Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к решению
Горсовета депутатов Калининграда
от 20 марта 2002 г. N 110
Российская Федерация
мэрия города Калининграда
Комитет экономического развития
План социально-экономического развития
Калининграда в 2002 г.
15 мая, 29 мая, 3 июля, 16 октября, 18 декабря 2002 г., 15 января 2003 г.
1. Прогноз социально-экономического развития Калининграда в
2002 г. и параметры прогноза социально-экономического развития
Калининграда в 2003-2004 гг.
1.1. Сценарные условия разработки прогнозов
социально-экономического развития Калининграда
Прогноз социально-экономического развития Калининграда в 2002 г. и основные параметры прогноза социально-экономического развития Калининграда в 2003-2004 гг. разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- постановлением Правительства РФ от 31.03.2001 г. N 242 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2002 г. и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 г.", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2004 г. и перспективного финансового плана до 2004 г.";
- постановлением главы администрации (губернатора) Калининградской области от 08.07.2000 г. N 248 "О разработке проекта закона Калининградской области "Об областном бюджете на 2002 год";
- постановлением мэра Калининграда от 30.07.2001 г. N 2304 "О разработке проекта бюджета города Калининграда на 2002 год"
В прогнозе учтены тенденции, цели и факторы социально-экономического развития России и Калининграда.
Прогноз социально-экономического развития Калининграда разработан с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации в 2002 г. и в 2003-2004 гг., прогноза развития Калининградской области в 2002 - 2004 гг. (приложения 1-3).
К числу основных федеральных макроэкономических сценарных условий, имеющих важное значение для разработки прогноза социально-экономического развития Калининграда в 2002 г., относятся:
- уровень инфляции - 115-120% по отношению к 2001 г. (декабрь к декабрю);
- индекс-дефлятор в промышленности - 115-120% (в среднем за год);
- индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал - 120-125% (в среднем за год);
- индекс-дефлятор оборота розничной торговли - 115-120% (в среднем за год).
Прогнозный период (2002-2004 гг.) является первым этапом реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития России (2000-2015 гг.). В прогнозном периоде Правительством РФ экономическая политика будет осуществляться по семи основным направлениям:
- стабилизация развития социальной сферы на основе скорейшего восстановления реальных доходов, уровня жизни и платежеспособного спроса населения;
- реформирование инфраструктурных монополий и развитие частного сектора;
- создание условий для развития экономически эффективных производств, усиление инвестиционной активности в реальном секторе;
- осуществление реальной бюджетной политики, повышение качества управления налогово-бюджетной сферой;
- снижение уровня неплатежей, бартера и задолженности в экономике;
- сдерживание инфляции, в том числе путем оптимизации динамики цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;
- содействие проведению политики социально-экономического развития регионов.
В целом, на первом этапе экономический курс Правительства Российской Федерации будет направлен на углубление структурных реформ, укрепление рыночного начала в российской экономике, преодоление диспропорций и завершение переходного периода.
Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации в 2002 г. и в 2003-2004 гг. выполнены в двух вариантах.
В первом варианте исключается возможность резкого изменения внешних условий развития российской экономики и подтверждается действенность намеченных Правительством Российской Федерации мер в социальной и хозяйственной сферах. Второй вариант основывается на сценарии, включающем в себя менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий.
В рамках первого варианта в экономике будут использованы возможности увеличения темпов роста за счет следующих факторов:
снижения издержек, которые будут перемещаться с уменьшения расходов на оплату живого труда в сторону сокращения трансакционных затрат и расходов на приобретение сырья, полуфабрикатов и энергии;
постепенного ослабления фискальной нагрузки на производителей;
роста монетизации экономики, принятия жестких мер по повышению собираемости налогов деньгами, в том числе путем применения механизма банкротств;
повышения конкурентоспособности отечественной продукции на основе совершенствования антимонопольного законодательства;
улучшения инвестиционного климата, активизации инвестиционной деятельности иностранных и отечественных инвесторов;
осуществления государственной поддержки при продвижении на зарубежные рынки отечественной продукции;
совершенствования тарифно-таможенной политики, минимизации фискальной функции таможенного тарифа, использования в качестве инструментов защиты отечественного производителя антидемпинговых и компенсационных мер.
При реализации необходимых условий и благоприятных факторов объем ВВП России в 2002 г. возрастет на 4,5-4,7%, продукция промышленности - на 4,3-4,7%, инвестиции в основной капитал - на 7-8%, реальные располагаемые доходы населения - на 6-7%, продукция сельского хозяйства - на 3-4% (приложение 1).
В соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Калининградской области в 2002 г. объем промышленной продукции возрастет на 6%, производство сельскохозяйственной продукции - на 4%, инвестиции - на 8%, оборот розничной торговли - на 5%, потребительские цены - на 12% (приложение 2).
1.2. Тенденции социально-экономического развития Калининграда
Анализ позволяет выделить с конца 80-х гг. и по настоящее время следующие основные тенденции в социально-экономическом развития Калининграда.
1. В течение всего периода в экономике и социальной сфере города преобладали кризисные явления: падение объемов производства, сокращение инвестиций, рост цен, снижение уровня жизни населения. На наш взгляд, в динамике развития достаточно отчетливо выделяются две фазы: фаза спада (1989-1994 гг.) и фаза депрессии (1994-1999 гг.). В 2000-2001 гг. наблюдалось некоторое оживление деловой активности в ряде отраслей и сфер экономики. Следует отметить, что данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, конъюнктурными условиями (девальвация рубля в 1998 г., эффект низкой базы ("точки отсчета"). По-прежнему, наиболее серьезными факторами, сдерживающими устойчивые поступательные движения в экономике города, являются платежный кризис, низкая покупательная способность денежных доходов населения и низкая инвестиционная активность.
2. Негосударственный сектор стал занимать доминирующее положение в хозяйственном комплексе города. Возросло воздействие рыночных механизмов, и ослабла роль административных регуляторов. В частную собственность граждан перешла треть всех квартир.
3. В промышленности происходили негативные изменения (сокращение доли обрабатывающих отраслей и возрастание удельного веса сырьевого комплекса, ТЭКа), что указывает на примитивизацию структуры промышленности, снижение емкости рынка товаров.
4. Темпы сокращения инвестиций опережали темпы падения объемов промышленного производства. Изношенность основных фондов в различных отраслях экономики не позволяет рассчитывать на повышение конкурентоспособности продукции, устойчивые темпы экономического роста и роста уровня жизни населения в прогнозируемом среднесрочном периоде.
5. До 1999 г. сокращались объемы перевозок грузов различными видами транспорта и обработки грузов в портах Калининграда. Калининградские порты проигрывают в конкуренции портам Прибалтийских государств и С.-Петербурга. С 2000 г. ситуация стабилизировалась и наметился рост грузооборота, за исключением грузового автомобильного транспорта.
6. В течение всего периода (кроме 1996 г. и 1997 г.) сохранялась высокая инфляционность экономики. Высокие темпы роста цен наряду с другими факторами блокировали рост инвестиций, реальных доходов населения, обесценивали финансовые ресурсы органов местного самоуправления, предприятий и организаций города. Значительно снизилась покупательная способность номинальной заработной платы граждан, особенно в отношении хлеба, молока, масла животного и говядины.
7. Ухудшалось финансовое состояние предприятий. Около 40% предприятий убыточно. Сохранилась проблема неплатежей. Продолжался процесс дифференциации отраслей и предприятий экономики по размерам получаемых доходов, прибыли. Прибыль концентрировалась главным образом в отраслях ТЭКа, финансовом и торговом секторах. Неудовлетворительной оставалась структура оборотных средств. Активы производства прибыли (производственные запасы, готовая продукция, незавершенное производство...) в структуре оборотных активов крупных и средних предприятий Калининградской области (на конец 1999 г.) составляли всего 28%.
8. Происходило обесценивание бюджетных ресурсов города, несмотря на их рост в номинальном выражении.
9. В социальной сфере сохранена и расширена сеть муниципальных учреждений. Развивалась инфраструктура новых секторов социального обслуживания: пожилых и инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формировался негосударственный сектор удовлетворения образовательных, оздоровительных и других социальных услуг жителям города. Вместе с тем, из-за нехватки бюджетных средств, серьезно ухудшилась материально-техническая база традиционных секторов социальной сферы.
В 2001 г. объемы промышленной продукции (по крупным и средним предприятиям) составили 12401,3 млн. руб. и возросли по сравнению с соответствующим периодом 2000 г. на 11,8%. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования за январь-сентябрь достигли 2981,6 млн. руб. (рост 26,8%), оборот розничной торговли - 10184,1 млн. руб. (снижение на 10,2%). Среднемесячная заработная составила 3600 рублей. Потребительские цены возросли к соответствующему периоду предыдущего года на 21,3%.
1.3. Прогноз социально-экономического развития в 2002 г. и параметры
прогноза социально-экономического развития Калининграда в 2003-2004 гг.
Прогноз социально-экономического развития Калининграда разработан с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации в 2002 г. и в 2003-2004 гг., а также предварительного прогноза развития Калининградской области в 2002 г. (приложения 1, 2, 3).
В целом, на первом этапе экономический курс Правительства Российской Федерации будет направлен на углубление структурных реформ, укрепление рыночного начала в российской экономике, преодоление диспропорций и завершение переходного периода.
При реализации необходимых условий и благоприятных факторов роста в 2002 году объем ВВП России возрастет на 4,3%, продукция промышленности увеличится на 4,5%, инвестиции в основной капитал - на 8%, реальные располагаемые доходы населения - на 7%, рост продукции сельского хозяйства составит 3%.
В соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Калининградской области в 2002 г. объем промышленной продукции возрастет на 6%, производство сельскохозяйственной продукции - на 4%, инвестиции - на 8%, оборот розничной торговли - на 5%, потребительские цены - на 12%.
При осуществлении деятельности в 2002-2004 гг. необходимо иметь ввиду#, что на социально-экономическое положение города будет оказывать непосредственное влияние общегосударственная экономическая политика по реформированию инфраструктурных монополий, осуществлению реальной бюджетной политики, снижению уровня неплатежей, бартера и задолженности, содействию проведения политики социально-экономического развития регионов.
Прогноз социально-экономического развития Калининграда составлен в двух вариантах (приложение 5), и в случае резких изменений в экономической политике федерального Центра, органов государственной власти Калининградской области должен быть пересмотрен в обязательном порядке. Варианты прогноза различаются темпами роста (снижения) объемов производства, товарооборота и платных услуг, сводного индекса потребительских цен и индексов-дефляторов, а также показателями, характеризующими уровень жизни населения и состояние рынка труда. В обоих вариантах прогноза предусматривается рост уровня жизни населения, объема инвестиций в реальный сектор экономики, а также потребительских цен. Потребительские цены в среднем за год возрастут на 25% по первому варианту и на 30% по второму варианту.
В 2002 г. экономическая политика государства и внешнеэкономические факторы, влияющие на реальный сектор экономики города, радикальным образом не изменятся, поэтому не произойдет значительных изменений в экономике города. Сохранятся основные тенденции социально-экономического развития Калининграда, которые наблюдались в 2000-2001 гг.
В структуре промышленности Калининграда не произойдет каких-либо значительных изменений. Велика доля топливной (за счет роста цен на нефтепродукты) и машиностроения и металлообработки (за счет увеличения объемов производства), будет возрастать доля пищевой (в т.ч. мясной и рыбной) отраслей.
Таблица 1
Структура промышленности (крупные и средние предприятия)
N п/п |
Отрасли |
Объемы продукции (млн. руб.) |
Удельный вес, % |
Индекс физического объема, % |
|||
2000г. | 2001г. | 2000г. | 2001г. | 2000г. | 2001г. | ||
Промышленность- всего в т.ч.: |
10604,5 |
12401,3 |
100 |
100 |
131,8 |
111,8 |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Электроэнергетика Топливная Машиностроение и металлообработка Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная Промышленность стройматериалов Легкая Пищевая в т. ч.: - рыбная Мукомольно-крупяная Полиграфическая Прочие |
1244,7 3670,6 2238,1 856,1 134,8 105,0 2175,1 749,2 44,7 76,6 58,8 |
1598,2 3077,0 2815,2 898,4 144,3 103,9 3545,2 865,0 55,1 97,2 66,8 |
11,7 34,6 21,1 8,1 1,3 1,0 20,5 7,1 0,4 0,7 0,6 |
12,9 24,8 22,7 7,2 1,2 0,8 28,6 7,0 0,4 0,8 0,6 |
105,2 105,6 165,3 120,5 156,4 102,8 124,0 117,3 109,5 121,8 |
160,4 98,6 124,7 96,8 80,3 99,0 139,9 139,5 61,4 86,7 |
Объемы производства промышленной продукции по сравнению с 2001 г. возрастут на 8-10% и составят 19600-20050 млн. руб. Наибольший рост прогнозируется в машиностроении и металлообработке, в мясной, рыбной и ликеро-водочной промышленности, в промышленности строительных материалов.
Увеличение объемов выпуска товаров производственного назначения прогнозируется на следующих предприятиях машиностроения и металлообработки: ОАО "ЭСВА" (производство электросварочного оборудования); ОАО "Система" (производство теплового и холодильного оборудования), ЗАО "Автотор" (производство автомобилей легковых) и предприятиях строительных материалов: ОАО "Завод ЖБИ-2" (выпуск железобетонных изделий, товарного бетона и растворов); ОАО "Силикатстром" (кирпич силикатный).
Увеличится производство потребительских товаров на 5-10%. Возрастут объемы производства ликеро-водочных изделий (ОАО "СПИРВВК"- на 25-30%), пива (ООО "Пивоварни Ивана Таранова"- на 30-40%), мороженого (АОЗТ "Мороженое"- на 5-10%), мясных и рыбных консервов.
Остающаяся непростой экономическая ситуация все же позволяет рассчитывать на некоторое повышение инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал возрастут (на 20-25%) и составят 6750-6800 млн. руб. Основными источниками финансирования по-прежнему будут собственные средства предприятий, организаций различных форм собственности. Кредиты банков будут недоступны большинству предприятий реального сектора экономики.
Главными проблемами материального производства останутся: трудности со сбытом собственной продукции, недостаток финансовых ресурсов, возможность банкротства, нестабильность в области таможенной политики.
Темпы замены основных фондов сохранятся крайне низкими из-за дефицита финансовых ресурсов у предприятий. Значительная часть оборудования большинства предприятий будет нуждаться в замене. В отраслевой структуре капитальных вложений изменений не произойдет. Удельный вес производственных инвестиций в общем объеме составит 60-65%.
Объем оборота розничной торговли увеличится не более чем на 2%. Общий товарооборот предприятий торговли и общественного питания составит 12000-12220 млн. руб. Объем платных услуг населению превысит уровень 2001 г. на 2-5% (2770-2800 млн. руб.).
Характер инфляционных процессов определяется решениями федеральных органов государственной власти. По сценарным условиям Правительства РФ инфляция в 2002 г. прогнозируется в пределах 109-112% (декабрь к декабрю). По нашей оценке сводный индекс потребительских цен составит 115-120%.
Ограниченность финансовых ресурсов органов местного самоуправления не позволит смягчить отрицательные последствия инфляции в социальной сфере и городском хозяйстве. Более того, инфляционные процессы в значительной степени обесценят ожидаемые номинальные доходы бюджета Калининграда. Мэрия города, администрации районов будут вынуждены осуществлять свои функции по социально-экономическому развитию в жестких условиях бюджетного дефицита.
Параметры прогноза социально-экономического развития Калининграда в 2002 - 2004 гг. приведены в приложении 4.
2. Направления деятельности по достижению целей
социально-экономического развития
Федеральная политика в отношении Калининградской области ориентирована на обеспечение статуса Калининградской области как неотъемлемой части РФ, развитие интеграционных связей с другими регионами России, использование преимуществ анклавного положения в общеевропейском хозяйственном пространстве, превращение региона в зону экспортного производства. Одним из механизмов реализации федеральной политики, объединяющим вышеперечисленные направления, выступает Федеральная целевая программа "Развитие Калининградской области на период до 2010 года". В основу экономической стратегии развития региона положена идея совершенствования ОЭЗ, предусматривающая ускорение социально-экономического развития области, повышение жизненного уровня населения на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий, увеличение экспортных возможностей региона.
Основные направления деятельности структурных подразделений мэрии в 2002 г. (приводятся в последующих разделах) направлены на реализацию Стратегии социально-экономического развития Калининграда в 2000-2002 гг. Планируется разработка Стратегии развития города до 2010 г. в соответствии с Федеральной программой развития Калининградской области.
2.1. Жилищно-коммунальное хозяйство
1. Капитальный ремонт объектов коммунального хозяйства планируется на 2002 год в объеме 8297 тыс. рублей, в том числе:
- предусмотрено выполнение работ по расширению кладбища по Балтийскому шоссе в объеме 200 тыс. рублей (спиливание деревьев, корчевка, планировка);
- замена плиточного и ремонт брусчатого покрытия тротуаров, ремонт придомовых территорий планируется произвести в объеме 200 тыс. рублей;
- наружное освещение г. Калининграда (ООО "Горсвет") предусматривает выполнение объема работ на общую сумму 1600 тыс. рублей.; в план капитального ремонта включены объекты, прослужившие более 2-х сроков эксплуатации без капитального ремонта, в том числе по адресам: пос. Южный, ул. Киевская, Батальная, Озерная, Пролетарская, проф. Баранова, пос. Чкаловск, пос. Воздушный, Советский проспект и другие;
- объем работ по капитальному ремонту зеленых насаждений города планируется в размере 800 тыс. рублей, в том числе: посадка деревьев на центральных магистралях города, ремонт с покраской существующих скамеек и урн в скверах города, ремонт и покраска существующих заборов и ограждений в скверах у стадиона "Балтика", народного суда Балтийского района, областного драматического театра, штаба Балтийского флота, у памятника Шиллеру;
- благоустроительные работы территории у памятников: воинам интернационалистам, М. Василевскому, А. Маринеско предусмотрены на сумму 200 тыс. рублей, в том числе: устройство пешеходных дорожек, дополнительная установка памятных досок, устройство тротуара со стороны ул. Тельмана и ул. Азовская;
- благоустройство набережной Петра Великого в сумме 600 тыс. руб.
2. Капитальный ремонт жилищного фонда по управлению ЖКХ планируется в объеме 14100,0 тыс. рублей, из них:
- на капитальный ремонт жилого фонда МП "ЖКК-1 Калининградстрой" планируется выделить 800 тыс. рублей на следующие виды работ: ремонт мягкой и шиферной кровли, герметизация швов, электромонтажные работы, замена теплотрасс, ремонт и замена насосов на ВПУ, ТП, ремонт котельных, замена внутридомовых коммуникаций;
- на капитальный ремонт объектов жилищного хозяйства г. Калининграда планируется выделение средств в сумме 11800 тыс. рублей в том числе:
а) ремонт фасадов (с учетом переходящих объектов с 2001 года) по ул. Ленинский проспект, проспект Мира, Багратиона, Ореховая и другие;
б) ремонт крыш и кровель по ул. Емельянова, 84-а, Ленинский проспект, Театральная и другие;
в) утепление наружных стен по ул. Громовой, Емельянова, Чкалова, Дзержинского, Интернациональная и другие;
г) усиление несущих и ограждающих конструкций по ул. 9 Апреля 5-7;
- капитальный ремонт лифтового оборудования планируется в объеме 1300 тыс. рублей;
- на непредвиденные работы - 200,0 тыс. руб.
Также предполагается профинансировать инвентаризацию жилого фонда.
3. Капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства предусмотрен в сумме 4697,0 тыс. руб. в том числе:
- дорожных покрытий включая проектирование, изыскания, диагностирование ул. З. Космодемьянской - 2547,0 тыс. руб.;
- светофоров и других элементов дорожного движения (Советский пр-т - Полецкого, Фестивальная аллея - Леонова, Гвардейский пр-т - Театральная) - 1300,0 тыс. руб.;
- трамвайных путей на ул. Черняховского от пл. Победы до ул. Горького - 500,0 тыс. руб.;
- мостов (путепровод на ул. Театральной) - 350,0 тыс. руб.
2.2. Муниципальный пассажирский транспорт
Основной целью является формирование городской транспортной системы удовлетворяющей потребности в перевозке граждан, выполняющей социальные, мобилизационные и другие требования.
В течение последних лет сложился порядок финансирования муниципального транспорта ниже расчетных показателей в 2 раза. Собственные доходы предприятий только на 50% покрывают эксплуатационные расходы. Предприятия испытывают острую необходимость в обновлении подвижного состава, т. к. муниципальный пассажирский парк изношен на 70-80%. В настоящее время он составляет только 58% от общего количества подвижного состава на линии. Дальнейшее уменьшение количества подвижного состава может обострить проблему перевозок льготных категорий граждан в городе.
Транспортная политика в 2002 г. будет определяться по следующим направлениям: тарифная политика; формирование рынка транспортных услуг; безопасность работы транспорта и охрана окружающей среды; совершенствование управления транспортной системой.
2.3. Социальная сфера и социальная политика
Планом социально-экономического развития города предусматривается продолжить реформирование здравоохранения, что позволит сохранить максимально возможный в сложившихся условиях уровень оказания бесплатной медицинской помощи.
Вопросы охраны здоровья граждан, стоящие перед здравоохранением города, обусловлены проведением реформ в соответствии с постановлением Правительства РФ "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ", "Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", основами законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", законом "О ветеранах", а также федеральными, региональными и муниципальными целевыми программами по здравоохранению.
В 2002 г. планируется решение следующих задач:
1. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи путем повышения эффективности медицинской помощи:
- оснащение консультативно-диагностических служб поликлиник современным высокоэффективным медицинским оборудованием за счет их внебюджетной деятельности;
- дальнейшее развитие системы стационаро-замещающих форм (дневные стационары в поликлиниках, дневные стационары на дому) по оказанию медицинской помощи населению;
- перепрофилирование коек в стационарах города для лечения хронических больных из числа лиц пожилого возраста;
- создание на базе поликлиник Балтийского, Ленинградского и Октябрьского районов межрайонных отделений круглосуточного оказания неотложной помощи.
Проведение этих мероприятий позволит улучшить использование круглосуточной дорогостоящей койки, сократить длительность пребывания больного в стационаре, снизить уровень госпитализации, улучшить социальное обслуживание населения.
2. Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения:
- организация психоневрологического диспансера на 30 мест на базе Центра восстановительного лечения;
- постепенный переход к общей врачебной практике путем оснащения портативным медицинским оборудованием рабочих мест врачей общей практики, проведение лицензирования и сертификации врачей данной категории.
3. Укрепление материально-технической базы городских лечебно-профилактических учреждений здравоохранения:
- реконструкция урологического и терапевтического отделений БСМП;
- реконструкция стоматологической поликлиники N 2;
- реконструкция инфекционной больницы;
- замена вышедшего из строя оборудования;
- капитальный ремонт зданий и сооружений, включающий подготовку к работе в осенне-зимний период.
Предусматривается финансирование из городского бюджета целевых программ: "Неотложные меры борьбы с туберкулезом", "Вакцинопрофилактика", "Онкология", "Санэпидблагополучие", "Компьютеризация поликлиники".
В сфере образования основными направлениями деятельности являются:
1. Сохранение, укрепление и развитие городской системы образовательных учреждений. В рамках решения этой задачи необходимо:
- обеспечить нормальное функционирование общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а также общеобразовательных учреждений социально компенсирующего направления;
- осуществить разработку и апробацию дополнительных общеобразовательных программ и программ развивающего обучения (исследовательская работа, квалифицированное отслеживание результатов экспериментальной работы).
2. Систематическое обновление всех аспектов образования, отражающих изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии, повышение уровня образовательного процесса. С этой целью предполагается:
- совершенствовать педагогические технологии, создавать условия, обеспечивающие вариативность образования и развитие различных форм его получения (экстернат, обучение семейное, на дому, и др.);
- организовать и контролировать подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, аттестацию работников учреждений в соответствии с Положением об аттестации педагогических работников;
- осуществить апробацию обязательного устного экзамена по литературе в процессе сдачи государственной итоговой аттестации, проведение единого государственного экзамена для выпускников 11-х классов;
- провести информационно-аналитическую работу по оценке состояния образовательной системы и направлений ее развития.
3. Всесторонняя забота о сохранности жизни, здоровья и физического развития детей. Для решения этой задачи планируется:
- осуществить поэтапный переход на 12-летнее обучение муниципальных образовательных учреждений NN 6, 7, 10, 14, 18, 22, 23, 28, 36, 48, что позволит снизить учебную нагрузку учащихся;
- осуществить постепенный переход спортивно-оздоровительного лагеря "Юность" (г. Светлогорск) на круглогодичное функционирование;
- организовать каникулярный отдых и оздоровление детей летом 2002 г.
4. Укрепление материально-технической базы учреждений образования.
В течение последних лет материально-техническая база практически не пополнялась. В настоящее время в школах города не хватает 410 комплектов школьной мебели, отсутствует оборудование для кабинетов физики и химии (48 комплектов), сняты с эксплуатации компьютеры старого поколения (только в 16 школах имеются современные кабинеты информатики), требует замены спортивный инвентарь, кухонное оборудование школ и дошкольных учреждений.
В целях укрепления и сохранения материально-технической базы планируется осуществить капитальный и текущий ремонт крыш, котельных, сантехнического оборудования и систем энерго-водо-теплоснабжения, приобрести 10 компьютерных классов, 5 кабинетов физики и химии, 20 комплектов парт, 10 классных досок.
Целью отдела по культуре является создание оптимальных условий для воспроизводства и развития творческого потенциала города, формирование единого культурного пространства Калининграда и России. Основными задачами, решение которых запланировано на 2002 г., являются следующие:
- сохранение и развитие материально-технической базы учреждений: завершение капитального ремонта помещений центральной городской библиотеки, Дома искусств;
- повышение эффективности работы учреждений, расширение сети услуг, предоставляемых населению в сфере культуры, искусства и организации досуга;
- поддержка действующих профессиональных коллективов, сохранение и развитие русской национальной культуры;
- формирование общегородского информационного пространства в системе ЦБС, активизация информационной деятельности, переход на современный технологический уровень, внедрение новых технологий сбора и хранения информации, предоставление свободного доступа к информации, повышение уровня обслуживания читателей;
Основными направлениями деятельности в области физической культуры и спорта являются:
- создание условий для реализации потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом, их участие в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- создание необходимых условий для физического воспитания детей и юношества;
- формирование и содержание муниципальной спортивной базы, развитие материально-технической базы ведомственных спортсооружений;
- физическая реабилитация и социальная адаптация людей с отклонениями в развитии и инвалидов средствами физической культуры и спорта;
- создание целостной нормативно-правовой базы, обеспечивающей приоритетные направления в развитии физической культуры и спорта, утверждение в обществе принципов здорового образа жизни.
Выполнение Программы органов местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта в г. Калининграде создает предпосылки для восстановления системы физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на предприятиях и в учреждениях всех форм собственности, условия для эффективной работы коллективов физической культуры, общественных спортивных организаций.
В качестве основных направлений деятельности в сфере социальной защиты определены: стабилизация социальной обстановки в городе, обеспечение социальных гарантий и прав, социальной поддержки гражданам пожилого возраста, инвалидам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Для реализации поставленных целей планируется проведение следующих мероприятий:
- учет граждан города, нуждающихся в социальной поддержке;
- организация выплаты пособий и компенсаций в соответствии с решением городского Совета депутатов, контроль за правильностью их назначения;
- контроль за целевым использованием денежных средств, поступающих на социальные выплаты и содержание социальных учреждений;
- устройство нуждающихся граждан в стационарные учреждения социального обеспечения;
- осуществление в пределах своей компетенции контроля за реализацией прав и гарантий по социальной поддержке населения;
- обеспечение ухода одиноким и одиноко проживающим престарелым гражданам и инвалидам;
- оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- оказание материальной помощи малообеспеченным гражданам в соответствии с Законом РФ "О государственной социальной помощи" в рамках предусмотренного финансирования;
- предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, оказание помощи в приобретении топлива;
- организация опеки и попечительства над престарелыми гражданами и инвалидами, контроль за законностью сделки при отчуждении жилья;
- обеспечение социальных гарантий гражданам, заключившим договоры пожизненного содержания с иждивением за передачу квартир в муниципальную собственность;
- обеспечение социальных прав и гарантий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний и катастроф.
В сфере труда и занятости определены следующие задачи: развитие социально-трудовых отношений на предприятиях города независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; содействие в улучшении условий и охраны труда, развитие форм занятости населения, содействие занятости и самозанятости социально-ослабленных категорий граждан; работа по профилактике бродяжничества и попрошайничества на территории города, обеспечение процесса реабилитации граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, без определенного места жительства и занятий.
В качестве механизма выполнения определены:
- содействие в заключении коллективных договоров и соглашений;
- оказание помощи в создании представительных органов работников на предприятиях, где нет профсоюзных организаций;
- проведение уведомительной регистрации коллективных договоров;
- проведение проверок выполнения условий заключенных коллективных договоров;
- участие в разрешении коллективных трудовых споров на предприятиях города и расследовании несчастных случаев;
- работа муниципальной службы охраны труда по обеспечению на территории города безопасных и благоприятных условий труда и жизнедеятельности граждан;
- организация на территории города оплачиваемых общественных работ;
- обеспечение дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, квотирование рабочих мест;
- проведение муниципальных конкурсов по содействию занятости и самозанятости инвалидов;
- трудовая адаптация молодежи в системе "Молодежная практика";
- усиление трудовой мотивации при оказании социальной поддержки трудоспособной части населения;
- социально-трудовая реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий, развитие сети учреждений социальной помощи и специализированного производства.
В соответствии с программой "Молодежь" основными направлениями деятельности являются:
1. Решение социально-экономических проблем молодежи: осуществление трудоустройства и занятости. Работу в этом направлении будет осуществлять МУ "Социальная служба молодежи", районные отделы по делам молодежи, студенческие строительные отряды.
2. Социальная поддержка и защита молодежи:
- работа с де
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.