Решение Калининградского областного суда от 20 июля 2004 г. N 3-83/04
Калининградский областной суд в лице судьи К.С.И.
при секретаре С.Н.В.
с участием прокурора З.С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калининградской области об оспаривании отдельных положений Закона Калининградской области от 24 мая 1999 года N 129 "О структуре органов исполнительной власти области, порядке их образования и полномочиях",
у с т а н о в и л :
Прокурор Калининградской области обратился в суд с названным выше заявлением, указывая на то, что статьи 1 и 2 закона, а также его приложение N 1 противоречат пункту 4 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому, по мнению прокурора, перечень исполнительных органов государственной власти Калининградской области должен устанавливаться постановлением главы администрации (губернатора) Калининградской области, в то время как согласно оспоренным нормам это фактически делает областная Дума.
Кроме этого в названном законе прокурор оспорил статью 8, согласно которой заместители руководителя органа исполнительной власти назначаются и освобождаются от должности главой администрации (губернатором) Калининградской области по представлению руководителя органа исполнительной власти, хотя в силу подпункта "г" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, т.е. названное полномочие отнесено к компетенции администрации Калининградской области.
В судебном заседании представитель областной Думы Кузнецов А.В. с требованиями прокурора согласился частично. Не оспаривая обоснованность заявленных прокурором требований в части статьи 8, он не согласился с толкованием прокурора пункта 4 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", из содержания которого, по его мнению, не следует, что перечень исполнительных органов государственной власти Калининградской области должен устанавливаться постановлением главы администрации (губернатора) Калининградской области.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав другие доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона Калининградской области от 24 мая 1999 года N 129 "О структуре органов исполнительной власти области, порядке их формирования и полномочиях" под структурой органов исполнительной власти области понимается установленный этим законом перечень органов исполнительной власти, а в соответствии со статьей 2 названного закона структура органов исполнительной власти утверждается областной Думой по представлению главы администрации (губернатора) Калининградской области и является приложением N 1 к этому закону.
Утверждение прокурора о том, что структура это не перечень органов исполнительной власти, а перечень видов органов исполнительной власти, на законе не основано.
Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации только определяется, а не утверждается, как указывает прокурор в своем заявлении, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Учитывая же, что согласно оспоренным нормам только глава администрации (губернатор) вправе входить с законодательной инициативой по этому вопросу, т.е. только он определяет перечень органов исполнительной власти, который будет обсуждать и утверждать областная Дума, суд не усматривает противоречий между указанными выше нормами областного закона и федеральным законодательством.
Что касается статьи 8 оспоренного закона, согласно которой заместители руководителя органа исполнительной власти назначаются и освобождаются от должности главой администрации (губернатором) Калининградской области по представлению руководителя органа исполнительной власти, то она противоречит указанным выше положениям подпункта "г" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной сласти# субъектов Российской Федерации", согласно которым решение этих вопросов отнесено к компетенции высшего исполнительного органа власти, т.е. администрации Калининградской области.
Таким образом заявление прокурора подлежит удовлетворению только в части признания недействующей статьи 8 закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 и 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать недействующей статью 8 Закона Калининградской области от 24 мая 1999 года N 129 "О структуре органов исполнительной власти области, порядке их образования и полномочиях".
Указанная норма не подлежит применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление, в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 27 июля 2004 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 20 июля 2004 г. N 3-83/04
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании