Решение Калининградского областного суда от 26 июля 2004 г. N 3-85/04
Калининградский областной суд в лице судьи К.С.И.
при секретаре С.Н.В.
с участием прокурора З.С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калининградской области об оспаривании отдельных положений Закона Калининградской области "О пассажирских перевозках на автомобильном транспорте в Калининградской области",
у с т а н о в и л :
Прокурор Калининградской области обратился в суд с указанными выше требованиями, ссылаясь на то, что отдельные положения оспоренного закона противоречат федеральному законодательству и Конституции РФ.
Он указал, что статьи 8 и 24 закона регулируют вопросы урегулированные Гражданским кодексом РФ, а в силу пункта "о" статьи 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и не может регулироваться законодательством субъекта РФ.
Статья 15 закона нарушает право органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, связанных с транспортным обслуживанием населения, которое предоставлено им подпунктом 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и статьей 12 и частью 1 статьи 130 Конституции РФ.
Представитель областной Думы К.А.В. в судебном заседании с заявленными прокурором требованиями не согласился, пояснив, что в статье 8 урегулированы вопросы не гражданского законодательства, а связанные с государственными и муниципальными контрактами, которые в силу пунктов 4 и 5 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ могут регулироваться не только законодательными актами субъектов РФ, но и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Статьи 15 и 24 закона служат целям обеспечения безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, что в силу подпункта "б" пункта 1 статьи 72 и статьи 76 Конституции РФ может регулироваться законами субъекта РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав другие доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 8 Закона Калининградской области "О пассажирских перевозках на автомобильном транспорте в Калининградской области", которая называется: "Сроки размещения заказов на осуществление маршрутных пассажирских перевозок, периодичность проведения конкурсов", определяет, кто утверждает положение о конкурсе на право работы на регулярных автобусных маршрутах, кто может быть участником конкурса, каким требованиям он должен отвечать, на какой срок заключается договор с победителем конкурса, устанавливается правило пролонгации договора. Устанавливаются основания для досрочного расторжения договора, для проведения дополнительных конкурсов, определяются некоторые из условий договора.
Статья 24 названного закона закрепляет права пассажиров.
В статье 15 оспоренного закона, которая называется: "Компетенция органов местного самоуправления", определено, что органы местного самоуправления выполняют функции заказчика и организатора пассажирских перевозок, а затем излагаются эти функции. Анализ приведенных норм Закона Калининградской области "О пассажирских перевозках на автомобильном транспорте в Калининградской области" позволяет сделать вывод о том, что они противоречат пункту "о" статьи 71 Конституции РФ, согласно которому гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, и положениям части 1 статьи 130 Конституции РФ о самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Статьи 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируют вопросы, связанные с организацией и порядком проведения конкурсов, фактически эти же вопросы регулирует и статья 8 оспоренного закона, но некоторые из них по-своему.
Так указанная статья предусматривает утверждение положения о конкурсе, хотя в статье 448 Гражданского кодекса говорится только об извещении о конкурсе и устанавливаются требования к его содержанию.
Часть требований к содержанию извещения, указанных в статье 448 ГК РФ, также указывается и в статье 8 оспоренного закона, только уже применительно к конкурсу по размещению заказов на осуществление маршрутных пассажирских перевозок.
Предусмотренное статьей 8 положение об опубликовании перечня транспортных организаций содержится в части второй пункта 1 статьи 789 ГК РФ.
Статья 24 закона области закрепляет права пассажиров, хотя права и обязанности пассажиров предусмотрены нормами главы 40 ГК РФ.
Ссылку представителя областной Думы на статью 72 Бюджетного кодекса РФ в подтверждение права законодателя субъекта РФ регулировать отношения связанные с государственными и муниципальными контрактами, нельзя признать обоснованной, т.к. эта норма не может применяться без учета статьи 1 названного кодекса, согласно положениям которой к правоотношениям, регулируемым этим кодексом относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов.
Из изложенного следует, что законодательством субъекта может регулироваться только финансовая сторона отношений связанных с государственными и муниципальными контрактами, но не их гражданско-правовая сторона, к которой относятся отношения, связанные с организацией и порядком проведения конкурсов.
При разрешении данного дела следует учитывать и правовую позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой в законодательстве субъекта РФ не должны воспроизводиться федеральные законы, принятые в сфере ведения Российской Федерации, т.к. они действуют непосредственно и подлежат применению на всей территории Российской Федерации (Постановление от 30 сентября 1993 года N 18-П)
В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений относится к полномочиям местного самоуправления.
В статье 15 оспоренного прокурором закона областной законодатель за орган местного самоуправления решил один из вопросов организации транспортного обслуживания, возложив на этот орган функции заказчика и организатора пассажирских перевозок.
Остальное содержание статьи 15 связано с перечислением функций заказчика и по существу воспроизводит статью 7 закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 253, 194 и 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление прокурора Калининградской области удовлетворить.
Признать недействующими статьи 8, 15, 24 Закона Калининградской области от 12 ноября 2001 года N 80 "О пассажирских перевозках на автомобильном транспорте в Калининградской области".
Указанные нормы не подлежат применению с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд РФ через Калининградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 6 августа 2004 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 26 июля 2004 г. N 3-85/04
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании