Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к решению
Гурьевского районного
Совета депутатов
от 27 июня 2003 г. N 207
Экономическое обоснование структуры муниципальной службы
органов местного самоуправления муниципального образования
"Гурьевский район"
Краткая характеристика объекта управления
Сферой деятельности муниципальных служащих (объектом управления) являются отрасли экономики, объекты социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие жизнедеятельность населения муниципального образования "Гурьевский район", которые характеризуются следующими количественными показателями.
Численность работников предприятий и организаций (без численности занятых в крестьянских, личных подсобных хозяйствах и занятых индивидуальным трудом) - 6,2 тыс. человек, в том числе по основным отраслям:
- промышленность - 0,2 тыс. человек;
- сельское хозяйство - 1,3 тыс. человек;
- транспорт - 0,9 тыс. человек;
- торговля и общественное питание - 0,2 тыс. человек;
- жилищно-коммунальное хозяйство - 0,8 тыс. человек;
- здравоохранение, культура и
социальное обеспечение - 0,4 тыс. человек;
- образование - 1,4 тыс. человек;
- прочие - 1,0 тыс. человек.
Численность пенсионеров # районе - 9,6 тыс. человек, учащихся общеобразовательных школ - 5,3 тыс. человек. На территории муниципального образования расположено 4370 жилых домов, общей площадью 806 тыс. кв. метров. Отапливают жилые дома 21 котельная, отапливаемая площадь 187,6 тыс. кв. метров.
В муниципальном образовании создано 5 муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства: МУП ЖКХ "Дело", МП "Теплогаз", МУП ЖКХ "Коммунальник", МУП ЖКХ "Низовье", МУП ЖКХ "Благоустройство".
По состоянию на 01 января 2003 года на территории района действуют следующие социально-культурные учреждения:
- в сфере образования: 15 общеобразовательных школ, 1 гимназия и 1 лицей. В районе имеется 1 школа-интернат, 11 детских садов-яслей, центр народных ремесел, 4 детских дома;
- в сфере здравоохранения 2 больницы на 120 коек, 2 поликлиники, 3 амбулатории, 25 фельдшерско-акушерских пунктов;
- в сфере культуры 25 библиотек, 19 учреждений клубного типа, 1 детская музыкальная школа, 3 школы искусств, детский досуговый центр.
Промышленность района (с 2002 года) представляет ЗАО "Калининградская геологодобывающая нефтегазовая экспедиция", которая занимается добычей нефти.
В районе осуществляют деятельность по производству, переработке и реализации сельхозпродукции 31 крестьянско-фермермерских# хозяйств, 8 сельскохозяйственных кооперативов, одно общество с ограниченной ответственностью, 4 открытых акционерных обществ, 4 закрытых акционерных обществ, одно сельхозпредприятие - 300 лет ВМФ.
Согласно статистическим данным на 01 января 2003 года, в Гурьевском районе насчитывается 94 организации, осуществляющих строительную деятельность.
Транспортное хозяйство района представлено в основном предприятием ООО "Гурьевские линии - 1". На территории района работают 185 точек и 20 предприятий общественного питания.
Как видно из вышеуказанных предприятий в муниципальном образовании "Гурьевский район" не существует муниципального сектора экономики. Поэтому по отраслям экономики (промышленности, сельскому хозяйству, транспорту, торговле и общественному питанию) функции муниципальных служащих сводятся в основном в подготовке отчетности для вышестоящих организаций с периодичностью один раз в квартал, полугодие, год, разработке правовых актов, регулирующих определенную сферу деятельности, отслеживания текущих тенденций в развитии. Так как предприятия по вышеперечисленным отраслям экономики являются частными, то муниципальные служащие не несут ответственности за их деятельность на территории района.
За последние годы (с момента образования муниципальной службы с 1997 года) не была предложена объективная, обеспеченная материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования "Гурьевский район", ни одна программа для привлечения инвестиций, ни одна программа поддержки налога и среднего предпринимательства, хотя экономическими вопросами занимается заместитель главы администрации, не обремененный решением других вопросов.
Остальные заместители главы администрации являются одновременно и представителями комитетов: сельского хозяйства, по управлению имуществом, финансов и бюджету. Количество заместителей главы администрации (их в настоящее время 5) не сказывается на реальном положении дел в секторах экономики, а только усложняет процесс согласования постановлений главы администрации района, что создает большие неудобства для населения района. При этом, в настоящее время, при положительных тенденциях в развитии района, публикуемых в газете "Наше время", ситуация в районе близка к критической. Многомиллионная задолженность муниципального образования за оказанные услуги привела к тому, что участились случаи периодических отключений электроэнергии, в результате происходят сбои в водоснабжении, а это прямая угроза жизнедеятельности населения района.
Поэтому в сложившейся ситуации один из выходов может быть найден в сокращении муниципальных служащих, занимающихся только в основном составлением отчетов и увеличение за счет этого количества муниципальных служащих, которые управляют и осуществляют контроль за муниципальными предприятиями, осуществляют деятельность по увеличению доходной части местного бюджета.
2. Необходимые изменения в структуре муниципальной службы
В первую очередь необходимо уменьшить количество заместителей главы администрации с 5-ти до 2-х, конкретно оставить первого заместителя главы муниципального образования и заместителя главы муниципального образования по имущественным и земельным отношениям. Так как данными заместителями и соответствующими отделами осуществляется управление и контроль за деятельностью муниципальных предприятий и муниципальной собственностью.
На данных заместителей и отделы: архитектуры, ЖКХ, земельного, управления имуществом приходится наибольшее количество рассмотренных заявлений, жалоб, количество разработанных правовых актов (распоряжений, постановлений). На данные структурные подразделения приходится наибольшая нагрузка по приему граждан. От их деятельности в дальнейшем будет зависеть тарифная политика муниципальных предприятий, увеличение поступлений в местный бюджет от местных налогов, платы за аренду муниципальной собственности.
Учитывая, что в настоящее время данные структурные подразделения осуществляют свою деятельность в количестве от 2-х до 3-х муниципальных служащих, необходимо увеличить количество муниципальных служащих в вышеперечисленных отделах.
Отдел образования управляет наибольшим количеством муниципальных учреждений, поэтому уменьшать количество муниципальных служащих, которые осуществляют организацию, контроль и координацию работы муниципальных учреждений образования, дошкольных учреждений нет необходимости. Тоже самое относится к отделу культуры и делам молодежи, отделу социальной защиты, архивному отделу. Количество муниципальных служащих в данных отделах может быть определено по прежней структуре. При необходимости в отделе образования можно сократить должность ведущего специалиста по строительству.
В структуре, утвержденной 26 октября 2000 года в комитете по сельскому хозяйству было 10 муниципальных служащих. Необходимо особо отметить, что в вопросах ведения местного самоуправления, определенных статьей 6 Федерального Закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ не перечислены отдельно вопросы управления отраслями экономики: промышленностью, сельским хозяйством, торговлей и т.д., они объединены одним пунктом - комплексное социально-экономическое развития муниципального образования. Кроме этого в статье 87 Бюджетного кодекса перечислены функциональные виды расходов, которые финансируются исключительно из местного бюджета - это формирование муниципальной собственности и управление ею. Как отмечалось выше, в муниципальном образовании "Гурьевский район" нет ни одного муниципального сельскохозяйственного предприятия, предприятия транспорта, промышленности, торговли и общественного питания. Поэтому функции муниципальных служащих по данным отраслевым вопросам сводятся в основном в составлении необходимой отчетности, что никак не отражается на деятельности отраслей экономики. Целесообразно разделить данные функции по отраслям экономики между двумя отделами: отделом экономического развития и торговли и отделом промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
В структуре муниципальной службы от 26 октября 2000 года для решения финансовых вопросов был утвержден Комитет по финансам и бюджету (в предыдущей структуре 1997 года - финансовый отдел) в количестве 8-ми муниципальных служащих. Но в нарушение структуры муниципальной службы, определение которой входит в компетенцию районного Совета и в нарушение принятого реестра муниципальных должностей в Комитете по финансам и бюджету были организованы три отдела не утвержденных сессией районного Совета: отдел бюджетного планирования и исполнения бюджета, отдел финансов, бухгалтерского учета и отчетности, контрольно-ревизионный отдел. Количество муниципальных служащих было увеличено до 10-ти человек. При этом в структуре муниципальной службы от 26 октября 2000 года, были уже утверждены отделы со схожими названиями: отдел бухгалтерского учета и отчетности и организационно-контрольный отдел в количестве 8-ми муниципальных служащих в двух отделах. Увеличение численности муниципальных служащих осуществляющих контрольные функции и дублирующие по названию друг друга никак не сказалось на результатах их работы. Бюджет планируется без экономических расчетов по статьям доходов и расходов, без привлечения руководителей соответствующих подразделений, по которым ежегодно отмечается недофинансирование, увеличиваются долговые обязательства местного бюджета.
Как следствие, в настоящее время, муниципальное образование одновременно миллионными долгами и увеличением муниципальных служащих, которые осуществляют распределение денежных средств по мере их поступления в местный бюджет, не управляя ситуацией в финансовой сфере с целью ее исправления, экономически неэффективно и практически необоснованно, т.к. денежное содержание муниципального служащего обходится до 200 тысяч рублей в год населению Гурьевского района. Сокращение их количества позволит перераспределить денежные средства, расходуемые на неэффективно работающих муниципальных служащих, направив их на развитие жилищно-коммунальной сферы, для исключения сбоев в обеспечении населения водой и другими коммунальными услугами.
Если учесть тот факт, что 15% муниципальных служащих составляют специалисты, достигшие пенсионного возраста и получающие пенсионное обеспечение (со стороны которых идет наибольшее сопротивление любым изменениям в структуре муниципальной службы), то данное сокращение никак не отразится на профессиональных и компетентных служащих, обеспечивающих решение вопросов жизнедеятельности населения муниципального образования.
3. Муниципальные должности, применяемые в муниципальном образовании
В соответствии с Федеральным Законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 08 января 1998 года N 8-ФЗ, муниципальные должности муниципальной службы, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым Законом Калининградской области. В Законе Калининградской области "О Едином Реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Калининградской области" от 26 декабря 2002 года N 217, для каждой группы муниципальных должностей, определены наименования муниципальных должностей, которые формируют штатную структуру муниципальной службы муниципальных образований Калининградской области.
Реестр, установленный Законом, может применяться в муниципальных образованиях, отличающихся друг от друга по численности проживающего населения, по количеству управляемых муниципальных предприятий, а также по степени развития отраслей экономики.
В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области приводят свои правовые акты, а также штатные расписания в соответствие с Законом "О Едином Реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Калининградской области" от 26 декабря 2002 года N 217.
13 и 26 октября 2000 года нормативными правовыми актами 38-й и 39-й сессий районного Совета депутатов были определены структура и Реестр муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования "Гурьевский район". В соответствии с Уставом муниципального образования, определение муниципальных должностей относится к компетенции районного Совета. Поэтому, учитывая малочисленность структурных и территориальных подразделений администрации района, сложность и объем выполняемой работы, наиболее оптимальным можно считать следующий перечень муниципальных должностей, установленный в соответствии с Единым Реестром, утвержденным Законом Калининградской области:
Администрация муниципального образования
"Гурьевский район"
Высшие муниципальные должности
Первый заместитель главы муниципального образования
Заместитель главы муниципального образования
Главные муниципальные должности
Глава администрации сельского округа
Заместитель главы администрации сельского округа
Начальник отдела (самостоятельного)
Ведущие муниципальные должности
Заместитель начальника отдела (самостоятельного)
Помощник главы муниципального образования
Старшие муниципальные должности
Главный специалист
Младшие муниципальные должности
Ведущий специалист
В соответствии со статьей 10 Закона Калининградской области "Об основах муниципальной службы в Калининградской области" от 7 марта 1996 года N 43, штатное расписание муниципальных должностей устанавливается в соответствии со структурой муниципальной службы. Поэтому структурой муниципальной службы по каждому структурному и территориальному подразделению должно быть определено количество штатных единиц в зависимости от объема, содержания и периодичности должностных полномочий муниципальных служащих. Так как в территориальных подразделениях - сельских администрациях, муниципальными служащими являются только два служащих: глава администрации сельского округа и заместитель главы администрации сельского округа, то и в структурных подразделениях администрации минимальное количество муниципальных служащих должно быть равно - двум. Необходимость увеличения количества муниципальных служащих должно быть обосновано должностными обязанностями, которые необходимы для решения вопросов местного значения. Кроме этого необходимо отметить тот факт, что денежное содержание муниципальных служащих устанавливается статьей 22 Закона Калининградской области и зависит от среднего уровня заработной платы по области со всеми надбавками или по району, если он выше, чем по области. В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона, предельные суммы расходов на денежное содержание муниципальных служащих устанавливаются нормативным правовым актом районного Совета депутатов.
Чтобы определить эти суммы, необходимо понять, что денежное содержание определено Законом, в котором установлены минимальные и максимальные пределы, которые органы местного самоуправления не имеют право регулировать. Регулировать органы местного самоуправления имеют право только количество муниципальных служащих, необходимых для эффективного управления муниципальным образованием.
Так как денежное содержание муниципальных служащих, установленное Законом, является одним из самых высоких среди муниципальных учреждений, организаций, предприятий и оплачивается оно за счет населения района (налогоплательщика), то население района принимает непосредственное участие в формировании муниципальной службы через депутатов районного Совета, которые представляют население района и принимают решение от его имени.
Экономическое обоснование количества муниципальных служащих, необходимых для обеспечения жизнедеятельности района, является обязательным для определения структуры муниципальной службы.
Такое обоснование должно быть представлено любой из сторон, принимающих участие в формировании муниципальной службы, кроме органов государственной власти, т.к. подходы в формировании и определении количества служащих в органах государственной власти и в органах местного самоуправления регулируются разными нормативными правовыми актами.
Руководствуясь конституционным принципом самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, которые определены Федеральными и областными Законами, районный Совет депутатов, с учетом обоснованных мнений всех заинтересованных сторон (депутатов, населения, администрации района), определяет структуру муниципальной службы муниципального образования "Гурьевский район" и муниципальные должности муниципальной службы в администрации и районном Совете депутатов.
На основании утвержденного количества муниципальных служащих, будет определена предельная сумма денежных расходов на их содержание в соответствии со статьей 22 Закона Калининградской области "Об основах муниципальной службы в Калининградской области" с последующим контролем за их расходованием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.