Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Горсовета депутатов Калининграда
от 7 февраля 2001 г. N 72
Программа
органов местного самоуправления по сохранению и развитию культуры
Калининграда
на период 2001 - 2005 годы
Введение
Трансформация общественных отношений, которую переживает наше общество за последние годы, оказала противоречивое воздействие на субъектов культурной деятельности. С одной стороны, отказ демократического государства от политического и идеологического контроля над сферой культуры обеспечивает гарантии свободы творчества и свободный доступ к ценностям мировой цивилизации. С другой стороны, сопровождающий трансформацию затяжной экономический кризис поставил субъектов культурной деятельности в крайне трудное положение - средства, выделяемые на культуру из бюджетов всех уровней явно недостаточны, возможности предоставления услуг населению на платной основе ограничены по причине низкого уровня жизни большей части населения.
На этом общем фоне и функционировали учреждения культуры, подчиняющиеся Органам местного самоуправления г.Калининграда.
В целом, социокультурная ситуация в городе определяется следующими основными тенденциями:
- в основном сохранена сеть учреждений, предприятий и организаций, имеющих отношение к культуре, и продолжается процесс передачи в муниципальную собственность новых объектов;
- развивается сеть негосударственных учреждений и предприятий, ориентированных на организацию досуга, при этом отсутствует оптимальный механизм координации культурных процессов;
- в основном разграничены полномочия и функции в системе управления культурой между администрацией области и местным самоуправлением;
- осуществляются творческие обмены с другими муниципальными образованиями России, СНГ, Европы, однако, международные контакты в сфере культуры не имеют системного и целенаправленного руководства со стороны Органов местного самоуправления;
- в городе не удалось органично соединить историческое наследие и российскую культуру.
При разработке Программы сохранения и развития культуры в г.Калининграде использовались следующие принципиальные подходы:
1. В сфере регулирования отраслью на первый план выдвигается задача сохранения гарантий общедоступности ценностей культуры.
2. В культурном отношении г.Калининград должен быть полностью интегрирован в культурное пространство России.
3. В условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов их необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях.
4. В современных условиях резко возрастает значение программно-целевого подхода. Он позволяет:
- В условиях ограниченных материальных и финансовых ресурсов сконцентрировать имеющиеся резервы и средства на основных направлениях, определенных программой.
- Привлечь к разработке и реализации программы заинтересованных субъектов культурной деятельности (как государственных, так и негосударственных структур), преодолеть ведомственный барьер, сформировать сеть горизонтальных связей между различными организациями и учреждениями, частными лицами.
Программа состоит из 5 разделов. В первом разделе излагаются результаты анализа ситуации в области культуры. Во втором разделе рассматривается стратегия развития культуры, ее основные цели, задачи, принципы и приоритеты, реализация которых является главной целью данной Программы. В третьем разделе представлены главные направления и приоритеты по развитию культуры. В четвертом условия и механизмы реализации программы органами местного самоуправления. Разрабатываются предложения по изменению организационно-функциональной структуры управления процессом реализации Программы, технология осуществления контроля. В пятом разделе дан прогноз социальной эффективности реализации Программы (ожидаемые результаты). В шестом разделе содержится план первоочередных мероприятий (в соответствии с приоритетами). В Приложении N 1 публикуются документы, конкретизирующие основные разделы программы, справочные, информационные и другие материалы, использованные и подготовленные в ходе разработки Программы.
Паспорт программы
Наименование программы
"Программа органов местного самоуправления по сохранению и развитию культуры Калининграда на период 2001 - 2005 годы"
Разработчики программы
"Программа органов местного самоуправления по сохранению и развитию культуры Калининграда на период 2001 - 2005 годы" разработана Отделом культуры мэрии г.Калининграда при участии специалистов Калининградского социологического центра и руководителей учреждений, организаций и предприятий сферы культуры.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на период до 2005 года. При этом план первоочередных мероприятий и объемы финансирования рассчитаны на 2001 год. В последствии корректировка, уточнение программы и планов будет производится ежегодно.
Объем и источники финансирования
Финансирование первоочередных мероприятий на 2001 год будет осуществляться в пределах утвержденных городским Советом бюджетных ассигнований на основную деятельность отрасли.
Реализация программы предполагает привлечение спонсорской помощи и мероприятия по повышению собственных доходов учреждений культуры.
Система контроля
Контроль за реализацией Программы осуществляется Комитетом по социальным вопросам мэрии и городским Советом депутатов
Нормативная база Программы
Закон РФ от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями от 23 июня 1999 г.).
Закон Калининградской области "О регулировании отношений субъектов культурной деятельности".
1. Анализ ситуации
1.1. Основные тенденции
Решение задач по сохранению и развитию культуры в г.Калининграде органами местного самоуправления за последние годы происходило на фоне серьезных изменений в области экономики, политики и государственного строительства, сопровождавшихся серьезным экономическим кризисом, последствия которого существенны как для населения, так и местного самоуправления.
На этом фоне в функционировании системы учреждений культуры проявились следующие основные тенденции.
В целом, ситуация в сфере культуры характеризуется следующими тенденциями:
- в основном, сохранена сеть учреждений, организаций, предприятий культуры и искусства города;
- продолжается процесс передачи в муниципальную собственность объектов социокультурной сферы и создание на их базе новых муниципальных учреждений;
- развивается сеть негосударственных учреждений и предприятий культуры, ориентированных на организацию досуга;
- разграничены в основном полномочия и функции в системе управления культурой между администрацией области и органами местного самоуправления;
- реализуются программы, направленные на эстетическое образование и воспитание детей и подростков;
- установлены контакты и осуществляются творческие обмены с другими муниципальными образованиями России, СНГ и Европы;
- предпринимались попытки инновационной деятельности в области культуры.
Можно сделать вывод, что учреждения культуры и система управления, в целом, сумели адаптироваться к новым историческим условиям.
Вместе с тем, социально-экономическая ситуация в Калининграде и области не позволила решить сложный комплекс проблем, стоящих перед сферой культуры, и, по-прежнему, сохраняющих свою актуальность:
1. Недостаточный уровень благосостояния и потребности отдельных категорий населения в наиболее сложных сферах культурной деятельности не позволяют расширить спектр услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры и искусства, в том числе на платной основе.
2. Имеющаяся сеть и материальная база муниципальных учреждений культуры, в основном, не соответствует реальным потребностям жителей города, и прежде всего, молодежи.
3. Рассогласование государственного и негосударственного сектора в сфере культуры, ведомственная разобщенность, отсутствие оптимального механизма координации культурных процессов на территории города отражаются на результатах проводимых культурных акций.
4. Международные контакты в сфере культуры не имеют системного и целенаправленного руководства со стороны органов местного самоуправления.
5. Органично не соединены историческое наследие и российская культура.
Значительная часть проблем в функционировании учреждений культуры связана с низким уровнем благосостояния большей части горожан. О том, насколько положение неблагоприятно, свидетельствуют результаты репрезентативных опросов, проведенных Калининградским социологическим Центром. Приведем результаты одного из них.*
Примечание: * - характеристики опроса приведены в разделе 7.
Вопрос: "Как бы Вы оценили уровень покупательной способности своей семьи сейчас?"
(в % от всех опрошенных)
/-------------------------------------------------------------\
| 1. Мы едва сводим концы с концами, денег не хватает | 39 |
| даже на продукты питания | |
|-------------------------------------------------------+-----|
| 2. На продукты денег хватает, но покупка одежды | 43 |
| вызывает финансовые затруднения | |
|-------------------------------------------------------+-----|
| 3. Денег хватает на продукты и на одежду, но покупка | 14 |
| вещей длительного пользования является для нас | |
| проблемой | |
|-------------------------------------------------------+-----|
| 4. Мы можем без труда приобрести вещи длительного | 2 |
| пользования, однако, для нас затруднительно | |
| приобретать действительно дорогие вещи | |
|-------------------------------------------------------+-----|
| 5. Затрудняюсь ответить | 2 |
\-------------------------------------------------------------/
Естественно, что низкая покупательная способность значительной части населения не позволяет в полной мере рассчитывать на такой источник финансирования, как предоставление платных услуг.
Одновременно, учреждения культуры, находящиеся в муниципальной собственности, недостаточно финансируются из бюджета города.
Удельный вес расходов на культуру в период с 1996 по 2000 гг. составил:
/-------------------------------------------------------------\ |1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
|---------+-------------+------------+------------+-----------|
|1,2% | 1,0% | 1,1% | 1,0% | 1,6% |
\-------------------------------------------------------------/
1.2. Положение муниципальных
учреждений культуры
Кинотеатры
Муниципальные кинотеатры "Победа", "Родина", "Баррикады" работают в условиях полного хозрасчета, не получая дотации из бюджета.
Общая ситуация с кинопрокатом не позволяет этим организациям в полном объеме реализовать возложенные на них функции. Поставщиком кинофильмов является Калининградское областное киновидеообъединение, предоставляя в основном ретроспективные или неконкурентоспособные на кинорынке фильмы. Работа с другими партнерами невозможна из-за сложившихся условий кинопроката. Так же негативно сказывается на востребованность услуг кинотеатров эстетический вид помещений и техническая оснащенность.
С целью проведения реконструкции здания и расширения комплекса услуг культурно-досуговой деятельности между кинотеатром "Победа" и ООО "Комсомольская правда - Запад" в 1998 г. заключен договор о совместной деятельности. Однако, совместное сотрудничество не принесло желаемых результатов.
Так же, в целях организации комплекса качественных услуг по демонстрации кинофильмов и других форм культурно-досуговой деятельности с ООО "Балтийский Кит" заключен долгосрочный договор аренды с инвестиционными условиями на здание кинотеатра "Родина". В настоящее время ведутся работы по капитальному ремонту и реконструкции здания кинотеатра. Завершение ремонтных работ планируется в феврале 2001 года. В результате город приобретет современный кинотеатр европейского уровня.
Кинотеатр "Баррикады" в настоящее время выполняет функции социального культурного учреждения, основными зрителями которого являются дети и малообеспеченные слои населения. Здание кинотеатра требует капитального ремонта.
Калининградская Центральная библиотечная система
Информационное обеспечение жителей Калининградской области осложнено территориальной оторванностью от крупнейших российских производителей и хранилищ информации (книгоиздательских, книготорговых организаций, библиотек-фондодержателей и др.). Традиционные технологии доставки печатных изданий в регион стали слишком дорогими, а, следовательно, доступны лишь ограниченному кругу пользователей и потому малоэффективны. Значительная часть информационных запросов горожан может быть реализована путем поиска в электронных ресурсах глобальной сети Интернет, однако лишь незначительная часть калининградцев имеет в своем распоряжении персональные компьютеры и доступ к Интернет в силу ограниченных финансовых возможностей, а среди тех, кто имеет доступ к электронным ресурсам, большинство не обладает навыками информационного поиска и испытывает сложности по нахождению адекватной запросу информации.
Калининградская ЦБС - одно из наиболее значимых в городе библиотечных учреждений, предоставляет широкий спектр услуг информационного, просветительского и образовательного характера для различных категорий жителей города. Ежегодно количество читателей Калининградской ЦБС составляет более 100000 человек, книговыдача более 2000000 экземпляров книг и периодических изданий, количество посещений - более 600000. Центральная городская библиотека им. А.П.Чехова Калининградской ЦБС:
- в числе первых библиотек области начала процессы автоматизации библиотечно-библиографических процессов, использует новые информационные технологии в обслуживании пользователей, в т.ч. - с сентября 2000 г. участвует в программе "Электронная информация для библиотек" Института "Открытое общество";
- является основным партнером областной универсальной научной библиотеки в процессе корпоративной каталогизации (создание электронных каталогов);
- имеет значительный опыт методического руководства муниципальными библиотеками (20 библиотек), осуществляет методическую, консультационную помощь библиотекам различных ведомств, ранее принадлежавшим к распавшимся ведомственным библиотечным сетям, недавно организованным учебным специальным библиотекам;
- с 1998 года является Региональным библиотечным центром по Мегапроекту "Пушкинская библиотека: Книги для российских библиотек" в Калининградской области, имеет отлаженные механизмы организационного взаимодействия более чем с 20-ю участниками Мегапроекта;
- имеет хорошо отлаженные партнерские связи с вузовскими библиотеками региона, координируя свои усилия в комплектовании книжных фондов, процессах книгообмена;
- обладает практическим опытом в деятельности по повышению квалификации библиотечных работников Калининградской области.
Несмотря на серьезный потенциал (кадры и фонды) библиотек Централизованной библиотечной системы самостоятельно, без целевой (стартовой) финансовой поддержки, на новые технологии обслуживания перейти не смогут.
Муниципальные парки
Краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности
МП Центральный парк культуры и отдыха
Предприятие является самостоятельно действующим субъектом. Финансирование из бюджета не предусмотрено.
В 1999 г. доход парка составил 2302640 руб. (в 1998 г. - 1337520 руб., в 1997 г. - 1014104 руб.).
Впервые за многие годы получена балансовая прибыль. Перечисленный в бюджет налог на прибыль составил 134450 руб.
МП парк культуры и отдыха "Юность"
Парк осуществляет свою деятельность за счет финансирования из городского бюджета, собственных доходов и спонсоров.
Основные источники финансирования:
1. Бюджет - 156000 руб.
2. Собственные доходы - 143000 руб.
3. Спонсорская помощь - 9000 руб.
Всего - 308000 руб.
Парк "Юность" также, впервые за много лет, стал прибыльным, налог на прибыль, перечисленный в бюджет, составил 5500 руб.
МП парк культуры и отдыха "Балтийский"
Парк является хозяйствующим субъектом, финансируемым из городского бюджета. В 1999 г. из городского бюджета поступило 80700 руб. Собственные доходы составили 2000 руб.
МП парк культуры и отдыха им. 40-летия ВЛКСМ
Парк является хозяйствующим субъектом, финансируемым из городского бюджета. Финансовые расходы по содержанию парка составили 99150 руб.
Источники финансирования:
1. Бюджет - 103000 руб.
2. Собственные доходы - 30000 руб.
Из них:
- сдача имущества в аренду - 22900 руб.
- доходы от услуг - 1560 руб.
- прокат инвентаря - 490 руб.
Основными проблемами парков являются:
- отсутствие достаточного и качественного ассортимента парковых услуг;
- крайне слабое техническое оснащение и отсутствие финансовых средств на развитие материально-технической базы;
- отсутствие коммуникационных систем.
Калининградский Зоопарк
В последнее время Зоопарк находится не в лучшем состоянии: старее коллекция животных - многие достигли критического возраста, много неукомплектованных пар. Большинство сооружений требуют капитального ремонта и реконструкции, особенно здания довоенной постройки. Все это создает дополнительные трудности содержания Зоопарка в надлежащем виде. Проблемой является состояние существующих систем водоснабжения и канализации.
Отсутствие специальных мощностей для обслуживания персонала горячая вода, питание, отопление, радиосвязь - так же влияет на качество работы служителей.
Условия содержания животных также не соответствуют нормам, не учитывается значительный прогресс в общественном отношении к Зоопаркам как весомой части в системе экологического образования.
Финансовая деятельность Зоопарка в 1999 г.:
По плану, тыс.руб. |
Фактически, тыс.руб. |
% | +,- тыс.руб. |
|
Финансирование из бюджета Собственные доходы Спонсорские средства Всего доходов |
5500 1200 6700 |
3117,6 2543,2 107,7 5768,5 |
56,7 211,9 86,1 |
-2382,4 +1343,2 +107,7 -931,5 |
Недофинансирование из бюджета составило 2382400 рублей или 43,3% от планируемого, что частично было перекрыто за счет доходов Зоопарка от входной платы и другой деятельности. Из-за недостаточного финансирования городскими властями Зоопарк не может направлять в полном объеме получаемые доходы на реконструкцию и строительство новых объектов, возникают серьезные проблемы с укомплектацией пар и приобретением новых животных, иногда возникают проблемы с приобретением кормов, создавая крайне напряженную обстановку в Зоопарке.
Из-за низкой заработной платы работников Зоопарка, текучесть кадров составила в 1999 году 70%. Однако, состав ведущих специалистов изменился незначительно, что говорит, скорее, об энтузиазме, а не о том, что их устраивает заработная плата.
Дом искусств
За время своей работы (открытие состоялось 31.01.98 г.) Дом искусств представил на суд зрителей ряд новых и интересных проектов.
На сцене большого концертного зала выступали различные музыкальные и театральные коллективы Санкт-Петербурга, Москвы, лучшие солисты-исполнители России, хор Дома искусств, муниципальный симфонический оркестр. Многие программы в их исполнении звучали в Калининграде впервые.
Сцена малого театрального зала предоставлена драматической труппе "Другой театр", в основе его репертуара - произведения русских авторов серебряного века.
В фойе Дома искусств экспонировались выставки живописных и фоторабот калининградских и европейских художников, предпринимались попытки создания творческого объединения молодых художников "Клуб Я".
В практику работы вошли профессиональные праздники и вечера отдыха работников муниципальных предприятий, а также творческие отчеты учащихся хозрасчетной хореографической студии Дома искусств, творческих коллективов муниципальных школ искусств.
Дом искусств образован на базе ликвидированного предприятия "Кинотеатр "Октябрь". Здание имеет значительный материальный износ, основные коммуникации не ремонтировались 25 лет. Зрительные залы не располагали необходимым сценическим оборудованием и техническими средствами. До настоящего времени отсутствует минимально необходимый набор закулисных помещений, а также помещений для размещения административного аппарата, творческих коллективов. Практически отсутствуют подсобные помещения, где возможно разместить костюмерный, пошивочный, художественно-оформительские цеха, артистические помещения и душевые. Отсутствует современная система внутренней связи служб Дома искусств.
За истекший период предприняты меры по укреплению материально-технической базы: оборудован гардероб на 1000 мест, отремонтированы туалеты, фойе большого зала, произведен частичный ремонт системы отопления (калориферы) и системы энергообеспечения большого зала. Минимально оснащены зрительные залы: установлены сцены в концертном и театральном залах, оборудованы системы освещения сцен. Подвальные помещения приспособлены под вспомогательные цеха.
Однако, состояние материально-технической базы, отсутствие элементарных условий не позволяют осуществлять возложенные на Дом искусств функции в полном объеме, создавать новые коллективы, приглашать на гастроли коллективы, в составе труппы которых более 20 человек.
Художественное воспитание и образование
В настоящее время начальное музыкально-художественное образование детей и подростков в городе Калининграде осуществляют 10 муниципальных образовательных учреждений культуры, в т.ч. 6 музыкальных школ, 3 школы искусств, 1 художественная школа. При детских музыкальных школах им.Глиэра и Балтийского района действует 2 школы общего музыкального образования.
В целях качественного формирования основного контингента учащихся, практически при всех школах открыты хозрасчетные подготовительные отделения, развивается сеть филиалов на базе общеобразовательных школ.
Анализ статистических отчетов школ за последние 2 года показал, что, несмотря на проблемы, связанные с родительской оплатой за обучение, основной контингент учащихся стабилен и составляет 3653 человек, в т.ч. музыкальных школах - 2072, в школах искусств - 1298, в художественной школе - 283. Что касается набора, то большого оттока учащихся не наблюдается, в целом он сохраняется в рамках плановых цифр. Общее число обучающихся в 1 классах составляет 879 человек.
Необходимо подчеркнуть, что плата за обучение оставалась неизменной в течение 2-х последних лет. Однако, в связи с изменяющейся финансовой ситуацией в стране, решение данной проблемы остается открытым.
При высоком уровне образования (подтвержденным многими наградами учащихся школ на конкурсах и фестивалях) практически все школы сталкиваются с проблемами, вызванными недостаточным развитием материально-технической и учебной базы. Часть проблем удалось решить за счет привлечения средств спонсоров, но масштабы спонсорской помощи недостаточны.
1.3. Туристический комплекс
Являясь центром области, имея долгую и интересную историю и находясь на стыке российской и западной культуры, Калининград обладает большим туристическим потенциалом. В городе имеются все предпосылки, необходимые для его превращения в многофункциональную туристическую зону, ориентированную на широкий спектр отдыхающих. Поэтому развитие индустрии туризма на территории Калининграда является важной частью Стратегии развития города.
Среди многих факторов, определяющих конкурентные преимущества туристического комплекса Калининграда, выделяются, прежде всего, такие его особенности, как: высокий историко-культурный потенциал, связанный с наличием на территории города памятников истории и архитектуры, фортификационных сооружений, объектов инженерной инфраструктуры и садово-паркового искусства, имеющих высокую культурно - историческую ценность;
выгодное географическое расположение города и наличие развитой транспортной инфраструктуры, главным узлом которой является Калининград, открывающие широкие возможности для сочетания сухопутного туризма с международными морскими маршрутами.
В настоящее время в Калининграде работает около 70 туристских фирм, которые осуществляют как отправку, так и прием туристов. Однако их усилия по рекламе города как привлекательного туристского центра, направленные на расширение приема туристов не скоординированы и, в силу этого, малоэффективны.
На основании анализа текущего состояния отрасли можно выделить следующие основные причины, определяющие низкую степень использования конкурентных возможностей города в сфере туристического бизнеса. К их числу относятся:
- отсутствие необходимой современной инфраструктуры туризма;
- ограниченный спектр и низкое качество предоставляемых туристических услуг;
- отсутствие активных рекламных и маркетинговых компаний.
Вместе с тем, наличие благоприятных предпосылок для развития Калининграда как регионального центра туристического обслуживания определяет необходимость разработки комплекса специальных мер, направленных на поддержку развития этой отрасли городской экономики.
2. Основная цель, задачи и принципы работы органов местного
самоуправления по сохранению и развитию культуры
в г. Калининграде
2.1. Основная цель программы
Программа предполагает, что основным субъектом ее реализации выступает Отдел культуры мэрии г.Калининграда. Она учитывает, прежде всего, реальные возможности системы местного самоуправления города, финансовые и другие ресурсы, существующую структуру управления. Поэтому, в предлагаемой Программе обозначены концептуальные подходы к политике в области культуры в масштабах всего города и более подробно проработаны только те мероприятия, которые реально может осуществлять отдел.
Основной целью Программы является:
Создание условий для воспроизводства и развития творческого потенциала города, формирование единого культурного пространства Калининграда и России.
2.2. Основные задачи
В соответствии с данной целью можно выделить основные задачи Органов местного самоуправления в сфере культуры.
1. Сохранение и развитие российской и, прежде всего, русской национальной культуры:
- поддержка профессионального искусства, сохранение и развитие русской национальной культуры, ценностей российской, европейской и мировой культуры;
- поддержка действующих, создание новых творческих общественных объединений и учреждений, действие которых направлено на сохранение и развитие народного творчества, традиций и фольклора, художественных промыслов и ремесел.
2. Сохранение культурно-исторического наследия города:
- сохранение памятников культуры и искусства;
- сохранение и развитие историко-культурных и природно-ландшафтных комплексов;
- создание инфраструктуры для осуществления задач по сохранению и изучению культурно-исторического наследия.
3. Поддержка развития туристического комплекса:
- проведение активной маркетинговой политики;
- создание Фонда развития туристической инфраструктуры;
- формирование пакета инвестиционных проектов;
- развитие межрегиональных и международных связей.
4. Поддержка инновационной деятельности в области культуры;
- внедрение информационных технологий;
- внедрение новых методов взаимодействия между субъектами культурной деятельности разных форм собственности.
5. Развитие творческих обменов с другими муниципальными образованиями России, СНГ, Европы.
2.3. Принципы реализации программы
Сохранение и развитие культуры Органами местного самоуправления Калининграда может осуществляться на основе следующих принципов:
- установление приоритетности развития самой культуры, ее творческого гуманистического потенциала как важнейшего ресурса самоопределения и саморазвития личности и города;
- обеспечение правовых гарантий на собственность и свободу выбора деятельности в области культуры независимо от убеждений и положения человека в обществе;
- приоритет творческой самодеятельности человека и самоуправления граждан в области культуры, содействие созданию соответствующих общественных объединений и организаций;
- развитие русской национальной культуры как одного из средств сохранения статуса Калининградской области в качестве неотъемлемой части Российской Федерации;
- равенство и самоценность всех культур, сохранение и развитие их национально-культурного своеобразия, содействие самореализации каждого гражданина на основе общечеловеческих, национальных и территориально-локальных ценностей культуры.
Сформулированные принципы должны стать основой деятельности городских представительных и исполнительных органов власти в сфере культуры, тем более, что многие из них имеют соответствующее правовое обеспечение. Принципы предлагаемой стратегии сохранения и развития культуры в Калининграде могли бы стать определенными ориентирами и для деятельности негосударственных предприятий и организаций, а также многообразных общественных объединений, ассоциаций, фондов, действующих в сфере культуры.
3. Главные направления и приоритеты
в политике органов местного самоуправления
по сохранению и развитию культуры
в г. Калининграде
3.1. Исходя из существующих возможностей, целей и задач Программы, реализация политики по сохранению и развитию культуры связана с работой в следующих основных направлениях:
- развитие сети публичных библиотек;
- развитие сети культурно-зрелищных учреждений;
- развитие системы образования в области культуры и искусства;
- взаимодействие с негосударственными субъектами культурной деятельности и с субъектами, действующими в смежных областях.
3.2. Приоритеты в сохранении
и развитии культуры
В определении приоритетов необходимо исходить из двух предпосылок:
1-я - гарантий доступности учреждений культуры для большей части населения города.
2-я - повышения качества предоставляемых услуг.
Направление деятельности: Библиотеки
Приоритет:
Совершенствование Центральной библиотечной системы за счет развития новых информационных технологий.
Направление деятельности: Культурно-зрелищные учреждения
Приоритет:
Обеспечение, за счет сочетания финансирования из городского бюджета, из собственных доходов, спонсорской помощи, доступности учреждений культуры при повышении качества предоставляемых услуг.
В условиях недостаточного финансирования учреждений культуры основное внимание органов местного самоуправления должно быть уделено:
- Дому искусств;
- Центральному парку культуры и отдыха;
- Зоопарку.
Направление деятельности: Система образования в области культуры и искусства
Приоритет:
Поддержка творческих проектов, направленных на:
- внедрение новых, прогрессивных форм обучения;
- поддержку наиболее талантливых учащихся.
Направление деятельности: Взаимодействие с другими субъектами культурной деятельности
Приоритет:
Содействие со стороны органов местного самоуправления в создании в г.Калининграде современного туристического комплекса.
4. Механизмы реализации программы
органов местного самоуправления
по сохранению и развитию культуры
"Механизмы" реализации Программы в самом общем виде - это совокупность способов воздействия на объективную реальность, такое воздействие, которое формирует новую реальность в соответствии с принятыми целями и задачами.
Основой управленческого воздействия на ситуацию является распределение ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных и т.д.) и выработка и принятие правил (норм), по которым распределяются эти ресурсы.
Основными способами воздействия
(механизмами) являются:
- Оптимизация организационно-управленческого обеспечения и взаимодействие органов власти с негосударственным сектором в сфере культуры;
- совершенствование нормативно-правовой базы органами местного самоуправления в сфере культуры;
- сохранение и развитие материально-технической базы муниципальных учреждений и предприятий культуры;
- финансовое обеспечение культурной политики, выявление дополнительных источников, развитие платных услуг;
- повышение эффективности и сохранение кадрового потенциала;
- информационное и научно-методическое обеспечение реализации цели и основных задач в сфере культуры.
5. Ожидаемые результаты
реализации программы
Реализация предлагаемой стратегии позволит обеспечить сохранение и развитие российской и, прежде всего, русской культуры в городе с учетом специфики геополитического положения. Это будет содействовать не только национально-культурному самоопределению, но и формированию гражданского самосознания, а тем самым способствовать диалогу культур со странами Прибалтики и Европы на равноправной основе. Мало того, позволит превратить город в своеобразный центр русской культуры, ориентированный на обеспечение духовных потребностей и запросов русской диаспоры в странах Балтии. При этом город может стать важной экспериментальной площадкой, на которой отрабатываются механизмы культурного воздействия, прежде всего с ближним и дальним зарубежьем.
Помимо достижений этой стратегической цели, выполнение Программы позволит:
- обеспечить доступность ценностей культуры и цивилизации для широких слоев населения Калининграда;
- сохранить и развить сеть муниципальных учреждений, организаций и предприятий, действующих в сфере культуры;
- повысить качество услуг, предоставляемых учреждениями, организациями и предприятиями, действующими в сфере культуры;
- внедрить современные информационные технологии;
- отрабатывать новые организационно-правовые формы взаимодействия субъектов культурной деятельности различных форм собственности;
- создать предпосылки для развития в г.Калининграде современного туристического комплекса.
6. План первоочередных мероприятий по реализации Программы
по сохранению и развитию культуры на 2001 г.
NN пп |
Мероприятия |
Испол- нители |
Срок испол- нения |
Источники финансирова- ния |
Предполагае- мый объем финанси- рования, 2001 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организационные мероприятия | |||||
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 |
Поддержка профессионального искусства, сохранение и развитие национальных традиций и культуры Поддержка действующих и создание новых творческих коллективов, в т.ч. - на общественных началах Открытие лицейских классов в детских музыкальных школах Создание современных досуговых комплексов на базе кинотеатров путем при- влечения инвесторов на условиях долгосрочного сотрудничества: - "Баррикады" Продолжение работы в рамках международных программ "ECAD", "Открытое общество" и др. Создание Дома Дружбы (Дом национальной культуры) Создание городского координационного Совета по культуре |
Отдел по культу- ре Отдел по культу- ре Отдел по культу- ре Отдел по культу- ре Отдел по культу- ре Отдел по культу- ре |
посто- янно посто- янно II кв. 2001 г. 2001 г. 2001 г. 2001 г. 2001 г. |
Городской бюджет -"- -"- -"- -"- -"- -"- |
В пределах бюджета на основную деятельность -"- -"- -"- -"- -"- -"- |
2. Нормативно-правовое обеспечение | |||||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 |
Принятие Программы сохранения и развития культуры в г.Калининграде Разработка Положения о городском координационном Совете по культуре Разработка Положения о порядке ликвидации учреждений, организаций и предприятий культуры Положение об оплате труда работников муниципальных предприятий, учреждений и организаций культуры Решение об оплате за обучение детей в муниципальных детских музыкальных, художественной и школах искусств |
Отдел по культу- ре Отдел по культу- ре Отдел по культу- ре Отдел по культу- ре Отдел по культу- ре |
2001 г. 2001 г. 2001 г. 2001 г. 2001 г. |
-"- -"- -"- -"- -"- |
-"- -"- -"- -"- -"- |
3. Информационное обеспечение | |||||
3.1 | Активизация информационной деятельности в сфере культуры и искусства |
Отдел по культу- ре |
посто- янно |
-"- | -"- |
4. Развитие материально-технической базы культуры | |||||
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 |
Осуществление капитального ремонта и реконструкции помещения "Дома искусств": - строительство артистической пристройки Завершение капитального ремонта зданий детских музыкальных школ: - им.Гофмана (Ленинградский район) Осуществление модернизации 10 библиотек-филиалов ГЦБС (приобретение современной компьютерной техники, про- граммного обеспечения) Создание единой электронной информационной системы (14 библиотек) Осуществление строительства в Калининградском Зоопарке ветеринарной лечебницы, административного здания и 3 вольеров |
Отдел по культу- ре Отдел по культу- ре Отдел по культу- ре Отдел по культу- ре Отдел по культу- ре |
2001 г. 2001 г. 2001 г. 2001г. 2001г. |
-"- -"- -"- -"- -"- |
-"- -"- -"- -"- -"- |
7. Первоочередные мероприятия по развитию
туристического комплекса
NN пп |
Мероприятия |
Испол- нители |
Срок испол- нения |
Источники финансирова- ния |
Предполагае- мый объем финанси- рования, 2001 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организационное обеспечение | |||||
1.1 1.2 1.3 1.4 |
Создание Фонда развития туристической инфраструктуры города Проведение ежеквартальных семинаров с руководителями турагентств, гостиниц, ресторанов и кафе, музеев, транспортных и культурных организаций Проведение ежеквартальных встреч работников туризма с представителями по- граничных и таможенных служб, МИДа, ОВИРов, консульств, налоговых органов Разработка программ развития специали- зированных видов туризма: культурно-познавательного, делового, детского, мо- лодежного, образовательного |
Мэрия Коорд. Совет по ту- ризму при Мэрии Коорд. Совет по ту- ризму при Мэрии Междун. отдел Мэрии, коорд. Совет, Гор- совет |
2 кв. 2001г. 2001г. 2001г. 2 кв. 2001г. |
Собственные средства пред- приятий Собственные средства пред- приятий Собственные средства пред- приятий Средства го- родского бюджета |
В пределах выделенных бюджетных средств |
2. Нормативно-правовое обеспечение | |||||
2.1 2.2 |
Развитие и совершенствование местной нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения субъектов туристического рынка Разработка нормативно- правовых документов по созданию Фонда развития ту- ристической инфраструктуры города |
Юридич. отдел, Междун. отдел Мэрия, Гор- совет |
2001 г. 1 кв 2001 г. |
В рамках средств город- ского бюджета В рамках средств город- ского бюджета |
В пределах выделенных бюджетных средств В пределах выделенных бюджетных средств |
3. Развитие материально-технической базы туризма | |||||
3.1 | Формирование пакета инвестиционных проектов развития инфраструктуры ту- ризма по следующим направлениям: - объекты размещения (гостиницы, гостевые дома, пансионаты) - объекты показа (музейный комплекс, памятники истории, культуры, архитектуры, садово-паркового искусства) - развитие специализированного авто- транспонта - спортивно- оздоровительные и куль- турно-массовые объекты |
Комите- ты и управ- ления Мэрии, пред- приятия и орга- низации |
2001 г. |
Собственные и заемные ср-ва предприятий частично - средства бюджета на воз- вратной основе, ср-ва вне- бюджетных фондов |
|
4. Развитие межрегиональных и международных связей | |||||
4.1 4.2 |
Заключение соглашений о сотрудничестве в сфере туризма с городами: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Мурманск и др. Заключение соглашений о сотрудничестве в сфере туризма с городами: Каунас, Клайпеда, Гданьск и др. |
Между- народ- ный отдел Между- народ- ный отдел |
2001 г. 2001 г. |
Средства го- родского бюджета Средства го- родского бюджета |
В пределах выделенных бюджетных средств В пределах выделенных бюджетных средств |
5. Рекламно-информационное обеспечение | |||||
5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 |
Создание информационного центра Издание каталогов турфирм и маршрутов Создание сайта Калининграда в Интернете Участие в работе туристических ассоциаций Проведение рекламной кампании в российских СМИ с целью пропаганды Кали- нинграда как привлекательного и безо- пасного туристического центра Размещении экспозиции Калининграда на туристических выставках: в Москве, Санкт-Петербурге Установка рекламных щитов в центре Калининграда, в аэропорту, на вокзалах |
Между- народ- ный отдел, коорди- национ- ный Совет Тур- фирмы Мэрия Тур- фирмы Коорди- национ- ный Совет Тур- фирмы Тур- фирмы |
2 кв. 2001 г. 2001 г. 1 кв. 2001 г. 2001 г. 2001 г. 2001 г. 2001 г. |
Собств.ср- ва, ср-ва Фонда развития тур. инфраструкт. Города, частично - ср-ва гор. бюджета Собств.ср- ва, ср-ва Фонда развития тур. инфраструкт. Города, частично - ср-ва гор. бюджета Собств.ср- ва, ср-ва Фонда развития тур. инфраструкт. Города, частично - ср-ва гор. бюджета Собств.ср- ва, ср-ва Фонда развития тур. инфраструкт. Города, частично - ср-ва гор. бюджета Собств.ср- ва, ср-ва Фонда развития тур. инфраструкт. Города, частично - ср-ва гор. бюджета Собств.ср- ва, ср-ва Фонда развития тур. инфраструкт. Города, частично - ср-ва гор. бюджета Собств.ср- ва, ср-ва Фонда развития тур. инфраструкт. Города, частично - ср-ва гор. бюджета |
В пределах выделенных бюджетных средств -"- -"- -"- -"- -"- -"- |
6. Кадровое обеспечение | |||||
6.1 6.2 6.3 |
Создание координационного Совета по подготовке кадров для туристической отрасли с привлечением широкого круга специалистов Разработка системы непрерывного обучения и переподготовки туристических кадров на базе учебных заведений горо- да Подготовка экскурсоводов, гидов-переводчиков и музейных работников |
Между- народ- ный отдел Мэрии Коорди- национ- ный Совет по подго- товке кадров Тур- фирмы |
2001 г. 2001 г. 2001 г. |
Собственные ср-ва предприятий, ср-ва Фонда занятости Собственные ср-ва предприятий, ср-ва Фонда занятости Собственные ср-ва предприятий, ср-ва Фонда занятости |
8. Характеристики
социологического исследования
Исполнитель: Калининградский Социологический Центр.
Время опроса: 25-29 сентября 2000 г.
Метод: интервью по месту жительства (face to face).
Инструментарий: формализованная анкета.
Количество респондентов: 839 человек в возрасте 10 лет и старше.
Выборка: репрезентативная, территориальная, с квотированием респондентов по полу, возрасту и образованию.
Для опроса использована платная сеть интервьюеров, имеющих статус внештатных сотрудников КСЦ.
9. Общий список
лиц, принимавших участие в подготовке материалов
и разработке программы
Морозова Т.И. - председатель рабочей группы, зам. председателя комитета по социальным вопросам мэрии города
Трегубов Б.А. - научный руководитель рабочей группы, председатель комиссии по социальной политике Горсовета
Гурова С.С. - начальник Управления международных связей
Сикоза С.Ф. - зам. председателя группы, начальник отдела по культуре мэрии города
Арутюнян Н.В. - секретарь группы, зам.начальника отдела по культуре мэрии
Александронец Е.М. - директор калининградской ЦБС
Алиев В.С. - директор Государственной филармонии
Анока Л.М. - директор Зоопарка
Белова Г.М. - директор кинотеатра "Родина"
Гринкевич В.Э. - директор парка "Центральный"
Дешевых А.Н. - директор ДК "Машиностроитель"
Мелехова К.Н. - директор ДМШ им. Глиэра
Менсон Е.В. - директор ДХШ
Перетяка Н.П. - председатель областного Фонда культуры
Полосин А.Н. - директор Дома искусств
Фельдман А.А. - художественный руководитель симфонического оркестра
Бойков В.И. - зам.директора Калининградского социологического Центра
Дополнительные
справочные и аналитические материалы
- Проект модернизации муниципальных библиотек
- Концепция развития муниципального учреждения культуры "Концертно-театральный комплекс "Дом искусств" на период до 2002 года
- Концепция развития Калининградского Зоопарка
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных парков за 1999 год
- Государственный центр современного искусства:
- Представление на целевую программу "Проект Кунстхалле"
- Представление на целевую программу "Современная культура - современное общество" (первый проект "Классики").
- Итоги работы муниципальных образовательных учреждений культуры на 1999-2000 учебный год и основные направления деятельности в новом 2000-2001 году.
<< Назад |
||
Содержание Решение Горсовета депутатов г. Калининграда от 7 февраля 2001 г. N 72 "Об утверждении программы органов местного самоуправления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.