одного модуля к другому.
Для того, чтобы обеспечить человеку маневренность движения в образовательном пространстве для смены профессий, помимо решения многих организационных вопросов, снятия ведомственных барьеров, необходимо создание технологии стыковок профессиональных образовательный программ, разных специальностей и разных ступеней, уровней между собой. Ведь все варианты сочетаний предусмотреть и нормально закрепить физически невозможно. Необходима именно технология и предоставления права каждому образовательному учреждению составлять и организовывать индивидуальные образовательные программы перепрофилирования и переподготовки.
Кроме того, образовательные программы должны еще обладать и реабилитационными возможностями - те, кто оставил лицей, колледж или институт, должны иметь возможность вернуться туда, даже через несколько лет, восстановить забытое и закончить образовательную программу.
Принципы интеграции профессиональных образовательных структур и гибкости организационных форм профессионального образования будут относиться к подсистеме форм организации непрерывного профессионального образования. Основные классификации этих двух принципов - целостность подсистемы. Первый принцип будет относиться к ее составу второй - к функции.
Принцип интеграции образовательных структур
В наследство от командно - административной системы нам досталось строго однозначное соответствие - каждое учебное заведение могло осуществлять образовательную программу одного и только одного уровня.
Но это однозначное соответствие (одно учебное заведение - одна образовательная программа) в новых социально - экономических условиях не только не нужно, но и вредно во всех отношениях. И оно уже разрушается: лицеи - осуществляют образовательные программы и начального, и среднего профессионального образования, к тому же нередко по 20 - 25 совершенно разнородным специальностям; многие бывшие техникумы - ныне колледжи - осуществляют образовательные программы и начального, и среднего, и неполного высшего образования, и т.д. Таким образом, неизбежно происходит интеграция подсистем профессионального образования и в отношении их организационных структур, превращая профессиональные образовательные учреждения в многоуровневые, многоступенчатые и многопрофильные.
С другой стороны, очевидно, будет происходить противоположный процесс одна и та же образовательная программа может осуществляться в образовательных учреждениях разных типов.
Таким образом, в связи с необходимостью построения системы непрерывного образования встает вопрос о создании единого образовательного пространства. Единое образовательное пространство в настоящее время целесообразно рассматривать в первую очередь в региональном аспекте ввиду относительно низкой пока мобильности населения и, соответственно, тем обстоятельствам, что основная масса молодежи и взрослого населения сегодня учится в своих регионах, не удаляясь от места жительства.
Региональное образовательное пространство можно понимать как совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в профессиональных образовательных процессах, либо заинтересованных в них. Это студенты, их родители, преподаватели, образовательные учреждения всех типов и уровней. Это учреждения дополнительного образования, а также библиотеки и музеи. Это все предприятия, организации и учреждения региона, в которых всегда осуществляется обучение персонала, хотя бы и в форме наставничества. По сути - это все физические и юридические лица региона, весь регион, только взятый в определенном аспекте - отношение к профессиональному образованию.
Но профессиональное образовательное пространство назвать единым в современных условиях в большинстве случаев невозможно, поскольку все перечисленные выше структуры разобщены и на сегодняшний день придерживаются скорее ведомственных, корпоративных, чем общих интересов.
Но сотрудничество возможно только, если оно основано не на администрировании, а на поиске взаимных интересов, к чему охотно стремятся многие в новых рыночных условиях - нужна лишь чья - то организующая инициатива.
Такой организующей инициативой явились в нашем регионе: Институт "Калининградская высшая школа управления" и "Региональный Центр переподготовки и трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и членов их семей." Инициатива двух учебных заведений была поддержана администрацией (губернатором) Калининградской области. Вышло постановление от 14 мая 1999 года N 271, где было сказано в пункте 3: "на учебной базе Института "Калининградская высшая школа управления" и "Регионального Центра переподготовки и трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и членов их семей открыть Центр непрерывного образования подготовки и переподготовка специалистов экономико - управленческого профиля в системе непрерывного профессионального образования."
Это было вызвано следующими причинами: существующая структура, при которой учебные заведения выполняют определенные для данного учебного заведения задачи, в какой - то степени связаны между собой, на сегодняшний день не совсем отвечает требованиям рынка образовательных услуг и рынка труда.
Отличительной чертой этой структуры является то, что группа учебных заведений связанных между собой, работают раздельно и не связана едиными целями, согласованными учебными программами. Каждое учебное заведение свои задачи целиком выполняет своими силами. При такой структуре учебные заведения работают успешно до тех пор, пока учебный процесс вмещается в рамки данного учебного заведения и не касается конечных результатов. Сложности возникают тогда, когда интересы учебных заведений начинают между собой переплетаться, т.к. нет единой программной перспективы. Поэтому в этом случае необходимо установить между ними связь, что сделать довольно трудно т.к. учебные программы между ними не скорректированы, преподавательский состав поддерживающий деловые контакты в своем коллективе, часто не способен установить их с сотрудниками других учебных заведений, связанных между собой общими задачами, что приводит к разногласиям и спадам в работе со слушателями. Поэтому требования рынка образовательных услуг и рынка труда выдвигают необходимость объединять усилия связанных между собой учебных заведений, что в конечном итоге привело у созданию Центра непрерывного образования.
Поэтому Центр непрерывного образования создан для последовательной реализации общеобразовательных и профессиональных программ различного уровня, а также социально - значимых для развития региона программ профессиональной переподготовки взрослых и дополнительного образования детей.
Кроме этого. Центр непрерывного образования оказывает содействие в решении актуальных задач развития образовательных учреждений, входящих в его состав, постановки учебно - научного процесса, экспертной и консультативной деятельности, внедрения новейших информационных и педагогических технологий, обеспечения конкурентоспособности на отечественном рынке образовательных услуг и рынка труда.
Центр непрерывного образования является экспериментальной площадкой для получения населением Калининградской области всех видов образования.
В Центр непрерывного образования вошли учебные заведения:
- Институт "Калининградская Высшая Школа Управления";
- Региональный Центр переподготовки и трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и членов их семей;
- Учебно - производственный комбинат (бизнес - инкубатор):
- Лицей "государственная служба".
Центр непрерывного образования создается для выработки методов повышения устойчивости развития образования на региональном уровне и для улучшения спроса на высококвалифицированные кадры на рынке труда.
Как характеризуется состояние образования в Регионе?
В сфере общего образования, несмотря на усилия региональных органов власти, несколько сократилось количество городских школ, но увеличилось количество учащихся. Практически не меняется число специализированных школ, гимназий и лицеев (Таб. N 1). В настоящее время в Калининградской области насчитывается 34 учреждения образования начальной ступени, 80 - основного общего образования, 171 - среднего (полного) общего образования.
Основные показатели сферы общего образования области
Показатель | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Количество школ, всего: - город - село Количество учащихся всего: - город - село Количество школ с углубленным изучением предметов Количество гимназий Количество лицеев |
300 132 168 134576 106923 27653 12 4 9 |
296 127 169 134694 107000 27694 12 4 9 |
298 134 164 131512 104519 26993 13 5 9 |
В сфере среднего профессионального образования количество учреждений сократилось на единицу за счет прекращения набора в филиал Новгородского автотранспортного техникума (с 24 до 23).
Как и в других сферах профессионального образования, наблюдается рост количества обучающихся и спектра специальностей подготовки, (таб. N 2).
Число специальностей и обучающихся в ССУЗах
/----------------------------------------------------------------------\
| Численность обучающихся в ССУЗах| 1996/97 | 1997/98 | 1998/99 |
| по учебным годам | уч. гг. | уч. гг. | уч. гг. |
| | 10069 | 10912 | 11412 |
|---------------------------------+-----------+-----------+------------|
| Число специальностей в ССУЗах | | | |
| по годам |1996 г.- 52|1997 г.- 55|1999 г.- 61 |
\----------------------------------------------------------------------/
Сфера высшего профессионального образования области отличается насыщенностью учреждениями различного профиля - 3 гражданских вуза, 2 военных вуза. Возросло по сравнению с 1995 годом количество негосударственных вузов (с 10 до 19). В негосударственных вузах обучается около 4000 студентов против 1100 в 1996 году.
Сохранена в области и сеть дополнительного образования, в которых можно повысить квалификацию более чем по 30 направлениям и специальностям. Очень бурно развивается сеть негосударственных учреждений дополнительного образования детей и взрослых. Сейчас их количество возросло до 186 - это различные курсы и т.д. Конкуренция в этой среде регулируется рыночными спросом.
Сложившаяся социально - экономическая ситуация по стране в целом и по Калининградскому региону в частности, неизменно влечет за собой увеличение числа граждан, проживающих за чертой бедности. Причем, негативной тенденцией последних лет является резкое ухудшение социального положения детей, подростков, молодежи.
Исходя из вышеизложенного в Центре непрерывного образования образована Лицей "государственная служба", где, начиная с 8 класса будет организована по два класса с набором учащихся из районов области, где учащиеся будут получать вместе с аттестатом зрелости, диплом о начальном профессиональном образовании.
2. Цель, задачи и их реализация
Цель Центра непрерывного образования - последовательная реализация общеобразовательных и профессиональных программ различного уровня, а также социально - значимых для развития региона программ профессиональной переподготовки взрослых и дополнительного образования детей. Оказания содействия в решении актуальных задач развития образовательных учреждений, входящих в его состав, постановки учебно - научного процесса, экспертной и консультативной деятельности, внедрение новейших информационных и педагогических технологий, обеспечение конкурентоспособности на отечественном рынке образовательных услуг и рынке труда.
Основными задачами Центра является:
- подготовка и переподготовка специалистов в системе непрерывного образования, конкурентоспособных на рынке труда в условиях особой экономической зоны Калининградской области;
- создание основ для осознанного выбора и последовательного освоения профессиональных образовательных программ в едином образовательном пространстве;
- рациональное использование научно - педагогического потенциала и учебно - лабораторной базы, образовательных технологий по профессиональной переподготовке высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов;
- создание благоприятных условий для карьерного роста личности путем удовлетворения потребности обучающихся в получении дополнительного образования, в том числе и профессионального;
- организация и проведение научных исследований в области обучения детей и взрослых, экспертиза программ, проектов, бизнес - планов по профилю деятельности;
- содействие развитию системы непрерывного экономического, духовного и нравственного воспитания специалистов, формированию их деловых и профессиональных качеств;
- создание Лицея "государственная служба" и организация учебного процесса;
- исследование и внедрение в практику традиционных и новых форм управления организациями и фирмами, новых технологий в бизнесе;
- повышение уровня практической подготовки слушателей при решении задач стоящих перед коммерческой организацией в процессе ее деятельности;
- инициативное содействие установлению и развитию международного научного, технического и культурного сотрудничества Центра непрерывного образования в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов; заключению деловых взаимовыгодных контрактов.
3. Сроки и этапы реализации программы
Областная программа на 2001 - 2005 годы, ее реализация будет осуществляется поэтапно:
Первый этап: 2001- 2003 годы
2001 - 2003 гг.
1. Создание и организация отделов анализа и оценки работы учебных заведений и рынка труда, научно - методического отдела и отдела разработки новых программ и проектов.
2. Организация учебного процесса в Лицее "государственная служба" с 10 по 11 классы.
3. Продолжение организации предприятий малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств.
Второй этап: 2004-2005 годы
2004 - 2005 гг.
1. Разработать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы, подготовки специалистов с учетом потребностей отрасли народного хозяйства региона и социальных заказов предприятий малого и среднего бизнеса и на этой основе этих прогнозов и потребностей осуществлять подготовку кадров.
2. Завершить становление Лицея "государственная служба" с 9-го по 11 классы.
3. Продолжить организацию предприятий малого и среднего бизнеса и фермерских хозяйств.
4. Механизм реализации программы предусматривает:
- издание необходимых распоряжений - постановлений административных органов на улучшение процесса Центра непрерывного образования;
- разработать предложения к концепции развития образовательных прав граждан с учетом развития форм и методов реализации общеобразовательных услуг;
- определение механизма выделения и распределения средств, предназначенных для реализации программы Центра непрерывного образования;
- поиск источников, высвобождаемых средств для осуществления задач Программы;
- создание механизма кредитования начальной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса;
- поиск спонсоров на восстановление здания "Школы - лицея государственной службы".
5. Ресурсное обеспечение Программы
Программа предполагает следующие затраты:
- Центр непрерывного образования - 2 миллиона 500 тысяч рублей. Расходы одного года - 500 тысяч рублей.
- Лицей "государственная служба"- 2 миллиона 500 тысяч рублей.
Расходы в год на детей общающихся из районов области - 500 тысяч рублей.
6. Основные организационные, экономические условия и
формы реализации программы
Успех функционирования и осуществления основных мероприятий настоящей программы зависит от уровня созданных организационных и экономических условий, принятых форм ее реализации.
Для эффективной и быстрой реализации программы предлагается:
- обязательное привлечение существующих структурных подразделений администрации области, администраций городов и районов, предприятий и организаций к выполнению программы в том числе:
- Управлению общего профессионального образования и науки администрации области с Центром непрерывного образования и Институтом "Калининградская Высшая Школа Управления" оказывать содействие в решении актуальных задач развития образовательных учреждений, постановки учебно - научного процесса, экспертной и консультативной деятельности, внедрения новейших информационных и педагогических технологий, обеспечение конкурентоспособности на отечественном рынке образовательных услуг и рынке труда;
- Комитет по финансам и бюджету администрации области к изысканию нетрадиционных (внебюджетных) источников финансирования программы и выделения в областном бюджете специальной статьи расходов на выполнение программы;
Областного статистического управления к формированию необходимых данных для анализа и формирования "Банка данных" рынка труда;
- Экономического управления к проработке комплекса мер и вопросов по привлечению иностранных инвесторов в интересах выполнения программы.
Характерной чертой программы в последующие годы будет расширение влияния Центра непрерывного образования на образовательные учреждения области.
7. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией программы мероприятий в целом осуществляется Управлением общего, профессионального образования и науки администрации области.
Дирекция Центра непрерывного образования представляет в администрацию области отчетные документы:
По Лицею "государственная служба":
- по организации классов и набору количества учащихся;
- документацию по расходованию финансовых средств на обучение;
Институт "Калининградская Высшая Школа Управления":
- данные по выпускникам высшего и среднего образования;
- данные по трудоустройству.
Региональный Центр переподготовки и трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и членов их семей:
- количество прошедших переподготовку и трудоустроенных;
- отчет об израсходованных финансовых бюджетных средств;
Учебно - производственный комбинат (бизнес - инкубатор):
- данные о подготовке слушателей по специальности "Предприниматель";
- о количестве созданных предприятий малого бизнеса;
Региональный Центр непрерывного образования:
- о проведенных аналитических данных образовательного пространства области и рынка труда;
- о внедренных новейших информационных и педагогических технологиях;
- о подготовленных на основе анализа, новых программ.
8. Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы
В течении 2001 - 2005 гг. предполагается добиться:
Первый период (2001 - 2003 гг.)
Лицей "государственная служба":
- пройти аттестацию и аккредитацию;
- набрать 9 десятых классов, с общим количеством 225 учащихся;
Институт "Калининградская Высшая Школа Управления":
- выпустить специалистов:
а) высшее профессиональное образование - 154 человека;
б) среднее профессиональное образование - 260 человек;
в) трудоустроить 95 % выпускников.
Региональный Центр переподготовки и трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и членов их семей:
- переподготовить - 1740 человек;
- трудоустроить - 1700 человек.
Учебно - производственный комбинат (бизнес - инкубатор):
- переподготовить слушателей по специальности "Предприниматель" - 60 человек;
- организовать 30 предприятий малого бизнеса.
Региональный Центр непрерывного образования:
- организовать работу Центра непрерывного образования и проводить ежегодно аналитическую работу для создания новых проектов, программ, сообразуясь с политическими и экономическими взглядами на ресурсы территории и рынка труда.
Второй этап (2004 - 2005 гг..).
Лицей "государственная служба":
- закончить формирование Лицея;
Институт "Калининградская Высшая Школа Управления":
- выпустить специалистов:
а) высшее профессиональное образование - 220 человека;
б) среднее профессиональное образование - 220 человек;
в) трудоустроить 95 % выпускников.
Региональный Центр переподготовки и трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас или отставку, и членов их семей:
- переподготовить - 820 человек;
- трудоустроить - 790 человек.
Учебно - производственный комбинат (бизнес - инкубатор):
- переподготовить слушателей по специальности "Предприниматель" - 60 человек;
- организовать 30 предприятий малого бизнеса.
Региональный Центр непрерывного образования:
- Проводить ежегодно аналитическую работу с выдачей рекомендаций для создания новых проектов, программ, сообразуясь с политическими и экономическими взглядами на ресурсы территории и рынка труда.
Созданная программа не претендует на универсальность не потому, что она изначально имеет какие - то погрешности, а что ее направления, механизмы, при верной стратегической направленности, требует тактической регулировки в соответствии с социально - политическими, экономическими и правовыми изменениями.
Алгоритм программы
Калининградского Регионального центра
непрерывного образования
/------------------------------\ /----------------------------\
|Политические и экономические | | Совет директоров учебных |
|взгляды на ресурсы территории.| | заведений |
| Политика эффективного | \----------------------------/
| использования | |
\------------------------------/ |
Ђ/------\Ђ /-----------------------\ /--------------------------\
Ђ|про- |Ђ | Концепции, проекты, | | Калининградский |
Ђ|цесс |†--| программы развития | | Региональный Центр |
Ђ|раз- |Ђ | деятельности в | | непрерывного образования|
Ђ|вития |Ђ |Калининградской области| \--------------------------/
Ђ|рын- |Ђ \-----------------------/ /-------------------\
Ђ|ка |Ђ /----------------------\ /-------\ | /---------\
Ђ|тру- |†--| Реалистичные прогнозы| |отдел | | | отдел|
Ђ|да |Ђ | развития рынка труда | |анализа | | |разработки|
Ђ| |Ђ \----------------------/ |и оценки| | | новых|
Ђ| |Ђ \--------/ | | проектов|
Ђ\------/Ђ | | \----------/
Ђ Ђ /----------------------\ | /------------\ |
Ђ †--| Создание рабочих мест| | | научно - | |
Ђ Ђ \----------------------/ |методический|
Ђ Ђ /-------------------------\ | | отдел | |
Ђ †-|Заказ на профессиональную| | \------------/ |
Ђ Ђ | подготовку | \---------+----------/
Ђ Ђ \-------------------------/
‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡„‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡
/-----------------\ /---------------\ /-------\ /------------\
|Прогноз развития | |образовательный|---|знания,| |организация |
| рынка труда, | | процесс | |умения | | мест и |
|вакансии рабочих | \---------------/ |навыки | |предприятий |
| мест | | | |трудоустрой-|
\-----------------/ | | | ство |
| | |выпускников |
\-------/ \------------/
‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡
Структура программы
"Реализация общеобразовательных и профессиональных программ,
различного уровня, на основе внедрения новейших информационных и
педагогических технологий, а также социально - значимых для развития
региона программ профессиональной переподготовки взрослых и
дополнительного образования детей на 2001 - 2005 гг."
Цель - Последовательная реализация общеобразовательных и профессиональных программ различного уровня, а так же социально - значимых для развития региона программ переподготовки взрослых и дополнительного образования детей |
| /----------------------------------------------\
| /--|Анализ рынка труда и оценка профессионального |
| | |квалификационного потенциала |
| | \----------------------------------------------/
| |
| | /----------------------------------------------\
| | |Определение потребности в профессиональном |
| | |образовании и формах его получения |
/---------\ | \----------------------------------------------/
| Задачи |-----------|
\---------/ | /----------------------------------------------\
|--|Организация информационной и консультационной |
| |помощи |
| \----------------------------------------------/
|
| /----------------------------------------------\
|--|Создание механизма реализации программы и |
| |ресурсного обеспечения |
| \----------------------------------------------/
|
| /----------------------------------------------\
\--|Координация и контроль |
\----------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.