Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Горсовета депутатов г. Калининграда
от 16 мая 2001 г. N 90
Программа содействия занятости населения г. Калининграда
на 2001- 2003 годы
Паспорт
Программы содействия занятости населения г. Калининграда
на 2001-2003 годы
Наименование Программа содействия занятости
программы населения г.Калининграда на 2001-
2003 г.г.
Основание для Положение о Федеральной службе
разработки занятости РФ от 8.06.93 г. N 5131-1.
программы План действий Правительства РФ в
области социальной политики и
модернизации экономики на 2000-
2001 г. от 26.07.2000 г. N 1072-р
Письмо Министерства труда от
14.06.2000 г. N 21-21 "О структуре
территориальных программ содействия
занятости населения". Постановление
Правительства РФ от 22.06.99 N 659
"О мерах по поддержанию занятости
населения."
Стратегия социально-экономического
развития Калининграда в 2000-2002
гг.
Государственный Мэрия г.Калининграда.
заказчик
программы
Основной разработчик Калининградский городской центр
программы занятости населения и Мэрия г.
Калининграда
Цели и задачи - внедрение государственной политики
программы занятости на территории
г. Калининграда;
- развитие эффективной структуры
занятости населения города и защиты
его от негативных последствий
безработицы:
Для решения указанных целей
действия законодательной и
исполнительной власти
г. Калининграда, органов службы
занятости будут сосредоточены на
решении следующих задач:
- на основе мониторинга и научных
исследований рынка труда города
разработать перспективный прогноз
развития ситуации в сфере занятости
населения города на 2001-2003 годы.
- на основе перспективных планов
развития города предусмотреть
комплекс мероприятий по содействию
занятости населения, его социальной
защиты от безработицы, внедрение на
территории города активных форм
содействия занятости населения;
- с учетом особенностей
регионального рынка труда
определить приоритетные направления
политики занятости для совместных
действий государственных органов,
органов местного самоуправления,
объединений работодателей и
общественных организаций;
- обеспечить формирование финансовой
базы необходимой для реализации
Программы содействия занятости
населения и рациональное
использование средств, направляемых
на ее мероприятия.
Срок и этапы Программа содействия занятости
реализации населения г.Калининграда на 2001-
программы 2003 годы рассчитана на три года.
Ее проведение предполагается
осуществить в три этапа:
1 этап подготовительный - подготовка
общей концепции, согласование
проекта и утверждение программы.
Продолжительность этапа 1 месяц.
2 этап реализации - работа по
практической реализации мероприятий
программы. Продолжительность этапа 3
года.
3 этап корректировочный -
корректировка прогнозных данных,
количественных и качественных
параметров программы в зависимости
от развития экономической ситуации
и процессов в сфере занятости.
Продолжительность этапа - август-
сентябрь 2001 г., август-сентябрь
2002 г.
Исполнители Калининградский городской ЦЗ
основных населения, Мэрия г. Калининграда,
мероприятий администрации районов города
Планируемые Средства СЗН - 98%;
объемы и источники ср-ва городского бюджета - 2%,
финансирования годовых объемов финансирования
Особенности - с 22.01.2001 г. зарегистрирован
программы Калининградский городской центр
занятости населения
- в связи с переходом на новый
механизм финансирования
территориальных программ занятости,
реализация мероприятий программы
будет происходить по мере
поступления средств в
последовательности предложенной
разработчиками,
- ежегодно предполагается
корректировка приложения N 3 к
Программе (Перечень основных
мероприятий программы
содействия занятости населения
г. Кал-да и их финансовое
обеспечение в разрезе конкретного
года).
Ожидаемые Комплекс мероприятий программы
результаты содействия занятости позволит
сохранить контроль над процессами,
происходящими в сфере занятости,
перераспределения рабочей силы и
формирования трудовых ресурсов. Он
должен предотвратить возникновение
локальных очагов безработицы, не
допустить повышение общего уровня
безработицы и обеспечить социальную
защиту незанятого населения.
Организация Организация исполнения Программы
исполнения и контроля происходит при координации всех
действий через органы службы
занятости.
ЦЗ ежемесячно и ежеквартально (в
соответствии с требованиями
госстатистики) предоставляет отчет
о своей деятельности и ходе
реализации Программы в ДФГСЗН,
органы местной власти и
Министерство труда и социального
развития РФ. Финансовая
деятельность контролируется КРУ,
счетной палатой, прокуратурой
области и КРО ДФГСЗН, Мэрией города
в рамках бюджетного финансирования.
Введение
Программа содействия занятости населения г.Калининграда на 2001 - 2003 годы разработана совместно рабочей группой, в которую вошли специалисты Калининградского городского центра занятости и Мэрии г. Калининграда в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.06.99 N 659 "О мерах по поддержанию занятости населения". В своей работе эта группа использовала методические рекомендации Мин.труда РФ по прогнозированию рынка труда, концепцию перспективного развития Калининграда до 2015 года, а также детально разработанные на перспективу до 2002 года включительно предметные (функциональные) направления стратегического развития города и исходила из действующих нормативных и законодательных актов в сфере занятости населения.
Общую координацию действий рабочей группы осуществлял Калининградский городской центр занятости населения.
Разработанные мероприятия Программы содействия занятости населения должны обеспечить комплексный подход в реализации государственной политики в сфере занятости на территории города Калининграда в период до 2003 года включительно. Приоритет отдан активным формам борьбы с безработицей и развитию эффективной системы социальной защиты незанятых граждан, ищущих работу и готовых приступить к ней. Программа основана на перспективном прогнозе рынка труда г. Калининграда, которая исходит из специфики развития экономического комплекса региона и концепции, изложенной в "Стратегии социально-экономического развития г. Калининграда в 2000-2002 гг."
Основные термины встречающиеся в тексте Программы:
Экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг (лица, занятые в экономике и безработные граждане)
Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственное дело, не может продать (применить) свою рабочую силу
Официальная безработица - безработные граждане зарегистрированные в службе занятости и получившие статус безработного
Базовая безработица - безработица, существующая на начало прогнозируемого периода
Застойная безработица - лица, имеющие статус безработного более года или повторно
Скрытая безработица - рабочие и служащие, находящиеся в вынужденных отпусках и простоях по инициативе работодателя
Вакансия - свободное рабочее место на предприятии, в учреждении, в учебном заведении и т.д.; незамещенная должность
Занятое население - граждане, имеющие постоянную работу или доходное занятие, учащиеся в трудоспособном возрасте
Временно незанятое население - категория домохозяек, сезонных рабочих и т.д.
Рынок труда - совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей рабочей силы, а также отношения между ними
Рынок рабочей силы - граждане, ищущие работу или заинтересованные в ее смене
Спецконтингент - лица, освобожденные из мест лишения свободы
Социально уязвимые граждане - граждане, особо нуждающиеся в социальной защите (согласно действующим законодательным и нормативно-правовым актам)
Квотирование рабочих мест - целевое выделение рабочих мест для замещения социально уязвимыми гражданами
1. Анализ и прогноз занятости и состояния рынка труда
г. Калининграда
1.1. Экономическая ситуация и изменения в сфере занятости в 1998-2000 годах.
Общие экономические условия, на фоне которых будут реализовываться мероприятия Программы содействия занятости населения г. Калининграда складываются неблагоприятно. На протяжении предшествующего периода в экономике и социальной сфере города (как и области в целом) сохранялись кризисные явления - падение объемов производства, сокращение инвестиций, рост цен и снижение уровня жизни населения. Наиболее существенные проблемы социально - экономического развития области и г. Калининграда не преодолены.
Наряду с этим, положение с финансированием Программы содействия занятости усугубляется тем обстоятельством, что с 01.01.2001 г. прекратил свое существование (наряду с остальными внебюджетными фондами) Фонд занятости населения, который был основным источником поступления средств для проведения мероприятий содействия занятости населения и поддержания доходов безработных граждан. Начиная с 2001 года средства будут поступать из федерального бюджета. Государство, при этом, гарантирует только выплату пособия и материальную помощь безработным. В соответствии с новым механизмом финансирования остальные расходы будут осуществляться областным и местным (городским) бюджетом. Это общественные работы, занятость несовершеннолетних, молодежная практика, а переобучение безработных, их самозанятость, создание и сокращение рабочих мест и т. д. - в пропорциях 50/50 с федеральным бюджетом.
Более подробно экономическую ситуацию характеризует то, что:
- доходы бюджета г. Калининграда в период с 1995-99 гг. сократились на 37%, а денежные доходы населения - более, чем на 40%; в пользу бюджетов вышестоящих уровней продолжалась централизация финансовых ресурсов - около 40% предприятий на территории города убыточны, кроме того остро стоит проблема неплатежей;
- в структуре иностранных инвестиций преобладают торговые кредиты, которые направлялись, главным образом, в торговлю, снабжение, транспорт и связь, строительство. В настоящее время иностранное участие охватывает не более 5,7% субъектов хозяйственной деятельности (c учетом смешанных форм). Темпы сокращения инвестиций превышают темпы падения промышленного производства, внешнеэкономическая деятельность начиная с 1998 года так же сокращается;
- в связи с тем, что на долю частного сектора приходится 71,1 % субъектов хозяйственной деятельности в г. Калининграде наблюдается примитивизация промышленного сектора экономики, что обусловлено и опережающим ростом цен на энергоносители, электроэнергию и т. д.;
- к особенностям промышленного потенциала города относятся неразвитость внутриобластной кооперации, высокая интегрированность с общероссийским рынком, отсутствие собственной надежной сырьевой базы, транспортная оторванность. Производственный потенциал города определяют по сути 15 средних и крупных предприятий, причем, шесть из них (Лукойл-Калининградморнефть, Цепрусс, СПИ-РВВК, Запрыба, Рыбпрогноз) дают 2/3 промышленной продукции города и формируют основную часть налоговых поступлений.
Между тем, в Калининграде формируется более 95% прибыли, 85% продукции, осваивается 65% инвестиций и 77% товарооборота региона. В Калининграде зарегистрировано около 15 тыс. малых предприятий и 36 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. Всего в малом бизнесе занято 55 тыс. чел., это 25% экономически активного населения города. Основными их видами деятельности являются торговля и общественное питание. Другими словами, стартовые условия в городе гораздо более благоприятны, чем в других городах и районах области.
1.2. Динамика общей и регистрируемой безработицы в 1998-2000 годах.
По данным статистики общая численность постоянного населения г. Калининграда составляет 427,2 тыс. чел. При этом в городе, как и в целом по области, наблюдается быстрое старение трудовых ресурсов. Ситуация связана не только с общей неблагоприятной демографической обстановкой в России, но и с особенностью заселения территории региона с помощью оргнаборов. В результате опережающего роста смертности (5200-5300 человек в год) над ростом рождаемости (2840-2940 человек в год), естественная убыль населения Калининграда в последние годы составляла 2360-2500 человек в год. По нашему мнению, указанная тенденция сохранится и в 2001-2003 гг. Численность населения Калининграда до 1999 г. возрастала за счет миграционного прироста (3200-4700 человек в год). Однако, в 1999 г. впервые был отмечен миграционный спад (264 человека). В перспективе, вряд ли следует ожидать существенного прироста населения за счет миграции. Таким образом, численность населения Калининграда в прогнозируемом периоде будет ежегодно сокращаться на 2450-2500 человек.
В настоящее время в трудоспособном возрасте находятся 61,2% калининградцев, старше трудоспособного возраста - 20,6%, моложе трудоспособного возраста - 18,2 % от общей численности населения. При этом, экономически активная часть населения оценивается в 219 тыс. чел., а совокупное число занятых в экономике города - в 244,8 тыс. чел. Такой высокий показатель обеспечивается прежде всего за счет привлечения трудовых ресурсов близ лежащих городов и районов (Гурьевск, Зеленоградск, Светлогорск, Пионерск, Багратионовск). В различных отраслях экономики и социальной сфере города занято 194-198 тыс.чел. На крупных и средних предприятиях работают 132 тыс. чел., на малых предприятиях 62-66 тыс.чел. По нашей оценке, численность экономически активного населения в 2001-2003 гг. составит 216-217 тыс.чел.
Уровень официальной безработицы по г. Калининграду отражен на диаграмме N 1.
"Диаграмма N 1. Уровень зарегистрированной безработицы 1991 - 2001 гг."
Устойчивое снижение его отмечается начиная с 1996 года, максимальный показатель составлял 6,8 тыс. чел. (на 01.01.1996 г.). Прежде всего это было связано с ужесточением критериев для получения статуса безработного и с улучшением экономической конъюнктуры в 1997-98 гг. Темпы снижения безработицы замедлились после августовского кризиса 1998 года, а по итогам 2000 года можно констатировать, что показатель зафиксировался на уровне 1,2 тыс. чел. Параллельно с этим статистика, начиная с 1996 года, фиксирует рост неофициальной и скрытой безработицы. Расчеты с применением методик МОТ (международная организация труда) показывают, что реальное число незанятого населения как минимум в 10 раз больше. Другими словами, по городу Калининграду около 12 тыс. чел. не имеют возможности в полной мере реализовать свое желание к труду по уровню з/платы и образованию. Не имеют такой возможности и еще около 5 тыс. чел.- это скрытая безработица в результате простоев и вынужденных отпусков.
Среди основных социальных групп населения, которые оказывают наиболее существенное влияние на предложение рабочей силы в Калининграде или нуждаются в особой опеке, необходимо отметить следующие: высвобожденные работники предприятий; одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; молодежь (выпускники очных учебных заведений всех уровней); лица, освобождаемые из мест лишения свободы (спецконтингент); лица, меняющие место работы; приток трудоспособных мигрантов, реабилитированных инвалидов, лиц, сокращаемых из рядов Вооруженных сил. Именно эти категории граждан составляют базовую безработицу, т. е. лица, которые уже имеют официальный статус безработного и временно незанятого населения (в том числе трудоспособные пенсионеры, сезонные рабочие, женщины, выходящие на работу после окончания декретного отпуска, и т. д.).
К сожалению, общий экономический климат в регионе таков, что значительная часть хозяйствующих субъектов стремится уйти от налогового бремени. Таким образом осуществляется постоянная подпитка теневого рынка труда. Оценить его реальные масштабы в настоящее время не представляется возможным, поэтому за основу расчетов рынка труда города на период 2001-2003 гг. взята его официальная, т.е. легальная часть.
При сохранении существующих тенденций в экономике Калининграда количество сокращенных составит только в 2001 году около 1 тыс. чел. Однако, в случае ухудшения экономической конъюнктуры, численность этой категории граждан может увеличиться до 4,7 тыс. чел. Количественные показатели остальных социальных групп достаточно стабильны в последние годы (т.к. связаны с демографическим фактором). Совокупный выпуск учебных заведений ежегодно составляет более 1,5 тыс. чел. (без учета выпускников по линии Министерства обороны и МВД), расчетная численность спецконтингента оценивается в 30 человек. Текучесть кадров составит около 1 тыс. чел., миграционный прирост, видимо, - 90 человек трудоспособных граждан. Сокращенных военнослужащих на рынок труда города будет выходить около 100 человек. Временно незанятых граждан насчитывается около 1000 человек в год.
Хотелось бы еще раз отметить, что мы ведем речь только о количественных характеристиках официального рынка труда, т.е. тех гражданах которые реально в данный период времени обратятся за содействием в органы службы занятости. Итак, легальный совокупный рынок труда г. Калининграда в зависимости от экономической ситуации составит от 6,2 до 10,0 тыс. чел. За счет сокращения персонала в производственной сфере будет происходить перераспределение рабочей силы. При этом, принимая во внимание объемы теневого рынка труда можно констатировать, что во время прогнозируемого периода будет сохраняться потенциальная угроза обвала безработицы, в случае резкого ухудшения экономической конъюнктуры.
В структуре промышленности Калининграда не произойдет каких-либо значительных изменений (табл.1). По прежнему будет снижаться доля электроэнергетики, рыбной, мясной и полиграфической промышленности. Возрастет доля топливной (за счет роста цен на нефтепродукты), машиностроения и металлообработки (за счет увеличения объемов производства).
Перспективный прогноз спроса и предложения рабочей силы позволяет сделать вывод, что при среднемесячном числе официально заявляемых вакансий 1,5 тысячи свободных мест спросом будут пользоваться прежде всего квалифицированные рабочие (сварщики, станочники, электрики и др.) - до 27% заявок, рабочие строительных специальностей (каменщики, отделочники и т. д.) - до 9%, торгово-обслуживающий персонал-около 18%, квалифицированные служащие - 8%, водители различных категорий - 9%, прочие - 9%. Спрос на неквалифицированную рабочую силу (сторожа, грузчики, уборщицы) не превысит 18% всей потребности рынка труда.
Предполагаемое предложение рабочей силы по-прежнему будет соответствовать характеристикам вакансий не более чем на одну треть. Другими словами, проблема структурного несовпадения спроса и предложения рабочей силы сохранится на ближайшие годы.
Проблеме занятости женщин и молодежи придется уделить особое внимание, так как женщины обладают традиционно малой социальной мобильностью, а положение на рынке труда Калининграда таково, что они могут рассчитывать не более чем на четверть имеющихся вакансий. Несмотря на то, что образовательный уровень безработных женщин высок, их трудоустройство больше связано с неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом.
Наибольшее количество обратившейся молодежи в службу занятости приходится на период выпуска из учебных заведений, т. е. на летние месяца (до 20 % совокупного объема городского рынка труда). Это затрудняет содействие в их занятости, так как профессии, полученные молодыми специалистами остаются невостребованными на рынке труда.
Таблица 1
Структура промышленности (крупные и средние предприятия)
N п/п |
Отрасли | Объемы продукции (млн.руб.) |
Удельный вес, % |
Индекс физического объема, % |
|||
1 пол. 1999 |
1 пол. 2000 |
1 пол. 1999 |
1 пол. 2000 |
1 пол. 1999 |
1 пол. 2000 |
||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 |
Промышленность- всего в т.ч.: Электроэнергетика Топливная Машиностроение и металлообработка Лесная, деревообрабатываю- щая и целлюлозно- бумажная Промышленность стройматериалов Легкая Пищевая в т.ч.: - рыбная Мукомольно- крупяная Полиграфическая Прочие |
2808,4 641,8 251,1 274,0 26,4 146,5 816,8 381,8 11,9 19,3 620,6 |
5431,2 603,4 1863,5 1375,2 478,8 50,7 41,7 936,1 308,4 21,8 31,5 28,5 |
100 22,9 9,0 9,8 0,9 5,2 29,1 13,6 0,4 0,7 22,0 |
100 11,1 34,3 25,3 8,8 0,9 0,8 17,2 5,7 0,4 0,6 0,6 |
91,5 94,0 121,9 64,2 109,8 111,4 49,4 112,6 80,5 |
139,7 172,0 106,3 136,5 154,6 3,2 раза 95,1 129,1 114,0 92,5 128,3 |
1.3. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2001-2003 годы.
Предполагается, что макроэкономические факторы, влияющие на состояние занятости населения будут благоприятны для рынка труда города Калининграда. Основные тенденции связаны с дальнейшим улучшением экономической конъюнктуры, которое прогнозируется на 2001-2003 г. При этом заявляемые вакансии (в среднемесячном исчислении) будут постепенно увеличиваться до 3,2-3,7 тыс. Указанное число мест является оптимальным для нормального функционирования экономики с числом занятых в 194-198 тыс.человек. Основная проблема будет заключаться в размерах оплаты и условиях труда нанимаемого работника.
Предполагается, что основная характеристика спроса на рабочую силу сохранит существующие пропорции.
В отраслевом разрезе спроса на рабочую силу отразятся тенденции связанные с постепенным перетоком рабочей силы из отраслей промышленного производства в непроизводственные сферы, прежде всего торговлю и сферу обслуживания. Прирост рабочих мест в сфере бытового обслуживания в 1996 году - 490 рабочих мест, 1997 год - 400, 1998 год - 320, 1999 год - 500, 2000 год - 495.
Аналогичная ситуация происходит на предприятиях торговли. В 1999 году предприятий розничной торговли насчитывалось 1535 единиц, на конец 2000 года - 1722. Предприятий общественного питания 1999 год - 400 единиц, 2000 год - 408 единиц.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что сегодня в сфере бытового обслуживания трудятся инвалиды, многодетные матери и воспитывающие детей без отца. Этот контингент работающих составляет 30% от числа занятых в сфере обслуживания.
При стабилизации уровня жизни и платежеспособности населения произойдет увеличение доли предприятий в сфере услуг, повысится их конкурентоспособность, возрастут объемы производства, что в свою очередь создаст условия для расширения устойчивой налогооблагаемой базы.
Прогноз спроса и предложений рабочей силы, позволяет сделать вывод, что уже сейчас в сфере услуг пользуются спросом квалифицированные рабочие: портные, обувщики, мастера по ремонту телевизоров, бытовой техники и т.д.
Таблица 2
Распределение сети предприятий по формам собственности
Формы собственности |
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 1 пол. |
Всего предприятий, оказывающих бытовые услуги, в т.ч.: |
497 | 575 | 638 | 739 | 803 |
государственная собственность; |
17 | 17 | 18 | 16 | 17 |
муниципальная собственность; |
44 | 43 | 43 | 38 | 38 |
частная собственность |
387 | 296 | 512 | 615 | 675 |
Прочие формы собственности |
49 | 52 | 65 | 70 | 73 |
В малом предпринимательстве наблюдается похожая ситуация. Фиксируется устойчивое увеличение числа занятых за счет перераспределения работающих из госсектора экономики. Приведем прогнозируемую профессионально-квалификационную структуру заявляемых вакансий в период 2001-2003 гг. (пропорция из расчета 100%):
- рабочие промышленных специальностей(токари, слесари, станочники) - 9%
- рабочие строительных специальностей (каменщики, отделочники...) - 15%
- прочие квалифицированные рабочие (сварщики, деревообработчики...) - 24%
- водители различных категорий - 4%
- неквалифицированные рабочие (грузчики, сторожа...) - 9%
- работники торговли и обслуживания (продавцы, официанты...) - 19%
- квалифицированные служащие (бухгалтера, юристы...) - 11%
- прочие (секретари, машинистки...) - 9%
В 2001-2003 годах отраслевая структура свободных мест (пропорция из расчета 100 %) будет выглядеть следующим образом:
- промышленное производство - 14% всех заявленных вакансий
- строительство - 17%
- общепит и сфера обслуживания - 22%
- транспорт и связь - 8%
- ЖКХ - 5%
- прочие отрасли - 34%
При этом доля заявок на вакансии от государственных предприятий и организаций в общем объеме не превысит 10-12%.
Экспертные оценки определяют общий объем сокращений в период 2001-2003 г. в 6,5 тыс. человек. Предполагается, что среднегодовой показатель высвобождения будет примерно одинаков 2,2 тыс. рабочих и служащих. Такая ситуация сложится на рынке труда в случае сохранения существующих тенденций в экономике региона. При неблагоприятном развитии условий и возникновении угрозы массовых сокращений указанная цифра за счет скрытой безработицы, в среднегодовом исчислении, вырастет до 7,4 тыс.человек.
Ожидаемое высвобождение работников в разрезе отраслей будет выглядеть в период 2001-2003 гг. (в % соотношении) следующим образом:
- промышленность 32 %
- транспорт и связь 30%
- ЖКХ и бытовое обслуживание 11%
- строительство 6%
- торговля и общественное питание 4%
- сельское хозяйство 3%
- прочие отрасли 14%
В общем числе граждан, которые уволятся с предприятий, удельный вес работников попавших под сокращение не превысит 17%, доля ушедших по собственному желанию 83%. При этом, основная масса высвобождаемых, которые попадут под сокращение в 2001-2003 гг. - женщины - около 75%, доля лиц предпенсионного возраста к этому времени снизится до 3%.
Основные отраслевые и региональные проблемы связаны прежде всего с геополитическим положением Калининграда и обособленностью экономического комплекса региона от общероссийского. До сих пор негативные последствия сложившейся ситуации доминируют над теми возможностями, которые могла бы иметь местная экономика в случае реализации проекта свободной экономической зоны "Янтарь" в полном объеме. К сожалению, ежегодные поправки и изменения статуса территории, таможенного режима, системы экономического стимулирования инвесторов и т.д. отпугивают стратегических зарубежных партнеров. В итоге, концепция СЭЗ на практике до сих пор не реализована. Оторванность местного рынка труда поставила вопрос о его интеграционных возможностях с соседними странами. В настоящее время в экономике города легально ежегодно задействовано до 1,5 тыс.иностранцев, количество россиян работающих за границей примерно вдвое больше. Между тем, вхождение соседних стран - Польши и Литвы в ЕЭС резко сузит возможности трудовой миграции. В связи с этим все более остро встает необходимость осуществления более-менее крупных инвестиционных проектов по созданию новых рабочих мест.
В итоге регистрируемый рынок труда в г. Калининграде в 2001 году (т.е. - только те граждане, которые обратятся за содействием в службу занятости) достигнет 6,2-10,0 тыс.чел. в зависимости от масштабов сокращений. Соответственно предполагаемые показатели по 2002 году 6,5-11,5 тыс.чел., по 2003 году 6,5-11,5 тыс.чел. Исходя из этого уровень регистрируемой безработицы в 2001 году может достигнуть 1,8 тыс.чел., в 2002 году - 1,8 тыс.чел. и в 2003 году 2,0 тыс.чел. При этом необходимо учесть, что официально регистрируемая безработица отражает не более 10% от реально существующей безработицы, исчисляемой по методике МОТ. В итоге общий уровень безработицы (с учетом скрытых форм) в период 2001-2003 годов (в среднегодовом исчислении) составит в городе 12-15 тыс.чел.
1.4. Ключевые проблемы на рынке труда.
Ключевые проблемы на рынке труда региона в период 2001-2003 годов будут следующими:
- полноценное финансовое обеспечение Программы содействия занятости населения Калининграда в прогнозируемый период (в условиях ликвидации Фонда занятости) в объемах, необходимых для реализации всех планируемых мероприятий;
- обеспечение надлежащего уровня социальной защиты безработных граждан (своевременная выплата пособий по безработице, больничным листам, стипендий и материальной помощи) в условиях реорганизации службы занятости (создание Калининградского городского центра занятости населения);
- обеспечение всего комплекса государственной поддержки лицам, оставшимся без работы (квалифицированная консультационная помощь, профориентация, переобучение, возможность выхода на досрочную пенсию и т.д.);
- дополнительные мероприятия по обеспечению занятости населения (общественные работы, временная занятость, работа школьников в период каникул и т.д.);
- организация системы социального заказа на подготовку молодых специалистов (рабочих и служащих) в учебных заведениях;
- развитие системы социального партнерства с работодателями и объединениями профсоюзов;
- упреждение массовых высвобождений на основе опережающего переобучения сокращаемых для использования на своих же предприятиях в новом качестве.
2. Государственная политика на рынке труда в 2001-2003 г.
2.1. Основные задачи государственной политики на рынке труда.
Федеральная целевая Программа содействия занятости населения РФ на 2001-2003 годы направлена на решение крупной общефедеральной проблемы и обеспечение выполнения приоритетных задач Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики, а также "Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу", в части содействия занятости населения и создания эффективного цивилизованного рынка труда.
Цель Программы предопределяется необходимостью обеспечения национальных интересов России, а именно государственной независимости и экономической безопасности в условиях глобализации экономики, сохранения духовных ценностей и роста благосостояния народа, формирования высокого качества трудовой жизни и условий для достойного труда. Целью Программы также является создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, а работодателей необходимой рабочей силой.
Для успешной реализации государственной политики в сфере занятости населения г. Калининграда на период 2001-2003 гг. разработана предлагаемая Программа. Основная направленность комплекса мероприятий Программы - безусловный приоритет активных форм содействия занятости и развитие эффективной системы социальной поддержки безработных жителей города. Исходя из этого, основные задачи, которые необходимо будет решать на рынке труда г. Калининграда в 2001-2003 годах заключаются в следующем:
- обеспечение эффективной занятости населения и повышение ее уровня;
- повышение качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов;
- улучшение качества рабочей среды и профилактика дискриминации на рынке труда, регулирование трудовых отношений;
- развитие социального партнерства;
- содействие занятости неконкурентоспособных групп населения и дополнительные гарантии социально уязвимым гражданам;
- обеспечение потребностей работодателей в рабочей силе;
- поддержка самозанятости и создание условий для расширения возможностей мелкого и среднего бизнеса.
2.2. Обеспечение эффективной занятости населения и повышение ее уровня.
Мероприятия по содействию незанятому и неэффективно работающему населению ориентированы на сокращение сроков поиска работы, недопущения развития застойных форм безработицы, расширение перечня предоставляемых гражданам услуг, на совершенствование работы по сбору и заполнению вакансий, созданию рабочих мест. Продолжится совершенствование технологии работы с гражданами, обращающимися за содействием в городскую службу занятости.
Повышение уровня занятости населения напрямую связано и с инвестиционной политикой по созданию новых эффективных рабочих мест в перспективных отраслях производственного и непроизводственного секторов экономики. Обособленное положение городского рынка труда является предпосылкой как для создания динамичной самодостаточной системы занятости, так и возникновения локального очага безработицы. Период относительно стабильной экономической ситуации в регионе пришелся на 1997-1998 годы. За этот период серьезных инвестиционных проектов реализовать не удалось. Планы были нарушены августом 1998 г. Последствия кризиса были в основном преодолены к 2000 году. Однако реальный потребительский спрос по оценкам экспертов до сих пор составляет не более 50% от прежних объемов. Это основной сдерживающий фактор развития местной экономики. Соответственно система и размеры оплаты труда работников являются ключевыми при организации инвестиционных проектов по созданию новых перспективных рабочих мест.
Предполагается, что в период 2001-2003 годов основная масса новых рабочих мест будет создаваться за счет реализации частных проектов. Причем, динамика последних лет позволяет сделать вывод, что основные инвестиции будут отечественными. В целях стимулирования процесса создания новых рабочих мест в рамках Программы содействия занятости предполагается профинансировать в 2001 году 55 мест, в 2002 году - 55 мест и в 2003 году - 55 новых рабочих мест. Предполагаемый объем является в настоящее время оптимальным для организации конкурсного отбора бизнес-планов, контроля за их реализацией и привлечения к ним безработных граждан.
Кроме того предполагается наращивать усилия в плане организации самозанятости безработных. Контрольная цифра на 2001 г. - 41 чел., на 2002 г. - 43 чел., 2003 г. - 46 чел.
При проведении конкурсов бизнес-планов, особое внимание будет уделено соответствию создаваемых рабочих мест, современным требованиям, условиям труда, его оплаты и эффективности (в т.ч. и дополнительные места в смежных отраслях).
Многолетняя практика показывает, что не менее трети заявляемых вакансий - "мертвые", т.е. ни при каких обстоятельствах не будут востребованы (из-за условий труда и оплаты). Прежде всего это касается бюджетной сферы и отраслей промышленного производства. Наличие таких объемов неэффективного спроса на рабочую силу - значимый показатель состояния экономики региона.
Работа в двух этих направлениях при активном сотрудничестве с работодателями и объединениями предпринимателей обеспечит динамику прогрессивных структурных сдвигов в перераспределении рабочей силы.
Повышение уровня занятости населения напрямую зависит и от эффективности превентивных мероприятий, направленных на содействие занятости работников, находящихся под угрозой увольнения и недопущение массовых сокращений. Прежде всего это комплексная квалифицированная консультационная помощь (юридическая, профориентационная, психологическая и т.д.), которая будет носить опережающий характер и проводиться сотрудниками службы занятости населения непосредственно на предприятиях. В то же время, органы местной законодательной и исполнительной власти должны продолжить работу по формированию нормативно-правовой базы, способной обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства, внедрения передовых технологий, развертывания новых производств и развития нетрадиционных форм занятости (надомный труд, неполная занятость и гибкие графики работы и т.д.). Активная политика на рынке труда должна опираться на общий благоприятный экономический климат (налоговый, инвестиционный и т.д.).
Мероприятия по содействию временной занятости (в т.ч. несовершеннолетних и школьников в период каникул) и общественные работы для безработных так же приведут к повышению уровня занятости населения. Планируемые объемы временной занятости, организованной совместно местными органами и службой занятости в рамках настоящей Программы, в 2001 году составят 370 рабочих мест для несовершеннолетних граждан и 490 мест для участников общественных работ; на 2002 год (при сохранении существующих тенденций) соответственно 380 мест для несовершеннолетних и 510 мест в системе общественных работ; на 2003 год цифры останутся без изменения.
Таким образом предполагается поднять уровень занятости не только работающего населения, но и привлечь в социально значимые сферы жизнедеятельности общества дополнительную рабочую силу.
2.3. Повышение качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов.
В настоящее время профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан является важнейшим направлением активной политики занятости. Профессиональное обучение безработных ориентировано прежде всего на содействие слабозащищенным группам - молодежи, женщинам, инвалидам и т.д. для восстановления их конкурентоспособности на рынке труда путем получения новой профессии или повышения квалификации. Организация переобучения безработных будет происходить на основе прогнозов текущей и перспективной потребности экономики региона. Получат дальнейшее развитие гибкие системы обучения позволяющие расширить круг участников этой программы. Учебным заведениям, сотрудничающим со службой занятости на конкурентной основе, будет оказана необходимая информационная и методологическая помощь. В качестве ожидаемых результатов предполагается добиться уровня трудоустройств в размере 93% от числа переобученных безработных.
Стратегическое направление - развитие системы непрерывного образования для совершенствования профессионально-квалификационной структуры занятых в экономике региона и повышения конкурентоспособности на рынке труда. Интеграционные процессы ставят экономику области в жесткие условия выживания. Торговая экспансия соседних стран на местный рынок была несколько приостановлена финансовым кризисом 1998 года, упавшей покупательной способностью населения и жесткими протекционистскими мерами по защите отечественного товаропроизводителя (квоты, таможенные сборы и т.д.). Однако, в настоящее время эти меры консервируют отсталость экономики региона. Внедрение новых технологий и производств, даже при существующей динамике, сталкивается с нехваткой отдельных специалистов и квалификаций. Особенно остро эта нехватка ощущается в строительстве, на линиях загранперевозок, где вынуждены использовать зарубежную рабочую силу. Наиболее успешно решается проблема дополнительного обучения специалистов навыкам пользователя персонального компьютера.
Предполагается, что в период 2001-2003 гг. будет актуальна проблема получения высокой квалификации рабочих - станочников, газоэлектросварщиков и специалистов среднего звена. Обучение этого персонала обычно происходит без отрыва от производства самим работодателем.
Для подготовки специалистов с высшим и среднеспециальным образованием необходима система социального заказа. Обособленность местного рынка предъявляет жесткие требования к качественным и количественным характеристикам молодых специалистов. По прямым договорам и направлениям к концу 2003 года предполагается обучать до 60 % выпускников СПТУ и техникумов. В связи с этим повышается и роль "Молодежной практики".
Кроме того, служба занятости предполагает по мере необходимости отработать технологию опережающего профессионального переобучения высвобождаемых работников.
В связи с сформулированной задачей предлагаются следующие меры:
- привлечение на конкурсной основе учебных заведений всех уровней и учебных подразделений предприятий к профессиональному обучению безработных;
- ориентация, прежде всего, на содействие и помощь социально слабозащищенным группам населения (молодежь, женщины, инвалиды, военнослужащие и члены их семей и т.п.);
- профессиональное обучение на основе прогноза текущей и перспективной потребности работодателей в рабочих и служащих, с ориентацией на содействие самозанятости безработных;
- развитие гибких систем обучения, программ и учебных технологий, ориентированных на предоставление широкого перечня услуг по переобучению всех социальных групп населения;
- оказание информационной и методической помощи в организации учебного процесса безработных.
Предполагается, что непосредственно по направлению органов службы занятости в 2001 г. будет переобучено 1540 безработных, в 2002 г. - 1550 чел., в 2003 году - так же 1550 чел. При этом предпочтение будет отдаваться безработным из числа слабозащищенных граждан и стоящим на учете длительное время.
2.4. Улучшение качества рабочей среды и профилактика дискриминации на рынке труда и регулирование трудовых отношений.
Улучшение качества рабочей среды подразумевает прежде всего повышение уровня оплаты труда. Принимая во внимание, что наиболее сложная ситуация наблюдается в бюджетной сфере, основная работа по решению этого вопроса ложится на местные органы законодательной и исполнительной власти. Предполагается, что региональный закон о минимальной оплате труда позволит повысить оплату труда и даст значительный прирост потребительского спроса и развитие местной экономики (продукты питания и товары народного потребления).
Совместно с общественными организациями отраслевых профсоюзов непосредственно на предприятиях и организациях города будет проводиться работа по улучшению условий труда и снижению производственного травматизма. Будет создана муниципальная служба охраны труда. Предполагается, что с ее помощью будут проводиться и мероприятия по предотвращению дискриминации на рынке труда, совершенствование механизма действия трудового договора, режима рабочего времени, приема на работу, соблюдение льгот отдельным категориям граждан на производстве.
Другое направление деятельности - повышение роли отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров в обеспечении равных возможностей в сфере занятости различным категориям работников в зависимости от возраста, пола, наличия детей и т.д. Особую значимость приобретает региональное отраслевое тарифное соглашение. В целях контроля за соблюдением прав граждан в сфере труда и занятости будет продолжена работа по лицензированию деятельности организаций занимающихся трудоустройством граждан, организована комплексная экспертная оценка трудовых контрактов, изучения условий экспорта и импорта рабочей силы и использование квот на привлечение иностранных специалистов.
2.5. Развитие социального партнерства.
Построение социально ориентированной рыночной экономики, характеризующейся многообразием форм собственности и хозяйствования, сопряжено с кардинальными изменениями в трудовых отношениях. Идет переход от прежних форм трудовых отношений к социальному партнерству, суть которого заключается в формировании цивилизованного социального диалога между сторонами трудовых отношений (работник, работодатель, власть) на договорных началах.
Анализ развития социального партнерства на территории области показывает, что работа в этом направлении ведется явно недостаточная. Региональное 3-х стороннее соглашение носит более декларативный характер, чем правовой акт, обеспечивающий социальную стабильность и развитие экономики в области. До настоящего времени не заключено ни одного регионального отраслевого (межотраслевого) тарифного и профессионального тарифного соглашения, которые бы расширяли круг гарантий работникам, особенно в области оплаты труда (в части определения конкретных размеров минимума оплаты труда, порядка индексации заработной платы, направлений и форм повышения уровня социальной защищенности работников), по сравнению с нормами, установленными действующим законодательством. На территории Калининграда такая работа, в силу ряда объективных причин (отсутствие представительства сторон соглашений), практически не возможна, а учитывая компактность и особый статус территории Калининградской области - и не целесообразна.
Основное место в развитии социального партнерства в Калининграде занимают коллективные договора, заключаемые в организациях города. Актуальность их заключения и количественный рост обусловливаются сужением гарантий в законодательных актах по вопросам оплаты труда, социальной защиты работников от вынужденных простоев и безработицы, улучшения условий и охраны труда, а также правовым нигилизмом отдельного ряда работодателей (особенно в частном секторе). Работа по заключению коллективных договоров в организациях города имеет положительную тенденцию. По состоянию на 01.01.2001 г. в местных органах по труду зарегистрировано 340 коллективных договоров, действие которых распространяется на 81,5 тыс. граждан, занятых в сфере экономики, что составляет 42% от экономически активного населения города. Особо следует отметить вовлечение в процесс развития социально-трудовых отношений предприятий, на которых отсутствуют профсоюзные организации, путем создания на них полноправных представительных органов работников (109 предприятий по состоянию на 01.01.2001 г.).
В целях обеспечения стабилизации на рынке труда, в т.ч. предупреждения массовых увольнений работников, сокращения существующих рабочих мест и создания новых рабочих мест, снижения текучести кадров, улучшения условий и охраны труда, Программой предусматривается дальнейшая совместная работа Мэрии Калининграда и городской службы занятости населения по развитию социально-трудовых отношений в организациях города и формированию социального диалога между сторонами партнерства.
В частности, планируется в 2001 году:
- разработать и внедрить на территории города автоматизированную программу "Социально-трудовые отношения";
- провести в масштабе города семинар на тему: "О развитии социального диалога в сфере социально-трудовых отношений;
- разработать методическое пособие по примерной структуре раздела коллективного договора предприятия по занятости работников.
В дальнейшем планируется совместно с администрацией области работа по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы по развитию социального партнерства и заключению отраслевых тарифных соглашений. Особое внимание в работе по развитию социально-трудовых отношений будет уделено градообразующим предприятиям города, частному сектору и предприятиям, где отсутствуют профсоюзные организации.
В случаях массового высвобождения работников предусматривается проведение ряда смягчающих мероприятий, в т.ч. поэтапное их высвобождение, с применением финансового обеспечения этих мероприятий.
2.6. Содействие занятости неконкурентоспособных групп населения и дополнительные гарантии социально уязвимым гражданам.
К числу слабозащищенных групп населения относятся прежде всего инвалиды, женщины с малолетними детьми, выпускники учебных заведений, вынужденные переселенцы, сокращенные и другие категории граждан, которые в соответствии с действующим законодательством нуждаются в особой опеке и содействию на рынке труда со стороны государства.
Для этих лиц разработана специальная программа психологической адаптации, которой пользуются специалисты отдела профориентации при работе с безработными гражданами. В 2001-2003 гг. предполагается развивать и совершенствовать программы "Новый старт", "Клуб ищущих работу", которые призваны обучить самостоятельному поиску работы, повышению конкурентоспособности, преодоление стрессовых состояний, тестирование для выявления индивидуальных и профессиональных склонностей безработных граждан.
В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для слабозащищенных граждан в Программе предусмотрен ряд мероприятий активного характера по содействию занятости.
Для оказания помощи в трудоустройстве инвалидов предусматривается:
- квотирование рабочих мест на предприятиях города;
- приоритет в профессиональной ориентации и переобучении;
- назначение досрочной пенсии безработным предпенсионного возраста;
- создание дополнительных рабочих мест для инвалидов и помощь специализированным предприятиям за счет обязательных платежей работодателей, не выполнивших установленные квоты;
- проведение муниципального конкурса по содействию самозанятости инвалидов.
Молодежь - это наиболее крупная социальная группа, которая ежегодно выходит на рынок труда без опыта работы, зачастую без специальности, пополняя ряды безработных, не в состоянии самостоятельно решать проблемы трудоустройства. Специализированная программа "Молодежная практика" предполагает содействие выпускникам ВУЗов и техникумов в получении профессиональных навыков и трудоустройстве по полученной специальности. Обучение молодежи не имеющей специальности будет происходить за счет службы занятости.
В качестве обеспечения временной занятости граждан Программой предусмотрено проведение на территории города общественных работ, в которых могут в установленном законом порядке принимать участие и безработные граждане, зарегистрированные в службе занятости, а также труд школьников и подростков в период каникул. Особое внимание - дезадаптированным гражданам.
Таким образом предполагается организовать адресную помощь в рамках социальной поддержки малообеспеченных, нетрудоспособных граждан для обеспечения им минимальных потребностей на основе прожиточного минимума для различных половозрастных групп населения. Социальная поддержка слабозащищенных слоев населения предполагает оказание целевой помощи в виде предоставления дополнительных гарантий занятости, льгот и компенсаций, дополнительных социальных услуг.
Выполнение указанных мероприятий окажет положительное влияние на стабилизацию социальной обстановки на рынке труда и в городе в целом, в значительной мере будет способствовать реализации гражданами их права на труд, предоставит возможность получения трудовых доходов наиболее нуждающимся слоям населения.
2.7. Обеспечение потребностей работодателей в рабочей силе.
В целях содействия занятости безработных граждан, сдерживания роста уровня безработицы будут расширяться связи с организациями работодателей, действующих на территории города. Будет увеличен перечень сервисных услуг по подбору кадров, консультаций и семинаров по вопросам трудового законодательства. Предусмотрено проведение ярмарок вакансий (в том числе специализированных для женщин и молодежи).
В связи с изменением ситуации на рынке труда, будет обеспечено постоянное взаимодействие между предприятиями и учебными заведениями, для организации производственной практики выпускникам учебных заведений с последующим их трудоустройством. На основе наработанного опыта такого рода сотрудничества, предполагается выполнение Программы "Молодежная практика".
3. Мероприятия по содействию занятости населения и их ресурсное
обеспечение в 2001-2003 гг.
(приложения N 2 и N 3)
3.1. Улучшение и содействие развития активных форм занятости населения.
К числу наиболее эффективных мероприятий опережающего характера, на рынке труда, необходимо отнести повышение уровня информированности населения о состоянии занятости в городе, в той или иной отрасли и по конкретным профессиям и специальностям. В 2001-2003 годах предполагается расширить и развить практику информационной поддержки Программы содействия занятости населения. Службой будет продолжено сотрудничество со средствами массовой информации. Также будет продолжено развитие компьютерной сети службы занятости, которая позволит оперативно отслеживать и получать информацию о всех составляющих рынка труда. Таким образом предполагается решить проблему общедоступности данных, поступающих в службу занятости и ее аналитической работы.
В целях профилактики безработицы продолжит развитие система профориентационных услуг и психологической поддержки населения(прежде всего выпускников учебных заведений, лиц находящихся под угрозой увольнения и социальных групп, нуждающихся в особой опеке со стороны государства). Для решения проблем длительно безработных граждан предполагается продолжить работу "Клуба ищущих работу". Начиная с 2001 года, ежегодно профориентационные услуги будут получать до 6,4 тыс.чел.
Сотрудничество с работодателями получит новый импульс начиная с 2001 года. Работа с этим участником рынка труда становится приоритетом в развитии партнерских отношений.
Для удовлетворения потребности безработных предполагается следующее:
- переобучить в 2001 году 1540 безработных, в 2002 и 2003 годах еще по 1550 чел.,
- для обеспечения общественными работами в 2001 г. создать 490 рабочих мест, 2002-2003 гг. по 510 мест
- содействовать самозанятости в 2001 г. 41 безработным, в 2002 г. - 43 чел., в 2003 г. - 46 чел.
- обеспечить занятость на период летних каникул несовершеннолетних граждан в 2001 г. путем организации 370 мест, в 2002 и 2003 гг. - 380 рабочих мест, программа "Молодежная практика" (по молодым специалистам) в 2001 г. для 35 чел., в 2002 г. для 39 чел., в 2003 г. для 40 чел.
- содействовать занятости инвалидам в 2001 г. 32 чел., в 2002 - 2003 гг. 35 чел.
- содействовать занятости длительно безработным гражданам в 2001 г. 150 безработным, в 2002-2003 гг. - 140 чел.
3.2. Поддержка доходов безработных.
Для поддержания доходов безработных в 2001 году необходимо выплатить пособие в сумме 12702,0 тыс.руб. и предусмотреть материальную помощь на сумму 30 тыс.руб. В 2002 году на пособие может потребоваться 14847,0 тыс.руб. и на материальную помощь 35 тыс.руб. В 2003 году необходимо предусмотреть пособие по безработице на сумму 17595,0 тыс.руб. и мат. помощь на сумму 56 тыс.руб.
Выделение указанных денежных средств снимет социальную напряженность в сфере занятости и позволит обеспечить защищенность населения от негативных последствий безработицы. В связи с необходимостью обеспечения прав населения на своевременную и полную материальную поддержку выделение указанных средств будет происходить из федерального бюджета.
3.3. Ресурсное обеспечение программы.
Подробный перечень мероприятий и объемы финансирования Программы на 2001 год приведены в приложении N 3. Особенностью финансирования Программы содействия занятости населения г.Калининграда на 2001-2003 годы является то, что в соответствии с новой концепцией общественные работы, содействие занятости инвалидов, временную занятость школьников и "Молодежную практику" будет финансировать Департамент ФГСЗН при участии городского бюджета. Создание и сохранение рабочих мест, содействие занятости длительно безработным, переобучение безработных и их профориентацию - Департамент ФГСЗН. Мэрией города Калининграда выделено в 2001 году на проведение муниципального конкурса по содействию занятости инвалидов 90 тыс.руб., на профессиональную адаптацию выпускников ВУЗов и СУЗов в системе "Молодежная практика" выделено 60 тыс.руб., на организацию и проведение общественных работ - 400 тыс.рублей. Дополнительно в рамках программы "Молодежь Калининграда 2001-2005 г.г." из бюджета города в 2001 году предусмотрено финансирование трудоустройства молодежи (550 чел.) на сумму 135 тыс.руб., временной занятости студентов в стройотрядах (400 чел.) на сумму 100 тыс.руб., занятость несовершеннолетних (1980 чел.) на сумму 1192,0 тыс.руб.
В 2001 году для финансирования Программы содействия занятости Калининграда (без затрат на содержание КЦЗН) потребуется 26335,6 тыс.руб., в т.ч. 550 тыс.руб. из городского бюджета. В 2002 году эта сумма составит 29783,6 тыс.руб., в т.ч. 600 тыс.руб. из городского бюджета; в 2003 г.- 36123,2 тыс.руб., в т.ч. 600 тыс.руб. из городского бюджета.
3.4 Кадровое обеспечение программы.
22.01.2001 года из состава Департамента ФГСЗН по Калининградской области был выделен Калининградский городской центр занятости населения. Городской центр будет непосредственно заниматься проблемами занятости жителей города во взаимодействии с мэрией Калининграда через местные органы по труду, органы по делам молодежи, соответствующие муниципальные учреждения и предприятия, занимающиеся решением проблем содействия занятости социально ослабленных категорий граждан.
3.5 Контроль за реализацией программы.
Оперативное управление Программой осуществляет Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области. В его обязанность входит контроль за ходом реализации Программы, порядком финансирования ее мероприятий, разработка предложений по корректировке отдельных показателей, исполнителей и сроков реализации, а также предложения по соотношению объемов финансирования. Центр занятости предоставляет отчет о своей деятельности и ходе реализации Программы в ДФГСЗН, органы местной власти и Министерство труда и соц.развития РФ. Финансовая деятельность контролируется КРУ, счетной палатой, прокуратурой области и КРО ДФГСЗН, а также Мэрией Калининграда в рамках финансирования из средств городского бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.