Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Горсовета депутатов Калининграда
от 5 марта 2003 г. N 117
План
социально-экономического развития Калининграда на 2003 г.
9 июля, 1 октября, 19 ноября, 3 декабря, 17 декабря, 24 декабря 2003 г.
1. Прогноз социально-экономического развития Калининграда на 2003 г.
и параметры прогноза социально-экономического развития
Калининграда до 2005 г.
1.1. Сценарные условия разработки прогнозов
социально-экономического развития Калининграда
Прогноз социально-экономического развития Калининграда на 2003 г. и основные параметры прогноза социально-экономического развития Калининграда до 2005 г. разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- постановлением Правительства РФ от 30.03.2002 г. N 186 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 г. и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 г.", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 г. и перспективного финансового плана до 2005 г.";
- постановлением главы администрации (губернатора) Калининградской области от 04.06.2002 г. N 263 "О разработке прогноза социально-экономического развития Калининградской области на 2003 г. и закона Калининградской области "Об областном бюджете на 2003 год";
- постановлением мэра Калининграда от 08.07.2002 г. N 1927 "О разработке прогноза социально-экономического развития города Калининграда на 2003 г. и проекта бюджета города Калининграда на 2003 г."
В прогнозе учтены тенденции, цели и факторы социально-экономического развития России и Калининграда.
Прогноз социально-экономического развития Калининграда разработан с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации в 2003 г. и в 2004-2005 гг., прогноза развития Калининградской области в 2003 и до 2005 г.
К числу основных федеральных макроэкономических сценарных условий, имеющих важное значение для разработки прогноза социально-экономического развития Калининграда в 2003 г., относятся:
- уровень инфляции - 110-112% по отношению к 2002 г. (декабрь к декабрю);
- индекс-дефлятор в промышленности 112,1%;
- индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал 112%;
- индекс-дефлятор оборота розничной торговли 110%;
- индекс-дефлятор объема платных услуг населению 123%.
Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации в 2003 г. и в 2004-2005 гг. выполнены в двух вариантах.
Первый вариант исходит из принципа реалистически-консервативного прогноза, включающего в себя вероятную, но относительно менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий. Второй вариант исходит из сценария сохранения благоприятных внешних и внутренних условий развития в ближайшие годы.
При реализации необходимых условий и благоприятных факторов объем ВВП России в 2003 г. возрастет на 3,1 - 4,2%, продукция промышленности - на 2,8 - 3,7%, продукция сельского хозяйства на 3,0%, инвестиции в основной капитал - на 6,0 - 6,8%, реальные располагаемые доходы населения - на 4,5 - 6,0%.
1.2. Тенденции социально-экономического развития Калининграда
1. Период усугубления кризисных явлений, как в области, так и по России в целом, начался с финансового кризиса августа 1998 года, который обусловил резкий скачек инфляции и соответственно падение всех социально-экономических показателей.
2. Несмотря на то, что все кризисные явления в Калининградской области в силу особого ее геополитического положения были ощутимы наиболее остро, выходить из этого кризиса область, и Калининград в частности, стали опережающими темпами по сравнению с основной территорией России. Лишь в 1999 г. наблюдался период стагнации в отдельных сферах экономики. В течение последних 2-х лет удалось преломить кризисные тенденции и добиться устойчивого роста основных экономических показателей в городе.
3. Темп роста объемов промышленного производства (индекс физического объема) в Калининградской области в последние два года выше среднего по России более чем вдвое, и это преимущественно за счет Калининграда (82% объемов продукции промышленности области сосредоточено в Калининграде, 90% прибыли предприятий области это также вклад резидентов Калининграда).
4. Активизировалась предпринимательская деятельность. В Калининграде, начиная с 1999 г., увеличилось число хозяйствующих субъектов с 17,1 тыс. ед. до 20,6 тыс. ед. (или на 20,5%).
5. Наметились положительные тенденции в строительном комплексе. Усилиями калининградских строителей возведены новые предприятия, объекты бытового и социально-культурного назначения, спортивно-оздоровительные и развлекательные комплексы, крупные магазины, построены офисы и административные здания. Постепенно сокращаются объемы незавершенного строительства жилых многоквартирных домов. К началу 2002 г. их число снизилось почти вдвое.
6. В качестве индикатора экономического роста - отмечается рост оборота розничной торговли. За прошедшие 3,5 года в он увеличился в 1,5 раза. Сейчас насчитывается почти 2,5 тысячи предприятий торговли и общественного питания. Значительное влияние на сферу торговли стало оказывать укрупнение предприятий отрасли. Растет количество предприятий, реализующих товары местных производителей.
7. Финансовое состояние предприятий оставалось сложным. Продолжался процесс дифференциации отраслей и предприятий экономики по размерам получаемых доходов, прибыли. Прибыль концентрировалась главным образом в отраслях: ТЭК, пищевая промышленность, транспорт, связь.
8. Возросло воздействие рыночных механизмов, и ослабла роль административных регуляторов.
9. В социальной сфере сохранена сеть бюджетных учреждений, созданы новые.
1.3. Предварительные итоги развития города в 2002 г.
Для определения дальнейших направлений развития особую значимость приобретают объективный анализ сложившейся ситуации, определение наиболее важных экономических проблем. На протяжении 2002 г. в Калининграде сохранялся позитивный характер развития экономических процессов, при этом большинство экономических показателей сложилось выше, чем в 2001 г.
По оценке 2002 г. объем производства промышленной продукции предприятиями Калининграда составит 110% к предыдущему году (в сопоставимых ценах). Фактическое значение этого показателя по итогам года совпадает с оценкой. Значительно увеличилось производство (от 113 до 175% к натуральным показателям 2001 г.) колбасных изделий, рыбных консервов, стеновых материалов. При этом в отдельных отраслях промышленности, таких как черная металлургия, химическая, легкая, мукомольно-крупяная, медицинская и полиграфическая промышленность снижение производства продукции варьировалось от 5% до 43%. В промышленности сохраняется тенденция усиления дифференциации в развитии отдельных отраслей. Основными сдерживающими факторами развития промышленного сектора являлись ухудшение обеспеченности оборотными средствами, снижение загрузки производственных мощностей, а среди внешних факторов сокращение заказов на рынках, просроченная дебиторская задолженность.
Значительное расширение по сравнению с прошлым годом предложения товаров на региональном рынке предполагало высокую интенсивность развития позитивных процессов в торговле и общественном питании. Однако недостаточный спрос, который не менялся в течение рассматриваемого периода, ограничил возможности торговых предприятий. Объем розничного товарооборота в 2002 года составил 103% к уровню прошлого года (в 2001 году к 2000 году отмечалось снижение на 10,2%). Оборот общественного питания - 109% (в 2001 году к 2000 году отмечалось некоторое снижение).
Инвестиционная деятельность предприятий в 2002 году характеризовалась снижением инвестиций в основной капитал. Специфика проведения предприятиями такой политики определялась их финансовым положением, изменениями налогового законодательства, складывающейся конъюнктурой в экономике.
За 2002 г. потребительские цены возросли на 10% против 21% за 2001 год и 18,0% против оценочных показателей 2002 г. Это повлияло определение значений параметров оценки 2002 г. (Приложение 1).
Итак, в 2002 году на фоне благоприятных конъюнктурных изменений сохранялась тенденция снижения уровня инфляции, возросли объемные и темповые характеристики в основных секторах региональной экономики.
1.4. Ограничения (проблемы, диспропорции), положительные факторы
развития в 2003 - 2005 гг.
Основными ограничениями развития экономики города в 2003-2005 гг. будут следующие:
- условия недостаточного активного использования преимуществ особого геополитического положения области;
- неблагоприятно сложившиеся законодательные факторы;
- неурегулированность таможенных, структурных, ценовых и социальных аспектов существования области при расширении в 2003 г. Европейского Союза;
- слабо диверсифицированная структура экономики и недостаточная капитальная база не позволяют банкам сформировать соответствующую ресурсную базу для осуществления среднесрочных и долгосрочных инвестиций в производство;
- неблагоприятное финансовое положение предприятий, сохранение невысоких уровней загрузки производственных мощностей, недостаточность оборотных средств, снижение уровня самофинансирования, отсутствие достаточных долгосрочных финансовых ресурсов;
- ограниченный местный рынок;
- ухудшение экономического положения населения, сохранение его дальнейшей дифференциации по уровню доходов, возрастание трудоспособного населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня;
- снижение реальных доходов населения и необходимость в условиях значительного роста тарифов на платные услуги перераспределения получаемых денежных средств в пользу обязательных платежей и взносов - ограничивает спрос со стороны сектора домашних хозяйств;
- низкие темпы роста заработной платы и доходов населения могут привести к сокращению розничного товарооборота и объема потребляемых населением услуг.
Степень износа основных фондов основного вида деятельности по крупным и средним предприятиям промышленности составляет 47,7 процентов, что можно оценить как критическое. Изношенность основных фондов в различных секторах экономики не позволяет рассчитывать на значительное повышение конкурентоспособности продукции, устойчивые темпы экономического роста и роста уровня жизни населения в ближайшей перспективе. Несмотря на это, еще существует резерв для увеличения объемов производства. Но это во многом происходит лишь за счет развития новых производств.
По-прежнему, наиболее серьезными факторами, сдерживающими устойчивые поступательные движения в экономике города являются платежный кризис и недостаточная инвестиционная активность.
Кроме того, должны учитываться следующие факторы и ограничения. Численность населения Калининграда (на начало 2002 г.) - 418,2 тыс. человек, в том числе трудоспособного возраста 63,2%. Происходит естественная убыль и старение населения города.
В настоящее время формируются новые факторы экономического роста. Предполагается сохранение выгодной внешнеэкономической конъюнктуры (относительно высокий уровень цен на экспортируемые товары).
К внутренним факторам относятся результаты действия Правительства РФ по активизации социально-экономического развития страны и области как региона РФ. Так оптимизация цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий позволит рационализировать издержки изготовителей готовой продукции. Реализация энергосберегающей политики повысит конкурентоспособность производства. Стабилизация курсовой динамики рубля, нормативного ограничения давления денежной массы отразятся на снижении относительных издержек предприятий. Будет укрепляться тенденция увеличения реальных располагаемых доходов населения и их постепенного восстановления.
Предполагается, что рост капиталовложений в реальном секторе будет опережать динамику ВВП, что создаст необходимую основу для устойчивого развития, т.е. произойдут качественные изменения в системе факторов роста производства и потребления. Динамика реальных доходов будет в большей мере соответствовать динамике производства.
1.5. Прогноз социально-экономического развития на 2003 г. и
параметры прогноза социально-экономического развития Калининграда
до 2005 г.
Прогноз социально-экономического развития Калининграда разработан с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации в 2003 г. и до 2005 г., а также прогноза развития Калининградской области в 2003 г.
В 2003 г. экономическая политика государства и внешнеэкономические факторы, влияющие на реальный сектор экономики города, радикальным образом не изменятся, поэтому не произойдет значительных изменений в экономике города. Сохранятся основные тенденции социально-экономического развития Калининграда, которые наблюдались в 2000-2002 гг.
В структуре промышленности Калининграда (таблица 1) не произойдет каких-либо значительных изменений. Велика доля отрасли машиностроения и металлообработки (за счет увеличения объемов производства) и топливной промышленности, будет возрастать доля пищевой (в т.ч. мясной и рыбной) отраслей.
Таблица 1
Структура промышленности (крупные и средние предприятия)
N пп |
Отрасли | Объемы продукции (млн. руб.) |
Удельный вес, % |
Индекс физического объема, % |
||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2000 | 2001 | 2002 | 2000 | 2001 | 2002 | ||
Промышленность всего в т. ч.: |
10604,5 | 12401,3 | 17312,1 | 100 | 100 | 100 | 131,8 | 111,8 | 107,9 | |
1 | Электроэнерге- тика |
1244,7 | 1598,2 | 2180,7 | 11,7 | 12,9 | 12,6 | 105,2 | 160,4 | 109,7 |
2 | Топливная | 3670,6 | 3077,0 | 3485,5 | 34,6 | 24,8 | 20,1 | 105,6 | 98,6 | 98,7 |
3 | Машиностроение и металлообработ- ка |
2238,1 | 2815,2 | 5480,6 | 21,1 | 22,7 | 31,7 | 165,3 | 124,7 | 128,9 |
4 | Лесная, деревообрабаты- вающая и целлюлозно- бумажная |
856,1 | 898,4 | 1097,7 | 8,1 | 7,2 | 6,3 | 120,5 | 96,8 | 102,9 |
5 | Промышленность стройматериалов |
134,8 | 144,3 | 274,6 | 1,3 | 1,2 | 1,6 | 156,4 | 80,3 | 161,7 |
6 | Легкая | 105,0 | 103,9 | 85,4 | 1,0 | 0,8 | 0,5 | 102,8 | 99,0 | 77,5 |
7 | Пищевая в т.ч.: | 2175,1 | 3545,2 | 4461,7 | 20,5 | 28,6 | 25,8 | 124,0 | 139,9 | 115,0 |
- рыбная | 749,2 | 865,0 | 1123,1 | 7,1 | 7,0 | 6,5 | 117,3 | 139,5 | 109,3 | |
8 | Мукомольно- крупяная |
44,7 | 55,1 | 43,0 | 0,4 | 0,4 | 0,2 | 109,5 | 61,4 | 81,0 |
9 | Полиграфическая | 76,6 | 97,2 | 100,6 | 0,7 | 0,8 | 0,6 | 121,8 | 86,7 | 96,2 |
10 | Прочие | 58,8 | 66,8 | 102,3 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Объемы производства промышленной продукции по сравнению с 2002 г. возрастут на 10% и составят 21900 млн. руб. Наибольший рост прогнозируется в машиностроении и металлообработке, в мясной, рыбной и ликероводочной# промышленности, в промышленности строительных материалов.
Объем оборота розничной торговли увеличится не более чем на 3%. Общий товарооборот предприятий торговли и общественного питания составит 13150 млн. руб. Объем платных услуг населению превысит уровень 2002 г. на 8% (5900 млн. руб.).
Остающаяся непростой экономическая ситуация все же позволяет рассчитывать на некоторое повышение инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал возрастут на 5% и составят 5200 млн. руб. Основными источниками финансирования по-прежнему будут собственные средства предприятий, организаций различных форм собственности. Кредиты банков будут недоступны большинству предприятий реального сектора экономики.
Главными проблемами материального производства останутся: трудности со сбытом собственной продукции, недостаток финансовых ресурсов, возможность банкротства, нестабильность в области таможенной политики.
Темпы замены основных фондов сохранятся крайне низкими из-за дефицита финансовых ресурсов у предприятий. Значительная часть оборудования большинства предприятий будет нуждаться в замене. В отраслевой структуре капитальных вложений изменений не произойдет.
Характер инфляционных процессов определяется решениями федеральных органов государственной власти. По сценарным условиям Правительства РФ инфляция в 2003 г. прогнозируется в пределах 110-112% (декабрь к декабрю). По нашей оценке сводный индекс потребительских цен по Калининградской области составит 115%.
Ограниченность финансовых ресурсов органов местного самоуправления не позволит смягчить отрицательные последствия инфляции в социальной сфере и городском хозяйстве. Более того, инфляционные процессы в значительной степени обесценят ожидаемые номинальные доходы бюджета Калининграда. Мэрия города, администрации районов будут вынуждены осуществлять свои функции по социально-экономическому развитию в жестких условиях бюджетного дефицита.
Параметры прогноза социально-экономического развития Калининграда в 2003 - 2005 гг. приведены в приложении 2.
2. Направления деятельности по достижению целей
социально-экономического развития
Федеральная политика в отношении Калининградской области ориентирована на обеспечение статуса Калининградской области как неотъемлемой части РФ, развитие интеграционных связей с другими регионами России, использование преимуществ анклавного положения в хозяйственном общеевропейском пространстве, превращение региона в зону экспортного производства. Одним из механизмов реализации федеральной политики, объединяющим вышеперечисленные направления, выступает Федеральная целевая программа "Развитие Калининградской области на период до 2010 года". В основу экономической стратегии развития региона положена идея совершенствования ОЭЗ, предусматривающая ускорение социально-экономического развития области, повышение жизненного уровня населения на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий, увеличение экспортных возможностей региона.
2.1. Социальная сфера и социальная политика
Основные задачи на 2003 г.:
- сохранение сети бюджетных учреждений, обеспечение не ниже уровня 2002 года объема бюджетных средств, выделяемых на их текущее содержание и материально-техническое обеспечение, оказание помощи малообеспеченным категориям граждан, сохранение льгот работникам бюджетной сферы, установленных органом местного самоуправления, своевременная выплата заработной платы, стипендий, пособий, пенсий и других социальных выплат.#
- продолжение капитального ремонта и реконструкции учреждений социальной сферы.
Планом социально-экономического развития города предусматривается продолжить реформирование здравоохранения, что позволит сохранить максимально возможный в сложившихся условиях уровень оказания бесплатной медицинской помощи.
Вопросы охраны здоровья граждан, стоящие перед здравоохранением города, обусловлены проведением реформ в соответствии с постановлением Правительства РФ "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ", "Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", основами законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", законом "О ветеранах", а также федеральными, региональными и муниципальными целевыми программами по здравоохранению (приложение 3).
В 2003 г. планируется решение следующих задач:
- совершенствование первичной медико-санитарной помощи путем повышения эффективности медицинской помощи;
- оснащение консультативно-диагностических служб поликлиник современным высокоэффективным медицинским оборудованием за счет их внебюджетной деятельности;
- дальнейшее развитие системы стационаро-замещающих форм (дневные стационары в поликлиниках, дневные стационары на дому) по оказанию медицинской помощи населению;
- перепрофилирование коек в стационарах города для лечения хронических больных из числа лиц пожилого возраста.
- повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.
- укрепление материально-технической базы городских лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, в том числе: реконструкция БСМП; реконструкция стоматологической поликлиники N 2; реконструкция инфекционной больницы; замена вышедшего из строя оборудования; капитальный ремонт зданий и сооружений, включающий подготовку к работе в осенне-зимний период.
В сфере образования основными направлениями деятельности являются:
1. Сохранение, укрепление и развитие городской системы образовательных учреждений. В рамках решения этой задачи необходимо:
- обеспечить нормальное функционирование общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а также общеобразовательных учреждений социально компенсирующего направления;
- осуществить разработку и апробацию дополнительных общеобразовательных программ и программ развивающего обучения (исследовательская работа, квалифицированное отслеживание результатов экспериментальной работы).
2. Систематическое обновление всех аспектов образования, отражающих изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии, повышение уровня образовательного процесса. С этой целью предполагается:
- совершенствовать педагогические технологии, создавать условия, обеспечивающие вариативность образования и развитие различных форм его получения (экстернат, обучение семейное, на дому, и др.);
- организовать и контролировать подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, аттестацию работников учреждений в соответствии с Положением об аттестации педагогических работников;
3. Укрепление материально-технической базы учреждений образования.
В целях укрепления и сохранения материально-технической базы планируется осуществить капитальный и текущий ремонт крыш, котельных, сантехнического оборудования и систем энерго-водотеплоснабжения на сумму 34537 тыс. руб. (приложение 5).
Целью отдела по культуре является создание оптимальных условий для воспроизводства и развития творческого потенциала города, формирование единого культурного пространства Калининграда и России. Основными задачами, решение которых запланировано на 2003 г., являются следующие:
- сохранение и развитие материально-технической базы учреждений, капитальный ремонт объектов культуры запланирован в объеме 2658 тыс. руб.;
- повышение эффективности работы учреждений, расширение сети услуг, предоставляемых населению в сфере культуры, искусства и организации досуга;
- поддержка действующих профессиональных коллективов, сохранение и развитие русской национальной культуры;
- формирование общегородского информационного пространства в системе ЦБС, активизация информационной деятельности, переход на современный технологический уровень, внедрение новых технологий сбора и хранения информации, предоставление свободного доступа к информации, повышение уровня обслуживания читателей;
Основными направлениями деятельности в области физической культуры и спорта являются:
- создание условий для реализации потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом, их участие в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- создание необходимых условий для физического воспитания детей и юношества;
- формирование и содержание муниципальной спортивной базы, развитие материально-технической базы ведомственных спортсооружений;
- физическая реабилитация и социальная адаптация людей с отклонениями в развитии и инвалидов средствами физической культуры и спорта;
- создание целостной нормативно-правовой базы, обеспечивающей приоритетные направления в развитии физической культуры и спорта, утверждение в обществе принципов здорового образа жизни.
В качестве основных направлений деятельности в сфере социальной защиты определены: стабилизация социальной обстановки в городе обеспечение социальных гарантий и прав, социальной поддержки гражданам пожилого возраста, инвалидам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Для реализации поставленных целей планируется проведение следующих мероприятий:
- учет граждан города, нуждающихся в социальной поддержке;
- организация выплаты пособий и компенсаций в соответствии с решением городского Совета депутатов, контроль за правильностью их назначения;
- контроль за целевым использованием денежных средств, поступающих на социальные выплаты и содержание социальных учреждений;
- устройство нуждающихся граждан в стационарные учреждения социального обеспечения;
- осуществление в пределах своей компетенции контроля за реализацией прав и гарантий по социальной поддержке населения;
- обеспечение ухода одиноким и одиноко проживающим престарелым гражданам и инвалидам;
- оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- оказание материальной помощи малообеспеченным гражданам в соответствии с Законом РФ "О государственной социальной помощи" в рамках предусмотренного финансирования;
- предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, оказание помощи в приобретении топлива;
- организация опеки и попечительства над престарелыми гражданами и инвалидами, контроль за законностью сделки при отчуждении жилья.
В сфере труда и занятости определены следующие задачи: развитие социально-трудовых отношений на предприятиях города независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; содействие в улучшении условий и охраны труда, развитие форм занятости населения, содействие занятости и самозанятости социально-ослабленных категорий граждан; работа по профилактике бродяжничества и попрошайничества на территории города, обеспечение процесса реабилитации граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, без определенного места жительства и занятий.
В качестве механизма выполнения определены:
- содействие в заключении коллективных договоров и соглашений;
- проведение уведомительной регистрации коллективных договоров;
- проведение проверок выполнения условий заключенных коллективных договоров;
- участие в разрешении коллективных трудовых споров на предприятиях города и расследовании несчастных случаев;
- работа муниципальной службы охраны труда по обеспечению на территории города безопасных и благоприятных условий труда и жизнедеятельности граждан;
- организация на территории города оплачиваемых общественных работ;
- обеспечение дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, квотирование рабочих мест;
- проведение муниципальных конкурсов по содействию занятости и самозанятости инвалидов;
- социально-трудовая реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий, развитие сети учреждений социальной помощи и специализированного производства.
В соответствии с программой "Молодежь" основными направлениями деятельности являются:
1. Решение социально-экономических проблем молодежи: осуществление трудоустройства и занятости. Работу в этом направлении будет осуществлять МУ "Социальная служба молодежи", районные отделы по делам молодежи, студенческие строительные отряды.
2. Социальная поддержка и защита молодежи:
- работа с детьми и подростками по месту жительства. В городе функционирует 41 муниципальный подростковый клуб. Основная задача клубов - организация содержательного досуга детей и подростков, осуществление профилактических мероприятий;
- оказание социально-психологической помощи. При МУ "ССМ" функционируют телефон доверия "Контакт плюс", Центр социально-психологической помощи молодым людям с ограниченными физическими возможностями. Продолжит свою работу МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "МОСТ" в пос. Круглово для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- организация содержательного досуга и оздоровление подростков в каникулярный период.
3. Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи:
- военно-патриотическое воспитание. Основная работа будет строиться на организации районных и общегородских мероприятий (военизированные марш-броски, смотры и конкурсы призывной молодежи и т.п.);
- гражданское становление и патриотическое воспитание. Мероприятия будут осуществляться через организацию работы с детско-молодежными общественными организациями;
- поддержка детских и молодежных объединений. Согласно "Положению о поддержке молодежных и детских общественных объединений органами местного самоуправления муниципального образования город Калининград" работа будет строиться через оказание различных видов поддержки, в том числе через проведение конкурса проектов общественных организаций и выделение субсидий на их уставную деятельность.
4. Интеллектуальное и культурное развитие молодежи.
2.2. Реализация муниципальных программ социально-экономического
развития
Целью муниципальных программ социально-экономического развития является наиболее эффективное использование материальных и интеллектуальных ресурсов, объединение усилий города и общественных организаций в реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных, социальных программ.
В условиях ограниченных возможностей бюджета программы позволяют наиболее рационально использовать выделяемые средства и находить новые, необходимые для эффективного функционирования системы учреждений социальной защиты города.
Правовая база мероприятий, включенных в муниципальные программы, закреплена федеральными и региональными законодательными актами.
На 2003 год предусмотрено 17 муниципальных программ на общую сумму финансирования из городского бюджета 95792 тыс. руб., в числе которых 9 программ в области здравоохранения (3 программы предусматриваются к реализации с 2003 года), 2 программы в области молодежной политики, действующие с 2001 года, 2 программы в области сохранения и развития культуры, физической культуры и спорта, действующие с 2001 года, 1 программа в сфере занятости населения, 3 программы в свете реформы жилищно-коммунального хозяйства, из которых 2 программы находятся на рассмотрении в городском Совете депутатов. (Приложение 6).
Перечень девяти программ в области здравоохранения на сумму 15634 тыс. руб. определен Федеральными целевыми программами: Постановлениями Правительства РФ от 5.11.97 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", от 20.10.98 г. N 1260 "О федеральной целевой программе "Вакцинопрофилактика на 1999 - 2000 годы и на период до 2005 года", Постановлением главы администрации (губернатора Калининградской области) от 17.12.1999 г N 800 "Об областной целевой программе "Вакцинопрофилактика на 1999 - 2000 годы и на период до 2005 года".
Целевая программа "Вакцинопрофилактика" в 2003 году предусматривает приобретение вакцины для проведения активной иммунизации против краснухи и вирусного гепатита В, снабжение кабинетов иммунопрофилактики одноразовыми шприцами и другие мероприятия в области снижения заболеваемости дифтерией, корью, коклюшем до уровня 3 на 100 тыс. населения.
Программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" предусматривает совершенствование эпидемиологического надзора за распространением туберкулеза в городе Калининграде: приобретение световых бинокулярных микроскопов, лабораторной посуды и реактивов в клинические лаборатории города и другие мероприятия по совершенствованию раннего выявления туберкулеза среди населения города.
В настоящее время шесть муниципальных программ "Онкология", "Санэпидблагополучие", "Лабораторная диагностика", "Организация службы общей врачебной практики в структуре здравоохранения г. Калининграда", "Развитие станции скорой медицинской помощи г.Калининграда", "Стоматология" направлены для рассмотрения в городской Совет депутатов.
Муниципальные программы "Онкология", "Санэпидблагополучие" реализуются с 2001 года. Срок действия этих программ истек в 2002 году. Программа "Санэпидблагополучие" предполагает обеспечение исследований качества питьевой воды и открытых водоемов, продуктов питания в бюджетных учреждениях на безопасность, проведение противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.
Основные мероприятия программы "Онкология" - это обеспечение больных противоопухолевыми препаратами, оплата льготных рецептов онкологических больных, находящихся на лечении в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях города.
Реализация программ "Лабораторная диагностика", "Организация службы общей врачебной практики в структуре здравоохранения г. Калининграда", "Развитие станции скорой медицинской помощи г. Калининграда", "Стоматология" предусматривается с 2003 года.
Одним из основных результатов реализации программы "Компьютеризация поликлиники" будет являться повышение качества медицинского обслуживания населения, медицинской профилактики и иммунопрофилактической работы, что вызовет снижение общей заболеваемости населения. Разработка программного обеспечения и создание базы данных в текущем году составит 1,1 млн. руб., создание и развитие локальных вычислительных сетей (ЛВС) в лечебно-профилактических учреждений предусмотрено в сумме 2,4 млн. руб.
В соответствии с "Программой содействия занятости населения Калининграда" планируется продолжить работу по обеспечению дополнительных гарантий занятости для социально ослабленных категорий граждан, в т.ч. инвалидов на конкурсной основе (100 тыс. руб.), дополнительно к средствам работодателей финансирование общественных работ в сумме 500 тыс. руб.
Комплексная программа "Молодежь" охватывает весь комплекс мероприятий в сфере "Молодежная политика". Финансирование определено в пределах бюджетных ассигнований по разделу "Молодежная политика" в сумме 31651 тыс. руб.
"Программа органов местного самоуправления по сохранению и развитию культуры" предусматривает весь комплекс мероприятий в области "Культура и искусство" на сумму 3217 тыс. руб., и "Образование" в сумме 3187 тыс. руб.), кроме этого дополнительно планируется издание книги об искусстве (200 тыс. руб.) и приобретение костюмов для симфонического оркестра (300 тыс. руб.). Финансирование определено в пределах бюджетных ассигнований отраслей соответственно в сумме 3717 тыс. руб., 3187 тыс. руб.
Реализация Программы органов местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта связана с работой в трех основных направлениях: развитие массовой физической культуры, физическое воспитание детей и юношества, развитие приоритетных видов спорта.
В сфере физической культуры и спорта предусмотрено строительство городских комплексных спортивных площадок на сумму 1673 тыс. руб. и в районах города - 500 тыс. руб., в отрасли "Образование" - капитальный ремонт эллинга детской юношеской школы по силовым видам спорта- 770 тыс. руб., подключение морской школы к городским сетям водообеспечения - 450 тыс. руб.
Решением городского Совета депутатов от 19.12.2001 г. N 381 утверждена целевая программа "Патриотическое воспитание детей и подростков на 2002-2005 гг.". Программа призвана активизировать у детей и молодежи г. Калининграда интерес к отечественной истории, культуре, государственности. Реализация мероприятий этой программы в области молодежной политики предусмотрена в сумме 25 тыс. руб. (проведение марш-бросков с тактическими элементами боя каждый сезон и на приз памяти В. Бусловского, физкультуры и спорта - 3 тыс. руб. (организация состязаний "Олимпийские надежды"), образования - 50 тыс. руб. (проведение олимпиады по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" - 5 тыс. руб., проведение конкурса инсценированной военной песни - 5 тыс. руб., издание информационно-пропагандистского вестника "Юные патриоты России" - 40 тыс. руб.), по линии городского Совета ветеранов на проведение научно-практической конференции, посвященной 85-летию вооруженных сил - 3 тыс. руб.
Разработаны и предлагаются к реализации 3 программы в области жилищно-коммунального хозяйства.
Для наиболее эффективного использования и экономии энергоресурсов (электроэнергии, газа, тепла, воды) потребителями с 2003 г. вводится в действие программа оснащения муниципального жилищного фонда приборами учета энергоресурсов, на реализацию этой программы в 2003 году предусмотрено 1 млн. руб. На эти средства будут устанавливаться приборы учета в жилых зданиях: водомеры, тепловые счетчики, электросчетчики.
В целях уменьшения количества муниципальных лифтов города, отслуживших нормативный срок эксплуатации, снижения затрат на капитальный ремонт, экономии электроэнергии "Программа модернизации и замены муниципальных лифтов г. Калининграда" предусматривает план проведения капитального ремонта лифтов и диспетчерской связи лифтов с внедрением системы "Обь" на объем бюджетных средств города 21 млн. руб.
Городским Советом депутатов в первом чтении рассмотрена программа "Светлый город", которая предусматривает повышение надежности и электробезопасности работы сетей наружного освещения, улучшение освещения города и снижение бюджетных расходов путем экономии электроэнергии и снижения эксплуатационных расходов. На реализацию этой программы предусмотрено 13020 тыс. руб.
Перечень муниципальных программ прилагается к плану социально-экономического развития (приложение 3).
2.3. Капитальное строительство
Затраты на капитальное строительство объектов жилого фонда и объектов коммунального назначения в бюджете 2003 года планируются в сумме 169,6 млн. руб. (приложение 4). Основные из них:
тыс. руб.
- Оценка состояния конструкций и оказание технической помощи 240
при восстановлении несущей способности домов NN 10, 14, 16,
18, 20, 22, 31-37 в микрорайоне "Остров", по ул. 9 Апреля
- Реконструкция аварийного участка канализационного коллектора 1400
на острове Октябрьский
- Схема газоснабжения пос. Космодемьянского 230
- Реконструкция жилого дома по ул. 9 Апреля, 5-7 7800
- Строительство 10-ти этажного панельного 80 кв. жилого дома 2803,6
N 16 по ул. Интернациональной
- Долевое участие в реконструкции КС-8 500
- Долевое участие в строительстве напорного коллектора к
микрорайону N 15 (долевое участие КНС-19) 1500
- Кабельная линия 10 кв протяженностью 1,2 км в микрорайоне 3000
N 15
- Строительство домов для переселения жильцов с ул. 50000
Октябрьской
- Долевое участие в строительстве жилого дома для работников 10000
социальной сферы
- Строительство теплотрассы для теплоснабжения жилых домов по 4010
ул. Красносельская - Глазунова в связи с закрытием котельной
ЗАО "Ликард"
- Завершение строительства водовода по ул. Аллея Смелых 1360
- Реконструкция водозаборных сооружений и модернизация ЦВС 11000
- Закольцовка водовода от ул. Береговой до ул. А Невского 500
(L - 1,2 км.; Д - 160 мм)
- Строительство газопровода высокого и низкого давлений в пос. 2000
Лермонтовский
- Строительство газопровода к ж/домам по ул. Лефорта 280
- Завершение строительства газопровода высокого давления от
пр. Мира до ул. Борзова 500
- Строительство бойлерной, производительностью 30 Гкал/час на 29160
территории СП "Цепрусс" и магистральной теплотрассы в
Октябрьском районе"
- Строительство водовода по набережной Петра Великого 1000
- Реконструкция тепловых сетей с закрытием 10 угольных
котельных и подключение потребителей к централизованному
теплоснабжению (Тельмана, 46; Некрасова, 26; Фрунзе, 31;
Потемкина; Пр. Мира, 33; Пр. Мира, 37; Л. Толстого; 2940
Дзержинского, 162; Аллея Смелых, 10-12; Козенкова, 7)
- Реконструкция наружного освещения (п. Южный, п. Воздушный, 13020
п.Чкаловск, п. Борисово, п. Шоссейный, п.А.Космодемьянского,
п. Чайковское)
- Строительство кладбища в пос. Сазоновка 5000
- Гидромелиоративные работы на ул. Катина п. Зеленый, ул. 1000
Горького, п. Октябрьский
- Реконструкция жилого дома по ул. Стрелковой, 8 8000
На реконструкцию учреждений социальной сферы планируется 37,2 млн. руб. в том числе:
- реконструкция школы им. Гофмана - 2,6 млн. руб.
- корпус инфекционной больницы - 3,0 млн. руб.
- городская стоматологическая поликлиника N 2 - 6,0 млн. руб.
- реконструкция отделения гнойной хирургии,
создание клинико-диагностической лаборатории и
физиотерапевтического отделения - 24,8 млн. руб.
- обеспечение водоснабжением "Морской школы" - 450 тыс. руб.
- разработка проектно-сметной документации
для продолжения реконструкции школы N 53 - 366 тыс. руб.
Приобретение оборудования и техники предусматривается в сумме 11200,0 тыс. руб., в том числе: дорожной техники - 3000,0 тыс. руб., топливозаправщика для муниципальных автобусов - 700,0 тыс. руб., троллейбуса - 1500,0 тыс. руб., спецтехники для МУП "Чистота" - 6000,0 тыс. руб. и др.
2.4. Жилищно-коммунальное хозяйство
На содержание жилищно-коммунального хозяйства города в 2003 году планируются бюджетные ассигнования в сумме 640,7 млн. руб.
Средства распределяются на:
- жилищное хозяйство - 177,6 млн. руб.
- коммунальное хозяйство - 460,9 млн. руб.
- прочие структуры коммунального хозяйства - 2,2 млн. руб.
Бюджетные ассигнования на жилищное хозяйство города включают в себя: 1. Расходы на текущее содержание жилого фонда - 69,3 млн. руб.
2. Расходы на возмещение выпадающих доходов предприятиям ЖКХ от предоставления малообеспеченным гражданам Калининграда субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг планируются в сумме 32,0 млн. руб.
3. Капитальный ремонт жилого фонда (приложение 5) - 55,3 млн. руб. (ремонт фасадов, кровель, утепление наружных стен, усиление несущих и ограждающих конструкций и др.).
4. Капитальный ремонт и модернизация лифтового хозяйства по программе "Лифты" - 21,0 млн. руб., в том числе КЖКХ - 18,9 млн. руб., районы - 2,1 млн. руб.
Капитальный ремонт жилищного фонда по комитету ЖКХ планируется в объеме 5,0 млн. рублей, из них:
- на капитальный ремонт ж/фонда МП ЖКК-1 "Калининградстрой" планируется выделить 1,0 млн. рублей;
- непредвиденные работы (жилищный фонд города) запланированы в сумме 4,0 млн. руб.
На капитальный ремонт объектов жилищного хозяйства районов Калининграда планируется выделение средств в сумме 50,3 млн. руб.
Бюджетные ассигнования на коммунальное хозяйство включают в себя: затраты на благоустроительные работы в городе - 191,3 млн. руб., в том числе:
- на текущее содержание объектов благоустройства планируется направить через комитеты ЖКХ и строительства и транспорта 77,1 млн. руб.
- на благоустроительные работы в районах города направляется 32,3 млн. руб.
- на капитальный ремонт объектов благоустройства (приложение 5) 81,9 млн. руб., в том числе:
- капитальный ремонт дорожных покрытий и инженерных сооружений (строительство дороги, соединяющей ул. Горького с Большой окружной и устройство тротуаров из плиточного покрытия на объектах города, ремонт мостов, строительство светофорных объектов, другие, в том числе переходящие объекты и дождевая канализация) - 71,9 млн. руб.,
- расширение кладбища по Балтийскому шоссе - 0,2 млн. руб.,
- реконструкцию сетей наружного освещения - 1,8 млн. руб.,
- другие работы - 0,2 млн. руб.,
- благоустройство территорий в районах (обрезка деревьев, обустройство контейнерных площадок и др.) - 7,8 млн. руб.
2.5. Муниципальный пассажирский транспорт
Основной целью является формирование городской транспортной системы удовлетворяющей потребности в перевозке граждан, выполняющей социальные, мобилизационные и другие требования.
На покрытие убытков от перевозки пассажиров муниципальным транспортом общего пользования в 2003 году планируется направить ассигнования в сумме 42,9 млн. руб.
Субсидии муниципальному городскому пассажирскому автопредприятию (МУП МГ ПАТП) на 2003 г. планируются в сумме 11,6 млн. руб. и МУП ТТУ - 31,3 млн. руб.
Расчетная потребность в средствах для нормального и безопасного функционирования муниципального транспорта составляет 107,01 млн. руб., которая рассчитана с учетом роста цен на электроэнергию, ГСМ, запасные части, резину и прочее, а также с учетом тарифов на проезд в автобусах - 5 руб., в трамваях, троллейбусах - 4 руб. 50 коп.
2.6. Создание благоприятного инвестиционного климата
Для дальнейшего развития и стимулирования инвестиционных вложений в экономику города, прежде всего, в сферу материального производства, необходимо создать более действенную и надежную систему поддержки и правового регулирования инвестиционной деятельности, законодательной защиты прав и интересов российских и иностранных инвесторов.
Крайне важно определить правовые и экономические условия инвестиционной деятельности российских и иностранных инвесторов, установить формы муниципальной поддержки инвестиционных проектов и порядок ее оказания с учетом особенностей свободной экономической зоны, а также ответственность власти за неухудшение условий инвестиционной деятельности.
Направления работы в 2003 году:
1. Программа привлечения инвестиций в экономику города и создание благоприятных условий для деятельности инвесторов.
Сделано:
- с 1999 по 2002 г.г. заключен 21 инвестиционный договор, расторгнуто 5 договоров;
- ежеквартально производится сбор и аналитическая обработка отчетных материалов от инвесторов, реализующих проекты.
В работе:
- в стадии подготовки документации проект ООО "Техпромресурсы", проект ОАО "Калининградгазавтоматика", проект ОАО "Рыбтехцентр", проект ДП "Продукты питания";
- проект по строительству двух подстанций "Университетской" и "Заводской";
- на стадии подготовки проектной документации и разработки договоров находится проект "Реконструкция парка 40 летия ВЛКСМ и строительство аквапарка";
- совместно с фирмой ООО "Макрострой" разрабатывается проект по реконструкции жилого фонда в пос. Чкаловск.
Планируется:
- сделать экономическое описание и инженерную подготовку промышленных площадок на территории города для размещения будущих производств;
- организация и проведение конкурсов по продаже земельных участков с инвестиционными условиями.
2. Осуществление мероприятий по созданию положительного инвестиционного имиджа города.
3. Программа поддержки развития малого бизнеса.
В работе:
- разработан проект Программы поддержки малого бизнеса, включающий в себя:
- информационную поддержку,
- предоставление льгот по уплате арендных платежей за арендуемые помещения при условии реализации инвестиционного проекта,
- предоставление льгот по уплате арендных платежей за землю под арендуемыми помещениями при условии реализации инвестиционного проекта,
- предоставление права выкупа арендуемых муниципальных помещений.
При реализации программы предусмотрен принцип "одного окна".
Планируется:
- после утверждения городским Советом депутатов Калининграда обеспечить реализацию новой программы поддержки малого бизнеса;
- Организация мониторинга динамики и направлений развития МУП с целью в дальнейшем определения форм и методов поддержки развития МУП, корректировки муниципальной политики.
- проведение комплексной оценки инвестиционной привлекательности муниципальных предприятий.
- разработка бизнес-планов городских инвестиционных проектов;
- презентация городских инвестиционных проектов посредством участия в инвестиционных выставках и семинарах;
- выпуск тематических буклетов;
- мониторинг всех инвестиционных проектов, осуществляемых подразделениями мэрии и выработка инвестиционной политики мэрии в муниципальном секторе экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.