Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Итоги реализации
городской молодежной политики
в Калининграде в 1995-2000 гг.
В течение 1995-2000 гг. отделом по делам молодежи мэрии Калининграда, отделами по делам молодежи администраций районов, подведомственными им структурами, проводилась целенаправленная работа в рамках Федеральной программы "Молодежь России", утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1279 от 25.11.94 г. и городской комплексной программы "Молодежь Калининграда 1995-2000 г.г.", утвержденной решением городской Думы N 57 от 29.12.1994 г.
Формирование организационно-кадровой структуры муниципальных органов по делам молодежи:
система органов управления молодежной политикой в нашем городе появилась в числе первых по Российской Федерации. Отдел по делам молодежи горисполкома г.Калининграда создан в 1991 г., в 1994 г. принято постановление горисполкома о реорганизации отдела в управление по делам молодежи мэрии. В 1992 году были созданы отделы по делам молодежи в администрациях районов города.
В соответствии с основными направлениями деятельности городской комплексной программы "Молодежь Калининграда 1995-2000 г.г." была проведена следующая работа:
1. Осуществление трудоустройства и занятости молодежи.
Организация рабочих мест для несовершеннолетних в каникулярный и во неканикулярный периоды. Основными реализаторами данной работы являлись муниципальное унитарное предприятие "Социальная служба молодежи" и отделы по делам молодежи администраций районов через муниципальные подростковые клубы. Рабочие места, в первую очередь, были организованы на предприятиях и организациях бюджетной сферы: в школах, библиотеках, в парках, скверах, осуществлялись ремонтные работы в подростковых клубах. В основном бригады несовершеннолетних осуществляли санитарную очистку города. Оплата труда подростков производилась из бюджета города. В 1995-1996 годах часть расходов по оплате труда брал на себя областной центр занятости населения. До 2000 года заработная плата подростка составляла одну минимальную заработную плату. В настоящее время две. В основном на работу принимаются несовершеннолетние из малообеспеченных семей, по направлениям комиссий по делам несовершеннолетних. Если в 1995-1996 годах наблюдался большой поток несовершеннолетних для трудоустройства на "бюджетные рабочие места", то в настоящее время их количество сократилось вдвое, в связи с тем, что молодые люди не соглашаются работать за столь низкую оплату труда. МУП "Социальная служба молодежи" осуществляет работу по поиску рабочих мест на предприятиях и организациях различных форм собственности, с достаточно высокой оплатой труда для несовершеннолетних 16-18 лет. Всего за период с 1995 по 1999 годы было трудоустроено 23498 несовершеннолетних. На 1 октября 2000 года - 2601.
Данное направление работы позволяет занять общественно полезной деятельностью категорию социально-незащищенных подростков, наиболее подверженную негативным воздействиям и способствует их социализации в обществе.
МУП "Социальная служба молодежи также осуществляет работу по трудоустройству всех категорий населения, в том числе и социально-незащищенных. С 1995 по 2000 годы было трудоустроено более 6 тысяч человек (из них более 730 инвалидов).
Вышеназванные мероприятия подпрограммы "Занятость и трудоустройство молодежи" в определенной мере помогали решать проблемы первичного трудоустройства молодежи и профориентации подростков. В то же время, мероприятия в данном направлении не смогли в полной мере обеспечить занятостью желающих молодых людей из-за ограниченности финансирования данной работы и отсутствия механизма поощрения работодателей, принимающих на работу молодежь.
2. Работа с детьми и подростками по месту жительства
С 1992 года в ведение структур по работе с молодежью были переданы подростковые клубы для работы с детьми и подростками по месту жительства. В 1994 году в городе функционировало 33 муниципальных подростковых клуба. Однако помещения клубов находились на балансе различных ведомств, не было единой структуры управления клубами, содержательная работа клубов строилась "по старинке". Поэтому основной задачей для решения этих вопросов было создание условий для жизнедеятельности муниципальных подростковых клубов и перевод их на новый уровень содержательной работы. Все клубы города были переведены на единый режим работы, структуризировано штатное расписание, осуществлялась поддержка инновационной деятельности клубов, помещения клубов полностью переданы в оперативное управление и на баланс структур по работе с молодежью. Созданы муниципальные учреждения "Объединения подростковых клубов" Московского, Октябрьского, Центрального и Балтийского районов.
Работа муниципальных подростковых клубов позволяет не только организовать здоровый досуг несовершеннолетних в свободное от учебы время, но и вести работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. 40 муниципальных подростковых клубов ежедневно посещает более 2,5 тысяч детей и подростков.
В 1999 году решением городского Совета депутатов Калининграда утвержден единый порядок оплаты труда работников муниципальных подростковых клубов. Постоянно проводятся общегородские семинары с работниками отделов по делам молодежи, педагогами-организаторами подростковых клубов, были проведены творческие смотры-конкурсы работников муниципальных подростковых клубов города Калининграда, городские конкурсы на "Лучший подростковый клуб", спартакиады.
Одной из главных проблем остается состояние материально-технической базы муниципальных подростковых клубов. Из-за недостаточного финансирования вовремя не проводятся капитальные ремонты, в разовые акции выливаются текущие ремонты, многие клубы не оснащены даже самым необходимым оборудованием. Лишь несколько клубов города осуществляют свою деятельность по авторским программам. На недостаточном уровне проводится работа районных отделов по делам молодежи с молодежными и детскими общественными организациями, при тесном взаимодействии с которыми подростковые клубы смогли бы могли поднять свою содержательную работу на новый более высокий уровень.
Кадровая проблема для подростковых клубов была и остается самой актуальной. Невысокая заработная плата, работа в вечернее время с достаточно сложной категорией подростков, невозможность из-за слабой материальной базы вводить новые виды деятельности, не привлекает на работу молодых перспективных педагогов и руководителей.
3. Осуществление социальной поддержки молодежи.
В 1997 году было создано и успешно функционирует муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "МОСТ" в пос.Круглово Зеленоградского района. В настоящее время в учреждении постоянно проживают более 80 человек. Это единственное в России учреждение такого типа. В первую очередь оно работает с детьми и подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию: очень многие из них, при живых родителях остались сиротами (так называемые "социальные сироты") и безнадзорными, что толкает их на совершение правонарушений и бродяжничество. МУ СРЦН "МОСТ" располагается на базе бывшего военного городка, который был передан отделу по делам молодежи мэрии в очень плачевном состоянии. Учитывая важность той проблемы, которую решает "МОСТ", финансирование ремонтных работ осуществлялось из бюджета города. Восстановлены общежитие для воспитанников, столовая, с 1999 года в центре работает школа в отремонтированном помещении бывшей казармы. При центре успешно развивается подсобное хозяйство и проводятся сельхозработы. Воспитанники центра сами вырастили и обеспечили себя сельхозпродуктами.
В области социальной поддержки молодежи осуществляет свою деятельность и муниципальное унитарное предприятие "Социальная служба молодежи". С 1992 года до сегодняшнего на предприятии работает телефон доверия "Контакт-плюс", который оказывает экстренную психологическую помощь населению города. Ежегодно на телефон доверия поступает более 5,5 тысяч звонков.
МУП "ССМ" постоянно проводило и проводит работу с молодыми инвалидами: оказывает содействие в трудоустройстве, проводит различные мероприятия и встречи, помогает молодым людям с ограниченными физическими возможностями социализироваться в обществе.
На районном уровне осуществляли свою работу "Социальная служба молодежи Центрального района" и Центр профилактики наркомании среди подростков в Московском районе.
Структуры по работе с молодежью в Калининграде постоянно осуществляли необходимые мероприятия по организации оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в летний период:
- ежегодно при муниципальных подростковых клубах была организована работа оздоровительных лагерей с дневным пребыванием для детей и подростков школьного возраста до 15 лет включительно, в основном из малообеспеченных и социально-незащищенных семей. В лагерях было организовано двух разовое горячее питание. В данных лагерях смогли отдохнуть с 1995 по 2000 годы более 16,5 тысяч детей. Для работы в качестве воспитателей дополнительно привлекались студенты, молодые безработные, педагоги. Из-за резкого сокращения загородных оздоровительных лагерей, дети и подростки оставались в летний период в городе и для многих лагеря при подростковых клубах были единственным местом организации содержательного досуга во время каникул;
- отделом по делам молодежи мэрии, совместно с различными структурами и общественными организациями проводились разнообразные профильные лагеря: спортивные, военно-патриотические, поисковые, экологические, скаутские, журналистские, археологические, творческие. Для работы в профильных сменах привлекались профессионалы разных специальностей;
- архитекторы, экологи, журналисты, историки и др. Не имея собственной материальной базы, для проведения тематических лагерей отделом приобретались путевки на различные турбазы и пансионаты. В 1999 году отделу по делам молодежи мэрии передан лагерь "Огонек" в городе Светлогорске, материальная база которого была восстановлена силами студенческого строительного отряда, где в текущем году проводились тематические лагеря.
Всего в тематических лагерях с 1995 по 2000 годы отдохнуло более 3700 детей и подростков.
4. Поддержка детских и молодежных общественных объединений.
Система работы с молодежными и детскими организациями в Калининграде строилась на совместной подготовке и организации различных мероприятий. Первоначально с 1994 года, муниципальные структуры по работе с молодежью оказывали содействие инициативным группам в создании и государственной регистрации общественных объединений, оказывалась информационно-методическая помощь. На сегодняшний день в Калининградской области официально зарегистрировано 114 молодежных и детских объединений, из них реально работающих в Калининграде около 40. Постоянно взаимодействуют с мэрией и отделом по делам молодежи по реализации различных проектов городская детско-молодежная организация скаутов "Медведь", экологическая молодежная общественная организация "Озон", Молодежная общественная организация "Объединенный студенческий совет", общественная организация "Клуб молодых избирателей", общественная организация "Центр "Молодежь за свободу слова", общественная организация "Молодежная лига", Ассоциация молодежных и студенческих организаций Калининградской области (АМИСО), общественная организация "Калининградский студенческий клуб" и другие.
Молодежные общественные организации стали инициаторами осуществления многих проектов: образован молодежный оперативный отряд, проводились различные тематические лагеря, информационно-консультативный центр "Дельта К" осуществлял молодежную программу "СТОП-СПИД", постоянно проводились конференции и семинары, акции и студенческие фестивали, создан студенческий строительный отряд. В целях военно-патриотического воспитания молодежи по инициативе молодежной общественной организации "Молодежная лига" с 1998 года проводятся комбинированные марш-броски.
В октябре 2000 года решением Калининградского городского Совета депутатов было утверждено положение "О поддержке молодежных и детских общественных объединений органами местного самоуправления муниципального образования город Калининград", в соответствии с которым система работы мэрии с молодежными организациями включает в себя информационное обеспечение и участие в подготовке кадров этих объединений, привлечение их к выполнению муниципального заказа на предоставлении услуг для молодежи, поддержку проектов и программ объединений, выделение субсидий из средств городского бюджета на уставную деятельность объединений. Данная работа будет строится с теми организациями, которые войдут в реестр "Детских и молодежных общественных объединений города Калининграда".
Инновационная деятельность в молодежной среде осуществлялась по следующим направлениям работы:
Поиск и поддержка молодых талантов.
Отдел по делам молодежи в 1996 году инициировал учреждение стипендий мэра для поддержки особо одаренных студентов высших учебных заведений города. Первоначально выплачивалось 15 стипендий в трех ВУЗах Калининграда. На сегодняшний день талантливые студенты и курсанты шести ВУЗов получают 40 стипендий мэра (в размере пяти минимальных размеров оплаты труда), а также студенты и курсанты семи средних специальных учебных заведений получают 21 стипендию (в размере трех минимальных размеров оплаты труда).
Поддержка творческой молодежи также являлась одним из основных направлений осуществления молодежной политики. В 1997 году было создано муниципальное учреждение "Калининградский молодежный культурно-досуговый центр "Золотой осьминог", которое успешно проводит работу по развитию КВНовского движения в городе, проводит различные конкурсы (Балтийский разгуляй" , "Брейн-ринг"), различные общегородские фестивали и праздники. Все эти мероприятия охватывают большое количество молодых людей, а КВН-ШОУ стали одними из самых посещаемых молодежных мероприятий. Для некоторых победителей и лауреатов творческие конкурсы стали стартом для дальнейшего развития и определения профессиональной деятельности.
Творческие конкурсы проводились и в области литературы. В 1997 году отдел по делам молодежи совместно с газетой "Калининградская правда" и Клубом начинающих журналистов имени герцога Альбрехта организовал открытый городской молодежный литературный конкурс, в котором приняло участие более 70 молодых литераторов. Победители и лауреаты получили призы, дипломы и памятные подарки из рук мэра города. В 1997-1998 гг. отдел по делам молодежи поддерживал организацию регионального фестиваля молодежных театров "Равноденствие".
Управление по делам молодежи в 1995 году учредило молодежную газету "Новый Наблюдатель", в которой публиковалась информация о работе молодежных структур, печатались материалы молодых авторов. После августовского кризиса 1998 года газета была вынуждена прекратить свое существование, однако молодые люди по-прежнему нуждаются в площадке для самовыражения, источнике достоверной информации о молодежной жизни и проблемах.
Поддержка инноваций в сфере международного сотрудничества.
С 1995 года, в рамках международного молодежного сотрудничества были расширены контакты с Боннским Союзом поддержки молодежи и Управлением по делам молодежи, семьи и детей города Бонна (Германия). Ежегодно проводились обмены специалистами по работе с молодежью, молодежными группами, установлены новые контакты с учреждениями и общественными молодежными организациями, проведены стажировки и совместные семинары для специалистов по разнообразной тематике.
Совместно с общественной молодежной организацией "Фребель" (г.Берлин) проводились совместные семинары и обмены молодежными музыкальными группами по программе "Рок-мобиль".
С 1999 года установлены тесные контакты с отделом по делам молодежи Горисполкома г.Минска (Беларусь) по осуществлению проектов военно-патриотического воспитания молодежи, КВН-движения, отдыха молодежи, обучения специалистов.
Взаимодействие со странами Балтийского региона (Литва, Эстония, Польша, Швеция, Дания) осуществляется на уровне участия молодежи города в различных совместных международных проектах и программах.
Мероприятия в области международного молодежного сотрудничества позволяют молодым людям решать общие проблемы, которые актуальны и в России и за рубежом.
Финансовое обеспечение программы.
Несмотря на имеющиеся трудности, связанные в первую очередь с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране в целом, и Калининграде в частности, из бюджета города производилось финансирование мероприятий молодежной политики. В тоже время, удельный вес раздела "Молодежная политика" в городском бюджете первоначально составлял всего 0,4%. (1995 и 1996 годы). Процент исполнения бюджета по данному разделу не превышал 45%. В 1997-1999 годах ситуация в какой-то степени улучшилась и удельный вес раздела составлял 0,6-0,7%, а исполнение - 83-85%. Однако, этих средств было недостаточно даже для обеспечения жизнедеятельности уже существующих структур и проведения самых необходимых мероприятий, поскольку в бюджете города утверждалась сумма лишь в размере 45% от заявленной. Всего из бюджета города за 1995-1999 годы на реализацию программы "Молодежь" было выделено 17 млн. 577 тысяч рублей при плане 26 млн. 438 тысяч рублей (70,4%).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.