Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Основные направления развития агропромышленного комплекса
Исходные принципиальные позиции в дальнейших преобразованиях в АПК
Усилия администрации области и финансовые ресурсы, направляемые на развитие агропромышленного комплекса, будут эффективными только в случае, когда имеются рынки сбыта продукции, налажен менеджмент предприятий, а на уровне области и административных районов функционируют рациональные структуры управления.
Мероприятия по закреплению продукции Калининградского агропромышленного комплекса на областном продовольственном рынке и в г. Калининграде, а также укрепление позиций на внешнем рынке по экспортным видам продукции должны стать основополагающими. Для этого необходимо обеспечить ускорение формирования рыночной инфраструктуры (системы оптовых продовольственных рынков, маркетинговой службы, ценового мониторинга и др.), адаптированной к современным условиям.
Необходимо содействовать тому, чтобы в ближайшие 2-3 года во главе предприятий АПК встали высококвалифицированные руководители преимущественно предпринимательского типа, обученные основам современного менеджмента и агробизнеса.
При совершенствовании системы управления требуется разграничить функции, обеспечивающие:
а) хозяйственный годовой цикл в АПК (текущие, оперативные задачи);
б) развитие и рост производства (стратегические задачи).
Основными направлениями, обеспечивающими решение современных проблем, стоящих перед АПК являются:
1) развитие земельных отношений и отношений собственности;
2) реструктуризация сельскохозяйственных предприятий;
3) развитие маркетинга, рыночной инфраструктуры, улучшение доступа к рынкам;
4) развитие подготовки и повышения квалификации кадров руководителей, специалистов, совершенствование контроля и ротации кадров;
5) структурная политика, направленная на повышение конкурентоспособности и рентабельности производства;
6) развитие кооперации и агропромышленной интеграции;
7) совершенствование финансовой поддержки АПК;
8) развитие социальной политики и инфраструктуры;
9) развитие отношений с г. Калининградом;
10) повышение управляемости АПК.
Развитие земельных отношений и отношений собственности
В ходе осуществления земельной реформы значительные изменения произошли в агропромышленном комплексе области. Производители сельскохозяйственной продукции получили средства производства и землю в собственность, им предоставлена самостоятельность в осуществлении производственно-хозяйственной деятельности. Получили развитие крестьянские (фермерские) хозяйства.
Дальнейшее развитие земельной реформы, формирование эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами предусматривает:
- осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизации посредством государственной регистрации и гарантирования прав;
- вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в области регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;
- перераспределение земли в целях ее дальнейшего эффективного использования в установленном действующим законодательством порядке;
- приватизацию гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
- повышение эффективности управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
- создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки;
- усиление контроля за использованием и охраной земель;
- проведение оценки земель сельскохозяйственного назначения.
С целью совершенствования земельных отношений при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования, рационального и эффективного использования земель необходимо осуществить процесс договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей государственной регистрацией договоров. Также необходимо выполнить комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей, в целях обеспечения территориальных условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв.
Аналогично, для повышения эффективности использования имущественных активов предприятия, использование имущественных паев в обществах с ограниченной ответственностью и кооперативах целесообразно оформлять договорами, предусматривающими выплату дивидендов или иные формы, стимулирующие повышение эффективности использования фондов и активизирующие принятие экономических решений владельцами паев. Это позволит включить в экономический процесс многочисленных владельцев паев, пока фактически отстраненных от влияния на повышение эффективности.
Развитие и повышение прозрачности отношений собственности (при условии рентабельности производства) позволит решить проблему кредита и привлечения внешних инвесторов, многократного увеличения инвестиций, необходимого сельхозпроизводителям области.
План очередных мероприятий по продолжению аграрных реформ, направленный на совершенствование земельных отношений и отношений собственности, необходимо ежегодно корректировать с учетом сделанного и достигнутых изменений.
Реструктуризация сельскохозяйственных предприятий
В области имеются такие хозяйства, в которых производственная деятельность практически прекращена или ведется на самом низком уровне, где урожайность соответствует уровню естественного плодородия земли (6-8 ц зерновых с га), а надой молока на одну корову не превышает 1500 кг, среднесуточный привес крупного рогатого скота на откорме ниже 200 граммов.
Крупные сельскохозяйственные предприятия отчетливо делятся на финансово благополучные и неплатежеспособные.
Предприятиям (III и IV групп) принадлежит основная доля просроченной кредиторской задолженности по области, и большая часть их находится в стадии банкротства.
Реформирование предприятий должно осуществляться на основе принципиально новой системы экономических отношений, адекватных современным условиям, ориентируя их на приемлемые модели реорганизации: малый бизнес и мелкое предпринимательство, крупнотоварное производство или на их основе оптимальное сочетание моделей. Выбор будет зависеть от многих факторов: размера землепользования, наличия лидера, обеспеченности основными и оборотными средствами, расположения населенных пунктов, и от других социально-экономических факторов.
Создание агропромышленных фирм, холдингов позволит сохранить имущественный комплекс, снять проблему дисбаланса в структуре затрат и прибылей между сельскохозяйственными, перерабатывающими и торгующими предприятиями, поднять жизненный уровень сельского населения.
Выполнению этих целей будет способствовать решение конкретных задач:
- расширение сферы влияния экономически устойчивых предприятий, в том числе и на смежные отрасли;
- передача ресурсов от неэффективных собственников к эффективно хозяйствующим субъектам;
- совершенствование организационно-правовых форм хозяйствования, внедрение жесткого хозрасчета, повышение заинтересованности производителей;
- восстановление и развитие материально-технического потенциала;
- объединение имеющихся ресурсов хозяйствующих субъектов в новые структуры с целью привлечения потенциального инвестора для финансового оздоровления;
- создание собственных рынков сбыта, не зависящих от разного рода посредников;
- интеграция личных подсобных хозяйств населения с сельскохозяйственными и другими предприятиями АПК.
Следующий и наиболее важный этап реструктуризации - это поиск путей снижения затрат, оптимизация производственной программы, повышение качества продукции, разработка планов маркетинга, ведущих к появлению новых рынков сбыта, совершенствование внутрихозяйственных взаимоотношений, развитие переработки.
Будет продолжена работа по мониторингу финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий, а его результаты будут учитываться при проведении кадровой политики управления.
Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств
населения
Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения осуществить в два этапа.
На первом этапе (2002-2003 годы) реализовать организационно-экономические меры по проведению инвентаризации субъектов частного сектора и реформированию фермерских хозяйств; разработке и уточнению нормативных документов по формированию рыночных отношений; регулированию инвестиционной, ценовой и финансово-кредитной политики; развитию производственной и кредитной кооперации; проведению организационных мероприятий по научному обеспечению развития частного сектора АПК, обеспечению подготовки кадров и повышению их квалификации, совершенствованию деятельности органов самоуправления фермеров и их участию в разработке и реализации нормативных документов и программ.
На втором этапе (2004-2005 годы):
- обеспечить переход от стабилизации к росту производства сельскохозяйственной продукции в частном секторе на основе новых подходов и экономичных технологий производства, хранения, переработки и реализации продукции;
- осуществить меры по интенсивному применению новых машин и оборудования, удобрений и средств защиты от вредителей и болезней;
- осуществить внедрение системы кооперации личных подсобных и крестьянских хозяйств, друг с другом, с сельскохозяйственными, перерабатывающими и торговыми предприятиями по направлениям:
- совместного использования техники и обработки земли, ведения животноводства;
- переработки, хранения и сбыта продукции;
- материально-технического обслуживания;
- инженерно-технического обслуживания;
- консультационного обслуживания.
Все материальные и финансовые ресурсы, направляемые на развитие агропромышленного комплекса крестьянским (фермерским) хозяйствам, выделяются пропорционально объемам производства продукции.
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на земле и ведения производства в условиях рыночных отношений.
Развитие маркетинга, улучшение доступа к рынкам
За прошедшее время возникли определенные каналы реализации продукции, многие из которых не только не обеспечивают сельхозтоваропроизводителям необходимую доходность производства, но и не покрывают производственные издержки. До настоящего времени сохранился и даже усилился монополизм предприятий, перерабатывающих животноводческую продукцию. В этой ситуации ряд хозяйств вынуждены были создавать свою переработку, что позволило некоторым местным товаропроизводителям существенно улучшить свое финансовое состояние.
Вместе с тем сельхозтоваропроизводители не имеют возможности сбыта картофеля и плодоовощной продукции, особенно в осенний период. В этой связи остается актуальной проблема организации оптового продовольственного рынка, которую предусматривается решить прежде всего с участием руководства г. Калининграда и других заинтересованных сторон.
Для улучшения сбыта продукции фермерских, крестьянских хозяйств, а также личных подсобных хозяйств планируется восстановить закуп продукции через систему потребительской кооперации, а также через схему создания новых сбытовых кооперативов.
Одновременно формируется система регионального государственного заказа по снабжению продовольствием учреждений и организаций бюджетной сферы (социального обеспечения, здравоохранения, образования), а также спецпотребителей. Эти каналы сбыта обеспечат сельхозтоваропроизводителям гарантированную возможность реализации произведенной ими продукции.
В инфраструктуре реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия намечено также создание региональной сельскохозяйственной агробиржи.
Систематизируется работа по мониторингу закупочных и оптовых цен. Эта информация будет регулярно предоставляться сельскохозяйственным предприятиям. Будет также организовано ежеквартальное прогнозирование закупочных цен на основные виды продукции.
Управление сельского хозяйства и продовольствия будет активно содействовать выставочной и рекламной деятельности сельскохозяйственных предприятий, а также развитию существующей базы хранения, переработки и реализации на кооперативной основе.
Структурная политика, направленная на повышение
конкурентоспособности и рентабельности производства
Основными направлениями совершенствования структуры АПК области на пятилетний период будут:
1. восстановление и дальнейшее развитие молочного животноводства на интенсивной основе;
2. развитие свиноводства и птицеводства как потенциально высокорентабельных отраслей;
3. создание прочной кормовой базы, в том числе производства фуражного зерна;
4. развитие производства продовольственного зерна и высокорентабельных экспортных видов продукции, таких как рапс, кормовые бобы, пивоваренный ячмень;
5. внедрение новой и высокопроизводительной техники и передовых технологий;
6. содействие развитию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.
Структурное развитие отраслей АПК будет осуществляться в рамках реализации следующих направлений: плодородие, сохранение генофонда в растениеводстве и животноводстве, кормопроизводство, внедрение новой и высокопроизводительной техники и передовых технологий, молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство, развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.
Мелиоративные мероприятия
Сельскохозяйственное производство Калининградской области полностью ведется на мелиорированных землях. Поэтому от уровня мелиоративной обустроенности земель, технического состояния мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, их эксплуатации и содержания всецело зависит водно-воздушный режим почв, уровень их плодородия.
Основные направления развития агропромышленного комплекса области на ближайшие годы ориентированы на увеличение объемов ремонтно-восстановительных работ за счет сокращения работ по реновации систем, строительству нового дренажа. При этом объемы работ по реконструкции и модернизации защитных дамб и насосных станций с заменой довоенного оборудования должны наращиваться.
Доля средств федерального бюджета в общем финансировании мелиоративных мероприятий в целом за 4 года составляет 66%, областного - 23, муниципального - 7 и внебюджетных фондов - 5%.
Предусматривается направить на реконструкцию мелиоративных систем и гидротехнических сооружений в целом за 4 года 33% средств, на ремонтно-эксплуатационные работы - 52% и оставшиеся 15% на развитие производственной базы государственных учреждений по мелиорации и водному хозяйству, научное обеспечение и внедрение новых технологий.
При выполнении ремонтно-восстановительных работ на объектах, финансируемых за счет средств капитального характера, предусматривается также выполнение необходимого объема культуртехнических мероприятий, работ по агромелиорации и первичной обработке почвы. Это позволит поддержать мелиоративные системы в работоспособном состоянии.
Подбор объектов для проведения мелиоративных мероприятий осуществляется на основании результатов обследования технического состояния мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, данных мелиоративного кадастра с учетом следующих приоритетов:
- хозяйства и районы, достигшие наиболее высоких показателей по производству валовой продукции растениеводства и животноводства;
- хозяйства и районы, выделяющие собственные средства на мелиоративные мероприятия;
- хозяйства, имеющие свои бригады по уходу за мелиоративной сетью (окашивание каналов, уход за дренажными сооружениями, уничтожение кустарника и водолюбивой растительности на сети);
- специализированные хозяйства, относящиеся к государственной собственности;
- водоприемники, магистральные каналы;
- насосные станции, защитные дамбы;
- хозяйства польдерной зоны.
Плодородие
Плодородие почв сельскохозяйственного назначения является главным критерием, определяющим экономический потенциал области.
По своей природе почвы Калининградской области легко уязвимы, быстро истощаемы, тогда как на восполнение плодородия требуются десятилетия, что объясняется генетическими особенностями дерново-подзолистых почв, преобладающих в нашем регионе (около 95% пашни, значительная часть пастбищ и более половины сенокосов).
В Калининградской области без планомерной и систематической работы по повышению плодородия земель немыслим дальнейший рост эффективности сельского хозяйства в целом.
Уровень применения минеральных удобрений (NPK) должен составлять 240-250 кг д.в. на гектар, что позволит получить среднюю урожайность 30 и выше центнеров зерновых единиц с гектара посевной площади.
Основные направления предусматривают к 2005 году увеличить уровень применения органических удобрений в сравнении с 1996-2000 гг. в 2,4 раза, минеральных - в 2, агрохимическую мелиорацию - в 1,5.
В целях рационального использования органических и минеральных удобрений на фоне высокой агротехники возделывания сельскохозяйственных культур предусматривается:
- для увеличения выхода органических удобрений - применение подстилочных материалов (торф, солома, опилки) на фермах и выгульных площадках; для увеличения объемов органики практиковать запашку излишков соломы зерновых культур, применение навозной жижи, сапропеля, коры, торфа и расширение посевов сидеральных культур;
- для повышения запасов биологического азота - расширение посевов бобовых многолетних трав и зернобобовых культур;
- внедрение энергосберегающих технологий (внесение удобрений с учетом результатов почвенной и растительной диагностики, локально, дробно, сочетая подкормки с применением микроэлементов, регуляторов роста, пестицидов);
- расширение ассортимента применяемых минеральных удобрений, увеличение удельного веса фосфорно-калийных туков.
Защита растений
За последние 3 года объемы мероприятий по защите растений от вредителей, болезней и сорняков возросли на 22% и охватывают 55% посевных площадей. Борьба с сорняками проводится на 42% посевных площадей сельхозпредприятий и фермерских хозяйств.
На основании производственных данных, рациональное применение пестицидов и биопрепаратов обеспечило получение дополнительно с каждого гектара в среднем 5-8 ц зерновых, 55 ц картофеля, 8-9 ц семян рапса, 4-8 ц семян кормовых бобов. Затраты на обработки в зависимости от условий года и цен на продукцию растениеводства окупаются в 2,6-4,5 раза и оправдывают возможные убытки от вредителей, болезней и сорняков. Использование средств защиты растений наиболее эффективно и целесообразно в рациональных севооборотах и на фоне обеспечения сельскохозяйственных культур элементами питания. Для стабилизации фитосанитарного состояния сельхозугодий, своевременной защиты от вредителей, болезней, сорняков и предупреждения потерь урожая предусматриваются:
- организация качественного протравливания семенного материала с использованием высокоэффективных протравителей;
- защита сельскохозяйственных культур от болезней во время вегетации путем фунгицидных опрыскиваний с применением химических и биологических препаратов;
- обязательные инсектицидные обработки при численности вредителей выше порога вредности;
- применение избирательных гербицидов как в севооборотах, так и глифосатсодержащих препаратов при подготовке площадей под размещение культур;
- проведение защитных мероприятий на площади по годам: в 2002 г. - 182 тыс.га, в 2003 г. - 197 тыс. га, в 2004 г. - 212 тыс. га, в 2005 г. - 222 тыс. га с использованием 1626 т пестицидов, в т.ч. по годам: 2002 г. 346 т., 2003 г.- 392 т., 2004 г. - 443 т., 2005 г. - 445 т.
Семеноводство
В сельскохозяйственном производстве области возделывается более 40 видов и более 300 сортов сельскохозяйственных культур.
По данным селекционеров, за счет сорта и качества семян возможно получить прибавку урожая зерновых культур 13-20%, картофеля - 7-8%.
В последние годы количество передаваемых селекционерами сортов для регионального сортоиспытания сократилось на 13%. Сортоиспытания проводятся в условиях постоянного дефицита материально-технических ресурсов. В целях сохранения сортовых качеств семян необходимо их обновление, основой которого является элитное семеноводство.
Единственное элитопроизводящее хозяйство области - ОПХ "Славянское" - в последние годы из-за устаревшей материально-технической базы производит и реализует сельхозтоваропроизводителям области половину потребности семян зерновых культур и около 10% потребности семян картофеля.
Устарела и не обновляется материально-техническая база во всех звеньях семеноводства области.
В результате сортовые посевы зерновых и зернобобовых культур занимают 84%, картофеля - 75%.
Более 40% высевается семян массовых репродукций. В мелких товарных хозяйствах имеются факты высева некондиционных семян. Все это негативно сказывается на повышении продуктивности полей.
Важнейшими задачами в семеноводстве являются:
поиск и внедрение новых высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, в том числе нематодоустойчивых сортов картофеля;
производство и реализация элитных семян в ежегодных объемах: зерновых и зернобобовых культур - 1219 тонн, картофеля - 400 тонн;
расширение сортовых посевов зерновых и зернобобовых культур к 2005 году до 100%, картофеля - до 95%;
повышение качества высеваемых семян: довести высев семян первого и второго класса в 2005 году до 70%, сократить массовые репродукции зерновых культур с 57 до 10%;
техническое перевооружение базы семеноводства;
разработка сортовой агротехники и технологий возделывания семеноводческих посевов;
обучение специалистов новым технологиям в семеноводстве;
повышение роли сортоиспытания и семенного контроля в регулировании рынка семян;
формирование областного семенного (обменного) фонда, рынков сбыта;
регулирование ценовой политики в области семеноводства.
Производство зерна
В современных условиях и на перспективу необходимо решить главную проблему - обеспечить в полной потребности животноводство области собственными концкормами, для чего производство зернофуража должно составить в 2005 году в соответствии с потребностью 270 тыс. тонн, т.е. нужно увеличить его производство к существующим объемам почти в 4,8 раза.
В структуре зерновых культур ведущее направление получают культуры, имеющие повышенный спрос на зерновом рынке: бобы, пшеница, пивоваренный ячмень, рапс.
Посевные площади под пшеницей возрастут - до 83 тыс. га, ячменем - до 42,3 тыс. га, кормовыми бобами - до 27,3 тыс. га, рапсом - до 20 тыс. га.
Для достижения этой цели предусматривается решить наиболее важные вопросы:
- широкое применение интенсивных технологий возделывания зерновых культур;
- внедрение новых более высокоурожайных сортов;
- оказание финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителям в виде авансирования под урожай на основе договорных отношений с потребителями зерна (мукомольные заводы, птицефабрики, комбикормовая промышленность);
- развитие ремонтно-технологических услуг по сушке, подработке и хранению зерна посредством создания МТС, кооперативных отношений;
- приобретение почвообрабатывающих посевных комплексов и зерноуборочных комбайнов, опрыскивателей;
- своевременное оказание сельхозтоваропроизводителям информационно-консультационных услуг;
- широкая пропаганда передового опыта (проведение практических и показательных семинаров).
Рапс и кормовые бобы
В последние годы появился повышенный интерес к рапсу в связи с увеличившейся потребностью в растительных маслах и высокобелковых кормах не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
К 2005 году планируется расширение посевных площадей рапса до 20 тыс. гектаров, или в 2,5 раза больше к уровню 2000 года, и увеличение производства маслосемян рапса до 50 тыс. тонн, или в 3,6 раза больше к уровню 2000 года.
Имеется возможность довести удельный вес этой культуры в структуре посевных площадей до 40 тыс. га с объемом производства маслосемян 70-80 тыс. тонн.
При таких объемах производства маслосемян необходимо иметь местную переработку.
Это поле деятельности для привлечения инвестиционных компаний.
Кроме выращивания бобов в целях продажи зерна для производства высокобелковых, энергонасыщенных кормов наша область могла бы стать на Северо-Западе России основным производителем семян кормовых бобов для улучшения кормового поля России.
В структуре посевных площадей посевы кормовых бобов возможно расширить до 40 тыс. гектаров с объемом производства зерна бобов 80-100 тыс. тонн. Но для этого требуются инвестиции по укреплению материально-технической базы для сушки и подготовки зерна и семян.
Кормопроизводство
В современных условиях кормопроизводство имеет решающее значение не только в обеспечении животноводства кормами, но и в существенном влиянии на эффективность растениеводства, сохранении плодородия почв и окружающей среды.
В сферу кормопроизводства вовлечено более 70% сельскохозяйственных угодий области, в том числе половина пашни.
До 1991 года в результате интенсификации сельскохозяйственного производства наблюдался динамичный рост продуктивности кормовых культур при стабилизации их максимальных показателей в 1986-1990 гг. по 24-26 центнеров кормовых единиц с 1 гектара полевых земель.
В последующие годы (1991-2000 гг.) наблюдался резкий спад производства кормов.
Площади кормовых культур на пашне уменьшились до 127,4 тыс.га в 1999 году и 125,5 тыс.га в 2000 году, продуктивность гектара кормовых культур снизилась до 14 ц к.ед.
В результате этого, производство кормов (без зернофуража) уменьшилось с 441 тыс. тонн кормовых единиц в среднем за период 1986-1990 гг. до 159,4 тыс. тонн к. ед. в 2000 году, или в 2,8 раза; заготовка силоса уменьшилась с 918 тыс. тонн до 200,2 тыс. тонн, сена - с 345,2 тыс. тонн до 113,4 тыс. тонн.
Обеспеченность скота кормами крайне низкая, в среднем составляет 1,3-1,4 тыс. к. ед. и не превышает 2,5 тыс. к. ед. на условную голову.
Из-за недостаточного потребления животными питательных веществ и слабой сбалансированности рационов по энергии и протеину в хозяйствах отмечаются высокие затраты кормов, особенно концентратов.
Во многих хозяйствах расход кормов на 1 кг молока в среднем составляет 1,25 к. ед. вместо 0,8-1,0. Затраты кормов на 1 кг привеса крупного рогатого скота почти вдвое превышают научно обоснованные нормы.
Использование разнообразных приемов выращивания кормовых культур и технологий их заготовки, консервирования и хранения существенно влияют на выход и питательную ценность кормов.
Урожайность кормовых культур в современных условиях в основном формируется за счет естественного плодородия почв и остаточного действия ранее внесенных удобрений.
Объемы производства и качество заготовляемых кормов напрямую зависят от уровня материально-технического обеспечения кормопроизводства и сроков уборки кормовых трав.
Основные направления развития кормопроизводства:
- проанализировать и научно обосновать роль севооборотов. Для крупнотоварных хозяйств с высоким уровнем интенсификации ввести специализированные севообороты, для хозяйств с меньшими возможностями - соблюдать строгое чередование сельскохозяйственных культур;
- увеличить удельный вес многолетних бобовых трав - основного источника протеина и бобово-злаковых смесей в структуре многолетних трав до 65-70%;
- повысить уровень внесения удобрений, особенно местных, практиковать внесение жидких органических удобрений;
- улучшить возрастной состав посевов злаковых трав, для чего 1/3 посевов многолетних трав необходимо ежегодно распахивать и подсевать;
- привести в соответствие с изменениями в структуре животноводства кормовую базу, предусмотреть возможные виды кормов и их источники;
- внедрять энергосберегающие системы и технологии производства экологически безопасных, насыщенных и сбалансированных по протеину высококачественных кормов;
- использовать повторные и промежуточные культуры для увеличения выхода кормов;
- повысить продуктивность кормовых культур за счет применения низкозатратных технологий (подсев трав, перезалужение);
- уменьшить потери кормов при их заготовке и хранении за счет совершенствования технологий и применения прогрессивных способов заготовки кормов;
- предусмотреть приобретение современной кормозаготовительной техники;
- увеличить производство кормового зерна - главного поставщика кормового белка с 56,1 тыс. тонн в 2000 году до 270 тыс. тонн в 2005 году;
- предусмотреть, чтобы в структуре зернофуражных культур удельный вес зернобобовых культур собственного производства составлял не менее 15%;
- в зернотравяных смесях заменить сорта зернового направления на кормовые;
- организовать областное унитарное предприятие по производству полнорационных концентрированных кормов с годовой программой до 100 тыс. тонн;
- предусмотреть субсидирование процентной ставки по кредитам коллективным и фермерским хозяйствам, направленным на сооружение цехов по приготовлению сбалансированных кормовых смесей на основе собственного зернофуража и белково-витаминных добавок.
Картофель
Потребность населения области в продовольственном картофеле в расчете на душу составляет 130 тыс. тонн (на 1 душу в год - 130 кг).
В последние годы доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производства картофеля сократилась с 27% в 1991 году до 16% в 2000 году, 84% приходится на долю индивидуальных и личных подсобных хозяйств. Повлиять на увеличение продуктивности картофельного поля возможно только с помощью организации консультаций специалистов и обеспечения доброкачественным семенным материалом.
В картофелеводстве будут предусмотрены:
- увеличение производства за счет роста урожайности клубней в 2005 году до 158 ц/га;
- специализация сельскохозяйственных предприятий по производству картофеля;
- организация первичного семеноводства и производства семян элиты лучших новых сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию;
- поиск рынка сбыта картофеля как семенного, так и продовольственного в других регионах России как дополнительной товарной продукции;
- внедрение новой техники и новых технологий, передового опыта, соблюдение оптимальных уровней внесения минеральных и органических удобрений, средств защиты растений;
- продажа семенного картофеля, особенно нематодоустойчивых сортов, включенных в Государственный реестр, для частного сектора посредством организации ярмарок и Дней открытых дверей;
- создание новой отрасли АПК области - переработка картофеля.
Овощеводство
Потребность населения области в овощах составляет 110 тыс. тонн в расчете на душу населения.
Мелкие личные хозяйства, куда в основном перешло производство овощей, не в состоянии обеспечить надлежащий уровень интенсификации производства.
Эффективность производства овощей зависит от роста урожайности, что возможно только в специализированных хозяйствах.
Область находится в постоянной зависимости от сопредельных государств по снабжению населения зимними овощами. Во всех категориях хозяйств в 2000 году произведено 1,6 тыс. тонн овощей защищенного грунта, или 4,4% к уровню 1986-1990 гг., в том числе зимних - 0,1-0,2 тыс. тонн или 0,2 кг на душу населения, что составляет 5% к норме (норма 4-5 кг).
1,7 га (АО "Приморское" и "Тепличный комбинат") зимних теплиц работает в режиме весенних, которые возможно использовать для производства зимних овощей при условии их подключения к потреблению электрической и тепловой энергии и проведения некоторой реконструкции.
Предусматривается расширение зимних теплиц в ООО "Черняховские теплицы" с 0,5 до 1,54 га.
Для заинтересованности местных товаропроизводителей в производстве овощей в широком ассортименте и в необходимых объемах требуется:
- увеличить производство за счет роста урожайности и довести ее к 2005 году до 215 ц/га;
- продолжить специализацию сельскохозяйственных предприятий по производству овощей;
- гарантировать товаропроизводителям закуп овощей в требуемых объемах;
- внедрить новую технику и новые технологии, передовой опыт соблюдения оптимальных уровней внесения минеральных и органических удобрений, средств защиты растений;
- предоставить льготы на потребляемую электрическую и тепловую энергию для тепличных хозяйств, производящих овощную продукцию, в установленном действующим законодательством порядке;
- организовать подачу топливно-энергетических ресурсов хозяйствам, производящим зимние овощи в период с декабря по май без ограничения или отключения, в порядке установленном действующим законодательством.
Садоводство
Урожайность садов области крайне низка. Это связано с тем, что все садоводство и ягодоводство области любительско-экстенсивное, в основном используются посадки, возраст которых не позволяет получать качественный и высокий урожай. Необходимость закладки садов интенсивного типа вызвана еще и тем, что в области производится 5% от физиологически потребного количества плодов. Хотя природно-климатические условия позволяют возделывать широкий ассортимент плодовых культур.
В плодоводстве будет предусмотрено:
- закладка яблоневого сада - 75 га;
- закладка грушевого сада - 10 га;
- закладка плантаций облепихи - 5 га;
- закладка земляничной плантации - 5 га;
- устройство-закладка питомника плодово-ягодных культур - 5 га;
- строительство фруктохранилища;
- строительство двух эстакад для приготовления раствора ядохимикатов;
- реконструкция имеющихся помещений под тарный цех;
- обновление машинно-тракторного парка специализированной техникой (контейнеровозы, опрыскиватели, фрезы);
- обучение специалистов-руководителей среднего звена.
Осуществление вышеуказанных мероприятий позволит через 4 года:
- наполнить рацион питания населения области витаминной продукцией, что в целом окажет положительное влияние на физиологическое состояние людей;
- снабжать сельхозтоваропроизводителей оздоровленным, качественным посадочным материалом плодово-ягодных культур;
- обеспечить предприятия по переработке плодово-ягодных культур натуральным, качественным сырьем.
Сохранение генофонда в животноводстве
Совершенствование племенной работы будет осуществляться в направлении дальнейшего распространения ведущей черно-пестрой породы молочного скота. В хозяйствах области содержится 99% чистопородных животных черно-пестрой породы. Потенциал черно-пестрого скота наиболее высокий, в генетической структуре маточного стада 58% животных относятся к линиям голландского происхождения, 29% - голштинского и британо-фризского, 13% - линии шведского и эстонского происхождения.
Сохранение лучшего генофонда черно-пестрого скота следует вести путем улучшения породности, совершенствования искусственного осеменения коров и телок, создания эмбрионобанка и внедрения в 2003-2005 гг. технологии трансплантации эмбрионов.
В подборе пар для маточного поголовья будут использоваться высокоценные производители и спермопродукция отечественной и зарубежных селекции из Голландии, Германии, Польши, Литвы и Беларуси.
Для обеспечения генетического прогресса популяция должна иметь молодых производителей более высокой племенной ценности по сравнению с предшествующим поколением. Для этого требуется достоверная оценка по качеству потомства, которая позволит выявить и в дальнейшем исследовать лучших быков-производителей собственной селекции. Селекционная работа будет вестись на основе новых информационных технологий и компьютерной техники.
Необходимо восстановить плановые льготные поставки высококлассных телок из племенных хозяйств и госплемзаводов. При отборе и направленном выращивании ремонтного молодняка в хозяйствах необходимо оставлять на племя только высококлассный молодняк (не ниже 1-го класса). В каждом хозяйстве следует иметь ежегодные и перспективные планы выращивания и закупки племенного молодняка.
Молочное животноводство
Приоритетное направление развития в агропромышленном комплексе отдано развитию молочного животноводства. Дальнейшая интенсификация развития животноводства определяется необходимостью увеличения производства высокоценных продуктов питания (молока, говядины, телятины).
Исходя из медицинских норм человеку в год необходимо 400 кг молочных продуктов. Учитывая, что в области население составляет около 1 млн. человек, валовое производство молока запланировано довести к 2005 году до 400 тысяч тонн в год. Для достижения запланированного объема производства молока необходимо:
- продуктивность дойного стада в целом по области в 2005 году довести до 4000 кг;
- организовать направленное выращивание ремонтного молодняка и обеспечить ежегодный ввод в основное стадо по 30 первотелок в расчете на 100 коров;
- для восстановления поголовья коров не допускать их необоснованной выбраковки и, обеспечив ежегодный прирост их не менее 7-8%, довести поголовье коров во всех категориях хозяйств к концу 2005 года - до 100 тысяч голов;
- улучшить работу по воспроизводству стада; довести выход телят в расчете на 100 коров не менее 90 голов;
- обеспечить полноценное сбалансированное кормление всех возрастных групп крупного рогатого скота путем создания биологически полноценной кормовой базы, улучшения долголетних культурных пастбищ; к 2005 году довести обеспеченность кормами крупного рогатого скота в расчете на условную голову в зимний период до 25 ц к ед.
Производство мяса говядины
Процесс сокращения производства мяса наблюдается и в личных хозяйствах населения, однако темпы его снижения в этом секторе несколько ниже, чем в общественном. В результате большая часть производимого в области мяса говядины приходится на индивидуальные хозяйства и его доля в структуре производства мяса снижается. Производство говядины в живом весе за 2000 год составило 20 тыс.тонн, что составляет 44% от уровня 1991 года.
Необходимо отказаться от неэффективной системы доращивания бычков в молочных хозяйствах области при среднесуточных привесах 150-250 граммов и уровне убыточности 45-55% и более. Доращивание и откорм молодняка КРС молочных пород следует сосредоточить, как и было до 1992 года, в специализированных хозяйствах (СПК "Узловое", СПК "Россия"). Доведение концентрации поголовья до проектной мощности откормочных комплексов, освоение современных технологий приготовления и раздачи кормов, обеспечение среднесуточных привесов 900-1000 граммов позволит при откорме молодняка крупного рогатого скота молочных пород вести производство рентабельно.
Крупным резервом роста производства говядины должен стать откорм молодняка, полученного от низкопродуктивных или выбракованных коров молочных пород, осемененных спермой быков специализированных мясных пород. Для нашей области на данном этапе для скрещивания с черно-пестрым скотом наиболее эффективны мясные породы: лимузин, герефорд. Как показывает опыт, использование семени быков мясных пород, приспособленных к климатическим условиям области, позволит получать привесы на доращивании и откорме до 1000-1100 граммов и к 14 месячному возрасту достигать веса одной головы 450-460 килограммов живой массы.
В целях создания в области зоны мясного скотоводства необходимо завести бычков мясного направления для производства семени на ФГУП "Калининградская" по племенной работе.
Свиноводство
Применение современных технологий содержания и кормления, использование высокоинтенсивных линий свиней двух-трех породных гибридов позволит резко повысить интенсивность отрасли. В настоящее время цены, сложившиеся на рынке, делают более выгодным вложение капитала в развитие свиноводства в области. Среднесуточные привесы свиней на откорме необходимо довести до 700-800 граммов. Затраты корма на 1 ц выращенной свинины должны составлять 3,5-4 ц к. ед.
Для снижения себестоимости продукции на небольших свиноводческих фермах необходимо использовать дешевые местные корма (зеленая масса, силос и т.д.). В хозяйствах с поголовьем до 2000 голов может быть организовано летнее лагерное содержание свиноматок, что будет способствовать увеличению выхода поросят.
Племенные репродукционные хозяйства, а их в области насчитывается пять, следует рассматривать в качестве "точек роста" и головных предприятий производственных систем в свиноводстве.
Стратегическим направлением в повышении эффективности производства свинины остается интеграция на кооперативной основе, охватывающая весь технологический цикл от производства зерна, комбикормов, разведения и откорма свиней до выпуска и реализации готовой продукции.
Птицеводство
Развитие птицеводства в ближайшей перспективе будет осуществляться за счет следующих факторов:
- обеспечение кормления птицы полнорационными комбикормами, сбалансированными по всем компонентам;
- создание репродуктора второго порядка - родительского стада мясных кур-несушек для обеспечения мясного птицеводства яйцами финального гибрида для увеличения производства мяса цыплят-бройлеров;
- увеличение производства пищевых яиц на птицефабриках яичного направления за счет вовлечения в производственный процесс пустующих мощностей;
- расширение ассортимента продукции птицеводства.
Основное внимание необходимо обратить на улучшение качества комбикормов на птицефабриках яичного направления. Будут задействованы полностью производственные мощности имеющихся комбикормовых заводов для обеспечения всех птицефабрик полнорационными комбикормами.
Освоение высокоэффективных технологий комплексного использования малоценных продуктов убоя птицы, которые позволят в 2 раза повысить выход мясокостной муки и сократить покупку рыбной муки в 1,5-2 раза.
В яичном птицеводстве следует внедрять высокопродуктивные кроссы "Иса коричневый", "Радонит", позволяющие получать 300-310 яиц в год на курицу-несушку и отличающиеся высокой конверсией корма.
В мясном птицеводстве будут использоваться проверенные на практике четырехлинейные гибриды "Арбор айкрес", "Гибро", "Иса-ведетта". Мясные цыплята данных кроссов достигают в 40-42 дня живого веса 2-2,1 кг при среднесуточном привесе 45-47 граммов. Необходимо проводить апробацию новых более эффективных кроссов "Росс" и т.д.
В перспективе получат дальнейшее развитие и другие направления в птицеводстве: разведение водоплавающей птицы и индюшек.
Звероводство
Звероводство - прибыльная отрасль сельскохозяйственного производства. В звероводческих хозяйствах разводят норку (наибольшее количество), лисиц, песцов, хорей и пятнистых оленей. В племенных репродукторах разводят породы норок: темно-коричневая, сапфировая, серебристо-голубая, пастелевая; песцов - вуалевый и серебристый. Пушнина калининградских звероводов отличается высоким качеством и пользуется спросом как на внутреннем, так и на международных рынках. 40% российского меха норки поставляет Калининградская область.
Компактное размещение звероводческих хозяйств на территории Калининградской области позволяет организовать централизованное приготовление кормов для всего зверопоголовья, сконцентрированного здесь.
С организацией кормоприготовления сопряжено решение вопросов внедрения новых информационных технологий и компьютерной техники:
- программирование рецептуры комбикормов и кормовых добавок и процесса кормоприготовления;
- оптимизация рационов;
- дозированная раздача кормов.
Решение этого вопроса позволит улучшить сохранность основного стада и молодняка, снизить себестоимость меха на 20-25%, существенно повысить его качество и конкурентоспособность.
Развитие перерабатывающих отраслей, кооперации
и агропромышленной интеграции
Развитие перерабатывающих отраслей возможно при решении следующих задач:
обеспечение рационального реформирования, эффективного и устойчивого развития перерабатывающих и агросервисных предприятий;
реструктуризация предприятий с учетом их платежеспособности;
создание на базе предприятий и хозяйств, обеспечивающих их сырьем, агрофирм по выращиванию, обслуживанию и переработке сельхозпродукции (мясо-молочная промышленность, плодоовощная отрасль);
совершенствование структуры размещения перерабатывающих предприятий, приближение их к местам производства сельхозпродукции, создание мини-цехов по переработке в фермерских и личных подсобных хозяйствах.
Освоение производства, переработки новых и нетрадиционных видов продукции:
а) выращивание и переработка картофеля технических сортов под производство картофеля-фри, крахмала, картофельной муки, чипсов и др.;
б) сбор и переработка дикорастущих культур, грибов, лекарственного сырья, улитки и др.;
в) переработка завозного сырья для удовлетворения потребности населения области в продуктах питания, не производимых в климатическом поясе области: чай, кофе, шоколад и какао, цитрусовые и пряные культуры, соусы, кетчупы и т.п.;
г) переработка кожсырья, пуха и пера; производство кормовых добавок, премиксов на базе отходов пищевого производства - солода, муки и др.;
д) создание сервисных предприятий по обеспечению перерабатывающих предприятий техникой, современными технологиями, тарой и упаковкой, пищевыми добавками на базе крупных обслуживающих предприятий, агрофирм и оптовых баз;
е) пропаганда передового опыта ведущих предприятий по переработке сельхозпродукции, проведение ярмарок, выставок, семинаров и конференций, издание собственного информационного органа, рекламных материалов.
Основные направления кадровой политики
- Проведение анализа и прогноза состояния трудовых ресурсов и подготовки специалистов по новым направлениям деятельности.
- Участие в создании и укреплении учебно-материальной базы сельских образовательных школ, учебных заведений и учебно-опытных хозяйств.
- Осуществление поэтапного перехода на многоуровневую структуру высшего, среднего, начального и дополнительного образования на базе существующих учебных заведений области.
- Перестройка учебного процесса и программ подготовки специалистов применительно к условиям рыночной экономики.
- Оказание содействия по созданию "агрошкол", "агроклассов", факультативов на базе общих образовательных школ.
- Определение базовых хозяйств для прохождения практики учащимися я студентами.
- Подготовка и переподготовка специалистов высшей и средней квалификации, глав фермерских хозяйств и рабочих массовых профессий на базе слияния образования, производства и науки.
- Внедрение дистанционного образования в аграрных учебных учреждениях в форме открытого аграрного университета.
- Создание информационно-консультационной службы для сельхозтоваропроизводителей (в виде самостоятельного учреждения или организации).
- Обеспечение информационными, методическими и научно-аналитическими разработками сельхозтоваропроизводителей области.
- Введение многоканального финансирования деятельности образовательных учреждений (областной и районный бюджет, бюджет предприятий).
- Материально-техническая поддержка аграрных образовательных учреждений области.
- Расширение возможностей изучения международного опыта для учащихся, студентов, руководителей, специалистов АПК и глав фермерских хозяйств путем организации проведения для них стажировок за рубежом (Германия, Польша, Дания и другие страны).
Социальная политика
Решение проблем, заложенных в основных направлениях, во многом зависит от состояния и развития социальной сферы села, предприятий переработки и несельскохозяйственного бизнеса на селе и должно осуществляться на основе государственного финансирования АПК и собственных средств предприятий всех форм собственности за счет повышения их доходности.
Социальная политика на селе предусматривает прежде всего:
- создание и сохранение рабочих мест на 2002-2005 годы в сельской местности;
- строительство жилья на селе и газификация сельских населенных пунктов;
- развитие системы здравоохранения и народного образования;
- повышение уровня доходов сельского населения и своевременная выплата заработной платы;
- продолжение передачи всех объектов соцкультбыта в муниципальную собственность в установленном действующим законодательством порядке;
- сохранение льготных тарифов на энергоносители.
Для реализации этих задач необходимо осуществление мероприятий по государственной поддержке решения жилищной проблемы на селе, развития сети сельских учреждений здравоохранения, общего образования, газификации, электрификации, дорожного строительства на селе. Управление сельского хозяйства и продовольствия примет участие в разработке и выполнении федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" на региональном уровне. Через созданный в области фонд индивидуального жилищного строительства реализуется подпрограмма "Свой дом" по строительству индивидуального жилья.
Научное обеспечение
Успешная реализация основных направлений развития АПК возможна на основе опережающего научно-технического прогресса и внедрения в производство современных достижений, развития фундаментальных и прикладных разработок.
Для повышения эффективности научного обеспечения всех отраслей АПК, научно-методического руководства всеми научными исследованиями независимо от ведомственной принадлежности научных организаций федерального и областного подчинения необходимо создание центра научного обеспечения управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области.
Приоритетными направлениями сельскохозяйственной науки будут:
- разработка оптимальных моделей многоукладной экономики, форм хозяйствования и рыночной инфраструктуры;
- создание кооперации и интеграции производства на межхозяйственном, районном и областном уровне;
- разработка и освоение низкозатратных ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве;
- разработка инновационных и научно-технических программ путем внедрения их на конкурсной основе;
- укрепление научно-производственного потенциала АПК путем упорядочения структуры и функций научных, учебных и научно-производственных учреждений сельскохозяйственного профиля на территории области;
- создание при центре научного обеспечения управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области системы информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей во всех районах области с целью ускорения внедрения научных достижений и обучения кадров на местах перспективным технологиям и методам хозяйствования.
Повышение управляемости АПК
Управление сельского хозяйства и продовольствия функционирует в режиме реализации аграрной политики администрации области, осуществляет практическую деятельность на принципах согласованного взаимодействия с органами управления муниципальных образований, руководством хозяйствующих субъектов, корпоративных и общественных объединений в АПК. Обеспечивает контроль за эффективным использованием бюджетных средств на приоритетных направлениях.
Внедрение прогрессивных технологий в непосредственном производстве агрокомплекса предусматривается осуществлять через структуру вертикально-интегрированной консультационной службы, создание которой планируется завершить во всех сельских муниципальных образованиях в течение 2002-2003 годов.
Финансовая поддержка АПК области
Финансовая поддержка сельскохозяйственных предприятий Калининградской области выполняет следующие функции:
1) обеспечение сохранения селекционно-генетического ядра производства;
2) обеспечение развития производств или отраслей, особо значимых для повышения рентабельности большинства хозяйств области: молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, производство зерна и т.д.;
3) частичное авансирование закупки сельскохозяйственной продукции под выполнение госзаказа с целью поддержки производственного функционирования предприятий в период проведения посевных и уборочных работ;
4) обеспечение необходимых финансовых условий для перехода к рентабельному производству в большинстве предприятий (льготное кредитование, переход на средне- и долгосрочное кредитование, поддержка кредитования, страхования урожая);
5) содействие ускоренному развитию наиболее конкурентоспособных видов продукции путем поддержки внедрения новых прогрессивных технологий;
6) повышение уровня доходности основной массы предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств путем установления льгот, компенсаций, доплат и субсидий.
Механизм финансовой поддержки будет изменяться в соответствии с решением задач, стоящих перед агропромышленным комплексом области, в порядке, установленном действующим законодательством.
В период 2002-2005 годов поддержка может осуществляться по следующим направлениям и формам:
1) субсидирование производства отдельных видов продукции;
2) субсидирование затрат на отдельные виды ресурсов;
3) финансирование на приобретение техники, оборудования, племенного скота на основе финансового лизинга;
4) субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам;
5) расходы на закупку сельскохозяйственной продукции под выполнение госзаказа;
6) реструктуризация основного долга, пени и штрафов по платежам в областной бюджет;
7) субсидирование базовых предприятий области, являющихся полигонами отработки и внедрения новых форм и методов повышения конкурентоспособности сельского хозяйства;
8) научное обеспечение АПК;
9) поддержка проведения конкурсов, участие в выставках;
10) подготовка и повышение квалификации кадров;
11) другие направления.
Данный список направлений не является исчерпывающим, ибо изменение ситуации в АПК может потребовать введения новых направлений и форм бюджетной поддержки.
Общая потребность финансовых средств, необходимых для выполнения мероприятий по основным направлениям развития АПК области на период 2002-2005 годов, составляет 5,0 млрд. рублей (в ценах 2000 г.), в том числе по направлениям:
- техническое перевооружение сельского хозяйства и внедрение новых технологий - 3120 млн. руб.;
- субсидирование отдельных видов продукции, затрат на отдельные виды ресурсов и других направлений поддержки предприятий агропромышленного комплекса - 718,5 млн. руб.;
- мелиоративные работы и повышение плодородия почв - 891,5 млн. руб.;
- научное обеспечение - 15 млн. руб.;
- подготовка и повышение квалификации кадров - 105 млн. руб.;
- социальная поддержка села (строительство жилья) - 80 млн. руб.;
- развитие кооперации и интеграции - 70 млн. руб.
Источниками финансирования основных направлений выступают:
средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;
средства областного бюджета, выделяемые в соответствии с законом Калининградской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год;
средства бюджетов муниципальных образований, выделяемые в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления;
средства целевого бюджетного фонда поддержки агропромышленного производства области;
собственные средства предприятий;
заемные, кредитные и инвестиционные средства.
Из бюджетов всех уровней необходимо выделение 2,2 млрд. руб., собственных средств предприятий АПК - 1,7 млрд. руб., заемных и кредитных ресурсов - 1,1 млрд. руб.
Расчет предполагаемой эффективности основных направлений развития
Реализация основных направлений развития агропромышленного комплекса области позволит закрепить позитивные тенденции, наметившиеся в последние годы в сельском хозяйстве области, создаст благоприятные условия для его развития и улучшения деятельности предприятий, обеспечит возобновление воспроизводственного процесса в АПК. Динамика показателей, характеризующих производство продукции по сельхозпредприятиям, выглядит следующим образом:
Показатели результативности основных направлений
развития АПК Калининградской области (сельхозпредприятия)
Производство, тыс. тонн |
1999 г. факт. |
2000 г. факт. |
2001 г. ожид. |
Параметры программы | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||
Зерно | 112,1 | 157,4 | 150 | 220 | 280 | 320 | 380 |
Рапс | 6,0 | 11,2 | 13,5 | 19,0 | 24,5 | 32 | 40 |
Картофель | 5,3 | 23,8 | 14 | 21 | 24 | 25 | 28 |
Овощи | 4,4 | 6,4 | 7 | 7,5 | 8,0 | 8,0 | 8,0 |
Мясо скота и птицы - всего |
25,1 |
16,8 |
36,1 |
40,2 |
44,4 |
47,1 |
49,9 |
В т.ч.: кр. | |||||||
рогатый скот | 10,1 | 10,3 | 10,3 | 11,0 | 12,5 | 14,0 | 15,3 |
свиньи | 3,1 | 2,6 | 4,1 | 7,2 | 9,9 | 10,8 | 12,2 |
птицы | 11,9 | 3,7 | 21,7 | 22,0 | 22,0 | 22,3 | 22,4 |
Молоко | 82,7 | 84,0 | 90 | 114 | 137 | 153 | 200 |
Яйцо | 158,5 | 145 | 158 | 208 | 234 | 252 | 261 |
Доход, млн.руб. |
115,0 |
151,2 |
208 |
331 |
425 |
513 |
621,5 |
Показатели развития сельхозпредприятий позволяют сделать вывод о том, что средства, выделенные из областного бюджета на развитие АПК, окупятся приростом чистого дохода в сельском хозяйстве. Общий чистый суммарный результат по всей деятельности сельскохозяйственных предприятий за 2002-2005 годы составит 1,9 млрд. рублей. Ожидаемое выделение средств из областного бюджета на поддержку сельского хозяйства за четыре года должно составить 1,3 млрд. рублей.
Ожидаемая эффективность
бюджетной поддержки сельского хозяйства (млн. рублей)
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|
Объемы реализации, в ценах 2000 года | 1432 | 1712 | 1900,6 | 2186,3 |
Ожидаемые объемы реализации, в текущих ценах каждого года |
2711,6 |
3325 |
3608,0 |
4054,0 |
Ожидаемая себестоимость продукции | 2380,6 | 2900,0 | 3095,0 | 3432,5 |
Ожидаемый чистый доход сельского хозяйства (без дотаций и компенсаций) |
270,0 |
365 |
463,0 |
563,0 |
Ожидаемая величина бюджетной поддержки | 199,0 | 240,0 | 290,0 | 350,0 |
Прирост чистого дохода к предыдущему году | +70,0 | +95,0 | +98,0 | +100,0 |
Прирост бюджетной поддержки к предыдущему году |
+95,5 |
+41,0 |
+50,0 |
+60,0 |
Прирост дохода на 1 рубль прироста бюджетной поддержки, руб. |
0,73 |
2,32 |
1,96 |
1,66 |
Расчеты показывают, что ежегодный чистый доход в общем объеме в 1,5 раза превышает средства, выделяемые из областного бюджета.
Рост объемов реализации продукции агропромышленного комплекса, создание новых рабочих мест, внедрение современных технологий, оживление экономической активности неплатежеспособных хозяйств и дальнейшее укрепление финансово-экономического положения предприятий первой и второй групп будут способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и обеспечат экономический и социальный эффект.
Ожидаемая оценка
бюджетной эффективности средств, направленных на развитие АПК
(млн. рублей)
Показатели | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. |
Объемы реализации, в ценах 2000г. | 1432,0 | 1712,0 | 1900,6 | 2186,3 |
Ожидаемые объемы реализации, в текущих ценах каждого года |
2711,6 |
3325,0 |
3608,0 |
4054,0 |
Ожидаемая себестоимость продукции | 2380,6 | 2900,0 | 3095,0 | 3432,5 |
Уровень рентабельности производства, % | 14 | 15 | 16,5 | 18 |
Ожидаемый объем чистого дохода | 331,0 | 425,0 | 513,0 | 621,5 |
Ожидаемый объем НДС (при ставке 10%) | 286,2 | 347,5 | 371,4 | 431,4 |
Ожидаемый объем оплаты труда | 280,0 | 380,0 | 500,0 | 630,0 |
Ожидаемое поступление подоходного налога (при ставке 13%) |
36,4 |
49,4 |
65,0 |
82,0 |
Ожидаемое поступление налога на прибыль |
138,0 |
165,0 |
187,0 |
194,0 |
Ожидаемое поступление земельного налога и других обязательных платежей за земли сельскохозяйственного назначения |
6,9 |
7,0 |
7,2 |
7,4 |
Суммарный ежегодный объем налогов, уплаченный при реализации основных направлений развития АПК |
467,5 |
568,9 |
630,6 |
714,8 |
Суммарный ежегодный объем налогов за период реализации основных направлений составляет 2,4 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.