Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Горсовета депутатов Калининграда
от 17 января 2001 г. N 21
Городская комплексная программа
"Молодежь г. Калининграда 2001-2005 г.г."
Паспорт
Городской комплексной программы
"Молодежь г.Калининграда 2001-2005 г.г."
Название Городская комплексная программа "Молодежь
программы г. Калининграда 2001-2005 г.г."
Заказчик - Отдел по делам молодежи мэрии г. Калининграда
координатор
и основной
разработчик
Программы
Цели и - создание условий для гражданского становления,
задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания
Программы, молодежи;
важнейшие - решение социально-экономических проблем
целевые молодежи, включая поддержку молодых семей в решении
показатели жилищного вопроса;
- решение вопросов профессионального развития и
занятости молодежи, содействие деловой активности
молодежи;
- интеллектуальное и физическое развитие
молодежи, поддержка и развитие художественного и
научно-технического творчества, массовых видов
детского, молодежного спорта и туризма, содействие
межрегиональным связям и международным обменам;
- правовая защита и социальная поддержка
молодежи, детских и молодежных общественных
объединений
Срок 2001-2005 г.г.
реализации
Программы
Исполнители Отдел по делам молодежи мэрии города Калининграда,
Программы отделы по делам молодежи администраций районов,
организации и учреждения органов по делам молодежи,
детские и молодежные общественные объединения.
Основные Основным источником финансирования Программы являются
источники ассигнования из:
финансирования - бюджета города Калининграда,
- целевых поступлений из федерального бюджета (на
основе конкурса программ, проектов, грантов);
- привлечения средств кооперантов по мероприятиям
и программам. Размер бюджетного финансирования
корректируется ежегодно. Финансирование осуществляется
по разделу 1803 "Молодежная политика"
Ожидаемые - координация деятельности органов местного
результаты самоуправления, различных ведомств, учреждений,
организаций, общественных объединений в реализации
городской молодежной политики, в решении актуальных
проблем молодежи;
- рост деловой активности и предприимчивости
молодежи;
- обеспечение вторичной и сезонной занятости
подростков и молодежи, снижение уровня безработицы
отдельных категорий молодежи;
- становление системы, реально влияющей на
укрепление здоровья подрастающего поколения,
профилактику наркомании и алкоголизма в молодежной
среде;
- создание инфраструктуры информационных,
социальных и правовых служб для молодежи;
- повышение духовно-нравственного,
интеллектуального и творческого потенциала молодежи;
- создание системы подготовки и подбора кадров.
I. Содержание проблемы: положение молодежи и
основные тенденции в молодежной среде
Городская молодежная политика, являющаяся неотъемлемой составной частью социальной политики города, определяется как деятельность муниципалитета, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Городская молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию муниципалитета на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития Калининграда.
В целях достижения успеха радикальных преобразований во всех сферах жизни общества органы местного самоуправления обязаны ясно представлять возможные варианты на будущее, при этом обязательно учитывая фактор молодого поколения. Современное представление о молодежи во властных структурах совершенно неадекватно реальной общественной значимости, не отражает той роли, которую играет молодежь как социально-демографическая группа в жизни общества.
Просчет и ошибки в проведении экономической реформы, обвальный кризис экономики, ухудшение материального положения населения вызвали волну разочарований и политической апатии молодежи. Молодежь чувствует себя забытой, брошенной на произвол судьбы. Более того, молодежь оказалась в положении жертвы политических, сепаратистских, национальных амбиций.
Всем очевиден кризис таких институтов социализации как семья и школа, которые в большинстве случаев оказались не способными противостоять потоку антигуманных, развращающих установок, идущих из средств массовой информации. Делать упор лишь на церковь в нашей ситуации - значит обманывать себя, поскольку интерес к религии у большинства молодых людей чисто внешний, ритуальный.
Демографическая ситуация
Среди общей массы населения города Калининграда доля молодежи (молодежью принято считать часть населения в возрастном интервале от 14 до 30 лет) составляет 23,4%. Из общей структуры молодежных когорт по численности резко выделяются 25-29 летние (их численность составляет 32,6%) и 20-24 летние (29,8%). Остальные группы (14-15, 16-17, 18-19 летние составляют по 12% от общего количества молодежи. Это свидетельствует о том, что в ближайшие годы произойдет некоторое снижение доли молодежи в общей массе населения.
В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, которая непременно отразится на ухудшении здоровья молодого поколения во всех последующих возрастных группах. Всего лишь 14% детей можно считать практически здоровыми. Ухудшается состояние здоровья учеников общеобразовательных школ: за период обучения в школе отмечается рост заболеваний органов зрения в 5 раз, в 3 раза - патологии органов пищеварения, в 5 раз - нарушение осанки, в 2 раза - нервно-психические расстройства.
Основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние здоровья детей, являются ухудшение условий их жизни, отсутствие полноценного питания, ухудшающаяся экологическая обстановка, вредные условия труда их матерей.
Коэффициент смертности превысил рождаемость (на 1000 человек населения в 1995 году - 5,3, в 1999 году - 5,8). В перспективе это может иметь негативные последствия во всех сферах жизни общества, и прежде всего - в социально-экономической. Молодежь является объектом и потребителем большого количества социальных программ: образовательной программы, программы пособий на детей, системы здравоохранения и медицинского страхования и многих других. Изменение численности этой группы населения сказывается на трудовом потенциале, обороноспособности страны.
Тревогу вызывают негативные тенденции среди молодежи распространение пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании и табакокурения. Возрастает число самоубийств среди молодых людей.
Сложившаяся ситуация может привести к деформациям интеллектуального и трудового потенциала будущих поколений.
Молодая семья
Молодая семья (оба супруга моложе 30 лет) основа воспроизводства населения. В последние годы число вступающих в брак стало сокращаться. Неуклонно возрастает число распавшихся семей (коэффициент разводимости 6,4). Среди молодых семей обзавестись потомством желают только 50%, завести второго ребенка - 57%, и лишь 19% семей рискуют решиться на рождение третьего ребенка. В 40% семей откладывают рождение ребенка по экономическим соображениям.
По данным статистики, доля малообеспеченных среди молодых семей в два раза выше, чем во всех остальных семьях. Сегодня большинство молодых семей живут фактически за чертой бедности, на грани нищеты. Процесс обнищания семей прямым образом сказывается на здоровье детей и родителей. Возможности молодых семей содержать, обучать и воспитывать детей находятся на пределе. При такой ситуации воспитательный потенциал молодой семьи неминуемо падает, ее внутренняя жизнь снизилась до простейших нужд. Положение усугубляется неблагоприятными жилищными условиями, в которых проживает большинство молодых семей, проблемами быта, социальной инфраструктуры.
В новых условиях существования молодая семья переходит к стратегии выживания, при которой на первом месте оказалось простое воспроизводство жизни, а на последнем - культурные потребности как молодых родителей, так и детей.
Безработица среди молодежи
По Калининградской области среди официально зарегистрированных безработных молодежь составляет 24,8%. В сегодняшней обстановке для многих семей, оказавшихся лишенными возможности стабильных заработков, стало очень трудно материально содержать и полноценно воспитывать собственных детей.
Пополнение рядов молодых безработных происходит за счет сокращения количества рабочих мест, массового увольнения молодежи при закрытии предприятий и общего сокращения производства (молодежь увольняется в первую очередь). Диспропорции в структуре профессий, по которым ведут подготовку учебные заведения различных уровней, привели к тому, что значительное число выпускников оказывается не востребованными на рынке труда. Число безработных неуклонно растет за счет выпускников школ и учреждений профессионального образования. Ситуация с молодежной безработицей с каждым годом становится все более остра. В последние годы резко обострилась проблема трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием.
Молодежь и преступность
Из активной созидательной жизни общества ежечасно вырываются жизни молодых людей, уходящих в преступный мир - неуклонно растет общее количество преступлений против личности, совершенных с особой жестокостью и заканчивающихся смертью.
В 2000 году отмечена явная тенденция роста числа правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи. По данным УВД Калининградской области возросло число преступлений против личности, носящих особо тяжкий характер.
Растущее социально-экономическое неравенство среди молодежи, крушение надежд и утрата веры в социальную справедливость, бедность, а зачастую нищета, толкают молодых людей (и в первую очередь из числа безработных) искать любые доступные способы добычи денег, поэтому многие легко становятся объектом внимания со стороны криминальных структур.
II. Городская молодежная политика
и исходные принципы ее реализации
в Калининграде
Городская молодежная политика, являющаяся неотъемлемой составной частью социальной политики города, определяется, как деятельность муниципалитета, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. Городская молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию органов местного самоуправления на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития города.
Реализация городской молодежной политики в Калининграде базируется на следующих исходных принципах:
- принцип координации действий органов местного самоуправления и других участников формирования и осуществления городской молодежной политики;
- принцип комплексности нацелен на преодоление ведомственной разобщенности. Органам по делам молодежи придаются межотраслевые координирующие функции при решении проблем молодежи, требующих объединения усилий различных отраслей, ведомств и учреждений;
- принцип содействия органов местного самоуправления, юридическим и физическим лицам в осуществлении поддержки молодежи, молодежных и детских общественных объединений, обеспечивая приоритетное финансирование и ресурсное обеспечение утвержденных мероприятий и программ, касающихся молодежи, долевое участие в финансировании общественных инициатив, соответствующих целям городской молодежной политики;
- принцип участия молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики, программ и иных решений органов местного самоуправления по вопросам, направленным на социальное развитие общества и затрагивающим специфические интересы молодежи;
- принцип кредитования и других форм муниципальной поддержки молодежи, включая инвестирование, на цели выравнивая стартовых возможностей для жизнедеятельности и самореализации общественно полезных инициатив молодых граждан и их объединений;
- принцип целостности. По отношению к федеральной целевой программе "Молодежь России" специфические для Калининграда направления реализации городской молодежной политики будут строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики. При совпадении направлений федеральной, областной и муниципальной молодежной политики, программы последней будут проектироваться, как часть общефедеральных программ, подчиняясь общей методологии, участвуя в соответствующих мероприятиях, конкурсах, грантах и т.д.;
- принцип разделения компетенции, согласно которому права, полномочия, обязанности и ответственность должны быть четко разграничены между территориальными органами власти, между организациями и учреждениями, работающими в сфере молодежной политики, общественными объединениями, ради обеспечения конечной цели и эффективного взаимодействия между ними.
Соблюдение перечисленных принципов придаст городской молодежной политике в Калининграде логичность, системный и целостный характер, обеспечит необходимую преемственность, сделает более демократичными механизмы осуществления молодежной политики, создаст единую методологию и ориентиры в реализации основных направлений и целевых программ в сфере реализации молодежной политики.
III. Основные цели и задачи программы
Основной целью Программы является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.
В этой связи предусматривается решение следующих приоритетных задач: - обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных для нее сферах жизнедеятельности;
- создание условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности;
- дальнейшее развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха;
- содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи;
- совершенствование системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости подростков и молодежи, развитием деловой активности молодого поколения;
- поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи;
- внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных объединений, их социально-значимых проектов и программ.
IV. Основные направления реализации программы
на 2001-2005 г.г.
Данные направления обозначают те сферы городской молодежной политики, в которых будет разворачиваться работа до 2005 года. Их перечень определен исходя из необходимости, полноты и комплексности представлений о решении проблем молодежи, наработанного опыта предшествующего периода.
1. Решение социально-экономических проблем молодежи
Настоящий раздел включает в себя подпрограммы социально-экономической направленности - "Занятость" и "Молодой семье доступное жилье".
Решение вопросов занятости молодежи. Развитие центров информации и занятости молодежи, молодежных бирж труда, бюро временной занятости молодежи в целях содействия трудоустройству молодежи на постоянную и временную работу, обеспечения вторичной занятости. Организация сезонной занятости учащихся и студентов. Поддержка программ, дающих гарантию первого рабочего места. Помощь в обеспечении занятости таких групп молодежи, как подростки, молодые женщины, молодые люди, возвращающиеся с воинской службы, выпускники высших и средних учебных заведений. Профориентация молодежи.
Пути решения жилищной проблемы молодежи. Завершение строительства объектов МЖК, начатых до 01.01.92 г. Поддержка инициатив молодежи, предприятий и организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодежи. Отработка и экспериментальное внедрение различных форм государственной поддержки и стимулирования строительства жилья для молодежи путем предоставления субсидий, ссуд, долгосрочных кредитов, привлечений внебюджетных источников финансирования.
2. Социальная поддержка и защита молодежи
В настоящий раздел входят подпрограммы, включающие в себя систему мер правовой защиты и социальной политики в отношении молодежи:
Формирование и развитие системы клубов и социальных служб для молодежи - подпрограмма "Социальная адаптация и помощь молодежи". Развитие системы социального обслуживания молодежи, совершенствование деятельности созданных специальных служб для молодежи (центров социально-психологической помощи, служб "Телефон доверия", центра "Социально-психологической реабилитации молодых инвалидов", служб помощи молодой семье и т.д.). Разработка и внедрение системы информационного обеспечения молодежных социальных программ.
Разработка новых направлений деятельности подростково-молодежных клубов и центров по месту жительства - подпрограмма "Работа с детьми и подростками по месту жительства". Дальнейшее укрепление материальной базы подростковых клубов, перевод клубов на осуществление программной деятельности.
Развитие системы молодежного и детского отдыха - подпрограмма "Лето". Сохранение и развитие индустрии загородного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи. Поддержка и развитие новых тенденций в организации деятельности спортивно-оздоровительного детско-молодежного лагеря "Огонек". Расширение практики организации деятельности профильных лагерей, тематических смен, наиболее полно учитывающих интересы детей и подростков. Помощь и финансовая поддержка в реализации экспериментальных программ и проектов. Развитие собственной материальной базы органов по делам молодежи в сфере организации отдыха подростков и молодежи. Обеспечение методического руководства детских оздоровительных центров и летних оздоровительных площадок при муниципальных подростковых клубах.
3. Формирование условий для гражданского
становления, духовно-нравственного
и патриотического воспитания молодежи
Настоящий раздел включает в себя подпрограмму "Военно-патриотическое воспитание" и обеспечивает реализацию следующих основных мероприятий:
поддержка программ героико-патриотического воспитания, подготовка молодежи к службе в армии;
научное и информационное обеспечение, материально-техническое и кадровое укрепление, финансовая поддержка общественных объединений и организаций, ведущих работу по данному направлению;
организация и проведение городских мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам отечественной истории и культуры.
Подпрограмма "Гражданское становление: поддержка и развитие скаутского движения" обеспечивает реализацию следующих основных мероприятий:
формирование правовой и политической культуры, активной гражданской позиции молодежи;
методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи;
работа со средствами массовой информации по программам, развивающим чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историю, ответственности за их судьбу.
4. Интеллектуальное и физическое развитие молодежи
Раздел включает в себя шесть подпрограмм:
Подпрограмма "Студенчество". Проведение комплекса мероприятий, дающих возможность самореализации талантливой студенческой молодежи. Поиск, поддержка и социальная защита талантливой молодежи в различных сферах науки и техники. Содействие включению молодежи в исследовательские и образовательные программы. Участие в организации досуговой деятельности студенческой молодежи.
Подпрограмма "Интеллект. Творчество. Развитие". Организация и проведение комплекса мероприятий, создающих условия для раскрытия и самореализации личности молодого человека. Выявление и развитие индивидуальных особенностей личности, повышение творческого потенциала и способности к саморазвитию, содействие в интеллектуальном развитии. Поддержка интеллектуально одаренных детей, подростков и молодежи.
Развитие художественного творчества молодежи - подпрограмма "Молодежь и культура". Поддержка и развитие программ организации досуга, реализующих доступные, развивающие, самовоспроизводящие формы проведения свободного времени, особенно по месту жительства. Наполнение новым содержанием форм проведения свободного времени молодежи. Проведение молодежных конкурсов и фестивалей по различным жанрам искусства. Воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей мировой и национальной культуры, участию в культурной жизни общества. Поддержка творческих самодеятельных коллективов и индивидуальных исполнителей, общественных объединений по интересам.
Подпрограмма "Международное и региональное молодежное сотрудничество". Налаживание прямых партнерских связей с государственными органами по работе с молодежью, общественными молодежными организациями зарубежных стран. Включение активных представителей детских и молодежных организаций, молодежи в систему международных молодежных обменов. Проведение на базе города мероприятий международного уровня.
Поддержка деятельности детских и молодежных объединений, инициатив молодежи - целевая подпрограмма "Школа лидерства". Проведение мероприятий, создающих пространство общения молодежи и актива, способствующих самоорганизации и выработке самостоятельных путей решения собственных проблем. Организационно-методическая и финансовая поддержка программ и проектов детских и молодежных объединений, имеющих общественное значение. Создание механизмов отбора и поддержки социально-значимых идей и проектов. Всемерная помощь и содействие в создании условий для самореализации молодежи в различных сферах общественной жизни. Целенаправленная работа с молодежными лидерами.
V. Обеспечение реализации программы
Две подпрограммы данного раздела включают в себя мероприятия по информационному и кадровому обеспечению государственной молодежной политики:
Подпрограмма "Создание системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики". Развитие системы центров информации для молодежи, которая позволит обеспечить сбор, оперативную обработку и анализ информации о состоянии молодежной среды, потребностях, интересах, ценностных ориентирах молодежи. Поддержка научно-популярных изданий по проблемам молодежи, детских и молодежных редакций, тесное взаимодействие со средствами массовой информации. Обеспечение условий доступа к информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи. Проведение исследовательских работ, периодических мониторингов, научно-практических и учебных мероприятий. Реализация издательских проектов.
Создание системы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью - подпрограмма "Кадры". Содействие в подготовке специалистов по социальной работе с молодежью, специалистов по проблемам занятости молодежи, организаторов летнего детского отдыха. Формирование нового типа государственного и муниципального служащего и специалиста в сфере государственной молодежной политики, способного работать с идеями, инициативами и инновациями. Отработка эффективных методов обучения с учетом профессиональных особенностей.
Данные подпрограммы не охватывают всех направлений городской молодежной политики и выделены, как адресные и приоритетные, согласно принципу "имеющихся возможностей". Их перечень определен, а приоритетность объясняется тем, что они:
- являются определяющими в причинно-следственной связи проблем развития молодежи;
- имеют адресную направленность и направлены на решение проблем молодежи, требующих особого внимания: старшие дети и подростки, студенческая и учащаяся молодежь, научно-творческая молодежь, молодые безработные, дети и подростки из групп социального риска, безработная и трудоспособная молодежь;
- находятся в рамках компетенции органов местного самоуправления;
- подкреплены наработанными подходами и технологиями реализации;
- для их реализации имеются опытные специалисты и работоспособные структуры.
В период реализации настоящей Программы предполагается разработка и подготовка следующих целевых подпрограмм:
1. "Поддержка молодой семьи".
2. "Правовая защита и социальная адаптация молодежи".
VI. Формирование и развитие материальной
базы для реализации городской
молодежной политики
Предшествующий период в деятельности органов по делам молодежи показал, что наличие собственной материальной базы является необходимым элементом для работы с молодежью, дальнейшего развития городской молодежной политики.
Опыт работы органов по делам молодежи Калининграда наглядно доказывает, что реализация молодежных программ на собственной материальной базе позволяет более эффективно использовать финансовые средства, рациональнее распоряжаться материальными, кадровыми ресурсами. Кроме того, наличие материальной базы у органов по делам молодежи позволяет плодотворно использовать инициативу подростков и молодежи, наполняет реальным содержанием деятельность этих учреждений, способствует широкому кругу молодежи в приобретении хозяйственного, административного и управленческого опыта.
На балансе отдела по делам молодежи мэрии Калининграда и 5 районных отделов находятся 40 муниципальных подростковых клубов по месту жительства (штат более 370 педагогов и инструкторов), Центры и Службы социально-психологической адаптации подростков и молодежи (4).
Сегодня еще возможна передача на баланс органов по делам молодежи, а значит сохранение, последних объектов социально культурного назначения.
В свете вышеизложенного, на период действия настоящей Программы определяются следующие задачи и практические действия:
1. Оказание информационной, методической и практической помощи молодежным центрам, службам и учреждениям, созданным при органах по делам молодежи за предшествующий период;
2. Содействие и оказание информационно-консультативной помощи органам по делам молодежи в создании собственной материальной базы для работы с молодежью, определение перечня материальных объектов, которые могут использоваться в целях реализации государственной молодежной политики;
3. Формирование собственной материальной базы отдела по делам молодежи мэрии Калининграда для повышения эффективности использования бюджетных средств при реализации городской молодежной политики:
- развитие материально-технической базы информационно-консультативного центра "Дельта-К", трансформация ее в городской Центр информации молодежи;
- создание и укрепление материальной базы Центра социально-психологической помощи молодым инвалидам;
- создание и укрепление материальной базы Центра экстренной психологической помощи молодежи и Молодежной биржи труда;
- полное восстановление и развитие детско-молодежного оздоровительного лагеря "Огонек" (г.Светлогорск) для проведения круглогодичной работы с подростками и молодежью, организации тематических смен, профильных сборов и лагерей;
- воплощение идеи создания городского Дома молодежи.
VII. Система управления и контроля
за реализацией городской программы
После утверждения Программы управление ее реализацией осуществляет отдел по делам молодежи мэрии города Калининграда в качестве заказчика. Отдел по делам молодежи обеспечивается финансовыми ресурсами, в пределах лимитов городского бюджета, осуществляет общее руководство, координацию и оперативный контроль за реализацией Программы и целевым использованием бюджетных средств.
Заказчик выступает в роли эксперта при рассмотрении программ и проектов в области городской молодежной политики, предлагаемых детскими и молодежными общественными объединениями, заинтересованными службами и учреждениями, отдельными гражданами, определяет приоритеты с учетом мнений специалистов и научной общественности, имеет право привлекать экспертов из других отраслей и ведомств.
Отдел по делам молодежи организует исполнение Программы как силами работников органов по делам молодежи, так и путем привлечения исполнителей на проведение конкретных мероприятий, реализацию конкретных проектов.
Контроль ведется на основе городской, ведомственной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений. Контроль за исполнением Программы включает:
- периодическую отчетность о реализации программных мероприятий;
- контроль за рациональным использованием исполнителями выделяемых финансовых средств в соответствии с Бюджетным кодексом;
- контроль за сроками выполнения договоров, контрактов и соглашений;
- контроль за качеством реализуемых конкретных мероприятий, проектов и программ.
Исполнители отчитываются по использованию выделенных им финансовых средств в соответствии с порядком, определенным Заказчиком при заключении договоров, контрактов и соглашений.
Контроль за исполнением Программы в целом осуществляет вице-мэр по социальным вопросам мэрии Калининграда.
Механизм реализации программы
Программа утверждается решением Калининградского городского Совета депутатов сроком на пять лет (2001-2005 годы). Основной механизм реализации Программы - ежегодное утверждение планов программных мероприятий, заключение договоров, контрактов и соглашений на реализацию социально-значимых проектов и мероприятий.
Заказчик Программы ежегодно уточняет целевые показатели (в разрезе конкретных подпрограмм) и финансовые затраты по программным мероприятиям, механизм и сроки реализации программных мероприятий, состав исполнителей. Ежегодная коррекция и доработка целевых подпрограмм в рамках основных направлений городской молодежной политики позволит гибко реагировать на возникающие проблемы и инициативы молодежи, даст возможность развернуть работу по принципу скользящего программирования.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется через ее заказчика - отдел по делам молодежи мэрии, а также через отделы по делам молодежи в структуре районных администраций. Заказчик Программы совместно с комитетом по финансам и контролю мэрии Калининграда содействует своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного Планом социально-экономического развития города объема финансирования на реализацию данной Программы. Заказчик вправе перераспределять финансовые ресурсы между ее разделами и программными мероприятиями в пределах выделенных на нее средств.
В механизме финансирования расставляются следующие акценты:
- в первую очередь финансируются проекты и мероприятия, согласованные и утвержденные в рамках целевых подпрограмм;
- размещение и реализация муниципального заказа осуществляется на основе договора о совместной деятельности между отделом по делам молодежи и соответствующим исполнителем.
- финансирование подведомственных учреждений и предприятий переводится от пассивных дотационных форм на целевое финансирование проектов, программ сохранения инфраструктуры, проведение общегородских мероприятий.
Определяется три типа финансирования проектов и мероприятий, входящих в целевые подпрограммы:
- на долевых условиях по отношению к проектам и мероприятиям, имеющим возможности привлечения внебюджетных средств, сопоставимых с бюджетным финансированием (не менее 50%);
- стартовое финансирование по отношению к проектам, требующим начальное финансирование и имеющим перспективы перевода на самоокупаемый режим;
- финансирование проектов и мероприятий, осуществление которых возможно только при постоянной муниципальной поддержке и требующих специального ресурсного и организационного сопровождения.
Организационно-функциональная структура управления программой
К моменту разработки программы, организационная структура отдела по делам молодежи мэрии не соответствовала его основным функциям. При неоднократном изменении структуры мэрии в 1995-2000 г.г., управление по делам молодежи было преобразовано в отдел без учета разработанной стратегии городской молодежной политики. Основной функцией отдела в 2000 году является лишь обеспечение существующей инфраструктуры молодежной сферы, практически свернута инновационная деятельность, не на должном уровне проводится анализ и прогноз ситуации в молодежной среде, поддержка молодежной инициативы осуществляется по остаточному принципу, и как следствие, возрастает недовольство молодежи к действиям органов местного самоуправления.
В соответствие с разработанной стратегией молодежной политики (т.е. основными целями, принципами и приоритетами) ведущим субъектом в механизме реализации городской молодежной политики должно являться Управление по делам молодежи, организационная структура которого должна соответствовать его основным функциям:
- обеспечение жизнедеятельности существующей инфраструктуры, удовлетворяющей потребности молодежи;
- стимулирование инноваций и работы с авторскими проектами в рамках комплексной и целевых программ;
- анализ и прогноз ситуации в молодежной среде, информационное обеспечение субъектов молодежной политики.
Первый компонент организационной структуры УДМ будет осуществлять повседневное регулирование деятельности подведомственных организаций и учреждений, проводить всю текущую работу по сохранению имеющихся видов деятельности и поддержки необходимой для этого инфраструктуры. Второй компонент оргструктуры будет ориентирован на стратегическое программное развитие, поддержку инновационных процессов, а так же с информационно-аналитическим обеспечением деятельности УДМ по реализации городской молодежной политики.
Важнейшими составляющими в механизме осуществления городской молодежной политики должны быть районные отделы по делам молодежи, муниципальные подростковые клубы, муниципальные учреждения по работе с молодежью (различные центры социально-психологической помощи, реабилитации и социальной адаптации молодежи), МУП "Социальная служба молодежи и др.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий программы обеспечит поэтапное решение следующих проблем:
повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения;
формирование в молодежной среде гражданско-патриотического духа, уважение к истории, культуре, традициям своей страны;
рост деловой активности и самоорганизации молодежи;
снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков, укрепление института молодой семьи;
становление системы, реально влияющей на укрепление здоровья подрастающего поколения, профилактику наркомании и алкоголизма в молодежной среде;
обеспечение вторичной и сезонной занятости подростков и молодежи, снижение уровня безработицы отдельных категорий молодежи;
координация деятельности органов местного самоуправления, различных ведомств, учреждений, организаций, общественных объединений в реализации городской молодежной политики, в решении актуальных проблем молодежи;
создание инфраструктуры информационных, социальных и правовых служб для молодежи;
создание системы подготовки и подбора кадров.
VIII. План первоочередных мер на 2001 год
N п/п |
Наименование мероприятия | Исполнитель | Срок | Финанси- рование (всего) |
Из бюджета города |
Из бюджета области |
Привлеченные средства |
1.1 1.2 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 2.1. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 3.10. 3.11. 3.12. 3.14. 4.1. 4.2. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.7. 4.8. 4.9. 4.10 4.11 4.12 4.13 2.1. 2.2. 2.3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. |
I. Решение социально-экономических проблем молодежи Подготовить предложения по созданию "Калининградской молодежной биржи труда" на базе МУП "ССМ": - разработать Положение "Молодежная биржа труда"; - подготовить проект Постановления мэра "О создании "Калининградской молодежной биржи труда" Внести изменения в Устав МУП "ССМ" о реструктуризации предприятия Подготовить предложения в городской Совет депутатов "О льготах предприятиям, принимающим на работу несовершеннолетних и молодых специалистов" Подготовить предложения по созданию городского Штаба студенческих строительных отрядов; - подготовить проект Постановления мэра "О создании штаба студенческих строительных отрядов г.Калининграда" Заключить договор о совместной деятельности с Калининградским Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по созданию "Молодежной биржи труда" Подготовить предложения по созданию Координационного Совета по молодежному жилищному строительству: - разработать Положение "О координационном Совете молодежного жилищного строительства"; - подготовить проект Постановления мэра "О создании Координационного Совета по молодежному жилищному строительству" Подготовить предложения в городской Совет депутатов "О льготном молодежном ипотечном кредитовании" 2. Кадровое обеспечение Проводить обучающие и методические семинары для повышения квалификации работников служб по трудоустройству молодежи, в том числе и за пределами области 3. Организационные мероприятия Продолжить работу по созданию рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних за счет бюджета города и за счет средств работодателей Продолжить работу по трудоустройству льготных категорий населения на постоянную работу Продолжить работу по созданию новых рабочих мест для молодежи и инвалидов за счет развития собственного производства Провести работу по созданию рабочих мест для студенческой молодежи Продолжить работу с выпускниками ВУЗов и ССУЗов в рамках программы "Молодежная практика" Проводить профориентационную работу со школьниками города на базе подростковых клубов и "Молодежной биржи труда" В каждом районе города создать службы по профориентации и трудоустройству подростков и молодежи Обеспечить жизнедеятельность структур, занятых трудоустройством молодежи Провести мониторинг молодежной среды вопросу занятости и трудоустройства молодежи Разработать типовой строительный проект молодежного жилищного комплекса (МЖК) Обеспечить деятельность Координационного Совета по молодежному жилищному строительству Подготовить и провести конференцию по молодежному жилищному строительству Обеспечить текущую деятельность некоммерческой организации - исполнителя целевой программы 4. Укрепление материально-технической базы Проработать вопрос о выделении помещения муниципальной собственности для размещения "Молодежной биржи труда" Произвести оснащение "Молодежной биржи труда" современным оборудованием II. Социальная поддержка и защита молодежи 1. Нормативно-правовое обеспечение Подготовить предложения и вынести вопрос в Калининградскую областную Думу о разработке областного Закона "О статусе муниципальных подростково-молодежных клубов (центров)" Подготовить предложения городскому Совету депутатов "О льготном налогообложении организаций, оказывающих поддержку муниципальным учреждениям молодежной сферы" Разработать Положение "О деятельности "Молодежного социально- досугового клуба (центра) по месту жительства" Внести изменения в Уставы муниципальных учреждений "Объединение подростковых клубов": Расширение возрастных рамок молодежи, посещающей клубы; Изменение режима работы клуба (центра); Возможность предоставления дополнительных платных услуг населению микрорайона. Подготовить проект Положения о предоставлении дополнительных платных услуг населению города муниципальными подростковыми клубами" Подготовить предложения в постановление Мэра "Об организации летнего труда и отдыха детей, подростков и молодежи" 2. Кадровое обеспечение Создать информационно-методический центр для подготовки и повышения квалификации работников молодежной сферы, а также разработки нормативных актов по молодежной политике Разработать программу обучения и повышения квалификации работников муниципальных учреждений молодежной сферы Проводить аттестацию работников подростково-молодежных клубов Проводить обучающие и методические семинары для повышения квалификации работников подростковых клубов, в том числе и за пределами области Провести конкурс на лучшее программное обеспечение летних оздоровительных лагерей Провести семинар-подготовку работников летних тематических лагерей 3. Тематическое обеспечение работы Ежегодно проводить экспертизу вновь поступающих программ деятельности подростково-молодежных клубов (центров) Оказывать информационно-методическую помощь заинтересованным лицам и организациям в разработке инновационных программ деятельности подростково-молодежных клубов (центров) Представлять программы работы клубов и центров на соискание Российских и зарубежных грантов Привлекать детско-молодежные общественные организации для совместной работы в подростково- молодежных клубах (центрах) Разработать механизм поддержки авторских программ, реализующихся в клубах (центрах) 4. Укрепление материально - технической базы Провести ревизию помещений и диагностику программного обеспечения работы муниципальных подростковых клубов Ввести в строй муниципальный подростковый клуб по адресу: Балтийское шоссе, 106 Провести капитальные ремонтные работы в пяти муниципальных подростковых клубах; текущие ремонтные работы (по мере необходимости) Произвести телефонизацию муниципальных подростковых клубов Приобретать современное спортивное, культмассовое и техническое оборудование в клубы (центры) Обеспечить жизнедеятельность существующих муниципальных подростковых клубов Обеспечить жизнедеятельность ДМСОЛ "Огонек" (в части расходов на коммунальные услуги) Организовать работу летних тематических лагерей Проводить комплекс мероприятий по профилактике социально-опасных явлений среди молодежи Обеспечить жизнедеятельность Центра социально-психологической помощи молодым инвалидам Обеспечить жизнедеятельность Телефона доверия Контакт-плюс Обеспечение жизнедеятельности МУ СРЦН "МОСТ" III. Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи 1. Нормативно-правовое обеспечение Подготовить предложения и внести их в городскую программу "Патриотического воспитания молодежи" Разработать Положение "О деятельности "Районного молодежного экологического центра" Разработать положение о конкурсе локальных молодежных проектов и программ. 2. Кадровое обеспечение Создать информационно-методический центр для подготовки и выпуска методических материалов по развитию молодежного экологического движения Разработать программу обучения работников молодежной сферы и информирование представителей структур власти. Проводить обучающие и методические семинары для повышения квалификации представителей организаций работающих в сфере молодежного экологического движения. 3. Организационные мероприятия Проводить городские марш-броски с тактическими элементами Проводить различные спортивно - технические конкурсы и соревнования в рамках военно-патриотического воспитания молодежи Проводить конкурсы, для выявления наиболее перспективных участников движения. Участие в семинарах и конференциях Российского и международного уровня: Организовать стажировку участников движения в наиболее успешных организациях России. Создание территориальных отделений в районах Калининграда Организация текущей деятельности штаб-квартиры скаутов Создание Совета поддержки скаутского движения Организация деятельности методического скаутского центра, формирование библиотеки скаутской литературы Организация текущей деятельности штаб-квартиры экологического движения Создание Совета поддержки молодежного экологического движения Создание территориальных отделений в районах города Ежегодно проводить конкурс локальных экологических программ и проектов молодежных объединений Оказывать информационно-методическую помощь заинтересованным лицам и организациям в разработке экологических проектов и программ Представлять программы и проекты на соискание Российских и зарубежных грантов Привлекать детско-молодежные общественные организации и подростково-молодежные клубы для проведения совместных мероприятий Провести конкурс авторских программ экологического движения для, реализующихся в клубах (центрах) Провести конкурс молодежных экологических фильмов. 4. Научно методическая деятельность Организовать выпуск сборников молодежного экологического движения Подготовить методическое пособие по формам и методам участие в молодежном экологическом движении. Сформировать информационно - методическую базу экологического движения Подготовить молодежные экологические исследовательские программы для Калининградской области Провести мониторинг деятельности участников экологического движения для выявления проблем и перспективных направлений развития. Курсы для скаутских вожаков Организация и проведение практических семинаров по темам: - проведение скаутских лагерей и слетов; - экологическое воспитание скаутов; - организация международной деятельности - духовное воспитание и т.д. Сертификация скаутских лидеров и отрядов Формирование и издание программных документов скаутского движения Подготовка и проведение ежегодной общеевропейской скаутской акции "Эстафета Рождественского Огонька" Подготовка и проведение слета скаутов-студентов Подготовка и проведение ежегодного скаутского слета "Праздник первого костра!" Организация и проведение автобусной экспедиции "Скауты дорогами Европы" Организация и проведение лагеря скаутов и девочек-скаутов "Медвежья поляна" Формирование фондов экипировочного скаутского центра, для организации скаутских лагерей и программ: (палатки, оборудование для кухни, аптека, мед. оборудование, хозяйственный инвентарь, шанцевый инструмент, байдарки, велосипеды, альпинистское снаряжение, лыжи, электростанция, радио технические средства) Изготовление скаутской формы, атрибутики, символики IV. Интеллектуальное и физическое развитие молодежи 1. Нормативно-правовое обеспечение Подготовить постановление мэра по назначению стипендий мэрии особо одаренным студентам ВУЗов и ССУЗов Калининграда Подготовить предложения в городской Совет депутатов по льготному налогообложению 2. Кадровое обеспечение Создать систему обучения лидеров детских и молодежных общественных организаций Создать систему по подготовке кадров для работы в структурах молодежной сферы Провести комплекс семинаров с приглашением специалистов из других регионов России и из-за рубежа по подготовке молодежных лидеров 3. Организационные мероприятия Обеспечить жизнедеятельность МУ КМКДЦ "Золотой осьминог" Постоянно проводить городские молодежные фестивали и мероприятия с привлечением большего числа молодых горожан и творческих коллективов Постоянно проводить творческие конкурсы для выявления и популяризации различных молодежных творческих коллективов Осуществлять подготовку и проведение культурных акций, семинаров по актуальным проблемам молодежи (в том числе и участием зарубежных партнеров) Оказывать помощь различным молодежным общественным организациям и творческим коллективам в развитии партнерских связей с молодежью зарубежных стран Провести конкурс проектов и программ детско-молодежных общественных организаций для осуществления в 2002 году Обеспечить деятельность молодежного оперативного отряда с привлечением студенческого актива Создать систему информационного обеспечения молодежи и молодежной политики в городе Создать и обеспечить деятельность городского Дома молодежи |
ОДМ мэрии ОДМ мэрии, МУП "ССМ" - ОДМ мэрии ОДМ мэрии ОДМ мэрии Регио- нальный фонд моло- дежного строи- тельства - - ОДМ мэрии и районов, МУП "ССМ" - МУП "ССМ" Штаб студенчес- ких строитель- ных отрядов ОДМ мэрии МУП "ССМ" ОДМ районов МУП "ССМ" ОДМ районов - ОДМ мэрии ОДМ мэрии Регио- нальный фонд молодежного строитель- ства - - - ОДМ мэрии МУП "ССМ" ОДМ мэрии МУП "ССМ" ОДМ мэрии и админист- раций районов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ОДМ КМОО "Молодеж- ная лига" ОДМ Тайфун - КДМОО "Медведь" - - - - - - - - - - - - - - - - КДМОО "Медведь" - - - - - - - - - - ОДМ мэрии - - - - - ОДМ "Золотой осьминог" - - - - - - - |
2001г. 2001г. 2001г. 2001г. 2001г. 2001г. 2001г. посто- янно посто- янно посто- янно 2001г. посто- янно 2001г. посто- янно 2001- 2002 г.г. 2001г. 2001г. 2001г. посто- янно 2001г. посто- янно 2001г. 2001г. 2001г. 2001г. 2001г. 2001г. - - 2001- 2002 г.г. 2001г. посто- янно посто- янно март 2001 май 2001 посто- янно посто- янно посто- янно посто- янно 2001г. 2001г. 2001г. еже- годно 2001- 2004г. посто- янно Посто- янно - - - - - 2001- 2002 г.г. 2001г. посто- янно 4 раза в год 2001г. посто- янно 2001г. 2001г. 2001г. 2001г. - - - - - посто- янно посто- янно посто- янно посто- янно 2001г. 2001г. 2001г. - - - - 2001г. - - - - - - - - - - 2001 - 2001 - - - - - - - - - - - |
- - - - - - - 10 2000 320 150 120 90 30 50 170 10 1100 100 60 80 - 320 - - - - - - 140 15 - 40 - 10 5 - - - - - 360 300 120 360 8000 2000 1600 300 600 200 5630 30 441 130 10 35 30 - 120 - 50 45 - - 25 - 10 - - 25 15 - - 20 30 50 - 20 10 20 10 35 40 75 48 - - - - 60 644 1350 700 200 - 10 200 340 - |
- - - - - - - 10 1192 170 - 100 30 (через отдел труда мэрии) - - 120 - - - - - - - - - - - - - - 15 - - - - - - - - - - 80 538 - - 5764 784 1482 140 337 137 3141 - 50 10 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 10 - - 3 5 - - 37,5 - - - - - - - 241 365 200 - - 5 182 - - |
||
Итого: | 22215 | 15027 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.