Решение Калининградского областного суда от 16 июня 2003 г. N 3-33/2003
Калининградский областной суд в лице судьи Калининградского
областного суда Н.Б.И.
При секретаре С.Н.В.
С участием прокурора Н.М.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании 16 июня 2003 года дело по заявлению прокурора Калининградской области о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Калининградской области от 15 декабря 1994 года N 1 "Об областном референдуме Калининградской области",
у с т а н о в и л :
Прокурор Калининградской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и не действующими отдельных положений Закона Калининградской области от 15 декабря 1994 года N 1 в редакции от 11 марта 1999 года с изменениями от 2 июня, 19 июля 2000 года "Об областном референдуме Калининградской области", а именно абзацев 4, 5, 8, 10 ст. 2, п.п. 1, 2 ст. 7, п.п. 9, 12, 15, 17, 18 ст. 9, п.п. 1, 5 ст. 12, п.п. 2, 3, 5, 6 ст. 18, п. 5 ст. 19, ст. 20-22, ст.ст. 23, 25, п.п. З, 4 ст. 27, п. 1 ст. 28, ст.ст. 29-34, п.п. 5, 11 ст. 39, ст. 40, п.п. 5, 6 ст. 41, ст.ст. 43-46, ст. 49 названного выше закона.
Прокурор Насыров М.Н. в судебном заседании поддержал заявление в полном объеме.
Представители Калининградской областной Думы Андреев С.Н. и Красовский А.А. согласились с тем, что в оспариваемом региональном законе имеются противоречия федеральному законодательству, но просили отказать в удовлетворении заявления по тем основаниям, что внесение изменений в оспариваемый прокурором закон намечено в текущем году. Поскольку при наличии противоречий в региональном законе федеральному применяются непосредственно нормы Федерального закона, пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений не возникнет, и не нарушаются права участников указанных правоотношений.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, письменные возражения на заявление Калининградской областной Думы, суд приходит к следующему.
25 июня 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Закон Калининградской области от 15 декабря 1994 года N 1 "Об областном референдуме Калининградской области", опубликованный в газете "Янтарный край" N 34, 1995 г., от 18 февраля, противоречит названному федеральному закону и подлежит приведению в соответствие с ним по следующим основаниям.
Статьей 2 данного закона области определены основные термины, используемые в данном законе.
Определения понятий "гарантии права на участие в областном референдуме" (абз. 4 ст. 2), "избирательное объединение" (абз. 5 ст. 2), "наблюдатель" (абз. 8 ст. 2), "органы местного самоуправления" (абз 10. ст. 2) не соответствуют п.п. 11, 25, 42, 49 ст. 2 вышеназванного федерального закона, устанавливающим определения данных терминов.
Пунктами 1, 2 ст. 7 закона области инициативой проведения областного референдума наделены группа депутатов Калининградской областной Думы, численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Калининградской областной Думы, глава администрации (губернатору) Калининградской области, а также зарегистрированное органами юстиции не позднее, чем за шесть месяцев до дня обращения в Калининградскую областную Думу с инициативой проведения областного референдума общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах.
Данная норма противоречит положениям ст. 14 федерального закона, в соответствии с которой инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме. Иным субъектам инициатива проведения референдума может быть предоставлена федеральным законом. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее, чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.
Пунктом 9 ст. 9 закона области определено, что решение о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума принимается в пятнадцатидневный срок по истечении 45 дней со дня поступления в Калининградскую областную Думу ходатайства инициативной группы по проведению областного референдума и приложенных к нему документов.
Данное положение противоречит п. 8 ст. 36 федерального закона, согласно которой, решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям закона.
Согласно п. 12 ст. 9 закона области инициативная группа по проведению областного референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения областного референдума с момента получения регистрационного свидетельства, что не соответствует п. 5 ст. 37 федерального закона, согласно которому сбор подписей может осуществляться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.
Согласно п. 15 ст. 9 закона области, количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения областного референдума, не может превышать более чем на 15 процентов их требуемое число, что противоречит п. 2 ст. 38 федерального закона, в соответствии с которым количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов. Законом не может быть установлено иное предельное количество подписей участников референдума, представляемых для назначения референдума.
Пунктами 17, 18 ст. 9 закона области предусмотрен порядок реализации инициативы о проведении областного референдума депутатами областной Думы, главой администрации области, что противоречит положениям ст. 14 федерального закона, которой право выдвижения инициативы о проведении областного референдума указанным лицам не предоставлено.
Согласно п. 1 ст. 12 закона области участки референдума образуются не позднее, чем за 30 дней до дня голосования, что противоречит п. 2 ст. 19 федерального закона, в соответствии с которым участки референдума образуются не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.
Согласно п. 5 ст. 12 закона области списки участков областного референдума публикуются не позднее, чем за 25 дней до дня голосования, что противоречит п. 7 ст. 19 федерального закона, в соответствии с которым списки участков референдума должны быть опубликованы не позднее, чем за 40 дней до дня голосования.
Согласно п. п. 2, 3, 5, 6 ст. 18 закона области территориальные и участковые комиссии областного референдума формируются представительным органом местного самоуправления, при этом территориальные комиссии областного референдума формируются не позднее, чем за 30 дней до дня голосования в составе 9-12 членов комиссии с правом решающего голоса, а участковые комиссии областного референдума формируются не позднее чем через 3 дня со дня образования участков областного референдума в количестве 5-10 членов комиссии с правом решающего голоса. Не менее одной трети состава территориальной, участковой комиссии областного референдума должны быть сформированы на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции (депутатские группы) в Калининградской областной Думе и в представительном органе местного самоуправления.
Данные положения закона области противоречат п.п. 2, 3, 5, 7 ст. 26, п. 4, 5 ст. 27 федерального закона, согласно которым территориальные комиссии действуют на постоянной основе, со сроком полномочий в четыре года. Территориальные комиссии формируются в количестве пяти - девяти членов с правом решающего голоса избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, а участковые комиссии - вышестоящей комиссией. При этом не менее одной второй от общего числа членов указанных комиссий назначается на основе поступивших предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.
Пункт 5 ст. 19 закона области, согласно которому представительный орган местного самоуправления обязан сформировать соответствующую комиссию областного референдума не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии противоречит вышеназванным положениям федерального закона по аналогичным основаниям.
Полномочия избирательной комиссии Калининградской области, участковой комиссии областного референдума определенные ст.ст. 20, 22 закона области, не соответствуют полномочиям установленным для указанных комиссий соответственно п. 10 ст. 23, п. 6 ст. 27 федерального закона.
Установленные ст. 21 закона области полномочия территориальной комиссии областного референдума также не в полной мере соответствуют полномочиям указанной комиссии, определенным п. 9 ст. 26 федерального закона.
Определенный ст. 23 закона области статус членов комиссий областного референдума не соответствует положениям ст. 29 федерального закона, устанавливающей указанный статус.
Не соответствует требованиям ст. 28 федерального закона, установленные ст. 25 закона области нормы об организации деятельности комиссий областного референдума, касающиеся назначения председателя комиссии, а также по иным вопросам.
Пунктом 3 ст. 27 закона области перечислены лица и организации, которые не вправе участвовать в агитации при проведении областного референдума. Данный перечень не в полной мере соответствует требованиям п. 7 ст. 48 федерального закона, устанавливающего круг лиц и организаций, которым запрещено проводить агитацию по вопросам референдума.
Пункт 4 ст. 27 закона области, устанавливающий требования к связанным с референдумом опросам общественного мнения не соответствует требованиям, касающимся проведения и обнародования результатов опросов общественного мнения, установленных статьей 46 федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 28 закона области, агитация при проведении областного референдума начинается со дня опубликования решения о назначении референдума и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования. Агитация на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в периодических печатных изданиях, начинается по завершении распределения бесплатного эфирного времени и печатной площади избирательной комиссией Калининградской области.
Данное положение закона области противоречит п.п. 1, 2 ст. 49 федерального закона, в соответствии с которыми, агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания фонда референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.
Не соответствуют требованиям ст.ст. 50-54 федерального закона, определяющих условия проведения агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях, посредством массовых мероприятий, а также условия выпуска и распространения печатных аудиовизуальных и иных агитационных материалов положения ст.ст. 29 - 33 закона области, регулирующих указанные вопросы.
Согласно ст. 34 закона области, в случае вынесения на областной референдум проекта закона Калининградской области, иного нормативного правового акта каждый участник областного референдума не позднее, чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в органе местного самоуправления, что противоречит ст. 55 федерального закона, в соответствии с которой, указанные проекты предоставляются территориальной комиссией.
Согласно п. 5 ст. 39 закона области, при вынесении на областной референдум нескольких вопросов, вариантов закона Калининградской области, иного нормативного правового акта (его статьи, пункта), они могут включаться в один бюллетень для голосования на областном референдуме, что противоречит п. 9 ст. 63 федерального закона, согласно которому, в случае вынесения на референдум нескольких вопросов, они включаются в разные бюллетени.
Согласно п. 11 ст. 39 закона области участковые комиссии областного референдума получают от территориальных комиссий областного референдума бюллетени для голосования не позднее, чем за 4 дня до дня голосования, что противоречит п. 14 ст. 63 федерального закона, согласно которому, передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее, чем за 3 дня до дня голосования.
Статьей 40, п. 5, 6 ст. 41 закона области определен порядок досрочного голосования на областном референдуме.
Данные положения противоречат п. 1 ст. 65 федерального закона, согласно которому досрочное голосование на референдуме субъекта Российской Федерации не проводится.
Статьи 43 - 46 закона области, устанавливающие порядок подсчета голосов участников областного референдума и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями областного референдума, требования к заполнению протокола участковой комиссии областного референдума об итогах голосования, порядок обработки итогов голосования территориальными комиссиями областного референдума, установление результатов областного референдума не соответствуют положениям статей 67-70 федерального закона, регулирующим данные вопросы.
Статьей 49 закона области регулируется использование государственной автоматизированной информационной системы, что противоречит п. 1 ст. 75 федерального закона, согласно которому государственная автоматизированная система используется в порядке, предусмотренной данным и другими федеральными законами. Требования к государственной автоматизированной системе и ее эксплуатации и развитию определяются федеральным законом, а в части не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Принимая во внимание п. 6 ст. 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Федеральному закону, суд приходит к выводу, что вышеприведенными положениями Закона Калининградской области от 15 декабря 1994 года N 1 "Об областном референдуме Калининградской области" нарушаются интересы Российской Федерации, выраженные в п. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, согласно которому федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По настоящему делу оспариваемы # закон подлежит признанию недействующим в указанной выше части с 25 июня 2002 года, со дня вступления в законную силу Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать недействующими абзацы 4, 5, 8, 10 ст. 2, п.п. 1, 2 ст. 7, п.п. 9, 12, 15, 17, 18 ст. 9, п.п. 1, 5 ст. 12, п.п. 2, 3, 5, 6 ст. 18, п. 5 ст. 19, ст. 20-22, ст.ст. 23, 25, п.п. З, 4 ст. 27, п. 1 ст. 28, ст.ст. 29-34, п.п. 5, 11 ст. 39, ст. 40, п.п. 5, 6 ст. 41, ст.ст. 43-46, ст. 49 Закона Калининградской области от 15 декабря 1994 года N 1 в редакции от 11 марта 1999 года с изменениями от 2 июня, 19 июля 2000 года "Об областном референдуме Калининградской области" с 25 июня 2002 года.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд.
В окончательной форме решение изготовлено 19 июня 2003 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 16 июня 2003 г. N 3-33/2003
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании