Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Мэра г. Калининграда
от 9 июля 2003 г. N 1655
Положение
"О порядке формирования и утверждения Стратегии социально-экономического развития г. Калининграда"
1. Общие положения
В настоящее время мэрии Калининграда приходится преодолевать острейшие экономические, финансовые и социальные проблемы. Современная практика управления в качестве эффективного метода поиска собственных возможностей для разрешения социально-экономических проблем предлагает использовать стратегическое планирование.
Стратегическое планирование является своего рода "золотой серединой" между неуправляемой стихией и жесткой системой централизованного планирования и позволяет сформулировать перспективные цели и ориентиры социально-экономического развития города, базирующиеся на максимальном использовании выявленных собственных возможностей в сочетании с благоприятными внешними и внутренними факторами, использовать экономические рычаги и стимулы в принятии решений, выбирать альтернативные варианты развития.
Цель настоящего Положения - определение состава и структуры органов стратегического планирования, распределение функций и обязанностей между ними, определение регламента работы по разработке Стратегии социально-экономического развития г. Калининграда (далее - Стратегия) и обеспечению ее реализации.
2. Термины и определения
Стратегия социально-экономического развития (далее Стратегия) - программный документ, направленный на консолидацию действий всех ветвей власти города, всех слоев населения муниципального образования, обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов, набор правил для принятия решений, долговременные наиболее принципиальные, важные установки мэрии города в отношении перспектив социально-экономического развития муниципального образования.
Стратегические планы - конкретные действия или шаги, которые администрация намеревается предпринять для достижения стратегических целей.
Стратегическое управление - плановая работа, состоящая в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей, реализация которых обеспечивает максимальный социально-экономический эффект при минимальных и обоснованных расходах.
3. Этапы стратегического управления
Процесс стратегического управления делится на следующие этапы:
- "Инициация" - определяются координатор работ, устанавливаются контакты со средствами массовой информации, мэрией учреждается структура, ответственная за организацию разработки и реализации Стратегии.
- "Проектирование процесса" - составляется и утверждается Техническое Задание, определяются источники и объемы финансирования и схема работы, формируются Координационный Совет, разрабатываются методические рекомендации по разработке и организации реализации Стратегии и др. нормативные правовые документы.
- "Формирование процесса" - принимаются к реализации утвержденные нормативные правовые и методические документы, утверждается календарный план работы Совета, количество тематических комиссий, их состав и регламент работы. Тематическими комиссиями по мере необходимости формируются рабочие группы по отдельным направлениям деятельности комиссий.
- "Стратегический анализ" - проводится анализ внешних и внутренних факторов развития, дается характеристика социально-экономического положения города, определяются конкурентные преимущества возможные сценарии развития, обсуждается и одобряется первая редакция аналитического раздела Стратегии.
- "Формирование стратегии действий" - разрабатываются стратегические планы по перспективным направлениям, определяется состав мероприятий, обсуждается первая редакция Стратегии.
- "Создание предпосылок для реализации" - согласуется и принимается окончательная редакция Стратегии, мэрией города разрабатывается план действий по реализации Стратегии, формируется пакет проектов и программ, подлежащих реализации в рамках Стратегии, определяются источники и объемы финансирования, разрабатывается и утверждается методика мониторинга, создается система общественного участия в реализации Стратегии.
- "Реализация" - продвижение Стратегии, ее проектов и программ.
4. Состав и структура органов по разработке и реализации Стратегии
Заказчиком Стратегии является мэрия г. Калининграда.
Общую координацию деятельности по разработке и обеспечению реализации Стратегии осуществляет комитет экономического развития мэрии (далее Комитет).
4.1. В задачи Комитета входит:
- обеспечение гласности о начале процесса разработки Стратегии;
- подготовка и внесение на утверждение мэра технического задания на разработку и организацию реализации Стратегии муниципального образования (далее Техническое Задание);
- проведение консультаций и совещаний организационного характера;
- организация компании по вовлечению в работу над Стратегией широкого круга специалистов, авторитетных экспертов, представителей властных полномочных структур, компетентных научно-практических учреждений и представителей бизнеса;
- решение вопросов бюджетного финансового обеспечения процесса разработки и реализации Стратегии;
- поиск и привлечение инвестиций для осуществления мероприятий и программ по реализации Стратегии.
Ответственной структурой за организацию разработки и реализации Стратегии является специально созданное мэрией муниципальное учреждение "Центр развития города "Калининград - Информ" (далее Учреждение).
В пределах поставленных задач и предоставленных мэрией полномочий Учреждение выполняет следующие функции:
- разрабатывает и вносит на утверждение мэра нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность по разработке и реализации Стратегии;
- разрабатывает методические рекомендации по разработке и организации реализации Стратегии;
- разрабатывает и вносит на утверждение мэра положение о Совете;
- определяет круг участников разработки и реализации Стратегии и разрабатывает схему их взаимодействия;
- разрабатывает и вносит на утверждение мэра календарный план выполнения работ по разработке Стратегии, обеспечивает контроль за его соблюдением всеми участниками процесса;
- обеспечивает непрерывность работы над Стратегии на всех этапах - разработка, реализация, мониторинг, корректировка и обновление;
- обеспечивает проведение стратегического анализа, выбор стратегических направлений и задач развития, формирование структуры и содержания Стратегии;
- представляет подготовленные разделы Стратегии на обсуждение Совета;
- ведет мониторинг реализации соответствующих разделов Стратегии;
- организует продвижение Стратегии;
- вносит на обсуждение Совета предложения по корректировке и обновлению соответствующих разделов Стратегии в ходе ее реализации;
- участвует в подготовке программ и проектов по реализации Стратегии;
- организует работы по реализации Стратегии и оценке хода реализации;
подготавливает и по согласованию с комитетом по финансам и контролю мэрии вносит на утверждение городского Совета депутатов Калининграда в составе проекта бюджета на очередной год разделы стратегического плана, нуждающиеся в бюджетном финансировании;
заключает договоры с исполнителями работ по Стратегии и контролирует их выполнение;
- обеспечивает освещение работы над Стратегией в СМИ.
Высшим органом системы стратегического планирования является Координационный Совет (далее Совет). В его компетенцию входит принятие ключевых решений, связанных с разработкой и реализацией Стратегии. Совет формируется из числа руководителей структурных подразделений мэрии, представителей территориальных структур федеральных органов на территории области, представителей администрации области, депутатов областной Думы и городского Совета депутатов, руководителей тематических комиссий Совета. Председателем Совета является мэр города. Положение о Совете и его состав утверждаются постановлением мэра города.
4.2. Основными задачами Совета являются:
- подготовка рекомендаций по осуществлению и корректировке политики мэрии в области стратегии и перспектив социально-экономического развития города Калининграда;
- обеспечение взаимодействия мэрии с общественными организациями, ассоциациями и союзами промышленников и предпринимателей, научными учреждениями города и области по вопросам стратегического регулирования социально-экономического развития города Калининграда;
- проведение мероприятий по привлечению российских и иностранных организаций и специалистов для участия в разработке и реализации приоритетных направлений деятельности в области стратегического регулирования социально-экономического развития города Калининграда.
Для реализации задач Совет выполняет следующие основные функции:
- утверждает основную цель и главные направления Стратегии;
- рассматривает и утверждает поэтапные планы разработки и реализации Стратегии;
- рассматривает и утверждает методические рекомендации по стратегическому регулированию социально-экономического развития города Калининграда;
- создает тематические комиссии по направлениям Стратегии утверждает их руководителей из числа ученых и специалистов, представителей бизнеса;
- рассматривает отчеты тематических комиссий и рабочих групп о ходе работы над разработкой и организацией реализации Стратегии по соответствующим направлениям;
- принимает решения и вносит рекомендации мэру города о необходимости корректировки Стратегии, ее рпоектов# и программ;
- утверждает ежегодные полугодовые и годовые отчеты о ходе реализации Стратегии;
- по представлению Учреждения проводит отбор программ и инвестиционных проектов, рекомендуемых для первоочередной реализации;
- рассматривает план действий мэрии по реализации Стратегии;
- принимает рекомендации и обращения к участникам стратегического партнерства в ходе разработки и реализации Стратегии;
- согласовывает перечень программ и проектов, нуждающихся в бюджетном финансировании в очередном году.
Совет обеспечивает тематические комиссии информацией и методиками работы, организует обсуждение и фиксирует выработанные идеи и решения, обеспечивает соблюдение общего графика работ и обмен информацией между тематическими комиссиями.
Функции рабочего аппарата Совета выполняют специалисты Учреждения.
Тематические комиссии являются рабочими органами Совета. В состав тематических комиссий и формируемых ими при необходимости рабочих групп, включаются представители из числа ученых, специалистов различных отраслей, представителей бизнеса по направлениям деятельности комиссий. Через членство в тематических комиссиях и рабочих группах обеспечивается участие в разработке и реализации Стратегии представителей различных уровней власти, научных и деловых кругов, общественности, специалистов. Состав членов тематических комиссий и рабочих групп утверждает Совет.
4.3. Основными задачами тематических комиссий являются:
- подготовка аналитических материалов для выявления основных проблем и приоритетов развития в соответствующей сфере/отрасли;
- определение целей, задач и мероприятий соответствующего раздела Стратегии;
- разработка версий Стратегии по конкретным направлениям, оценка и отбор проектов и других мер, наиболее эффективно решающих проблемы, обозначенные по каждому из направлений Стратегии;
- представление подготовленного раздела Стратегии на рассмотрение Совета;
- ведение мониторинга реализации соответствующих разделов Стратегии;
- подготовка и внесение на рассмотрение Совета предложений по корректировке и обновлению соответствующих разделов Стратегии.
и целевых групп во избежание лоббирования и необъективности выбора.#
Рабочие группы формируются тематическими комиссиями по мере необходимости для реализации конкретных проектов и программ.
4.4. В задачи рабочих групп входят:
- координация деятельности участников, объединенных для разработки и реализации проектов и программ;
- определение этапов реализации;
- ведение мониторинга реализации по установленным индикаторам;
- оценка необходимости финансирования, подготовка и представление заявок на бюджетное финансирование деятельности по реализации конкретных проектов и программ.
5. Организация работы
Работа над Стратегией строится в соответствии с ежегодно утверждаемыми календарными планами выполнения работ по разработке и реализации Стратегии с указанием конкретных исполнителей, этапов работ и видам работ внутри этапов, сроков их выполнения и планируемых объемов финансирования.
Годовой календарный план выполнения работ утверждается председателем Совета.
Тематические комиссии и рабочие группы организуют свою работу самостоятельно.
Отчеты о выполнении работ по разработке и реализации Стратегии выносятся исполнителями на рассмотрение Совета в соответствии со сроками, утвержденными календарным планом в виде справок, аналитических записок, разделов Стратегии по направлениям и др. и оформляются актами приема-передачи работ.
На основании мониторинга Стратегии Учреждением вносятся на рассмотрение Совета сводный полугодовой и годовой отчет, которые содержат выводы о степени реализации и адекватности Стратегии, а также о необходимых корректировках и уточнениях по программам и проектам.
6. Система общественного участия
Вовлечение городской общественности в процесс разработки и реализации Стратегии осуществляется путем создание системы общественного участия, которая через организацию диалога различных групп граждан, власти, представителей бизнеса, СМИ, общественных организаций, молодежных объединений и отдельных граждан на всех этапах разработки и реализации Стратегии.
Формами организации общественного участия являются:
- программы целевого информирования общественности, "горячий" телефон, общественные приемные;
- опросы;
- общественные слушания;
- рабочие группы и тематические комиссии по подготовке рекомендаций;
- интерактивные радио- и теледебаты;
- гражданский референдум;
- голосование по различным вопросам через СМИ;
- другие формы участия.
7. Финансовое обеспечение
Источниками финансирования работ по разработке и обеспечению реализации Стратегии являются целевые бюджетные средства, утверждаемые ежегодно в расходной части бюджета города, средства международной технической помощи, другие внебюджетные средства и другие, не запрещенные действующим законодательством источники и средства.
Выполнение работ осуществляется на основе договоров. Финансирование работ производится в соответствии с утверждаемым мэром города календарным планом выполнения работ, условиями договоров, на основании актов приема-передачи выполненных работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.