Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Горсовета депутатов Калининграда
от 29 января 2003 г. N 62
Городская целевая Программа
"Эксперимент по внедрению общей врачебной (семейной) практики
на базе городской больницы N 5 и поликлиники N 6"
на 2003-2005 гг.
Паспорт
городской целевой Программы
"Организация службы общей врачебной (семейной)
практики в структуре здравоохранения г. Калининграда"
на 2003-2005 гг.
Наименование Программы Организация службы общей врачебной
(семейной) практики в структуре
здравоохранения г. Калининграда
Основания для разработки Постановление Правительства РФ от 5.11.97 г.
N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию
здравоохранения и медицинской науки в РФ";
приказ МЗ РФ от 26.08.1992 г. N 237 "О
поэтапном переходе к организации медицинской
помощи по принципу врача общей практики
(семейного врача)", приказ МЗ РФ от 30
декабря 1999 г. N 463 "Об отраслевой
программе "Общая врачебная (семейная)
практика", приказ УЗАО и ТФОМС
Калининградской области от 27.12.02 г.
N 328/433 "О проведении эксперимента по
организации общих врачебных практик в
муниципальных лечебно-профилактических
учреждениях Калининградской области"
Заказчик Программы Мэрия г. Калининграда
Основной разработчик Управление здравоохранения мэрии г.
Калининграда
Цели Программы Создание службы общей врачебной (семейной)
практики в структуре здравоохранения г.
Калининграда для повышения качества и
эффективности оказания первичной
медико-санитарной помощи населению города
Задачи Программы
- Разработка нормативно-правового обеспечения службы общей врачебной
(семейной) практики.
- Разработка основ организационной работы по созданию и
функционированию службы общей врачебной (семейной) практики.
- Материально-техническое и ресурсное обеспечение службы общей
врачебной (семейной) практики.
- Профессиональная подготовка врачей и медицинских сестер для общей
врачебной (семейной) практики.
- Кадровое обеспечение службы общей врачебной (семейной) практики.
Сроки реализации Программы 2003-2005 г.г.
Исполнители Управление здравоохранения мэрии,
Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования,
городская больница N 5,
городская поликлиника N 6.
Перечень мероприятий:
- Развертывание службы общей врачебной (семейной) практики на базе
2-х муниципальных лечебных учреждениях: п. им. А. Космодемьянского,
п. Борисово представлено в табл. N 2, N 3.
- Профессиональная подготовка кадров - для службы общей врачебной
(семейной) практики, представлена в табл. N 1.
- Проведение сравнительной оценки показателей качества и
эффективности первичной медико-санитарной помощи, оказанной врачами общей
практики (семейными врачами), и врачами, работавшими в условиях ныне
действующей формы организации первичной медико-санитарной помощи по
участково-территориальному принципу.
- Проведение анализа результатов работы службы общей врачебной
(семейной) практики в структуре первичной медико-санитарной помощи
здравоохранения г. Калининграда.
- Ежегодное оформление заключения и подготовка предложений в
управление здравоохранения администрации области по дальнейшему
распространению опыта оказания первичной медико-санитарной помощи врачами
общей врачебной практики (семейными врачами).
Объем финансирования Всего: 4673,08 тыс. руб.
2003 г. - 1594,4 тыс. руб.
2004 г. - 1747,6 тыс. руб.
2005 г. - 1331,8 тыс. руб.
Источники финансирования
Муниципальный бюджет Всего: 3811,6 тыс. руб.
2003 г. - 1151,8 тыс. руб.
2004 г. - 1472,8 тыс. руб.
2005 г. - 1187,0 тыс. руб.
Территориальный фонд ОМС Всего: 170,0 тыс. руб.
2004 г. - 150,0 тыс. руб.
2005 г. - 20,0 тыс. руб.
Внебюджетные средства Всего: 692,2 тыс. руб.
проект Тасис 2003 г. - 442,6 тыс. руб.
2004 г. - 124,8 тыс. руб.
2005 г. - 124,8 тыс. руб.
Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы
- Повышение качества и эффективности оказания первичной
медико-санитарной помощи населению г. Калининграда.
- Усиление профилактической направленности в деятельности врача.
- Структурная реорганизация подразделений по оказанию
амбулаторно-поликлинической помощи.
- Сокращение количества обращений жителей г. Калининграда к
врачам-специалистам и в службу скорой медицинской помощи.
- Снижение уровня потребности в стационарной медицинской помощи и
более рациональное использование коечного фонда стационаров.
- Экономия и рациональное использование финансовых ресурсов
здравоохранения.
Контроль за исполнением Управление здравоохранения мэрии
Программы г. Калининграда.
Комитет по финансам и контролю мэрии
г. Калининграда.
Городской Совет депутатов г. Калининграда
I. Обоснование программы
Основанием для разработки настоящей Программы является постановление Правительства РФ от 5.11.1997 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", которым одобрена "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ"; приказ Министерства здравоохранения РФ N 237 от 26.08.1992 г. "О поэтапном переходе к организации медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)", приказ МЗ РФ от 30.12.1999 г. N 463 "Об отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика", приказ УЗАО и ТФОМС от 27.12.02 г. N 328/433 "О проведении эксперимента по организации общих врачебных практик в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях Калининградской области".
Объектом Программы является первичное амбулаторно-поликлиническое звено системы здравоохранения г. Калининграда.
В настоящее время основным структурным элементом амбулаторно-поликлинического звена является территориальный терапевтический участок. На участкового терапевта возложены лечебно-профилактические и оздоровительные функции по обеспечению конституционного права членов семьи на охрану своего здоровья.
Однако, преимущественное развитие специализированной медицинской помощи в последние десятилетия заметно задержало развитие первичной медико-санитарной помощи и особенно организации работы участкового терапевта, в итоге, объем медицинской помощи, оказываемой им населению, резко сократился. Его профилактические и лечебно-диагностические функции постепенно начали заменяться диспетчерскими мероприятиями. Существующая система участковой службы, повлекла за собой неоправданно большое число направлений пациентов к узким специалистам поликлиник, в стационары и скорую медицинскую помощь. Престиж участкового терапевта среди населения и медицинских работников упал, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины тоже оказалась низкой.
Существующая амбулаторно-поликлиническая служба системы здравоохранения оказалась не в состоянии обеспечить население доступной и квалифицированной медицинской помощью на уровне первичного звена, на этапе которого начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% населения, обращающегося за медицинской помощью. В то же время увеличение материальных вложений в стационарный этап оказания помощи, происходящий в последние десятилетия, не привело к ожидаемому улучшению здоровья. В результате в первичном звене здравоохранения сложилось положение близкое к критическому: дисбаланс между стационарной и амбулаторной помощью, ориентация медицинской помощи на болезнь, а не на здоровье, не укомплектованность участковой службы, фактически существующее дублирование специализированной помощи в амбулаторном звене здравоохранения.
С переходом к системе обязательного медицинского страхования (ОМС) возникла настоятельная потребность в новой ресурсосберегающей системе организации амбулаторно-поликлинической помощи с переориентацией на семейный принцип организации оказания медицинской помощи. Мировой опыт и первый российский опыт показал: общая врачебная практика (семейная медицина) приносит экономию бюджету в размере не менее 30% от суммы всех расходов на здравоохранение. Более того, семейный принцип организации первичной помощи оказался наиболее высокоэффективным при оказании медицинской помощи населению и одновременно удовлетворяющим нужды пациентов. Таким образом, сформировался социальный заказ на введение общей врачебной (семейной) практики - организации системы лечебно-профилактической помощи населению, в которой ведущим специалистом является врач общей практики (семейный врач).
Хорошо подготовленный врач общей практики в состоянии самостоятельно обеспечить оказание помощи 80% пациентов, обращающихся в учреждения амбулаторного типа, используя методы, прежде применявшиеся узкими специалистами, что значительно снижает потребность в узких специалистах на этом этапе оказания помощи. Одним из главных приоритетов врача общей практики является профилактическая работа, что способствует предупреждению развития заболеваний в группе риска и их осложнений, требующих стационарного лечения. Внедрение профилактических мероприятий может реально влиять на распространенность факторов риска социально значимых заболеваний и в первую очередь сердечно-сосудистых, смертность от которых составляет около 50% от общей смертности. Более того, как показывает опыт, пациенты врача общей практики следуют его рекомендациям, которые помогают им изменить свой стиль жизни и укрепить здоровье, так как врач обучен методикам воспитания ответственности за свое здоровье. Врач общей практики (семейный врач) приблизился к пониманию медицинской помощи, как заботе о здоровой семье. Он является основным координатором процесса оказания помощи, привлекая к ее осуществлению медицинских сестер, социальные службы, специализированные диагностические подразделения и, конечно, консультантов - узких специалистов.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, введенными в действие 22.07.1993 г., установлено, что семье предоставлено право на выбор семейного врача, оказывающего всем ее членам независимо от пола и возраста медицинскую помощь по месту жительства, и определено, что объем и порядок оказания врачом общей практики (семейным врачом) первичной медико-санитарной помощи устанавливаются местной администрацией и органами управления муниципальной системы здравоохранения.
В г. Калининграде на переходном этапе реформы здравоохранения планируется открыть в системе муниципального здравоохранения поликлинику общей врачебной (семейной) практики и офис врача общей врачебной (семейной) практики. Муниципальные структуры общей врачебной (семейной практики) будут оказывать непрерывную высококвалифицированную медико-санитарную помощь взрослому и подростковому населению независимо от пола и социальной принадлежности по месту жительства.
Ожидается, что переход к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) приведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию материальных и кадровых ресурсов и к изменению ориентации на профилактику заболеваний и укрепление здоровья граждан.
В результате рациональной организации работы врача общей практики (семейного врача) улучшится организация работы и других специалистов амбулаторно-поликлинического звена, так как они освободятся от выполнения некоторых лечебно-диагностических процедур, профилактических и оздоровительных мероприятий, составляющих базовую подготовку врача общей практики в медицинских ВУЗах.
II. Цели и задачи программы
Целью Программы является создание в структуре здравоохранения г. Калининграда службы общей врачебной (семейной) практики, повышающей качество и эффективность функционирования первичного звена здравоохранения города и обеспечивающая законодательное право семьи на выбор семейного врача (врача общей практики), оказывающего высококвалифицированную первичную медико-санитарную помощь всем членам семьи независимо от пола и возраста по месту жительства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- разработать организационную технологию функционирования службы общей врачебной (семейной) практики в структуре первичной медико-санитарной помощи здравоохранения г. Калининграда;
- привести в соответствие материальную базу поликлиники городской больницы N 5 и городской поликлиники N 6 пос. Космодемьянского для создания условий и обеспечения функции службы общей врачебной (семейной) практики;
- обобщить первый опыт работы службы общей врачебной (семейной) практики и вынести мотивированное заключение о целесообразности дальнейшего распространения его в практику здравоохранения г. Калининграда.
III. Основные мероприятия по реализации программы
1. Развертывание службы общей врачебной (семейной) практики на базе 2-х муниципальных лечебных учреждениях: п. им. А. Космодемьянского, п. Борисово представлено в табл. N 2, N 3.
2. Профессиональная подготовка кадров - для службы общей врачебной (семейной) практики, представлена в табл. N 1.
3. Проведение сравнительной оценки показателей качества и эффективности первичной медико-санитарной помощи, оказанной врачами общей практики (семейными врачами), и врачами, работавшими в условиях ныне действующей формы организации первичной медико-санитарной помощи по участково-территориальному принципу.
4. Проведение анализа результатов работы службы общей врачебной (семейной) практики в структуре первичной медико-санитарной помощи здравоохранения г. Калининграда.
5. Ежегодное оформление заключения и подготовка предложений в управление здравоохранения администрации области по дальнейшему распространению опыта оказания первичной медико-санитарной помощи врачами общей врачебной практики (семейными врачами).
IV. Ресурсное обеспечение программы
Программа реализуется за счет средств муниципального бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, внебюджетных источников в рамках Программы проекта Тасис "Улучшение здоровья населения в Северо-Западном регионе России". Объем финансирования мероприятий составит - 4673,08 тыс. руб. 2003 г. - 1594,4 тыс. руб. 2004 г. - 1747,6 тыс. руб. 2005 г. - 1331,8 тыс. руб. Муниципальный бюджет Всего: 3811,6 тыс. руб. 2003 г. - 1151,8 тыс. руб. 2004 г. - 1472,8 тыс. руб. 2005 г. - 1187,0 тыс. руб. Территориальный фонд ОМС Всего: 170,0 тыс. руб. 2004 г. - 150,0 тыс. руб. 2005 г. - 20,0 тыс. руб. Внебюджетные средства проект Тасис Всего: 692,2 тыс. руб. 2003 г. - 442,6 тыс. руб. 2004 г. - 124,8 тыс. руб. 2005 г. - 124,8 тыс. руб.
V. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация Программы позволит обеспечить:
для пациентов и населения - доступность, доверие, заботу о семье, непрерывную лечебно-профилактическую работу;
для системы здравоохранения г. Калининграда в целом - появление ответственного за пациента врача общей практики (семейного врача), рационализация деятельности служб здравоохранения, удешевление медицинской помощи за счет сокращения уровней и длительности госпитализации, повышение качества медицинской помощи, развитие профилактики заболеваний, планирование семьи, преемственность, этапность и своевременность медико-санитарной помощи;
для общества в целом - постепенное улучшение здоровья населения г. Калининграда, снижение уровней преждевременной и предотвратимой смертности, более раннее выявление различных заболеваний и их профилактика, рост удовлетворенности населения г. Калининграда качеством первичной медико-санитарной помощи.
Ожидаемая экономическая эффективность реализации Программы и ее окупаемость будут складываться из:
снижения на 20-30% уровня госпитализации;
сокращения на 10-20% количества обращений жителей г. Калининграда за скорой медицинской помощью;
уменьшения более чем на 30% количества обращений жителей г. Калининграда к врачам-специалистам.
Кроме того, реализация программы позволит:
- Более рационально распределить ресурсы здравоохранения на основе внедрения ресурсосберегающих технологий.
- Повысить качество и эффективность медицинской помощи (профилактики и диагностики заболеваний, лечебных и реабилитационных мероприятий) как на до-, так и на послегоспитальном этапах, а также снизить потребность в стационарной медицинской помощи и более рационально использовать коечный фонд стационаров.
- Провести структурную реорганизацию подразделений по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи, в результате которой сократится потребность врачей - узких специалистов в поликлиниках, усилится их работа по оказанию консультативной и профилактической помощи населению г. Калининграда.
- Повысить вклад медицинских сестер отделений общей врачебной (семейной) практики в медицинское обслуживание населения и пациентов, способствовать расширению специализации медицинских сестер, что позволит расширить объем и перечень предоставляемых ими медицинских услуг, включить в звено общей врачебной (семейной) практики социальных работников.
- Приблизить медико-санитарную помощь к пациенту и его семье в целом с целью соблюдения более полной преемственности оказания медицинской помощи на всех уровнях.
- Обеспечить проведение комплексных медико-социальных мероприятий по укреплению здоровья каждого члена и семьи и общества в целом.
- Усилить медико-социальную защищенность пациентов и в то же время повысить ответственность каждого члена общества за свое здоровье, а также повысить ответственность медицинских работников за состояние здоровья своих пациентов.
VI. Организация управления и контроль
за ходом реализации программы
Текущее управление и контроль за реализацией программы осуществляет управление здравоохранения мэрии под руководством вице-мэра, председателя комитета по социальным вопросам, которое подготавливает и представляет в установленном порядке информацию о ходе выполнения Программы и использовании средств городского бюджета в контрольно-ревизионное управление мэрии, городской Совет депутатов г. Калининграда.
Финансирование мероприятий Программы
"Организация службы общей врачебной (семейной) практики
в структуре здравоохранения г. Калининграда" на 2003-2005 гг.
Таблица N 1
Профессиональная подготовка кадров для общей врачебной
(семейной) практики
Мероприятия | Всего тыс. руб. |
2003 |
Прогнозная оценка |
Ответственный исполнитель |
Источник финанси- рования |
|
2004 | 2005 | |||||
1. Подготовка врачей общей врачебной (семейной) практики (10 чел.) 2. Подготовка средних медицинских работников (10 чел.) Всего |
320,0 96,0 416,0 |
128,0 38,4 166,4 |
96,0 28,8 124,8 |
96,0 28,8 124,8 |
Управление администрации области Управление здравоохранен. мэрии |
Внебюджетные средства проект Тасис Внебюджетные средства проект Тасис |
Таблица N 2
Служба общей врачебной (семейной)
практики в пос. им. А. Космодемьянского
Мероприятия | Всего тыс.руб. |
2003 |
Прогнозная оценка |
Ответст- венный исполни- тель |
Источник финансирова- ния |
|
2004 | 2005 | |||||
I. Материально-техническое обеспечение программы | ||||||
1. Капитальный ремонт с перепланированием кабинетов (смета расходов на ремонт прилагается) Всего по I разделу |
2700,0 2700,0 |
1000,0 1000,0 |
1000,0 1000,0 |
700,0 700,0 |
Управление здравоох- ранения мэрии, гл. врач поликлини- ки |
Муниципаль- ный бюджет |
II. Приобретение оборудования (медицинского) | ||||||
Оснастить поликлинику общей врачебной практики: 1. средствами оказания неотложной помощи |
350,0 |
15,0 |
200,0 |
135,0 |
Управление здравоох- ранения мэрии Главный врач поликлини- ки |
Муниципаль- ный бюджет Территор. фонд ОМС-100 тыс. р. |
2. Диагностической аппаратурой: - компьютерной диагн. системой Валента (ЭКГ, реография, электроэнцефалог- рафия, ритмография, спирография, велоэргометрия) 3. Экспресс- диагностич. лабораторными наборами: - микрофото- колориметр - анализатор мочи Уриконт, тест-полоски; - микроскоп; - анализатор гематологический полуавтом; - центрифуга лаборатор. Всего по разделу II Всего по поликлинике общей врачебной практики в пос. им. А. Космодемьянского |
196,8 32,6 27,8 23,8 176,0 32,0 839,0 3539,0 |
32,6 27,8 23,8 16,0 115,2 1115,2 |
196,8 176,0 16,0 412,8 1412,8 |
311,0 1011,0 |
Управление здравоох- ранения мэрии Главный врач поликлини- ки Управление здравоох- ранения мэрии Главный врач поликлини- ки |
Муниципаль- ный бюджет Внебюджетные средства проект Тасис Внебюджет. средства проект Тасис Внебюджетные средства проект Тасис Муниципаль- ный бюджет Муниципаль- ный бюджет |
Таблица N 3
II. Служба общей врачебной (семейной) практики
п. Борисово
Мероприятия | Всего тыс. р. |
2003 |
Прогнозная оценка |
Ответст- венный исполни- тель |
Источник финансирова- ния |
|
2004 | 2005 | |||||
I. Создание материально-технической базы | ||||||
1. Капитальный ремонт с перепланированием кабинетов Всего по I разделу |
270,0 270,0 |
270,0 270,0 |
Управление здравоох- ранения города Гл. врач района |
Муниципаль- ный бюджет |
||
II. Приобретение медицинского оборудования | ||||||
Оснастить офис общей врачебной практики: 1. средствами оказания неотложной помощи 2. Диагностической аппаратурой: - ЭКГ - пневмотахометр 3. Экспресс- диагностич. лабораторными наборами: - микроскоп - центрифуга лаборатор. Всего по разделу II Всего по офису общей врачебной практики в п. Борисово Итого |
246,0 160,0 3,0 23,8 16,0 448,8 718,8 4673,8 |
3,0 23,8 16,0 42,8 312,8 1594,4 |
50,0 160,0 210,0 210,0 1747,6 |
196,0 196,0 196,0 1331,8 |
Управление здравоох- ранения города Гл.врач района Управление здравоох- ранения мэрии Гл. врач района Управление здравоох- ранения мэрии Гл. врач района |
Муниципаль- ный бюджет ТФОМС 70 тыс. руб. Внебюджетные средства проект Тасис 176 тыс.руб. Муниципаль- ный бюджет Муниципаль- ный бюджет Внебюджетные средства проект Тасис |
Муниципальный бюджет Всего: 3811,6 тыс. руб.
2003 г. - 1151,8 тыс. руб.
2004 г. - 1472,8 тыс. руб.
2005 г. - 1187,0 тыс. руб.
Территориальный фонд ОМС Всего: 170,0 тыс. руб.
2004 г. - 150,0 тыс. руб.
2005 г. - 20,0 тыс. руб.
Внебюджетные средства Всего: 692,2 тыс. руб.
проект Тасис 2003 г. - 442,6 тыс. руб.
2004 г. - 124,8 тыс. руб.
2005 г. - 124,8 тыс. руб.
<< Назад |
||
Содержание Решение Горсовета депутатов г. Калининграда (третьего созыва) от 29 января 2003 г. N 62 "Об утверждении городской целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.