Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Горсовета депутатов Калининграда
от 17 января 2001 г. N 22
Программа
органов местного самоуправления по развитию
физической культуры и спорта в г.Калининграде
на период 2001 - 2005 годы
Введение
Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране за последние годы, имеют сложные и неоднозначные последствия.
Трансформация экономических и политических основ общества сопровождается снижением уровня и качества жизни значительной части населения, что влечет за собой целый ряд негативных последствий. Особое беспокойство вызывает состояние физического и эмоционально-психологического здоровья населения. Данные опросов свидетельствуют о том, что 29% жителей города Калининграда старше 10 лет обеспокоены состоянием своего здоровья. Анализ динамики заболеваемости взрослых и подростков по классам заболеваний на 1000 человек показывает, что за последние годы значительно возросло количество болезней нервной системы и органов чувств, а также травм и отравлений. Обоснованную тревогу вызывают масштабы прироста смертности по причинам, имеющим непосредственно социальную природу, а именно: за счет роста алкоголизма, наркомании, травматизма, нервных стрессов, ухудшения криминогенной обстановки.
Анализ причин такого состояния показывает, что на протяжении последних лет складывалась социально-экономическая система, при которой объективная потребность в здоровом обществе отодвигалась на второй план, а финансирование всей социальной сферы осуществлялось по остаточному принципу. Здоровье и здоровый образ жизни не входили в число приоритетных ценностей общественного сознания. В обществе фактически не поощрялось стремление людей вести здоровый образ жизни, следить за своим здоровьем.
Среди различных факторов, определяющих здоровье, одним из важнейших является двигательная активность. Организованная, как занятия физической культурой и спортом, она решающим образом влияет на сохранение здоровья.
В настоящее время в обществе назрела острая социальная потребность в развитии массового физкультурного движения, как средства оздоровления населения, привлечения его к здоровому образу жизни.
При разработке Программы развития физической культуры и спорта в г. Калининграде учитывались следующие тенденции:
1. Организация процесса физического воспитания осуществляется как через государственные, так и через негосударственные и общественные структуры, составляющие систему физической культуры.
2. В сфере регулирования отраслью на первый план выдвигается задача содействия развитию массовой физической культуры и спорта, как средства социальной реабилитации и оздоровления различных групп населения.
3. Разработка и реализация Программы развития физической культуры и спорта требует постоянного учета общественного мнения.
4. В современных условиях резко возрастает значение программно-целевого подхода. Он позволяет:
- В условиях ограниченных материальных и финансовых ресурсов сконцентрировать имеющиеся резервы и средства на основных направлениях, определенных программой.
- Привлечь к разработке и реализации программы заинтересованных субъектов системы физической культуры (как государственных, так и негосударственных структур), преодолеть ведомственный барьер, сформировать сеть горизонтальных связей между различными организациями и учреждениями, частными лицами.
Программа состоит из 5 разделов. В первом разделе излагаются результаты анализа ситуации в области физической культуры и спорта. Во втором разделе рассматривается стратегия развития физической культуры и спорта, ее основные цели, задачи, принципы и приоритеты, реализация которых является главной целью данной программы. В третьем разделе представлены главные направления и приоритеты по развитию физической культуры и спорта. В четвертом - условия и механизмы реализации Программы органами местного самоуправления. Разрабатываются предложения по изменению организационно-функциональной структуры управления процессом реализации программы, технология осуществления контроля. В пятом разделе дан прогноз социальной эффективности реализации программы (ожидаемые результаты). В Приложении содержится план первоочередных мероприятий (в соответствии с приоритетами). Так же указывается объем и основные источники финансирования. В приложении публикуются документы, конкретизирующие основные разделы программы, справочные, информационные и другие материалы, использованные и подготовленные в ходе разработки Программы.
Паспорт программы
Наименование программы
"Программа органов местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта в городе Калининграде на период 2001 - 2005 годы"
Разработчики программы
"Программа органов местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта в городе Калининграда на период 2001 - 2005 годы" разработана отделом физической культуры и спорта мэрии г. Калининграда, Калининградским Социологическим Центром при участии представителей государственных и негосударственных спортивных организаций.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на период до 2005 года. При этом план первоочередных мероприятий и объемы финансирования рассчитаны на 2001 год. В последствии корректировка, уточнение программы и планов будет производится ежегодно.
Объем и источники финансирования
Общая стоимость первоочередных мероприятий на 2001 г. составляет 2871 тыс. рублей. При этом минимальная сумма, обеспечивающая поддержание деятельности существующей инфраструктуры физической культуры и спорта в г.Калининграде в 2001 году составляет 3500 тыс. рублей.
Система контроля
Контроль за реализацией Программы осуществляется Комитетом по социальным вопросам мэрии г.Калининграда и Городским Советом.
Нормативная база Программы
Разработанная Программа опирается на:
- Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; - Закон Калининградской области "О физической культуре и спорте".
1. Анализ ситуации
А. Общие положения
Критическая ситуация в социальной сфере и, особенно, ухудшение здоровья населения страны, потребовала от государства принятия ряда нормативных документов, направленных на развитие физической культуры и формирования здорового образа жизни россиян. Это, прежде всего: Закон РФ "О физической культуре и спорте", Закон Калининградской области "О физической культуре и спорте".
В этих документах провозглашается социальный приоритет здоровья во всей системе общественной жизнедеятельности населения, предполагающий привлечение населения к активным занятиям физической культурой и спортом. При этом, законодательные акты предусматривают создание благоприятных условий для формирования и реализации потребностей населения в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, в здоровом образе жизни.
Б. Структура потребностей
и возможности их удовлетворения
В ходе подготовки Программы был проведен ряд социальных исследований, позволяющих оценить процент населения г.Калининграда в той или иной степени имеющий отношение к физкультуре и спорту.
Опрос жителей Калининграда в возрасте 10 лет и старше показал следующее:
(в % от всех опрошенных)
По представленной диаграмме:
29 - в той или иной степени занимаются физкультурой и спортом;
29 - сами спортом не занимаются, но следят за спортивными мероприятиями;
42 - не имеют отношения к спорту.
Таким образом, можно сделать вывод, что структура потребности в физкультурной деятельности делится на спортивно-зрелищную и физкультурно-оздоровительную, причем последнюю необходимо разделить на потребность в занятиях организованных и самостоятельных.
Сочетание организованных и самостоятельных занятий в немалой степени зависит от характера предложенных учреждениями физической культуры услуг. Учет этих взаимосвязей необходим в практике планирования, но исследованы они пока очень слабо. Единственное, что не вызывает сомнения - это факт широкого распространения самостоятельных занятий и неудовлетворенность потребностей в занятиях организованных.
Последний вывод подтверждают данные социологического опроса учащейся молодежи в возрасте до 30 лет.
Если учесть, что у значительного числа молодых людей (55%) есть более двух с половиной часов свободного времени ежедневно, то становится ясно, что учреждения физической культуры и спорта могут иметь в их лице потенциальных потребителей своих услуг. Но для этого требуется создание определенных условий: соответствующей материальной базы, развитие системы подготовки квалифицированных кадров.
Количество занимающихся физкультурой и спортом сильно различается в различных возрастных группах.
Процент респондентов, активно занимающихся физкультурой и спортом на профессиональной или любительской основе в каждой из возрастных групп:
По представленной диаграмме:
10-17 лет - 44%
18-34 года - 21%
35-50 лет - 9%
50 лет и старше - 6%
Представители разных возрастных групп, кроме того, сильно отличаются основным мотивом приобщения к физкультуре и спорту.
Учащиеся 1 - 9 классов воспринимают занятия физкультурой и спортом - как средство активного отдыха, которое способствует общению, расширяет круг знакомств.
Для учащихся старших классов и студентов важным является желание лучше выглядеть, заботиться о красоте тела, овладеть навыками самозащиты, а также желание реализовать себя в большом спорте, добиться успеха и признания.
Для физкультурников среднего и старшего возраста, независимо от их социального положения, главным становится использование физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья, активного отдыха. Этим целям наиболее соответствует оздоровительный бег, различного рода системы оздоровительной гимнастики и закаливания, плавание, аэробика, различные виды единоборств, туризм, теннис, волейбол.
С точки зрения поддержания здоровья населения наибольшее значение имеют виды спорта, связанные с двигательной активностью.
Эти виды спорта являются приоритетными в физкультурно-оздоровительной работе с населением. Данные выводы подтверждает представленная таблица.
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Занимаются в секциях и кружках по видам спорта (всего) в том числе: 1. Баскетбол 2. Волейбол 3. Велоспорт 4. Бокс 5. Борьба вольная и греко-римская 6. Гимнастика художественная 7. Легкая атлетика 8. Гимнастика спортивная 9. Гребля академическая и на байдарках и каноэ 10. Плавание 11. Ручной мяч 12. Стрельба пулевая 13. Футбол 14. Современное пятиборье 15. Теннис настольный Другие виды спорта |
22867 2249 5628 317 411 669 613 644 653 382 5428 624 266 1398 325 843 5956 |
18986 2432 1936 339 436 734 581 790 590 316 2757 571 264 2531 150 1469 7364 |
27376 2778 2369 402 971 968 977 1554 762 463 2803 527 288 2469 184 1032 9375 |
30475 2815 2581 425 1237 1397 845 1777 613 411 2867 491 385 3227 148 1156 10014 |
Анализ динамики численности занимающихся физкультурой и спортом показывает, что за последние четыре года она увеличилась на 25 %. Значительное увеличение произошло за счет нетрадиционных, не олимпийских видов спорта, обозначенных в статистических отчетах рубрикой "другие виды спорта".
Развиваются такие виды спорта как водный туризм, подводное плавание, акробатический рок-н-ролл, карате и др.
Сокращение занимающихся по сравнению с 1996 г. отмечается в волейболе, плавании, современном пятиборье.
Популярностью на протяжении последних лет пользуются легкая атлетика, настольный теннис, виды единоборств, игровые виды спорта.
Однако подчеркнем еще раз, что "резервом здоровья" являются самостоятельные занятия физкультурой и спортом, которые не учитываются приведенной статистикой, но требуют изучения и поддержки.
О том, насколько актуальна для людей проблема здоровья показывают результаты опроса населения Калининграда. Среди проблем, с которыми сталкиваются люди в своей повседневной жизни, состояние здоровья было поставлено на 1-е место.
Вопрос: "С какими из перечисленных проблем Вы лично сталкивались за последнее время?" (в % от всех опрошенных):
1. Состояние здоровья - 29
2. Перебои со снабжением водой в квартире (доме) - 25
3. Нехватка средств на покупку продуктов питания - 20
4. Несвоевременная выплата зарплаты, пенсий, пособий - 16
5. Трудности с выездом за пределы области - 12
6. Угроза потери рабочего места - 11
7. Нехватка денег на обучение ребенка - 9
8. Не могу найти работу - 7
9. Невозможность получения медицинской помощи - 7
10. Угроза личной безопасности - 6
11. Требовали взятку - 3
12. Вынужденный отпуск - 2
13. Ситуация, когда можно было заразиться СПИДом - 2
14. Ничего из перечисленного - 17
Оценка этой проблемы представителями разных возрастных групп иллюстрирует нижеприведенная таблица:
/------------------------------------------------------------------\
| Возраст | 10-17 лет |18-34 года | 35-50 лет | 50 лет и |
| | | | | старше |
|-------------------+-----------+-----------+-----------+----------|
|% респондентов, | | | | |
|указавших на | 13 | 19 | 24 | 56 |
|плохое состояние | | | | |
|здоровья | | | | |
\------------------------------------------------------------------/
В. Физическое воспитание дошкольников и
школьников, учащихся ПУ, ССУЗов (колледжей) и ВУЗов
Сегодня в Калининграде функционируют 56 общеобразовательных школ, в них обучается более 56 тыс. человек. В 11 учреждениях начального профессионального образования насчитывается 5426, а в 6 ССУЗах - 2804 учащихся. В шести ВУЗах города обучается 15133 студента. Лишь треть из них активно занимается физической культурой и спортом. В общеобразовательных школах, ПУ, средних и высших учебных заведениях программная физическая нагрузка ниже необходимой и не в полном объеме компенсируются факультативными занятиями в секциях и кружках. Имеют место факты параллельного проведения уроков физкультуры одновременно несколькими классами, группами. В 1999 году почти вдвое сократились объемы финансирования детско-юношеских спортивных школ в системе профсоюзов, из-за чего наметилась тенденция к их закрытию.
Отсутствие необходимых условий для занятий физической культурой и спортом является одной из причин пониженного интереса к ней горожан. По данным опроса учащейся молодежи (287 человек) лишь 17,3% (учащиеся ССУЗов и 1, 2 курсов ВУЗов) в свободное время занимаются спортом. Желание организовать свой досуг на спортивной площадке подтвердили 21,4% старшеклассников (16 - 17 лет) и 22,4% студенты старших курсов ВУЗов. Недостаточно эффективный уровень организации оздоровительной работы сказывается на их физическом развитии. За последние годы заболеваемость детей выросла в 1,2 раза. По данным профилактических осмотров, проводимых в школах и ДДУ, только 28,8% признаны абсолютно здоровыми, до 57% нуждаются в оздоровлении. По данным военно-врачебной комиссии среди призывной молодежи ежегодно снижается процент годных к службе в армии без ограничений (1997 - 57,0%, 1999 - 45,5%). Среди подростков - юношей призывного возраста, почти половина нуждаются в медицинской реабилитации.
Недооценка роли физического воспитания в формировании здорового поколения приводила к тому, что вместо коренной модернизации всей системы физического воспитания молодежи в соответствии с требованиями современной жизни, осуществлялись лишь косметические преобразования. В результате этого, как отмечается в проекте Федеральной Программы по физической культуре и спорту РФ, в настоящее время практически на всех этапах обучения не решаются достаточно полно и эффективно задачи физического воспитания. Существующие нормы организации занятий физической культуры (2 академических часа в неделю в общеобразовательных школах, 4 часа в ССУЗах и ВУЗах, 2 часа в ПУ) явно не решают проблемы необходимого объема двигательной активности.
Возросла заболеваемость детей болезнями нервной системы, которая увеличилась по сравнению с 1996 годом на 7%. 50% учащихся средних школ признаны больными. Данные диспансеризации школьников свидетельствуют о стойкой тенденции к увеличению заболеваний и физических отклонениях к окончанию общеобразовательной школы из-за недостатков в физическом воспитании и медицинском контроле. Среди учащихся страдают заболеваниями (в %):
Сколиозом | Нарушением осанки |
Ухудшением зрения |
|
1 класс После окончания школы |
3,3 6,9 |
6,1 7,7 |
9,6 18,2 |
Дети, имеющие отклонения в физическом развитии или хронические заболевания не полностью охвачены специальными дошкольно-школьными учреждениями.
Не практикуется проведение уроков физкультуры в специальных медицинских группах для детей с ослабленным здоровьем. Отсутствует система изучения уровня физической подготовленности и здоровья учащихся на всех уровнях обучения.
Эти и другие факты показывают, что существующая система обязательного физического воспитания и контроля за физическим развитием детей и подростков не полностью обеспечивает всестороннее развитие физических и духовных сил, не дает достаточную физическую подготовку для выполнения основных социальных функций молодыми людьми.
В настоящее время, вместе с системой обязательного физического воспитания в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, других учебных заведениях существует необязательная (добровольная) форма организации досуга и физической подготовки.
Структура
физвоспитания дошкольников и школьников
/-------------------------------------------------------\
| Обязательное | |
| физвоспитание | Добровольное физвоспитание |
\-------------------------------------------------------/
/--------------------------------------------------------------------\
|дошк. детск. школа ПУ | семья ДЮСШ подр. дома клубы,|
|учрежд. дома колледжи | клубы твор- секции|
| ВУЗы | чества |
\--------------------------------------------------------------------/
Структура физического воспитания (обязательного) включает в себя несколько относительно самостоятельных систем, которые имеют свои собственные цели и решают специфические для них задачи.
Г. Массовая физическая культура и спорт
Ограниченные финансовые, кадровые, материальные ресурсы города не дают возможность развития всех направлений в области физической культуры и спорта. Кроме того, необходимо учитывать традиции, стереотипы, сложившиеся в массовом сознании калининградцев. Все это вызывает необходимость сосредоточить усилия управленческих структур на нескольких приоритетных направлениях. Выделение приоритетов не означает забвения других направлений и видов деятельности. Оно лишь подчеркивает, что поддерживая существующие направления и виды деятельности органы управления развивают в первую очередь приоритетные.
Происшедшее в последние годы общее снижение количества людей, вовлеченных в занятия физической культурой и спортом, невозможность для многих из них полной реализации своих потребностей в этой области значительно снизили "потенциал здоровья" населения города. Физкультура и спорт для многих людей перестали выполнять свои функции: обеспечивать физическое, эстетическое, нравственное формирование и развитие; гарантировать снятие стрессовых и эмоциональных нагрузок; отдых и восстановление.
Укрепление здоровья горожан, снижение количества ослабленных и больных людей можно достичь только "втягивая" основную массу населения в занятия физкультурой и спортом, прививая и пропагандируя здоровый образ жизни.
Создавая условия для занятий физкультурой для всех горожан - то есть удовлетворяя потребность среднестатистического жителя, необходимо учитывать, что основы физического здоровья и потребность в здоровом образе жизни закладываются прежде всего в детском и юношеском возрасте. Кроме того, есть люди, для которых спорт это прежде всего возможность для самовыражения (спорт высоких достижений). Есть значительная группа жителей, для которых занятие физкультурой - одна из возможностей восстановления и реабилитации после болезни (больные, инвалиды и т.д.). И, наконец, существует большая группа лиц, для которых понятие "физкультура и спорт" совершенно не значимы.
Удовлетворением потребностей большей части населения, ориентированной на занятия физической культурой и спортом, создается основа для улучшения здоровья людей, уменьшения количества больных и нуждающихся в физическом восстановлении и реабилитации.
В то же время практически распались коллективы физкультуры на предприятиях. Физкультура и спорт перестали быть средством релаксации, отдыха для многих граждан. Туризм, как один из наиболее массовых способов занятий физической культурой, стал возрождаться только стараниями энтузиастов и при поддержке мэрии города Калининграда. Детские спортивные площадки, плоскостные спортсооружения в микрорайонах остались без организаторов. Все это резко снизило возможности занятий физической подготовкой, спортом по месту жительства и на производстве.
Среди факторов, сдерживающих сегодня удовлетворение потребностей населения в физической культуре и спорте следует отметить, прежде всего, проблему диспропорций в развитии массовой физкультуры и спорта высших достижений. Проявляется она, в основном, в системе финансирования.
В 1999 году городским бюджетом на развитие массового спорта и спорта высших достижений, с учетом ассигнований на "Балтику", было выделено 11116 тыс.руб., что составляет 1% от городского бюджета. В том числе, отдел физической культуры и спорта мэрии получил 980 тыс.рублей. Развивать массовую физическую культуру в городе на эти средства несколько проблематично. Речь, в лучшем случае, может идти лишь о выживании, что в результате и происходит.
В плане социально-экономического развития города на 1999 год пропорциональность затрат на содержание команды "Балтика" и развитие массовой физкультурно-спортивной деятельности в городе составляет 82% и 18% соответственно. Закон Российской Федерации "О физической культуре и спорте" предусматривает следующие источники финансирования (на Федеральном уровне):
1) Средства в объеме не менее 2 процентов республиканского бюджета РФ.
2) Часть средств от всех направляемых в Федеральный бюджет налогов, взимаемых с:
- Физкультурно-спортивных организаций и сооружений;
- с предприятий, выпускающих продукцию и товары спортивного назначения;
- от размещения рекламы при трансляции спортивно-зрелищных мероприятий;
- часть средств от проведения всех видов спортивных лотерей;
- часть средств от продажи табачных изделий и алкогольных напитков в размере ежегодно определяемом при утверждении бюджета;
- добровольные взносы юридических и физических лиц.
При этом доля расходов на цели развития спорта высших достижений устанавливается в размере не более 30% средств, направляемых на развитие физической культуры и спорта.
К. Материально техническая база
Перспективы дальнейшего подъема массовости физкультурного движения во многом зависят от состояния его материально-технической базы. Однако, в последние годы отчетливо проявился целый ряд серьезных проблем, прежде всего, в спортивном строительстве.
Краткая характеристика структуры сети спортивных сооружений,
уровня и динамики ее основных показателей
Наличие спортивных сооружений, коллективов физической культуры за последние 4 года характеризуются данными, приведенными в таблицах.
Сеть спортивных сооружений
1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | |
Всего: Стадионы ПСС Спортзалы Бассейны Стрелковые тиры Встроенные приспособленные помещения для занятий ФиС |
355 3 149 110 7 13 73 |
362 3 164 102 5 18 70 |
362 3 170 103 5 14 86 |
423 3 194 117 5 15 89 |
Районы | 1996 г. | 1999 г. | Разница |
Число коллективов физкультуры Балтийский Ленинградский Московский Октябрьский Центральный |
22 37 18 38 28 |
23 44 18 40 33 |
+ 1 + 7 0 + 2 + 5 |
По числу занимающихся в секциях и группах по видам спорта Балтийский Ленинградский Московский Октябрьский Центральный |
3010 10305 3066 1457 5069 |
2786 8597 1960 1691 6537 |
- 224 - 1708 - 1106 + 234 + 1468 |
По количеству спортивных сооружений Балтийский Ленинградский Московский Октябрьский Центральный |
55 156 46 27 71 |
49 185 44 41 105 |
- 6 + 29 - 2 + 14 + 34 |
По штатным физкультурным работникам Балтийский Ленинградский Московский Октябрьский Центральный |
41 175 50 65 116 |
50 287 49 45 147 |
+ 9 + 112 - 1 - 20 + 31 |
За последние годы произошло увеличение общего количества спортивных объектов за счет плоскостных спортивных сооружений (+45), спортивных тиров (+2) и встроенных приспособленных помещений для занятий физической культурой и спортом (+16). Однако необходимо отметить, что в результате изменения статуса собственности, 8 спортивных объектов, среди которых спортивные залы "Строитель", "Стройдормаш", "Рефтрансфлот" стали собственностью коллективов, которые отказались от их содержания под предлогом экономической нецелесообразности. В настоящее время эти спортсооружения используются не по прямому назначению.
Закон РФ "О физической культуре и спорте" закрепляет за местными органами власти контроль, планирование, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию на их территории объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения. В состав приемо-сдаточных комиссий по вводу в эксплуатацию жилых микрорайонов должны включаться представители государственных органов управления физической культурой и спортом. Акты, подписанные без их участия, являются недействительными. К сожалению, до сих пор этого не происходит.
- В соответствии с Законом РФ "О физической культуре и спорте" не допускается строительство новых и реконструкция имеющихся государственных образовательных и дошкольных учреждений всех типов без физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений или создания на той же территории (районе) равноценных сооружений.
- В случае использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений не по прямому назначению, ставки налогов устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогообложении. Средства, полученные за счет дополнительного налогообложения, целевым назначением направляются на развитие физической культуры и спорта.
По ориентировочным оценкам, для полного удовлетворения потребностей населения в занятиях физкультурой по месту жительства на строительство спортивных сооружений микрорайонной сети должно выделяться около 1,5% общих расходов на жилищное строительство.
Ассортимент физкультурно-оздоровительных услуг зависит от технического оснащения спортивных сооружений. Сегодня, с точки зрения современной техники и методов тренировки, традиционный набор спортивных снарядов морально устарел. Развитие материально-технической базы физической культуры значительно отстает от потребностей населения в спортивных сооружениях, инвентаре и тренажерах. Есть смысл развивать спортивную индустрию на территории города, ибо ввозимая продукция обходится нашим спортивным организациям крайне дорого. По оценкам прогнозируется повышение интереса к активным видам отдыха среди предпринимателей, однако, к приоритетной группе они не отнесены. В этой ситуации необходимо сопоставить потребности и финансовые возможности предпринимателей с уже имеющейся базой и найти вариант взаимного сотрудничества, в т.ч. по развитию спортиндустрии.
Кадры и структура управления
В настоящее время в спортивных учреждениях города Калининграда работают 813 специалистов, из них:
В школах, ПУ, ССУЗах и ВУЗах работают - 331 преподаватель физкультуры; в спортивных школах - инструкторами-методистами, тренерами-преподавателями - 311 специалистов.
За последние 4 года количество специалистов, работающих в области физкультуры и спорта, несколько увеличилось. Произошло это за счет наметившейся тенденции по стабилизации ситуации в области физической культуры и спорта. Уменьшился и отток специалистов.
При том количестве специалистов физической культуры и спорта, которое выпускает сегодня факультет физического воспитания КГУ, можно полностью восполнить потребность в кадрах. Однако, существовавшая ранее практика распределения специалистов физической культуры и спорта по спортивным объектам и школам в настоящее время не применяется. Динамика численности физкультурных кадров видна из следующей таблицы:
1996 г. 1999 г.
Учителя физкультуры 198 192
Преподаватели физвоспитания ПУ 8 22
Преподаватели физвоспитания ССУЗов 19 23
Преподаватели физвоспитания ВУЗов 68 94
Инструкторы-методисты 36 15
Тренеры 261 296
Работники спортсооружений 63 33
Работники аппаратов спортивных 20 23
клубов, коллективов физкультуры
Статистические данные показывают, что количество тренеров и преподавателей ВУЗов, ССУЗов увеличилось, а контингент учителей физвоспитания в общеобразовательных школах несколько уменьшился.
Ниже приведены данные о численности и образовании физкультурных кадров в г. Калининграде (1999 г.):
Всего |
В т.ч. имеют образование |
Не имеют физкультурного образования |
||
Высшее | Среднее | |||
Учителя физкультуры Преподаватели физвоспитания ПУ Преподаватели физвоспитания ССУЗов Преподаватели физвоспитания ВУЗов Тренеры, инструктора-методисты Работники спортсооружений Работники аппаратов спортивных клубов, коллективов физкультуры Другие физкультурные работники |
192 22 23 94 229 33 23 20 |
147 16 22 91 173 7 22 14 |
42 6 1 3 31 23 4 |
3 25 3 2 |
Итого | 636 | 492 | 111 | 33 |
Одним из важнейших факторов, сдерживающих развитие физической культуры и спорта в городе, является ведомственная разобщенность субъектов, занимающихся предоставлением услуг в области физической культуры и спорта:
- значительная часть "отошла" в ходе приватизации в ведение акционерных обществ, других собственников. В основном эта часть используется не по назначению, либо вообще не используется;
- часть организаций (ДЮСШ, спорткомплекс "Юность") находятся в ведении Управления образования;
- часть организаций - в ведении Отдела физической культуры и спорта; - часть спортсооружений (спортплощадки в микрорайонах) практически бесхозные;
- федеральные ведомства располагают своими спортсооружениями.
Отсутствие координации структур не позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся материальную базу и удовлетворять спрос населения на занятия физической культурой и спортом.
Основные выводы
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что основными проблемами в области физической культуры и спорта в настоящее время являются:
1. Отсутствие устойчивого интереса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части населения. Здоровый образ жизни не стал нормой для большинства калининградцев.
2. Противоречие между потребностями населения и возможностями спортивных сооружений города в предоставлении необходимых услуг.
3. Противоречие между потребностями в квалифицированных тренерских кадрах и отсутствием должных условий для их сохранения и подготовки.
4. Ведомственная разобщенность субъектов политики в области спорта не позволяет концентрировать недостаточные финансовые и материальные ресурсы на приоритетных направлениях физической культуры и спорта.
5. Слабо проработанная нормативно-правовая база не позволяет в полном объеме организовывать работу субъектам политики в области Физической культуры и спорта.
2. Основная цель, задачи и принципы работы органов местного
самоуправления по развитию физической культуры и спорта в
г.Калининграде
2.1. Основная цель программы
Программа предполагает, что основным субъектом ее реализации выступает Отдел физической культуры и спорта мэрии г.Калининграда. Она учитывает, прежде всего, реальные возможности системы местного самоуправления города, финансовые и другие ресурсы, существующую структуру управления. Поэтому, в предлагаемой Программе обозначены концептуальные подходы к политике в области физической культуры и спорта в масштабах всего города и более подробно проработаны только те мероприятия, которые реально может осуществлять Отдел. Разработки целого ряда направлений, таких как: обязательная физическая подготовка детей и юношества, физическая реабилитация и социальная адаптация людей с отклонениями в развитии и инвалидов, нетрадиционные методы оздоровления, новые формы двигательной активности, информационно-образовательная и пропагандистская деятельность и ряд других требуют более длительной работы, привлечения широкого круга специалистов из разных ведомств, НИИ, значительных финансовых затрат. Однако, такая работа крайне необходима, т.к. она позволит расширить возможности развития физической культуры и спорта в городе Калининграде и, в конечном счете, положительно скажется на состоянии здоровья людей. Учитывая все это, основной целью программы является:
Создание условий для занятий физической культурой и спортом, формирования и реализации потребности в здоровом образе жизни населения города Калининграда.
Для обеспечения реализации поставленной цели, с учетом складывающейся в городе социально-экономической ситуации предполагается решение следующих задач.
2.2. Задачи
1. Создание условий для реализации потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом, в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях, досуге и туризме. Формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни населения города.
2. Создание условий для физического воспитания детей и юношества, формирования у них престижа здоровья и физического совершенства.
3. Формирование и содержание собственной муниципальной физкультурно-спортивной базы. Поддержание и развитие, независимо от форм собственности, материально-технической базы физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
4. Физическая реабилитация и социальная адаптация людей с отклонениями в развитии и инвалидов средствами физической культуры и спорта.
5. Развитие приоритетных направлений в профессиональном спорте. Создание оптимальных условий для достижения высоких спортивных результатов.
6. Поиск новых механизмов интеграции субъектов, обеспечивающих занятия физической культурой и спортом, здоровье населения города.
7. Поиск, апробация и внедрение новых форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
8. Создание целостной нормативно-правовой базы, обеспечивающей приоритетное развитие физической культуры утверждение в обществе принципов здорового образа жизни.
Иными словами, предлагаемая программа по основной цели и задачам созвучна политике, провозглашенной правительством России и отвечает интересам основной массы населения города.
2.3. Принципы реализации программы
Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в настоящий момент в обществе, коренным образом изменили подход к организации управленческой деятельности. От командно-административного принципа управления через практически полную самостоятельность и неуправляемость общество подошло к осознанию необходимости координации усилий всех субъектов деятельности, ориентированных на социальную сферу, особенно в такой специфической области как физическая культура и спорт. Это требует переосмысления основных подходов, на которых строится политика органов местного самоуправления.
К наиболее значимым принципам политики в области физической культуры и спорта можно отнести:
- принцип социальной эффективности (приоритет социальной составляющей при решении вопросов развития физической культуры и спорта);
- принцип адресности (ориентация политики в области физкультуры и спорта на конкретные социальные группы и слои населения);
- принцип дифференциации (отказ от уравнительного подхода по отношению к различным видам спорта, различным видам физкультурно-оздоровительной деятельности);
- принцип партнерства (взаимный учет интересов различных ведомств, организаций, других субъектов деятельности, ориентированных на круг проблем, связанных с формированием здорового образа жизни);
- принцип интеграции (интеграция в единую программу подпрограмм, мероприятий различных субъектов деятельности);
- принцип скользящего программирования (наращивание возможностей программы за счет новых подпрограмм по мере их разработки и принятия).
Основой деятельности органов местного самоуправления должен стать программно-целевой подход, который вбирает в себя все вышеперечисленные принципы. Реализация этого подхода позволит сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее значимых социальных проектах, усилить адресность и результативность управленческого воздействия, в соответствии с основной целью предложенной программы.
Итак, предлагаемая цель, задачи и принципы являются концептуальной основой программы. Они сочетаются с целью, направлениями и принципами Программы социальной политики в городе Калининграде и поэтому могут служить основанием для включения предлагаемой программы в общегородскую Программу социальной политики органов местного самоуправления г.Калининграда.
3. Главные направления и приоритеты
в политике органов местного самоуправления
по развитию физической культуры и спорта
А. Общие подходы
Ограниченные финансовые, кадровые и материальные ресурсы города не дают возможность развития всех направлений в области физической культуры и спорта. Кроме того, необходимо учитывать традиции, стереотипы, сложившиеся в массовом сознании калининградцев. Все это вызывает необходимость сосредоточить усилия управленческих структур на нескольких приоритетных направлениях. Выделение приоритетов не означает "забвения" других направлений и видов деятельности. Оно лишь подчеркивает, что поддерживая существующие направления и виды деятельности, органы управления развивают в первую очередь приоритетные. При этом политика в области физкультуры и спорта должна строиться с учетом того, что слои и группы населения имеют разные уровни восприятия и потребности в этом виде деятельности. Достаточно условное "деление" горожан на типы по возможному уровню потребностей дает представление о том, что нужно учитывать в первую очередь при выборе приоритетов. Возможен выбор и других оснований для выделения приоритетов (финансовые и материальные традиции и т.д.). В этом случае логическая связь между уровнями потребностей может быть представлена в следующем виде. Поддержка и развитие физкультурно-спортивной деятельности у детей и юношества через обязательные формы (спортивные школы, секции, молодежные клубы, дворовые команды и т.д.) удовлетворяет потребность в физическом развитии и самосовершенствовании основной массы подрастающего поколения.
Развитие физкультурно-спортивной деятельности старшего поколения (по месту жительства и работы, клубная и секционная, туризм и т.д.) создают основу для укрепления здоровья людей старшего и среднего возраста.
Удовлетворением потребности большей части населения, ориентированной на занятия физической культурой и спортом, создается основа для улучшения здоровья людей, уменьшения количества больных и нуждающихся в физическом восстановлении и реабилитации.
С другой стороны, массовые занятия физической культурой дают возможность для выявления талантливых людей в тех или иных видах спорта и, следовательно, служат базой для развития спорта "высших достижений".
И, наконец, высококлассные спортсмены из числа калининградцев являются той основой, которая формирует престиж здорового образа жизни, физического развития человека, что в свою очередь, позволяет "втягивать" в здоровый образ жизни остальных горожан.
Б. Главные направления в работе
Анализ ситуации и приведенные выше суждения приводят к тому, что реализация политики в области физкультуры и спорта связана с работой в трех основных направлениях:
1. Развитие массовой физической культуры.
2. Физическое воспитание детей и юношества.
3. Развитие приоритетных видов спорта.
Необходимо отметить, что по мере реализации Программы, изменения условий жизни города, конфигурация задач будет претерпевать серьезные изменения.
Развитие массовой физкультуры и спорта
Развитие массовой физической культуры создает возможность укрепления здоровья людей, поддержания физической формы, способности к более производительному труду. Кроме того, развитие массовой физической культуры позволяет развивать активные формы досуга, прививать и пропагандировать здоровый образ жизни. В конечном счете - решать большой круг социальных проблем, с которым столкнулось общество.
Развертывание деятельности по реализации этого направления предполагает решение следующих задач:
а) Создание системы физкультурно-массовой работы по местужительства.
б) Создание (восстановление) системы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях и в учреждениях.
Решение этой задачи по-видимому пока может рассматриваться на перспективу, ввиду тяжелого экономического положения большинства предприятий. Однако Закон Российской Федерации "О физической культуре и спорте" закрепил правовую обязанность администрации предприятий, учреждений, организаций создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные и профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм.
Имея законодательную базу и разработав механизм запуска и поддержки этого направления можно рассчитывать на постепенное оживление этой работы.
Приоритеты в развитии
массовой физкультуры и спорта
В рамках этого направления работы основное внимание на данном этапе должно быть уделено:
1. Созданию условий экономической заинтересованности предприятий и организаций, хозяев спортивных сооружений в организации работы физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
2. Созданию системы физкультурно-массовой работы по месту жительства.
3. Развитию массового спортивно-оздоровительного туризма.
Физическое воспитание детей и юношества
Создание условий для организации занятий спортом, физического воспитания детей и юношества становится ведущим направлением на ближайшие годы. Реализация этого направления будет способствовать здоровью подрастающего поколения, формировать у него потребность в занятиях физической культурой, в здоровом образе жизни.
Организация работы в этом направлении связана с решением целого комплекса задач, причем достаточно специфичных.
Основными задачами являются:
1. Создание оптимальных условий для занятий физической культурой в дошкольных учреждениях и учебных заведениях:
а) В дошкольных учреждениях: создание условий для закаливания детей, соблюдения необходимого двигательного режима, поиск возможностей для обучения детей плаванию и т.д.
б) В школах: совершенствование обязательных учебных программ при сочетании с внеклассными занятиями физической культурой, соответствующей подготовкой кадров, повышения квалификации учителей и преподавателей физического воспитания.
в) В высших и средних учебных заведениях: создание условий для поддержания необходимого двигательного режима, выработки силы, выносливости у юношей, готовящихся к службе в армии.
г) В ДЮСШ города необходимо создать условия для работы специалистов и тренеров, совершенствовать учебно-тренировочную базу ДЮСШ.
2. Формирование единой многоступенчатой системы физического воспитания в обязательных формах обучения от детского сада до ВУЗа.
3. Методическое обоснование и организация системы мониторинга уровня здоровья и физической подготовленности детей и юношества (компьютерный мониторинг). Совершенствование врачебного контроля за уровнем здоровья детей в процессе учебно-тренировочных занятий.
4. Повышение статуса учителя и уроков физической культуры.
5. Расширение системы "необязательного" физического воспитания детей и юношества.
Для решения этой задачи необходимо поддержание и развитие системы ДЮСШ, создание возможностей для развития семейного спорта, развитие спортивной деятельности в детских домах, домах творчества и подростковых клубах, организация физического воспитания детей в микрорайонах, по месту жительства.
(Большая часть задач этого направления связана с общеобразовательными учреждениями, с разработкой методик и систем диагностики, организации и проведения занятий в рамках учебных программ. Этот круг задач не входит в компетенцию Отдела физической культуры и спорта мэрии города. В основном, этот круг проблем связан с методической работой ученых-методологов в области физического воспитания, учителей, врачей).
Приоритеты в физическом развитии детей и
юношества
В рамках предлагаемой программы приоритетами являются, прежде всего, вопросы, связанные с организацией физического воспитания детей и юношества в необязательных формах обучения:
1. ДЮСШ;
2. Подростковые клубы.
Развитие спорта высших достижений
Развитие в городе спорта высших достижений (профессионального спорта) создает предпосылки для самореализации человека, стремящегося к высоким спортивным результатам. Это дает возможности наглядно демонстрировать преимущества здорового образа жизни, стимулирует развитие массовой физической культуры, закладывает и поддерживает спортивные традиции. И, наконец, спортивные соревнования высокого уровня своей зрелищностью позволяют зрителям снять стрессовые нагрузки, способствуют психологической разрядке.
Однако, в условиях финансового дефицита, отсутствия высококлассных тренерских кадров и спортивной базы, развитие всех видов спорта в городе в настоящее время невозможно, поэтому выделяются приоритетные виды спорта. Критериями такого выбора являются:
1. Необходимая материально-техническая база данного вида спорта.
2. Его капиталоемкость.
3. Сложившиеся в городе традиции и преемственность в том или ином виде спорта.
4. Наличие уже достигнутых высоких результатов.
5. Наличие подготовленных кадров.
По этому принципу выделяются 2 типа регулирования:
1 - поддержание и развитие приоритетных направлений в спорте,
2 - обеспечение выживания видов спорта, не вошедших в приоритетную группу.
Видами спорта, в которых достигнуты значительные успехи и развита инфраструктура, являются:
- футбол,
- легкая атлетика,
- борьба вольная,
- виды восточных единоборств.
В зависимости от объемов выделяемых ресурсов (финансовых, материальных, технических, кадровых) можно выделить виды спорта, где есть потенциал развития и при благоприятных условиях их уровень будет соответствовать уровню приоритетных видов спорта. Такими кандидатами в приоритетное развитие можно считать: водные виды спорта (парусный спорт, гребля академическая, на байдарках и каноэ, плавание); дзюдо и самбо; волейбол.
Кроме того, существуют виды спорта, не отвечающие критериям приоритетности, но развитие которых в области способствует более полной реализации человека в спорте, поддержанию его здоровья (художественная гимнастика, гимнастика спортивная, настольный теннис, баскетбол, бадминтон, велоспорт, тяжелая атлетика, бокс, туризм).
Выделение приоритетов не означает полное отсутствие внимания к другим видам спорта. Оно лишь подчеркивает, что перечисленные виды, по мере возможности, будут развиваться, в то время как остальные, будут поддерживаться в режиме выживания.
Среди задач, которые необходимо решить в рамках этого направления выделяются:
1. Создание условий для развития материально-технической базы спорта и поддержки спортсменов.
2. Создание завершенной структуры подготовки спортивных резервов.
3. Разработка программно-нормативных требований к подготовке спортивных резервов в различные возрастные периоды на разных этапах становления и совершенствования спортивного мастерства.
4. Совершенствование организационно-управленческих структур, готовящих спортсменов высокого уровня.
5. Формирование нормативно-правовой базы развития спорта в городе.
6. Разработка целевых программ по приоритетным видам спорта.
Выделенные, основные направления работы органов местного самоуправления в целом, соответствуют целям, задачам и принципам программы. Однако, их развитие возможно только при условии обеспечения "прожиточного уровня" для остальных направлений работы, особенно с такой слабо адаптированной группой, как инвалиды, люди с отклонениями в развитии, нуждающимися в физической реабилитации средствами физической культуры и спорта. Особенно это относится к детям.
4. Условия и механизмы реализации программы
органов местного самоуправления по развитию
физической культуры и спорта г. Калининграда
При разработке различного рода программ, как правило, оговариваются условия и механизмы реализации поставленных задач. Под термином "условия", "механизмы", в зависимости от сферы деятельности, целей разработки программ, подразумевают разное содержание. Однако, просто "отмахнуться" от этих понятий не целесообразно. Их определение применительно к предметному полю исследования позволяет более точно представить процесс необходимых изменений. Факторы, влияющие на этот процесс.
Тема, вынесенная в заглавие Программы определяет предметное поле поиска значения выражений "условия", "механизмы" - процесс регулирования (управления) в области физкультуры и спорта.
Исходя из многомерности самих социальных процессов и различной "глубины" влияния на них, авторы Программы предлагают понимать под термином "условие":
1. Положение с физической культурой и спортом в г.Калининграде, сложившееся к началу подготовки Программы - как исходному пункту формирования управленческих решений. В этом случае условия предъявлены как конечный результат анализа ситуации в этой области жизнедеятельности города.
2. Материальные и социальные предпосылки реализации Программы, определяемые экономической ситуацией в стране и регионе.
3. Характер сложившейся системы управления социальными процессами на уровне города и региона.
4. Совокупность существующих законов и нормативных актов федерального, регионального и местного значения.
5. Сложившееся отношение различных групп населения к проблемам здоровья, физической культуры и спорта.
Таким образом, под "условиями" понимаются наиболее существенные предпосылки реализации Программы, выступающие для системы управления в качестве "объективной данности".
"Механизмы" реализации Программы в самом общем виде - это совокупность способов воздействия на объективную реальность, такое воздействие, которое формирует новую реальность в соответствии с принятыми целями и задачами.
Основой управленческого воздействия на ситуацию является распределение ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных и т.д.) и выработка и принятие правил (норм), по которым распределяются эти ресурсы. Основными способами воздействия (механизмами) являются:
1. Нормативно-правовое регулирование (обеспечение).
2. Материально-техническое обеспечение.
3. Финансовое обеспечение.
4. Организационно-управленческое обеспечение.
5. Кадровое обеспечение.
6. Информационно-аналитическое обеспечение.
7. Научно-методическое обеспечение.
4.1. Нормативно-правовое обеспечение Программы
Правовое регулирование Программы развития физической культуры и спорта должно осуществляться построением системы взаимосвязанных нормативных актов на федеральном, областном и городском уровне. Эта система должна обеспечивать развитие правового механизма на уровне города. Поэтому целесообразно активное участие работников отдела физической культуры и спорта в процессе законотворчества по вопросам всей социальной политики в целом.
В качестве первых шагов по формированию правовой базы развития физкультуры и спорта, позволяющих создать условия для наращивания объемов вовлечения населения в сферу физкультурно-оздоровительной деятельности, необходимо следующее:
1. Принять нормативный акт, о предоставлении льгот по коммунальным услугам для спортсооружений при заключении с ними (дирекцией спортсооружений) договоров об обслуживании населения.
2. В условиях резкого сокращения материальной базы развития физкультуры и спорта в городе в связи с приватизацией большинства физкультурно-оздоровительных комплексов, использования их не по назначению, а следовательно, нарушения законодательства РФ о приватизации объектов социальной сферы, необходимо разработать городские нормативные акты, позволяющие:
а) арендовать (полностью или частично) спортсооружения на условиях предоставления льгот на коммунальные услуги предприятиям - собственникам спортсооружений;
б) выкупать спортсооружения у собственников и переводить их в разряд муниципальной собственности;
3. Одним из важнейших механизмов регулирования физкультурно-спортивной работы является выполнение нормативных актов Российской Федерации о соотношений бюджетных расходов между спортом высоких достижений и расходами на развитие массовой физической культуры и спорта. Необходим городской нормативный акт, устанавливающий четкие пропорции в соответствии с Законодательством РФ.
4. Важным элементом правового регулирования развития массовых занятий физкультурой и спортом может стать рекомендация органов управления города - при заключении трудовых соглашений между работодателем и трудовым коллективом в блоке социальных гарантий трудящимся оговаривается обязанность работодателя ввести должность организатора занятий физической культурой и спортом и права трудового коллектива в этой области.
5. Для "запуска" механизмов спонсорского и другого внебюджетного финансирования физкультурно-спортивной деятельности в городе необходимы нормативные акты, определяющие порядок отчислений средств на спортивную деятельность от рекламы и продажи сигарет, спиртных напитков, проведения спортивных лотерей и т.д.
В качестве дальнейших шагов необходимо разработать комплекс нормативно-правовых документов, обеспечивающих развитие сети физкультурно-спортивных сооружений в соответствии с социальными нормами и нормативами, учитывающими климатические условия и другие особенности города. Рассчитывать в ближайшие годы на крупномасштабное строительство спортивных сооружений не приходится. Однако, такое положение не будет вечным. Поэтому уже сейчас необходимо создавать нормативную базу для такой деятельности. Эта нормативная база должна включать:
1. Социальные нормы и нормативы обеспеченности города спортивными сооружениями с учетом его особенностей;
2. Градостроительные нормативы в соответствии с требованиями Закона РФ "О физической культуре и спорте" и принятыми социальными нормами;
3. Планово-расчетные показатели количества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
4.2. Формирование материально-технической базы Программы
Реализация механизма нормативно-правового обеспечения выполнения Программы позволит создать достаточно устойчивую материально-техническую базу для развития физической культуры и спорта в городе. В качестве дополнительных мер, позволяющих расширить базу для массовых занятий физической культурой и спортом (особенно по месту жительства) необходимо:
- принятие на баланс районных администраций плоскостных спортсооружений в микрорайонах города;
- заключение договоров о совместном использовании материальной базы, спортсооружений города, независимо от форм собственности и ведомственного подчинения;
- постепенное формирование (создание) муниципальной спортивной базы, включающей собственные муниципальные объекты и объекты, используемые городом на договорной основе, арендуемые и т.д.
Кроме того, создание материальной базы развития физической культуры и спорта в городе может идти по следующим направлениям:
а) Принятие на баланс и в управление муниципальными органами власти приватизированных ранее спортивных сооружений, не использующихся в настоящее время предприятиями или использующихся не по назначению;
в) Формирование на этой основе материальной базы для ДЮСШ города. В этом случае деньги, выделенные ДЮСШ для аренды спортсооружений, могут использоваться как на содержание (в том числе выкуп других) спортсооружений, так и на развитие (строительство) дополнительных объектов.
г) Формирование городского "социального заказа" и проведение конкурса на застройку микрорайона с обязательным включением в техническое задание строительство спортсооружений.
4.3. Финансовое, обеспечение Программы
Совершенно очевидно, что в нынешних финансовых и экономических условиях жизни региона, города полное финансовое обеспечение отрасли невозможно. Проблемы финансирования можно решать по нескольким направлениям:
- Часть Программы финансируется за счет городского бюджета. В первую очередь это касается содержания существующей инфраструктуры органов управления, ДЮСШ, стадионов и т.д. Главное условие при этом - своевременное и полное финансирование по этим статьям расходов. При задержках или неполном финансировании этой обязательной части будет происходить коммулятивный эффект накапливания проблем в области физкультуры и спорта, а следовательно, и всего комплекса социальных проблем. Даже не увеличивая бюджетных ассигнований на физическую культуру и спорт можно, в основном, решить задачи, стоящие в этой Программе.
Значительная часть средств, может и должна быть получена за счет перераспределения финансовых ресурсов по приоритетным направлениям в соответствии с законодательством Российской Федерации. (По законодательству РФ распределение средств бюджета должно быть следующее: развитие массовой физической культуры и спорта - 70%, спорта высоких достижений - 30%). Существующее в городе финансовое распределение прямо противоположно - массовый спорт и физкультура - 18%, спорт высоких достижений (футбольный клуб "Балтика") - 82%.
- Особо следует остановиться на механизме финансирования раздела Программы, связанного с развитием. Несомненно, что в полном объеме этот раздел профинансирован пока быть не может, по мере поступления средств могут реализовываться отдельные пункты или блоки этого раздела плана.
Кроме того, эта часть Программы может быть профинансирована на несколько иных принципах, чем ее первая часть. Здесь можно выделить несколько форм финансирования. Во-первых, поэтапное финансирование из бюджета. Во-вторых, на долевых условиях. Оно может применяться к проектам, имеющим приоритетное социальное значение и в решении которых заинтересованы другие субъекты политики в области физкультуры и спорта (например, долевое содержание спортсооружения, команд мастеров, школы и т.д.). В-третьих - косвенное финансирование. Предоставление льгот предприятию на коммунальные услуги на сумму, необходимую для содержания и работы спортсооружения, находящегося в его собственности (или непосредственно спортсооружению, клубу и т.д.). При этом, с предприятием или спортсооружением, заключается договор на обслуживание населения города.
В четвертых - стартовое финансирование. Когда для "запуска" проекта достаточно первичного взноса и в дальнейшем - перевода проекта в режим самофинансирования.
В-пятых - финансирование за счет спонсоров и меценатов или финансирование по взаимной договоренности.
В-шестых - часть средств на организацию занятий физической культурой и спортом населения города может быть получена за счет отчислений от налога на продажу и рекламу спиртных напитков и сигарет (по установленному нормативу).
4.4. Организационно - управленческое обеспечение Программы
Ведущими субъектами реализации Программы по развитию физической культуры и спорта в городе выступают отдел физической культуры и спорта, управление здравоохранения мэрии.
Исходя из стратегии городской социальной политики и политики в области физкультуры и спорта, в структуре органов местного самоуправления и в содержании их деятельности должны произойти значительные изменения. В настоящих условиях их важнейшими функциями являются:
- Координация усилий и формирование единого "поля" субъектов, занимающихся физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью в городе.
- Обеспечение работы субъектов научно-обоснованными методиками и рекомендациями. Лицензирование их работы.
- Поддержание и обеспечение нормального функционирования существующей инфраструктуры и постепенное (по мере возможности) развитие материально-технической базы и организационных форм работы.
- Единое планирование физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.
- Создание в городе благоприятного правового и экономического фона для развертывания социально значимых проектов в области физической культуры и спорта.
- Постоянный анализ и прогноз развития ситуации в области физического воспитания и здоровья населения, информационное обеспечение политики в области физической культуры и спорта.
- Привлечение к решению вопросов развития физкультуры и спорта населения, общественных организаций, предпринимателей и других субъектов социальной политики.
- Осуществление контроля за исполнением нормативных актов субъектами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в части, касающейся функционального использования спортивных сооружений, кадрового и методического обеспечения их работы, лицензирования физкультурно-спортивной деятельности.
- Создание системы подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации работников физической культуры и спорта.
Организационная структура органов местного самоуправления должна соответствовать основным функциям и задачам политики в области физической культуры и спорта. Она может состоять из нескольких организационно-функциональных уровней управления.
Первый уровень: Глава муниципального образования, мэр, городской Совет депутатов, Совет по социальной политике горсовета, комитет по социальным вопросам мэрии.
Этот уровень управления может решать как оперативные вопросы, связанные со сбоями в функционировании других подсистем, так, и это главная его функция, вырабатывать и корректировать направления социальной политики в городе (в том числе в области физкультуры и спорта); координировать действия всех ее субъектов; изыскивать дополнительные возможности, создавать благоприятные условия для развития физической культуры и спорта, возможностей ведения здорового образа жизни горожан.
Второй уровень связан с обеспечением непосредственного функционирования и развития физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в городе.
Третий уровень - Организация работы с населением в районах города.
Ниже приведена система управления, которая способна, решать основные задачи, стоящие перед органами управления физической культурой и спортом.
Структура управления отраслью
"физическая культура и спорт" в Калининграде
/------------\
| Мэр города |----------------------------\
\------------/ |
|
/--------------------------------\ |
| Комитет по социальным вопросам | |
\--------------------------------/ |
/------------------------+---------------------\ |
|
/------------------------------------------------------------------\ |
|Отдел физической | Управление образования | Отдел по делам | |
|культуры и спорта | | молодежи | |
\------------------------------------------------------------------/ |
| | | | |
| |
| | | | |
| /--------------------------------------------------------------\ |
| |ДЮСШ по водным | Муниципальные | Подростковые| |
| |видам спорта | образовательные учреждения | клубы | |
| |"Морская школа" | | | |
| |-------------------+----------------------------+-------------| |
| |Муниципальное | Дошкольные образовательные | Плоскостные | |
| |учреждение спорта | учреждения | спортивные | |
| |"Центр "Здоровье" | | сооружения | |
| \-------------------+----------------------------+-------------/ |
| | Муниципальные | |
| | образовательные учреждения | |
| | дополнительного образования| |
| |----------------------------| |
| | Муниципальные спортивные | |
| | сооружения | |
| \----------------------------/ |
| |
\-------------------------------------\ /-------/
/------------------------------------------------------------------\
| Физкультурно - | Коллективы физической | Администрации|
| спортивные общества| культуры предприятий и | районов |
| | организаций | |
|--------------------+---------------------------+-----------------|
|Спортивные |Спортивные сооружения | Муниципальные |
|сооружения | | образовательные |
| | | учреждения |
|------------------------------------------------+-----------------|
| ПУ, ССУЗы, ВУЗы | Плоскостные |
| | спортивные |
| | сооружения |
\------------------------------------------------------------------/
4.5. Кадровое обеспечение программы
Важнейшим компонентом механизма осуществления городской политики в области физической культуры и спорта является подготовка и закрепление кадров.
В системе кадрового обеспечения можно выделить ряд блоков:
а) Вопросы, связанные с поднятием престижа работы специалистов физической культуры и спорта, тренеров, учителей. Обеспечение финансовых и материальных условий их жизни и работы; обеспечение морального и материального стимулирования показателей работы; социальной защиты.
б) Осуществление подготовки и переподготовки специалистов всех отраслей, связанных с физкультурно-оздоровительной и спортивной работой (здравоохранение - спортивных врачей, образования - учителей физкультуры, тренеров по видам спорта и т.д.) организуют соответствующие Управления мэрии города. Они формируют и размещают социальный заказ на подготовку и переподготовку необходимых специалистов в соответствующих ВУЗах, осуществляют контроль за качеством подготовки.
в) Одним из действенных механизмов повышения уровня работы является аттестация кадров.
4.6. Единый календарный план
Единый календарный план, городских спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий является обязательным условием и одним из механизмов реализации политики в области физкультуры и спорта в городе. Он (план) направлен на реализацию этой политики.
В основе построения ежегодных календарных планов спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий лежат долгосрочные приоритеты, изложенные в настоящей Программе.
Общегородской план составляется на основе координации соответствующих планов - федерального, областного, городского, районного уровней, а также всех субъектов политики в области физкультуры и спорта в городе.
Спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия городского, районного уровня (в сочетании с областными и всероссийскими) в своей совокупности должны составить систему, охватывающую все слои населения.
Механизм развития системы предусматривает ежегодный анализ решения как отдельных задач, так и системы в целом. Далее, на основании такого анализа формируется календарный план следующего года.
Таким образом, система мероприятий (календарный план) является гибким динамичным инструментом, позволяющим чутко реагировать на социально-экономические изменения в обществе. Это дает возможность наряду с системой традиционных мероприятий учитывать и планировать мероприятия, отражающие изменения условий и потребностей населения. Направлениями (разделами) плана могли бы быть:
- Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия среди детей, подростков, молодежи.
- Соревнования студентов ВУЗов, учащихся средне-специальных и др. учебных заведений.
- Массовые семейные физкультурно-спортивные мероприятия.
- Массовые соревнования по видам спорта среди различных возрастных групп, городские "Фестивали здоровья".
- Соревнования среди детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и других социально ослабленных групп населения.
- Соревнования ветеранов спорта.
- Первенства, чемпионаты города.
- Комплексные общероссийские и областные мероприятия.
- Реализация мероприятий по формированию единой многоступенчатой городской системы физического воспитания в обязательных формах обучения. Организация системы мониторинга уровня здоровья и физической подготовленности детей и юношества.
- Блок учебно-методической работы и подготовки кадров.
- Мероприятия, связанные с информационно-аналитической и рекламной деятельностью.
- Мероприятия, обеспечивающие поддержание и развитие материально-технической, правовой, финансовой, организационной базы развития физкультуры и спорта в городе.
4.7. Информационно - аналитическое обеспечение
Обстановка во всей социальной сфере города, в том числе и в области развития физкультуры и спорта динамично меняется. Поэтому без достаточного информационно-аналитического обеспечения Программы рассчитывать на положительный результат достаточно проблематично.
Основными задачами в области информационно-аналитического обеспечения Программы являются:
- Формирование устойчивой потребности у населения города в здоровом образе жизни, регулярных занятиях физической культурой и спортом.
- Привлечение и объединение усилий представителей различных ведомств, общественных организаций, предпринимателей - всех субъектов социальной политики по поддержке мероприятий физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Постоянный анализ и прогноз развития ситуации в сфере физической культуры и спорта в городе.
В качестве мер, позволяющих решать эти и другие задачи могут быть предложены:
- Разработка и создание единой базы и банка данных, отражающих различные аспекты деятельности в области физкультуры и спорта в городе. Компьютерное и программное сопровождение этой работы. Обеспечение доступа к этим данным всех субъектов в области спорта.
- Разработка методики анализа и прогнозирования развития процессов, связанных с физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью. Проведение постоянного мониторинга этих процессов.
- Обмен опытом с другими городами области, регионами страны, зарубежными странами, получения информации из ведущих институтов, федеральных и областных органов управления.
- Через местные средства массовой информации организовать обеспечение населения города информацией о проводимых спортивных, спортивно-оздоровительных мероприятиях, спонсорах, меценатах и т.д.
- Разработка концепции пропаганды здорового образа жизни. Организация в средствах массовой информации тематических рубрик (передач), затрагивающих те или иные стороны здорового образа жизни.
4.8. Научно-методическое обеспечение развития Программы
Предлагаемая Программа составлена на основе имеющихся в настоящее время методических и научных рекомендаций с учетом ограниченных финансовых и материальных возможностей города. Однако, "взгляд вперед" ставит задачу подготовки методической базы не только для дальнейшего совершенствования настоящей Программы, но и подготовки основы для развертывания новой Программы развития физкультуры и спорта по мере выхода страны и города из кризиса.
Одним из механизмов развертывания этой работы является формирование заказа ученым (врачам, педагогам, специалистам в области физической культуры и т.д.) на разработку:
- учебных программ по физическому воспитанию в общеобразовательных школах. Создание научных основ физического воспитания учащихся в средне-специальных учебных заведениях и ВУЗах с учетом специфики профессиональной деятельности; методических рекомендаций по проведению индивидуальных и групповых занятий, физических упражнений с детьми и молодежью в часы досуга;
- научных основ профилактики правонарушений молодежи средствами физической культуры;
- систем формирования потребности у детей и учащейся молодежи в регулярных занятиях физическими упражнениями;
- обоснование средств и методов закаливания для профилактики и лечения отдельных заболеваний;
- разработка новых оздоровительных технологий для инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем;
- разработка эффективных форм организации занятий с различными категориями населения: по месту жительства, в местах массового отдыха, семейных форм занятий и т.д.
5. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация Программы развития физической культуры и спорта как составной части программы социальной политики органов местного самоуправления г.Калининграда позволит решить две группы тесно связанных друг с другом задач.
К первой группе относятся задачи по формированию здорового образа жизни, ко второй - все то, что связано с модернизацией системы управления физкультурой и спортом, без чего невозможно достижение конкретных и позитивных социальных целей.
Выполнение целей и задач Программы перенесет акцент в развитии физкультуры и спорта на массовость, позволит снизить уровень заболеваемости и травматизма наиболее экономичным способом профилактики заболеваний. Привлечение людей всех возрастов и социальных групп к занятиям физической культурой и спортом создаст необходимые условия для рациональной организации их досуга и активного отдыха. И, что не менее важно, создаст особую среду общения, необходимую для формирования морального и эмоционально психологического здоровья.
Реализация Программы положительным образом скажется на системе управления отраслью физической культуры и спорта, сделает ее более гибкой, способной решать задачи на уровне современных требований, повысит престиж профессии специалистов физической культуры и спорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.