Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Горсовета депутатов Калининграда
от 21 ноября 2001 г. N 324
Концепция
казначейского исполнения бюджета г. Калининграда
В условиях ограниченности бюджетных средств эффективность их использования в состоянии финансовой дисциплины приобретают первостепенную значимость.
С введением Бюджетного Кодекса РФ некоторые вопросы контроля за исполнением бюджета, экспертизы его проекта получили правовую основу, коренным образом изменились подходы и требования к формированию и исполнению бюджетов всех уровней. Практика доказала, что без внедрения казначейства не возможно вести учет доходов и расходов бюджета в разрезе полной детализации согласно бюджетной классификации. Данная система позволяет вести в рамках единой базы данных полную информацию по исполнению бюджета - как плановые так и фактические показатели.
Перспективность и объективная необходимость внедрения системы казначейского исполнения бюджета отражена в программном документе Правительства от 15 августа 2001 г. N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", в котором определены сроки завершения перехода региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов.
Казначейское исполнение бюджета позволит поэтапно расширить налоговые полномочия органов власти местного самоуправления, обеспечить сбор местных налогов и сборов, объективно потребовать разработки и внедрения механизма соглашений с налоговыми органами с четким установлением прав и обязанностей каждой из сторон и, как результат, заинтересованности федеральных налоговых органов обеспечить сбор местных налогов.
Казначейская система исполнения бюджета - это контроль за расходованием бюджетных средств, перенаправление финансовых потоков. Она подразумевает, как минимум:
- Принцип единства кассы.
- Принцип централизации информации.
- Предварительный контроль за целевым использованием ресурсов бюджета.
Казначейская система исполнения бюджета способствует предотвращению неэффективного, ненормативного, незаконного расходования финансовых ресурсов, ежедневного контроля за реальным движением средств по счетам бюджетополучателей. При новой системе появится возможность учитывать остатки бюджетных средств при планировании и текущем финансировании, а в дальнейшем - перераспределять и использовать их для финансирования насущных проблем. Формально это обстоятельство не увеличивает объем бюджетных средств, но, в тоже время, по сути указанные суммы являются для мэрии своеобразным беспроцентным и бессрочным кредитом или дополнительной кассовой наличностью.
Появится реальная возможность снижать кредиторскую задолженность, не допускать направление финансовых потоков на мероприятия, не предусмотренные планом социально-экономического развития города, привлечь в бюджет средства от платных услуг.
Переход на казначейское исполнение городского бюджета очевидно и позволит:
- повысить качество бюджетного планирования и контрольно-ревизионной работы;
- осуществить гибкое маневрирование финансовых ресурсов города;
- сократить "пробег" бюджетных средств;
- повысить оперативность в принятии управленческих решений;
- обеспечить полную прозрачность денежных потоков бюджетных средств, получать оперативную (ежедневную) информацию о расходах бюджета;
- осуществить контроль за целевым расходованием средств, получаемых бюджетными учреждениями от предоставления ими платных услуг;
- создать механизм оперативного и стратегического планирования и управления полным долгом всех подразделений мэрии города;
- создать банк бюджетообразующих данных;
- обеспечить информационный обмен между всеми участниками бюджетного процесса;
- изыскать дополнительную возможность перераспределения денежных средств между бюджетополучателями, в том числе остатков неиспользованных средств и т.д.
При казначейском исполнении бюджета, безусловно, растут потоки информации, проходящей через финансовый орган. Для успешного решения задач, экономного использования трудовых и материальных ресурсов, слаженности работы всех участников процесса необходимо обеспечить поэтапный переход на казначейское исполнение бюджета. Понятие "казначейская система исполнения бюджета" трактуется как система тотального учета и контроля процесса движения бюджетных средств, а, следовательно, однозначно идентифицируется место муниципального казначейства в структуре системы управления бюджетными процессами и ее основные функции.
Реализация Концепции призвана обеспечить сохранение преемственности существующих принципов организации бюджетного процесса в городе Калининграде и поэтапное внедрение положений, предусмотренных Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
На первом этапе внедрения Казначейской системы управления бюджетными ресурсами предусматривается:
- организационное изменение структуры комитета по финансам и контролю;
- отработка технологии и регламента взаимодействия казначейского метода финансирования расходов бюджета с поэтапным открытием лицевых счетов распорядителей кредитов;
- внедрение комплексной системы планирования, учета и исполнения бюджета;
- материально-техническое оснащение рабочих мест,
- обучение персонала финансовых органов и других участников бюджетного процесса технологиям казначейского исполнения бюджета;
- инвентаризация всех бюджетополучателей по обязательствам,
- создание единой базы получателей бюджетных средств.
На втором этапе внедрения казначейского исполнения бюджета:
- разработка и внедрение регламента работы каждого рабочего места;
- совершенствование программного обеспечения казначейской системы;
- постепенный перевод на казначейское исполнение бюджета всех распорядителей кредитов, финансируемых за счет средств городского бюджета.
Информационное обеспечение процесса составления и исполнения бюджета базируется на создании автоматизированных технологий управления и контроля бюджетными средствами с учетом создания единого правового, методологического и информационного пространства участников бюджетного процесса на основе единой информационной и телекоммуникационной системы.
Таким образом, в результате создания механизма казначейского исполнения бюджета будет повышена управляемость бюджетом; усилен контроль за целевым использованием бюджетных средств; получена экономия бюджетных средств; проведена оптимизация бюджетных потоков; осуществлено гибкое маневрирование финансовыми ресурсами; сокращен "пробег" бюджетных денег, повышена оперативность в принятии решений; создан механизм оперативного и стратегического планирования и управления полным долгом всех подразделений мэрии.
Схема исполнения бюджета при внедрении казначейства:
/---------------------------------\
/-----------------------| Комитет финансов и казначейства |---------------------------\
| \---------------------------------/ |
| | |
|
/---------------------\ /---------------------\
/-----------\ /-------------\ | Управление | | Уполномоченный банк |
| Бюджетный | Распоряжения | Главная | | казначейства | Проверенные | /--------------\ |
| отдел |----- на -----| бухгалтерия |-| |- платежные -| | р/с Комитета | |
| | перечисление \-------------/ | открытие | документы | | финансов и | |
| | средств | финансирования | | | казначейства | |
| | | | | | | Выписка | \--------------/ |
| |---- Месячные лимиты ---------| |-- из р/с ---| |
\-----------/ |/-----\/-----\/-----\| казначейства | /------------------\|
|| л/с || л/с || л/с || | | р/с Казначейства ||
| | |\-----/\-----/\-----/| | \------------------/|
| | | | | |
| | /-----------| Списание | |/-----\/-----\/-----\|
| | | \---------------------/ /-----|| р/с || р/с || р/с ||
| | | | | | |\-----/\-----/\-----/|
| | Платежные Выписка, Акцептованные | /-| Расчетные счета |
| | документы, операции чеки, квитанции | | | поставщиков |
| | доверенности текущего о выписке чеков | | \---------------------/
| | на чеки дня по л/с | | | |
| | | | | Чеки | Расчет
| | | | | |
| | | /---------------------\ | Денежная |
| | Заявки на \------------| Распорядители |-------/ наличность |
\---+- финансирование ------------------| кредитов (бюджетные | |
| | учреждения) |-----------/ /-----------------\
\--- Заявки на ---------------------| | | Поставщики |
лимиты | | | товаров и услуг |
\---------------------/ \-----------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.