Решение Неманского районного Совета Калининградской области
от 29 мая 2002 г. N 173 "Об утверждении Программы муниципального
образования "Неманский район" "Переселение граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах" (извлечение)
27 сентября 2002 г., 27 декабря 2006 г.
Решением окружного Совета депутатов Неманского городского округа Калининградской области от 26 декабря 2007 г. N 274 настоящее решение признано утратившим силу
Решением окружного Совета депутатов Неманского городского округа Калининградской области от 27 декабря 2006 г. N 108 действие настоящего решения приостановлено с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, а также в целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Неманском районе районный Совет
р е ш и л :
1. Утвердить прилагаемую программу МО "Неманский район" "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах" (далее именуется - Программа).
2. Бюджетному отделу администрации муниципалитета района (Мельниковой Н.А.) ежегодно при разработке проектов районного бюджета на 2003-2010 годы предусматривать выделение средств на финансирование Программы.
3. Комитету по вопросам муниципального хозяйства администрации муниципалитета (Микитюк Л.А.) раз в год информировать депутатов Неманского районного Совета о выполнении основных мероприятий Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комиссии Неманского районного Совета по вопросам муниципальной собственности (Шишкин П.Б.) и по социальным вопросам (Соломатин А.В.).
Решением Неманского районного Совета (второго созыва) Калининградской области от 27 сентября 2002 г. N 194 настоящее решение дополнено пунктом 5
5. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования в районной газете "Неманские вести".
Глава района |
С.И. Леденев |
Программа
Муниципального Образования "Неманский район" "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах"
Паспорт Программы МО "Неманский район"
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
в 2002-2010 годах"
Наименование Программы Программа муниципального образования "Неманский
район" "Переселение граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах"
Наименование, номер и Распоряжение Правительства Российской Федерации
дата принятия решения о от 26 октября 1999 г. N 1744-Р, Постановление
разработке программы Правительства Российской Федерации от 17
сентября 2001 г. N 675
Муниципальный заказчик Администрация муниципалитета Неманского района
Программы
Основной разработчик Комитет по вопросам муниципального хозяйства
Программы
Цели и задачи программы Основной целью Программы является решение
проблемы обеспечения жильем граждан,
проживающих в домах, признанных непригодными
для постоянного проживания, ликвидация
аварийного жилищного фонда.
Для реализации данной цели необходимо
решить следующие задачи:
- обеспечить подготовку оснований и
механизма для переселения граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда, непригодного для
проживания;
- обеспечить оптимальное развитие
территорий, на которых в настоящее время
сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд;
- реализации обязательств собственника по
восстановлению жилищного фонда
Сроки и этапы реализации Первый этап - 2002-2004 годы
программы Второй этап - 2005-2010 годы
Перечень основных - Формирование законодательной и
мероприятий нормативной базы для предоставления жилья
гражданам
- Установление очередности сноса жилищного
фонда, непригодного для проживания, и этапов
переселения граждан
- Привлечение и аккумулирование бюджетных
и внебюджетных финансовых ресурсов для
реализации Программы
- Поэтапное переселение жильцов и снос
жилищного фонда, непригодного для проживания
- Оптимизация развития освободившихся
земельных участков
Исполнители программы Органы местного самоуправления, предприятия и
организации, определяемые на конкурсной основе
Объемы и источники Общий объем финансовых ресурсов из бюджета всех
финансирования уровней и внебюджетных источников
Всего: 49,57 млн. рублей
В том числе:
Объем финансирования из федерального
бюджета - 4,96 млн. рублей
Объем финансирования из областного и
местного бюджетов - 24,78 млн. рублей
Объем финансирования из внебюджетных
источников - 19,83 млн. рублей
Главные ожидаемые В результате реализации Программы будет
конечные результаты достигнуто:
Программы - переселение из аварийного фонда граждан;
- улучшение жилищных условий, повышение
комфортности и безопасности условий проживания
в жилищах;
- ликвидация ветхого и аварийного
жилищного фонда
Система организации Для реализации Программы необходимо
контроля за исполнением осуществить:
Программы - нормативно-правовое обеспечение
мероприятий Программы;
- проведение организационных мероприятий
по реализации Программы;
- привлечение финансовых ресурсов;
- управление средствами, выделяемыми из
бюджета всех уровней и внебюджетных источников;
- общее руководство реализацией Программы;
- представление ежеквартальной отчетности
о ходе реализации Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Настоящая Программа разработана на основании подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства от 17 ноября 2001 года N 675, и характеризует комплекс мероприятий, направленных на скорейшее решение проблемы обеспечения жильем граждан и реализацию права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям.
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищного сектора, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и привлечения значительных средств.
Жилищный фонд, обслуживаемый муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства района, составляет 1897 домов, 365,9 тыс. кв. м.
При этом около 46% жилых зданий построено в период до 1946 года, из них 26% - ветхие и аварийные здания, непригодные для постоянного проживания.
В соответствии с постановлением главы Неманского района от 25 декабря 2002 года N 1026, на основании технических заключений проектного института "Калининграджилкоммунпроект", обладающего лицензией на выполнение таких обследований и реестра ветхого и аварийного жилищного фонда, 193 жилых дома общей площадью 45188,6 кв. м являются ветхими и аварийными, в том числе 31 жилой дом общей площадью 6315 кв. м - аварийным.
Переселению из них подлежат 747 семей, или 1466 человек, в том числе в аварийном фонде - 129 семей, или 281 человек.
(Перечень ветхого и аварийного жилищного фонда приведен в приложении N 1).
Кризисное состояние жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры характеризуется дотационностью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищно - коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Необходимых собственных средств для содержания, функционирования и развития жилищного строительства нет. На сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии решить проблему, связанную с ликвидацией аварийного жилищного фонда.
Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней, а также повсеместных неплатежей и несвоевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг населением.
Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства на 01.04.2002 года составляет 20924 тыс. руб.
Объем кредиторской задолженности составляет 15729 тыс. руб.
Задолженность бюджета составляет 11574,9 тыс. руб.
Задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги населением составляет 7807,1 тыс. руб.
Сокращение объемов строительства государственного и муниципального жилья и соответственно уменьшение количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам, приватизация большей части жилищного фонда (около 74%) и переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказались не обеспечены необходимыми правовыми условиями, а также финансовыми и организационными мерами.
Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан с разным уровнем дохода, отсутствует возможность самостоятельного приобретения или получения на условиях найма жилья удовлетворительного качества.
В районе функционирует межведомственная комиссия по оценке жилищного фонда, состав которой утвержден постановлениями главы района от 13 мая 1999 года N 458 и от 25 июня 2001 года N 489. В своей работе комиссия руководствуется Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания и Методикой по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 31 декабря 1999 г. N 177.
При наличии свободного жилья оно предоставляется переселяемым из аварийных домов. Однако эти меры не решают возникшей проблемы жилья.
По данным БТИ, муниципальное жилье составляет всего 26% от жилищного фонда района.
Требуемый объем жилищного фонда для предоставления переселяемым гражданам составляет:
18 м2 x 281 чел. = 5058 м2
При стоимости 1 кв. м жилья - 9,8 тыс. руб. (данные 2 квартала 2002 года) для строительства или приобретения этого жилья потребуется:
9800 руб. x 5058 = 49568400 рублей
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство района испытывает большие трудности и сильно отстает от современных требований.
В связи с отсутствием надлежащей системы эксплуатации и реновации ухудшается внешний облик города, разрушается историческая архитектура зданий.
Учитывая, что районный бюджет 2002 года на 64% является дотационным, администрация муниципалитета района не имеет возможности самостоятельного решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Для этого необходима государственная поддержка, которая выражалась бы в предоставлении бюджетных субсидий на приобретение жилья.
2. Основные цели и задачи программы
Основными целями Программы являются комплексное решение проблемы обеспечения жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, и развитие жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, ликвидация до 2010 года существующего аварийного жилищного фонда.
Для достижения этих целей должны быть решены следующие основные задачи:
- разработка оснований и механизма для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- обеспечение переселения граждан иным жильем;
- обеспечение градостроительного развития территорий, на которых сосредоточен ветхий жилищный фонд;
- осуществление консолидации финансовых ресурсов;
- определение размеров оказываемой гражданам государственной помощи в виде предоставления субсидий на приобретение жилья.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть проведен в течение 2002-2010 годов.
Реализация Программы будет выполняться поэтапно.
На первом этапе (2002-2004 годы) будут осуществляться:
- методическое, организационное, нормативно-правовое обеспечение мероприятий Программы по всем направлениям ее реализации;
- определение и оценка объемов ветхого и аварийного фонда, подлежащего ликвидации;
- формирование необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
- формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;
- установление очередности сноса или реконструкции жилищного фонда и соответственно очередности переселения граждан;
- привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации Программы;
- достройка жилья высокой степени готовности, восстановление и реконструкция;
- начало процесса переселения граждан.
Второй этап Программы (2005-2010 годы) осуществляет реализацию задач по непосредственному переселению граждан и ликвидации ветхого жилищного фонда:
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу, и маневренного фонда для временного отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;
- поэтапное переселение жильцов и снос ветхого жилищного фонда;
- подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их конкурсная продажа.
4. Система программных мероприятий
Целевая Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда выполняет задачу определения общих методологических принципов, правовых основ и финансовых механизмов ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, мер государственной поддержки в решении этой проблемы.
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются по трем направлениям: совершенствование нормативно-правовой базы, организационные мероприятия; финансовое обеспечение Программы на всех этапах реализации; разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилого фонда.
(Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2).
5. Ресурсное обеспечение программы
Средством реализации Программы должны стать целевые бюджетные фонды на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и внебюджетные источники.
Консолидация финансовых ресурсов позволит использовать финансовые средства для реализации мероприятий Программы на всех этапах.
На первом этапе (2002-2004 гг.) финансирование будет осуществляться в основном за счет бюджетных ресурсов всех уровней: федерального, субъекта Федерации, местных бюджетов.
Первоначально предполагается авансирование Программы для завершения строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности.
На втором этапе (2005-2010 гг.) ключевыми источниками финансирования мероприятий по реализации Программы должны стать привлекаемые внебюджетные ресурсы.
Объемы ассигнований из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей на соответствующий год.
Ресурсное обеспечение Программы будет осуществляться:
за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета в порядке межбюджетных отношений в форме субвенций;
за счет средств, получаемых от использования муниципальных земель;
за счет средств, получаемых от использования муниципальной недвижимости в жилищной сфере (плата граждан за наем муниципального жилищного фонда);
за счет средств от конкурсной продажи в собственность (или долгосрочную аренду) находящихся в центре престижных земельных участков, на которых расположен аварийный жилищный фонд, под коммерческое строительство;
за счет кредитных средств;
за счет средств предприятий, заинтересованных в реализации Программы;
за счет свободных денег населения.
(Сводные данные по источникам и объемам финансирования мероприятий Программы приведены в приложении N 3).
6. Организация управления реализацией программы
Муниципальным заказчиком Программы является администрация муниципалитета Неманского района.
Основными функциями управления реализацией Программы Муниципального заказчика являются:
- осуществление финансирования Программы из консолидированных источников и контроль за ее выполнением;
- организация работы межведомственной комиссии по установлению непригодного для проживания жилья;
- участие в подготовке предложений по переселению граждан;
- контроль за соблюдением сроков и очередности переселения;
- организация и контроль выполнения всех задач и основных мероприятий;
- координация действий органов исполнительной власти по вопросам реализации Программы;
- организация взаимодействия органов местного самоуправления с органами исполнительной власти региона;
- общее текущее управление ходом реализации и оперативный контроль выполнения Программы.
Ход выполнения мероприятий Программы анализируется и корректируется Государственным заказчиком Программы с участием органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.
Организованный и эффективный подход к управлению реализацией Программы позволит:
- производить переселение граждан из аварийного жилищного фонда исходя из приоритета развития муниципального образования;
- стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования;
- создать открытую процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
- создать систему реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
7. Оценка эффективности программных мероприятий
Оценкой эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет являться количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда.
В результате реализации Программы (к концу 2010 года) все граждане, проживающие на 1 января 2000 года в аварийном жилищном фонде, должны быть переселены.
До 2010 года включительно будет ликвидировано 6315 кв. метров жилищного фонда, в том числе:
в 2004 году - 505 кв. метров;
в 2005-2010 годах - 5810 кв. метров.
Реализация Программы требует системного подхода к решению задач, вытекающих из поставленной цели, поэтапного их выполнения с учетом определенных приоритетов в соответствующем периоде реализации.
Успешная реализация Программы позволит обеспечить:
- выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
- улучшение жилищных условий населения района;
- безопасность и комфортность проживания в жилищах;
- ликвидацию ветхого и аварийного жилья;
- снижение уровня износа основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- рост объемов вновь вводимого и реконструируемого жилья;
- создание условий для снижения социальной напряженности в обществе;
- создание дополнительных рабочих мест;
- улучшение демографической ситуации в стране;
- улучшение состояния здоровья населения.
Одним из основных критерием эффективности реализации Программы станет размер привлекаемых внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, что поможет в решении проблемы, улучшит градостроительное освоение территории и ускорит ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда.
Возможность привлечения средств на реализацию Программы из всех ресурсных источников создает стимул для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и направления средств на дальнейшее переселение граждан из ветхого жилищного фонда.
Приложение N 2
Перечень
основных мероприятий Программы
N | Наименование мероприятия | Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
1 Этап | |||
1. | Формирование методологических основ оценки и собственно оценка объемов ветхого и аварийного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан |
Комитет по вопросам муниципального хозяйства, помощник Главы района по правовым вопросам |
2002-2003 годы |
2. | Формирование законодательно - нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам |
Помощник Главы района по правовым вопросам, юрист МУПЖХ г. Немана |
2002-2003 годы |
3. | Установление очередности сноса и реконструкции жилищного фонда и очередности переселения граждан |
МУПЖХ г. Немана, Комитет по вопросам муниципального хозяйства, жилищная комиссия |
2004 год |
4. | Создание механизмов привлечения и аккумулирования финансовых ресурсов для реализации Программы |
Бюджетный отдел, Комитет экономики |
2003-2004 годы |
5. | Начало формирования жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу или реконструкции |
Комитет по вопросам муниципального хозяйства, жилищная комиссия |
2004 год |
2 Этап | |||
6. | Продолжение формирования жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу или реконструкции |
Комитет по вопросам муниципального хозяйства, жилищная комиссия |
2005-2007 годы |
7. | Поэтапное переселение жильцов и снос ветхого жилищного фонда |
Жилищная комиссия, МУПЖХ |
2008-2010 годы |
8. | Подготовка освобожденных земельных участков к дальнейшему использованию |
Главный архитектор, Земельный комитет |
2008-2010 годы |
Приложение N 3
Ресурсное обеспечение Программы
Источники финансирования |
Финансовые средства, всего (млн. руб.) |
В том числе | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г.- 2010 г. |
||
Средства федерального бюджета |
4,96 | - | 0,35 | 0,69 | 3,92 |
Средства областного и местного бюджетов |
24,78 | - | 1,73 | 3,47 | 19,58 |
Внебюджетные средства |
19,83 | - | 1,39 | 2,78 | 15,66 |
Итого: | 49,57 | - | 3,47 | 6,94 | 39,16 |
Объем ассигнований из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей на соответствующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Неманского районного Совета Калининградской области от 29 мая 2002 г. N 173 "Об утверждении Программы муниципального образования "Неманский район" "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах"
Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования
Текст решения опубликован в газете "Неманские вести" N 113, 2002 г., от 1 октября
Решением окружного Совета депутатов Неманского городского округа Калининградской области от 26 декабря 2007 г. N 274 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение окружного Совета депутатов Неманского городского округа Калининградской области от 27 декабря 2006 г. N 108
Действие настоящего решения приостановлено с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г.
Решение Неманского районного Совета (второго созыва) Калининградской области от 27 сентября 2002 г. N 194